сергиенко писатель германия биография
Владимир Сергиенко: немецкий политолог с русско-украинскими корнями
Любители политических шоу наверняка для себя открыли новое лицо в ансамбле экспертов, ежедневно наполняющих телестудии страны и изрядно заполонивших российские экраны. Речь идет о немецком политологе славянского происхождения – Владимире Сергиенко. Легко догадаться, что это наш бывший соотечественник, уехавший в свое время на неметчину.
Что о нем следует сказать в первую очередь: русско-украинский писатель, общественный деятель, член российского ПЕН-клуба. Первые свои литературные сочинения издал уже будучи в эмиграции. Автор свыше 40 публикаций, изданных не только в Германии, но и в России, а также в Южной Корее. Локальную популярность у немецких и российских читателей обрел сборник повестей под названием «Блатная сказка № 2». В нем затрагивается тема коррупции и криминала в современном демократическом обществе.
Помимо всего прочего Владимир – глава совета берлинского издательства электронных книг WAM. Обожает проводить литературные чтения под музыку, исполняемую джазовым ансамблем. Однажды организовал футбольный турнир с участием писателей Германии, Украины и Польши.
Некоторые биографические сведения
Родился Володя в 1971 году в Западной Украине, в Львове. Его «немецкая история» началась в 1991 году. Окончив местный Политехнический институт, Володя решил по примеру многих сокурсников, отправиться в Европу – на тамошних людей посмотреть, себя показать. Как утверждает лично, в Германии оказался случайно, хоть к тому времени там уже проживал его брат.
По словам самого нашего героя в селении недалеко от Оснабрюка его встретили несколько враждебно. Оказалось, что это совсем не Берлин, где привыкли к мигрантам. Поначалу получилось, что человек как бы поменял «Советский Союз на Советский Союз, только с перспективами работы и лучшего существования». Было тяжело, но одновременно весело. Узнал, что такое европейская мафия. Первое время жил на средства, добытые от продажи немецкого и чешского пива бывшим землякам-солдатам. С выводом контингента российских войск из Германии пришлось завязать с этим видом бизнеса и заняться другим, тоже связанным с торговлей.
Позже переехал в столицу и устроился в ведомство по урегулированию споров с недвижимостью. Работал в основном в архиве. В те времена и была написана первая повесть. Очень помогла поддержка тогдашнего шефа. Сборник «Блатная сказка № 2» сделал прозаика Сергиенко известным среди русскоязычной писательской среды и читающей публики. После этого издал еще несколько книг, одна из которых была на немецком, под названием «Русская ругань – апология отечественного мата». Сразу скажем – не юмористическая, но доля иронии по ходу повествования присутствует.
Любопытные факты о Сергиенко
Сергиенко считает, что…
Вот тут его блог на Эхе Москвы
Писатель и публицист Владимир Сергиенко 1971 года рождения. Считает себя русско-украинским писателем, но живет с 1991 года в Германии. Последние 15 лет в Берлине. Издал 7 книг в разных странах. Вот его страничка в Твиттере. И его же в Инстаграме.
В последнее время принимает активное участие в различных политических ток-шоу на различных каналах ТВ. Окончил Политех во Львове. О личной жизни ничего не говорит.
Виктор Жозефович Олевич родился 25 февраля 1978 года в Одессе, в семье инженера. Отец закончил мехфак Одесского технологического института им. Ломоносова.
Имеет американское гражданство, в Пинсельвании живут его родители. О матери информации нет.
Образование получил в США, в 2003 году окончил факультет русской литературы и истории Темпльского университета в Филадельфии.
С 2003 по 2011 годы работал редактором отдела США и Канады международного обозрения «Полярная Звезда».
Постоянно публикуется в «Известиях», «Взгляде», «Комсомольской Правде», американских и европейских СМИ.
