скарлетт о хара актриса биография
Сериал «Скарлетт» 26 лет спустя: актеры тогда и сейчас
Сериал «Скарлетт» прославил Джоанн Уолли-Килмер и стал одной из первых заметных работ для Шона Бина. Разумеется, за прошедшие годы все актеры, сыгравшие в телевизионном проекте, очень изменились.
Сериал «Скарлетт» с самого начала имел спорную «репутацию». Дело в том, что это было прямое продолжение легендарного фильма «Унесенные ветром». Сценаристы рискнули и сильно изменили первоисточник Александры Рипли, что очень не понравилось тем, кто читал книгу.
Несмотря на все эти нюансы, сериал все равно полюбился миллионам зрителей. Особенно его ценят в России, где «Скарлетт» любят так же сильно, как и «Унесенные ветром». Однако для исполнителей главных ролей проект не стал пропуском в Голливуд. Скорее, наоборот, для многих эта мелодрама так и осталась единственной большой удачей.
Джоанн Уолли-Килмер
Именно Джоанн больше всех пострадала, когда критики и недовольные зрители разносили сериал. Оно и понятно: актрису сравнивали с великой Вивьен Ли, которой удалось создать эталонный образ Скарлетт О’Хара. Однако Уолли-Килмер сумела выдержать давление общественности. В этом ей помог немалый опыт работы перед камерой.
Еще в 70-е артистка начала пробовать себя в кино. Чаще всего ей доставались небольшие роли, но Джоанн была благодарна и за это. «Я не помню, чтобы я сидела и говорила: «Вот поэтому я и хочу стать актрисой». Я просто знала. Это никогда не было сознательным решением или откровением. Мне нравится поощрять саму себя, если удается освоить какое-то новое дело. Мне нравится чувство страха, опасности, надежды. Все это создает ту энергию, которую я отдаю на съемочной площадке», — делилась звезда.
В момент съемок в «Скарлетт» артистке то и дело приписывали отношения с Тимоти Далтоном, но тогда она уже была замужем за Велом Килмером. Вместе с супругом звезда воспитывала двоих детей, но в 1996 году они неожиданно расстались.
Больше Джоанн так и не вышла замуж. Позднее артистка играла и в «Сплетнице», и в «Борджии», но получала лишь роли второго плана. Именно поэтому перевоплощение в Скарлетт О’Хара так и осталось главным в карьере звезды.
Тимоти Далтон
На момент съемок в «Скарлетт» Тимоти Далтон уже был большой звездой. Он успел сняться в сериале «Джейн Эйр», перевоплотился в Хитклиффа в очередной экранизации «Грозового перевела» и даже ненадолго стал Джеймсом Бондом.
Далтон был одним из главных претендентов на роль Ретта Батлера. Во-первых, актер подходил по типажу, а во-вторых, он чем-то был похож на Кларка Гейбла. В результате перевоплощение Тимоти оценили многие зрители, а вот критики остались не в восторге.
Сейчас Тимоти живет преимущественно в Великбритании. Снимается он редко, да и публичные мероприятия почти не посещает.
Шон Бин
Это сейчас Шон Бин ассоциируется у зрителей с ролями в «Игре престолов» и «Властелине колец». А вот в начале 90-х артист только играл себя. Так что перевоплощение в «Скарлетт» стало для него знаковым. Тем более, Бину досталась запоминающаяся роль настоящего мерзавца — лорда Ричарда Фентона.
Шон произвел неизгладимое впечатление на всех, кто смотрел сериал и, пожалуй, не было зрителя, который бы не радовался смерти его персонажа в финале. Сам актер в дальнейшем продолжил экспериментировать с амплуа неоднозначных персонажей. Он то и дело играл злодеев и людей с сомнительной репутацией.
Не менее насыщенной была личная жизнь Шона: артист женился аж пять раз, и последняя свадьба состоялась в 2017 году. Сейчас Бину 61, и он продолжает активно играть в кино. Правда, актеру редко достаются главные роли.
Аннабет Гиш
Для Аннабет роль в «Скарлетт» стала одной из первых в карьере. Актриса сыграла скромную Анну Хэмптон, которая влюбляется в Ретта Батлера и выходит за него замуж. Перевоплощение было удачным, но оно не стало для звезды знаковым. Гораздо более важным для нее оказалось появление в нескольких сезонах «Секретных материалов». Именно культовое шоу сделало Гиш по-настоящему знаменитой.
Позднее звезда играла в «Милых обманщицах», «Сынах анархии» и других успешных проектах. При этом Аннабет появляется преимущественно в телевизионных проектах. А вот главные роли в полнометражных картинах ей предлагают редко.
