Прыжок называется опорным потому что
Тест «Акробатика 5 класс»
данная разработка позволит оценить знания обучающихся по разделу «Гимнастика»
Просмотр содержимого документа
«Тест «Акробатика 5 класс»»
Акробатика 5 класс
Ф.И. _______________________________________ Класс ______ Дата _______
а) положение тела, при котором нет опоры
б) положение тела, при котором плечи находятся выше точки опоры
в) положение тела, при котором плечи находятся ниже точки опоры
2. Из каких упражнений состоит основная гимнастика?
а) акробатические упражнения, упражнения на снарядах, упражнения с мячами, вольные упражнения
б) опорный прыжок, брусья, бег, бревно
в) строевые, общеразвивающие, упражнения на снарядах, акробатические упражнения
г) упражнения с обручем, вольные упражнения, прыжки, строевые упражнения
3. При потере равновесия, падении нужно…
а) упасть на прямые руки, в сторону на пол б) выставить вперед прямые руки и упасть на них
в) сгруппироваться и мягко перекатится на спину г) руки убрать и упасть на живот
4. Чему способствуют прыжки?
а) развитию, силы смелости, координации, ловкости б) все верные ответы
в) формируют прикладные навыки в преодолении препятствий
г) развитию вестибулярного аппарата, укреплению связок и суставов
5. Спускаться по канату правильно – это…
а) спрыгнуть с каната с небольшой высоты
б) удерживая ступнями канат, перехватывая руками, спускаться вниз
в) обхватив ногами канат, съехать вниз г) обхватив коленями, соскользнуть вниз
6. Гимнастические снаряды расставляют так, чтобы…
а) маты лежат внахлест б) друг за другом в) лицом к яркому свету, г) чтобы свет не попадал в лицо
7. Прыжок называется опорным, потому что…
в) отталкивается двумя ногами г) выполняется с разбега
8. Во время выполнения кувырка вперед голову надо ставить …
а) на затылок б) на макушку в) вообще не ставить г) на лоб
а) простые и сложные б) простые и сложные в) простые и смешанные г) смешанные и сложные
10.Что проверяется тестом «наклон вперед из положения сидя»?
а) длину рук б) гибкость в) ловкость г) длину ног
11. Лазанье по канату осуществляется…
а) подпрыгнув, раскачивая канат, подтянутся на руках, повторить
б) подпрыгиванием на канат, подтягивание ног к груди, подтягивание рук вверх
в) сгибанием и выпрямлением ног, захвативших канат, одновременно перехватывая руки вверх, подтягиваться
г) запрыгнуть на канат, повиснуть на руках, удерживая канат коленями.
12. Сложные упражнения следует выполнять…
а) самостоятельно б) со страховкой в) без страховки
13. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…
а) сальто б) «колесо» в) кувырок г) перекат
14. К какому виду гимнастики относится кувырок?
а) утренняя гимнастика б) акробатика в) черлидинг г) аэробика
15. Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике…
а) Светлана Хоркина б) Евгения Медведева в) Ирина Слуцкая г) Ирина Слуцкая
Реферат по физической культуре на тему «Опорный прыжок»
Реферат по физической культуре
Тема «Опорный прыжок»
Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике. Прыжки через коня с опорой одной или двумя руками.
Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.
То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.
Важным элементом, для совершения опорного прыжка является трамплин.
В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.
Также интересен прыжок лётом с добавление контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков
II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта
Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.
III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита
Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.
Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя.
Все прыжки этой группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и интересный тип прыжков «Куэрво».
Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.
IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)
Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.
Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.
Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.
V. Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)
Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180 и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.
Третья разновидность прыжков Юрченко — это «прыжки Щербо». Во фляке совершается поворот на 360. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360 первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Но тем не менее, не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 14. Техника опорного прыжка
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Техника прыжка ноги врозь через козла в ширину (девочки). Техника прыжка через козла в ширину (мальчики).
2. Значение опорных прыжков в физическом совершенствовании и воспитании морально-волевых качеств человека.