Принимает участие в публичных дебатах на центральных каналах РФ с освящением вопросов внутренней и внешней политики США для российских федеральных телеканалов (Первый, Россия 24, НТВ, ТВЦ и др.).Кстати,за год до американских выборов, он, как и многие наблюдатели ошибся в прогнозах по поводу проигрыша Трампа на выборах 2016 года.
В июле 2010 года вернулся в Россию. В соцсетях появилась его заметка, красноречиво характеризующая его позицию.
Информации о семейном положении нет.
Вопрос был «За что?» Я отвечу так: за правду. Потому что за матюки в прямом эфире не увольняют. Дмитрий Губерниев назвал вратаря «Зенита» Малофеева «г..ом в воротах» и ничего: как ни в чем не бывало продолжает вести спортивные трансляции и светит своим фейсом в передачах.
Безусловно личность яркая и интересная. Прощаю ему прокол на «Эхе», ведь знал куда шел, и с кем говорит, за залуги передо Мной. Если кидаешь кружки в либерастов, попадай, даже если сам либерал, а они либерастки.
Я за либаралов типа Веллера, Познера, Радзинского.И легко прощаю им их либерализм. Пусть будут, они мне нравятся. И читать, и слушать.
Судя по мнению некоторых жителей Днепра, то оказался плохим руководителем и для города сделал весьма мало. Так что им он известен как плохой руководитель.
Родился он в 1959 году в этом же городе, состоит в рядах КПРФ с 1984 года.
Закончил Новосибирский электротехнический институт, факультет – физико-технический.
Занимается спортом, любит рыбалку и туризм. По характеру Анатолий Локоть позитивный, открытый и активный человек.
Был депутатом Государственной думы с 2007-2014 гг.
Сергиенко писатель германия биография
В сумме произведения Константин Сергиенко переведены на 12 языков (английский, французкий, немецкий, польский, японский и т.д). По сказкам сделано несколько мультфильмов.
Пьесы по книгам шли в сорока театрах страны и за рубежом.
Из рецензии в польском журнале «Новые книги» (1988г.): «В литературно-художественном отношении душевные переживания, которые даются читателю, в частности самому юному, до предела напоминают те эмоции, которые нам пришлось пережить в детстве при чтении лучших сказок Андерсена».
«Результат, которого добился Сергиенко, дался лишь немногим: Сент-Экзюпери в «Маленьком Принце», польскому классику, автору лирических произведений Лесману и Жаку Преверу в его поэтически-сказочных балладах в прозе».
«Следует признать, что эта книга является выдающейся, исключительной».
По книге «До свидания, овраг» сделан мультфилм, поставлены радиопостановки, а также написана пьеса «Собаки», идущая в нескольких театрах страны, а также запрошенная через ВААП театра США и Швеции.
Из театральной рецензии:
«Общество должно быть милосердно ко всем обездоленным, к тем, кто волею жестоких обстоятельств оказался за бортом жизни, общество, лишенное дара сострадания, не может считать себя гуманным» («Избестия», 26.04.1988)
Журнал «Новые книги». Варшава, 1988
Лех Искевич о книгах Константина Сергиенко «Картонное сердце» и «До свидания, овраг». В переводе Анны Валенко.
Следует отметить, что это выдающиеся книги. Суровый лиризм обеих повестей переплетается с чувством радости узнавания в себе того, что автор передает на словах. В литературно-художественном отношении душевные переживания, которые возникают при чтении, до предела напоминают те эмоции, которые нам пришлось пережить в детстве при чтении лучших сказок Андерсена».
Благодаря этим двум совершенно раздным повестям мы смогли получить представление о том, насколько широким и своеобразным диапазоном художественного стиля обладает автор.
Содержание повестей, так-же как стихотворений Элиата или Поля Валери пересказать невозможном прямым текстом. Получится упрощение. Это потому, что сюжеты повестей неразрывно связанны с настроем, который дается благодаря магическому сочетанию слов, построению фразы, что в свою очередь является эффектом поэтического вдохновения.
