Система скидок дебиторской задолженности пример

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью: практика применения скидок и взаимозачетов

О.А. Овчинникова,
канд. экон. наук,
доцент кафедры учета и финансов
М.Ю. Ромадыкина
студентка 5 курса специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Курский государственный университет
Auditorium: электронный научный журнал
Курского государственного университета
№2 (6) 2015

Наличие дебиторской и кредиторской задолженности можно рассматривать как неминуемое следствие системы расчетов между различными предприятиями. В ходе осуществления подобных расчетов постоянно существует разрыв между временем платежа и моментом перехода прав собственности на товар; предъявлением платежных документов и их оплатой и тому подобное. Следовательно, очень важно выбрать для таких взаимоотношений партнеров, способных вовремя и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам. В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения в расчетах между контрагентами системы скидок и взаимозачетов.

В процессе работы каждого предприятия возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что является естественным процессом [Алехина 2013], так как данные виды задолженности включают в себя основные элементы, представленные на рисунках 1 и 2.

Система скидок дебиторской задолженности пример

Рис. 1. Классификация дебиторской задолженности

Классификация кредиторской задолженности в зависимости от субъекта, которому причитается получение денежных средств от организации-должника [Парушина 2013], представлена на рисунке 2.

Система скидок дебиторской задолженности пример

Рис. 2. Классификация кредиторской задолженности

Целесообразно органично управлять дебиторской и кредиторской задолженностью и следить за ее своевременным погашением [Киреева, Овчинникова 2014; Ходыревская, Припадчева, Заикин 2014]. Рассмотрим мероприятия по управлению данными видами задолженности через применение системы скидок и проведения взаимозачетов на примере ООО «Заря». Состав дебиторской и кредиторской задолженности представлен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ состава дебиторской и кредиторской задолженности

Наименование показателя201220132014Темп роста
2014-2012, %
Краткосрочная дебиторская задолженность, всего:14137971013459,51
в том числе:13061
расчеты с покупателями и заказчиками626412979,93
авансы выданные
прочая10763446484,46
Дебиторская задолженность всего14137971013459,51
Долгосрочная кредиторская задолженность, всего:4589639 7963764482,02
в том числе:
кредиты4589639 7963764482,02
Краткосрочная кредиторская задолженность всего:235604525140577172,23
в том числе:
расчеты с поставщиками и подрядчиками11262356027151241,09
расчеты по налогам и сборам1322041221925
кредиты6940259958000115,27
займы
прочая522615392420580,46
Кредиторская задолженность, всего694568494778221112,62

Остановимся подробнее на каждом из предложенных направлений. Начнем с внедрения системы скидок на ООО «Заря». Покупателям могут быть предложены следующие скидки в зависимости от внесенной предоплаты:

В таблице 2 представлены основные показатели, на которых отразится введение подобной политики управления расчетами. При этом необходимо рассчитать сумму дополнительной прибыли при введении скидок, на основании таблицы 3.

Таблица 2. Преимущества ООО «Заря» от использования системы скидок

ПоказательБез скидкиСо скидкойИзменения
Предоставляется скидка в размере 3% при предоплате 30%
Дебиторская задолженность, тыс.руб.1345941,5-403,5
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности18,0425,87,76
Период погашения дебиторской задолженности, дней19,9613,45-6,01
Предоставляется скидка в размере 6% при предоплате 50%
Дебиторская задолженность, тыс.руб.1345672,5672,5
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности18,0436,818,04
Период погашения дебиторской задолженности, дней19,969,98-9,98

Таблица 3. Расчет дополнительной прибыли при использовании варианта А или Б

На основании вышеприведенных расчетов можно сделать следующие выводы. В случае если покупатель предпочтет вариант А, то сумма дебиторской задолженности снизится с 1345 тыс. руб. до 941,5 тыс. руб. К тому же подобная динамика приведет к увеличению коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности на 7,76.

При выборе варианта Б общая сумма дебиторской задолженности сократится на 672,5 тыс. руб. Это приведет к тому, что значение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности после внедрения скидки составит 36,08, что на 18,04 больше, чем до предоставления скидки. Предположительно рост оборачиваемости данной задолженности также будет иметь правильную динамику, а именно снизится в среднем с 20 дней до 10 при использовании системы скидок.