Зато Гиш давно счастлива в личной жизни. Вместе с мужем актриса воспитывает 13-летнего сына. Семья проживает в шикарном поместье в Беверли-Хиллз.
Стивен Коллинз
Стивен начал играть в кино еще в 70-е, но очень долго не мог добиться успеха. Продюсеры видели в нем только актера второго плана. Так что перевоплощение в «Скарлетт» стало знаковым для Коллинза. Ему досталась роль Эшли, того самого, в которого на протяжении многих лет была влюблена главная героиня. Амплуа сложное и драматичное, и Стивен отлично с ним справился.
А вскоре в карьере актера случилась и главная удача: он получил роль в сериале «Седьмое небо», где играл более 10 лет. Проект пользовался огромной популярностью в США и получил массу положительных отзывов от критиков. После окончания этого шоу Коллинз продолжил работать на телевидении, но достигнуть той же вершины больше ни разу так и не смог.
Ну, а в 2014 году в жизни Стивена произошло самое резонансное событие: актер признался в растлении трех юных девушек. Оказалось, что именно из-за этого ранее с Коллинзом развелась его супруга. Разумеется, после такого признания на карьере актера был поставлен крест. Судебные разбирательства продолжались еще несколько лет, и в итоге звезде удалось избежать реального срока. Однако в кино его теперь не приглашают.
Колм Мини
Ирландский актер исполнил в сериале роль священника Колума О’Хара, который страстно влюблен в Скарлетт. Амплуа яркое и даже слегка противоречивое, но артист без проблем с ним справился. А главное, что Колма Мини сразу же полюбили зрители.
Несмотря на такой успех, артист не захотел окончательно переезжать в Голливуд. Именно поэтому он продолжил играть в ирландских и английских постановках. Здесь Колму доставались роли второго плана и эпизодические перевоплощения. А вот главных ролей в его фильмографии почти нет.
Артист и сейчас очень много играет: в год с ним выходит минимум 3-4 проекта, но больших успехов в карьере у Мини давно не наблюдается. Зато актер счастлив в браке. Вместе со второй супругой Инес он живет уже много лет, но вот в свет парочка выходит редко.
Скарлетт О’Хара
История персонажа
Дочь плантатора с американского Юга Скарлетт О’Хара в середине 30-ых годов прошлого столетия произвела фурор в кругах читающей публики США. И до сих пор образ миловидной обольстительницы с твердым характером многие женщины считают примером для подражания.
История создания
Осенью 1926 года американская журналистка Маргарет Митчелл растянула лодыжку и оказалась прикованной к постели на несколько недель. Сначала женщина перечитала всю интересную художественную литературу библиотеки Атланты, а когда книги кончились, муж пошутил:
«Похоже, Мегги, тебе самой придется написать книгу, если хочешь что-нибудь читать».
И Маргарет села за работу, которая продлилась вплоть до 1933 года. Во время написания автор ревностно хранила тайну сюжета, тем более никому не показывала рукописи. Детали, и то в общих чертах, знал только муж. В 1935 году папка с отпечатанным на машинке романом попала в руки представителя крупного издательства «Макмиллан». Ознакомившись с трудами писательницы, он остался доволен, а спустя год книга «Унесенные ветром» уже гремела на всю страну.
Столь головокружительного успеха своего детища Митчелл не ожидала: женщина до конца дней считала, что «простая история о простых людях», лишенная стиля, философии и гениальных мыслей, не заслуживает такого внимания. С писательницей поначалу согласились и критики, холодно приняв книгу. Произведение выбивалось из череды модных на тот период литературных течений, да и непонятно было, к какому жанру его относить, – получился микс исторических, авантюрных и усадебных романов.
Маргарет Митчелл с романом «Унесенные ветром»
Но народное признание взяло верх. Маргарет стала звездой газет и телепередач, а после экранизации бестселлера имя писательницы узнал весь мир. Кроме того, книга принесла автору Пулитцеровскую премию.
Сюжет
Скарлетт О’Хара – наследница плантатора с американского Юга, избалованная девушка, уверенная в своей неотразимости. Героиня создана для жизни «истинной леди», наполненной балами, развлечениями в виде охоты и шашней с противоположным полом. Так события и развиваются до 1861 года. Скарлетт с легкостью очаровывает мужчин, но вздыхает по Эшли Уилксу, жениху «неудачницы и дурнушки» кузины Мелани.
Внешность Скарлетт О’Хара
Однажды девушка решилась признаться возлюбленному в чувствах, однако получила отказ. Интимный разговор подслушал мужчина с очень плохой репутацией Ретт Батлер – так произошла первая встреча двух главных персонажей романа.
