седрик кан рост актера
Седрик кан рост актера
Любовь не по размеру
Романтическая комедия, Франция, 2016
Режиссёр: Лоран Тирар («Астерикс и Обеликс в Британии»)
Автор сценария: Маркос Карневале
Продюсеры: Сидони Дюма, Vanessa van Zuylen, Camille Bonvallet, Женевьева Лемаль, Хосе Леви
Оператор: Жером Альмерас
Композитор: Эрик Невё
Художники: Франсуаза Дюпертью, Valérie Artiges-Corno
Монтажер: Валери Десэн
В ролях: Жан Дюжарден(«Артист», «99 франков», «Агент 117», «Право на лево»), Вирджини Эфира(«Притворись моим парнем», «Любовь с риском для жизни»), Седрик Кан, Сезар Домбой, Мириам Текаиа, Элеа Клэр, Жан-Мишель Лами, Франсуа-Доминик Блен, Лайонел Мур, Паскаль Танто, Стефани Папаниан и другие
Дата премьеры: 12 мая 2016
Продолжительность: 1 ч. 38 мин.
Потерянный мобильник оборачивается для Дианы знакомством с поистине невероятным человеком по имени Александр. Он умен, неутомим и чертовски обаятелен. У него замечательное чувство юмора и, кажется, нет недостатков. Кроме одного. Его рост — чуть больше метра. Это небольшое препятствие оказывается источником огромных проблем и множества неудобных и смешных ситуаций для Дианы. Но настоящая любовь может победить всё, если, конечно, это очень большая любовь.
Большой ромком с маленьким Дюжарденом
Ради этой роли обладателю «Оскара» пришлось ползать на коленях, а старый вокзал стал на несколько дней Королевской оперой Валлонии во Льеже.
Диана (Виржини Эфира) – юрист в адвокатской конторе, где каждый день ей приходится встречаться со своим бывшим мужем. Неожиданно в её жизни возникает архитектор по имени Александр (Жан Дюжарден), замечательный человек, мужчина с большой харизмой и маленьким ростом.
Жан Дюжарден, (рост в реальности – 182 см):
Что заставило вас пуститься в эту авантюру?
— Теоретически, такого рода комедии – не мой стиль, но мне было интересно, смогу ли я справиться с такой ролью чисто технически. Тогда я сказал себе, что, скорее всего, это мой единственный шанс сыграть человека ростом сто сорок сантиметров, притом так, чтобы он не вызывал насмешек и издевок. После этого я уже был полностью захвачен этой мыслью.
Каким вам представлялся Александр?
— Я спросил Лорана, в каком ключе он собирается делать свой фильм, и из его ответов понял, что это будет не столько комедия, сколько романтическая история, если не сказать – сказка, про красавицу и лягушонка. Поэтому я решил, что мой герой будет безыскусным и мужественным – не циник и не умник, а просто хороший человек. Так же поступила и Виржини. Конечно, во время работы нам не приходилось все время падать от хохота – нужно ведь было изобразить историю любви. Я был вынужден стоять перед Виржини на коленях, смотреть на нее снизу вверх, танцевать в одиночку, разговаривать в одиночку… проделывать все это было трудно, но интересно. За комическое в этом фильме отвечают второстепенные персонажи – бывший супруг Дианы, ее мать, секретарь – все те герои, которые наблюдают за нами и оценивают нас.
В самом ли деле рост имеет значение?
— Честно говоря, я не верю в это. Острее всего этот вопрос встает, когда ты вынужден стоять голым в шкафу, или при игре в регби. Вот тогда можно понять, насколько верным было твое прежнее представление! (Смеется.)
Что привлекло вас в этом проекте?
— Вообще-то я узнала о нем еще до того, как меня пригласили на пробы, и была очень заинтригована. Мне показалось, что это отличная тема для комедии – история женщины, которая заочно влюбляется в мужчину, потом обнаруживает, что он такого маленького роста, и разрывается между любовью и общественными предрассудками. Еще сильнее я воодушевилась, когда узнала, что главную мужскую роль в фильме сыграет Жан Дюжарден, а режиссером станет Лоран Тирар. Я была знакома с творчеством Тирара, он производит впечатление человека с хорошим вкусом и высокой творческой планкой. Я прошла пробы, познакомилась с продюсером Ван Зуйлен– это был ее первый проект. Она была полна энтузиазма, и это оказалось заразительным. Думаю, во многом именно благодаря ей все на съемочной площадке так и бурлили энергией. Ну и, конечно, это заслуга сценаристов, Лорана и Грегуара Виньерона, которые смогли поведать эту историю простым языком, одновременно сохранив сложность и глубину характеров. Фильм не только дает нам посмеяться, но и ставит перед нами более глубокие, даже интимные вопросы: свободны ли мы по-настоящему в своем выборе? Насколько влияют на наши чувства общество и царящие в нем взгляды?