В целом можно сказать, что внедрение такого направления корректировки величины дебиторской задолженности положительно скажется на финансовом состоянии ООО «Заря». При этом наибольший эффект можно получить при использовании 6% скидки в случае предоплаты в размере 50% от общей стоимости продукции. При выборе такого варианта развития событий ООО «Заря» получит максимально возможную дополнительную прибыль в размере 591,8 тыс. руб.

Затем проанализируем возможность сокращения кредиторской задолженности за счет взаимозачетов. В таблице 4 представлены сводные данные организаций, по которым можно произвести взаимозачеты.

Таблица 4. Сводные данные дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Заря» на 1 января 2015 года

Наименование покупателейДебиторская задолженность,
тыс. руб.
Кредиторская задолженность,
тыс. руб.
Разница
ОАО «Новая жизнь»28,351,723,4
ИП Боженко Н.Б.19,040,921,9
ОАО «Русский дом»151,5170,919,4
Итого:198,8263,564,7

Таким образом, получается, общая сумма оставшейся кредиторской задолженности равна 64,7 тыс. руб. Предположим, что в данной ситуации произойдет снижение кредиторской задолженности на 30%, или 19,41 тыс. руб. Затем рассмотрим результат данного направления корректировки суммы кредиторской задолженности по данным таблицы 5.

Таблица 5. Экономическая эффективность от применения взаимозачетов на ООО «Заря»

ПоказательДо использования взаимозачетовПосле использования взаимозачетовОтклонение
абсолютноеотносительное, %
Выручка от реализации, тыс. руб.99707129619,129912,1130
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.90515117669,527154,5130
Прибыль от продаж, тыс. руб.919211949,62757,6130
Чистая прибыль, тыс. руб.682088662046130
Рентабельность продаж, %9,229,22
Кредиторская задолженность, тыс. руб.3257722803,9-9773,130

На основании данных таблицы 5 можно сказать, что после введения данного мероприятия в ООО «Заря» сумма кредиторской задолженности сократится на 30%. При этом увеличение выручки от реализации можно ожидать в размере 29912,1 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции также увеличится с 90515 до 117669,5 тысяч рублей. Показатель чистой прибыли возрастет на 30% и составит 8866 тысяч рублей. В свою очередь рентабельность продаж не изменится в результате применения взаимозачетов, так как темп роста прибыли от продаж соответствует темпу роста выручки от реализации.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что грамотно выстроенная система скидок, а также механизм взаимозачетов:

1. Алехина А.А. Финансовая стратегия управления оборотным капиталом предприятия // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2013. № 1-2 (1). С. 21-22.

2. Киреева Е.В., Овчинникова О.А. Сравнение учета финансовых инструментов в российской и международной практике // Материалы VII международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире». Прага, 2014. С. 34-37

3. Парушина Н.В. Анализ краткосрочных обязательств и оборотных средств // Бухгалтерский учет. 2013. № 4. С. 51

4. Ходыревская В.Н., Припачеваа И.В., Заикин Е.Н. Повышение эффективности управления сбытом готовой продукции на сельскохозяйственном предприятии // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 6. С. 11-13

Источник

Разработка политики управления дебиторской задолженностью

Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может жесткой (минимальной отсрочки платежей или непредоставление отсрочек вообще) или либеральной (предоставление значительной отсрочки платежей). Оценка надежности и выгодности покупателей основывается на анализе конкретных характеристик. Чем лучше эти характеристики, тем выгоднее покупатель, тем больший лимит можно ему предоставить.

Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:

Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков: в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.

Либеральная кредитная политика имеет следующие признаки:

где СОС — собственные оборотные средства; ДО — долгосрочные обязательства; Кк — краткосрочные кредиты и займы; КЗ — кредиторская задолженность; З — запасы и НДС по приобретенным ценностям; ДЗапр — дебиторская задолженность в части выданных авансов и прочей задолженности; КФВ — краткосрочные финансовые вложения; ДС — денежные средства.

Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кредитной политике.

Оценка надежности и выгодности покупателей включает тщательные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока договора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.