2. Упражнения, подводящие к освоению прыжка ноги врозь (девочки) и прыжка согнув ноги (мальчики).
3. Упражнения для развития двигательных качеств, необходимых для успешного овладения опорными прыжками.
Опорные прыжки — прыжки, при выполнении которых используется дополнительная опора руками.
Разбег — равномерно-ускоренное движение, используемое для последующего отталкивания.
Отталкивание — двигательное действие для придания телу вертикальной или горизонтальной скорости
Наскок на мостик — специальный прыжок на мостик двумя ногами, позволяющий использовать его реактивное движение для увеличения высоты отталкивания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Опорные прыжки — это вид соревнований в спортивной гимнастике. Опорными называются те прыжки, при выполнении которых выполняется промежуточная опора руками. Такая опора представляет собой короткое, энергичное отталкивание руками от снаряда.
Выполнение опорных прыжков помогает развивать координацию движений, быстроту, силу мышц ног и рук. Кроме физических качеств, опорные прыжки позволяют воспитывать смелость, решительность и настойчивость в достижении цели.
Опорный прыжок состоит из семи фаз:
При выполнении опорных прыжков важно соблюдать технику безопасности. Проверить устойчивость снаряда и мостика, на место приземления положить два слоя гимнастических матов. Опорные прыжки можно выполнять только под контролем учителя.
Перед выполнением опорного прыжка нужно подготовить мышцы и связки к предстоящей нагрузке. Для этого следует выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.
Для выполнения опорного прыжка необходимы следующие снаряды: гимнастический козел, гимнастический мостик, гимнастические маты.
Прыжок ноги врозь через козла в ширину (девочки). Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать разведение ног. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры, после чего начать поднимать плечи, разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги. Выполнить приземление.
Прыжок согнув ноги через козла в ширину (мальчики).
Для выполнения прыжка необходимо начать разбег, увеличивая скорость по мере приближения к мостику. Отталкиваясь от пола толчковой ногой выполнить наскок на мостик. С активным взмахом руками кверху, энергично оттолкнуться ногами от мостика, поднимая тело над снарядом. Одновременно с постановкой рук начать сгибание ног в коленных и тазобедренных уставах. Быстро и сильно оттолкнуться руками от опоры после чего начать поднимать плечи, затем разогнуться в тазобедренных суставах и выпрямить ноги. Выполнить приземление.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста
Выберите элемент: Множественный выбор
Информация о тестовом вопросе
Снаряды для опорного прыжка.
Задание: Выберите снаряды для опорного прыжка:
Опорный прыжок
Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.
Содержание
Описание
Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.
То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.
Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.
Структурные группы Опорных прыжков (мужчины)
I. Прыжки лётом
В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.
Также интересен прыжок лётом с добавление контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков
II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта
Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.
III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита
Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.
Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя.
Все прыжки этой группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и интересный тип прыжков «Куэрво».
Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.
IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)
Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.
Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.
Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.
V. Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)
Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180 и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.
Третья разновидность прыжков Юрченко — это «прыжки Щербо». Во фляке совершается поворот на 360. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360 первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Но тем не менее, не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.
Структурные группы Опорных прыжков (женщины)
I. Прыжки без исполнения сальто(перевороты вперёд, Ямасита, с рондата) с, или без вращения вокруг продольной оси в первой или второй фазе полёта
В отличие от мужчин, в первую структурную группу прыжков у женщин, входят все типы несальтовых прыжков. То есть помимо лётов, сюда включены все типы переворотов (назад, вперёд, боком). У мужчин же первая группа включала только прыжки лётом, а перевороты были распределены по остальным структурным группам.
II. Прыжки вперёд с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта — сальто вперёд во второй фазе полёта
Эта группа прыжков объединяет мужские вторую и третьи группы. Наиболее известные первооткрывательницы этих прыжков — это Ольга Корбут и Елена Давыдова. Они виртуозно выполняли в первой части пируэт, а вторая часть была переворот на 360 и сальто вперёд соответственно.
