сформированная игровая мотивация помогает ребенку легче адаптироваться к школьной жизни
Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы
Светлана Ишунина
Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы
Одним из самых первых трудных периодов в жизни дошкольника является период
перехода его к школу. Можно сказать, что именно в этот период происходит его первый конфликт с социумом. Почему конфликт? Да потому что взрослые не всегда при переходе из детского сада в школу обращают свое внимание на психологическое здоровье ребенка, хотя перестроить образ жизни бывает довольно сложно даже взрослому человеку.
Изучением мотивационной готовности к школе я заинтересовалась потому, что пришлось лично столкнуться с этой проблемой и испытать последствия неполноценной мотивации к обучению. Не поторопилась бы отправить своего сына в первый класс, повременила бы ещё годик, и, скорее всего, не было бы троек по успеваемости, не было бы психологического напряжения.
Как правило, старшие дошкольники все стремятся пойти в школу. По крайней мере, в моей практике всегда было так. Для них кажутся заманчивыми атрибуты школы, желание сменить обстановку, образ жизни и деятельности. Однако, при тестировании дети часто говорят, что в школу ходят, чтобы играть; в школе не нужно спать; в школе есть перемены; школьники могут гулять столько, сколько хотят.
Но ведь это всего лишь внешняя сторона школьной жизни, внешние мотивы, и это не может быть главным.
Существует и внутренняя мотивационная позиция, то есть школьная мотивация или учебная мотивация – осознание ребёнком важности обучения в школе, заинтересованность в школьных занятиях, понимание того, зачем ему нужны те или иные знания. В ином случае ребенок не захочет тратить свое время и силы на приобретение знаний.
Даже если у ребенка есть необходимый запас умений и навыков, но он психологически не готов к новому социуму, ему будет очень трудно. Последствия неполноценной мотивации к обучению всегда разрушают личность школьника. А вот условия при которых легко проходит адаптация первоклассника к школьной жизни:
• наличие мотивационной готовности;
• успешность учебной деятельности;
• умение устанавливать и поддерживать контакты в школьном коллективе;
• интеллектуальное развитие, как условие учебной активности и успешной учебной
• произвольность и соблюдение правил поведения
Как видим, первым компонентом выступает именно мотивация.
Актуальность данной проблемы очевидна,поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические материалы по данной теме;
2. Составить план работы по формированию у детей мотивации к учению;
3. Информировать и вовлекать родителей в совместную деятельность по подготовке детей к школе.
Из источников, раскрывающих данную проблему и способы ее разрешения, я выделила важность возникновения у ребенка таких мотивов, при которых он становится способным подчинять свои непосредственные, импульсивные желания сознательно поставленным целям.
Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов в школе.
Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивыимеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого — получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего — интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала», и т. д.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
• социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
• позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
• внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
• игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.
Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.
Чтобы определить мотивы желания (нежелания) учиться в школе мне помогают наблюдения за поведением ребенка в привычных для него ситуациях (особенно в непосредственно-образовательной деятельности).
А также я использую Стандартную беседу Т. А. Нежновой.
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. Методику исследования можно найти на сайте моего детского сада ( http://bortom.jimdo.com/дошкольное-образование/ , закладка – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Оценку мотивов учения я провожу путем ранжирования. Данную методику также можно найти на сайте моего детского сада (см. выше)
Формирование социальных и учебно-познавательных мотивов учения и положительного отношения к школе у детей – стало одной из важнейших задач нашего педагогического коллектива.
Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школенаправлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач целесообразно использую различные формы и методы работы.
Использую развивающие игры, современные образовательные технологии.
Технология проектной деятельности была выбрана не напрасно. Она дает возможность дошкольникам стать участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами.
Использование метода проектов при формировании мотивации к школьномуобучению позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса:
• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;
• деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями
Также применяю сказкотерапию, как эффективное средство в формирования школьной мотивации. Ведь сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Она помогает ребенку погрузиться в этот сложный школьный мир. С помощью сказочных образов ребенок проживает многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни.
В работе использую сказки о школе, автором которых является М. Панфилова. Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.Родителям рекомендую:
— совместное чтение художественной литературы,
— просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением;
— показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей,
— игры в школу;
— организацию семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Мною был разработан проект, реализация которого способствовала развитию учебно-познавательных и социальных мотивов у детей, а также подготовила родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника. Проект Вы можете найти по ссылке на сайт моего детского сада (см. выше).
Опыт работы показал, что планомерная работа по формированию школьной мотивации в группе детского сада и семье дает положительный результат. Учителя моих выпускников отмечают, что у ребят легко проходит адаптация в новых условиях, они ориентированы на «школьную» организацию деятельности и поведение. А это самое главное!
НОД по познавательному развитию «Конфликты между детьми» для детей 6–7 лет Ход НОД 1. Введение в игровую ситуацию. Ребята, куклы Даша и Маша поссорились и обиделись друг на друга. Что же делать? Им необходимо помочь?.
Сенситивные периоды В дошкольном возрасте есть периоды, когда детям легче всего даётся какой-нибудь вид деятельности, когда можно развить или проявить способности.
Статья «Значение игровой деятельности для адаптации первоклассников к школьному обучению»
Значение игровой деятельности для адаптации первоклассников к школьному обучению
Волкова Ольга Олеговна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Поступление в школу – сложный и ответственный этап в жизни первоклассника, переломный период для ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Потребность же в движении у ребенка остается большой.
Для ребенка–первоклассника очень трудна нагрузка, она часто вызывает стресс у ребенка, который негативно сказывается на его здоровье.
Поэтому, чтобы снизить стресогенность процесса адаптации, необходимо создать условия ее успешного протекания.
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспосабливания.
Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты.
Венгер А.Л. описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации к школьному обучению. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и плотно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации к школьному обучению. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье. У него доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учебный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. А также первоклассник при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Признаки успешной адаптации к школьному обучению
Признак удовлетворенности ребенком процессом обучения. Обучающемуся нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
Признак усвоения программы. Если ребенок испытывает затруднения в обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается».
Степень самостоятельности при выполнении ребенком учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому.
Чтобы адаптация первоклассников прошла более гладко, безболезненно, незаметно и быстрее, необходимо применение в процессе обучения разнообразных видов игр. Младшие школьники быстрее адаптируется к обучению в школе, если применение игр позволяет моделировать различные жизненные ситуации и развивает творческие и познавательные способности обучающихся.
Игра– это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
Если посмотреть на игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть присутствие взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослым, то у него, как правило, ничего не получается. Он не может договориться о сюжетах ролевых игр и бесконечно выясняет отношения в играх с правилами, обвиняя партнера в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то, что игра уже перестала быть ведущей деятельностью, и ребенок должен был ею овладеть, ее дальнейшее развитие непосредственно связано с семьей младшего школьника.
Как помочь первоклассникам адаптироваться в школе
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.
Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательном воздействии и создания нормальных условий жизнерадостности. Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.
На уроках, внеклассных мероприятиях, кружках провожу занятия, которые помогают в создании социально – психологических условий для адаптации первоклассника в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Игровые задания, упражнения стараюсь проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятие более эффективным и эмоциональным. Проводимые занятия направлены на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.
Приведу примеры проводимых занятий.
Учащиеся представляют себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам – одноклассникам. Первоклассники называют имена тех ребят, которых хотят обогреть своим теплом. Рисуют своих товарищей.
Это занятие способствует формированию дружеских отношений в классе.
Упражнение “Путешествие в страну Дружбы”
Первоклассники садятся в круг и закрывают глаза. Учитель говорит о том, что приглашает в путешествие на воздушном шаре. Включается тихая спокойная музыка.
Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо.
Чувствуете, как ветер освежает лицо? Мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась страна Дружбы. Шар медленно опускается. Может быть, вы видите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями, может быть, видите там своих друзей? Поприветствуйте их. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она тёплая и сердечная. В ней светит солнце, дует тёплый ветерок.
А теперь возвращаемся в класс.
— Какой вы увидели страну Дружбы?
