Система скидок в продуктовых магазинах

В убыток или все же нет: какие программы лояльности используют крупнейшие ретейлеры России

Система скидок в продуктовых магазинах

Руководитель отдела по работе с ретейлом «Едадила»

Программы лояльности уже дошли в своем развитии до того уровня, когда даже дискаунтеры выпускают карты с бонусной системой. Ретейлеры ищут новые инструменты привлечения клиентов и пытаются установить с ними эмоциональную связь через программы лояльности.

Карта клиента — лишь начало пути, инструмент накопления клиентских данных. Екатерина Москаева, руководитель отдела по работе с ретейлом «Едадила», разбирается, что из себя представляют программы лояльности крупных продуктовых ретейлеров России и как они справляются со своими основными задачами.

Карта лояльности ретейлера (карта покупателя) — это инструмент идентификации и поощрения пользователя. Если с идентификацией все понятно — при отсутствии «контрактных» отношений (подписанный договор, заведенный аккаунт, банковская или сим-карта) карта лояльности — это удобный способ связать все чеки покупателя в единую историю, сколь угодно долгую.

Однако с поощрением не все так просто — базовые механики, которые предоставляет типичная программа в виде кэшбэковой системы бонусных баллов или дисконта имеют, как и любая статичная акция, краткосрочный эффект на поведение покупателей и перестают служить инструментом роста, если их не развивать.

Важно понимать, что затраты на программу лояльности немаленькие. Даже 1% бонусных баллов, начисленный ретейлером, составляет вовсе не один 1% от его прибыли.

Согласно нормам финансового учета, начисленные баллы резервируются в полном или частичном (согласно уровню списания) объеме, уменьшая прибыль. Их последующее списание (которое может произойти и через 3-6 месяцев, и через год, в зависимости от предпочтений покупателя) разблокирует резерв и приведет к потерям маржинальности. Если представить, что чистая прибыль ретейлера примерно равна 7% (в зависимости от формата), то 1% кэшбэка от чека будет отнимать

14% прибыли. Умножьте эти цифры на оборот крупных ретейлеров и получите гигантские затраты на программу лояльности.

При этом покупатель получает весьма небольшую ценность, которая измеряется несколькими сотнями рублей, распределенными в течение года и при условии частого посещения ретейлера. По этой причине ретейлеру не стоит рассчитывать на большую эмоциональную и экономическую привязанность покупателя благодаря карте лояльности.

В итоге мы имеем исчезновение эффекта от базовых механик и огромные затраты на них. Тогда, может быть, нужно закрыть (или вовсе не запускать) программу лояльности? Именно такой стратегии долгое время придерживались крупные дискаунтеры — «Пятерочка» и «Магнит». Но в итоге и они запустили свои карты. Дело в том, что ретейлеры возлагают большие надежды на использование клиентских данных, накопленных с помощью программ лояльности.

Получается, базовая механика является некой платой покупателю, мотивацией достать карту перед совершением покупки и привязать очередной чек к своему профилю, в котором содержатся его контактные данные. Все это позволяет ретейлеру накапливать ценные данные, которые потом могут стать основой для анализа ассортимента, ценообразования, логистики и проведения маркетинговых кампаний.

Мы бы с удовольствием написали статью о том, как ретейлерам удается использовать эти данные для своих целей и является ли обмен 14% прибыли (в случае некоторых программ) на доступ к данным клиента рентабельным. Но объективной информации об этом в открытых источниках очень немного.

Зато мы можем сделать небольшой обзор, как ретейлеры справляются с задачей накопления данных и сколько платят за это клиенту. Вся информация собрана из открытых источников — сайтов сетей, условий программ лояльности, статей, пресс-релизов. Мы рассматриваем именно базовые механики, потому что нет возможности собрать данные о персональных или партнерских акциях, которые имеют динамическую природу.

Параметры сравнения, которые мы используем

Мы рассчитываем этот показатель, исходя из максимально простых механик, вроде базовых или кобрендовых, потому что сложно предположить, сколько выгоды пользователь сможет получить от отдельных акций, ведь не все из них будут для него интересны. Важно понимать, что мы не учитываем уровень цен, количество промо-акций и прочих инструментов конкуренции ретейлера.

Система скидок в продуктовых магазинах

«Пятерочка»

Количество магазинов: 15 354.

Оборот, млрд рублей: 1 366.

Тип программы: бонусная.

Базовые условия: 0,5% при чеке до 555 рублей и 1% при чеке от 555 рублей.

Дополнительные условия: в 10 раз больше бонусов за три дня до и после дня рождения, доступ к скидкам по карте и повышенным баллам на отдельные товары.

Проникновение программы: 54% чеков, 68% продаж.

Методы получения карты: оформление на кассе, с активацией через SMS / оформление виртуальной карты в приложении.

Название мобильного приложения: «Пятерочка».

Наличие кобрендов и партнеров: кобрендовые карты с «Почта банком», «Альфа-банком».

Выгода для пользователя за шесть месяцев: 1560 рублей при чеках от 555 рублей. 3120 рублей при оплате своих покупок кобрендовой картой «Альфа-банка».

