Формально религиозным символом у бахаи считается изображение пятиконечной звезды, обычно вытянутое по вертикали.
Однако наиболее часто в качестве символов бахаи используют девятиконечную звезду и каллиграфическое написание Величайшего Имени.
Величайшее Имя Бога
Согласно исламскому преданию среди множества имен Бога есть одно величайшее имя; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Бахa и есть то самое Величайшее Имя.
Все производные от слова «Баха» также рассматриваются в качестве Величайшего Имени Божьего.
Секретарь Шоги Эффенди писал от его имени:
«Величайшее Имя — это Имя Бахауллы. Йа Баха-ул-Абха — это призыв, означающий «О Ты, Слава всех Слав!». Алла-у-Абха — это приветствие, означающее Бог Преславен. Оба эти выражения относятся к Бахаулле». (см.: Бахаулла. Китаб-и-Агдас, прим. 33).
Объяснение символики Величайшего Имени бахаи — перстневого символа
Почему перстневой? Просто обычно его изображение наносят на кольца или перстни, которые принято носить на мизинце правой руки. Хотя ношение и не является обязательным. Авторство перстневого символа принадлежит Абдул-Баха.
Девятиконечная звезда
Девятиконечная звезда наиболее распространённый символ бахаи. Значение девятиконечной звезда заключается в том, что такая звезда символизирует собой цифру девять. А 9 — наделено особым смыслом в Вере Бахаи.
Символизм цифры девять можно объяснить следующим образом:
Во-первых, она символизирует девять великих мировых религий о которых у нас имеется четкое историческое знание, включая откровения Баби и Бахаи; во-вторых, она представляет собой число совершенства, поскольку является наибольшим однозначным числом; в-третьих, оно является нумерологическим значением для слова «Баха».
Написано от имени Шоги Эффенди 9 июля 1939 года. «Светочи руководства», п. 1374.
Скорее всего, использование девятиконечной звезды в качестве символа бахаи началось с подачи Луи Буржуа, архитектора Дома Поклонения Бахаи в США.
Интересно, что изображение Величайшего Имени на надгробиях запрещено, тогда как использование девятиконечной звезды для этих целей было одобрено Шоги Эффенди.
О Вере Бахаи краткую справку смотрите на нашем сайте на отдельной странице.
Религия Бахаи обращена ко всем жителям Земли и предлагает человечеству путь к единству, любви и миру.
Бахаи убеждены, что человечество достигло стадии, когда стало возможным и необходимым объединение людей и построение мирного, единого общества. Неудивительно, что Вера Бахаи содержит принципы, которые позволят человечеству жить в мире и единстве. Так, кроме духовных истин общих для вех религий, в Вере Бахаи существуют законы и предписания, предназначенные для решения проблем, с которыми сталкивается человечество именно в нашу историческую эпоху.
Принципы Веры Бахаи
Ниже даны краткие пояснения к некоторым принципам и цитаты из Писаний Бахаи. Приглашаем вас копировать их и делиться ими в своих социальных сетях.
Основные положения Веры Бахаи
Бог один для последователей всех религий и для всего человечества. Все богооткровенные религии имеют в своей основе один источник.
Не может быть никакого сомнения в том, что народы земли, к какой бы расе или религии они ни принадлежали, черпают вдохновение из одного небесного Источника и подвластны одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами той эпохи, когда они были явлены. Все сии законы, кроме немногих, что порождены человеческой порочностью, заповеданы были Богом и отражают Его Волю и Замысел.
Человечество едино в своем многообразии. Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.
Вы — плоды одного дерева и листья одной ветви. Относитесь друг к другу в духе величайшей любви и согласия, дружелюбия и товарищества. Тот, Кто есть Дневное Светило Истины, Мне свидетель! Свет единства столь могуществен, что способен озарить всю землю.
Истинная религия являет собой источник любви и дружбы. Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.
В сей День сущность Веры в Бога и Его Религии заключается в том, дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей даже малейшего чувства вражды. Сии правила и законы, сии прочные и могущественные учения исходят из одного Источника и суть лучи одного Света. Отличия же их друг от друга объясняются разными потребностями эпох, в коих они были провозглашены… Религиозный фанатизм и ненависть суть всепожирающий огонь… Главный замысел, заложенный в основу Веры Божией и Религий Его, заключается в защите интересов рода человеческого и в укреплении его единства, в распространении духа любви и братства между людьми. Не позволяйте, дабы превратилась она в источник раздоров и разногласий, ненависти и вражды.
Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.
Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится всего лишь предрассудком, ибо противоположность знания есть невежество. Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма.
Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности. Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.
Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца.
Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.
Поскольку истина едина, она не может быть разделена, и различия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Стоит только людям начать искать истину, как они обнаружат свое единство.
Миру нужен международный вспомогательный язык.
Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношения всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка — родной и международный. Последний предоставил бы человеку возможность прямого общения со всеми людьми мира!
У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.
Смотри на человека как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу.
Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.
Благосостояние человечества, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока не будет обеспечено его прочное единство.
Вы можете прочитать разъяснения некоторых принципов, сделанное Абдул-Баха, сыном Бахауллы. Они опубликованы в книге «Парижские беседы», представляющей собой запись бесед и выступлений Абдул-Баха. Эту книгу вы можете бесплатно скачать с нашего сайта. Также смотрите страницу «Коротко о Вере Бахаи».
Прекрасный вид ясным утром в весеннюю пору цветения;
Посольские гости, воспользовавшись удобным случаем, вышли на передний двор;
Клюшки летают в пространстве, и кажется, не молодой ли это месяц!
Мяч летает по земле как метеор.
Левые нападают, правые сопротивляются, идёт борьба у ворот.
Массовый топот, неразбериха, громоподобный шум.
Громкие крики, барабанный бой, мечутся воробьи;
Даже Гуань Инь подозревает, что это столица переносится в другой город.
Многими учёными отмечается высокий культурный уровень бохайской цивилизации. Это отражено в разных областях бохайской культуры. В стране существовал даже обычай, запрещающий молодым людям жениться, если они не овладели грамотой и стрельбой из лука.
Письменность является основой грамотности. Современные материалы позволяют говорить о трёх видах письма, использовавшихся бохайцами. Наиболее распространённой была китайская иероглифическая. На этом языке велась переписка с соседними странами, сделаны надписи на стелах бохайских принцесс. Знакомы были бохайцы и с древнетюркским руническим письмом. В Уссурийске найдена каменная плитка с рунической надписью «Суйбинг». Мало сведений сохранилось о бохайском слоговом письме, на котором были сделаны надписи на черепице в Верхней столице Бохая. Существует мнение о том, что кроме письменности информация могла передаваться узелковым письмом, которым пользовались некоторые средневековые народы, в том числе корейцы.
Для овладения грамотой в Бохае создавались школы. Желающие получить более высокое образование, уезжали учиться в Китай.
Искусства, спорт, наука
В Бохае развивались различные искусства. Непосредственно с письменностью была связана поэзия. Бохайская поэзия оказала влияние на развитие японской поэзии. Популярны были поэты Ван Хиорён, Инджон, Чонсо, Ян Тэса и его стихи «Млечный путь так чист», а также «В морозном небе лунное сияние», которые ценились за их блестящий стиль.
Хорошо были развиты музыка, пение, театрализованные представления. Из Японии в Бохай приезжали студенты изучать музыку. Бохайские музыка и танцы оказали влияние на развитие японского театра. В Японии театральный жанр «боккай гаку» (бохайская музыка) сохранился до настоящего времени.
Высоко было развито декоративное искусство. Разнообразные орнаменты наносились на посуду, концевую черепицу и наременные накладки. Оригинальными делались фигурки животных и нэцкэ.
Известны спортивные состязания бохайцев. Среди них отмечают верховое поло, игра в мяч и стрельба из лука. В 822 г. бохайские послы провели матч по верховому поло с японцами. После захватывающей игры император Сага написал стихотворение «Ранней весной наблюдаю игру в мяч».
Из терракоты, бронзы и камня изготовлялись скульптурные изображения для украшения храмовых строений, статуэтки будд, всадников, шаманские атрибуты.
О достаточно высоком уровне развития бохайской науки, прежде всего астрономии и механики, свидетельствует тот факт, что в 859 г. ученый из Бохай О Хёсин посетил Японию и подарил одному из правителей астрономический календарь «Свод небесных светил», научив местных коллег методике пользоваться им. Данный календарь применялся в Японии до конца XVII в.