Обида и юношеский максимализм победили здравый смысл, и Скарлетт вышла замуж за кузена Чарльза Гамильтона. С разгаром Гражданской войны жизнь круто меняется – муж умирает от кори в лагере, оставив девушку с ребенком на руках. 17-летняя вдова с ужасом понимает, что теперь по законам общества придется носить траур до конца дней. В Таре, поместье семьи О’Хара, уже совсем не весело, балы прекратились, канула в Лету атмосфера счастья и беззаботности.
Скарлетт О’Хара в поместье Тара
Чтобы развеяться, Скарлетт отправляется к родне покойного супруга в Атланту, где живет Мелани, которая благополучно вышла замуж за Эшли и ждет ребенка. В городе на ее пути вновь встречается Ретт Батлер. Под его влиянием Скарлетт снимает траур и пробует снова быть счастливой. Впрочем, ухаживания этого очаровательного мужчины решительно отвергает, потому что до сих пор лелеет надежду на ответные чувства Эшли.
Но героине приходится впервые столкнуться с ужасами войны и сложностями жизни. Эшли без вести пропал, Мелани тяжело переносит беременность, а янки уже на подступах к Атланте. Жители срочно эвакуируются, но Скарлетт не может бросить Мелани, которая родит со дня на день. Во время штурма города девушка принимает роды у кузины, и только после этого с помощью Ретта все покидают осажденный населенный пункт.
Теперь Скарлетт нужно быть сильной, ведь только она может позаботиться об оставшейся кучке родственников и прислуги. Повзрослевшая в мгновение девушка берет в свои руки управление поместьем. Чтобы раздобыть денег на налоги за Тару, решает соблазнить богатого Ретта Батлера, но узнает, что мужчина в тюрьме. В отчаянии барышня выходит замуж за жениха сестры Фрэнка Кеннеди. Демонстрируя коммерческие таланты, ведет дела в магазине мужа и приобретает лесопилку. Молодой женщине, наконец, удается попрощаться с бедностью.
Скарлетт О’Хара и Эшли Уилкс
Сердце Скарлетт все еще принадлежит Эшли. Несмотря на счастливый брак возлюбленного с Мелани, девушка пытается быть рядом, опекает его и устраивает на работу. Вскоре ей снова предстояло облачится в наряд вдовы – муж погибает от рук вольных афроамериканцев, а Ретт, пользуясь случаем, делает Скарлетт предложение.
Семейная жизнь не складывается, любовь к мужу не просыпается даже с рождением дочери Бонни, в которой Ретт души не чает. Страдания по Эшли угнетают мужчину, а окончательный разрыв наступает после трагической гибели общего ребенка – Батлер покидает дом.
Скарлетт О’Хара
Двери к вожделенному воссоединению с Эшли приоткрылись было со смертью Мелани. Но, умирая при вторых родах, женщина говорит Скарлетт, что Ретт очень любит ее. В этот момент на героиню снисходит озарение – она понимает, что тоже любит только своего мужа, а к Эшли испытывала лишь глупое чувство собственности.
При встрече, на которой Скарллет призналась в своих чувствах, Батлер обдал ее холодом презрения, заявив, что любовь давно растаяла. Но героиня твердо решает вернуть расположение супруга и, наконец, быть счастливой. История заканчивается знаменитым монологом Скарлетт:
«Я подумаю обо всем этом завтра, в Таре. Тогда я смогу. Завтра я найду способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день».
Образ
Митчелл подарила персонажу часть собственной биографии. Родословная писательницы уходит корнями в Ирландию и Францию, Скарлетт О’Хара тоже наполовину ирландка, наполовину француженка. Предки Маргарет участвовали в Гражданской войне, описанной в романе. Да и внешняя характеристика героини списана с фото красавицы Митчелл: темные волосы, зеленые глаза, стройная фигура. Впрочем, автор сразу говорит, что Скарлетт не отличается красотой, скорее, обладает пленительным обаянием.
Скарлетт О’Хара в юности
Женщина словно магнитом притягивала представителей сильной половины человечества, этим качеством писательница поделилась с вымышленной девушкой. Кроме того, добавила в ее характер собственные черты – мужскую хватку в делах, целеустремленность.
Скарлетт О’Хара родилась в 1845 году, ее возраст по роману – 16 лет, а в конце книги перед читателем предстает 28-летняя женщина. Маргарет Митчелл в подробностях описывает внешность героини, не забывая и о нарядах, которые полностью соответствуют той эпохе.