Комментарий: первый из дискаунтеров, запустивший программу лояльности. В 2017 году программа закончила пилотные испытания и охватила широкую сеть присутствия ретейлера. С учетом количества магазинов и высокого уровня проникновения карты у программы лояльности должно быть не менее пары десятков миллионов пользователей. Если пользоваться картой лояльности и кобрендовой картой одновременно, то выгода составляет более 3 тыс. рублей.

«Магнит»

Количество магазинов: 15 095.

Оборот, млрд рублей: 1 220.

Тип программы: бонусная.

Базовые условия: 0,5% на сумму чека.

Дополнительные условия: 2% на выбранную категорию продуктов, в пять раз больше бонусов ко дню рождения и специальные акции.

Проникновение программы: 39% чеков и 58% продаж.

Методы получения карты: оформление на кассе или в мобильном приложении.

Название мобильного приложения: «Магнит».

Наличие кобрендов и партнеров: кобрендовые карты с «Тинькофф», «Почта Банк».

Выгода для пользователя за шесть месяцев: 780 рублей за покупки с картой и 1560 рублей при оплате этих покупок кобрендовой картой «Тинькофф».

Комментарий: «Магнит» запустил свою программу лояльности, во многом похожую на программу «Пятерочки». Без использования кобренда общая выгода, скорее, ниже, но с подключением кобренд-карты выгода выше почти на 800 рублей.

«Лента»

Количество магазинов: 308.

Оборот, млрд рублей: 407.

Тип программы: дисконтная с элементами накопительной.

Базовые условия: гарантированная скидка 5% на товары, доступ к товарам со скидкой.

Дополнительные условия: скидка 15% ко дню рождения, накопление баллов в рамках акций «Ленты». Использование карты для аутентификации сканера для покупок.

Проникновение программы: 97% продаж.

Методы получения карты: оформление на кассе.

Название мобильного приложения: «Лента».

Наличие кобрендов и партнеров: кобрендовая карта с «Райффайзенбанк».

Выгода для пользователя за шесть месяцев: формально выгода получается в районе 7800 рублей, но если сравнить стоимость товаров со скидкой со стоимостью аналогичных товаров в других ретейлерах, то разница будет практически нулевой. Нельзя при этом отрицать, что пользователь вполне может считать полученную выгоду реальной экономией.

Комментарий: программа лояльности «Ленты» выполняет специфическую функцию, по которой покупки без карты в «Ленте» становятся невыгодными. Если покупатель забывает карту дома, то ему дешевле купить новую, потому что полученная скидка окупит расходы на ее приобретение. С одной стороны, такой подход к картам покупателя позволяет достичь абсолютного лидерства в сборе клиентских данных, с другой стороны, порождает проблемы с их чистотой — покупатели могут часто менять карты и история о своих транзакциях может теряться.

«Перекресток»

Количество магазинов: 852.

Оборот, млрд рублей: 273.

Тип программы: бонусная.

Базовые условия: 1% на сумму чека.

Дополнительные условия: выбор любимого продукта, с начислением 20% бонусов за его покупку, доступ к скидкам по карте и повышенным баллам на отдельные товары.

Проникновение программы: 63% продаж.

Методы получения карты: оформление на кассе, в мобильном приложении, на сайте.

Название мобильного приложения: «Мой Перекресток».

Наличие кобрендов и партнеров: кобрендовые карты с «Тинькофф», «Альфа-Банк».

Выгода для пользователя за шесть месяцев: 1560 рублей за покупки с картой и 4680 рублей при оплате этих покупок кобрендовой картой «Альфа-Банка».

Комментарий: у «Перекрестка» одна из старейших бонусных программ продуктового ретейла в России, которая не претерпела существенных изменений в механике за последние 13 лет. Для многих бонусных программ «Клуб Перекресток» является своеобразным бенчмарком для прогноза экономики, проникновения и выбора базовых механик. Сейчас базовые механики и инфраструктура программы незначительно отличаются от конкурентов с аналогичным типом программ.

Metro C&C

Количество магазинов: 93.

Оборот, млрд рублей: 192.

Тип программы: карта является пропуском в магазин, доступны бонусы.

Базовые условия: карта необходима, чтобы попасть в магазин.

Дополнительные условия: начисление бонусов от 1% до 2%, в зависимости от оборота за месяц (50-100 тыс. рублей соответственно).

Проникновение программы: 100%.

Методы получения карты: оформление на стойке регистрации или в приложении.

Название мобильного приложения: METRO Cash And Carry.

Комментарий: карточка Metro является пропуском в магазин, что гарантирует идентификацию покупателей. До недавнего времени получение карты было недоступно для неограниченного круга лиц и это позволяло минимизировать дубликацию карт и гарантировало хорошее качество сбора и унификации данных. После появления возможности получить карту для любого физического лица стало очень важно продвигать электронное получение и использование, что поможет уменьшить количество дубликатов.

Количество магазинов: 78.

Оборот, млрд рублей: 163.

Тип программы: бонусная.

Базовые условия: 1% на чек, доступ к товарам со скидкой.

Дополнительные условия: использование карты для аутентификации сканера для покупок.

Проникновение программы: нет данных.

Методы получения карты: оформление на кассе и в мобильном приложении.

Название мобильного приложения: «О’Кей».

Наличие кобрендов: кобрендовая карта с Росбанком.

Выгода для пользователя за шесть месяцев: 1560 рублей базовых начислений, 3120 рублей при оплате кобренд-картой Росбанка.