Какой вам представлялась ваша героиня?
Лоран Тирар, режиссер, соавтор сценария
Как возникла идея фильма «Любовь не по размеру»?
— Незадолго до выхода моей картины «Каникулы маленького Николя» я познакомился с продюсером Ванессой ван Зуйлен. Мы беседовали, и в какой-то миг она заметила, что было бы неплохо снять кино о романе женщины с красавцем мужчиной… который был бы гораздо ниже нее ростом – скажем, всего 140 сантиметров. Тогда у меня были другие дела, и я сказал, что обдумаю этот вопрос, но, честно говоря, сделал так только из вежливости. Но чем я больше размышлял, тем интереснее мне казалась задача, и уже на следующее утро я передумал отказываться от предложения. В самом деле, из этого могла получиться отличная комедия – яркая, с кучей неожиданных сюжетных поворотов.
И вы тут же позвонили сценаристу Грегуару Виньерону?
— Да. Он тоже оценил реальный потенциал этой идеи и пришел от нее в восторг. Таким образом, летом 2014 года мы взялись за сценарий, планируя приступить к съемкам уже осенью. Сначала мы думали, что сосредоточимся в основном на моментах, связанных с описанием французского общества. Но постепенно увлеклись и внесли кучу дополнительных деталей. В итоге тот фильм, который все увидят, имеет мало общего с первоначальным вариантом сценария.
Сильно ли отличается придумывание сценария «из головы» от адаптации комикса, как в случае с «Астериксом» или «Маленьким Николя»?
— О да – хотя бы потому, что комикс изначально не рассчитан на то, что по нему будет снято кино. В работе над экранизацией и «Астерикса», и «Маленького Николя» у нас было очень, очень много творческой свободы.
Знакомы ли вы в реальной жизни с кем-нибудь настолько же маленького роста, как ваш герой?
— Не просто знаком – один такой человек даже снялся в нашем кино. Нам ведь нужен был дублер для Жана Дюжардена, и мы снимали его со спины в разных ракурсах. Каждый день он присутствовал на съемочной площадке, Жан много с ним общался. Он очень нам помог – в том числе своими замечаниями, поскольку герой Жана оказывался в таких ситуациях, в которые его дублер попадал ежедневно. Но нашей задачей не было снять фильм-путеводитель по жизни «маленьких людей», хотя в нем и содержатся кое-какие любопытные детали. Кроме того, мы хотели соблюсти определенную поэтическую дистанцию, чтобы кино по-прежнему оставалось комедийным.
Когда вы поняли, что главную роль должен сыграть Дюжарден?
Актрису на роль Дианы вы нашли так же быстро?
— Нет. Этот образ я выписывал с большим трудом, а потому поступил так, как во Франции вообще-то делают редко: пригласил на прослушивание сразу нескольких кандидаток. Там были и достаточно популярные, и менее известные актрисы, но подход ко всем был одинаковый. С Виржини Эфира я был знаком только поверхностно, фильмов с ее участием видел мало. Но когда настала ее очередь пробоваться, стало очевидно, что это и есть Диана. У нее явный комический дар и при этом – большой актерский талант в целом. Как и Дюжарден, Виржини трудоголичка и перфекционистка. Она утверждает, что комплексует из-за своего бельгийского происхождения и телевизионного прошлого, но я могу отозваться о ней как об исключительно умной, утонченной и интеллигентной женщине.
Как проходил подбор остальных актеров?
— Очень быстро, этим занимался мой кастинг-директор. Седрик Кан, который играет бывшего мужа Дианы, раньше никогда не снимался в комедиях, но я был убежден, что он превосходно подойдет на эту роль. То же самое относится к Сезару Домбуа – я был полностью в нем уверен.