Политолог Сергиенко: Многие восточные немцы не хотят в ГДР, но они видят, что их обманули
Уроженец Львова, писатель и политолог Владимир Сергиенко, который 29 лет живет в Берлине и является частым гостем ток-шоу на федеральных российских телеканалах, рассказал изданию Украина.ру, чем до сих пор отличаются Западный и Восточный Берлин.
— Владимир, спустя 30 лет после падения стены можно ли отличить на улице западного берлинца от восточного?
— Нет, конечно. Но немцы до сих пор делятся, как я считаю, на три, а не на две группы: есть не только восточные и западные немцы — осси и весси, но есть еще и третья группа — «западные берлинцы». Они отличаются как от восточных немцев, так и от западных.
Это обусловлено тем, что в клетке, в которой они жили, были созданы абсолютно тепличные условия. Эдакий рай — чтоб социалистическая Германия видела и завидовала, и это наложило на них сильный отпечаток. Существовала даже своя западноберлинская субкультура. И надо сказать, что Западная Германия и США очень много вкладывали в нее, потому что Западный Берлин хоть ничего и не производил, но должен был стать витриной Запада для Восточного Берлина и ГДР. Востоку как бы говорилось: смотрите, вот у нас веселый рок-н-ролл, а у вас скучные социалистические немецкие песни, у нас — «рок-н-ролл, жвачка, США», а у вас штази. 30 лет падения стены: праздник необъединённой Германии
В Западном Берлине в 60-70-80-е годы бурлила политическая жизнь. Это было время мощных студенческих протестов. Золотая эра города пришлась на то время, когда он был окружен со всех сторон. До падения стены в городе было, например, много интересных джаз-заведений, в которых выступали мировые знаменитости. В нынешнем объединенном Берлине этого уже нет. Один приличный клуб остался на весь город. Ну кто поедет сюда за гонорар в 300 евро и за оплату ночевки.
Западные берлинцы, и западные немцы в отличие от осси — привыкли к соседству с «не-немцами». Переселенцы — беженцы последних лет, принёсшие социальную напряжённость в Восточную Германию, воспринимаются не так доброжелательно, как хотела бы официальная Германия.
И последнее отличие западных берлинцев от оси и веси. Студенческие протесты в Западном Берлине были против диктатуры власти ФРГ, за свободу СМИ и даже за прогрессивный социализм. Особое место в протестах 60-70-х занимало неприятие нацистских функционеров в послевоенной Западной Германии и псевдосексуальной революции. Можно даже сказать о лицемерии в сексуальной морали дозволенности.
Студенческие протесты были жестко подавлены полицией. Произошел захват монополии в СМИ издательским домом Акселя Шпрингера, офис которого был в Западном Берлине. Все это стало причиной того, что студенты не смогли вывести протесты на осознанное изменение внутренней политики. Сегодня западные берлинцы — это спокойные и тихие оппозиционеры. Все понимают, но не бунтуют.
Другое дело осси, представленные двумя партиями — «Левые» и «Альтернативой для Германии», которые являются ярой парламентской оппозицией. Германии надо еще дюжину лет, чтоб окончательно стать страной и народом, а может быть и нацией, которая не разделена рубцом Второй Мировой войны и послевоенного мироустройства.
— А Восточный Берлин от Западного до сих пор отличается?
— Да. В Восточном Берлине живет очень много русскоязычных граждан — примерно около 40 тысяч человек. Там часто можно слышать русскую речь.
Что касается комфорта, могу рассказать следующую историю. От бытовых аварий не застрахован никто. Но живя в центре Западного Берлина, я вызываю сантехника чаще, чем тогда, когда жил в Восточном Берлине.
В Западном Берлине законодательно было закреплено предоставление налоговых льгот, субсидирование капремонта и строительство новых зданий. В многоквартирном доме часть жилья обязательно была предназначена для неимущих слоев населения. И в одном доме жили те, кто ездил на шикарном «БМВ», и те, кто получал социальное пособие. Это тоже субкультура Западного Берлина. И не забываем, что в Западном Берлине были и есть турецкие кварталы. Этого нет в Восточном!