Комментарий: базовые начисления слабо отличаются от потенциальных конкурентов, но карта открывает доступ ко множеству скидок в магазине.

«Красное и Белое»

Количество магазинов: 8320.

Оборот, млрд рублей: 388.

Тип программы: дисконтная.

Базовые условия: от 1% до 10% (в зависимости от оборота по карте).

Проникновение программы: нет данных.

Методы получения карты: оформление на кассе и в мобильном приложении.

Название мобильного приложения: «Красное&Белое».

Комментарий: нерелевантно считать выгоду от использования карты, потому что сеть «Красное и Белое» специализируется на продаже алкогольной продукции, а не на широком спектре продуктовых категорий, как остальные участники сравнения.

«Азбука Вкуса»

Количество магазинов: 172.

Оборот, млрд рублей: 61,5.

Тип программы: бонусная.

Базовые условия: 1% на чек для обычных карт и 2% на чек для Club Platinum.

Дополнительные условия: при попадании в Club Platinum (накопление 500 тыс. бонусов в течение года) участник получает в два раза больше бонусов за неделю до и после дня рождения, торт ко дню рождения, месячный абонемент на ежедневный кофе.

Проникновение программы: нет данных.

Методы получения карты: оформление на кассе, регистрация в мобильном приложении.

Название мобильного приложения: «Вкусомания».

Наличие кобрендов: кобрендовая карта с «Тинькофф».

Выгода для пользователя за шесть месяцев: 1560 рублей базовое начисление, 3120 в рамках Club Platinum, 7800 рублей с картой «Тинькофф».

Комментарий: «Вкусомания» ориентируется на покупателей «Азбуки Вкуса», которые явно отличаются от среднестатистического россиянина. Это делает сравнение с другими программам не совсем корректным, но необходимо упомянуть подход программы лояльности к привилегиям, которые она дает. Не только начисление, но и интеграция сервисов «Азбуки», позволяет сделать эту программу эмоционально значимой для своих покупателей. При этом базовые начисления не сильно отличаются от потенциальных конкурентов.

«Вкусвилл»

Количество магазинов: 1227.

Оборот, млрд рублей: 54,7.

Тип программы: дисконтная.

Базовые условия: выбор продукта со скидкой 20% на следующие покупки, доступ к скидкам по карте.

Дополнительные условия: накопительные акции с покупкой товаров в разных категориях, бонусные механики, начисление бонусов за регистрации в клубах и отзывы о товарах.

Проникновение программы: 86% продаж, 75% чеков.

Методы получения карты: оформление на кассе, в мобильном приложении.

Название мобильного приложения: «Вкусвилл».

Выгода для пользователя за шесть месяцев: при выборе одного и того же продукта, стоимостью, например, 500 рублей, выгода может составлять до 100 рублей с каждой покупки. Если мы предположим, что покупатель приходит в магазин два раза в неделю, покупая «любимый продукт», то выгода может составить 7500 рублей. При этом пользователь может самостоятельно регулировать эту выгоду.

Комментарий: «Вкусвилл» создал программу лояльности, которая существенно отличается по условиям от программ других ретейлеров. Интерактивный выбор продукта, на который покупатель получает скидку, высокая цифровизация интерфейсов взаимодействия с покупателем и готовность кассиров помочь покупателю взаимодействовать с программой лояльности, позволяет этой сети достичь высокого проникновения вместе с высокой ценностью программы для клиента.

Выводы

Непросто сделать вывод, сравнивая программы лояльности ретейлеров на открытых данных, потому что отсутствует информация о затратах на программу, экономическом поведении держателей карт. Но можно понять, что лучше всех с идентификацией покупателя справляются «Лента», Metro и «Вкусвилл». «Пятерочка», «Магнит» и «Перекресток» умеют создавать дополнительные продукты и механики на основании бонусной системы, привлекая банки. Особняком стоят «Азбука Вкуса» и «Вкусвилл», которые делают механики не только рационально-ориентированными, но и связывают свою программу с интерактивом и дополнительными продуктами компании.

Мы рассмотрели основные внешние признаки самых популярных программ лояльности сетей и нам стало интересно, как сами покупатели оценивают такие программы, когда делают свой выбор в пользу магазина, осознают ли они все возможности и выгоды, которые получают. Мы провели опрос среди 1610 пользователей нашего приложения и задали им несколько простых вопросов на эти темы.

Результаты опроса

Первые вопросы показывают, что пользование картами лояльности примерно совпадает с размером сети на рынке. И наличие карты оказывает влияние на выбор сети:

Система скидок в продуктовых магазинах

Интересно, что лидеры по выгоде распределяются почти так же, как интенсивность использования карт. Возможно, это связано с тем, что никто не ходит в один и тот же магазин, и удельная выгода от каждой программы не воспринимается пользователем. Голосуют за ту программу, которой пользуются чаще.

Система скидок в продуктовых магазинах

Об удобстве использования карт мы получили ожидаемые ответы: чем проще условия («предъяви и получи»), тем удобнее кажется карта.

