синяя птица актеры и роли россия 1976
Говорят что за эти годы Синей птицы пропал и след.
Двери в увлекательный мир сказки, фантазии и детской мечты приоткрывает для нас Джордж Кьюкор. Сказки доброй и поучительной, несколько странной и местами наивной: такой, какой была она в 1908 году — именно тогда и написал пьесу «Синяя птица» Морис Метерлинк, между прочим, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Это история о двух непоседливых детях, брате и сестре, с которыми происходят самые необыкновенные приключения и удивительные события. Где только ни оказываются они, ища загадочную синюю птицу: впрочем, целью их поисков является нечто более значительное, чем горлинка с перьями небесного цвета, и это им предстоит осознать.
Странный и зыбкий волшебный мир, полный аллегорических образов, окутывает детей. Водоворот событий всё глубже и глубже затягивает маленьких героев, раскрывая перед ними тайны жизни и бездны человеческой души. Всего масштаба этой образности юный зритель наверняка не постигнет, но фильм смело можно называть поучительным. Ибо ищут дети, Тильтиль и Митиль, вовсе не птицу, а истину; они должны понять, что имеет в реальном мире действительную ценность и смысл. В этом поможет им то, что видят они вокруг: целеустремленность, смелость, трудолюбие одних, праздность и эгоизм других. Лейтмотивом также является мысль, часто высказываемая в художественных произведениях: вещи, люди, события, стоит только внимательнее присмотреться к ним, оказываются совершенно другими, чем представлялись на первый взгляд. Иногда, чтобы увидеть больше, надо смотреть глубже.
В этом прелесть сказок: они развлекают яркостью и красочностью, но в то же время таят в себе философский подтекст. Иногда, чтобы увидеть его, надо повзрослеть; но что-то вполне может воспринять и ребенок. Пожалуй, по глубине мысли можно сравнить «Синюю птицу» с «Хрониками Нарнии» в книжном варианте, поскольку экранизации последнего произведения не смогли полностью отразить его философский и религиозный смысл.
С точки зрения исполнения никаких претензий быть не может. Игра актеров — а актеры в фильме задействованы очень известные, как отечественные, так и зарубежные, — на самом высшем уровне, даже на лицах самых маленьких из них отражаются мысли и эмоции их героев. Конечно, ярче всех сияет красавица Элизабет Тейлор, но она не затмевает собою остальных. Плюс легкая, ненавязчивая музыка, приятные голоса, хорошая хореография: всё это помогает поддерживать воздушное волшебство атмосферы, в которую мы погружаемся с первых минут картины.
Конечно, современные дети, увидев «Синюю птицу», могут лишь улыбнуться и пожать плечами: это дань технологическому прогрессу. Но старшие поколения, наверное, с теплотой вспоминают этот фильм, не бесшабашно-веселый, но по-настоящему увлекательный; не занудный, но заключающий в себе мораль.
Удивительный пример сотрудничества кинематографистов США и СССР: случай, должно быть, беспрецедентный.
Экранизация известной пьесы Метерлинка «Синяя птица» («L’Oiseau bleu»), созданная студиями «Ленфильм» и «20th Century Fox», стала уникальным проектом для своего времени — в середине 1970-х годов, в самый разгар «холодной войны», сотрудничество между представителями Востока и Запада в какой-либо области было исключительной редкостью.
Масштабная постановка — бюджет фильма составил 12 миллионов долларов — стала первой (и единственной) кинокартиной, снятой совместно кинематографистами СССР и США.