Зеленое платье Скарлетт О’Хара из занавески
В одной из глав красочно представлена задумка ее платья, в котором девушка отправилась соблазнять Ретта. Наряд из-за финансовой нужды Скарлетт сшила из портьеры:
В зените славы Митчелл удивлялась тому, что читатели и зрители выбрали Скарлетт своим эталоном, возведя в ранг чуть ли не национального героя. Считала такое поведение нелепым:
«Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего».
Поклонники же увидели в персонаже недюжинную силу характера. На долю девушки выпали тяжелые испытания, но, несмотря на нужду, войну и личные трагедии, она отличилась талантом подниматься и двигаться вперед. Энергии барышне хватило, чтобы реализовать скрытые ресурсы и пережить потрясения. Чем не национальный герой?
Фильмы и актеры
Премьера экранизации романа Митчелл «Унесенные ветром» состоялась в конце 1939 года. Примечательно, что впервые картину увидели зрители Атланты. В копилке наград – восемь «Оскаров».
Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хара
Главная роль досталась невысокой ростом, щуплой и невероятно милой Вивьен Ли. Создатели фильма не сразу утвердили актрису, потому что та мало соответствовала книжному образу, к тому же была англичанкой. Сначала пропустили через кастинг почти полторы тысячи известных и не очень лиц Голливуда. Поиски продлились два года. Авторы ленты серьезно подумывали вручить сценарий Алисии Ретт и Марселль Мартин, но в итоге образ Скарлетт воплотила Ли. Обольстителя Ретта Батлера представил Кларк Гейбл.
Джоэнн Уэлли в роли Скарлетт О’Хара
Интересные факты
Цитаты
Писательница вложила в уста Скарлетт мудрые мысли о жизни и любви.
«Вот что получается, когда оглядываешься назад — на то время, когда ты был счастлив, — одна боль, душевная мука и досада».
«Когда слишком долго откладываешь признание, его все труднее и труднее сделать, и наконец наступает такой момент, когда оно просто становится невозможным».
«Смерть, налоги, роды! Ни то, ни другое, ни третье никогда не бывает вовремя».
«От слез может быть толк, когда рядом мужчина, от которого нужно чего-то добиться».
«Любовь не может в одну минуту превратиться в безразличие».
«Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний».
«Столько есть всего, о чём надо подумать. Зачем забивать себе голову тем, чего уже не вернёшь, — надо думать о том, что ещё можно изменить».
Биография актрисы Вивьен Ли: история жизни, роль Скарлетт О’Хары и другие
Женщина, признанная одной из красивейших в Великобритании, возглавившая список кумиров для многих, актриса Вивьен Ли, несмотря на прошедшие полвека со дня ее смерти, и сегодня будоражит сердца мужчин и вызывает восхищенно-завистливые взгляды у представительниц прекрасного пола. Она сумела вдохнуть настоящую жизнь в своих персонажей, а сплав удивительной красоты и истинного таланта сделал воссозданные ею образы живыми и осязаемыми.
Ее личная жизнь складывалась непросто, как и у ее персонажей, но она всегда шла вперед, высоко подняв подбородок, наперекор судьбе и невзирая на молву. Она получила свою долю уважения и любви общества вполне заслуженно. Давайте познакомимся с историей ее жизни и узнаем, какой путь пришлось пройти этой хрупкой женщине с несломимым оптимизмом в глазах.
Лучшая актриса кино Вивьен Ли: биография и личная жизнь
Ее называют одной из самых красивых женщин двадцатого века, которая сумела воплотить непростой образ Скарлетт О’Хара — настоящей южанки со сложным характером. Она смогла стать настоящим достоянием Америки, несмотря на то, что была британкой, а воспитывалась вообще в Индии. Она играла так, как и любила, самоотверженно отдавая всю себя каждой минуте своей роли, что хорошо чувствуют зрители. Вивьен Ли была и остается истинным символом эпохи, примером для многих.
Мало кто знает, что эта актриса была страстной курильщицей. Возможно, именно это и свело ее в могилу раньше времени. В день она могла выкурить по три, а то и четыре пачки табачной отравы.
Она играла напыщенных шекспировских королев и девушек с трагической судьбой, снималась в комедиях и драмах, никогда не брезгуя даже ролями простушек. В ее исполнении все образы становились объемными и живыми. За свою сценическую карьеру она снялась во многих картинах, но главными ее ролями считаются оскароносные Бланш Дюбуа из «Трамвая желаний» и Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром».
В шестидесятом году прошлого века в Голливуде на пресловутой «Аллее славы» появилась звезда с ее именем.
Все это оказалось тяжелым грузом для актрисы, а жизнь ее оборвалась внезапно, давно съедающей ее болезнью. Но, несмотря на это, зрители навсегда сохранят ее образ в своей памяти, снова и снова пересматривая старые, ничуть не устаревшие фильмы.
