сестры бронте биография и творчество кратко
Сёстры Бронте
Книги сестёр Бронте выходили в свет под мужскими псевдонимами: в то время считалось, что девушке из хорошей семьи не подобает заниматься литературой — это дело мужчин. А уж если не удаётся загасить творческий жар, пусть сочинительницы остаются в границах тем, которые должны быть им хорошо известны по своему опыту, и пишут о романтической любви или, ещё лучше, о семейном очаге, о воспитании детей.
Годы жизни сестёр Бронте: Шарлотта (1816— 1855), Эмили (1818-1848), Энн (1820-1849)
Когда Шарлотта Бронте, старшая из трёх сестёр, напечатала роман «Джейн Эйр» (1847 г.), с восторгом встреченный публикой, в критике не было конца пересудам о том, мужским или дамским пером написаны эти страницы. И она не выдержала, ответив рецензентам: «Для вас я не мужчина и не женщина, а просто автор. И только как об авторе вы должны обо мне судить». Но такое отношение так и не вошло в норму. О творчестве сестёр Бронте даже через много лет после их смерти судили с оттенком пренебрежения — только как о «женской литературе».
Дочери священника из глухого прихода в графстве Йоркшир с детства мечтали, как станут писать и непременно передадут в своих произведениях неброскую красоту родных мест, нравы, обычаи, предания края, где даже говорят по-особенному, на йоркширском диалекте английского языка. О том, что каждая из сестёр что-то сочиняет, остальные долгое время не догадывались, и выяснилось это почти случайно. Тогда было решено совместно на свои деньги издать поэтическую книжку. Сборник вышел в 1846 г., он назывался «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов»: инициалы вымышленных авторов совпадали с настоящими инициалами трёх сестёр Бронте.
Никто не заметил этого сборника, за которым теперь гоняются библиофилы. И никто из сестёр не строил иллюзий насчёт своего литературного будущего. Они работали гувернантками и учительницами, поскольку в викторианской Англии других достойных профессий для женщин не предусматривалось. Шарлотта и Эмили провели одну зиму в Брюсселе, в Бельгии, где учились французскому; там старшая из сестёр пережила страстное увлечение одним из своих преподавателей, и этой несчастливой любовью навеяны сюжеты двух её книг — «Городок» (1853 г.) и «Учитель» (роман вышел посмертно в 1857 г.). Пылкость чувств, непримиримое противоречие между нравственным долгом и влечением сердца — эти мотивы, непременно возникающие и в других романах Шарлотты, а у Эмили определяющие весь ход действия, были вовсе не новы. Однако в ту эпоху — чопорную, обожавшую морализировать по любому поводу — книги сестёр Бронте казались до дерзости смелыми. В них есть и настоящая страсть, и боль самопожертвования, и непритворные душевные муки. Сёстры походили друг на друга тем, что все были натурами глубокими, бескомпромиссными, гордыми. И теми же свойствами они наделили своих героинь, которым часто приходится сталкиваться с сословными предубеждениями, отстаивая и собственное попираемое достоинство, и мечту о счастье — скромном, но неподдельном.
Таков сюжет «Джейн Эйр», где главной героине — бедной девушке, поступившей гувернанткой в богатую, но крайне неблагополучную семью, — суждено пережить самые неожиданные повороты судьбы, испытать как минуты триумфа, оказавшегося иллюзорным, так и унижения, которых бы слабовольный человек не перенёс. Но эта, по слову У. Теккерея, «строгая маленькая Жанна д’Арк» выдерживает и «рождественский мороз посреди лета», когда выясняется, что её возлюбленный несвободен (у него психически больная жена), и катастрофу, в результате которой дом, куда она должна была войти хозяйкой, превращается в пепелище, а владелец этого дома — в беспомощного слепца.
Подобно другим героиням сестёр Бронте, Джейн осознаёт обязанность быть сильной духом, а твёрдость нравственных понятий поддерживает её в минуты испытаний. Судьба преподаёт ей, как и Агнес Грей из одноимённого романа Энн Бронте (1847 г.), тоже гувернантке, которую поначалу третируют и унижают её наниматели, урок душевной стойкости, в конечном счёте вознаграждаемой. Побеждает любовь, а она для героинь Шарлотты и Энн Бронте никогда не является прямым синонимом страсти. Как сказано в «Городке», где Шарлотта описывает драму сироты-учительницы, возлюбленный которой погиб при кораблекрушении, значение имеет только «страсть. закалённая любовью, сплавленная с чистой и прочной привязанностью, отчеканенная постоянством, подчинившаяся уму и его законам».