В ролях
Элизабет Тейлор — Мать, Колдунья, Свет, Материнская любовь
Ава Гарднер — Удовольствие
Сисели Тайсон — Кошка Тилетта
Джордж Коул — Пёс Тело́
Роберт Морли — Время
Тодд Локинланд — Тильтиль
Пэтси Кенсит — Митиль
Мона Уошборн — бабушка
Маргарита Терехова — Молоко
Георгий Вицин — Сахар
Ричард Пирсон — Хлеб
Леонид Неведомский — Отец
Надежда Павлова — Синяя птица
Валентина Ганибалова — Вода
Евгений Щербаков — огонь
В эпизодах
Г. Богданова-Чеснокова, С. Филиппов, Владимир Казаринов, Г. Шпигель,
Игорь Дмитриев, Л. Ксенофонтова,
Ю. Шепелев, Е. Каретникова
Постановщиком фильма стал известный режиссер Джордж Кьюкор, создатель таких лент, как «Обед в восемь» («Dinner At Eight»), «Филадельфийская история» («The Philadelphia Story»), «Женщины» («The Women»), «Газовый свет» («Gaslight»), «Ребро Адама» («Adam’s Rib»), обладатель «Оскара» за мюзикл «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»).
Джордж Кьюкор и Монро
«Синяя птица» стала предпоследней работой Кьюкора в кино. Главные роли в фильме исполнили голливудские звезды первой величины — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Сисели Тайсон и другие. К сожалению, замечательным советским актерам Маргарите Тереховой, Георгию Вицину, Олегу Попову, Надежде Павловой, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Игорю Дмитриеву достались роли более скромные, чем их американским коллегам, но сыграны они были более чем великолепно.
Заокеанских знаменитостей в фильме могло быть и больше, но Кэтрин Хэпберн (Katharine Hepburn) и Ширли МакЛейн (Shirley MacLaine), которые также должны были принять участие в его создании, покинули проект еще до начала съемок. На роль Собаки (Тило) сначала был утвержден американский актер Джеймс Коко (James Coco), но он вынужден был отказаться от участия в картине по гастрономическим причинам.
В Советском Союзе единственным, чем актер мог питаться, был хлеб с маслом. Употребляя в пищу только эти продукты, Коко, разумеется, быстро прибавил в весе, причем настолько, что его костюм стал ему сильно мал. К тому же у бедняги обострилась болезнь желчного пузыря. Чтобы не рисковать здоровьем Коко, было решено отправить его на родину, а вместо него пригласить Джорджа Коула (George Cole).
Что касается других иностранных членов съемочной группы, то режиссер фильма Джордж Кьюкор всю еду и предметы ежедневного пользования получал из Лос-Анджелеса, оператору Фредди Янгу (Freddie Young) еду доставляли из лондонских магазинов, а для Элизабет Тэйлор по специальному распоряжению КГБ организовали прямую поставку продуктов и любимого актрисой виски «Джек Дэниелс» без таможенного оформления. Костюмы героев картины были созданы по эскизам обладательницы девяти «Оскаров» Эдит Хэд (Edith Head). Автором же самого роскошного наряда — платья Света — стала ленфильмовская художница по костюмам Марина Азизян.
Тейлор категорически отказалась даже мерить костюм, сшитый для нее в Англии, и Азизян пришлось за короткое время, прибегнув к различным хитростям, изготовить для нее новое облачение.
Платье Света
«Тогда у нас в магазинах купить приличную ткань было невозможно», — вспоминала Азизян. — «Для платья Элизабет я раздобыла отрез бельевого шелкового трикотажа. «Сколько же это стоит?» — спросила звезда. Я ответила: «Если директор узнает об этом материале, головы мне не сносить». Спасло умение работать руками — шесть мастериц вручную расшивали этот наряд, и никто ничего крамольного не заметил, а платье Лизочке очень понравилось…»
Ава Гарднер и Игорь Дмитриев
Надежда Павлова
Джейн Фонда и Григорий Вицин
Сисели Тайсон
Маргарита Терехова
Евгений Шербаков
Гликерия Богданова-Чеснокова Удовольствие Есть
Сергей Филиппов Удовольствие Ничего Не Понимать
Владимир Казаринов Удовольствие Ничего Не Делать
Григорий Шпигель Удовольствие Быть Богатым
Тодд Лукинлэнд Тильтиль
Съемки фильма должны были занять 100 дней, но растянулись на девять месяцев — с 20 января по 11 августа 1975 года и проходили в СССР: в Москве, Ленинграде, Пушкине и Павловске. Интерьерные сцены снимались в павильонах «Ленфильма», несколько эпизодов — в старом рыбацком доме под Ригой. В съемках танцевальных сцен принимали участие артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Ленинградского хореографического ансамбля миниатюр.