Вы и сами сыграли в своем фильме камео. Весело было?
— Ни секунды. Быть актером мне не нравится; вряд ли я сделаю это когда- нибудь снова. Но моих детей, как выяснилось, эти сцены смешат, а значит, я не ошибся.
Находилось ли на площадке место для актерской импровизации?
— Не особенно, но была пара-тройка моментов, когда я просто оставил камеры включенными и предоставил актерам полную свободу. Например, целиком сымпровизирована вся сцена обеда в подпольном ресторане. У нас были заготовлены кое-какие диалоги, но непосредственно в момент съемок я попросил Жана и Виржини действовать и говорить по наитию. В тот момент площадку озарило волшебство, иначе не скажешь, до того светлым получился этот эпизод. То же самое относится к сцене, где Диана предлагает Александру довольно-таки страшного вида свитер. Реакция Жана выглядит абсолютно естественной, идущей от самого сердца. Практически нет ощущения, что он играет.
Какой была атмосфера на съемочной площадке?
— Все были очень заняты, но всем было радостно и легко. Работы было море, но Жан и Виржини всегда умели сделать так, чтобы вокруг стало светлей. К тому же съемки проходили в Марселе – в городе, где я никогда не был раньше, но сразу же в него влюбился.
Почему выбор пал именно на Марсель?
— Мне не хотелось, чтобы подобная история разворачивалась в огромном городе типа Парижа или Лондона, потому что там снует такое количество самых разных людей, что мужчина ростом метр сорок останется во всех смыслах незамеченным. И все-таки город должен был быть достаточно крупным, и нужно было много солнца – я хотел придать всему этакий калифорнийский привкус. В Марсель я, как уже сказал, влюбился с первого взгляда. Он похож на Париж, каким тот был в семидесятые – у него такой же хаотичный, сумбурный вид. Так романтично видеть людей на мотоциклах и без шлемов. В мире, где все стерильно и стандартизировано, Марсель кажется глотком чистого воздуха.
Некоторые сцены фильма происходят в Льежской опере. Это чтобы привнести добавочную толику романтики, или по какой-то иной причине?
— Незадолго до того, как я начал работать над сценарием фильма, я посмотрел документальный сериал «Храмы культур», его спродюсировал Вим Вендерс. Несколько серий были посвящены Оперному театру Осло, обстановка которого просто поразила меня. Это и побудило меня ввести в картину сцены, из которых сразу становилось бы понятно, чем именно и в какой атмосфере занимается Александр. Но надо сказать, что в здании самой Оперы мы не снимали. Ее роль исполнил старый вокзал, переоборудованный для съемок.
В вашем фильме мы видим некоторые приемы и ходы, типичные для жанра романтической комедии. Какими картинами вы вдохновлялись?
Вам потребовалось прибегнуть к некоторым спецэффектам. Насколько увлекает вас эта часть вашей работы?
— Больше всего работы со спецэффектами у меня было на съемках «Астерикса». Не могу сказать, что в профессии режиссера мне особенно нравится именно эта часть. Но в «Любви не по размеру» без них было никак не обойтись, и, надо заметить, никаких особых ухищрений нам не пришлось придумывать. Иногда все решалось за счет работы с предметами, которые приходилось надстраивать или поднимать (например, так мы поступили с эпизодом в офисе, когда к нашему герою приходит бывший муж Дианы, и Александр вынужден спрыгнуть со стула).
В целом спецэффекты мы использовали активно – и на съемочной площадке, и во время постпродакшна. Было недостаточно просто уменьшить персонажа, поскольку тогда у него оказывались маленькие ручки и маленькое личико, что на крупном плане смотрелось бы крайне странно. К тому же по нашему замыслу Александр не должен был иметь сложение лилипута. Но в конце концов после множества проб мы подыскали подходящие пропорции для нашего героя.
С самого ли начала вы понимали, какая музыка вам потребуется?
— В самом начале работы я подумал об Эмили Гассен – на концерте Ронана Люса она исполнила потрясающую акустическую версию песни “Freed from Desire”. Так как альбомов она пока не успела выпустить, я попросил ее прислать мне несколько демо-дисков ее работ и слушал их, пока писал сценарий. Тогда я впервые подумал, что ее композиции могли бы стать своеобразными вехами в фильме, как это происходит с саундтреком Эйми Манн в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона.