«Грозовой перевал» (1847 г.), единственный роман Эмили Бронте, не совсем соответствует этой формуле: в нём страсть не подчиняется требованиям логики и жизненной необходимости. В книге описана жестокая история любви, соединившейся с неутолимой жаждой мщения. Желая благополучно устроить свою жизнь, героиня предпочла брак по расчёту голосу истинного чувства. Неукротимая воля героя, воспринявшего этот поступок как личное оскорбление и поклявшегося мстить до конца своих дней, под конец повествования выливается в «злое беснование», почти безумие. Вражда, завязавшаяся на почве несчастливого семейного союза, которому была принесена в жертву любовь, продолжается десятки лет и не заканчивается со смертью главных участников конфликта. Лишь брак их детей кладёт конец мрачной и величественной драме.
Драма эта разворачивается на фоне угрюмого, пустынного пейзажа, среди овеваемых холодными ветрами, поросших вереском холмов. Эмили Бронте обладала уникальной способностью создавать выразительный пейзаж, который таит в себе символику одиночества и неуюта, отвечающую душевному состоянию персонажей. Герои мучаются, осознавая, что после рокового неверного выбора их жизнь отмечена печатью проклятия. Об этих муках говорят исповеди героев перед самими собой. Вместе с насыщенными драматизмом диалогами они составляют основу повествования, которое ведётся от лица стороннего наблюдателя. Он восстанавливает события, происходившие с конца ХУШ в. в двух соседних усадьбах — на Мызе Скворцов и на Грозовом Перевале. Действие постоянно переносится из нищего дома Хитклифа, когда-то подобранного на ливерпульской улице чувствительным джентльменом, в богатое поместье, куда, выйдя за анемичного, бесцветного, совсем ей чужого человека, попала возлюбленная героя.
Книга Эмили Бронте непохожа на обычные викторианские романы: она полностью лишена мелодраматизма (несмотря на то, что в ней описывается захватывающая любовная история) и авторских нравственных назиданий (хотя их и провоцирует сам сюжет). Новаторство этого романа по-настоящему оценили только в XX столетии.
Сёстры Бронте
Жизнь сестёр Бронте
Сестры Бронте — Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816—1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818—1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820—1848) — английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века.
Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире — Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 — в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей — сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла.
Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные — здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях.
В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии — не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей».
В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами.
В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта — Каррер, Эмили — Эллис, Энн — Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр.
Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей — никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища.
24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров.
Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже.
В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание.
После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга — туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн — 26 мая и Эмили — 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами.
Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 — «Вильетт» (т. е. Городок — шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы.
В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.
Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830—1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами.
К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней.
Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили — произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным — романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.
В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.
Романы сестер Бронте и в 21 веке остаются одними из наиболее востребованных классических произведений. Проблемы, поставленные в них, актуальны и продолжают волновать современного читателя.
7 неожиданных фактов о сестрах Бронте
Изначально сестер Бронте было пять
Как правило, когда речь заходит о сестрах Бронте, в памяти всплывают только три имени. На самом же деле их было пять. Увы, жизни двух старших трагически оборвались еще в юном возрасте. В 1824 году Мария, Элизабет, Шарлотта и Эмили были приняты в школу, предназначенную для дочерей духовенства в Кауан-Бридже, — об этом позаботился отец семейства, преподобный Патрик Бронте.
Условия в пансионе были настолько неподходящими для юных барышень, что Элизабет и Мария заразились туберкулезом и скоропостижно скончались, Эмили и Шарлотта же вернулись домой. Долгие годы Шарлотта винила в смерти сестер руководство школы, которое мало заботилось об условиях содержания своих учениц. Трагический случай так повлиял на создательницу «Джейн Эйр», что впоследствии, описывая ужасы пребывания Джейн в Ловудской школе, она использовала свой собственный опыт жизни в пансионе.