Система скидок в продуктовых магазинах

При этом нельзя сказать, что бонусные программы драматически отстают от дисконтных по уровню привлекательности:

Система скидок в продуктовых магазинах

И наконец, пластиковая карта по-прежнему занимает место в кошельке покупателя, но уже появляется тенденция на использование агрегаторов карт и приложений сетей. Интересно, что покупатели не против уведомлений об акциях, которые позволяют им получить больше выгоды от программы лояльности, а ретейлеру — повлиять на покупательское поведение. Но покупатели предпочитают узнавать информацию при самостоятельном заходе в приложение и в меньшей степени через другие каналы коммуникации.

Система скидок в продуктовых магазинах

Мы видим, что программы лояльности прочно обосновались на рынке. Опрос косвенно подтверждает, что пользователи не обращают внимание на базовые механики, что говорит о том, что «карточки лояльности» сами по себе не будут влиять на выбор того или иного магазина. Зато ретейлер может использовать накопленные данные, чтобы привязать к карте покупателя персональные акции, которые отличаются тем, что:

Эта система механик (которые не ограничиваются только рациональными акциями) и коммуникаций и будет той самой «правильной» программой лояльности, создающей у покупателя ощущение заботы о нем со стороны бренда. Но для большинства офлайн-ретейлеров есть одна неразрешенная проблема — ограниченность охвата у каналов коммуникации, которые могут быть персонализированы.

Сегодня основным источником информации об акциях ретейлера для покупателя являются «классические» массовые носители информации: телевидение, наружная реклама, POSM-материалы, бумажные каталоги скидок и ценники на полке. Они позволяют покупателю за короткое время принять решение о покупке товара, как правило, поддержанного высокой скидкой.

Развитие источников персональной коммуникации (мобильных приложений, sms- и email-рассылок, печати персональных купонов) позволит ретейлеру перейти от массовых акций к индивидуальным — и для сокращения собственных издержек (не продавать товары по акции тому, кто готов купить их по полной цене), и для улучшения опыта со стороны пользователя (зачем искать товары по акции самостоятельно, если ретейлер подстраивает акции лично для меня).

Но ретейлеру, как правило, слишком тесно внутри своего контура и сегодня на рынке существуют агрегаторы акций и карт лояльности. Возможность транслировать свои акции для их многомиллионной аудитории, предварительно добавив к агрегатору номер карты лояльности своего покупателя, позволит быстро увеличить охват и приблизиться к эффективному использованию данных пользователей, с таким трудом накопленных с помощью «карточек покупателя».

Источник

Как экономить на продуктах до 35%

Мой метод — черри-пикинг

Обычно, когда я говорю, что экономлю на продуктах, люди думают, что я покупаю более дешевые варианты продуктов в дискаунтерах или мотаюсь по оптовым базам.

Но от моей экономии не страдает качество или количество покупок: просто я целенаправленно охочусь за скидками в магазинах. Таких людей называют черри-пикерами. Здравствуйте, меня зовут Артем, и я черри-пикер. Привет, Артем.

Поделюсь своим опытом: как можно сэкономить на продуктах без ухудшения качества продовольственной корзины. Но сначала немного черри-пикерской матчасти.

Откуда берутся акции в продуктовых магазинах

Скидки в супермаркетах — это не всегда попытка спихнуть скоропортящиеся продукты с истекающим сроком годности. Такое случается, но магазины, которые дорожат репутацией, в эти игры не играют. Тем не менее всегда стоит обращать внимание на срок годности и сохранность упаковки — и не только на акционных товарах.

Чаще всего скидки предоставляет производитель товара, реже — продавец.

Производители предлагают скидки, чтобы повысить выручку. Например, магазин продает за месяц 100 тюбиков зубной пасты по 100 рублей — выручка 10 тысяч. В следующем месяце производитель предлагает магазину эту пасту по сниженной цене, чтобы магазин продавал ее по акции и при этом сохранил свой доход. Теперь паста в розницу стоит 80 рублей, а маржа магазина не меняется. В этом месяце магазин продает уже 300 тюбиков, которые приносят 24 тысячи. Маржа для производителя немного упала, но общая выручка выросла в 2,4 раза за счет объема.

Скидки и распродажи помогают производителям быстрее оборачивать средства и экономить за счет масштаба: при увеличении партии снижается стоимость производства единицы товара.

Скидки от продавца встречаются реже, и они меньше, так как продавцу приходится жертвовать собственной прибылью. Пример скидок от продавца — скидки, которые действуют сразу на всю категорию: например, на все специи или на все чаи. Согласовать общую скидку с десятками производителей сразу практически нереально, поэтому продавец запускает такие акции за свой счет.

Еще магазин может давать скидку, если ценность товара в скором времени упадет: например, после Пасхи сложно продать остатки куличей или большой объем куриных яиц, поэтому за день до праздника магазин устраивает однодневную акцию.

Или магазину нужно освободить место на полке для нового продукта. Для этого на непопулярные товары можно устроить распродажу, которая поможет продать их быстрее.

Какую скидку можно считать выгодной

По моим наблюдениям, 50% для бытовой химии — это хорошая, а главное, реальная скидка. Но на продукты питания из моей продуктовой корзины редко бывают скидки больше 30%.

Обычно чем более дорогой товар изначально, тем больше скидка. К примеру, для зубной пасты одного и того же производителя хорошей скидкой может считаться 30—50% для премиальной линейки и 10—20% для бюджетной.

