семья волшебный символ жизни классный час
Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья — волшебный символ жизни»
Марина Шестопалова
Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья — волшебный символ жизни»
Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности.
• обучать осознанному пониманию термина «семья», её значении в жизни каждого человека, стимулировать размышления о семейных ролях, семейных ценностях и их значимости в каждой семье;
• развивать способность коммуникативного общения, эмпатийных способностей, креативности при построении и реализации жизненных планов в процессе моделирования семейных отношений;
• воспитывать ответственное отношение к своей семье, активизировать семейные нравственные ценности (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение).
Сейчас мы с вами вместе, дружно
Занятие с пользой проведём
А для начала представим себя,
Пожалуй, с этого начнём…
Игра «Представь себя»
– Мы с вами знакомы, у нас с вами много общего, но есть и такие качества, которые отличают нас друг от друга. И сейчас вы по очереди назовёте своё имя и назовёте качество на первую букву вашего имени.Я начну: «Меня зовут Марина, мудрая».
– Теперь ваша очередь представить себя.
Далее дети по кругу называют свои имена и качества.
–Я расскажу вам притчу: «Однажды к маленькому ребёнку пришёл волшебник и сказал «Вот тебе клубок ниток, в них нить твоей жизни. Если ты будешь быстро разматывать клубок, жизнь пройдёт быстро и бесцельно, а если медленно, то она будет идти медленно, равномерно, и ты сможешь многого достичь, но самое главное, что ты должен будешь делать – это следовать всем жизненным ценностям».
– Определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни – очень важно. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, что же для него является ценным в этой жизни? В чем смысл жизни? Что он хочет от этой жизни? К чему ему надо стремиться, чтобы этого достичь? Чтобы ответить на все волнующие вопросы, каждый должен для себя определить, что же действительно для вас важно в жизни.
Мозговая атака «Жизненные ценности»
– Какие жизненные ценности вы знаете?
Ответы детей, (здоровье, материальное благополучие, слава, любовь, дружба, семья).
– Обратите внимание на слайд, где указаны разные жизненные ценности. Назовите их.
Построение «Пирамиды ценностей»
– Сейчас я раздам каждому из вас макет пирамиды, а таблица с написанными ценностями находится на доске. Вам необходимо будет построить пирамиду ценностей по убыванию, т. е. на первое место самые значимые ценности, на второе менее значимые и т. д.
Дети выполняют задание и строят «Пирамиды ценностей».
— А теперь продемонстрируем свою работу.
Представление Пирамид ценностей.
Анализ наиболее значимых ценностей
– Вы увидели, что у каждого из нас система ценностей разная.
– Проанализировав ваши пирамиды ценностей, мы видим, что наиболее значимыми являются такие ценности как семья, здоровье.
Вступление в тему занятия
– Сегодня наше занятие мы посвятим одной из ценностей. О какой, именно, вам сейчас предстоит угадать. Данная ценность зашифрована в ребусе. Внимание на слайд.
– Правильно, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о семье, о её значении в жизни каждого из нас, о семейных ролях, обязанностях, семейных ценностях. У нас у каждого есть своя семья. У всех есть свой дом. Семья – это великий дар. Семья – это та крепость, те стены, за которыми мы чувствуем себя в безопасности. Каждый из вас, когда мы говорим о семье, вкладывает свой собственный смысл, что-то личное важное для него.
– Семья есть у каждого человека, только семьи бывают разные.У домашних ребят: семья – это родительский дом, папа с мамой, братья, сестры, бабушка и т. д.
А для ребят,проживающих у нас: семья – это школа, сверстники, воспитатели, которые создают уют, окружают теплом и заботой. Персонал, работающий в центре, всегда поймёт, утешит, поможет в трудную минуту, защитит и оградит ребят от беды.
Упражнение «Ассоциации к слову СЕМЬЯ»
– Обратите внимание на слайд. Мы видим, что Семья – это семь «Я».