В Восточном Берлине активно возводится новое дорогое жилье. Из-за реконструкции системы энергосбережения увеличивается арендная плата. Это стало причиной того, что исчезла богема в одном из тамошних районов — Пренцлауэр-Берге. Жизнь там изменилась и стала элитной, а я его застал еще богемным районом.
Когда я жил в центре Восточного Берлина, в галерейном квартале (вокруг меня было до 50 галерей), напротив меня через дорогу в кафе часто бывали Брэд Питт и Анджелина Джоли, которые еще до своего развода купили там квартиру.
Во время объединения Германии произошла волна приватизации. Сейчас некоторые пытаются выяснить, кому принадлежит пара крупных зданий типа ЦУМа в центре Берлина. Эта история уже поднимается на уровне Бундестага. От этого разговора максимально пытаются уйти, но уже известно, что это восточногерманские функционеры смогли устроить своим детям хорошую жизнь на будущее.
— Есть ли отличия в политических симпатиях между восточными берлинцами и западными?
— Безусловно. В Западном Берлине могут голосовать за свободных демократов, чего не будут делать в Восточном. А в Восточном будут голосовать за партию «Левые» («Ди Линке»), в Западном нет.
— Много ли среди восточных берлинцев тех, кто жалеет, что Стена пала.
— В большом количестве. Те, кто ностальгирует, уже не стесняются и открытым текстом говорят, что у них после объединения Германии а) есть претензии к качеству образования; б) им нравилось, что при социализме за ними были закреплены рабочие места; в) они прошли диктатуру штази, поэтому очень чувствительны к таким вещам, как манипуляция и контроль общественного мнения. Именно в Восточной Германии, когда Меркель идет, ей кричат вдогонку: «Меркель — в отставку!», «Меркель — вон!», «Лживая пресса!» Почему они себя так ведут? Потому что чувствуют, что демократия, которая им была обещана, на самом деле ограничена во многих местах. Фултонская речь Черчилля: Как бывший премьер-министр разделил мир железным занавесом
А сейчас они начинают ворчать, говорить, что их обманули, что не все так, как им представлялось.
«Я боюсь свою милую соседку»: Не спешите переезжать в Германию, пока не узнаете главное
«Я боюсь свою милую немецкую соседку», «Друг настучал на меня в полицию», «Они улыбаются тебе в глаза и тут же закладывают тебя начальству», – таковы самые первые впечатления русских, переехавших в Германию. «Стучат все и на всех», – ужасаются они. Хорошо это или плохо? Царьград пробует разобраться.
О законопослушности немцев ходят легенды. Дисциплина, организованность, порядок везде и во всём – основа их национального менталитета. Бросить бумажку на мостовую или просрочить на день платёж за ЖКХ для немца если не немыслимое преступление, то точно серьёзный проступок и вообще фу. Но иногда эти, казалось бы, очень хорошие черты доходят у жителей Германии до абсурда.
Многие русские, переехавшие в Германию, с удивлением сталкиваются с тем, что немцы днём и ночью. «стучат». В переносном смысле, конечно, но от этого никому не легче. Улыбающаяся вам по утрам соседка с удовольствием заложит вас полиции, если вы припарковались в неположенном месте, а дружелюбный коллега с радостью «сдаст» все ваши косяки начальству.
Одна знакомая немка, долго работавшая с русскими и украинцами, а потому уже не совсем немка, рассказала мне, как в юности её заставили съехать со съёмной квартиры. Соседям показалось, что она неряха, поскольку при мытье полов на лестничной клетке в её ведре, цитирую, «было слишком мало воды»! Они пожаловались хозяйке, и та выставила арендаторшу за дверь. И такие ситуации, рассказывает героиня истории, типичны для Германии.