Полезно иметь хотя бы общее представление о стандартной цене товара. Я сравниваю стандартную цену с ценой «до скидки» на акционном ценнике. Привычка проводить мониторинг цен на товары из повседневной корзины приходит быстро и защищает от попыток навязать продукты с выдуманными скидками.

Теперь, когда природа скидок в магазинах стала понятней, перейдем к тому, как применить это знание на практике.

Самое сложное в охоте за скидками — не вестись на поводу у маркетологов и не брать товар только из-за здоровенной скидки.

Например, раньше я мог схватить трехлитровую банку огурцов просто потому, что на нее скидка 50%. Ну как можно пропустить такую акцию? В такие моменты захватывает распродажный угар и как-то даже не вспоминаешь, что огурцы особо и не любишь.

В итоге я съедал только треть банки, а остальное выбрасывал: огурцы портились. Выгоднее было взять литровую банку даже без акции. А еще выгоднее — дождаться, пока на литровую банку появятся хорошие скидки.

Мой ли это продукт? Уверен ли я, что использую его, а не выброшу? ООсобенно внимательно отношусь к продуктам, которые пока не входят в мой рацион. Не факт, что получится включить их в меню. Например, это необычные новые продукты: экзотическим азиатским соусам, замороженным наборам для приготовления блюд высокой кухни в домашних условиях и т. п.

Использую ли я этот товар в ближайшее время? Если я хочу купить средство для химчистки салона авто по акции, то обещаю себе, что воспользуюсь им в течение месяца. Если я не готов дать такое обещание, скорее всего, покупка будет пылиться в шкафу.

Это самое важное правило. Поэтому остальные будут работать, только если соблюдать первое.

Я беру сразу много, но учитываю срок годности продукта и беру столько, чтобы ничего не испортилось.

В начале каждого года производители составляют календарь промоакций на год. Обычно цикл, по которому конкретный товар попадает под акцию, это 2—3 месяца. Цикл короче, если продажи товара зависят от сезона.

Обычно я закупаюсь на 2—3 месяца вперед сухими завтраками, консервами, соусами и кетчупами, чаем и кофе. К концу этого периода на товары снова будет акция, и я снова смогу купить их недорого. Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно вообще закупать сразу на год.

Упаковка включена в стоимость товара, но не несет потребительской ценности. Значит, надо выбирать самую выгодную упаковку. Например, обычно одна полуторалитровая бутылка минеральной воды — это дешевый аналог трех по пол-литра.

Но большая упаковка — это не всегда гарантия выгодного предложения. Полезно сравнивать цену за единицу товара: литр, килограмм, штуку. В редких случаях маленькая упаковка оказывается выгоднее, чем большая.

Я внимательно отношусь к акциям вроде «купи 3 шоколадки, плати за 2» или «50% на второй товар». Пересчитываю стоимость за единицу товара и закупаюсь, только когда это действительно выгодно.

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинахР » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Базовые цены в «Ленте». Сравнение больших и маленьких упаковок

ТоварУпаковка и ценаКак выгоднее
Стиральный порошок «Персил-колор»Маленькая упаковка:
112 Р за 0,45 кг → 249 Р /кг
Большая упаковка выгоднее на 35%
Большая упаковка:
1463 Р за 9 кг → 163 Р /кг
Чай «Липтон»Маленькая упаковка:
73 Р за 25 пакетиков → 3 Р /пакетик
Большая упаковка выгоднее на 33%
Большая упаковка:
218 Р за 100 пакетиков → 2 Р /пакетик
Сметана «Простоквашино», 15%Маленькая упаковка:
43 Р за 0,18 кг → 239 Р /кг
Большая упаковка выгоднее на 14%
Большая упаковка:
65 Р за 0,315 кг → 206 Р /кг
Шоколадный батончик «Сникерс»Маленькая упаковка:
26 Р за 50 г → 520 Р /кг
Большая упаковка выгоднее на 21%
Большая упаковка:
39 Р за 95 г → 411 Р /кг
Хлопья «Нестле-фитнес»Маленькая упаковка:
93 Р за 250 г → 372 Р /кг
Маленькая упаковка выгоднее на 5,34%
Большая упаковка:
161 Р за 410 г → 393 Р /кг

С федеральными сетями производителям работать проще: договариваются один раз — а результаты распространяются на все магазины сети. А еще у крупных сетей большой оборот, поэтому производитель дает им более выгодные закупочные цены. Поэтому в федеральных сетях обычно цены немного ниже.

С местными сетями производитель обычно работает через посредников — дистрибьюторов. Дистрибьюторы получают процент от оборота, а это увеличивает закупочную цену для магазина. Есть и организационно-бюрократическая составляющая: у каждого производителя много дистрибьюторов, а местных торговых сетей еще больше. В таких трехсторонних переговорах часто возникает конфликт интересов, договориться сложно. Поэтому и цены выше.

Сравнение цен в федеральных и местных сетях

Товар«Лента»«Окей»«Удача»«Багира»«Слата»
Сметана «Простоквашино», 15%, 315 г64 Р65 Р70 Р65 Р
Темный шоколад «Российский», 90 г72 Р70 Р82 Р75 Р79 Р
Чай «Липтон», 100 пакетиков241 Р229 Р294 Р255 Р236 Р
Кетчуп томатный «Хайнц», 350 г84 Р80 Р107 Р112 Р96 Р

Но игнорировать местные сети не стоит: не все местные продукты можно найти в федеральных сетях. К примеру, мой тесть никогда не покупает молоко вроде «Домика в деревне» или «Простоквашино» даже со скидкой 50%. Он лучше заплатит в два раза больше за молоко «Домашенька», которое продают только местные сети.