Оценка надежности покупателей основывается на анализе их юридических, финансовых, производственных и рыночных характеристик:

По обобщении этих характеристик покупателей ранжируют следующим образом:

Рассчитанный лимит по организации распределяется по покупателям в соответствие с их рейтингом надежности и выгодности для организации. Лимит по отдельному i-му покупателю рассчитывается по формуле

ДЗлимi = ДЗлим * di * kнв

где di — доля i-го покупателя в выручке; kнв — коэффициент надежности и выгодности клиента; для надежных клиентов превышает единицу, для ненадежных находится в интервале от нуля до единицы; для средних приблизительно равен единице.

С учетом рассчитанного лимита по i-му покупателю рассчитывается срок предоставляемой ему отсрочки по формуле

Tлимdi = (ДЗлим / Bi) * 365

Для оценки эффективности кредитной политики рассчитываются потери организации от увеличения задолженности и выигрыш от увеличения объема реализации.

Потери организации от предоставления отсрочки в процентах к выручке определяются по формуле

где rкр — годовой процент за банковский кредит; До — средний срок предоставляемых отсрочек.

Выигрыш предприятия от роста объема продаж в процентах к выручке определяется по формуле

где ∆ О — номинальный темп прироста объема, измеренный в долях единицы; m в — валовая маржа в долях единицы (отношение валовой прибыли к цене).

Приравнивая выигрыш к потерям, определяют минимально необходимый прирост объема продаж при предоставлении отсрочки платежа на определенное число дней:

Если увеличение объема продаж превышает расчетное, то либеральную политику можно признать эффективной, поскольку она позволяет организации увеличивать свою прибыль.

Для оценки эффективности либерализации кредитной политики по данным финансовой отчетности рассчитывается прирост потерь от увеличения дебиторской задолженности:

где Зотч, Зпр — потери, связанные с дебиторской задолженностью, в отчетном и предыдущем году; обычно рассчитывают на основе кредитного процента (прирост затрат на финансирование дебиторской задолженности).

Выигрыш от либерализации политики рассчитывается по формуле:

где ∆В — прирост выручки отчетного года относительно предыдущего; мотч — маржа прибыли в отчетном году, рассчитанная через валовую прибыль; длп — доля прироста выручки, которая обусловлена либерализацией кредитной политики; определяется экспертным путем.

Если выигрыш превысит потери, то либерализацию кредитной политики можно признать оправданной, а саму кредитную политику — эффективной.

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

Опыт эффективной работы с дебиторской задолженностью

В последнее время все чаще высказывается предположение, что Россию ожидает очередной кризис в связи с низкими темпами роста ВВП, снижением официальных прогнозов экономического развития, волатильностью курса иностранных валют. «Стоит ли опасаться второй волны кризиса?» — задаются вопросом финансовые службы компаний. Опасения обоснованы, поэтому компаниям, нацеленным на успешное развитие, необходимо разрабатывать собственные антикризисные стратегии, в частности, стратегии по работе с дебиторской задолженностью.

На практике дебиторская задолженность составляет значительную часть валюты баланса компании. Структурно ее размер в зависимости от вида деятельности колеблется в широком диапазоне: от 20 % для компаний производственной деятельности до 90 % для торговых компаний.

В связи со значительностью данной суммы риск неплатежей по обязательствам может существенно отразиться на стабильности работы компании. Грамотно разработанная кредитная политика позволит оптимизировать денежный поток и оценить риск, принимаемый на себя компанией, что в конечном счете повысит ее стоимость и благосостояние собственников. Следовательно, целесообразно разработать кредитную политику, направленную на решение вопросов о том, кому предоставлять товарный кредит, на какой срок и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров необходимо определить:

Предоставлять или не предоставлять отсрочку платежа?

Решение о предоставлении отсрочки платежа должно выноситься по результатам объективного анализа деятельности контрагента на основании его финансового положения и качества партнерских отношений. Анализ проводится по каждому контрагенту на постоянной основе. По результатам анализа каждому контрагенту присваивается категория качества обслуживания дебиторской задолженности (с 1-ой по 5-ую (табл. 1)).

