ситуация выбора может складываться только в жизни отдельного человека но не общества в целом
§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека (продолжение)
Свобода и ответственность
Рассмотрим ещё одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетённого, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждёт расплата, причём платить придётся самым дорогим — собственным здоровьем, а зачастую и жизнью.
Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберёт здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определённые общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учётом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Отклонения в поведении человека от установленных социальных норм вызывают, как вы уже знаете, определённую реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодо- бряемые действия. Такое наказание ещё называют ответственностью человека за свою деятельность и её последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная и другие виды ответственности.)
Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.
Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах
Мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», — утверждал христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв.
Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придаёт окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такая личность даже в условиях вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдёт до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые ею принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь исходя из собственных побуждений без учёта общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность. Оно погрузится в хаос: в результате вместо желаемой свободы люди получат полный произвол. (А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?)
Что такое свободное общество
Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному, а подчас и диаметрально противоположно. Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?
Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе.
В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающих разные точки зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
«Всё, что может делать общество и государство, — это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», — писал один из американских политических деятелей.
Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые учёные, политики, выражая настроения определённой части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединённом поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем её пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.
Определённую регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может содействовать благу всех граждан, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми.
Итак, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений (альтернатив) дальнейшего развития. То из них, которое будет поддержано, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего населения данного государства. Выбор в этом случае сопряжён с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далёкого и недавнего прошлого.
Тест по обществознанию Свобода и необходимость в деятельности человека 10 класс
Тест по обществознанию Свобода и необходимость в деятельности человека 10 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
1. Запишите понятие, пропущенное в таблице.
Понятие | Определение |
Абсолютная свобода | Возможность человека осуществлять любые свои желания |
… | Принятие одного решения из нескольких имеющихся вариантов |
2. Выберите верные суждения о свободе и необходимости в деятельности человека и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В критической ситуации любой человек чувствует ответственность за свои поступки.
2) Внешние обстоятельства могут обусловливать необходимость совершения человеком порицаемых обществом действий.
3) Свободному человеку не нужно согласовывать свои действия с объективными обстоятельствами.
4) Регулятором деятельности человека является его чувство ответственности.
5) В свободном обществе любая идея имеет право на существование и обсуждение.
3. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.
Свободное общество, политический плюрализм, демократизм, законность, гарантированность прав.
4. Выберите признаки ответственности как социального качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уклонение от уплаты налогов
2) способность выбирать между личным и общественным
3) готовность следовать нормам закона
4) обязательная подотчетность старшим членам семьи
5. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков номера нужных терминов, выбрав их из предлагаемого списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Свобода утверждает достоинство человека как …(А), определяющего свой жизненный путь. В европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной …(Б). Осуществление …(В) каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Возможности свободы соразмерны …(Г).
Список терминов:
1) степень ответственности
2) творец
3) альтернативность
4) необходимость
5) индивидуальность
6) естественное право
7) объект
Вариант 2
1. Запишите понятие, пропущенное в таблице.
Понятие | Определение |
Свобода | Возможность человека выбирать вид деятельности в соответствии со своими желаниями и целями |
… | Санкции общества, применяемые в случае совершения человеком неодобряемых действий, а также внутренний регулятор его деятельности |
2. Выберите верные суждения о свободе и необходимости в деятельности человека и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ситуация выбора может складываться только в жизни отдельного человека, но не общества в целом.
2) Убеждения — регулятор деятельности человека.
3) Необходимость может диктовать человеку определенный характер действий.
4) Свободный человек не обязан подчиняться нормам морали.
5) Выбор вариантов поведения определяется тем, как человек понимает смысл своей жизни.
3. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.
Свобода личности, естественные права, гуманистические ценности, законность, самореализация человека.