О чем вы подумали, когда увидели завершенный фильм?
— Что я наконец снял свое первое кино для взрослых. В него были вложены кое-какой персональный опыт и знания. Помимо прочего, это был первый раз, когда я разрешил себе вторгнуться дальше, чем привык, на территорию эмоций. Сделать это было не слишком просто, но тем, что получилось, я горжусь до сих пор.
Детально о кинофильме «Любовь не по размеру»
БОЛЬШОЙ РОМКОМ С МАЛЕНЬКИМ ДЮЖАРДЕНОМ
Ради этой роли обладателю «Оскара» пришлось ползать на коленях, а старый вокзал стал на несколько дней Королевской оперой Валлонии во Льеже.
Диана ( Виржини ЭФИРА ) – юрист в адвокатской конторе, где каждый день ей приходится встречаться со своим бывшим мужем. Неожиданно в её жизни возникает архитектор по имени Александр (Жан ДЮЖАРДЕН), замечательный человек, мужчина с большой харизмой и маленьким ростом.
ЖАН ДЮЖАРДЕН, (рост в реальности – 182 см):
Что заставило вас пуститься в эту авантюру?
— Теоретически, такого рода комедии – не мой стиль, но мне было интересно, смогу ли я справиться с такой ролью чисто технически. Тогда я сказал себе, что, скорее всего, это мой единственный шанс сыграть человека ростом сто сорок сантиметров, притом так, чтобы он не вызывал насмешек и издевок. После этого я уже был полностью захвачен этой мыслью.
Каким вам представлялся Александр?
— Я спросил Лорана, в каком ключе он собирается делать свой фильм, и из его ответов понял, что это будет не столько комедия, сколько романтическая история, если не сказать – сказка, про красавицу и лягушонка. Поэтому я решил, что мой герой будет безыскусным и мужественным – не циник и не умник, а просто хороший человек. Так же поступила и Виржини. Конечно, во время работы нам не приходилось все время падать от хохота – нужно ведь было изобразить историю любви. Я был вынужден стоять перед Виржини на коленях, смотреть на нее снизу вверх, танцевать в одиночку, разговаривать в одиночку… проделывать все это было трудно, но интересно. За комическое в этом фильме отвечают второстепенные персонажи – бывший супруг Дианы, ее мать, секретарь – все те герои, которые наблюдают за нами и оценивают нас.
В самом ли деле рост имеет значение?
— Честно говоря, я не верю в это. Острее всего этот вопрос встает, когда ты вынужден стоять голым в шкафу, или при игре в регби. Вот тогда можно понять, насколько верным было твое прежнее представление! (Смеется.)
ВИРЖИНИ ЭФИРА
Что привлекло вас в этом проекте?
— Вообще-то я узнала о нем еще до того, как меня пригласили на пробы, и была очень заинтригована. Мне показалось, что это отличная тема для комедии – история женщины, которая заочно влюбляется в мужчину, потом обнаруживает, что он такого маленького роста, и разрывается между любовью и общественными предрассудками. Еще сильнее я воодушевилась, когда узнала, что главную мужскую роль в фильме сыграет Жан Дюжарден, а режиссером станет Лоран Тирар. Я была знакома с творчеством Тирара, он производит впечатление человека с хорошим вкусом и высокой творческой планкой. Я прошла пробы, познакомилась с продюсером ван Зуйлен– это был ее первый проект. Она была полна энтузиазма, и это оказалось заразительным. Думаю. во многом именно благодаря ей все на съемочной площадке так и бурлили энергией. Ну и, конечно, это заслуга сценаристов, Лорана и Грегуара Виньерона, которые смогли поведать эту историю простым языком, одновременно сохранив сложность и глубину характеров. Фильм не только дает нам посмеяться, но и ставит перед нами более глубокие, даже интимные вопросы: свободны ли мы по-настоящему в своем выборе? Насколько влияют на наши чувства общество и царящие в нем взгляды?
ЛОРАН ТИРАР, режиссер, соавтор сценария
Как возникла идея фильма «Любовь не по размеру»?
