секрет жизни уолтера митти
Невероятная жизнь Уолтера Митти / The Secret Life of Walter Mitty
Режиссёр — Бен Стиллер
В ролях: Бен Стиллер, Кристен Уиг, Шон Пенн, Адам Скотт, Ширли МакЛейн, Кэтрин Хан
Продолжительность — 114 мин.
Все мы — осмелюсь предположить — мечтаем о чём-то большем; и «Невероятная жизнь Уолтера Митти», на первый взгляд, хочет, ласково похлопывая нас по плечу, рассказать о том, как перестать мечтать и начать жить. Но это только на первый взгляд — на деле всё окажется немножечко интересней и хитрей.
Впервые Уолтер Митти, обычный маленький человек, регулярно искавший убежища от банальности собственного заунывного существования в фантазиях о том, как он героически спасает мир, будучи хирургом, лётчиком или пожарным, фигурировал в рассказе образца 1939 года. Та коротенькая история, опубликованная в журнале The New Yorker, разыгрывалась скорее в сатирическом ключе — Уолтер, не способный толком противостоять ни собственной требовательной жене, ни наглому механику из гаража, где чинили его машину, только и мог, что искать утешения в фантазиях о собственной героической смерти на пожаре. Стиллер, режиссёр, отнюдь не чуждый жёсткой сатире и цинизму в своих прежних работах, в собственной версии «Жизни Уолтера Митти» (уже третьей экранизации рассказа, кстати) старается взять немножко иную ноту — ноту большой пронзительной искренности.
Стиллеровский Митти — скромный начальник фотолаборатории журнала Life, у которого должен выйти последний печатный номер перед переводом в режим онлайн (что с реальным Life случилось несколько лет назад). В своих фантазиях Митти легко покоряет сердце своей коллеги Шерил из бухгалтерии (Уиг), спасая её собачку из взрывающегося дома, присылая ей стихи с высокой горы при помощи сокола или разыгрывая вместе с ней абсолютно неуместную во всём фильме, но всё равно очень смешную пародию на «Бенджамина Баттона» — а на деле едва способен заговорить с ней. Скоро, впрочем, работа позовёт Уолтера в настоящее большое приключение — с путешествиями за моря и горы, извержениями вулкана и пешим переходом границ, а также встречами с акулами, барсами, пьяными вертолётчиками и афганскими повстанцами.
Как и в «Солдатах неудачи», Стиллер немного играется с границами фильма и реальности — фантазии Уолтера смотрятся таким гипертрофированным кино (ударяясь в свою бенджамин-баттоновскую фантазию, он даже говорит «Я книжку не читал, смотрел кино»). Другое дело, что реальные приключения своего героя Стиллер обставляет с такой же размашистостью — невероятные красоты, озвученные бесконечно воодушевляющей музыкой, буквально изливаются на зрителя с экрана. Отчасти дневник путешествий в духе National Geographic, отчасти самый дорогой на свете видеоклип условных Arcade Fire (хотя есть в фильме и настоящие), «Невероятная жизнь Уолтера Митти» так стремится непременно понравиться и пробрать до мурашек сразу всех, что порой начинает наваливать красоту и воодушевление слишком уж жирно.
Учитывая, что Стиллер весь фильм прибегает исключительно к широким мазкам для рассказа, по сути, камерной истории самопознания одного обычного человека, здесь можно найти серьёзный диссонанс. И порой, когда Стиллер доходит до совсем уж доходчивых приёмов (вроде врубания за кадром в момент перехода героя от мечтаний к делу торжественного хита Arcade Fire «Wake Up»), иголка таки царапает пластинку так, что хочется зажмуриться.
Но вот в чём штука — при всех этих открыточно-благостных красотах, будто бы спрыгнувших с рекламного плаката с каким-нибудь простецки-праведным призывом типа «Этот мир твой» или «Ты можешь!» (а недостатка в поминаемых с экрана брэндах фильм абсолютно не испытывает), сердце «Невероятной жизни» лежит в немного других моментах. Стиллер и его сценарист Стивен Конрад проворачивают тут довольно хитрый трюк — их Уолтер Митти с самого начала оказывается не столько скучным и бесполезным человечишкой, способным лишь мечтать, а обычным нормальным парнем, чью жизнь обстоятельства развернули немножко в сторону от его изначальных амбиций.