4. Выберите признаки свободы как социального качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) умение ограничить себя в соответствии с интересами других людей
2) способность следовать своим убеждениям
3) потакание своим желаниям
4) уклонение от уплаты штрафов
5. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков номера нужных терминов, выбрав их из предлагаемого списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Свобода — универсалия культуры, атрибут собственно человеческого ценностно ориентированного …(А). Свобода — мера освоения, «очеловечивания» бытия. Степень свободы определяется тем, насколько многообразны принятые человеком …(Б), высоки приоритеты… Степень свободы зависит от возможности человека осуществить свои …(В). В концепции прав человека непременной принадлежностью свободы является …(Г).
Список терминов:
1) цель
2) независимость
3) способ жизнедеятельности
4) целесообразность
5) инициативность
6) ценность
7) безопасность
Ответы на тест по обществознанию Свобода и необходимость в деятельности человека 10 класс
Вариант 1
1. Выбор
2-245
3. Свободное общество
4-23
5. А2 Б4 В6 Г1
Вариант 2
1. Ответственность
2-235
3. Гуманистические ценности
4-12
5. А3 Б6 В1 Г2
ыывы. практическая работа. Закончите предложения
Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?
Дело в том, что Новое и Новейшее время – периоды борьбы человека за свои гражданские права, борьбы с деспотизмом и абсолютизмом. Это периоды революций, целью которых была гражданская свобода и свобода личности _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Пункт: Буриданов осёл (стр. 72)
1) Абсолютной, безграничной свободы быть не может потому, что Если человек будет обладать безграничной свободой, то он будет нарушать права других граждан ____________________.
2) Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав
и свобод каждый человек подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других _____________________________________________________.
3) Абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения _____________________________.
необходимости в виде
Пункт: Свобода и ответственность (стр. 74)
1) Объясните, какова связь понятий: «СВОБОДА», «ВЫБОР», «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»?
2) Что значит выражение: «ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором
3) Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода – это выбор»?
Пункт: Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах (стр. 75)
Сравните две точки зрения на проблему свободы человека и выбор.
Пункт: Что такое свободное общество (стр. 76)
Существует точка зрения:
«Ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека, она возникает и на уровне общества в целом».
Аргументы за данную точку зрения:
1) Неограниченный, подлинный индивидуализм не несёт пользы. Самореализация основывается не только на индивидуальном, но и на общественном опыте _________________________________________________________
2) Необходимость объединения заключается не только для получения новых ценностей, но и для получения коллективной защиты и ответственности. _________________________________________________________
Аргументы против этой точки зрения:
1) Необходимо минимальное вмешательство общества и государства _________________________________________________________
2) Только свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды будут процветать и их жизнь будет счастливой _________________________________________________________
ПРАКТИКУМ
Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона
Как мы защищаем своё чувство свободы
Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин…
Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице, и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» на меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора, я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию…
Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению… Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не столько сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении.
Существует ещё один аспект потребности в свободе и автономии…При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом, они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.
Вопросы и задания:
1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию?
2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?
1) Он говорил, что мы будем сохранять собственную независимость, будем противостоять давлению и сохранять за собой свободу выбора; зачастую стремимся действовать в противоположном направлении от предложенного. Ищем контраргументы, чтобы предохраить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защищать собственное чувство автономии.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Лазебникова Анна Юрьевна
Книга «Учебник по Обществознанию. Профильный уровень. 10 класс»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».
Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.
Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Отклонение человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.)
Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.
«СВОБОДА ОТ» ИЛИ «СВОБОДА ДЛЯ»
Задумаемся над тем, какого человека мы обычно считаем свободным. Первое, что приходит на ум, — это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» — можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы.
Однако философы полагают, что это только исходный пункт свободы. Подлинное освобождение начинается с самоограничения. «Свобода для» — это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием предотвращается от зла и поворачивается к добру. И. Кант считал, что такой свободный выбор стоит выше природной необходимости.
Таким образом, мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», — утверждал христианский богослов III в.
Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.
А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО
Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?
Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало.
В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
- ситуация в ркф жизнь после wds
- ситуация которая была в жизни мелодрама актеры