— Незадолго до выхода моей картины «Каникулы маленького Николя» я познакомился с продюсером Ванессой ван Зуйлен. Мы беседовали, и в какой-то миг она заметила, что было бы неплохо снять кино о романе женщины с красавцем мужчиной… который был бы гораздо ниже нее ростом – скажем, всего 140 сантиметров. Тогда у меня были другие дела, и я сказал, что обдумаю этот вопрос, но, честно говоря, сделал так только из вежливости. Но чем я больше размышлял, тем интереснее мне казалась задача, и уже на следующее утро я передумал отказываться от предложения. В самом деле, из этого могла получиться отличная комедия – яркая, с кучей неожиданных сюжетных поворотов.
И вы тут же позвонили сценаристу Грегуару Виньерону?
— Да. Он тоже оценил реальный потенциал этой идеи и пришел от нее в восторг. Таким образом, летом 2014 года мы взялись за сценарий, планируя приступить к съемкам уже осенью. Сначала мы думали, что сосредоточимся в основном на моментах, связанных с описанием французского общества. Но постепенно увлеклись и внесли кучу дополнительных деталей. В итоге тот фильм, который все увидят, имеет мало общего с первоначальным вариантом сценария.
Сильно ли отличается придумывание сценария «из головы» от адаптации комикса, как в случае с «Астериксом» или «Маленьким Николя»?
— О да – хотя бы потому, что комикс изначально не рассчитан на то, что по нему будет снято кино. В работе над экранизацией и «Астерикса», и «Маленького Николя» у нас было очень, очень много творческой свободы.
Знакомы ли вы в реальной жизни с кем-нибудь настолько же маленького роста, как ваш герой?
— Не просто знаком – один такой человек даже снялся в нашем кино. Нам ведь нужен был дублер для Жана Дюжардена, и мы снимали его со спины в разных ракурсах. Каждый день он присутствовал на съемочной площадке, Жан много с ним общался. Он очень нам помог – в том числе своими замечаниями, поскольку герой Жана оказывался в таких ситуациях, в которые его дублер попадал ежедневно. Но нашей задачей не было снять фильм-путеводитель по жизни «маленьких людей», хотя в нем и содержатся кое-какие любопытные детали. Кроме того, мы хотели соблюсти определенную поэтическую дистанцию, чтобы кино по-прежнему оставалось комедийным.
Актрису на роль Дианы вы нашли так же быстро?
— Нет. Этот образ я выписывал с большим трудом, а потому поступил так, как во Франции вообще-то делают редко: пригласил на прослушивание сразу нескольких кандидаток. Там были и достаточно популярные, и менее известные актрисы, но подход ко всем был одинаковый. С Виржини Эфира я был знаком только поверхностно, фильмов с ее участием видел
мало. Но когда настала ее очередь пробоваться, стало очевидно, что это и есть Диана. У нее явный комический дар и при этом – большой актерский талант в целом. Как и Дюжарден, Виржини трудоголичка и перфекционистка. Она утверждает, что комплексует из-за своего бельгийского происхождения и телевизионного прошлого, но я могу отозваться о ней как об исключительно умной, утонченной и интеллигентной женщине.
Как проходил подбор остальных актёров?
— Очень быстро, этим занимался мой кастинг-директор. Седрик Кан, который играет бывшего мужа Дианы, раньше никогда не снимался в комедиях, но я был убежден, что он превосходно подойдет на эту роль. То же самое относится к Сезару Домбуа – я был полностью в нем уверен.
Вы и сами сыграли в своем фильме камео. Весело было?
— Ни секунды. Быть актером мне не нравится; вряд ли я сделаю это когда-нибудь снова. Но моих детей, как выяснилось, эти сцены смешат, а значит, я не ошибся.
Находилось ли на площадке место для актерской импровизации?
— Не особенно, но была пара-тройка моментов, когда я просто оставил камеры включенными и предоставил актерам полную свободу. Например, целиком сымпровизирована вся сцена обеда в подпольном ресторане. У нас были заготовлены кое-какие диалоги, но непосредственно в момент съемок я попросил Жана и Виржини действовать и говорить по наитию. В тот момент площадку озарило волшебство, иначе не скажешь, до того светлым получился этот эпизод. То же самое относится к сцене, где Диана предлагает Александру довольно-таки страшного вида свитер. Реакция Жана выглядит абсолютно естественной, идущей от самого сердца. Практически нет ощущения, что он играет.
Какой была атмосфера на съемочной площадке?