Связь с внешним миром
С соседями, помимо войн, бохайцы активно поддерживали торговые и дипломатические отношения. Это могли быть как близкие, так и очень далёкие страны.
Самым крупным соседом был Китай. С этой страной велась активная торговля, поддерживались дипломатические связи. Для этого были построены две крупные дороги – Инчжоуская и «дорога подношений». В Китай ездили учиться.
Южным соседом была Силла. С корейцами также были налажены дипломатические связи и велась торговля. Существовала Силланская дорога. Корейские товары проникали во многие места Бохая. Силланский керамический сосуд был обнаружен при раскопках Абрикосовского селища под Кроуновкой.
Отношения с Японией длились на протяжении всей истории Бохая. Бохай оказал влияние на искусства и распространение буддизма в Японии. Путь на острова пролегал через море и таил опасности. Почти полностью погибло в шторме первое бохайское посольство в 727 г., затем ещё неоднократно бохайские суда гибли в водах Японского моря (в те времена оно называлось Восточным). Торговля с Японией была очень выгодной. Морской путь на острова начинался из порта Янь, от которого сегодня осталось Краскинское городище в Хасанском районе.
Связь с вешним миром обогащало Бохай достижениями соседей и позволяла соседям знакомиться с бохайскими достижениями.
В Бохае, как и во многих средневековых дальневосточных государствах, сосуществовали различные религиозные учения. Наиболее крупными из которых были буддизм и шаманизм.
Учение Будды пришло в Бохай из Кореи и получило здесь широкое признание, особенно в аристократической среде. Но и простое население также исповедовало эту религию. В Уссурийском районе обнаружены останки четырёх буддийских храмов (кумирен), построенные бохайцами в сельской местности. Один храм располагался у с. Борисовки и три у с. Кроуновка – Копытинский, Абрикосовский и Корсаковский.
Копытинский храм был построен на специальной платформе на вершине отдельной небольшой сопки, возвышающейся посреди долины р. Кроуновки. Двор храма был вымощен камнем. Под каменным настилом были сделаны специальные водотоки, для отвода дождевых вод. Поскольку часть двора попала на склон, то здесь также была сооружена платформа, позволившая выровнять двор. Края платформы были выложены крупными камнями. На территорию двора с улицы вела лестница, состоящая из нескольких ступеней, которая полностью раскопана. Сам храм строился из дерева. Его стены были оштукатурены и выкрашены в цвет слоновой кости. Кроме этого, по стенам был нарисован красный меандровый орнамент.
Абрикосовский храм был построен на склоне одноименной сопки и для него также специальной платформой выровняли склон. Этот храм был построен после пожара на Копытинском храме. Часть черепицы с Копытинского храма была перенесена на Абрикосовский храм. Сам храм располагался в центре двора, который был окружён деревянным забором на каменном фундаменте. Забор венчался черепичной крышей, как и заборы современных храмов. Для входа на территорию двора были построены небольшие ворота.
Корсаковский храм был построен на высоком берегу реки Кроуновки. Часть его двора и частично сам храм был размыт рекой. К тому же, в начале XX в. храм сильно перекопали корейские переселенцы, построившие здесь свой дом.
Шаманизм является древним мировоззрением мохэсцев и продолжал существовать у бохайцев. Он включал систему культов: огня, черепов, анимизм. Шаманские атрибуты найдены археологами под Уссурийском и в окрестностях Кроуновки, также в Лазовском районе, а на Марьяновском городище было раскопано жилище шамана.
Тайны древнего государства в истории Приморья открыли уникальные экспонаты.
Выставка «По следам Бохайского царства» открылась в главном корпусе краеведческого музея им. Арсеньева.
Два века
Редкой удачей археолог считает два глиняных сосуда, найденных в опустевшем колодце Краскинского городища. По версии исследователей, их мог обронить один из завоевателей бохайцев, представитель кочевого народа киданей. На это указывает характерный орнамент, особое качество глины. Интересно, что всего было обнаружено 20 сосудов, и лишь два удалось собрать.
