сирано де бержерак актер
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Ф рагмент статьи Елены Ковальской «Убит поэт де Бержерак!» в газете «Ведомости» (2002 г.):
«Маркетинг моссоветовской премьеры в замалчивании имен не нуждается — напротив, билеты можно продавать как минимум на троих: на любимца публики Александра Домогарова (сам Сирано), Ольгу Кабо (возлюбленная Сирано — Роксана) и Сергея Виноградова (влюбленный в Роксану граф де Гиш).
Спектакль начинают со сцены скандала, который учинил во время представления в Бургундском отеле Сирано. Обычно режиссеры от этой сцены оставляют пару вводящих в курс дела диалогов, а Павел Хомский, напротив, напустил в директорские ложи и оркестровую яму костюмированную публику. Дают оперу «Клориза», в ней поет Монфлери, а в публике ждут Сирано и объясняют тем, кто его не знает, что это астроном, музыкант, физик, философ, к тому же сумасшедший, не любит Монфлери, а главное — поэт. Выходит Монфлери, заводит песню — и вдруг: «Эй, шут гороховый, мне помнится, тебе я запретил играть на сцене!» По проходу из зала, словно на параде, марширует Домогаров. В пестро одетой толпе маркизов и гвардейцев, буфетчиц и воров он один — белое с черным, шелк и кожа, курносый нос под черной шляпой. «Я вызываю всех. Вы? — расхаживает он по авансцене в счастливой близости от публики и указует в зрителей перстом. — Нет? Вы? Нет? Вы?» Публика в истоме замирает. Спектакль, который начинается этой широкомасштабной экспозицией, будет ей под стать — добротный, подробный, без выкрутасов. Актеры станут менять наряды и парики, один пышней другого. Разок вывезут настоящую карету. Плотная толпа гвардейцев во главе с барабанщиком направится вверх по лестнице в бой, неся перед собой, как хоругвь, кружевной платок Роксаны, и раненые будут эффектно падать с высоты прямо на сцену. А массивная деревянная конструкция художника Бориса Бланка начнет вращаться сообразно переменам места действия, и в центре вращений декорации и событий будет стоять со шпагой наготове и рифмой на устах простой и мужественный парень — Сирано».
Фрагмент статьи Веры Камша «Перчатка Александра Домогарова» (2002 г.):
«Пьеса Ростана — одна из самых известных и любимых и зрителями, и актерами. Автор определил ее как героическую комедию, но так уж вышло, что большинство постановщиков видели в «Сирано» какую-то одну ипостась. Кто-то делал упор на героизм и романтику, кто-то — на юмор, порой доходя в этом до откровенной пошлости. Моссоветовцы же подошли достаточно близко к определению Ростана, не отказавшись ни от смеха, ни от высокой трагедии.
Сирано в исполнении Домогарова не бесплотный герой без страха и упрека, а земной человек. В нем уживаются жестокость и благородство, цинизм и романтичность, мнительность и гордость. И еще он Поэт и он умеет любить.
Сирано де Бержерак
Биография
Очутившись однажды в старинном предместье Парижа – средневековом городке Шеврез в долине реки Иветт, вы вдруг окажетесь в стране славного Сирано де Бержерака. Здесь стоит памятник де Бержераку, родовое поместье Мовьер, а на каждом углу предлагают любимое вино знаменитого земляка. Отсюда берет свои корни легенда о знаменитом Сирано де Бержераке.
Детство и юность
Несмотря на то, что приставка «де» в фамилиях французского происхождения символизирует дворянское происхождение рода, де Бержерак дворянином не был. Да и звали его вовсе не Сирано. Эркюль Савиньон родился 6 марта 1619 года в Париже. Дед будущего знаменитого драматурга был успешным торговцем рыбой, даже поставлял продукцию ко двору Франциска I. Преуспев в торговом деле, старик приобрел 2 поместья в нынешнем пригороде Парижа – Шеврезе. Тогда же и получил дворянскую приставку «де» к фамилии.
Портрет Сирано де Бержерака
Поместья эти раньше принадлежали гасконскому семейству Бержераков. Так Савиньон Сирано стал де Бержераком, оставив потомкам в наследство родовые имения, успешный бизнес и дворянское имя. Азы грамоты юный драматург постигал под чутким руководством местного священнослужителя, но науки не шли ему впрок, потому зачастую вбивались розгами. В те же юные годы завязалась крепкая дружба с Анри Лебре.