В 1976 году лента «Синяя птица» была отмечена почетным дипломом на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 1977 году картина номинировалась на премию «Золотой свиток» (Golden Scroll) Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) в категории «Лучший фантастический фильм».
Интересные факты о фильме Синяя птица / Sinyaya ptitsa
— Джейн Фонда на съемочной площадке постоянно пыталась дискутировать на тему марксизма с советскими кинематографистами, говорившими по-английски. Актриса, известная своими левыми взглядами, была так настойчива в своем желании пообщаться на политические темы, что на нее то и дело поступали жалобы режиссеру картины Джорджу Кьюкору.
— Сисели Тайсон рассказывала, что режиссер Джордж Кьюкор неоднократно обвинял ее в использовании магии вуду, что, по его мнению, навлекало на фильм различные несчастья.
— Снимать картину начал советский оператор Йонас Грицюс, но Элизабет Тейлор и Ава Гарднер настояли, чтобы его заменили на Фредди Янга.
Американские дивы, которые к началу съемок достигли «бальзаковского возраста», предпочли Янга потому, что тот умел выставить свет на площадке так, что актрисы казались моложе своих лет.
— Чтобы снять сцены с большим количеством синих птиц были вручную раскрашены синей краской несколько тысяч белых голубей.
— В русских титрах фильма имя актрисы Сисели Тайсон, указано неверно — «Сесили».
— По словам Веры Таривердиой, вдовы композитора Микаэла Таривердиева, Эльдар Рязанов пригласил ее мужа написать музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» только потому, что Андрей Петров в это время был занят работой над «Синей птицей».
— На роли Воды и Огня планировались Майя Плисецкая и Александр Годунов, но впоследствии этих персонажей сыграли Валентина Ганибалова и Евгений Щербаков.
Вода и огонь
Синяя птица, 1976: актеры и роли
Роберт Морли Robert Morley Хэрри Эндрюс Пэтси Кенсит Patsy Kensit Тодд Лукинлэнд
Маргарита Терехова Олег Попов Сисели Тайсон Cicely Tyson
Обладатель Нобелевской премии мира публично разнес Моргенштерна
Овдовевший Шаляпин может найти утешение в объятиях Васильевой
Самбурская ищет помощника: «супермен» без детей и амбиций
Прилучного разнесли за объятия с Мельниковой: «Не лучший выбор»
Корчевников перекрестился: Катя Лель вновь заговорила об НЛО
«Меня выселяют из квартиры»: Васильева ведет борьбу с клопами и тараканами
Сутулая, но старательная: Бородина стала аутсайдером «Ледникового периода»
Пегова оскандалилась на кладбище: «Могильная плита вам к лицу»
«Дети бы были»: в деле о замороженном биоматериале Джигарханяна поставили точку
Эдита Пьеха заткнула за пояс Лолиту размером пенсии
«Все лучшее сразу»: Бузова блеснула отсутствующим бюстом на «Звездах в Африке»
Слава выставила себя на посмешище, заговорив о мужчинах: «Хотят на мне жениться»
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВЕННОГО СОВМЕСТНОГО ФИЛЬМА СССР-США
7 июля родился Джордж Кьюкор (1899-1983), режиссер, который не мог понять, что всему свое время, в том числе режиссуре, и в свои 76 лет ввязался в трудоемкий и заранее провальный совместный кинопроект СССР-США.
Фильм назывался «Синяя птица».
Идея совместного кина возникла на фоне советско-американской разрядки. Со стороны СССР выступал «Совинфильм», в активе которого имелся «Оскар» за картину Акиры Куросавы «Дерсу Узала». США представляла компания «Эдвард Льюис Продакшн». Бюджет составлял 12 миллионов долларов.