Пока в одном магазине дают скидки на молоко, в другом распродают стиральный порошок, а в третьем — колбасу. Если следить за акциями в нескольких сетях, можно покупать по низкой цене практически любые товары.

Но не стоит увлекаться и сравнивать цены в десятке магазинов. Иногда за время, потраченное на поход в несколько магазинов, можно заработать больше денег, чем получится сэкономить.

Убраться самому или позвать уборщицу?

Со временем среди магазинов своего города я выделил пару фаворитов, где покупаю большинство продуктов. Кроме них еще есть парочка торговых сетей, в которых я удаленно слежу за скидками.

Как следить за скидками. Магазины публикуют действующие акции в каталогах. Обычно они действуют две недели и обновляются по четвергам. Но не стоит откладывать покупку на последние дни акции: товар завозят под конкретную акцию — если он закончится, вас может встретить пустая полка.

Узнать, в каком магазине какие скидки, можно несколькими способами:

Мне удобно смотреть каталоги прямо на сайтах магазинов. На один каталог уходит 5—10 минут, за это время можно просмотреть все предложения и отметить наиболее интересные. Я постоянно слежу за акциями в «Ленте» и «Окее»: такое планирование покупок занимает у меня меньше часа в месяц.

Мобильные приложения можно условно разделить на два типа: агрегаторы и собственные приложения сетей. Среди популярных агрегаторов — «Едадил» и Tiendeo. В них можно найти ближайшие магазины, изучить предложения по конкретным категориям, получить купоны, вести список покупок.

Приложения магазинов во многом похожи: можно найти ближайшие магазины, посмотреть каталоги и составить список покупок. А еще, если создать учетную запись в приложении и ввести данные карты лояльности, можно получать персональные предложения и общаться с поддержкой.

У меня с приложениями не сложилось: поток информации создает кашу в голове, которую сложно анализировать. К тому же иногда встречаются расхождения между действительными ценами в магазине и заявленными в агрегаторах.

Для меня лучший способ — посмотреть бумажный каталог прямо в гипермаркете. Обычно они лежат возле входа в магазин или на кассах. Можно спокойно полистать каталог и записать приглянувшиеся позиции в список покупок. При этом не отвлекают всплывающие сообщения на телефоне или реклама других торговых сетей.

Я завел карту лояльности в каждом из магазинов, где закупаюсь. Скидки по таким картам небольшие и обычно включены в стоимость товара, но в некоторых случаях акционная цена действительна только с дисконтной картой. Еще я пользуюсь приложением «Кошелек». Оно сканирует дисконтные карты и сохраняет в электронном виде — удобно, когда карт много.

С кэшбэком можно экономить еще больше. Например, в Тинькофф-банке можно выбрать повышенный кэшбэк 5% на определенные категории. Если среди категорий вам предложат «Супермаркеты», брать надо обязательно.

Список поможет не упустить ничего и избежать незапланированных покупок. Главное — планировать семейный бюджет, уметь основательно его составлять и строго придерживаться.

Я формирую список в два этапа:

Неважно, как вы ведете список — это может быть и просто лист бумаги. Но отдельно расскажу про специальные приложения: у них есть свои преимущества. Например, есть поддержка нескольких пользователей, которая пригодится семьям, и возможность внести в список покупок сразу все ингредиенты выбранного блюда.

Соблазн купить что-нибудь не из списка покупок, конечно, возникает. Например, можно найти товар, не обозначенный в каталоге. Я позволяю себе отходить от списка покупок, если товар соответствует моим правилам: я уверен, что не выброшу его и что скидка хорошая.

Мой список покупок на выходные. Веду в стандартном приложении «Блокнот» на телефоне

Как бы забавно это ни звучало, на деле это важно. Голод мешает мыслить рационально — и в результате кассир пробивает вам на кассе чипсы, колбасу, курицу гриль, шоколадки.

Таких покупок можно избежать, просто перекусив перед походом в магазин.

Супермаркет — сложная и продуманная система. Здесь все устроено так, чтобы мы провели в магазине больше времени и купили больше товаров. Вот несколько хитростей, которые супермаркеты используют против нас.

Особое расположение наиболее важных товаров. Мясо, хлеб, молоко, фрукты и алкоголь расположены в разных углах зала. Так супермаркет удлиняет магистраль — это маршрут от входа до кассы, по которому магазин хочет вас направить. Этот путь проходит через островки наиболее важных повседневных товаров, а между ними расположены высокомаржинальные товары. Чем длиннее этот путь, тем больше товаров положит в корзину покупатель.

На входе в гипермаркет обычно расположена площадка, не разделенная рядами полок: здесь выставлены популярные товары со скидками. Тут действительно подобраны хорошие акции, поэтому рекомендую внимательно обойти эту площадку. Но если вы пришли за чем-то более специфичным, например за соусом табаско или сыром дор-блю, не тратьте здесь время — идите в соответствующий отдел.