– Я предлагаю вам несколько минут подумать, а затем озвучить какие ассоциации у вас у каждого возникают со словом «Семья».
– На столах у вас находятся листочки и фломастеры. Вам необходимо печатными буквами написать ваши ассоциации со словом «Семья».
– Я начну, а вы –продолжите: «Я» – большая…
Дети продолжают: «Я» – дружная, «Я» – счастливая, «Я» – крепкая, «Я» – трудолюбивая, «Я» – уважаемая, «Я» – спортивная и т. д.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задание, делают выводы. Заполняют плакат на доске, строят ассоциативный ряд к слову «СЕМЬЯ».
Игра «Какого цвета твоя семья?»
– Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили что-нибудь необычное сегодня в нашей комнате? (На шторах, мебели, стенах расположены листы со словом «Семья», причём слово «семья» написано листах разного цвета). Вы очень внимательные, сразу определили незначительные изменения.А теперь послушайте внимательно задание: в комнате много листочков со словом «семья». Посмотрите внимательно, чем эти листочки отличаются друг от друга? Правильно, слово семья написано на листах разного цвета. Ваша задача взять слово «семья» определённого цвета, которое вам больше нравится, и объяснить, почему вы отдали предпочтение именно этому цвету.
– Каким цветом окрашено слово «семья» для каждого из вас? (Ответы детей).
– Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо. Судя по вашим цветовым ассоциациям, ваши семьи, ваш дом – тёплый, солнечный и уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях?
– Какие роли выполняет каждый из вас в семье?
– Как распределяются обязанности в семье?
Упражнение «Строительство дома»
– Предлагаю вам поиграть в ролевую игру «Наша дружная семья». Но прежде чем мы начнём, нам нужно построить дом, в котором будет проживать наша семья.
– Представьте, что мы с вами – семья и, чтобы всем в нашем доме было хорошо, что для этого необходимо? Но сначала прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу.
– У меня на столе слова-ценности из которых мы построим ваш дом.
Коллективная работа. Дети обсуждают и называют ценности, на которых должна строиться семья. (Любовь, доброта, уважение, забота, тепло и т. д.).
– А я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя. На листе бумаги было написано 100 раз слова «понимание, прощение и терпение»!
– Вы согласны с тем, что очень важным в счастливых семейных отношениях является понимание, прощение и терпение?
Итогом работы является бревенчатый дом.
– Итак, наш дом готов. Давайте ещё раз посмотрим, на каких ценностях он построен. Дети называют, анализируют.
Игра «Наша дружная семья»
– Сейчас я предлагаю разделиться на две семьи по 6 человек. Вам будут даны таблички пустые, ваша задача указать на каждой табличке члена своей семьи (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, дядя и т. д.) Далее между собой разделить таблички с ролями.
Групповая работа: подписывают таблички, распределяют роли.
– А теперь вам необходимо в течение 3 минут обсудить обязанности каждого члена вашей семьи. Помните, что если каждый член семьи занят своим делом, добросовестно и ответственно выполняет свои обязанности, то в доме царит уют, тепло и гармония.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задания, делают выводы. Заполняют таблицы с обязанностями каждого члена семьи.
– А теперь предлагаю представить свою семью. Подгруппы представляют свои семьи.
Игра «Секреты семейного счастья»
– Л. Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И сейчас я предлагаю составить вам секреты семейного счастья. Из чего складывается семейное счастье? В помощь вам следующий слайд. Где с правой стороны указано начало предложения, а с левой стороны его окончание. Ваша задача по смыслу построить предложение, характеризующее секрет семейного счастья.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задание, делают выводы. Записывают секреты семейного счастья.
– На слайде я представила свой синквейн на тему «Семья».
Игра «Продолжи фразу…»
– Я предлагаю продолжить вам одну из фраз,которых вы видите на слайде:
«Сегодня на занятии я …»
«Мне было интересно…»
Ребята продолжают фразы, делают выводы.