Как же вышло, что фильм провалился?
Понятно, почему в качестве материала была выбрана пьеса символиста Мориса Метерлинка «Синяя птица». Семейная сказка населена яркими персонажами, а это гарантировало россыпь кинозвезд.
Никого не остановил сложный, неконкретный, поэтичный, интуитивный материал, а ведь американская сторона могла бы вспомнить, что предыдущая киноверсия пьесы Метерлинка (1940 года) в прокате провалилась, похоронив кинокарьеру юной кинозвезды Ширли Темпл.
Но главная проблема состояла в том, что фильм снимали на территории СССР, где голливудские звезды столкнулись со страшными трудностями, к которым так и не смогли адаптироваться.
Первой жертвой проекта стал комик Джеймс Коко, долженствующий играть Пса.
Обладая корпулентной внешностью, Коко прошел курс интенсивного похудания, истратив 20 000 гринов. Но приехав в СССР, обнаружил, что есть здешнюю пищу просто не может. Единственное, что не вызывало у Коко отторжения хлеб с маслом. За короткое время он набрал десять кило, испортил желчный пузырь и был заменен на Джорджа Коула.
Возникает вопрос: неужели нельзя было как то накормить иностранцев? Почему Кьюкору пришлось договариваться о поставках жрачки из Лос-Анджелеса?
Еда оказалась только частью проблем.
Голливудские звезды в СССР начали подхватывать болезни. Первой слегла исполнительница роли матери Элизабет Тейлор. У нее диагностировали дизентерию.
«Ко мне прислали несколько русских врачей, и все они, в своих колпаках, масках и фартуках, показались мне похожими на мясников. Правда, я и без того бредила. Мне показалось, что они приехали за мной, чтобы отвезти меня на бойню».
За восемь месяцев съемок Тейлор постоянно сваливалась с температурой и потеряла восемь килограмм.
Играющая Удовольствие Ава Гарднер не могла привыкнуть к местной воде. У Джейн Фонды (она изображала Ночь) тело покрылось сыпью. Перерывы в съемках из-за болезней исполнителей стали обычным делом, похерив все производственные сроки. Вместо 100 дней снимали с января по август 1975 года.
Все это актриса выдержала с достоинством. Ее партнер по фильму Леонид Неведомский (он играл мужа Тейлор) вспоминал:
«Тейлор была уникальным человеком по своему обаянию и красоте. Когда она шла по коридорам «Ленфильма» в сопровождении своей свиты, все сотрудники и актеры тихонько выглядывали из закутков студии, чтобы проследить за ней. Все-таки звезду такого уровня не каждому дано увидеть рядом с собой, на расстоянии вытянутой руки. Мы пытались уловить каждый жест, поворот головы, поймать брошенное вскользь слово… Она была настоящей королевой! Всегда корректная, доброжелательная. И очень хороший профессионал. Общих съемочных дней у нас с ней было всего семь. Снимали практически все сцены с одного дубля»
Особые волнения советской стороне доставляла не аполитичная Элизабет, а левая интеллектуалка Джейн Фонда. Со всеми кинематографистами СССР хотя бы чуть маракующими по-английски Фонда заводила споры о марксизме, после чего на нее поступали жалобы, и хорошо еще, что Кьюкору, а не КГБ.
Сам Кьюкор был настолько измотан съемочным процессом, что потерял чувство реальности и обвинил актрису Сисели Тайсон (играла Кошку) в использовании магии вуду с целью привлечь на фильм несчастья.
Все, и хорошее, и плохое заканчивается. 10 августа 1975 года Тейлор закатила в Ленинграде пирушку по поводу окончания съемок. Каждый участник получил ее фотографию в рамке и автографом.
Кто же из советских актеров стал обладателем счастливой фотки?