Игра “Рисуем Страну Дружбы”
Учитель просит нарисовать всем страну Дружбы. После выполнения задания дети рассказывают об их замыслах, о том, как удалось их воплотить в рисунке. Учитель спрашивает у первоклассников о тех чувствах. Которые они переживали во время рисования.
Учитель говорит о том, что друзей может быть много.
Затем первоклассники объединяют лепестки вокруг круглой серединки, внутри которой пишут своё имя.
Это упражнение помогает осознать, что друзья могут быть и взрослые, и сверстники. И животные, а также те, кого они придумали.
Упражнение “Какой урок важнее”
На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети.
Им необходимо рассказать остальным, чему они учат на своём уроке. Доказать, что он важнее всех.
Упражнение “Мой любимый урок”
Учитель предлагает первоклассникам нарисовать их любимый урок.
Дети объясняют, чем особенно привлекает их этот урок, каких успехов они уже добились.
Такие упражнения оказывают помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива.
Для создания дружеской атмосферы провожу музыкальные и речевые физминутки: игры–танцы “Буги-вуги”, “Лавата”, упражнения на расслабление “Сотвори в себе солнце”, “Сила улыбки” и др.
Использую рисуночные тесты.
Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.
Вывод. Все дети моего класса нарисовали рисунки с учебными ситуациями, что свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;
2. “Дороги из дома в школу и из школы домой”.
Инструкция: Достаньте красный, желтый и черный карандаши. Возьмите их в левую руку и поднимите руку над собой, чтобы я видела, что вы готовы. Сейчас будем рисовать только этими карандашами. Я буду рисовать для вас на доске образец, а вы должны точно его перерисовывать. Первым нарисуем свой дом на левой половине листа (рисуем простой одноэтажный домик с буквой Д вместо окна). Теперь нарисуем школу на правой половине листа (рисуем такой же домик, но с буквой Ш вместо окна). А сейчас мы будем рисовать дороги. Первой дорогой у нас будет дорога из дома в школу. Выберите один из трех цветных карандашей тот, который соответствует вашему настроению (когда вы идете в школу из дома). Этим карандашом нарисуем полукруглую линию от крыши “дома” к крыше “школы” и поставим стрелку у “школы”. Теперь нарисуем дорогу из школы домой. Опять выберите тот цветной карандаш, цвет которого напоминает вам настроение с которым вы идете из школы домой. Этим карандашом нарисуем прямую линию от стены “школы” до стены “дома” и поставим стрелочку у “дома”. Ничего закрашивать нельзя.
Вывод: большинство из моих первоклассников нарисовали красные дороги, значит они с желанием идут в школу, стремятся получать хорошие результаты, у них есть воля к победе, инициатива.
Провожу диагностические методики.
На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физкультуры. Задача состоит в том, что ребята должны быть построены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.
Данная методика помогла мне определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.
“Солнце, тучка, дождик”
Учащимся предлагается определить их самочувствие и настроение с помощью погодных явлений. Дети должны дополнить предложения рисунками.
Вывод. Всем детям ярко светит солнышко дома, в классе, с друзьями.
На листочках у детей нарисовано 10 кружков, в каждый вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Вывод. У всех ребят яркие цвета, негативное отношение только у одного ученика – к домашнему заданию.
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и её рядом нарисовать. Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.
Вывод. На всех предметах у детей хорошее настроение.
Ежедневно, после проведённого урока раздаю нарисованные цветочки каждому из ребят и прошу их самостоятельно, не советуясь не с кем, закрасить лепесток цветом, обозначающим их настроение на уроке.
Красный – хорошее, зелёный – не очень, синий – плохое.
Вывод. Хорошее настроение у всех детей. Иногда плохое настроение бывает у одного ребёнка.
Итак, используя игровые задания, упражнения, игры, направленные на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом я помогла первоклассникам адаптироваться в школе. Они охотно, с радостью идут в школу. Вполне приспособились к школьному режиму.
Все дети переживают свои учебные успехи и неудачи. Часто делятся школьными впечатлениями с родителями. Преобладающий эмоциональный характер положительных впечатлений. С учебной нагрузкой хорошо справляются.