Что касается прыжков переворотом вперёд без поворота в первой фазе, то для женщин эти прыжки даются непросто. Поэтому реже используются. Рекордным прыжком является прыжок «Продуновой» (первая исполнительница — российская гимнастка Елена Продунова) —
III. Прыжки с рондата в первой фазе полёта — сальто во второй фазе полёта (Цукахара)
Аналогична четвёртой группе у мужчин, за исключением того, что вторая фаза полёта должна быть обязательно сальто (простой рондат не считается, так как относится к первой группе).
IV. Прыжки Юрченко с (или без) поворотом на 360 в первой фазе полёта
Популярная группа прыжков, используется большинством гимнасток из-за хорошо изученных методик изучения и исполнения. Первооткрывательницей этой группы прыжков является советская гимнастка Наталья Юрченко. Прыжки с поворотом на 360 аналогичны «прыжкам Щербо» у мужчин. Практически никем не используются, из за своей сложности и по большому счёту, не самым высоким базовым оценкам.
V. Прыжки Юрченко с поворотом на 180 в первой фазе полёта
Популярные прыжки. Так как базовая оценка их достаточна высока, а методики изучения хорошо известны. Требует хорошего умения выполнять сложные сальто вперёд.
Эволюция вида
1930-1950-е гг
1960-е гг
К концу 60-х гимнастки исполняют уже отличный переворот вперёд. Наиболее популярным являеться переворот типа «Ямасита», то есть сгибаясь-разгибаясь. Обе фазы полёта великолепно показаны, но ни о каких усложнениях речь пока не идёт. Максимальным поворотом, которым могли порадовать нас гимнастки будет поворот на 90 градусов. Мужчины доводят выполнение соскока лётом уже до усложнения поворотом на 360 градусов, а впоследствии и до 720. Но вскоре эти прыжки перестанут существовать, так как гимнастика полностью возьмёт курс на освоение прыжком типа «переворот — сальто». Переворот может быть самым различным — вперёд, назад, с поворотами и без.
Считается, что первым исполнителем прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке или полуторного сальто вперёд с рук на ноги, был советский гимнаст А.Азнавурян в 1962 г. Но на широкую арену этот прыжок вышел значительно позже — в 70-х годах. Этот прыжок совершил революцию в теории и практике прыжков. Так как потребовал совершенного новой техники отхода от снаряда и крутки. Потребовалась смена поколения гимнастов, чтобы освоить это сложное движение, ставшее родоначальником большого семейства прыжков по сальто вперёд. Но если рассматривать прыжки 60-х годов, то гимнасты в основном исполняют перевороты вперёд с усложняющими поворотами на 360 и 540 градусов.
К концу 60-х годов гимнасты всё больше углубляются к освоению технически более простого прыжка — переворот боком с поворотом на 90 (рондат) и сальто назад в группировке. Впервые такой прыжок был исполнен советским гимнастом А.Углевым, но на международных соревнованиях он впервые показан японцем Мицуо Цукахарой в 1970 г. Его имя и носит до сих пор.
1970-е гг
Если эволюция прыжков в 60-х была крайне вялой, но тем не менее, именно в конце 60-х был заложен фундамент для следующих поколений. Именно в 60-х показаны определяющие прыжки своих направлений — переворот-сальто вперёд и рондат-сальто назад. В 70-х эта идея продолжена советским гимнастом А.Катковым. Он исполняет оригинальный прыжок переворот боком и сальто боком. Но впоследствии почему-то боковые сальто не получили широкого продолжения и были забыты.
Уже к 1974 году гимнасты в массах осваивают и прыжок переворот-сальто вперёд и прыжок Цукахары в группировке. И вот японский спортсмен Шигеру Касамацу выполняет ещё один оригинальный прыжок, который сначала был принят за Цукахару с поворотом на 360. Но в действительности этот был прыжок совершенно иной по структуре. Этот прыжок более прост и удобен, чем классический Цукахара с пируэтом. Он представляет собой переворот боком на коня, а затем выполняется поворот на 90 градусов в противоположную сторону (то есть в сумме переворот на коне равен нулю, а не 180 градусам) и далее гимнаст исполнят сальто вперёд с поворотом на 180 градусов. То есть Касамацу за счёт переворота на на снаряде «экономит» 180 градусов поворота и вместо сальто назад с поворотом на 360 градусов выполняет сальто вперёд с поворотом на 180.