Дети Бронте с детства увлекались литературой
С юных лет девочкам и их брату Бренуэллу не чуждо было литературное творчество. Пьесы, стихи, новеллы — все это дети придумывали и аккуратно записывали, а в некоторых случаях даже создавали своими руками настоящие книги! К слову, одно из таких «домашних» изданий в ноябре 2019 года было продано на аукционе в Париже за 780 тысяч евро. Двадцатистраничная, в кожаном переплете и написанная от руки книжечка размером 3,5 на 6,5 сантиметров, включающая три рассказа Шарлотты — «Письмо лорда Чарльза Велсли», «Полуночная песня» и «Журнал француза», — была приобретена британским Обществом Бронте.
Придумывали вымышленные миры
Отец семейства, бывший фермер, впоследствии ставший священником, всегда отличался замкнутостью и не питал к детям особенно теплых чувств, а после смерти жены в 1821 году и вовсе отдалился от них. Он то и дело запирался в своем кабинете, где читал или трудился над проповедями, а Шарлотта, Эмили, Энн и Бренуэлл были предоставлены самим себе.
Неудивительно, что спасение от одиночества дети видели в собственных фантазиях. Бронте создавали в своем воображении невероятные страны. Одна из них называлась Ангрией. О жизни в вымышленном государстве девочки и Бренуэлл написали десятки сказок и стихотворений, составили собственный свод законов и правил, а также поставили в домашнем театре несколько пьес. Эмили и Энн, которых объединяла тесная дружба, придумали еще один мир — он носил название Гондал и состоял из четырех королевств. Пребывание в воображаемых странах помогало детям забыть о смерти матери, а впоследствии и старших сестер.
Всю жизнь мучились со своим братом, алкоголиком и наркоманом
Бренуэлл Бронте, как и его сестры, обладал незаурядным литературным даром, а кроме того, отлично рисовал. Однако реализоваться в творчестве ему так и не удалось, и для исследователей произведений Бронте он навсегда остался неудачником, тенью талантливых Шарлотты, Эмили и Энн.
Кадр из фильма «Вошедшие незримо: Сестры Бронте» (2016).
Непризнанность и потребность в самореализации вгоняли и без того тонкую, трепетную натуру Бренуэлла в настоящую депрессию. С годами молодой человек пристрастился к алкоголю, а немногим позже и к опиуму. Сестры заботились о брате, но их старания так и не увенчались успехом — Бренуэлл умер в возрасте тридцати одного года от туберкулеза. Из-за периодических приступов белой горячки семья обратила внимание на его болезнь слишком поздно, и диагноз был поставлен уже на последней, неизлечимой стадии.
Шарлотта была единственной из сестер, которая вышла замуж
Предложение руки и сердца Шарлотта Бронте слышала не раз, но на каждое из них писательница отвечала категоричным отказом, утверждая, что не создана для брака, а кроме того, обладает тяжелым и неуживчивым характером, вынести который сможет далеко не каждый мужчина. Но после смерти брата и сестер она осталась совсем одна. Да, она жила в родительском доме, но не находила в Патрике необходимой ей поддержки. Вероятно, именно поэтому Шарлотта ответила согласием самому неочевидному из претендентов — помощнику отца Артуру Беллу Николасу, который несколько раз предлагал ей стать его женой.
Изначально писательница не испытывала к супругу теплых чувств, более того, считала, что Артур не сможет понравиться ей ни при каких обстоятельствах. Впрочем, судя по письмам, которые литератор писала своей подруге Эллен Насси, со временем Шарлотта привязалась к мужу. Кроме того, уже через год после венчания дали знать о себе первые признаки болезни, и последняя из сестер Бронте как никогда нуждалась в помощи и сострадании.
Критики считали сестер Бронте одним человеком
Как известно, наибольшую популярность у читателей обрела Шарлотта, однако первыми свои произведения опубликовали Энн и Эмили. Втроем девушки разослали свои романы издателям. Рукопись Шарлотты была отклонена шесть раз, а вот младшим сестрам повезло больше — их тексты были приняты. По случайности, «Джейн Эйр», гораздо позже принятая к публикации, появилась на книжных прилавках раньше «Грозового перевала» и «Агнес Грей» — и сразу же стала настоящим хитом своего времени. Вышедшие несколько позже романы Энн и Эмили такой благосклонности читателей и критики не снискали.
Феерический успех старшей Бронте породил множество сплетен. Некоторые критики утверждали, будто никаких сестер не существует и все это — уловка, придуманная издателем, на деле же автором всех трех произведений выступает одна женщина, а «Грозовой перевал» и «Агнес Грей» — это ее менее удачные попытки попасть в мир большой литературы.
Все Бронте умерли молодыми
Как вы помните, Бренуэлл умер в возрасте тридцати одного года, так и не дождавшись славы и успеха. Эмили прожила немногим дольше брата — на его похоронах создательница «Грозового перевала» простудилась и через три месяца скончалась. Следом за ней последовала и Энн — ее не стало в мае 1849 года, причиной смерти послужил все тот же туберкулез.
Трагическая история жизни знаменитых сестер Бронте
Феномен сестер Бронте – действительно уникальное явление в английской литературе. Они стали знамениты почти в одночасье и все сразу. В 1847 году вышли «Джейн Эйр» Шарлотты, «Грозовой перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн Бронте. Это вызвало множество слухов и предположений. Большинство критиков считали, что под тремя разными именами скрывается один, очень известный человек. А сестры только подлили масла в огонь, выпустив за год до романов общий сборник стихотворений под псевдонимам Каррер, Эллис и Эктон Белл.
Легендами и загадками история семьи Бронте была полна и при их жизни, и после. Даже то, что прожили они катастрофически мало, тоже породило волну различных предположений. Эмили умерла в тридцать лет, Энн не дожила до тридцати, и лишь Шарлотта прожила тридцать девять лет, единственная из сестер вышла замуж. Всех Бронте свел в могилу наследственный фамильный недуг – туберкулез, как и их брата Брэнуелла, а еще раньше двух старших сестер, Марию и Элизабет.
Шесть талантов в одном семействе
Патрик и Мария Бронте, вырастившие четырех писателей
Патрик Бронте был десятым ребенком в семье бедных ирландских фермеров. В молодости работал ткачом, хотел как-то изменить свое нищенское положение, поэтому много читал, особенно духовной литературы, и сумел поступить на кафедру теологии кембриджского колледжа Святого Иоанна.
Вскоре он женился на девушке Мэри, которая работала в школе-пансионе, где Патрик подрабатывал экзаменатором. Прошло несколько лет, и в 1820 году он получил приход в деревеньке Хоэрт. Прямо за их каменным домом было местное кладбище, а вокруг болотистая местность.
В этом же году у супругов Патрика и Мэри Бронте родился шестой ребенок, дочь Энн. К тому времени мать семейства уже была больна. Она скончалась в 1821-м от туберкулеза. Бедный священник остался с шестью детьми один. Через три года он отправил четверых старших сестер в благотворительную школу для детей духовенства. Сына Бренуэлла обучал сам, а Энн была слишком маленькой.
Считается, что все пережитые в интернате ужасы Шарлотта Бронте описала в своем романе «Джейн Эйр». Ученицы жили впроголодь, за любую оплошность их жестоко наказывали, заставляли много работать. Две старшие девочки Мэри и Элизабет через год умерли, не пережив разразившейся в школе эпидемии кори. После этого священник забрал 7-летнюю Эмили и 9-летнюю Шарлотту домой.
Чтобы хоть как-то скрасить свою мрачную жизнь, дети начали фантазировать. Эмили и Энн придумали волшебный мир Гондал, а Брэнуэлл и Шарлотта сочиняли небольшие романтические повести, у них была своя фантастическая страна Ангрия.
Эмили даже среди своих родных выделялась замкнутостью и набожностью. Они выходила из дома только ради церковной службы или прогулки по вересковым холмам. Друзей у семейства Бронте не было. Отец давал образование детям самостоятельно. Но когда ему предложили место для девочек в пансионате мисс Вулер, которая славилась своим добрым нравом, то Патрик Бронте без раздумий согласился.
Продолжить учебу отправились только Эмили и Шаролотта. Энн категорически отказалась покидать отчий дом. Интересно, что Шарлотта до конца своей жизни поддерживала теплые отношения с мисс Вулер.