Никогда не откровенничайте с немцами
Те русские, которые уже столкнулись с подобными ситуациями, не устают предупреждать новичков: никогда не доверяйте немцам! Если вы нелегально скачали фильм, молчите в тряпочку, а уж если решились подработать «по-чёрному» (Schwarzarbeit – неофициальная работа, без уплаты налогов), то вообще сидите и молитесь, чтобы об этом никто не узнал. Обмолвиться о каком-то незначительном правонарушении в беседе с немцем – огромная ошибка.
«Немцев стукачить учат со школы, если не с сада. Пойти заложить коллегу, с которым ты вчера в баре пиво пил, это просто честь», – рассказала одна из пользовательниц форума Deutsch Online.
Но одно дело кляузничать на коллегу, и совсем другое – вмешиваться в дела семьи. Многим памятна история семьи Зайберт, русских переселенцев, у которых – не без помощи милых соседей – полицейские отобрали детей, отправив их в приют.
А вот ещё одна история, также рассказанная на форуме изучающих немецкий язык:
У одной женщины с языкового курса случилась неприятная история: она сама из Таиланда и живёт в Германии недолго. И по незнанию разрешила ребёнку не пойти в школу. И соседи заметили, что ребёнок не в школе, а играл в мяч во дворе, и позвонили в полицию, и теперь им грозит штраф.
«Даже представить себе не могу, как может кому-то прийти в голову позвонить в полицию по такому поводу!» – удивляется автор поста. Она призналась, что «начинает бояться свою милую немецкую соседку».
«Настучать», кстати, могут не только соседи или коллеги – такое, прямо скажем, порой случается и у нас. Но в Германии пожаловаться на ваше поведение могут даже близкие, казалось бы, друзья. Хотя некоторые всё же стесняются: им же надо потом как-то вам в глаза смотреть. Все остальные, выражаясь языком одного из наших соотечественников в Германии, «сдадут вас как стеклотару», если вы делаете на их глазах что-то недозволенное.
Скриншот страницы de-online.ru
Ещё один русский, живущий «там», подтверждает: донести могут даже те, от кого вы совершенно не ожидаете «предательства». Например, если вы опоздали на работу, коллега может с милой улыбкой пойти и доложить об этом начальству. Заметят ошибку в отчёте – тоже обязательно между делом сообщат шефу: а вдруг прибавку к зарплате дадут или повышение?
Автор поста рассказал ещё одну показательную историю о мужчине, который за ужином с коллегами в баре слегка выпил, а затем по доброте душевной решил подвезти своего не менее нетрезвого приятеля до дома.
Тот с удовольствием сел в машину, доехав, поблагодарил, а затем позвонил в полицию – сообщить, что такой-то управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Другой поведал о своём соседе, который каждый раз при встрече начинает сыпать претензиями и угрозами «сообщить куда следует». Например, однажды ему взбрело в голову, что столетняя ель, которая росла в саду у соседей задолго до него, стоит слишком близко к его забору и дому. Мол, однажды она может упасть на его дом или на него самого.
Параноик добился того, что на место приехали эксперты с проверкой, но даже они подтвердили, что сосна простоит ещё несколько сотен лет. Но нет, этот кретин всё-таки заставил срубить нашу ель, путём постоянных угроз и жалоб»,
– поведал наш соотечественник.
Теперь с этим соседом он не здоровается.
Сто раз подумаешь, прежде чем нарушать
Немецкая традиция доносить, «стучать» и «закладывать» всех подряд воспринимается иностранцами неоднозначно. Многие считают, что жаловаться и кляузничать в высшей степени непорядочно, и призывают не доверять немцам и не заводить среди них друзей. Но есть и те, кто считает, что такое поведение – залог порядка и справедливости.
Это один из секретов немецкого порядка. Если знаешь, что вероятность «влететь» очень большая, подумаешь сто раз, прежде чем нарушать,
– высказался один из переехавших в Германию русских.