И наконец в 1979 году кубинский гимнаст Хорхе Роче показывает рекордный прыжок — переворот вперёд и двойное сальто вперёд в группировке. Это прыжок был единичным но уже показывающим, что потенциал гимнастов на этом снаряде далеко не исчерпан. Хотя в массах на конец 70-х годов гимнасты в основном исполняют по два прыжка — один с переворота вперёд и сальто вперёд в группировке или согнувшись с поворотом на 180, и второй либо Цукахара прогнувшись, либо Касамацу в группировке.
Гимнастки к 1972 году по прежнему исполняют прыжки Ямасита, а вот к 1974 переходят по примеру мужчин к прыжкам переворот вперёд с поворотом пока на 360 градусов. Если большинство гимнасток исполняет поворот во второй части прыжка то советские гимнастки, а в частности Ольга Корбут, показывают поворот в первой части прыжка, то есть в наскоке. В 1976 году Ольга Корбут ещё усложняет прыжок и выполняет поворот на 360 как в первой, так и во второй фазе прыжка.
Но как выяснилось, гимнастки не сильно отстали в прогрессе прыжков от мужчин и 1974 году Людмила Турищива показывает прыжок Цукахары в группировке, а в 1976 году Нелли Ким усложняет его, добавив поворот на 360 градусов. Что показательно, Ким исполнила именно прыжок Цукахары, а не Касамацу. Это во многом обусловлено тем, что конь, через которого прыгают гимнастки, расположен вдоль, а не поперёк и нет возможности исполнить наскок переворот боком.
К концу 70-х годов гимнастки в массах исполняют по два прыжка разной структуры: переворот вперёд с поворотом на 360 в первой и во второй фазе полёта, а также Цукахара согнувшись. В 1980-м году советская гимнастка Елена Давыдова значительно усложняет прыжок Корбут и преобразует его в прыжок Давыдовой, а именно переворот вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта и сальто вперёд в группировке во второй. Прыжки этого сложного типа так и остались невостребованными в будущем, хотя потенциал их далеко не исчерпан. Также гимнастки берутся и за выполнения мужского прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке с поворотом на 180.
1980-е гг
У мужчин прыжки с передним вращением в 80-е годы развивается не очень бурными темпами. К примеру, в 80-х годах самым популярным прыжком этой структуры был переворот вперёд — сальто вперёд согнувшись с полпируэтом. К концу 80-х гимнасты уже в массах освоили прыжок переворот вперёд — 1,5 пируэта вперёд в группировке или полпируэта вперёд прямым телом. Заметим, что полуторный пируэт вперёд иногда принимал другую форму исполнения. Она именуется «Куэрво». Гимнаст выполняет переворот вперёд, затем в воздухе поворачивается на 180 и исполняет сальто назад в группировке с поворотом на 360 градусов. Двойное сальто вперёд пока считается прыжком близким к нереальному и исполняется лишь единицами.
Отдельно стоит отметить оригинальный и супер-сложный тип прыжков — прыжки с 1,5 сальто в первой фазе. Действительно ряд смелых гимнастов исполняли наскок на коня полуторным сальто вперёд или полуторным твистом вперёд и полпереворота вперёд во второй фазе. Позже такие прыжки были признаны сверх-травмоопасными и запрещены к применению.
А вот прыжки по сальто назад сильно развивались и прогрессировали. К примеру, на чемпионате мира 1983 года Артур Акопян демонстрирует прыжок Цукахары прямым телом с двумя пируэтами, а если быть точным, то Касамацу с пируэтом. Этот прыжок будет активно осваиваться и другими гимнастами, а концу 80-х станет самым массовым прыжком у гимнастов. Также интересен опыт чемпионата мира 1985 года, когда гимнастам предложили исполнить прыжки Цукахары с отталкиванием от коня одной рукой. После этого данные прыжки также перешли в ряд запрещённых и были исключены из правил.