Таблица 1. Классификация категории качества контрагента

Финансовое положение/партнерские отношенияХорошееСреднееПлохое
ХорошееПерспективный
(1-я категория качества)
Надежный
(2-я категория качества)
Сомнительный
(3-я категория качества)
СреднееНадежный
(2-я категория качества)
Сомнительный
(3-я категория качества)
Проблемный
(4-я категория качества)
ПлохоеСомнительный
(3-я категория качества)
Проблемный
(4-я категория качества)
Безнадежный
(5-я категория качества)

Финансовое положение оценивается по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть определено как:

Партнерские отношения оцениваются на дату проведения анализа и могут быть определены как:

В соответствии с финансовым положением и состоянием партнерских отношений контрагенту присваивается категория качества (см. табл. 1):

Пример 1

В качестве примера рассмотрим ОАО «ВСМПО-Ависма» (далее — контрагент). Данная компания является публичной, в связи с чем финансовая отчетность находится в открытом доступе. С целью определения категории качества выпишем интересующие нас показатели во вспомогательную табл. 2.

Таблица 2. Основные финансовые показатели ОАО «ВСМПО-Ависма»

Прибыль за II полугодие 2013 г.
(стр. 2400)*
Валюта баланса на 30.06.2013
(стр. 1700)
Заемный капитал на 30.06.2013
(стр. 1400 + стр. 1500)
Кредиты и займы на 30.06.2013
(стр. 1410 + стр. 1510)
3 752 26583 295 62944 554 80631 041 792

*Номера строк в бухгалтерском балансе.

Согласно табл. 2 по состоянию на последнюю отчетную дату можно сделать выводы о финансовом положении контрагента. Размер заемных средств составляет 53 % валюты баланса, что не превышает нормативный показатель, равный 60 %. Кредиты и займы составили 37 %, что превышает нормативный показатель 30 %. Согласно рассматриваемой методике на основании отчетности за II полугодие 2013 г. финансовое состояние контрагента можно определить как среднее. Если в процессе деятельности отсутствовали факты просрочки и по условиям имеющихся договоров отсрочка платежа составляет менее 30 дней, контрагенту присваивается 2-я категория качества. Следовательно, необходим анализ на предмет увеличения отсрочки платежа и/или предоставления скидки.

Время отсрочки платежа и размер предоставляемой скидки

Решение о времени отсрочки платежа и размере предоставляемой скидки должно выноситься на основе расчета экономической эффективности (увеличение/уменьшение объема торговых отношений с контрагентом). В результате сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания приростной прибыли принимается решение в сторону изменения кредитной политики.

Расчет формулы определения приростной прибыли

Приростная прибыль рассчитывается как разность выручки, полученной с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.

В рамках существующей финансовой политики эффективность деятельности компании оценивается по аналитическому показателю EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации, аренды, лизинга), в связи с чем увеличение выручки необходимо рассчитывать с учетом рентабельности по данному показателю: (V1V0) x R — положительная составляющая изменения кредитной политики.

Затраты в виде замораживания средств рассчитываются как размер предоставленной дебиторской задолженности, умноженной на стоимость привлечения заемного капитала – средневзвешенной годовой процентной ставки привлечения кредитов/займов: Kd x (ДЗ1 – ДЗ0) — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

Затраты в виде предоставления скидки рассчитываются как произведение размера скидки на объем реализации в результате изменения кредитной политики: СК x V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

В результате формула будет выглядеть следующим образом:

Преобразуем ее. Сначала делим на V0:

выделим множитель Kр:

выделим неизвестный коэффициент Kр:

получаем искомую формулу.

где Kр = V1 / V0 — минимально необходимое увеличение объема реализации;

V0 — годовой объем реализации до применения кредитной политики;

V1 — годовой объем реализации в результате изменения кредитной политики;

ДЗ0 — дебиторская задолженность до применения кредитной политики;

ДЗ1 — дебиторская задолженность в результате изменения кредитной политики;

R = EBITDAR / Выручка – Рентабельность;

Kd — средневзвешенная ставка по заемному капиталу;

Рассмотрим пример расчета отсрочки платежа и размера предоставляемой скидки. Сначала необходимо определить собственные финансовые показатели, такие как рентабельность продаж по EBITDAR (прибыль до уплаты налогов, процентов, амортизации, арендных и лизинговых платежей) и средневзвешенная ставка по заемному капиталу.

ОАО «ВСМПО-Ависма» (см. пример 1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за I полугодие 2013 г. были достигнуты следующие показатели:

Рассмотрим на примерах порядок расчетов, позволяющих определить целесообразность предоставления скидки.