– Ребята пусть ваша жизнь идёт медленно, вы будете ответственно относиться к своим обязанностям, ставить перед собой цели и всегда их достигать, идти только вперёд и ни шагу назад. Желаю вам быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи.
Своё пожелание я записала на маленьком сердечке и вклеиваю его в большое Сердце пожеланий.
– Каждый из вас может на маленьком сердце написать пожелание любому из участников нашего занятия и разместить его в большом Сердце пожеланий.
Ребята записывают пожелания, озвучивают их и приклеивают.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные и отчий свой дом
Сердце навеки останется в нём!
Декоративная композиция во дворе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Оформление участка «Уютное местечко» Вашему вниманию представлена декоративная арка, автором которой является педагог дополнительного образования Армавирского.
Духовно — нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Духовно – нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (из опыта работы.
Конспект открытого патриотического занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра Конспект открытого занятия «Ф. Ф. Ушаков» Цель: воспитание патриотизма на примере жизни Ф Ушакова. Задачи: развивающие: 1. Познакомить детей.
Задача воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Воспитателем надо родиться, Чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться, И заботой уметь окружить! В социально-реабилитационный.
Организация работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике самовольных уходов «Профилактика самовольных уходов» В последнее время одной из проблем социально-реабилитационных центров, школ-интернатов и других государственных.
Танцевальная программа для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Буги-вуги» Танцевальная программа «Буги – Вуги» Цель: укрепление эмоционально позитивных межличностных отношений между детьми. Задачи: 1. Развивать.
Конспект занятия для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вредные привычки» Тема: «Вредные привычки». Цель: развитие у детей осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность. Задачи:.
Проблема семейного воспитания на сегодняшний день весьма актуальна. Число детей, которые остаются без попечения родителей, растет из года в год. Как правило, такие дети попадают в интернатные учреждения. Результаты исследований показывают, что выпускники детских домов и интернатов часто оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить ее.
При проведении занятия использованы элементы ИКТ, направленные на повышение мотивации к материалу занятия, активности учащихся. Демонстрация презентации, выполненной в формате Microsoft PowerPoint, позволяет донести информацию детям в яркой, образной форме с выделением особо важных моментов и информации, что способствует поддержанию внимания детей на протяжении всего занятия.
Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности.
Стихотворение – приветствие:
Друзья, я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Улыбка ваших добрых глаз.
Сейчас мы с вами вместе, дружно
Занятие с пользой проведём
А для начала представим себя,
Пожалуй, с этого начнём…
Слайд 2.
Игра «Представь себя»
– Мы с вами знакомы, у нас с вами много общего, но есть и такие качества, которые отличают нас друг от друга. И сейчас вы по очереди назовёте своё имя и назовёте качество на первую букву вашего имени. Я начну: «Меня зовут Ирина, интересная».
– Теперь ваша очередь представить себя.
Далее дети по кругу называют свои имена и качества.
Слайд №3.
– Я расскажу вам притчу: «Однажды к маленькому ребёнку пришёл волшебник и сказал «Вот тебе клубок ниток, в них нить твоей жизни. Если ты будешь быстро разматывать клубок, жизнь пройдёт быстро и бесцельно, а если медленно, то она будет идти медленно, равномерно, и ты сможешь многого достичь, но самое главное, что ты должен будешь делать – это следовать всем жизненным ценностям».
– Определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни – очень важно. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, что же для него является ценным в этой жизни? В чем смысл жизни? Что он хочет от этой жизни? К чему ему надо стремиться, чтобы этого достичь? Чтобы ответить на все волнующие вопросы, каждый должен для себя определить, что же действительно для вас важно в жизни.
Мозговая атака «Жизненные ценности»
Слайд №4 (1 щелчок)
– Какие жизненные ценности вы знаете?
Ответы детей, (здоровье, материальное благополучие, слава, любовь, дружба, семья).