Детство звезды театра
Эрнест Ричард Хартли родился в мае 1984 года в живописном английском местечке Бингли в графстве Уэст-Йоркшир. Он учился в обычной школе, подрастал, а когда пришла пора выбрать свой жизненный путь, как и многие молодые люди того времени, отправился искать счастья и богатства в колонии. Особой славы он там не снискал, как и сказочного состояния. Он был обычным офицером кавалерии, а заодно еще и брокером. Зато, проживая в Калькутте, Эрнест познакомился с девушкой, у которой была забавная и труднопроизносимая фамилия Гертрудой Якджи. Она имела армянские, французские и ирландские корни, была ослепительно красива. В 1912 году молодые люди поженились в лондонском Кенсингтоне, обещая друг другу вечную любовь, и слово сдержали.
Долго оставаться на родине супруг не могли – Хартли звала служба, и пришлось сразу же после бракосочетания уезжать в Дарджилинг, который живописно раскинулся у самого подножия Гималаев в провинции Западная Бенгалия. Там же, в доме кавалериста, из окна которого открывался великолепный вид на горные кряжи, пятого ноября 1913 года на свет появилась маленькая девочка с фиалковыми глазами и черными, будто смоль, волосами. Назвать ее решено было Вивиан Мэри Хартли.
Учеба и интересы в юности
С раннего детства девочка была очень красива, а подрастая, становилась все более привлекательной. Одна из подруг Гертруды писала впоследствии, что не видела прелестнее и изящнее дитя. Ее молочная кожа была очень нежной, а огромные глаза будто заглядывали в самую душу. Мать рано стала учить ее этикету, считая, что для добропорядочной англичанки, даже выросшей в колониях, это главное в жизни. Эти уроки Вивиан пронесла через всю жизнь. Позже она расскажет, что впитала с молоком матери, что обладать хорошими манерами – значит никогда не делать того, что тебе хочется. В три годика она даже исполнила свою первую роль – прочла стихотворение «Маленькая Бо Пип» со сцены по инициативе своей матери.
Когда малышке исполнилось четыре, Гертруда забеременела и родила близнецов. Однако они оказались слабыми и оба погибли, так и не дожив до года. Больше о детях в семействе Хартли никто и никогда не заговаривал. Испуганный Эрнест решил отослать любимую супругу и дочку обратно в Англию, в то время, как сам был отправлен по службе в Бангалор на плоскогорье Декан, что в штате Карнатака. Сперва мать учила девочку самостоятельно и привила любовь к древним римским и греческим мифам, произведениям Льюиса Кэрролла, Редьярда Киплинга и сказкам Ханса Кристиана Андерсена.
В двадцатом году прошлого века, понимая, что сама выучить дочь она не в силах, Гертруда, с разрешения Эрнеста, определяет ее в школу Convent of the Sacred Heart («Монастырь Святого Сердца»), где всеми делами заправляли монахини. Там она познакомилась с Морин О’Салливан, ирландкой, которая впоследствии станет ее лучшей подругой и также выдающейся актрисой (Джейн из первых фильмов о Тарзане).
Завершила учебу Вивиан в двадцать восьмом, причем она уже тогда знала, чего собирается добиться в жизни, и родители пошли ей на встречу. К счастью, она не выбрала карьеру врача, юриста или инженера, что могло стать настоящим скандалом. Отец, задействовав все свои связи и знакомства, помог дочери поступить Королевскую Академию Драматических искусств. Хотя особой протекции и не потребовалось, внешность и талант девушки говорили сами за себя. Спустя четыре года она вышла в мир, широко распахнув свои синие глаза, а слава и успех уже поджидали ее.
Становление в профессиональной деятельности
К тому времени, как юная красотка Вивьен заканчивала учебу в академии, она уже успела найти себе мужа, а также произвести на свет малышку. Но менее желать актерской карьеры это ей не помешало. Однажды она узнала, что проводятся пробы на эпизодическую роль в киноленте под названием «Дела идут на лад», и сразу бросилась на пробы. Она была принята, и эта картина стала ее дебютом, пускай и совсем крошечным. Единственную коротенькую реплику, которую актриса там произносила, удалили при окончательном монтаже. Но это было кино, самое настоящее, близкое и осязаемое.
Несмотря на упорные протесты супруга, Вивиан Холман (по мужу) сразу же наняла себе агента, который должен был заняться ее дальнейшей актерской карьерой. Им стал некий Джон Гиддон, имеющий имя и уважение в театральных и кинематографических кругах. Именно он решил, что настоящее имя для такой красотки никак не подходит и предложил собственный вариант — Эйприл Морн. Однако оно показалось девушке немелодичным и грубоватым, поэтому она придумала собственный сценический псевдоним – Вивьен Ли.