Писатель Сирано де Бержерак
В 12 лет мальчики отправляются на учебу в Париж. Однако столичный коллеж тоже не пришелся по душе Сирано, хотя отец старался дать юноше достойное образование, даже распродавая родовое имущество. Сильнее, чем науки, юного де Бержерака привлекали трактиры и кабаки. В 26 лет коллеж был окончен, и с уверенными знаниями древних языков, а также литературы Сирано отправился на воинскую службу.
Автограф Сирано де Бержерака
Вступив в ряды гвардейцев, Сирано снискал славу отчаянного дуэлянта, гордеца и забияки, подтвердив всеобщее заблуждение о его гасконском происхождении. Биография де Бержерака действительно пестрит поединками, из которых он неизменно выходил победителем. В составе королевской гвардии молодой человек участвовал в военных действиях у Музона и Арраса, где получил ранение, из-за которого спустя 5 лет был вынужден оставить службу Его Величеству.
Творчество
Первая литературная проба пера у Сирано состоялась еще в возрасте 20 с небольшим лет. Трагедия «Смерть Агриппины» стала поводом обвинить автора в атеизме, что было достаточно серьезно для средневековой Франции. Скучные годы в коллеже вылились в итоге в прозаическую комедию «Одураченный педант». Прототипом одного из персонажей стал директор коллежа Жан Гранжье, которого автор называл «коллежской крысой». Кстати, отдельные эпизоды комедии позднее были позаимствованы Жаном-Батистом Мольером для своих произведений.
Страницы из книги Сирано де Бержерака
Во время антиправительственных смут, проходивших во Франции в середине XXVII столетия, де Бержерак создал 7 сатирических памфлетов, в которых резко высмеивал экономическую политику кардинала Мазарини. Тогда впервые Сирано затронул идеи эгалитаризма – концепции общества, где все его члены имею равные права. Позднее философские убеждения автора претерпели ряд изменений и пришли к теории абсолютизма. Учитывая абсолютную монархию, установившуюся во Франции времен Людовика XIII и Людовика XIV, Сирано творил в духе времени.
Книга «Разные произведения господина де Бержерака»
Наиболее значимым в жизни Сирано де Бержерака произведением стала дилогия «Иной свет». Этим произведением автор снискал себе славу предшественника научной фантастики. В романах раскрываются философские и социально-политические особенности общественного строя на Солнце и Луне.
Текст романов, изданных при жизни писателя, был сильно изменен издателем. Оригинальная версия, восстановленная по рукописям автора, вышла в свет только в XX столетии. Здесь четко прослеживаются идеи нигилизма, гностицизма и натурфилософии. Опорой в создании произведений стало творчество Франсуа Рабле и Томаса Мора.
Личная жизнь
Личная жизнь у молодого де Бержерака началась только после отставки. Современники писали о нем, что Сирано был повесой, завсегдатаем кабаков и любимцем женщин. В то же время, Анри Лебре, как и положено верному другу, говорит о сдержанности, как с алкоголем, так и с женщинами. Женился Сирано незадолго до смерти, связав жизнь с баронессой де Невильет.
Сильнее, чем женская любовь и кубок вина, увлекал де Бержерака мир литературы и философии. Он с удовольствием посещал лекции ученого, философа Пьера Гассенди.
Портрет Сирано де Бержерака
Однако в 26 лет Сирано вдруг полюбил уединение, а товарищи стали отмечать ухудшение его самочувствия и внешнего вида. Гораздо позднее была найдена нотариально заверенная расписка врачу о лечении писателя от сифилиса.
Финансовые трудности заставили Сирано поселиться в замке вельможи д’Арпажона и отныне посвящать ему все свое творчество. За 2 года до смерти писателя вышла в свет первая книга под названием «Разные произведения господина де Бержерака».
Смерть
Балка, неожиданно упавшая на голову Сирано де Бержераку, возвращавшемуся вечером домой, нанесла ему серьезную травму и спровоцировала обострение боевого ранения (по одним источникам) и обострение сифилиса (по другим). Без денег, жилья и благосклонности покровителя Сирано переезжал из одной съемной квартиры на другую при небольшой поддержке приятелей. В то время гордый гасконец-дуэлянт уже был прикован к постели и мучился лихорадкой.