Слайды 4 (2-9 щелчков)
– Обратите внимание на слайд, где указаны разные жизненные ценности. Назовите их.
Построение «Пирамиды ценностей»
Слайд 5
– Сейчас я раздам каждому из вас конверт, в котором находятся таблички с написанными на них ценностями и макет пирамиды. Вам необходимо будет построить пирамиду ценностей по убыванию, т.е. на первое место самые значимые ценности, на второе менее значимые и т.д.
Дети выполняют задание и строят «Пирамиды ценностей».
– Вы можете тихонько встать и пройти по классу, посмотреть какие пирамиды ценностей получились у ваших одноклассников.
– Кто-то, может быть, желает познакомить ребят со своей пирамидой? Желающие могут продемонстрировать свою работу.
Представление Пирамид ценностей.
Анализ наиболее значимых ценностей
– Вы увидели, что у каждого из нас система ценностей разная.
– Проанализировав ваши пирамиды ценностей, мы видим, что наиболее значимыми являются такие ценности как семья, здоровье.
Вступление в тему занятия
Слайд 6
– Сегодня наше занятие мы посвятим одной из ценностей. О какой, именно, вам сейчас предстоит угадать. Данная ценность зашифрована в ребусе. Внимание на слайд.
– Правильно, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о семье, о её значении в жизни каждого из нас, о семейных ролях, обязанностях, семейных ценностях. У нас у каждого есть своя семья. У всех есть свой дом. Семья – это великий дар. Семья – это та крепость, те стены, за которыми мы чувствуем себя в безопасности. Каждый из вас, когда мы говорим о семье, вкладывает свой собственный смысл, что-то личное важное для него.
Слайд 7
– Семья есть у каждого человека, только семьи бывают разные. У домашних ребят: семья – это родительский дом, папа с мамой, братья, сестры, бабушка и т.д.
Слайд 8
А для ребят, проживающих в интернате: семья – это школа, сверстники, воспитатели, учителя и другие работники школы, которые создают уют, окружают теплом и заботой. Персонал, работающий в интернате, всегда поймёт, утешит, поможет в трудную минуту, защитит и оградит ребят от беды.
Упражнение «Ассоциации к слову СЕМЬЯ»
Слайд 9
– Обратите внимание на слайд. Мы видим, что Семья – это семь «Я».
– Я предлагаю вам несколько минут подумать, а затем озвучить какие ассоциации у вас у каждого возникают со словом «Семья».
– На столах у вас находятся листочки и фломастеры. Вам необходимо печатными буквами написать ваши ассоциации со словом «Семья».
– Я начну, а вы – продолжите: «Я» – большая…
Дети продолжают: «Я» – дружная, «Я» – счастливая, «Я» – крепкая, «Я» – трудолюбивая, «Я» – уважаемая, «Я» – спортивная и т.д.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задание, делают выводы. Заполняют плакат на доске, строят ассоциативный ряд к слову «СЕМЬЯ».
Слайд 10
Игра «Какого цвета твоя семья?»
Слайд 11
– Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили что-нибудь необычное сегодня в нашем кабинете? (На шторах, мебели, стенах класса расположены листы со словом «Семья», причём слово «семья» написано фломастерами разного цвета). Вы очень внимательные, сразу определили незначительные изменения. А теперь послушайте внимательно задание: в классе много листочков со словом «семья». Посмотрите внимательно, чем эти листочки отличаются друг от друга? Правильно, слово семья написано фломастерами разного цвета. Ваша задача взять слово «семья» определённого цвета, которое вам больше нравится, и объяснить, почему вы отдали предпочтение именно этому цвету.
– Каким цветом окрашено слово «семья» для каждого из вас? (Ответы детей).
Заполняет на доске плакат «Цвет моей семьи».
– Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо. Судя по вашим цветовым ассоциациям, ваши семьи, ваш дом – тёплый, солнечный и уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях?
– Какие роли выполняет каждый из вас в семье?