Маргарита Терехова (Молоко), Георгий Вицин (Сахар), Олег Попов (Клоун), Гликерия Богданова-Чеснокова (Удовольствие есть), Сергей Филиппов (Удовольствие Ничего Не Понимать). Многие…
Премьера «Синей птицы» в США прошла 5 апреля 1976 года. Картина не собрала и миллиона. У нас фильм тоже в лидеры проката не выбился.
Через три года советские войска войдут в Афганистан и разрядке придет кердык.
Почему Лиз Тейлор просила направить ракету на здание «Ленфильма», или как снимали «Синюю птицу»
Кадр со съемок фильма «Синяя птица» (1976)
Как снимали фильм «Синяя птица»
Надо сказать, что к тому времени наших уже неплохо знали в США. В 1968 году Оскара получил фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», после чего он был приглашен в Голливуд снимать масштабную картину «Ватерлоо» (впоследствии, правда, провалившуюся в прокате). В 1975-м совместная советско-японская лента Акиры Куросавы «Дерсу Узала» с участием наших актеров также берет Оскар за лучший иностранный фильм.
Элизабет Тейлор и Ава Гарднер в фильме «Синяя птица» (1976)
Никто не испытывал недостатка ни в деньгах, ни в громких именах. Однако «Синяя птица» оказался помпезным, но по сути провальным проектом. Он так и остался единственной совместной работой американских и советских кинематографистов, сделанной полностью на территории СССР. А вот забавные моменты, происходившие на съемках, очевидцы потом еще долго вспоминали.
Голливудские капризы в Ленинграде: как Ава Гарднер, Джейн Фонда и Лиз Тейлор адаптировались к советскому быту
Элизабет Тейлор в Ленинграде
Звезда была настолько упрямой в своем желании, что оно. исполнилось. Для этого командиру пришлось связаться с Вашингтоном, откуда позвонили в Москву и получили разрешение на этот странный маневр. Все находящие на палубе крайне удивились, а Тейлор была в восторге!
А съемки-то, рассчитанные на несколько месяцев, действительно затянулись на два года во много из-за таких вот историй. Элизабет вообще не прочь была выпить и в процессе работы, иногда до такой степени, что уже не могла играть. Не отставала от нее и Ава Гарднер, между голливудскими дивами постоянно присутствовало соперничество и конфликты, которые приходилось как-то разруливать. Спиртное только повышало «градус».
Джейн Фонда и Георгий Вицин на съемках фильма «Синяя птица» (1976)
«Расизм» на съемках «Синей птицы»
Сейчас бы, наверное, его за это уже обвинили в расизме и отлучили от кино, а тогда Сисели пришлось промолчать.
Кадр из фильма «Синяя птица» (1976)
Как американская пресса отзывалась о советских актерах и фильме «Синяя птица»
Американские критики не были в восторге от фильма. Впрочем, у нас он также не стал популярным, как и большинство совместных с иностранцами картин. Сложно было ждать чего-то шедеврального, когда советская бюрократия сталкивалась с западным прагматизмом. Однако каждый раз надеялись на лучшее, но и с «Синей птицей» не сложилось.
Газета New York Times обвинила в неудаче именно режиссера Джорджа Кьюкора, дескать обладатель премии Оскар давно растерял былой задор.
Джордж Кьюкор с юными актерами на съемках «Синей птицы»
Досталось и их звездам, и нашим тоже. От СССР в фильме снимались Георгий Вицин, Маргарита Терехова, Леонид Неведомский, Олег Попов. Американские газеты написали:
Советские актеры, которые говорили на плохом английском языке, были не лучше американских, за исключением тех случаев, когда им давали шанс танцевать.
Видимо, из всего советского искусства им был больше всего знаком балет, а также прима Надежда Павлова. Она не раз приезжала в Штаты с гастролями и сыграла в этом фильме как раз Синюю Птицу. Танцовщиков они и решили похвалить.