Не приключение делает человека человеком, а поступок. Да, перейти пешком границу с Афганистаном — это поступок, но спасти мамин рояль или показать сыну знакомой, как правильно делать трюки на скейтборде, в не меньшей степени он же. Любая жизнь на самом деле невероятная, говорят нам Стиллер с Конрадом — и та, в которой есть дальние странствия и удивительные виды, и та, в которой есть стаканчики из пиццерии, семейная чековая книжка, любимая работа и скромное счастье с коллегой из бухгалтерии. Мы все — Уолтеры Митти, и каждый из нас проживают свою невероятную жизнь. И если кому-то для того, чтобы ощутить себя главным героем таковой, необходимо прыгнуть в море или убежать от вулкана — что ж, значит, так и надо.
Вердикт — регулярно злоупотребляющее размашистой открыточностью, но всё же хорошее и честное кино о мечтаниях и реальной жизни
5 невероятных причин посмотреть на «Жизнь Уолтера Митти»
« — О великий мастер, я прошел три континента и десятки стран, я искал вас в горах и равнинах. Я старел и дряхлел, но никогда не терял надежды. И вот, я нашел вас. Мастер, молю, продемонстрируйте ваше умение, я знаю, вы мудры как никто другой! Мастер, в чем смысл жизни?
Древняя китайская притча. Наверное.
Я никогда не писал рецензии на фильмы, так что не слишком в этом смыслю. По правде, я вообще ни на что не писал рецензии. Зато я неплохо укладываюсь в формат типа «7 способов открыть банку пива» или «10 поводов не есть желтый снег».
Поэтому я расскажу о пяти причинах посмотреть фильм-путешествие «The Secret Life of Walter Mitty», снятый Беном Стиллером, и тронувший меня до глубины моих слезных желез.
«Невероятная жизнь…» знакомит зрителя с Уолтером Митти (Бен Стиллер) – совсем, в общем-то, не невероятным парнем из журнала фотоисторий Life, где Уолтер заведует негативами. Герою за сорок, он застенчив как подросток, и бытие у него, как у серой мыши: он даже обитает в темном подвале – пленки не жалуют яркий свет.
Сколь монотонна внешняя жизнь героя, столь удивительна «тайная»: Уолтер – счастливчик, природа наградила его богатейшим воображением: стоит вниманию зацепиться за какую-нибудь деталь, и даже обычная дорога до офиса превращается в экшн со взрывами, трюками и спасением чи-хуа-хуа любимой девушки.
Да, конечно же, у Уолтера есть знакомая (Кристен Уиг), которая ему очень-очень нравится, но главный герой настолько стеснителен, что даже смайлик ей не решается отправить. Куда уж там до трюков со взрывами.
Таков внутриличностный конфликт, простой, как табурет, знакомый каждому второму сидящему в зале, и каждому первому – в офисе. Эта причина номер один – вы придете в кинотеатр и узнаете в герое себя.
Уолтер, ни разу в жизни не потерявший ни одного негатива, вдруг не досчитывается кадра на свежей пленке великого и ужасного фотографа Шона О`Коннела (Шон Пенн), а это значит, что в жизни простого клерка случается Событие. Дальше у героя, само собой, появится Учитель, ну а сам протагонист обретет Путь. Казалось бы, вот он, типичный сюжет, шаблон и ходячий гэг – так думаешь ровно до момента, пока Стиллер не рвет тот паттерн, после которого кино превратилось бы в занудную драму. В этом еще одно достоинство «Невероятной жизни…» – все эти приевшиеся голливудские штрихи режиссер доводит ровно до того тех пор, где они еще дышат реальной жизнью, с которой, собственно, и списаны. «Вот сейчас этот парень скажет Уолтеру то-то и то-то». Ан нет! Молчит! Событие вдруг перестает быть Событием, а встреча с Учителем напоминает абсурдистскую «притчу» из эпиграфа. Так рождается ощущение искренности – легкое и естественное.
При этом некоторые рецензенты ругают фильм за «картинность» – мол, путешествия ненатуральны, поводы надуманы, а герой вообще смахивает на хипстера. Но все это – миражи снобов, не желающих заглянуть чуть глубже. А ведь «Невероятная жизнь…» – и это третья причина – преисполнена мелких деталей, аллегорий и спрятанных в нужных местах «пасхалках». Картина про потерявшийся 25-ый кадр сама им же и является. Чего только стоит отсылка к «Матрице» с ее двумя таблетками! А Space Oddity Дэвида Боуи, ода смельчаку, выходящему за грани собственной личности: ведь это Уолтер – смельчак, майор Том из той самой оды.
