Съемный кузов на грузовик
Автомобили со сменными кузовами: российский рынок
Несмотря на то, что за сотню без малого лет было запатентовано около трех десятков различных систем сменных кузовов, жизнеспособными оказались только две. Они достаточно просты в изготовлении и эксплуатации, их стоимость не равна цене второго грузовика, а процесс погрузки-разгрузки не требует от водителя акробатических навыков и дополнительного технического образования.
Мультилифт
Первая система известна у нас как мультилифт, а у немцев называется Abrollkipper (скатывающий самосвал). В СССР такие машины появились накануне Олимпиады в 1980 г. КАМАЗы с погрузчиками финской компании Multilift долгое время были единственными представителями семейства «сменнокузовных» в советской стране, и все автомобили этого типа с тех пор у нас зовут мультилифтами. Имя собственное стало именем нарицательным, как «ксерокс» для копировального аппарата или «тонар» для передвижной торговой точки. Сама компания Multilift в 1977 г. вошла в состав концерна Partek и в наши дни представлена на российском рынке серией погрузчиков HIAB Multilift.
Сегодня на рынке можно встретить мультилифты двух типов: тросовые и крюковые (цепные и рамные давно стали историей). И те и другие могут разгружаться как классические самосвалы: подвижная рама погрузочного устройства поднимается двумя гидроцилиндрам, и все, что есть в кузове, высыпается назад. А вот на автомобиль и с автомобиля кузов у них переставляется по-разному.
У тросовых мультилифтов кузов на раму погрузочного устройства затягивается лебедкой и двумя тросами. Тросовый погрузчик легче и дешевле крюкового, но в процессе эксплуатации создает ряд дополнительных проблем. Для установки-съема кузова водитель обязательно должен покинуть кабину и вручную зацепить или отцепить тросы. В процессе установки кузова трос может захлестнуть или оборваться и травмировать водителя. И наконец, автомобиль с тросовым мультилифтом менее устойчив на дороге – кузов фиксируется на раме в одной плоскости подрамника днища и на больших скоростях может ощутимо раскачивать машину. В то же время только на тросовом мультилифте возможна самосвальная разгрузка с подъемом кузова на полтора-два метра выше опорной плоскости автомобиля. Такую опцию для перегрузочных мусоровозов предлагает питерский «Механический завод «СпецТранс». За последнее время тросовые мультилифты сильно сдали свои позиции, уступив место крюковым. В общем объеме производства на их долю приходится от 10 до 15%.
Самым распространенным сегодня типом мультилифта является крюковой. Все приводы у него гидравлические, а для погрузки кузова на машину водителю нет необходимости выходить из кабины. Захват кузова осуществляется Г-образной балкой с крюком на конце за скобу, укрепленную в верхней части передней стенки кузова. В транспортном положении крюк работает как дополнительная точка крепления кузова. Такая схема фиксации кузова в двух плоскостях более надежна, благодаря чему транспортная скорость крюковых мультилифтов выше, чем тросовых: 60 км/ч против 40. Еще одно преимущество крюковых мультилифтов – возможность погрузки кузова, стоящего под небольшим углом к продольной оси машины. За счет снижения времени на маневрирование для точной установки автомобиля, управления всеми операциями из кабины и отсутствия операций по закреплению тросов общее время погрузки кузова у крюкового мультилифта по сравнению с тросовым в два–два с половиной раза меньше, а сам процесс надвигания занимает одну минуту вместо трех.
Портальные погрузчики
Вторую категорию автомобилей со сменными кузовами составляют погрузчики портального типа. В Германии их называют Absetzkipper, или «переставляющий самосвал». Хотя самосвалами в нашем понимании они не являются, гидравлики для опрокидывания кузова у них нет. Кузов у портального погрузчика приподнимается над платформой грузовика и переставляется на землю. Если ширина кузова у мультилифта ограничена только допустимым транспортным габаритом, у «портальника» он намного уˆже за счет находящихся по бокам стрел. Как следствие и сфера применения таких машин весьма ограничена. В основном они работают с открытыми бункерами для сбора крупного бытового и строительного мусора, поэтому в России их часто называют бункеровозами или бункерными мусоровозами.
Стрелы портала бункеровоза могут быть как одинарными, так и двухсекционными. В этом случае бункеровоз может снять с себя кузов на поверхность, расположенную метра на полтора-два выше опорной плоскости грузовика. Или самостоятельно загрузить два-три пустых бункера друг в друга, как матрешку, развезти их по нескольким дворам или точкам стройплощадки и после по мере заполнения таскать по одному к месту выгрузки. Мультилифт, какой бы конструкции он ни был, так не умеет. На одной машине может ехать только один кузов. Вторая секция стрелы может быть либо телескопируемой, либо откидной, с гидравлическим приводом в обоих случаях.
Прицепы
Как и любой грузовик, автомобиль с системой быстрой смены кузовов может работать с прицепом. В Европе встречаются прицепы и полуприцепы, оборудованные собственной системой смены кузовов (в основном крюковым мультилифтом), но в России такая техника пока экзотика.