— Все были очень заняты, но всем было радостно и легко. Работы было море, но Жан и Виржини всегда умели сделать так, чтобы вокруг стало светлей. К тому же съемки проходили в Марселе – в городе, где я никогда не был раньше, но сразу же в него влюбился.
Почему выбор пал именно на Марсель?
— Мне не хотелось, чтобы подобная история разворачивалась в огромном городе типа Парижа или Лондона, потому что там снует такое количество самых разных людей, что мужчина ростом метр сорок останется во всех смыслах незамеченным. И все-таки город должен был быть достаточно крупным, и нужно было много солнца – я хотел придать всему этакий калифорнийский привкус. В Марсель я, как уже сказал, влюбился с первого взгляда. Он похож на Париж, каким тот был в семидесятые – у него такой же хаотичный, сумбурный вид. Так романтично видеть людей на мотоциклах и без шлемов. В мире, где все стерильно и стандартизировано, Марсель кажется глотком чистого воздуха.
Некоторые сцены фильма происходят в Льежской опере. Это чтобы привнести добавочную толику романтики, или по какой-то иной причине?
— Незадолго до того, как я начал работать над сценарием фильма, я посмотрел документальный сериал «Храмы культур», его спродюсировал Вим Вендерс. Несколько серий были посвящены Оперному театру Осло, обстановка которого просто поразила меня. Это и побудило меня ввести в картину сцены, из которых сразу становилось бы понятно, чем именно и в какой атмосфере занимается Александр. Но надо сказать, что в здании самой Оперы мы не снимали. Ее роль исполнил старый вокзал, переоборудованный для съемок.
С самого ли начала вы понимали, какая музыка вам потребуется?
— В самом начале работы я подумал об Эмили Гассен – на концерте Ронана Люса она исполнила потрясающую акустическую версию песни “Freed from Desire”. Так как альбомов она пока не успела выпустить, я попросил ее прислать мне несколько демо-дисков ее работ и слушал их, пока писал сценарий. Тогда я впервые подумал, что ее композиции могли бы стать своеобразными вехами в фильме, как это происходит с саундтреком Эйми Манн в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона.
О чём вы подумали, когда увидели завершенный фильм?
— Что я наконец снял свое первое кино для взрослых! В него были вложены кое-какой персональный опыт и знания. Помимо прочего, это был первый раз, когда я разрешил себе вторгнуться дальше, чем привык, на территорию эмоций. Сделать это было не слишком просто, но тем, что получилось, я горжусь до сих пор.
Седрик Кан: «Меня интересует жизнь человеческих существ»
Известный французский режиссер, сценарист и актер Седрик Кан лично представил зрителям фестиваля свой последний фильм «Давние любовники» (2009). Как и его главный герой, Кан принадлежит к поколению сорокалетних. У него за плечами 20 лет режиссуры и с десяток картин, лучшие из которых получили признание жюри престижных международных фестивалей.
Первый успех режиссера связан с работой «Слишком много счастья» (1994), получившей в Каннах приз как лучший фильм о юношестве. Критики благосклонно встретили «Желание» (1998) по роману Альберто Моравиа, однако именно картина «Роберто Зукко» (2000) принесла Седрику Кану номинацию на Золотую пальмовую ветвь. Оба фильма, как и снятый пять лет спустя дорожный триллер «Красные огни», рассказывают в основном о темных сторонах человеческой натуры. Что, впрочем, не помешало Кароль Буке, исполнившей главную роль в «Красных огнях», назвать Седрика великолепным и отметить, что работать с ним было на редкость легко и приятно.
Зрителям фестиваля французского кино в «Победе» (Новосибирск) повезло увидеть совсем другого Седрика Кана, ведь его последний фильм — о любви. Да и сам месье Кан оказался на редкость приятным собеседником.
— Ваш фильм рассказывает о сорокалетнем человеке. Чем важен этот возраст?
— После сорока мы начинаем оглядываться на прошлое, подводить итоги наполовину прожитой жизни и спрашивать себя: «Правильно ли я жил?» После смерти матери мой герой Матье, роль которого исполнил Иван Атталь, по-новому смотрит на свою жизнь: спокойный бездетный брак и работу в заурядном архитектурном бюро. Случайная встреча с бывшей возлюбленной Майей, блестяще сыгранной Валерией Бруни-Тедески, становится для него не только попыткой воскрешения юношеской любви, но и поводом для пересмотра жизненной ситуации.