Стиллер верит в своего героя искренне и безусловно, и через него – верит в каждого, смотрящего за экран. Выходишь из зала и понимаешь – уже не главный герой, а ты – майор Том, ты – парень, способный рискнуть выйти в открытый космос. Быть смельчаком, оказывается, может каждый, заменить secret life на подлинное бытие проще простого – именно такое послевкусие, деятельное и подвижное, оставляет фильм.
После этого легко прощаешь Стиллеру и местами излишнюю патетичность, и навязчивый продакт плэйсмент – какая реклама, в конце концов, в силах затмить красоту исполинских гор или хмурых морей (съемочная группа почти не использовала зеленый экран), снежных пиков Гималаев или людей, которые открывают Путь не в атласах и картах, а в самих себе.
И слезы наворачиваются, конечно же, не от удачно подобранного саундтрека или трогательных диалогов, а от той бездонной тоски, что зашевелится где-то глубоко в душе, тоски по невероятной жизни, которую мы все проживаем во сне, и лишь единицы – наяву.
Павел Зыгмантович
Психолог. Делаю сложное понятным
Чему может научить фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти»?
Представьте себе человека сорока двух лет, жизнь которого чётко разделилась на до и после.
До 17 лет он был беззаботным подростком, который занимался спортом, носил причёску «ирокез» и был полон грандиозных планов.
Но его отец умер. Мать не работала, сестре было ещё меньше лет. Так что парень спилил свой ирокез и устроился работать в пиццерию.
В свои сорок два наш герой по-прежнему содержит всю семью — это трудно, но у него получается. Наверное, потому, что он научился вести жёсткую бухгалтерию и во многом себе отказывает.
Зато у него прекрасные отношения с близкими — они любят его и поддерживают. Он работает в легендарном американском журнале на важной должности — заведует фотоделом. К нему хорошо относятся коллеги и единственный подчинённый. С ним работают лучшие фотографы мира.
Он немного робеет при виде «новенькой из бухгалтерии», но это понятно — чем приятнее нам человек, тем больше мы робеем. Нам ведь страшно всё испортить и потерять возможность отношений с этим человеком.
Это главный герой фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Весь фильм построен на том, что у Уолтера действительно хорошая жизнь, в которой всего один минус— он её не замечает.
Он искренне уверен, что жизнь у него тусклая и серая, что в ней нет ничего примечательного и вообще она ненастоящая. А настоящая жизнь где-то там — за горизонтом, где путешествия, приключения и опасности.
Поэтому он постоянно уходит в фантазии, где представляет себя героем и смельчаком.
Я такое отношение к своей жизни встречаю постоянно — люди, которым есть что ценить и чем гордиться, не ценят этого и не гордятся. Они этого не замечают — им кажется, что в жизни должны быть какие-то невероятные свершения, огромные поступки и мега-достижения.
Но такое случается редко — сама концепция подразумевает, что таких свершений не может быть много. Если все свершения невероятные — следовательно, все они обычные. И следовательно — лишь у немногих получится совершить что-то действительно эпохальное. И — прошу заметить — во многом это дело случая.
Как по мне, с семнадцати лет тянуть всю семью и не разругаться с ними, выучиться на хорошего профессионала и заслужить уважение коллег — уже очень достойное свершение, поступок и достижение.
Конечно, в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» каждый увидит своё — это же художественное произведение, а они именно для того и сделаны.
Я лишь предлагаю вам свой взгляд, взгляд психолога.
Я вижу в этом фильме демонстрацию прекрасной идеи — у вас уже хорошая жизнь. Не надо гнаться за миражами и горизонтом. Оглянитесь — скорее всего, вы уже живёте хорошо, вам уже есть чем гордиться.
Фильм как бы говорит — да, может быть, вам кажется, что ваша жизнь однообразна и скучна, но на самом деле вы каждый день совершаете маленькие подвиги и достигаете важных результатов. И пусть они не заметны на фоне раскрученных медиа-событий, они имеют огромный смысл для ваших близких.