Присмотритесь к дополнительным местам продаж — это временные выкладки товара на торцах стеллажей или между ними. ДМП отличаются от обычных полок тем, что товар на них меняется каждую неделю-две, а иногда и чаще. Они считаются подходящим местом для продвижения товара, поэтому производители за них часто воюют. Побеждает в этой войне тот, кто предложит большую скидку, а это на руку покупателям.

Встречаются акции, когда нужный продукт продается со значительной скидкой при условии покупки другого товара, а второй товар оказывается ненужным. Например, скидка на вино при условии покупки сыра определенной марки или стейка.

Отдел выпечки и готовой кулинарии. На полпути по магистрали покупатель успевает проголодаться — тут-то он и попадает в отдел готовых продуктов. Запахи свежей выпечки манят, а дальше в дело вступают салаты, горячие блюда и фастфуд. В некоторых супермаркетах даже предусмотрена специальная касса и столики, чтобы можно было сразу расплатиться и перекусить. При этом блюда часто готовят из продуктов, которые не удалось продать в исходном виде, а используемые соусы и специи вы бы вряд ли использовали, если бы готовили для себя.

Товары на кассах. Когда покупатель прошел всю магистраль и добрался до кассы, он устал. Поэтому на кассах супермаркета покупателя ждут шоколадные батончики, баночки газировки, жвачка, журналы и другие мелочи. Большинство товаров на кассе хочется купить именно здесь и сейчас, а их ценность после выхода из магазина резко падает.

Как экономить на походах в супермаркет

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Все маркетологи мира бессильны против мужика со списком покупок

Grigory, а если этот список составляла жена, так этот локомотив вообще неостановим))) Особенно, если это список покупок в Детский Мир или типа того

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Станислав, замороженные овощи берите и храните в морозилке.

Система скидок в продуктовых магазинах

Grigory, часто хожу со списком от жены, но это не мешает пре прикупить что-то по тем же принципам, что и в статье, или что-то для себя.

Система скидок в продуктовых магазинах

Раньше я за один рупь мог бидон молока взять, сто грамм конфет, пачку масла и мороженку.
А сейчас гады камер кругом понаставили!

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Павел, Верно, приходится мужу объяснять, что нам не нужна большая коробка только потому, что в ней больше продукта, пусть меньше, но всё уйдёт и дешевле обойдется.

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Яна, покупая в эльдорадо что-либо вы переплачиваете от 10 до 30%, поэтому вариант не очень эффективный. Выгоднее выбирать самый дешевый товар на Яндекс.Маркете, а чистящие средства, покупать отдельно.

Denis, справедливый комментарий, зря заминусовали) Не в первый раз это слышу, есть много правды в ваших словах.

Sergey, найдите, где я пишу о том, что время человека ничего не стоит и получите купон на 100 рублей!)

P.S.: Вряд ли найдете. Зато при более внимательном прочтении можете заметить строчку:

>Но не стоит увлекаться и сравнивать цены в десятке магазинов. Иногда за время, потраченное на поход в несколько магазинов, можно заработать больше денег, чем получится сэкономить.

Система скидок в продуктовых магазинах

Александр, интересная мысль. Но как мне кажется, при моих объемах, т.е. при закупке только на свою семью потери, если и есть, то незначительные совсем. Куда выше будут издержки, если у меня резко кончится гипоаллергенный порошок для детского белья и его придется покупать в магазине у дома без акции.

Система скидок в продуктовых магазинах

Александр, это ликвидируется правильным распределением бюджета. Средства которые хотели пустить в оборот с целью получения прибыли, не следует тратить на закупки впрок.

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Александр, навскидку, через год уже будет выход в плюс.

Система скидок в продуктовых магазинах

Anastasia, можно купить ненужный сейчас товар за 100 руб, а можно купить нужный за 20 и 80 ещё останется.

Система скидок в продуктовых магазинах

Александр, я думаю, что автор закупается по потребности, иначе никакой экономии, ведь акции чаще, чем тебе товар этот нужен.Я красную рыбу по акции всегда беру, так как существенно дешевле, а я её очень люблю на бутерики с маслом.

Александр, согласен по поводу живых денег. Скидки цикличны. Каждый 1-2 мес снова появляются на этот продукт

Система скидок в продуктовых магазинах

Все правильно пишите, поддерживаю ваш стиль покупок. Этот принцип применяю и при покупке одежды-обуви. Стараюсь не покупать вещи по первой заявленной цене. Зачем приносить кому-то сверх прибыль, за счет увеличения собственных трат.

Victoria, но бывает,что вещь не доживает до распродажи или нет твоего размера,когда её уценили.Купила льняное платье по полной стоимости и ничуть не жалею,т.к носила его с удовольствие в жару.Через два месяца на него скидка 20%,но жара уже закончилась.Но в общем и целом разделяю Ваше мнение

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Даша, забавно читать и слушать про бабулек, я только на права в 57 лет сдала и теперь использую авто, чтобы погонять за скидками в супермаркетах или специализированных типа deichmann или takko. Даже в одном обсуждении сделала демотиватор на тему *Не старушки обнаглели, а наглецы постарели*. Впрочем *старушек* поймете, если доживете.

Сергей, эта мысль сегодня популярна) Но мой ответ, боюсь, будет все тот же. «Охота за скидками» для меня что-то типа хобби, я раслабляюсь и отдыхаю, когда занимаюсь ей.