Если знаешь, что вероятность «влететь» очень большая, подумаешь сто раз, прежде чем нарушать. Фото: Carsten Rehder / Globallookpress
С ним согласилась другая переселенка:
Я считаю это вполне нормальным и адекватным поведением. Зато везде порядок и соблюдение правил. Если бы никто не стукачил, то все бы делали что хотели. А так все кругом знают, что если нарушат, то огребут по самое не хочу. Население поддерживает такое поведение, так как именно оно ведёт к соблюдению порядка.
Но есть и те, кто категорически не приемлет доносительства, особенно на своих близких. «Стукачество – это лишь одно из проявлений западного общества, которому чужды душевность и всяческие сантименты в отношениях», – уверена автор одного из постов.
Соответственно, люди не связаны друг с другом какими-либо моральными обязательствами, а подставить или сдать кого-нибудь ради своей выгоды или просто из неприязни – вполне в порядке вещей,
Кое-кто вообще считает, что неплохо было бы и в России вернуть систему стукачества, которая была распространена в 1930-е годы – тогда все друг друга боялись, но порядок в стране был. А некоторые напоминают, что немцы далеко не лидеры по «закладыванию ближнего своего»: американцы стучат друг на друга и на всех вновь прибывших не менее истово и мило.
Не стукачество, а гражданский долг
Русский политолог и публицист Владимир Сергиенко, живущий в Берлине, считает, что склонность немцев сообщать о непорядках «куда следует» не имеет ничего общего со «стукачеством» в его негативном смысле.
«Изначально категория «стучать, доносить» – это всё нарративы отрицательного свойства, – пояснил политолог в беседе с Царьградом. – Чтобы объяснить, почему понятие «донос, стукачество» в нашей стране являлось отрицательным, нужно заглянуть в историю Советского Союза. А в других странах слово «донос», слово «стукач» отсутствует, существует понятие «гражданский кураж».
Я плачу налог в 52 процента с гонораров, я плачу 48 процентов с зарплаты, оплачиваю своё медицинское страхование, оплачиваю социальные отчуждения на пенсию, на случай безработицы. И тут кто-то с этих налогов получает какую-то социальную помощь, ему оплачивают квартиру, ему оплачивают медицинское страхование, ему дают пособие в размере минимала. И теперь вопрос: я действительно стукач, если я этого человека попробую проконтролировать, чтобы он не пользовался благами с моих налогов, а реально соответствовал букве закона? Почему это донос или стукачество? Это гражданский кураж, это гражданский долг.
По мнению Сергиенко, когда люди это осознают, то они сами с удовольствием платят налоги: «Потому что ты получаешь пенсию, ты выходишь из сферы экономики, и воспитание этого действительно начинается с детского сада». Поэтому, подчеркнул наш собеседник, немец, которого классифицируют как доносчика, является не доносчиком, а человеком, который блюдёт гражданские права и гражданские основы.
Если у меня собака в неположенном месте сделала своё дело и я не убрал в пакет, то два соседа-немца молниеносно позвонят куда следует. И я получу штраф. И тогда вопрос: они доносчики или же человек, который наступил в собачье дерьмо, извините, получает возможность меня воспитать этим штрафом?
Сергиенко привёл ещё один яркий пример гражданской сознательности – или всё же доноса?
Человек бросил окурок, и загорелся лес. Пожары принесли ущерб необыкновенный. Я граждан, еду мимо, я донёс на него. Я стукач, я доносчик? Я козёл какой-то? Или я действительно становлюсь человеком, у которого есть понятие гражданского куража?
«В этом отношении гражданский кураж, который кто-то называет стукачеством, он в Германии присутствует очень сильно. Это правда. Но немцы к этому не относятся как к доносу и не относятся как к стукачеству. Они это воспринимают как свою гражданскую обязанность сделать государство лучше», – подчеркнул эксперт.