Мне кажется, если смотреть на фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», можно получить много пользы для своей жизни. А именно: успокоиться уже, наконец, и просто жить с радостью.
А у меня всё, спасибо за внимание.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» (The Secret Life of Walter Mitty), 2013, США, Великобритания
Рецензия на фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Забавная и эффектно снятая, но не особенно умная проповедь о прелестях рискованной жизни и достоинствах вложившихся в фильм компаний
Архивариус Уолтер Митти (Бен Стиллер) работает в отделе фотонегативов некогда популярного, но теперь готовящегося к закрытию журнала. Его жизнь скучна и размеренна, и он часто сбегает от нее в мир фантазий, где Уолтер видит себя то супергероем, то героем-любовником. Когда знаменитый фотограф-путешественник Шон О’Коннелл (Шон Пенн) присылает в журнал новую подборку негативов и рекомендует поставить 25-й кадр на обложку, Митти обнаруживает, что 25-го кадра в посылке нет. Так как его начальник (Адам Скотт) требует, чтобы негатив был как можно скорее передан в верстку, Уолтер отправляется на поиски О’Коннелла – сперва в Гренландию и Исландию, а затем в Непал и Афганистан.
Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
С тех пор как Бен Стиллер прославился благодаря «Кабельщику» и «Все без ума от Мэри», мы знаем, чего от него ждать. И как от актера, и как от продюсера и режиссера. Комедии, комедии, комедии… Обычно ироничные и с глуповатым юмором и почти всегда коммерчески успешные. Многие звезды могли бы позавидовать стабильности Стиллера, но сам актер, похоже, ей тяготится. Поэтому его новая картина снята в ином ключе. В ней есть типичные для Стиллера туповато-смешные разговорные сцены – например, уморительное знакомство Митти с пьяным гренландским вертолетчиком («В нашей стране живут всего пять человек и полярный мишка!») – но «Невероятная жизнь» большую часть времени старается не насмешить, а вдохновить зрителей.
Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Фильм прямо говорит аудитории: «Забудьте свои глупые фантазии и кончайте притворяться героями, если в жизни вы – офисный планктон. Плюньте на деньги, плюньте на свою семью, плюньте на все, что мешает вам отправиться в Гималаи и увидеть, как солнце скользит по величественным вершинам. Не мечтайте – живите! Рискуйте каждый день. Прыгайте с вертолетов, боритесь с акулами, дарите домашние кексы афганским полевым командирам. И не бойтесь – все это опасно лишь на бумаге. У вас все получится! И, конечно, для приключений не нужна подготовка. Смотрите – Уолтер Митти еще вчера сидел в офисе, а сегодня он, не запыхавшись, штурмует горы. И только это и можно назвать жизнью. А если вы вместо гор штурмуете электричку, чтобы не опоздать на работу, то вы – лох, которого ничего не ждет, кроме увольнения и одиночества. Так что не будьте как Уолтер Митти раньше, а будьте как Уолтер Митти сейчас. Тогда у вас будет куча “подмигиваний” на сайтах знакомств, и вас не будут волновать такие мелочи, как отношения с начальником. Потому что после афганских террористов вы уже не испугаетесь нью-йоркского босса с нелепой бородищей».
Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Думаете, мы иронизируем и преувеличиваем? Ничуть. Стиллер, почти 50-летний отец двоих детей, снял фильм, который смотрит сквозь розовые очки и проповедует подростковый максимализм. С точки зрения «Жизни» Митти заслуживает уважения не тогда, когда выполняет свои обязанности, аккуратно оплачивает счета и заботится о пожилой маме и непутевой сестре, а когда профукивает все деньги на опаснейшее путешествие, которое не нужно никому, кроме него самого (журнал вполне может обойтись без «замечательной фотографии», особенно если речь идет о его последнем номере). А если бы полевые командиры, не позарившись на кекс, взяли Уолтера в заложники? Призывая престать мечтать и начать жить, «Жизнь» рисует «реальный мир», который еще более слащав и неправдоподобен, чем «голливудская реальность» фантазий Митти. По крайней мере, они четко помечены как несбыточные грезы.