Про заложника уцененного товара не совсем понял, буду признателен за пояснение.

Светлана, у вас абсолютно другая продуктовая корзина. Но это не значит, что вы не можете применять что-то из моего опыта) Скидки есть практически в любых магазинах, в вашем случае они, возможно, будут менее глобальными. В статье я не призывал покупать те же товары, я просто говорил, как можно сэкономить ПРИ СОХРАНЕНИИ ТЕКУЩЕЙ ПРОДУКТОВОЙ КОРЗИНЫ. Погони за дешевизной тут нет.

Система скидок в продуктовых магазинах

Denis, под финансовой независимостью у вас подразумевается тупизна в разбрасывании деньгами там где можно подойти с умом, быть хоть немного прагматичным и хозяйственным?

Система скидок в продуктовых магазинах

Тема интересная и вполне разумный подход. Выше писали про то, выгодно ли затариваться на полгода или год вперёд, однозначно да, так как помимо скидок, поставщики приходят в сеть ещё с поднятием цен два раза в год стабильно. При этом размер скидки остаётся прежним, а база уже другая.

Система скидок в продуктовых магазинах

Система скидок в продуктовых магазинах

Пока что Тинькоф ни разу не предложил кэшбек на супермаркеты. Жду.

Система скидок в продуктовых магазинах

Artem, оформите в Росгосстрахбанке карту Отличная. Там кэшбэк 5% на супермаркеты без всякой лотереи как у Тинькова.

Анастасия, я тоже жду)) Пока мимо. Но есть легенды, что дают))

Анастасия, у меня было два раза подряд супермаркеты, а следом три месяца 10% Карусель. Потом 5% Пятёрочка. Потом на Супермаркет повезло супруге. Мы так 2 года жили. Очень даже!

Система скидок в продуктовых магазинах

Artem, у меня под Новый год был кэшбек на супермаркеты. А там кроме НГ ещё моя денюха была, денюха моих сестёр. В конечном итоге за 3 месяца мне вернулось тысяч 5 как минимум, при том, что привык уже жить экономно и праздники отмечаю не очень пышно.

Лично в моем случае, я езжу в гиперы 1 раз в неделю примерно и практически полностью игнорирую остальные магазины, за счет этого экономится много времени. Плюс, когда я нахожусь в гипермаркете я всегда точно знаю что именно мне нужно купить и в каких количествах. В итоге среднем такой «шоппинг» занимает минут 30-40 в неделю.

Andy, видимо, работа на Западе наложила на вас глубокий отпечаток) Настолько, что читая мою статью, где ни слова про опт и поддоны с ящиками, у вас флешбеки пробиваются. Про ваш подход к инвестициям я вас понял. Я, кстати, про это и писал: суммы там ничтожные. Так что нет, инвестировать эти деньги выгодней не будет.

Ну а про акции вы не совсем правы. Сравнивать периодические скидки в супермаркетах продуктовых с ликвидационной распродажей магазина электроники, это неправильно. Разные товары, разные поставщики, разные механизмы. Не надо путать теплое с мягким

Система скидок в продуктовых магазинах

Denis, на самом деле, это всё не отнимает совершенно времени. Достаточно просто хорошо запоминать цены и иметь приложение типа Едадила. Нужно закупиться кофе или молоком или химиией или чем-то ещё? Набираете в поисковой строке Едадила, сравниваете цены и выбираете лучшую.

Это всё занимает секунды, а экономит весьма серьезные деньги (десятки тысяч в год) и не мешает развиваться и больше зарабатывать.

Andy, давайте по пунктам.

1) Про «оптовость» я не говорил. Я писал, что если есть хорошая скидка 40-50% (и только в этом случае) имеет смысл закупиться на несколько месяцев. Это не опт и квартиру не захламит. Понятно, что если живете, например, в студии, то места там даже на небольшой запас не будет. Мне повезло, у меня есть хорошая кладовка, балкон и гараж, хранить есть где.

Про инвестиции тема интересная, хотелось бы узнать подробности. Представим, что есть Ваня и Петя, они оба чистят зубы Колгейтом, который стоит 100 рублей, тюбика хватает на месяц. Ваня подождал акции в гипермаркете и купил 6 тюбиков на полгода за 300 руб. А Петя просмотрел много мотивирующих видео про инвестиции и решил действовать. Все свободные деньги он инвестирует, а пасту покупает только по мере необходимости, то есть раз в месяц и за полгода он потратит 600 рублей, но не сразу.

Внимание, вопрос: какие финансовые инструменты позволят Пете отыграть 50% разницы за полгода (т.е. заработать 300 руб, имея сначала 600, потом 500, 400, 300 и т.д.)? Я не издеваюсь, а просто интересуюсь, скорее всего в инвестициях вы разбираетесь лучше меня.

2) Перечитайте еще раз начало статьи, раздел откуда берутся скидки. Там все подробно расписано. Разумеется, в торговле работают не идиоты и в минус никто работать не будет. Хорошая скидка получается, когда ПРОИЗВОДИТЕЛЬ снижает цену закупочную для сети в качестве ВРЕМЕННОЙ промо-акции. У производителей крупных под это заложены миллионные бюджеты на маркетинг

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *