Сход развал колес авто
Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать
Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что «пора бы мне уже съездить проверить развал», хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.
Что такое углы установки колес?
Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.
Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд».
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Почему на разных машинах углы бывают разными?
Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.
На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»
Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.
Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов
Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур
Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.
Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.
Как регулируются углы установки колес?
На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.
Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».
Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон
Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…
На что влияет кастер?
С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.
На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).
Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб
Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.
Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет
Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.
Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.
При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый
Какие выбрать углы?
Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.
Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).
Свои углы» могут выглядеть примерно так
Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!
Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.
Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!
Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов
Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan
При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.
Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)
Что будет, если их не делать?
В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.
А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.
При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.
Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.
Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала
Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!
Когда регулировка углов установки колес не помогает?
Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.
Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.
Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»
Регулировка Развал-схождения авто
Развал-схождение
От поведения автомобиля на дороге, от того, насколько комфортно им управлять, зависит безопасность движения. На степень управляемости авто, а также на расход топлива, степень изнашиваемости шин влияет угол установки колес. Правильно отрегулированный сход развал предотвратит ряд аварийных ситуаций, причем проведение данной процедуры не потребует особых финансовых затрат.
Развал-схождение необходим в случае сезонной замены шин, ремонта ходовой части, рулевой системы, подвески, в случае послеаварийного состояния и других причин.
Специалисты рекомендуют проводить регулировку сход развала в следующих случаях:
С целью профилактики сход развал необходимо регулировать как минимум один раз в год. Таким образом, минимизируется риск возникновения аварийных ситуаций.
Стоимость компьютерной диагностики и регулировки развал-схождения
*Стоимость дополнительных работ (газ, раскручивание и замена регулировочных болтов и т.п.) 300 руб.
Внимание! Услуга сход-развала оказывается только в техцентрах «Автобам-Запад»! Приносим свои извинения клиентам других техцентров нашей сети.
Что такое «сход-развал» (он же развал-схождение)?
Это угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса автомобиля и считается отрицательным, если колёса направлены верхней стороной внутрь или положительным, если верхней стороной наружу. Развал меняется с изменением крена автомобиля. Зрительно это можно увидеть у тяжёлых грузовиков «Татра»: на незагруженном автомобиле такой большой развал задних колёс, что машина едет только на внешних шинах. Нулевой развал обеспечивает минимальный износ шин и следовательно повышается срок службы покрышек. Отрицательный развал улучшает устойчивость на поворотах.
Угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Очень часто говорят о суммарном схождении двух колёс на одной оси. В некоторых автомобилях можно отрегулировать схождение, как передних, так и задних колёс. Схождение — это расстояние между задними кромками колёс, минус расстояние между передними кромками. Именно неправильно отрегулированное схождение является основной (но не единственной) причиной повышенного износа покрышек. Одним из первых признаков неправильно установленного схождения является визг покрышек в повороте при небольшой скорости. При правильной установке и аккуратной езде срок службы колеса превышает 100 000 км, а при схождении в 50 и более мм покрышка полностью сотрётся менее чем за 1 000 км.
Кастр, кастер или кастор
Угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. Продольный наклон обеспечивает самовыравнивание рулевых колёс за счёт скорости автомобиля. Спортсмены устанавливают данное значение на несколько градусов выше от заводских параметров, что делает ход автомобиля устойчивее, а также повышается стремление авто к прямолинейному движению.
Зачем нужно проверить развал-схождение?
Развал-схождение необходимо делать по нескольким причинам. Во-первых, автомобиль после развал-схождения будет обладать лучшей курсовой устойчивостью, то есть машину не будет уводить в сторону и она будет хорошо слушаться руля. Во-вторых, машиной будет легче управлять, она станет более манёвренной и менее склонной к заносам. В-третьих, наличие правильных параметров развал-схождения позволяет экономично расходовать топливо и увеличивает срок службы покрышек колес.
Самая передовая система развал-схождения
Компьютерный стенд развал-схождения Hunter WinAlign с навесными датчиками с инфракрасными сенсорами, установленный в нашем техцентре в Западном округе, на ул. Твардовского, 8к5, Москва, позволяет выполнить развал-схождение еще быстрее и точнее. Применяя патентованные технологии, система развал-схождения Hunter с датчиками высокого разрешения HawkEye предлагает точный и быстрый высокопроизводительный инструмент для диагностики и регулировки развал-схождения, занимая короткое время. Благодаря новым улучшенным и точным камерам HawkEye™ и мишеням высокого разрешения обмен информацией с компьютером происходит 8 раз в 1 секунду, что обеспечивает высокую скорость и точность измерений, четыре камеры непрерывно фотографируют проекции геометрических фигур на мишенях, устанавливаемых на колесах. Установленные на перекладине рамной конструкции по двум углам четыре камеры (по две в каждом углу) окружены массивом светодиодов, выполняющих роль фотовспышки. Светодиоды вспыхивают с частотой около 2 Гц (8 раз в секунду). Камеры с помощью цифрового процессора, к которому они подключены, способны по сфотографированной проекции фигуры определить все параметры для регулировки.
Измерения отправляются на распечатку и можно наглядно показать владельцу автомобиля неточности развал-схождения и необходимость замены запчастей и проведения ремонта. После прохождения регулировки сход-развала на стенде Hunter 3D Вы обязательно почувствуете неповторимый эффект контроля над дорогой, а цветная и легко читаемая распечатка результатов значений до и после регулировки поможет легко оценить работу мастера.
Благодаря своевременной диагностике и регулировке развал-схождения автомобиль имеет:
Внимание! Услуга сход-развала оказывается только в «Автобам-Запад»!Приносим свои извинения клиентам других техцентров нашей сети.
А какой станок стоит у Вас?
Стенд 3D Hunter. Позволяет регулировать углы установки колес на всех автомобилях, включая спорткары с низкой подвеской, автомобили с пневмоподвеской и спортивные кольцевые автомобили по углам, предоставленным заазчиком.
А можно сделать одну ось?
Если на автомобиле имеется возможность регулировки задней оси, то вся регулировка инициируется именно по задней оси и таким образом, регулировка только одной оси не возможна.
А какие гарантии?
Регулировка углов установки колес является регулировочной операцией и носит периодический характер. По этому гарантия на такие работы не распространяется. Мы, для увеличения лояльности наших клиентов и исключения человеческого фактора в виде ошибки исполнителя, предоставляем 14 дней для эксплуатационной проверки и в течение этого времени производим повторную регулировку бесплатно, но при соответствии выданной распечатки углов установки колес фактическим показаниям стенда.
А праворульные делаете?
Программное обеспечение нашего стенда и опыт исполнителей позволяют выполнить регулировку на любом автомобиле вне зависимости от того, с какой стороны у него руль.
А почему так дорого?
Регулировка углов установки колес требует применения высоко квалифицированного персонала и дорогостоящего оборудования, но мы держим цены на 15% ниже рыночных.
А Вы делаете редкие марки автомобилей?
Программное обеспечение нашего стенда и опыт исполнителей позволяют выполнить регулировку на любом автомобиле.
Сколько занимает времени?
Процесс регулировки занимает от 30 минут до 2 часов в зависимости от состояния регулировочных узлов и типа подвески.
Как часто нужно делать сход развал?
Заводы производители современных автомобилей рекомендуют в обязательном порядке делать проверку сход-развала при смене сезонности шин и проводить регулировку не реже каждых 15000 км пробега.
Часто задаваемые вопросы
А какой станок стоит у Вас?
Стенд 3D Hunter. Позволяет регулировать углы установки колес на всех автомобилях, включая спорткары с низкой подвеской, автомобили с пневмоподвеской и спортивные кольцевые автомобили по углам, предоставленным заазчиком.
А можно сделать одну ось?
Если на автомобиле имеется возможность регулировки задней оси, то вся регулировка инициируется именно по задней оси и таким образом, регулировка только одной оси не возможна.
А какие гарантии?
Регулировка углов установки колес является регулировочной операцией и носит периодический характер. По этому гарантия на такие работы не распространяется. Мы, для увеличения лояльности наших клиентов и исключения человеческого фактора в виде ошибки исполнителя, предоставляем 14 дней для эксплуатационной проверки и в течение этого времени производим повторную регулировку бесплатно, но при соответствии выданной распечатки углов установки колес фактическим показаниям стенда.
А праворульные делаете?
Программное обеспечение нашего стенда и опыт исполнителей позволяют выполнить регулировку на любом автомобиле вне зависимости от того, с какой стороны у него руль.
А почему так дорого?
Регулировка углов установки колес требует применения высоко квалифицированного персонала и дорогостоящего оборудования, но мы держим цены на 15% ниже рыночных.
А Вы делаете редкие марки автомобилей?
Программное обеспечение нашего стенда и опыт исполнителей позволяют выполнить регулировку на любом автомобиле.
Сколько занимает времени?
Процесс регулировки занимает от 30 минут до 2 часов в зависимости от состояния регулировочных узлов и типа подвески.
Как часто нужно делать сход развал?
Заводы производители современных автомобилей рекомендуют в обязательном порядке делать проверку сход-развала при смене сезонности шин и проводить регулировку не реже каждых 15000 км пробега.