Пример 2

Контрагент просит об изменении условий контракта в виде увеличения срока отсрочки платежа с 30 до 60 дней. Следовательно, коэффициент ДЗ0 / V0 увеличится с 30 / 365 = 0,0822 до 60 / 365 = 0,1644. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для покрытия вновь образовавшейся дебиторской задолженности:

Как показывают расчеты, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 6,1%.

Пример 3

Контрагент просит об изменении условий контракта в виде получения скидки в размере 2 %. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для компенсации потери прибыли:

Таким образом, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 19,2 %.

Помимо описанного выше правила ранжирования контрагентов по категориям качества и приведенной формулы расчета экономической целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки также необходимо следовать простым правилам работы с дебиторской задолженностью. В идеале данные правила должны быть прописаны во внутренних документах компании, упоминаться на корпоративных тренингах и учитываться при материальном стимулировании сотрудников.

Основные правила работы с дебиторской задолженностью:

Таким образом, совокупный анализ дебиторской задолженности, включающий правила ранжирования контрагентов, расчет экономической целесообразности, а также правила работы с дебиторами, позволит предприятию выработать рациональную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и оперативно среагировать на условия быстро меняющейся конъюнктуры рынка.

Источник

Дебиторская задолженность и кредитная политика компании

В современном мире в условиях жесткой конкуренции вопрос управления дебиторской задолженностью играет важную роль в повышении эффективности управления оборотными активами любой компании. Компании могут инвестировать значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, тем самым лишая себя мобильности и возможности осуществлять активную инвестиционную деятельность, снижая ликвидность. Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, а именно решения вопроса о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок. Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что в конечном счете повышает стоимость компании и благосостояние акционеров.

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Для анализа дебиторской задолженности используются приведенные ниже показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз:

Кдз = Общий объем реализации / Средняя величина дебиторской задолженности.

Этот коэффициент показывает, насколько быстро компания собирает деньги с клиента за поставленные товары.

2. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (средний период инкассации):

DSO = Средняя величина дебиторской задолженности / Среднедневная выручка от продажи в кредит

Если этот показатель превышает контрактные (или нормативные) условия — платежи поступают с нарушением установленных сроков.

3. Средняя величина дебиторской задолженности ДЗср зависит от годового объема продаж в кредит S и среднего периода инкассации DSO:

4. Средняя величина инвестиций предприятия в счета дебиторов:

INVD = DSO х Общие годовые издержки / Годовой объем продаж = DSO х Доля издержек в цене реализации.

5. Коэффициент просроченной дебиторской задолженности:

Кпдз = Сумма просроченной задолженности / Общая величина дебиторской задолженности.

Результаты расчетов вышеописанных показателей используются при разработке отдельных аспектов кредитной политики компании.

Для контроля над платежной дисциплиной дебиторов используются различные отчеты. Отчет по расчетам с дебиторами призван контролировать своевременность погашения задолженности в соответствии с договорными условиями. Этот вид отчета может составляться раз в неделю. Он отражает динамику платежной дисциплины всех клиентов в разрезе выставленных счетов (табл. 1).

Целесообразно отчет по расчетам с дебиторами дополнять реестром старения дебиторской задолженности (табл. 2), который отражает распределение задолженности по срокам по каждому дебитору, а также процентную долю, приходящуюся на каждый из периодов просрочки в разрезе клиентов и в целом по общей сумме дебиторской задолженности. Данный вид отчета целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год.

Если бизнес подвержен сезонным или циклическим колебаниям, то анализ реестра старения дебиторской задолженности может привести к ошибочным выводам, поскольку колебания объема реализации оказывают влияние на процентное соотношение распределения дебиторской задолженности. В этом случае целесообразно составлять также ведомость непогашенных остатков (табл. 3), которая помимо контроля за состоянием задолженности позволяет прогнозировать ее величину.

Таблица заполняется следующим образом: из выручки за каждый месяц квартала выделяется непогашенная дебиторская задолженность, определяется ее доля в выручке. Например, в январе выручка от реализации составила 100 000 руб., а непогашенная дебиторская задолженность за январь на конец I квартала составила 50 000 руб., или 50%. Такую ведомость необходимо формировать по итогам каждого квартала и за год.