Начало театральной карьеры
Особое влияние в начале тридцатых годов в Британии имел сэр Александр Корда, режиссер венгерского происхождения. Гиддон представил ему девушку, но тот не увидел в ней «совершенно никакого потенциала». Ох, как жестоко он ошибся! В 1935 году начинающую актрису пригласили сыграть в спектакле, под названием «Маска добродетели». После этого у нее уже были положительные отзывы критиков, что привлекло к ее персоне внимание журналистской братии. В одном из интервью репортер отметил, как настроение и выражение лица мисс Ли может молниеносно меняться, что впоследствии стало и ее визитной карточкой.
К тому моменту Корда уже осознал свою ошибку и пригласил девушку воспользоваться ее услугами. Она согласилась и даже сыграла несколько небольших ролей в его театральных постановках.
В тридцать шестом режиссер перенес свои работы в большой зал, после чего сразу же начались неприятности. Ли обвиняли, что она разговаривает слишком тихо и зрителям на галерке не слышно ее реплик. Вивьен разнервничалась и ушла, а спектакль без нее уже никого не интересовал, и его закрыли. Сам Корда навсегда остался близким другом актрисы. Поговаривали, будто у них был роман, но никаких доказательств тому нет.
Фильмография британской актрисы
Впервые на киноэкранах Вивьен появилась в том же тридцать пятом году в киноленте «Янки в Оксфорде». Это позволило ей преподнести себя не только в Великобритании и Европе, но и в Соединенных Штатах. Съемки оказались непростыми, а сама девушка прослыла особой с трудным характером. Корда порекомендовал ей умерить свой пыл, если она желает получить и другую работу. Второй небольшой ролью стала картина «Переулок Святого Мартина» в 1938 году, где она сыграла бездомную танцовщицу Либерти с непростой судьбой. Обе картины известности не принесли – все самое интересное судьба оставила на потом.
В преддверии нового тридцать девятого года Вивьен пожелала сыграть главную роль в картине «Грозовой перевал», но туда уже была отобрана актриса. Ей предложили исполнить второстепенную, но она отказалась Тогда она обиделась, даже не представляя себе, что это, возможно, стало решающим в ее судьбе и карьере. Как раз в это время в Голливуде объявили кастинг к фильму по книге Маргарет Митчелл, которую девушка совсем недавно прочла. Сценарист и продюсер «Унесенных ветром», Дэвид Селзник, посмотрел все английские фильмы с участием девушки, впечатлился и даже написал письмо Корда, с которым у нее был заключен контракт. Ответа он не получил, но все равно надеялся заполучить это «новое лицо».
Услышав о съемках, Вивьен, собрав небольшой чемоданчик, отправилась в Лос-Анджелес, где почти сразу свела знакомство с братом Дэвида, Майроном. Именно он привел ее на съемочную площадку новой картины. Вскоре она получила роль взбалмошной и неудержимой ирландской красотки Скарлетт. Работа над фильмом была чрезвычайно сложной для молодой актрисы, зато она подружилась с Оливией де Хэвилленд (Мэлани Гамильтон) и Кларком Гейблом (Рэттом), а вот отношения с ее «киношной любовью» Лесли Говардом (Эшли Уилкс) не совсем сложились. В итоге кино получилось великолепным, что подтверждается десятью полученными «Оскарами», один из которых, за лучшую женскую роль, взяла себе Вивьен Ли.
Роль Эммы в киноленте Александра Корда 1941 года утвердила молодую женщину, как голливудскую кинозвезду. Она и сама получила неизгладимые впечатления от съемок, а впоследствии называла это кино своим любимым. После выхода его на широкие экраны, актриса стала популярной не только в родной Британии и в Соединенных Штатах. Примечательно, что этот фильм понравился Черчиллю, а исполнителей главных ролей он называл своими друзьями и общался с ними регулярно.
«Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина»
Вторая мировая была трудным временем для кинематографа в целом, потому девушке пришлось отправиться в турне по Северной Африке в сорок третьем. Там она впервые серьезно заболела, стала сильно кашлять. Вивьен лихорадило, но только спустя год удалось поставить диагноз – туберкулез левого легкого. После больницы и лечения в 1945 году она снялась в киноленте по мотивам пьесы Бернарда Шоу о молодой египетской царице. Понятно, что роль Клеопатры исполнила наша героиня.
Во время работы над лентой оказалось, что актриса беременна, но выносить малыша она так и не смогла – от стресса у нее случился выкидыш. Преодолев боль утраты ребенка от любимого человека, взяв себя в руки, Вивьен исполнила главную роль в фильме «Анна Каренина». Ни Клеопатра, ни мятежная русская жена доктора, бросившаяся под поезд, успеха ей не принесли.
В 1947-м, несмотря на все препятствия, Ли добилась главной роли Бланш ДюБуа в фильме, который только планировался к съемкам. В основной пьесе, по мотивам которой создавался сценарий, имело множество скандальных намеков: на гомосексуальность, изнасилование, беспорядочные половые связи и прочие «мерзости». Потому вокруг нее постоянно велись какие-то споры и возникали конфликты. Ее напарником по площадке стал красавец Марлон Брандо. Девять месяцев проходил съемочный процесс и в результате в пятьдесят первом фильм был представлен широкой публике. За это кино она получила не только второй «Оскар» за лучшую женскую роль, но и награду от BAFTA (Британской академии театра и кино).
Полная фильмография этой актрисы насчитывает девятнадцать полнометражных картин, в которых она была занята только на главных ролях. Стоит отметить еще «Двадцать один день вместе», «Мост Ватерлоо», вышедшие в сороковом, а также «Глубокое синее море», «Корабль дураков» и «Римскую весну».
Любовь и дети в жизни Вивьен
Если перефразировать великого писателя, сотворившего ту самую «Анну Каренину», которую так добросовестно исполнила наша героиня, все успешные семейства счастливы одинаково, а вот в несчастливых браках всегда множество самых неожиданных проблем. Вивьен Ли была непростой творческой натурой, привыкшей ни перед чем не останавливаться, отчего за ней закрепился стойкий образ своенравной красавицы. Это неоднократно мешало ей в личной жизни, но она всегда поступала исключительно так, как сама считала нужным, и прошла собственный путь.
Мужья, дети и их дальнейшая судьба
Еще во время учебы в академии юная Вивиан познакомилась с адвокатом Гербертом Ли Холманом и влюбилась. Он был старше на тринадцать лет, а также крайне неодобрительно относился ко всем, кто имел отношение к театру. Двадцатого декабря 32 года состоялась свадьба, а потом молодая жена отправилась заканчивать образование.
Десятого октября следующего года она родила девочку и назвала ее Сюзанной. Та росла умной, прилежной, только вот у мамы никогда не хватало на нее времени. Впоследствии она тоже стала актрисой, а после смерти родителей получила все их имущество по наследству. Скончалась она только в 2015-м, в возрасте восьмидесяти одного года в окружении родственников. Больше дети Вивьен Ли не интересовали, она сочла роды «грязным делом». Позже она передумает, но судьба больше не подарит ей счастья материнства.
Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 37-м, Вивьен даже не представляла, что ее ждет в дальнейшем. После премьеры за кулисы пришел Лоуренс Керр Оливье, барон, а ко всему известный продюсер, актер и режиссер. Ли сразу же позабыла обо всем, ведь еще ранее видела его на сцене. Завязался бурный роман, мужчина ввел ее в абсолютно новый мир, наполненный философией, музыкой, живописью и политикой. В середине лета 37-го Вивьен заявила мужу, что уходит от него.
Лоуренс тоже был женат, а супруга упорно отказывалась подписывать бумаги на развод. Да и Герберт не желал оставлять мать своей любимой дочери, рассчитывая, что «эта блажь вскоре выветрится из ее головы. Этого не случилось, в августе 1940-го влюбленные, добившись своего, поженились. В итоге они развелись в шестидесятом, Лоуренс женился на молоденькой актрисе, а Вивьен так никогда и не смогла оправиться от такого удара.
Жизнь после развода
Начиная с сороковых годов, Вивьен постоянно страдала от странных, внезапных перемен настроения. После истории с туберкулезом и выкидышем, Ли регулярно впадала то в бурную лихорадочную деятельность, то в недельные депрессии, а порой у нее даже случались припадки, когда она билась в истерике, валяясь на полу и растирая слезы. Лоуренс потащил ее к врачу, и тот поставил неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз, усугубленный биполярным расстройством личности. Впоследствии она скажет, что это Бланш Дюбуа была той, кто свела ее с ума.
В 1953-м у нее случился второй выкидыш, а ухаживать за больной приехал Герберт, в то время как супруг все реже появлялся дома. Он просто неспособен был выдержать все навалившееся на них беды. В моменты просветлений она все еще был той самой, обворожительной Вивьен и даже играла в постановках. Как раз в шестьдесят первом в период работы над картиной «Римская весна миссис Стоун» Лоуренс подал на развод: он увлекся Джоан Плаурайт. Вопреки ожиданиям, Ли отреагировала спокойно, даже попыталась простить любимого и подружиться с соперницей. В отместку она завела интрижку с актером Джоном Меривейлом, но все протекало вяло и казалось ненастоящим.