Памятник Сирано де Бержераку
Литературный персонаж
Вторую жизнь французский писатель получил спустя почти 250 лет после смерти, с легкой руки никому на тот момент неизвестного молодого автора Эдмона Ростана. В канун Рождества 1897 года в парижском театре была назначена премьера героической комедии под названием «Сирано де Бержерак» с Констаном Кокленом в главной роли. Премьера спектакля прогремела на весь Париж, а вышедшая позже публикация комедии была раскуплена в считанные часы.
Писатель Эдмон Ростан
В пьесе де Бержерак предстал таким же, как и в жизни – любимчиком женщин, остряком, дуэлянтом и забиякой. В книге даже описан случай, по словам очевидцев, якобы имевший место быть в реальной биографии писателя: поединок с сотней противников, который выиграл, разумеется, Сирано.
Актер Констан Коклен в роли Сирано де Бержерака
Итальянский писатель Умберто Эко также использовал образ знаменитого француза в своем романе «Остров Накануне». Еще ряд писателей разных стран и эпох эксплуатировали образ Сирано – Филип Хосе Фармер, Александр Казанцев, Роберт Хайнлайн. А после выхода ряда экранизаций имя Сирано стало и вовсе нарицательным, и олицетворяет воинственного храбреца с длинным носом, как в одноименном фильме, вышедшем во Франции в 1990 году.
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Ф рагмент статьи Елены Ковальской «Убит поэт де Бержерак!» в газете «Ведомости» (2002 г.):
«Маркетинг моссоветовской премьеры в замалчивании имен не нуждается — напротив, билеты можно продавать как минимум на троих: на любимца публики Александра Домогарова (сам Сирано), Ольгу Кабо (возлюбленная Сирано — Роксана) и Сергея Виноградова (влюбленный в Роксану граф де Гиш).
Спектакль начинают со сцены скандала, который учинил во время представления в Бургундском отеле Сирано. Обычно режиссеры от этой сцены оставляют пару вводящих в курс дела диалогов, а Павел Хомский, напротив, напустил в директорские ложи и оркестровую яму костюмированную публику. Дают оперу «Клориза», в ней поет Монфлери, а в публике ждут Сирано и объясняют тем, кто его не знает, что это астроном, музыкант, физик, философ, к тому же сумасшедший, не любит Монфлери, а главное — поэт. Выходит Монфлери, заводит песню — и вдруг: «Эй, шут гороховый, мне помнится, тебе я запретил играть на сцене!» По проходу из зала, словно на параде, марширует Домогаров. В пестро одетой толпе маркизов и гвардейцев, буфетчиц и воров он один — белое с черным, шелк и кожа, курносый нос под черной шляпой. «Я вызываю всех. Вы? — расхаживает он по авансцене в счастливой близости от публики и указует в зрителей перстом. — Нет? Вы? Нет? Вы?» Публика в истоме замирает. Спектакль, который начинается этой широкомасштабной экспозицией, будет ей под стать — добротный, подробный, без выкрутасов. Актеры станут менять наряды и парики, один пышней другого. Разок вывезут настоящую карету. Плотная толпа гвардейцев во главе с барабанщиком направится вверх по лестнице в бой, неся перед собой, как хоругвь, кружевной платок Роксаны, и раненые будут эффектно падать с высоты прямо на сцену. А массивная деревянная конструкция художника Бориса Бланка начнет вращаться сообразно переменам места действия, и в центре вращений декорации и событий будет стоять со шпагой наготове и рифмой на устах простой и мужественный парень — Сирано».
Фрагмент статьи Веры Камша «Перчатка Александра Домогарова» (2002 г.):
«Пьеса Ростана — одна из самых известных и любимых и зрителями, и актерами. Автор определил ее как героическую комедию, но так уж вышло, что большинство постановщиков видели в «Сирано» какую-то одну ипостась. Кто-то делал упор на героизм и романтику, кто-то — на юмор, порой доходя в этом до откровенной пошлости. Моссоветовцы же подошли достаточно близко к определению Ростана, не отказавшись ни от смеха, ни от высокой трагедии.
Сирано в исполнении Домогарова не бесплотный герой без страха и упрека, а земной человек. В нем уживаются жестокость и благородство, цинизм и романтичность, мнительность и гордость. И еще он Поэт и он умеет любить.