Надежда Павлова в фильме «Синяя птица»(1976)
Как бы то ни было, а фильм «Синяя птица» вошел в историю как единственная совместная работа СССР и США.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Статистика
Оригинальное название: The Blue Bird
Год: 1976
Страна: США, СССР
Режиссер: Джордж Кьюкор
Сценаристы: Альфред Хэйес, Алексей Каплер, Хью Уайтмор
Операторы: Йонас Грицюс, Фредди Янг
Композиторы: Ирвин Костал, Андрей Петров
Время:01:34:39
Премьера «Синей птицы» в США состоялась 5 апреля 1976 года, 3 января 1977 картина вышла в советский прокат.
Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Сисели Тайсон, Роберт Морли, Гарри Эндрюс, Тодд Лукинлэнд, Пэтси Кензит, Уилл Гир, Мона Уошборн
Тодд Локинланд «Тильтиль»
Брат и сестра Тильтиль и Митиль встречают старую женщину, которая рассказывает им о том, что есть на свете больная девочка, вылечить которую может только синяя птица. Она просит их найти эту птицу и принести ей, чтобы исцелить несчастную. Когда они соглашаются, оказывается, что старуха была прекрасной волшебницей. Она преподносит им вещицу — алмаз, способный наделять человеческими качествами любой предмет. Дети превращают в людей окружающие их вещи и отправляются в дальнее путешествие.
Пэтси Кенсит (Митиль)
Георгий Вицин (Сахар) и Пэтси Кенсит (Митиль)
Элизаьет Тейлор, Пэтси Кенсит и Тодд Локинланд
Двери в увлекательный мир сказки, фантазии и детской мечты приоткрывает для нас Джордж Кьюкор. Сказки доброй и поучительной, несколько странной и местами наивной: такой, какой была она в 1908 году — именно тогда и написал пьесу «Синяя птица» Морис Метерлинк, между прочим, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Джейн Фонда (Ночь) и Сисели Тайсон (Кошка Тилетта)
Это история о двух непоседливых детях, брате и сестре, с которыми происходят самые необыкновенные приключения и удивительные события. Где только ни оказываются они, ища загадочную синюю птицу: впрочем, целью их поисков является нечто более значительное, чем горлинка с перьями небесного цвета, и это им предстоит осознать.
Странный и зыбкий волшебный мир, полный аллегорических образов, окутывает детей. Водоворот событий всё глубже и глубже затягивает маленьких героев, раскрывая перед ними тайны жизни и бездны человеческой души. Всего масштаба этой образности юный зритель наверняка не постигнет, но фильм смело можно называть поучительным. Ибо ищут дети, Тильтиль и Митиль, вовсе не птицу, а истину; они должны понять, что имеет в реальном мире действительную ценность и смысл.
В этом поможет им то, что видят они вокруг: целеустремленность, смелость, трудолюбие одних, праздность и эгоизм других. Лейтмотивом также является мысль, часто высказываемая в художественных произведениях: вещи, люди, события, стоит только внимательнее присмотреться к ним, оказываются совершенно другими, чем представлялись на первый взгляд. Иногда, чтобы увидеть больше, надо смотреть глубже.
В этом прелесть сказок: они развлекают яркостью и красочностью, но в то же время таят в себе философский подтекст. Иногда, чтобы увидеть его, надо повзрослеть; но что-то вполне может воспринять и ребенок. Пожалуй, по глубине мысли можно сравнить «Синюю птицу» с «Хрониками Нарнии» в книжном варианте, поскольку экранизации последнего произведения не смогли полностью отразить его философский и религиозный смысл.
С точки зрения исполнения никаких претензий быть не может. Игра актеров — а актеры в фильме задействованы очень известные, как отечественные, так и зарубежные, — на самом высшем уровне, даже на лицах самых маленьких из них отражаются мысли и эмоции их героев. Конечно, ярче всех сияет красавица Элизабет Тейлор, но она не затмевает собою остальных. Плюс легкая, ненавязчивая музыка, приятные голоса, хорошая хореография: всё это помогает поддерживать воздушное волшебство атмосферы, в которую мы погружаемся с первых минут картины.