Таблица 1. Отчет по расчетам с дебиторами

Нормативная дата оплаты

Дата фактического платежа

Таблица 2. Реестр старения дебиторской задолженности

Распределение задолженности по срокам

Общая сумма задолженности, тыс. руб.

Доля в общем объеме, %

Таблица 3. Ведомость непогашенных остатков

Выручка от реализации, тыс. руб.

Дебиторская задолженность, возникшая в данном месяце

На следующем этапе определяется возможная сумма финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую задолженность:

INVДЗ = S х V х DSO / 365,

где INVДЗ — инвестиции в дебиторскую задолженность;

S — планируемый объем реализации продукции в кредит;

V — переменные затраты как процент от валового объема реализации (затраты на производство, связанные с хранением запасов, административные расходы кредитного отдела и другие переменные затраты);

DSO — средний период оборачиваемости дебиторской задолженности (в том числе с учетом просроченных платежей), в днях.

Для оценки последствий изменения кредитной политики целесообразно использовать приростный анализ, в рамках которого определяется размер увеличения (уменьшения) объема реализации и затрат в результате изменения отдельных параметров кредитной политики. При либерализации кредитной политики посредством предоставления больших скидок, удлинения периода кредитования, смягчения политики по взиманию просроченной задолженности, смягчения стандартов кредитоспособности компания может ожидать увеличения объема реализации. В то же время это потребует дополнительных инвестиций для покупки большего объема сырья, материалов, рабочей силы, увеличатся затраты на поддержание возросшей дебиторской задолженности, увеличатся объем безнадежных долгов, расходы, связанные с предоставлением скидок и т.д.

В процессе приростного анализа сравниваются между собой дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания положительной приростной прибыли решение в сторону изменения кредитной политики может быть положительным (при условии полной компенсации возможного риска).

Для определения прироста дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики при условии увеличения объема реализации используется формула:

где So — текущая валовая выручка от реализации;

SN — прогнозная валовая выручка от реализации;

V — переменные затраты как процент от валового объема реализации (за исключением потерь от безнадежных долгов, текущих расходов, связанных с финансированием дебиторской задолженности, и затраты на предоставление скидок);

DSOо — период инкассации дебиторской задолженности до изменения кредитной политики, в днях;

DSOn — период инкассации дебиторской задолженности после изменения кредитной политики, в днях.

Для определения прироста дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики при условии уменьшения объема реализации используется формула:

Далее можно определить влияние изменений кредитной политики на доналоговую прибыль компании:

где k — стоимость капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность;

BN — средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации (процент от валового объема реализации);

Во — средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализации (процент от валового объема реализации);

DN — предполагаемый процент торговой скидки при новом объеме реализации;

Do — процент торговой скидки при текущем объеме реализации;

PN — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики, в %;

Ро — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до изменения кредитной политики, в %.

Пример 1

Компания «Х» осуществляет реализацию продукции в соответствии с разработанной кредитной политикой. Выручка от реализации в 2006 г. составила 960 477 тыс. руб. Переменные затраты составляют 92% объема реализации, цена капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность, — 12%, безнадежные долги — 1% объема реализации, период инкассации — 23 дня, торговая скидка — 1% при оплате до 5 дней, срок кредита — 20 дней.

Рассматривается возможность изменения кредитной политики посредством увеличения скидки до 3%, удлинения срока кредита до 30 дней. Предполагается, что изменение кредитной политики обеспечит увеличение объема реализации до 1 100 000 тыс. руб., безнадежные долги останутся на том же уровне, период инкассации составит 35 дней.

Таким образом, при увеличении периода кредитования дополнительно необходимо будет инвестировать 43 886 тыс. руб. в дебиторскую задолженность. В этой формуле учтены приростные затраты на дебиторскую задолженность, связанные с прежним объемом реализации, и затраты, связанные с приростом объема реализации. В приростных затратах на дебиторскую задолженность, связанных с прежним объемом реализации, учтены затраты прямого финансирования и альтернативные затраты. В затратах, связанных с дебиторской задолженностью, обусловленной приростом объема реализации, учтены только затраты прямого финансирования.

Далее оценим влияние новой кредитной политики на доналоговую прибыль компании:

Таким образом, мы видим, что изменение кредитной политики для анализируемой компании не выгодно, по крайней мере при данных условиях, поскольку прогнозируется сокращение прибыли.