Немцев стукачить учат со школы, если не с сада. Фото: Altrendo Images / Shutterstock.com
Что касается всех этих жутких, с точки зрения русских, историй о доносе за скачанный фильм или о штрафах за прогулявшего школу ребёнка, Владимир Сергиенко уверен – это преувеличение:
Но если ты, например, даёшь концерты, пользуешься чужой музыкой, и кто-то сообщил об этом, могут прийти. Могут прийти, и если покажешь в коммерческом прокате фильм, который ты не имеешь права показывать. Но вот так, чтобы дома кто-то скачал и к нему пришли, – это миф,
– категорически заявил наш соотечественник.
Что касается штрафа за гуляющего ребёнка, то тут, уверен публицист, наверняка есть ещё какая-то подоплёка. «Для того чтобы органы ювенальной деятельности включились в игру, должны быть уже соответствующие сигналы. А то, что позвонили, это больше страхи – ой, немцы такие. Они могли позвонить, что он нахулиганил, что он слишком громко себя ведёт, спать им не даёт, например», – заметил Сергиенко.
Вообще в Германии соседи жалуются друг на друга охотно и даже с особым удовольствием, признал наш собеседник:
Они на самом деле считают, что это правильно – если у тебя сосед шумит, не звонить к нему в дверь и не ругаться, а позвонить в полицию, и пусть всю эту функцию решения бытового скандала перенимает на себя полиция.
Русские безалаберные, зато не стукачи
Другой наш соотечественник, писатель и журналист Алексей Козлачков, почти 15 лет проживший в Кёльне, признался, что поначалу после переезда ему многое в Германии казалось странным и неудобным. Но он старался никогда не подходить к правилам и законам этой страны со своей меркой и не проецировал на немцев свой опыт и привычки. «Это, в конце концов, чужая страна», – подчеркнул журналист.
В беседе с Царьградом Алексей Козлачков также добавил, что в значительной степени понимает и поддерживает любовь немцев к порядку и соблюдению законов. Склонность жаловаться и «стучать» он назвал бы скорее повышенным чувством правосознания:
Вот это повышенное правосознание, например, уберегает от многих неприятных вещей. То есть ты, например, можешь рассчитывать на то, что немец или какие-то институции будут вести себя именно так. А не совершенно неописуемо, как зачастую бывает у нас в России.
Вообще, по мнению Козлачкова, русские чаще всего надеются на какие-то личные отношения, в том числе в деловых и даже социальных вопросах. А немец исходит из того, что строит свои отношения по установленным правилам. «Он рассчитывает на то, что все люди, институции, которые будут с ним взаимодействовать, исходят именно из этого. Это в значительной степени упрощает жизнь», – пояснил наш собеседник.
Алексей Козлачков добавил, что европейские народы в целом отличаются повышенным правосознанием, но немцы даже среди них выделяются. Чего нельзя сказать, например, об итальянцах: по словам Козлачкова, в отношении менталитета они куда ближе к русским, чем к немцам.
Тем не менее переносить немецкое правосознание на русскую почву лучше не пытаться, полагает эксперт. Он считает, что у нас слишком разный менталитет: «Это другая культура. Хорошо это или плохо, я не знаю».
Я думаю, что такого уровня правосознания в России никогда не будет. Хотелось бы, чтобы повыше был, но у нас свои какие-то причуды. Так же примерно итальянцы. Почему итальянцы к нам достаточно близкий народ? Потому что у них тоже: есть закон, а есть сами итальянцы, для которых личные отношения гораздо важнее каких-нибудь формальных, юридических в том числе.
«А как у них?»
Всего за пару десятилетий нас приучили не перенимать лучший опыт стран мира, а жить с оглядкой на других. Но если приглядеться, так ли все хорошо там, где нас нет? Разбираемся предметно. Каждую неделю Царьград рассказывает о мировом опыте в той или иной сфере жизни. Мы не говорим, что у них плохо, а в России – хорошо. Просто приводим факты, в том числе показывая, к чему мы можем стремиться, а о чём лучше забыть навсегда.