Но как это не удивительно, а ведь в 80-е годы именно женщины совершили огромный качественный прорыв в развитии прыжков. И в след за гимнастками, такой тип прыжков стали осваивать и мужчины. Первой гимнасткой, которая подарила миру прыжки с рондатовым наскоком на мост, а затем фляком на коня стала советская гимнастка Наталья Юрченко. Уже в 1983 году она исполняет рондат — фляк — сальто назад в группировке с поворотом на 360. А к концу 80-х этот прыжок стал в массах исполняться прямым телом.
В след за женщинами прыжки «Юрченко» активно осваиваются и мужчинами. К концу 80-х нередко можно встретить прыжок Юрченко прямым телом с двумя пируэтами.
1990-е гг
90-е годы можно назвать расцветом сложности в опорных прыжках как у мужчин так и у женщин.
Мужчины осваивают прыжки всех структурных групп. К примеру, в прыжках по сальто вперёд, прыжок Роче встречается уже не редкою апогеем становится Олимпиада 2000-го года, когда этот прыжок исполняют сразу несколько гимнастов. А румынский гимнаст Мариан Драгулеску ещё усложняет этот прыжок, добавив во втором сальто поворот на 180 градусов. Достигают большого прогресса гимнасты и в исполнении пируэтов вперёд. Полуторный пируэт вперёд прямым телом — это основной массовый прыжок данной структурной группы. Но некоторые гимнасты выполняли и даже двойной пируэт вперёд. А в самом конце 90-х корейский гимнаст Хонг Чул Ео выполняет рекордный прыжок в 2,5 пируэта вперёд.
С середины 90-х годов мужчины начинают осваивать новый прогрессивный тип прыжков, которые возникли на основе прыжков Юрченко, но с вращением по сальто вперёд. Одним из первопроходцев такого типа прыжков стал российский гимнаст Алексей Немов. Прыжки типа рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд сложен и перспективен, так как сохраняет импульс наскока и отлично преобразует его в амплитуда сальто вперёд второй фазы полёта. Наиболее популярным прыжком данного типа к концу 90-х станет 1,5 пируэта вперёд прямым телом.
Прыжки по заднему сальто также активно развиваются и гимнасты отлично обучаются сложным прыжкам как по пируэтому вращению, так и по двойному сальто. Первопроходцами двойного сальто назад стали Хонг Чул Ео с рондата и Мелиссанидис с рондата — фляка. Более того, двойное сальто назад выполняется не только в группировке и, но и согнувшись. Пируэты назад были не столько популярны в этот временной отрезок, но нельзя не заметить появления 2,5 пируэтов назад.
Также примечательно появление ещё одной структурной группы прыжков — прыжки «Щербо». Это сложный тип прыжков Юрченко с поворотом на 360 в первой фазе, то есть рондат — фляк с поворотом на 360 — сальто назад прогнувшись. Эти прыжки были усложнены выполнением поворота на 360, а позже и на 720 в сальто, но популярности они не получили и были забыты. Дело в том, что гимнасты не смогли освоить полностью потенциал такого типа прыжков. Так как весь импульс первой части — наскока, терялся в большей степени на повороте на 360 во фляки и на сальто его оставалось уже значительно меньше. Можно предположить, что гимнасты ещё вернуться к этим прыжкам, но через несколько десятков лет.