– Как распределяются обязанности в семье?
Упражнение «Строительство дома»
Слайд 12
– Предлагаю вам поиграть в ролевую игру «Наша дружная семья». Но прежде чем мы начнём, нам нужно построить дом, в котором будет проживать наша семья.
– Представьте, что мы с вами – семья и, чтобы всем в нашем доме было хорошо, что для этого необходимо? Но сначала прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу.
– Я раздам вам брёвна, из которых будет построен наш дом. А вы напишите на них ценности, на основе которых будет построен наш дом. Свои дома вы можете построить на школьной доске.
Коллективная работа. Дети обсуждают и называют ценности, на которых должна строиться семья. (Любовь, доброта, уважение, забота, тепло и т.д.).
– А я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя. На листе бумаги было написано 100 раз слова «понимание, прощение и терпение»!
– Вы согласны с тем, что очень важным в счастливых семейных отношениях является понимание, прощение и терпение?
По ходу работы, дети размещает на доске брёвна с ценностями. Итогом работы является бревенчатый дом.
Слайд 13
– Итак, наш дом готов. Давайте ещё раз посмотрим, на каких ценностях он построен. Дети называют, анализируют.
Игра «Наша дружная семья»
Слайд 14 (1 щелчок)
– Сейчас я предлагаю разделиться на две семьи по 6 человек. Вам будут даны таблички пустые, ваша задача указать на каждой табличке члена своей семьи (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, дядя и т.д.) Далее между собой разделить таблички с ролями.
Групповая работа: подписывают таблички, распределяют роли.
– А теперь вам необходимо в течение 3 минут обсудить обязанности каждого члена вашей семьи. Помните, что если каждый член семьи занят своим делом, добросовестно и ответственно выполняет свои обязанности, то в доме царит уют, тепло и гармония.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задания, делают выводы. Заполняют таблицы с обязанностями каждого члена семьи.
– А теперь предлагаю представить свою семью. Подгруппы представляют свои семьи.
Игра «Секреты семейного счастья»
Слайд 15
– Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И сейчас я предлагаю составить вам секреты семейного счастья. Из чего складывается семейное счастье? В помощь вам следующий слайд. Где с правой стороны указано начало предложения, а с левой стороны его окончание. Ваша задача по смыслу построить предложение, характеризующее секрет семейного счастья.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задание, делают выводы. Записывают секреты семейного счастья.
Упражнение «Составление синквейна на тему СЕМЬЯ»
Слайд 16
– Вот и подходит к концу наше занятие, и в заключении я предлагаю вам составить синквейн на тему «Семья». С правилами составления синквейна вы уже знакомы. Информация на слайде поможет вам вспомнить структуру составления синквейна.
После выполнения задания, ребята зачитывают свои синквейны.
Слайд 17
– На слайде я представила свой синквейн на тему «Семья».
Игра «Продолжи фразу…»
Слайд 18
– Я предлагаю продолжить вас одну из фраз, которых вы видите на слайде:
«Сегодня на занятии я …»
«Мне было интересно…»
Ребята продолжают фразы, делают выводы.
«Сердце пожеланий»
Слайд 19
– Ребята, на прощание я хочу превратиться в добрую волшебницу. И подарить каждому из вас клубочек ниток, пусть ваша жизнь идёт медленно, вы будете ответственно относиться к своим обязанностям, ставить перед собой цели и всегда их достигать, идти только вперёд и ни шагу назад. Желаю вам быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи.
Своё пожелание я записала на маленьком сердечке и вклеиваю его в большое Сердце пожеланий.
– Каждый из вас может на маленьком сердце написать пожелание любому из участников нашего занятие и разместить его в большом Сердце пожеланий.
Ребята записывают пожелания, озвучивают их и приклеивают.
Заключение
– А сегодня когда придёте в свои семьи, обнимите своих родных, близких и скажите, что вы их сильно любите.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные и отчий свой дом
Сердце навеки останется в нём!