Конечно, современные дети, увидев «Синюю птицу», могут лишь улыбнуться и пожать плечами: это дань технологическому прогрессу. Но старшие поколения, наверное, с теплотой вспоминают этот фильм, не бесшабашно-веселый, но по-насто.ящему увлекательный; не занудный, но заключающий в себе мораль.
Удивительный пример сотрудничества кинематографистов США и СССР: случай, должно быть, беспрецедентный
Экранизация известной пьесы Метерлинка «Синяя птица» («L’Oiseau bleu»), созданная студиями «Ленфильм» и «20th Century Fox», стала уникальным проектом для своего времени — в середине 1970-х годов, в самый разгар «холодной войны», сотрудничество между представителями Востока и Запада в какой-либо области было исключительной редкостью.
Масштабная постановка — бюджет фильма составил 12 миллионов долларов — стала первой (и единственной) кинокартиной, снятой совместно кинематографистами СССР и США.
Сисели Тайсон (Кошка)
Джордж Коул (George Cole)
«Тильтиль» Тодд Лукинлэнд
В ролях
Элизабет Тейлор — Мать, Колдунья, Свет, Материнская любовь
Ава Гарднер — Удовольствие
Сисели Тайсон — Кошка Тилетта
Джордж Коул — Пёс Тело́
Роберт Морли — Время
Тодд Локинланд — Тильтиль
Пэтси Кенсит — Митиль
Мона Уошборн — бабушка
Маргарита Терехова — Молоко
Георгий Вицин — Сахар
Ричард Пирсон — Хлеб
Леонид Неведомский — Отец
Надежда Павлова — Синяя птица
Валентина Ганибалова — Вода
Евгений Щербаков — огонь
В эпизодах
Г. Богданова-Чеснокова, С. Филиппов, Владимир Казаринов, Г. Шпигель,
Игорь Дмитриев, Л. Ксенофонтова,
Ю. Шепелев, Е. Каретникова
Постановщиком фильма стал известный режиссер Джордж Кьюкор, создатель таких лент, как «Обед в восемь» («Dinner At Eight»), «Филадельфийская история» («The Philadelphia Story»), «Женщины» («The Women»), «Газовый свет» («Gaslight»), «Ребро Адама» («Adam’s Rib»), обладатель «Оскара» за мюзикл «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»).
Джордж Кьюкор и Монро
«Синяя птица» стала предпоследней работой Кьюкора в кино. Главные роли в фильме исполнили голливудские звезды первой величины — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Сисели Тайсон и другие. К сожалению, замечательным советским актерам Маргарите Тереховой, Георгию Вицину, Олегу Попову, Надежде Павловой, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Игорю Дмитриеву достались роли более скромные, чем их американским коллегам, но сыграны они были более чем великолепно.
Элизабет Тейлор и Леонид Неведомский
Элизабет Тейлор (Колдунья)
Заокеанских знаменитостей в фильме могло быть и больше, но Кэтрин Хэпберн (Katharine Hepburn) и Ширли МакЛейн (Shirley MacLaine), которые также должны были принять участие в его создании, покинули проект еще до начала съемок. На роль Собаки (Тило) сначала был утвержден американский актер Джеймс Коко (James Coco), но он вынужден был отказаться от участия в картине по гастрономическим причинам.
В Советском Союзе единственным, чем актер мог питаться, был хлеб с маслом. Употребляя в пищу только эти продукты, Коко, разумеется, быстро прибавил в весе, причем настолько, что его костюм стал ему сильно мал. К тому же у бедняги обострилась болезнь желчного пузыря. Чтобы не рисковать здоровьем Коко, было решено отправить его на родину, а вместо него пригласить Джорджа Коула (George Cole).