— Каким образом герой фильма разрешает этот типичный классицистический конфликт долга и страсти?
— В фильме для меня важен не результат, а процесс проживания этого конфликта главным героем. Важно, что он претерпел этот выбор до конца, так или иначе завершил прерванные в юности отношения с Майей. В жизни можно выбирать долг или страсть, главное — сделать этот выбор самому, независимо от существующих в обществе традиций и условностей. Для меня важна свобода выбора, поэтому я оставил финал открытым.
— Каждая встреча заново влюбленных друг в друга героев проходит на фоне музыки Филипа Гласса, словно уносящей их в океан чувств. Есть ли место для страсти в рациональном европейском обществе?
— Почему бы и нет? Без чувств и фантазий действительность стала бы серой и пресной. Невозможно полностью контролировать свою жизнь. Это похоже на путешествие — нужно уметь отпускать себя в свободное плавание, уважать свои мечты. Однако не менее важно вовремя возвращаться в реальный мир, сохраняя твердую почву под ногами.
— Каким будет ваш следующий фильм?
— Я очень суеверен, поэтому пока не могу рассказать о будущем фильме подробно. Впрочем, сначала это тоже будет рассказ о любви, но потом зрителя ждет нечто совсем иное. Пусть это останется тайной.
— Откуда вы черпаете сюжеты и вдохновение?
— В первую очередь из жизни: своей собственной, моих друзей, окружающих меня людей. Я очень любопытен, люблю, когда мне рассказывают истории. Стоит мне разговориться с человеком, и я начинаю расспрашивать о его жизни. Хорошие истории встречаются в литературных произведениях. Меня интересует жизнь человеческих существ.
— Насколько для вас важна реакция зрителей?
— В каждом фильме я стараюсь выразить себя, но при этом мне очень важно восприятие зрителей. Мне важно высказать свои мысли, чувства и проблемы. Я снимаю кино о том, что меня волнует. При этом мне хочется, чтобы и для зрителя эти мысли и переживания стали важными. Кино для меня — обмен и взаимодействие, возможность разделить эмоции с другими людьми.
— Что для вас главное в профессии режиссера?
— Все режиссеры очень разные, и я не берусь давать советы. Но для меня необходимо при создании фильмов проживать реальные эмоции, погружаться в чувства, оставаться самим собой и сохранять искренность. И, конечно, нужно огромное желание снимать кино. Именно это стремление — тот мотор, который делает кинематограф интересным для зрителей. Возможно, это прозвучит парадоксально, но для создания фильмов нужно много писать. Я постоянно что-то записываю, фиксирую сюжеты, идеи и образы, которые потом пригодятся при создании новой картины.
— Вы не хотите попробовать свои силы в качестве театрального режиссера?
— Драматический театр кажется мне слишком замкнутым пространством — я отчасти клаустрофобен и предпочитаю открытый простор. Кинематограф дает мне ощущение свободы, мне нравится, что в нем отражается сама жизнь. Я могу включать в свои фильмы природу, обычную жизнь городских улиц, реальных людей, и это мне как раз по нраву. Пожалуй, я мог бы подумать об опере, потому что люблю музыку.
— Какие музыкальные стили вам наиболее близки?
— Честно говоря, моя чрезвычайно чувствительная и любознательная натура позволяет мне любить самую разную музыку. Я постоянно увлечен музыкой, меня привлекают исполнители и направления, находящие отклик в душе.
— Ваши впечатления от России?
— 10 лет назад мне уже приходилось бывать в России, в Москве. Сегодня, как и тогда, мне очень понравились люди — радушные, искренние, оказывающие теплый прием. Во Франции климат и бытовые условия намного мягче, и жизнь в Сибири, на мой взгляд, кажется довольно суровой. Но несмотря на то что декорации разные, основные человеческие чувства, без сомнения, одинаковы. Любовь остается любовью, а драма личного выбора остается важной независимо от внешнего антуража. Я хотел бы узнать больше о вашей жизни, но, к сожалению, мой визит продлится совсем недолго.
— Чем бы вы занялись, если бы времени было чуть больше?
— Здесь, в Новосибирске, мне хотелось бы выбраться за город. Cесть в машину и умчаться в заснеженную даль…