Все отзывы о фильме Невероятная жизнь Уолтера Митти
Лучшие отзывы о фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Уолтер Митти, герой одноименного рассказа американского беллетриста Джеймса Тёрбера, как персонаж литературный издавна стал в США именем нарицательным и даже в чем-то ругательным. Чудаковатый простак, офисный планктон и наивный мечтатель, Митти есть высшей пробы мастером эскапизма, сверхскоростным беглецом от унылой реальности, в жестких тисках которой он находится и вынужден не жить, а существовать. Это практически чеховский «человек в футляре», решивший однажды покинуть просторы собственной скорлупы, однако до беликовской глубины и противоречивости Митти далеко.
Кинематографу, этой десятой музе искусстве, не впервой превращать минусы в плюсы и антигероев — в героев. Таков был Форрест Гамп Уинстона Грума, герой по воле случайностей, тихий американец, невольно попавший в неистовый вихрь исторического процесса; цинизм оригинального Гампа был подменен земекисовским гампизмом. Подобная трансформация ждала и Уолтера Митти, который впервые стал киногероем в конце 40-х годов в фильме Нормана МакЛеода, а новую плоть обрел в завершившимся таки удачно и успешно главном голливудском долгострое последних лет 20, в фильме знаменитого комедиографа Бена Стиллера «Невероятная жизнь Уолтера Митти».
Помнится, дебют Стиллера как режиссера в большом кино в 1994 году назывался «Реальность кусается»: это было на редкость реалистическое и в меру сатирическое кино о современниках и поколении X, MTV и Пепси. Спустя почти 20 лет Стиллер полностью отказался от социальных инвектив и последняя его по счету крупная режиссерская работа, фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», ставший не римейком, а полноценно авторским проектом Стиллера, демонстрирует иную противоположную тенденцию — уход от реальности вслед за главным героем, условность и определенная нарочито прямолинейная декларативность очевидных истин о ценности жизни и каждого ее дня.
Воспринимать фильм Стиллера в разрезе кинематографа интеллектуального и глубоко умозрительного в принципе невозможно, несмотря на старания его создателей, ибо больших открытий и деконструкций в своем жанре и своей нише фильм не создает, изначально двигаясь по знакомой тропе картины развлекательной и достаточно цельно спаянной, с четким ритмом и весьма увлекательным сюжетом, в котором на первый план выдвигается зрелищность и привлекательная сущность эффектного приключенческого аттракциона. Не страдающая чрезмерной избыточностью драматургия фильма позволяет режиссеру выстроить целую галерею интересных неоднобоких персонажей, которые в меру архетипичны, но не до раздражающей навязчивости; увлечь сюжетом и весьма простеньким Макгаффином, который на поверку оказывается сродни поиску черной кошки в темной комнате, чтобы в финале, несколько сентиментальном и манипулятивном, обрести черты тривиальной семейственности и уютного смысла жизни по вновь обретенным заветам Уолтера Митти, который, конечно же, меняется и внутренне, и внешне.
Однако злую ироничную шутку с картиной сыграла ее мультижанровость и заложенный в ее композицию тротил постмодернизма. Фильм будто стремится усидеть одновременно и в рамках корпоративной драмы, рисуя стерильный быт задушенного реляциями о корпоративном духе офисного планктона в этаком сатирическом очерке, лишенном, впрочем, главного — острой критики, но полном product placement. С той же степенью насыщенной лапидарности фильм Стиллера смешивает в себе черты и мелодрамы, не пускающейся во все тяжкие мелодраматических страданий и мыльнооперных арий с множественными всхлипами, и приключенческого кино(тут уже успехи более ощутимы), и драмы, и пародийной комедии, и чуть ли не философского трактата. Это вселенское многообразие жанров при достаточно цельной и сдержанной режиссуре привело к тому, что «Невероятная жизнь Уолтера Митти» словно претендует на очень многое, а в итоге — обходится малым, превращаясь на выходе в холлмаровскую открытку с прозрачным моралите и нескладными виршами для непритязательной публики. Однако Бен Стиллер подает зрителям эту очевидную ординарность ярко, с запоминающимися твистами и романтикой, не без чрезвычайного морализаторства, но и без привычного скоромошества. В конце концов, если кто-то по завершению сеанса обретет смысл своей жизни, посмотрит на нее под непривычным углом, заявит, что жизнь таки удалась, невзирая ни на что, то одной меланхоличной душой на Земле станет меньше, и человек в футляре не превратится в человека в гробу.