У нас пока и обычные прицепы к мультилифтам распространены не очень широко, но год от года их количество пусть медленно, но растет. Обычными в прямом смысле такие прицепы, конечно, не являются. Это низкорамные двух- или трехосные конструкции, надрамник которых оборудован роликами и направляющими для установки для перевозки мультилифтового либо портального кузова. Грузовик с мультилифтом сначала надвигает один кузов на свой подъемник, затем переставляет его на прицеп, загружает на себя второй кузов, присоединяет прицеп – и вперед, к месту разгрузки. Там процесс повторяется в обратном порядке. В основном такие автопоезда используют для перевозки мусора со сборных пунктов крупных городов на полигоны захоронения ТБО либо металлолома к перерабатывающим заводам.
Мультилифты-ломовозы очень часто дополнительно оборудуют крано-манипуляторной установкой для облегчения погрузки крупных и тяжелых обломков. Обычные мультилифты-мусоровозы вместо крана-манипулятора могут иметь боковой кантователь для небольших мусорных контейнеров, но такие конструкции тоже можно причислить к разряду экзотики. Вместо них намного эффективней работают обычные мусоровозы с боковой или задней загрузкой.
Кузова
Предлагаемые сегодня на рынке кузова для мультилифтов, как правило, оснащены и фиксаторами для тросов, и скобой для крюка для возможности работы с подъемниками обоих типов. Если говорить о популярности типов кузовов, то первое место занимают различные бункеры для сбора крупногабаритного мусора или металлолома. В основном это открытые сверху короба с распашными дверками в заднем борту, однако встречаются и полностью закрытые конструкции с люками в крыше. Их используют для сбора бытовых отходов вместо обычных маленьких контейнеров там, где дворовая территория позволяет маневрировать мультилифту. Еще одна разновидность кузова-мусоровоза – бункер с компактором. Мусор загружается в люк компактора, уплотняется и сдвигается в заднюю часть кузова.
На втором месте по популярности у заказчиков находятся платформы для перевозки строительной и дорожной техники. Комбинированные дорожные машины (пескоразбрасыватели, цистерны для воды и жидких реагентов) в мультилифтовом исполнении есть, но особого распространения не получили. Коммунальные службы предпочитают им сменные кузова с выдвижными стойками-домкратами, которые при необходимости устанавливаются в кузове обычного самосвала. А под заказ компании, занимающиеся выпуском мультилифтовых кузовов, могут сделать практически все: от цистерны до ремонтной мастерской.
Компании-производители
Потребности российского рынка в бункеровозах полностью удовлетворяются отечественными предприятиями, самые известные из которых «Ряжский АРЗ», а также «Мценский КОММАШ» и «Арзамасский завод КОММАШ». Не исключено, что в ближайшее время появится еще один производитель машин этого типа. Осенью 2018 г. «Галичский автокрановый завод» показал предсерийный образец бункеровоза с телескопируемыми стрелами собственной конструкции.
На российском рынке мультилифтов отечественные и зарубежные модели представлены примерно в равных долях. Но здесь следует сделать оговорку, что даже если механическая часть делается в России, гидравлика все равно ставится импортная. Впрочем, такая же ситуация наблюдается у производителей самосвалов и кранов – словом, везде, где необходим надежный гидравлический привод. Из зарубежных компаний, представляющих в России комплектные крюковые мультилифты, можно отметить таких «гуру» грузоподъемной техники, как Hyva, HIAB и Meiller. С 2011 г. свою продукцию в России активно продвигает польская фирма Kromann – единственный зарубежный производитель, предлагающий наряду с крюковыми тросовые погрузчики. Из российских компаний мультилифты обоих типов предлагают «Ряжский АРЗ», питерский «СпецТранс» и «Мценский КОММАШ». Только крюковые мультилифты в России выпускают «Арзамасский КОММАШ» и московский МЗОК («МОСКОММАШ»). С 2009 г. компания «ТехноЮнион» выпускает крюковые мультилифты Gartek, разработанные как российская альтернатива европейским моделям.
Несмотря на ряд недостатков, автомобили со сменными кузовами уверенно конкурируют с классическими грузовиками. В условиях кризиса возможность работы одного шасси с несколькими кузовами выглядит особенно привлекательно, поэтому рынку мультилифтов в ближайшее время сильные потрясения не грозят.
Продажа сменных кузовов в Москве
Популярные марки
ООО » Металл Индустрия-Реновация» «МИР»
Предлагает изготовление:
-зерновозов;
-кузовов;
-самосвалов;
-прицепов и полуприцепов.
На любое шасси:
-КАМАЗ- МАЗ
-ЗИЛ- ГАЗ- КРАЗ
и другие Российские и зарубежные модели
Изготавливаем по специально разработанным ТУ.
Год изготовления: 1997г
Страна происхождения: Ирландия
Вес брутто: 36000кг
Рабочее давление: 3 бара
Испытательное давление: 4,5 бара
Материал цистерны: нержавеющая сталь 316
Дверцы арматурных отсеков: есть
Дверца отсека НСУ: нет
— Есть официальный сайт для полного списка нашей продукуии нажмите на синию надпись Металлстрой64 г.Энгельс