Джордж Коул (George Cole)
Что касается других иностранных членов съемочной группы, то режиссер фильма Джордж Кьюкор всю еду и предметы ежедневного пользования получал из Лос-Анджелеса, оператору Фредди Янгу (Freddie Young) еду доставляли из лондонских магазинов, а для Элизабет Тэйлор по специальному распоряжению КГБ организовали прямую поставку продуктов и любимого актрисой виски «Джек Дэниелс» без таможенного оформления. Костюмы героев картины были созданы по эскизам обладательницы девяти «Оскаров» Эдит Хэд (Edith Head). Автором же самого роскошного наряда — платья Света — стала ленфильмовская художница по костюмам Марина Азизян.
Тейлор категорически отказалась даже мерить костюм, сшитый для нее в Англии, и Азизян пришлось за короткое время, прибегнув к различным хитростям, изготовить для нее новое облачение.
«Тогда у нас в магазинах купить приличную ткань было невозможно», — вспоминала Азизян. — «Для платья Элизабет я раздобыла отрез бельевого шелкового трикотажа. «Сколько же это стоит?» — спросила звезда. Я ответила: «Если директор узнает об этом материале, головы мне не сносить». Спасло умение работать руками — шесть мастериц вручную расшивали этот наряд, и никто ничего крамольного не заметил, а платье Лизочке очень понравилось…»
Ава Гарднер и Игорь Дмитриев
Григорий Вицин и Пэтси Кенсит
Джейн Фонда и Григорий Вицин
Гликерия Богданова-Чеснокова Удовольствие Есть
Сергей Филиппов Удовольствие Ничего Не Понимать
Владимир Казаринов Удовольствие Ничего Не Делать
Григорий Шпигель Удовольствие Быть Богатым
Тодд Лукинлэнд Тильтиль
Съемки фильма должны были занять 100 дней, но растянулись на девять месяцев — с 20 января по 11 августа 1975 года и проходили в СССР: в Москве, Ленинграде, Пушкине и Павловске. Интерьерные сцены снимались в павильонах «Ленфильма», несколько эпизодов — в старом рыбацком доме под Ригой. В съемках танцевальных сцен принимали участие артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Ленинградского хореографического ансамбля миниатюр.
В 1976 году лента «Синяя птица» была отмечена почетным дипломом на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 1977 году картина номинировалась на премию «Золотой свиток» (Golden Scroll) Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films) в категории «Лучший фантастический фильм».
Интересные факты о фильме Синяя птица / Sinyaya ptitsa
— Джейн Фонда на съемочной площадке постоянно пыталась дискутировать на тему марксизма с советскими кинематографистами, говорившими по-английски. Актриса, известная своими левыми взглядами, была так настойчива в своем желании пообщаться на политические темы, что на нее то и дело поступали жалобы режиссеру картины Джорджу Кьюкору.
— Сисели Тайсон рассказывала, что режиссер Джордж Кьюкор неоднократно обвинял ее в использовании магии вуду, что, по его мнению, навлекало на фильм различные несчастья.
— Снимать картину начал советский оператор Йонас Грицюс, но Элизабет Тейлор и Ава Гарднер настояли, чтобы его заменили на Фредди Янга.
Американские дивы, которые к началу съемок достигли «бальзаковского возраста», предпочли Янга потому, что тот умел выставить свет на площадке так, что актрисы казались моложе своих лет.
— Чтобы снять сцены с большим количеством синих птиц были вручную раскрашены синей краской несколько тысяч белых голубей.
— В русских титрах фильма имя актрисы Сисели Тайсон, указано неверно — «Сесили».
— По словам Веры Таривердиой, вдовы композитора Микаэла Таривердиева, Эльдар Рязанов пригласил ее мужа написать музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» только потому, что Андрей Петров в это время был занят работой над «Синей птицей».
— На роли Воды и Огня планировались Майя Плисецкая и Александр Годунов, но впоследствии этих персонажей сыграли Валентина Ганибалова и Евгений Щербаков.
Маргарита Терехова, Элизабет Тейлор, Георгий Вицин
на съёмках фильма «Синяя птица» 1976 год