Бренуэлл был отправлен учиться живописи, так как проявил большие способности, когда рисовал свою вымышленную страну Ангрию. Позднее он с удовольствием писал портреты своих сестер, часть из которых сохранилась и до наших дней.
Страстный роман и проблемы с душевным здоровьем
После учебы Шарлотта, Энн и Бренуэл устроились работать гувернерами. Но Энн не повезло. Ей было всего 19, когда она попала в семью Ингэм. Дети были избалованными и жестокими, постоянно издевались над своей учительницей, а Энн даже не могла пожаловаться, так как ее тут же ждало наказание. В результате она была уволена и вернулась в отцовский дом.
Бренуэлл так же был выгнан с места гувернера из богатой семьи, но сумел устроиться на железнодорожную станцию. Здесь его обвинили в растрате. Параллельно он подрабатывал переводами и публиковал стихи в местных газетах.
Шарлотта осталась работать учительницей в той же школе, где она обучалась. В 1836 году она набралась смелости и отправила свои стихи известному поэту Роберту Саути, который отметил ее талант, но предупредил: нервное состояние, которое вызывает поэзия, может сказаться на душевном здоровье. И вскоре Шарлотта решила оставить стихи и заняться прозой.
Автопортрет Бренуэлла Бронте
У Шарлотты была мечта открыть собственную школу, чтобы помогать деньгами родным. Часть денег ей была готова дать родная тетушка, ее горячо поддержали и сестры. Но из удачной затеи ничего не вышло.
В 1843 году Бренуэлл устроился гувернером в семью священника Эдмунда Робинсона. Вскоре между Бронте и женой Робинсона Лидией вспыхнул страстный роман, который продолжался два года. Священник уличил любовников и уволил со скандалом гувернера. После этого Бренуэлл вернулся в отчий дом. Он начал пить и увлекся опиумом, стали появляться приступы белой горячки. Некоторые библиографы считают, что именно брат растратил все деньги, которые сестры собрали на открытие школы.
Эмили, средняя из трех великих сестер Бронте
Эмили – единственная, кто не покидал родной дом после учебы. Ее развлечением стало сочинительство. В свободное от хозяйства время она садилась за стол и писала.
Успех романа «Джейн Эйр»
Так получилось, что в 1845 году все четверо детей собрались в доме отца. Шарлотта, разбирая вещи, обнаружила стихи Эмили, о которых не знала, и заметила, что они не лишены таланта. Показала свои сочинения и Энн. И сестры сумели опубликовать поэтический сборник под псевдонимом братьев Белл: «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов». Критики особенно выделили стихотворения Элиса Белла, под которым скрывалась Эмили.
Еще до поэтического сборника сестры договорились подготовить к публикации свои романы. Шарлотта дописывала «Учитель», Эмили – «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грейс». Воодушевленные успехом «Братьев Белл», в 46-м они отправили свои рукописи в лондонские издательства. Но «Учителя» публиковать отказались, а работы Эмили и Энн были напечатаны, но не замечены критиками. Шарлотта не опустила руки и вскоре представила новый роман «Джейн Эйр», который принес ей успех и был раскуплен в 1847 году полностью.
Кадр из телесериала «Джейн Эйр», 1983 год
Но в семье наступают страшные времена. Брат начинает болеть, но местный доктор никак не может поставить диагноз. В результате несколько месяцев спустя выясняется, что у него туберкулез, но уже на последней стадии. Бренуэлл Бронте умер 24 сентября 1848 года. Ему был всего 31 год.
Эмили, не отходившая от брата на протяжении всей его болезни, тоже заразилась туберкулезом. К тому же на похоронах брата она сильно простудилась и умерла 19 декабря 1848 года в возрасте 30 лет.
Энн Бронте. Портрет написала ее сестра Шарлотта
Шарлотта пережила своих сестер и брата всего на 6 лет. Она единственная, кто устроил свою судьбу. В 1854 году она вышла замуж, но вскоре ее здоровье начало ухудшаться. Осмотревший ее врач посчитал, что ее плохое самочувствие связано с беременностью. Но постоянные тошнота, отсутствие аппетита и слабость не проходили.
Она умерла в возрасте 38 лет 31 марта 1855 года. Медики так и не сумели установить причину. Шарлотта получила признание еще при жизни, а вот ее сестры прославились только после смерти.