Увы, история Бохайского царства коротка: страна находилась на пути кочевников, главной целью которых был Китай. К сожалению, не сохранились летописи, но на китайском языке до нас дошли не только исторические факты, но и поэзия этого народа. По словам учёных, один из поклонников древности, вдохновившись рассказами о государстве, сочинил целый сборник собственных стихов, которые выложил в интернет. Стилизацию не стоит путать с оригиналом.
Сыграем на костях?
Достоверно известно, что в период Бохая жил поэт по имени Хотей, который оставил далёким потомкам стихотворение про некий Абрикосовский храм. А в 1959 г. приморскими археологами в деревне Кроуновка были найдены останки одного из первых храмов государства. По аналогии с произведением его назвали Абрикосовским.
Археолог отметил разнообразие представленных видов гончарной посуды, хозяйственно-бытовых предметов. Особое внимание обратил на фрагменты половника, котла и ступица колеса телеги, выполненных из чугуна. Многие ювелирные украшения имеют золотое и серебряное покрытия, что требовало от ремесленников сложных технологий. Отдельную витрину украсили игральные кости и фишки. Никакого обмана! Археолог уверяет, что сначала нашли каменное поле для азартной игры.
«Страна, которую погубила бюрократия» каким было государство Бохай, расскажет выставка в музее имени Арсеньева (ФОТО)
В музее имени Арсеньева (Светланская, 20) открылась выставка «По следам бохайского царства», на которой представлены уникальные артефакты из фондов музея и Института истории, культуры и археологии, рассказывающие о том, как жили на территории нынешнего Приморья в VII-VIII веке бохайцы – жители государства Бохай.
На выставке представлены – причем многие артефакты впервые – вещи, найденные археологами в Краскино, Синельниково, Кокшаровке, в долине реки Раздольной и других местах, где были города и поселки бохайцев. Например, можно увидеть посуду и предметы культа, украшение крыши буддийского храма, предметы из могилы бохайского вождя, найденные археологами в Чугуевском районе, буддийские скульптуры и бронзовое зеркало и многое другое.
Но артефакты молчаливы, а вот рассказать о том, кто же такие были бохайцы, как они жили и почему нам, приморцам современным, неплохо бы знать эту часть истории родного края, VL.ru попросил Максима Якупова, археолога, научного сотрудника музея имени Арсеньева.
— Максим, что такое вообще – государство Бохай? Откуда оно взялось?
— Государство Бохай образовалось в VII веке на осколках уничтоженного китайцами королевства Когуре и стало одним из самых великих государств на берегу Восточного моря.
Бохайское царство включало территории Маньчжурии, Приморья, Северной Кореи. В Бохае было 5 столиц и 15 провинций, каждая провинция состояла из 62 округов, а округа – из 125 уездов. Уезды включали в себя город или несколько городов и несколько близлежащих деревень. Главной столицей была Верхняя, расположенная на территории современной китайской провинции Хэйлунцзян. На территории Приморья находились область Шуайпинь, названная так по древнему названию реки Раздольной, и округ Янь с центром в районе нынешнего поселка Краскино. Ближайшая восточная столица находилась на месте нынешнего Хуньчуня.
История образования государства Бохай – это своего рода исторический детектив. Начинается она с когуре. Когуре – это один из народов, живших на территории Северо-Корейского полуострова, в том числе и от них произошли современные корейцы. Когуре создали одно из мощнейших государств в Азии, воевали с китайцами. Увы, эти войны не всегда дарили победу когуре, и в 660 году их государство пало.
А в V веке в Азии и, в частности, на территории современного Приморья появился загадочный народ, называвший себя мохэ. Откуда он взялся, как пришел в эти края – ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Многие склонны считать, что мохэ пришли из Забайкалья, а некоторые уверяют, что они, так сказать, местные, народ, живший в тайге Дальнего Востока. С уверенностью можно сказать, что мохэ были тунгусо-маньчжурами, а кроме того – их язык был схож с языком когуре. Мало того, мохэ оказались отважными и умелыми воинами и наводили на китайцев страх.
Так вот, после падения государства Когуре та часть населения, которая не пожелала жить под властью китайцев, ушла на север, в земли мохэ. Там их приняли и поддержали.