Получалось скрывать боль и обиду вполне сносно. Вивьен продолжила работу, благо дело, ее как раз пригласили принять участие в новой постановке на Бродвее – мюзикле «Товарищ». В 1963 году она даже получила театральную награду «Тони». Однако нервное истощение и напряженный график не вытащили актрису из бездны безумия, а наоборот. У нее случился новый срыв, а приятель ее бывшего супруга, актер Дэвид Нивен, который помогал ей прийти в себя, даже писал впоследствии разные ужасы о том, как она смотрела телевизор, который показывал полоски, улыбалась, рычала, словно дикий зверь, разгуливала по дому голой, пряталась от всех.
Пришлось срочно увозить женщину в Англию, где был всегда готов помочь неизменно верный и преданный Герберт, с которым она так некрасиво поступила. Вивьен определили в лондонский хоспис, так как, к ужасу несчастного бывшего мужа, вернулся и туберкулез, о которым все и думать забыли. Выходить на сцену получалось все реже, выписавшись из больницы в шестьдесят четвертом, Ли сделала попытку вернуться к активной жизни: поехала в Голливуд и снялась в картине «Корабль дураков» по одноименному роману Кэтрин Энн Портер. Но в начале шестьдесят седьмого пришлось ехать в Лондон – там ее ждала постановка чеховского «Иванова». Подходила к концу биография Вивьен Ли, а фото в старости отражают ее внешний вид тех времен.
Закат голливудской звезды
Принять участие в последней театральной постановке «Тонкий баланс» она уже не смогла, так как была сломлена сильнейшим приступом туберкулеза. Лечить эту болезнь тогда еще толком не научились, а запущенная, несколько раз залеченная форма, привела к ужасным последствиям для всего организма.
История сохранила для нас слова Вивьен Ли, сказанные ею сыну Лоуренса незадолго до своей смерти. Она отметила, что Герберт Ли Холман показал ей, как нужно жить, его отец – как любить, а Джон – как оставаться одинокой даже в компании.
Она пробыла дома и за несколько недель вроде бы стала приходить в себя. Седьмого июля Джон, возвращаясь с премьеры спектакля, обнаружил женщину, лежащую ничком возле кровати. Он сразу же позвонил Лоуренсу, тот приехал и на коленях молился возле нее несколько часов, прежде, чем прийти в себя. Он просил прощения за все те несчастья и беды, которые доставил ей.
О смерти Вивьен Ли сообщили только восьмого июля. В память о выдающейся актрисе и невероятном, наполненном энергией человеке, каждый театр Лондона счел своим долгом притушить свои огни на протяжении часа. Лоуренс заказал похоронную церемонию по самому «дорогому сценарию» в церкви Святой Марии. Но она не желала лежать в сырой земле и заранее написала завещание, потому тело ее было сожжено в крематории Голдерс-Грин. Посетить могилу Вивьен не получится, да и урны с ее прахом не существует – он был развеян над озером, неподалеку от деревушки Блэкбойз, где стоял ее прекрасный и огромный дом.
В восемьдесят пятом году ее портрет включили в перечень почтовых марок Британии, куда же были записаны такие мэтры, как Альфред Хичкок, Джеймс Дэвид Грэм Нивен, Чарли и Чарли Чаплин. Существует колоссальное количество писем, собственноручных заметок, фотографий и других документальных свидетельств, которые принадлежали ее дочери, а теперь являются собственностью внуков и правнуков.
Через девять лет правительство Австралии решило выкупить для собственных музеев более пяти сотен фотографий Ли и Ларри во время путешествия по их стране, что с успехом и было сделано. В 2013 году крупнейший музей декоративного и прикладного искусства в Лондоне – Виктории и Альберта – приобрел личный архив актрисы, который содержит множество документов, театральных наград, дневников и прочего. Теперь там имеется соответствующая экспозиция, посмотреть которую может любой желающий.
Выводы из биографии
Весь жизненный путь и карьера этой великой актрисы, оставившей колоссальное наследие потомкам, доказывает, что не стоит ограничивать свою деятельность бытом. После рождения дочери Вивьен пыталась вести дом и заботиться о близких, но не смогла переступить через собственное предназначение.
Вопреки мнению окружающем, а порой в ущерб себt, она неутомимо шагала вперед, и теперь ее работы вошли в мировую классику театра и кинематографа. Никакие психические проблемы и физические болезни не смогли сломить ее и заставить бросить дело своей жизни – искусство. Она поднималась после каждого падения, подавая пример каждой девушке и женщине на планете.