Женская гимнастика также активно развивалась. Гимнастки в основном исполняют прыжки Юрченко и очень скоро осваивают прыжок в два пируэта, а в конце 90-х Симона Аманар показывает прыжок в 2,5 пируэта назад. Сальто вперёд, Цукахара и прыжки Немова и Щербо — редкость. Но и в них гимнастки достигают своих высот. Особенно показателен пример Елены Замолодчиковой, которая в конце 90-х выполняла первоклассный прыжок Цукахары с двумя пируэтами. Светлана Хоркина впервые показывает сложнейший вариант прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд в группировке с поворотом на 540 градусов. На фоне остальных гимнасток этот элемент смотрится просто невероятным. Но самый сложный прыжок в женской гимнастике был исполнен в 1999 году Еленой Продуновой. Она сумела показать рекордный прыжок переворот вперёд — двойное сальто вперёд в группировке. До сих пор этот прыжок никем не повторён на международных соревнованиях.
2000—2010е гг
Гимнастки в основном прыгают прыжок Юрченко с двумя пируэтами, в исполнении которого достигают высочайшего мастерства. Второй прыжок гимнасток различен. Кто то предпочитает рондат — фляк с поворотом на 180 — сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 180 или Цукахару с 1,5 пируэтами, а в редких случаях и с двумя пируэтами. Но ряд гимнасток рискует и исполняет более сложные прыжки. Например, победительница финала в опорном прыжке Олимпиады 2004 Моника Рошу выполнила прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад, который смотрелся как вспышка на фоне тёмного неба. Или корейская гимнастка Канг Юн Ми исполняет прыжок Щербо, а Оксана Чусовитина практикует столь редкую группу прыжков с переворота вперёд и прыгает пируэт вперёд, а чуть позже и полуторный пируэт вперёд.
С 2006-го года Правила проведения соревнований изменяются и гимнасты, и гимнастки должны обязательно исполнять прыжка с различной второй фазой. Также сильно изменяется подход к начислению сложности за прыжки. Теперь разница между простыми и сложными и прыжками значительно увеличивается. Если раньше 2.5 пируэта назад и прыжок Драгулеску у мужчин отличались на 0,1 в сложности, то теперь разница составляет уже 0,4. У женщин и того больше. Ведь гимнастки в плане опорных прыжков фактически остановились в развитии и дальше Юрченко 2 пируэта развиваться не хотели. Новые же правила разграничили 2 пируэта, 2,5 пируэта и три пируэта в 0,7 друг от друга. И это привело к значительному прогрессу в сложности исполняемых прыжков. Например, к концу 2010-го года прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад (Аманар) стал уже нормой и освоен большим количеством гимнасток. Также следует отметить китайскую спортсменку Чэн Фэй, которая прославилась не только благодаря отличному исполнению прыжка Аманар, но и своего собственного прыжка рондат — фляк с поворотом на 180 и 1,5 пируэта вперёд прогнувшись. Но тем не менее, прыжки Продуновой или Юрченко три винта остаются пока невостребованными.
У мужчин прыжок типа Драгулеску, Касамацу с двумя пируэтами или Цукахара двойное сальто назад согнувшись стали просто обязательными, чтобы выиграть финал на прыжке. Это ещё один серьёзный прогрессивный шаг в развитии гимнастики. Кроме того заметим, что многие лучшие гимнасты в отличной степени владеют двумя такими прыжками Более того, корейский гимнаст Ри Сё Гванг выполняет два уникальных прыжка — переворот вперёд — двойное сальто вперёд согнувшись с поворотом на 180 и супер-новинку Цукахару двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360.
В 2011 году 18-ти летний кореец Ян Хак Сон выполняет прыжок переворот вперёд и сальто вперед с тремя винтами. Этот прыжок становится рекордным по трудности (7.4). Через год на Летних Олимпийских играх 2012 в Лондоне он повторяет этот прыжок и занимает тем самым первое место в финале опорного прыжка. [4] [5]
Развитие прыжков продолжается и оно прогрессивно. Можно только предположить, что в будущем мы должны стать свидетелями четвертного пируэта или 3,5 сальто.
Чемпионы Олимпийских Игр в опорных прыжках
Чемпионки Олимпийских Игр в опорных прыжках
Чемпионы мира в опорных прыжках
Чемпионки мира в опорных прыжках
Анн-Софи Петерссон, Швейцария