В то же время правившая тогда Китаем императрица решила покорить еще и земли мохэ, что стало фатальной ошибкой. Мохэ не просто не пустили китайское войско на свои земли, но и погнали китайцев обратно и в итоге завоевали территорию удельного китайского княжества Бохай (географически там находится Пекин). К тому времени на троне уже сидел сын той воинственной императрицы. Он понимал, что дело пахнет керосином: мохэ могли пойти дальше. И тогда он дал вождю мохэ титул князя Бохайского и сделал вид, что подарил эти земли мохэ. Так и образовалось государство Бохай. Это было сильное, по тем временам почти громадное государство. Оно граничило с древнекорейским государством Силла, с китайской империей Тан, с монгольскими племенами.
— Территория современного Приморья входила в состав Бохайского царства целиком?
— Нет. Примерно граница шла по реке Уссури и до моря. А культурное влияние распространялось и дальше. Государство Бохай просуществовало 200 с лишним лет, затем оно пало в войне с кочевым народом – предками современных монголов, узбеков, уйгуров…
— Это была цивилизованная страна? Чем занимались бохайцы? Многие сегодня уверены, что до появления русских на Дальнем Востоке тут только «дикари» жили, дикие люди…
— В империи Тан Бохай называли государством ученых и просвещения. Немного, но все же сохранились источники с творениями бохайских поэтов, например. Основными занятиями бохайцев были животноводство, таежные и морские промыслы, ремесла и горнорудное дело, в том числе обработка металлов, керамическое и кожевенное производство, оружейное дело, кораблестроение. Да, бохайцы имели развитой флот. Так, например, в районе поселка Краскино во времена Бохая был морской порт, и бохайские суда спокойно пересекали и Японское море, и Корейский пролив.
— Сколько бохайцев жило на территории Приморья?
— Около четверти миллиона. В долине реки Раздольной они занимались коневодством, на озере Ханка разводили рыбу, добывали на территории края золото и серебро, вели таежный промысел. Фактически сегодня вдоль реки Раздольной каждые 5-10 километров обнаруживаются следы бохайского присутствия.
— Бохайцы исповедовали буддизм?
— Да, но в то же время и шаманизм мирно уживался с буддийской религией. Мало того, это было многонациональное государство, там жили и китайцы, и согдийцы – предки современных таджиков. Кстати, в Приморье была их единственная колония. А товары, которые согдийцы отправляли отсюда так называемым соколиным трактом, достигали даже Европы.
Бохай был богатым государством, вот на выставке, например, представлены предметы из Кокшаровского городища. Там обнаружена могила или чиновника, или вождя бохайских времен. Могила еще в древности была разграблена, но все же удалось там обнаружить богатые серебряные детали конской сбруи, украшения головного убора.
— Чиновники были частью элиты Бохая?
— Да, это государство по сути сгубила чрезвычайно раздутая бюрократия, я бы сказал. Чиновничий аппарат там был просто огромным и очень неповоротливым. Так, к примеру, известия о том, что на окраинах стали появляться чужие войска, слишком медленно доходили в столицу именно потому, что проходили от одного чиновника к другому.
— Существовало ли рабовладение в этом государстве?
— Да, конечно. Это была основа экономики в то время в любом государстве.
— Артефакты бохайского периода можно увидеть только в фондах музея или Института археологии, истории и этнографии?
— Здесь можно увидеть уникальные вещи. В 1959 году в районе села Кроуновка на Абрикосовой сопке был раскопан храм времен бохайского государства. Предметы, которые там были найдены, на нашей выставке представляются впервые.
Но Бохай был богатым государством, от него остались развалины множества городов, причем весьма обширных. В Приморье множество городищ и могильников, поселков и кумирен – около 50 памятников бохайского времени. На протяжении 20 лет, например, сотрудники Института истории, археологии и этнографии раскапывали Кокшаровское городище, где был обнаружен фундамент огромного дворца бохайских времен. Но там до сих пор не создано условий для сохранения этого объекта. А ведь он мог бы стать одним из знаковых туристических объектов в Приморье. Фундамент законсервирован: либо он просто разрушится от времени, либо все же станет частью туристической индустрии.
— Все это интересно, но зачем, по большому счету, нам знать о том, что за Бохай такой тут был?
— А вы только осознайте: здесь, на той земле, по которой мы сегодня ходим, существовали развитые цивилизованные государства – причем тогда, когда в центральных районах России, на Руси государственность еще только-только начинала зарождаться, устанавливаться.