Для определения числового значения кредитного рейтинга клиента все вышеперечисленные критерии должны быть переведены в 100-балльную шкалу. При этом наивысший балл в этой шкале присваивается наиболее предпочтительному значению. Затем каждому критерию присваивается вес значимости и выводится сводный рейтинг клиента.

Веса значимости могут быть либо проставлены экспертно, либо определены с помощью коэффициента корреляции на основании статистики за прошлые периоды путем определения влияния каждого из критериев на погашение дебиторской задолженности.

Хотя большинство решений, связанных с предоставлением кредитов, являются субъективными, некоторые компании используют статистические методы оценки кредитоспособности своих клиентов, а именно множественный дискриминантный анализ.

В данном анализе в качестве зависимой переменной выступает вероятность невыполнения обязательств, а в качестве независимой — параметры, характеризующие финансовую устойчивость клиента и его ликвидность, например, коэффициент быстрой ликвидности, доля заемного капитала в общей сумме источников, срок существования фирмы клиента и т.п. В рамках данного анализа устанавливается связь между отдельными факторами и вероятностью невыполнения обязательств, таким образом вычисляется показатель рисковости клиента. По результатам такого анализа клиенты также ранжируются на группы риска, в соответствии с которыми разрабатываются стандарты кредитования наименее рисковых групп.

Минимально допустимый кредитный рейтинг покупателя (вероятность оплаты товара), при котором клиенту может быть предоставлен кредит, рассчитывается по следующей формуле:

Rmin = С(1 + rT / 365) / S,

где S — объем предполагаемой закупки клиентом;

С — себестоимость данного объема товара;

T — срок, на который может быть предоставлен кредит;

r — ставка альтернативного дохода для предприятия.

Например, клиент планирует приобрести товар на сумму 2 000 000 руб., себестоимость данного объема товара составляет 1 840 000 руб., срок кредита — 20 дней, ставка альтернативного дохода для предприятия составляет 12% (например, компания может предоставить заем другой организации под эту ставку). Определим кредитный рейтинг клиента:

Rmin = 1 840 000 × (1 + 0,12 × 20 / 365) / 2 000 000 = 0,93.

Критерии предоставления кредита включают в себя определение максимально возможного срока кредита и размера скидки.

Возможный срок кредита обычно взаимосвязан с величиной скидок, предоставляемых, если покупатель оплачивает товар ранее.

Величина приемлемой скидки рассчитывается по следующей формуле:

q = r / [r + 365 / (T — t)], где r — ставка альтернативного дохода, q — величина предоставляемой скидки; t — срок действия скидки; Т — срок кредита.

Пример 2

Компания «Х» хочет определить величину приемлемой скидки, если срок кредита установить в 45 дней, срок действия скидки — 14 дней, при ставке альтернативного дохода 12%.

q = 0,12 / (0,12 + 365 / (45 — 14)) = 0,01 = 1%. Таким образом, приемлемой скидкой при данных условиях кредитования для компании «Х» будет скидка в размере 1%.

В случае если компания испытывает некоторые трудности, связанные с дефицитом денежных средств, она может либо взять кредит в банке, либо ускорить поступление денежных средств посредством предоставления дополнительных скидок покупателям. В этом случае необходимо сравнить полученную ставку альтернативного дохода с фактической ставкой привлечения финансовых ресурсов. В случае превышения ставки альтернативного дохода над фактической ставкой делается вывод, что скидка выгодна для компании. В противном случае компании выгодно предоставлять дополнительную скидку и целесообразно привлечь банковский кредит для покрытия дефицита в денежных средствах. Расчет величины альтернативного дохода компании осуществляется по следующей формуле:

r = [q / (1 — q)] х 365 / (T — t).

Пример 3

В условиях дефицита денежных средств компания «Х» может взять краткосрочный кредит или предоставить покупателям существенные скидки при оплате товара по факту отгрузки. Кредит может быть получен под ставку 12% годовых. Компания осуществляет продажи на условиях «net 20». Клиенты готовы немедленно оплачивать товар, если размер скидки составит не менее 2,5%. Выгодно ли это компании?

r = (0,025 / (1 — 0,025)) X 365 / (20 — 0) = 0,468 = 46,8%

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *