сеченовский университет наук о жизни
Петр Глыбочко на «Ректорском часе» рассказал об Университете наук о жизни
11-14 декабря 2018 года в Ярославле состоялся Всероссийский форум профориентации «ПроеКТОриЯ». Мероприятие, организованное под патронажем президента России, проводится с 2013 года (ранее – «Будущие интеллектуальные лидеры России»). В этот раз на него собралось более 500 одаренных детей и подростков со всей страны. В числе участников талантливые представители передовой программы профориентации школьников – обучающиеся Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий».
Главный событием форума по традиции стал большой открытый урок президента РФ Владимира Путина. В рамках заявленной темы «Направления прорыва» он рассказал школьникам и их учителям, какие тенденции в современном мире он считает наиболее перспективными, а также дал совет, как выбирать свою будущую профессию.
«Найти себя в жизни – самое главное, это первый шаг к успеху» , – заявил глава государства.
Еще одно значимое событие форума – «Ректорский час», где на вопросы абитуриентов в прямом эфире ответили руководители ведущих российских вузов. Петр Глыбочко, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, единственного медицинского вуза – участника открытого диалога, отметил уникальность возглавляемого им образовательного учреждения, назвав его «Университетом наук о жизни».
«В медицину должны приходить люди не случайные. Созданная система довузовской подготовки позволяет 6500 талантливым школьникам обучаться в медицинских классах, готовясь к поступлению в Сеченовский университет» , – сообщил он. Среди необходимых составляющих успеха при поступлении в Первый мед ректор назвал высокий балл по ЕГЭ и знание английского языка.
«Система здравоохранения сегодня развивается очень динамично, появляются новые технологии, которыми должны владеть будущие врачи, и очень важно, чтобы они уже на этапе подготовки в вузе осваивали эти технологии. На первый план выходит цифровая медицина. Созданная в Сеченовском университете система электронного медицинского образования дает возможность студентам получить необходимые практические навыки в этой области», — рассказал Петр Глыбочко.
Также ректор сделал акцент на обязательном прохождении стажировки. «Студенты, поступившие в вуз по целевому набору, проходят стажировку в том лечебном учреждении, откуда получили целевое направление. Студент может выбрать место и по договоренности с главным врачом или же с директором научно-исследовательского центра. Обучающиеся по направлению «Медицина будущего» стажируются за рубежом», – прокомментировал Петр Глыбочко.
В образовательной программе форума также приняли участие ведущие сотрудники Сеченовского университета и обучающиеся Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий». Заведующий кафедрой высшей математики, механики и математического моделирования Юрий Василевский, заместитель директора по персонализированным медицинским технологиям Института персонализированной медицины Наталья Жученко и врач-генетик Мария Балашова предложили участникам форума три проектные задачи «Судьбоносные гены», «Генетическая панель для скрининга на носительство генетических заболеваний», «Создание компьютерной модели для экспериментов взаимен лабораторий». Успешно справились с кейсами и стали победителями форума в направлении технологии здоровья девять школьников из Казани, Твери, Курска, Иркутска и других городов России.
Обучающиеся Предуниверсария принимали активное участие в открытых уроках и решении кейсов. Они отметили, что участие в «ПроеКТОрии» – это колоссальный опыт не только в сфере разработки инновационных проектных идей, но и работы в команде, знакомства с интересными людьми, начиная от ребят-коллег по цеху и заканчивая представителями передовых организаций и компаний, занимающих лидирующие позиции на мировой арене. По их словам, мероприятия подобного масштаба не проходят бесследно, они оставляют не только положительные эмоции и незабываемые впечатления, но и наполняют опытом, приобретенными профессиональными навыками и умениями.
Науки о жизни. Новое видение логотипа Сеченовского университета
В 2015 году Первый МГМУ им. И.М. Сеченова — единственный вуз медицинского профиля — стал участником Проекта «5-100» по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В университете прошел ребрендинг. Тогда мы решились на создание принципиально нового образа, который бы был более ёмким, чем предыдущие, и соответствовал мировым трендам в области визуализации университетских брендов.
Вопрос развития Проекта 5-100 поднимался на встрече ректора со студентами. Вуз активно развивается и трансформируется, в связи с этим его восприятие целевыми аудиториями должно соответствовать целям и задачам.
Разработка обновленного образа стала одним из шагов по развитию Проекта 5-100. «Дорожная карта» вуза в рамках Проекта «5-100» определяет основную стратегию, которую поддержали все члены Международного экспертного совета — это развитие наук о жизни (life sciences+). Она основана на традиционных компетенциях и преимуществах нашего университета, а также на развитии новых преимуществ и компетенций в рамках междисциплинарных связей. В сфере новых направлений мы видим системную биологию, инжиниринг, материаловедение и информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня, в эпоху цифровой экономики, становятся ключевыми. Для этого в университете создается Научно-технологический парк биомедицины, который к 2020 году станет ключевым элементом преобразований вуза.
Обновленный логотип университета должен в полной мере отражать нашу стратегию, и быть более понятным нашей целевой аудитории, как российской, так и международной. Его главные элементы — дерево и спираль ДНК.
Дерево — это символ мудрости, сохранения традиций, и в то же время рост и развитие.
Спираль ДНК отражает стремление вуза стать исследовательским центром в сфере биомедицины и наук о жизни. Жизнь зарождается в ДНК. Новый логотип отражает наше стремление к развитию — от ДНК к активному долголетию. Изучение ДНК человека — это не просто научные эксперименты. На основе полученных знаний строится новейшая медицина, которая нацелена на излечение многих болезней и создание системы персонализированного непрерывного управления здоровьем.
Фотоотчёт
Код вставки на сайт
Науки о жизни. Новое видение логотипа Сеченовского университета
В 2015 году Первый МГМУ им. И.М. Сеченова — единственный вуз медицинского профиля — стал участником Проекта «5-100» по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В университете прошел ребрендинг. Тогда мы решились на создание принципиально нового образа, который бы был более ёмким, чем предыдущие, и соответствовал мировым трендам в области визуализации университетских брендов.
Вопрос развития Проекта 5-100 поднимался на встрече ректора со студентами. Вуз активно развивается и трансформируется, в связи с этим его восприятие целевыми аудиториями должно соответствовать целям и задачам.
Разработка обновленного образа стала одним из шагов по развитию Проекта 5-100. «Дорожная карта» вуза в рамках Проекта «5-100» определяет основную стратегию, которую поддержали все члены Международного экспертного совета — это развитие наук о жизни (life sciences+). Она основана на традиционных компетенциях и преимуществах нашего университета, а также на развитии новых преимуществ и компетенций в рамках междисциплинарных связей. В сфере новых направлений мы видим системную биологию, инжиниринг, материаловедение и информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня, в эпоху цифровой экономики, становятся ключевыми. Для этого в университете создается Научно-технологический парк биомедицины, который к 2020 году станет ключевым элементом преобразований вуза.
Обновленный логотип университета должен в полной мере отражать нашу стратегию, и быть более понятным нашей целевой аудитории, как российской, так и международной. Его главные элементы — дерево и спираль ДНК.
Дерево — это символ мудрости, сохранения традиций, и в то же время рост и развитие.
Спираль ДНК отражает стремление вуза стать исследовательским центром в сфере биомедицины и наук о жизни. Жизнь зарождается в ДНК. Новый логотип отражает наше стремление к развитию — от ДНК к активному долголетию. Изучение ДНК человека — это не просто научные эксперименты. На основе полученных знаний строится новейшая медицина, которая нацелена на излечение многих болезней и создание системы персонализированного непрерывного управления здоровьем.
Университет наук о жизни: Ученому совету представили стратегию развития и план участия в программе «Приоритет-2030»
В обновленном корпусе Института фармации им. А.П. Нелюбина Сеченовского Университета состоялось заседание Ученого совета, первого в новом учебном году.
Благодаря тому, что свыше 71% профессорско-преподавательского состава вуза прошли вакцинацию от коронавирусной инфекции, заседание проходило в очном формате. Академик РАН, ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко представил Ученому совету стратегию на 2021/2022 учебный год и перспективные направления развития вуза, основанные на Национальных целях развития России. Ректор информировал Ученый совет о поданной Сеченовским Университетом заявке на участие в программе «Приоритет-2030» – проекте государственной поддержки ведущих российских университетов.
Предложенная Петром Глыбочко стратегия соответствует Национальным целям развития России, определенным Указом Президента РФ: сохранение здоровья и благополучия людей; развитие талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; цифровая трансформация; достойный, эффективный труд.
Открытие нового корпуса в Тропарево служит достижению стратегических целей. Девятиэтажный корпус готов принять студентов, ученых и исследователей, формирующих инновационные направления в создании лекарственных средств, объединяющих фундаментальной науки с фармацевтической индустрией. Именно здесь ректор выступил с программным докладом, где первым пунктом стало развитие талантов.
Развивая таланты, Сеченовский Университет приступил к формированию учебных планов с учетом индивидуальных способностей студентов и становится элитарным вузом для талантливой молодежи. Этому способствует развитие Научно-технологического парка биомедицины, создание инновационных центров, в том числе Научного центра мирового уровня «Цифровой биобанк и персонализированное здравоохранение». Главная цель – разработка инновационных технологий и продуктов для внедрения в клиническую практику, создание первой в мире единой большой базы данных, объединяющей показатели функционального значения, биоинформационного, геномного и лекарственного мониторинга, активное вовлечение студентов в исследовательские процессы.
В сентябре 2021 года планируется открытие симуляционного центра для иностранных студентов. «За последние годы нам удалось увеличить почти в два раза число иностранных обучающихся в нашем университете. Открыты подготовительные и образовательные центры в странах Юго-Восточной Азии, Индии, Африки и Латинской Америки, созданы современные онлайн-сервисы и модульные программы для иностранных студентов », – сообщил ректор вуза Петр Глыбочко.
С целью создания комфортной и безопасной среды для жизни будет построено студенческое общежитие на улице Россолимо – университет планирует войти в государственную программу строительства студенческих кампусов.
Сохранению здоровья и благополучию людей будет способствовать развитие Клинического центра, цифровизация, внедрение инновационных методов диагностики и лечения. В структуре Клинцентра развернуты Национальный референс-центр иммуногистохимических и патоморфологических методов лечения, Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) по профилю «Урология», на очереди – НМИЦ пульмонологии и НМИЦ анестезиологии-реаниматологии для взрослых. За счет средств субсидии в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями в корпусе им. В.Х. Василенко будет установлен современный магнитно-резонансный томограф.
Большое внимание Сеченовский Университет уделяет созданию условий для достойного и эффективного труда, развития молодых сотрудников.
«Самая важная задача – совершенствование человеческого капитала, многогранная работа, в которой баланс опыта и молодости очень важен. Талантливая молодежь должна тщательно отбираться, и мы должны предоставить все условия для совершенствования профессионального потенциала», – убежден Петр Глыбочко.
На Ученом совете с отчетом о работе приемной комиссии выступила проректор по учебной работе Татьяна Литвинова.
По итогам работы зачислено на бюджет 2600 человек, в том числе 1886 – специалитет и 140 – магистратура, 806 из них (42% мест) – по целевому набору.
Самые популярные специальности (наибольшее количество поданных заявлений): Лечебное дело, Педиатрия – конкурс около 38 чел. на место.
Самый высокий средний балл ЕГЭ при поступлении на специальности Лечебное дело – 95; Педиатрия – 92, «Врач-исследователь»: зачислены 75 человек, средний балл ЕГЭ – 98.
О порядке организации противоэпидемических мероприятий в новом учебном году Ученому совету доложил проректор по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию, член-корреспондент РАН Виктор Фомин.
Отчет о готовности учебных корпусов и общежитий к новому учебному году представил проректор по административно-хозяйственной работе Иван Рязанцев.
С отчетом о работе Кафедры фтизиопульмонологии и торакальной хирургии имени М.И. Перельмана на ученом совете выступил выдающийся врач – один из ведущих торакальных хирургов России, заведующий кафедрой Дмитрий Гиллер.
Состоялось вручение высоких наград университета.
Почетную грамоту вуза ректор вручил члену-корреспонденту РАН, профессору, доктору медицинских наук, заведующему Кафедрой гигиены детей и подростков Владиславу Кучме.
Благодарность ректора вручена Дмитрию Морозову, заведующему Кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии им. профессора Л.П. Александрова.
Завершая Ученый совет, Петр Глыбочко пригласил участников заседания на открытие монумента Подвигу медицинских работников в борьбе с COVID-19 и выразил уверенность в том, что: « Новый этап развития университета, который мы начинаем в этом учебном году, может быть успешно реализован только на основе единства наших стремлений, на высокой ответственности и полной самоотдаче для целей дальнейшего продвижения Сеченовского Университета наук о жизни!»
Университет наук о жизни
Пандемия изменила привычный уклад жизни миллионов людей. Но точно так же она внесла неожиданные коррективы в работу лечебных учреждений, подготовку медицинских кадров. Не растерять накопленный опыт, использовать его в дальнейшем – непростая задача. Тем более, что шаг за шагом происходит цифровая трансформация высшего образования. В качестве яркого примера можно привести Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова. Главная задача, которая поставлена в его стенах относительно недавно, – превратить вуз в университет наук о жизни. В эту концепцию входит создание цифровых двойников, биодизайна, института персонализированной медицины и многое другое. Обо всём этом с ректором Сеченовского университета академиком РАН Петром ГЛЫБОЧКО побеседовал обозреватель «Медицинской газеты» Алексей ПАПЫРИН.
– Пётр Витальевич, не приведёт ли дистанционное образование, к которому вынуждены были перейти вузы из-за ограничительных мер, к снижению уровня медицинского образования?
– На этот вопрос можно с уверенностью ответить: нет. Я не буду говорить за всю страну, но в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова переход на онлайн-обучение совпал с процессами цифровой трансформации вуза. Мы уже не раз говорили, что цифровой университет – новая реальность образования. Его модель университет реализует с конца 2019 г. Она включает в себя систему управления на основе данных, применение информационных технологий, индивидуальные образовательные траектории, компетенции цифровой экономики. Благодаря формированию цифровой экосистемы все учебно-методические материалы, включая контрольные средства для самопроверки, размещены на Едином образовательном портале университета и доступны для изучения. Именно здесь представлены лекции и образовательные курсы. При этом доступ студентов, в том числе и иностранных обучающихся, к знаниям реализован в полном объёме. Семинарские занятия и консультации проводятся с использованием Единого образовательного портала, электронных площадок Zoom, MS Teams, Webinar и других ресурсов. Наблюдается очень высокая востребованность цифровой библиотеки вуза, которая содержит около 10 тыс. электронных изданий, обеспечивая удалённый доступ по различным специальностям. Активно работает межвузовская площадка электронного медицинского образования университета, которая также подходит для формирования индивидуального плана обучения, технологических решений и образовательного контента. Запущена национальная платформа электронного медицинского образования, активно размещаются образовательные курсы на международных онлайн-ресурсах.
– Всё перечисленное, наверное, потребовало выполнения огромного объёма работы и значительных финансовых вложений…
– Для примера давайте возьмём создание лекций в аудиоформате. Казалось бы, их можно записать достаточно быстро. Но преподаватели должны были их подготовить, проявить креативность, подумать, чтобы они легко воспринимались при трансляции в интернете. Студентам, безусловно, удобнее прослушать лекции дома, а не приезжать в вуз. К тому же при подготовке к экзамену или зачёту можно быстро найти те из них, которые необходимо повторить, включить компьютер и вновь прослушать лекции. Но восприятие предмета в зале университета и дома – две разные вещи. Мы решили посмотреть, насколько лекции востребованы студентами. Если какая-то из них мало просматривается пользователями, то аттестационная комиссия это учитывает, делает выводы. Чтобы она «зазвучала», в неё требуется вложить душу. Сегодня мы уверены, что лекции подготовлены, проверены и помогают будущим докторам осваивать специальность. Проведение дистанционных мастер-классов и практических занятий было невозможно, если бы не заработали три современных студии. Понятно, что перед университетом никто не ставил подобных задач, но мы понимали, что за этим будущее. Поэтому выделили деньги, проработали технические вопросы. – Преподаватели должны вместе со студентами разбирать трудные диагнозы, сложные случаи, обсуждать вместе выбранную тактику лечения, корректировать терапию.
— Вы согласны, что врач не может действовать всегда по одному протоколу?
– О значимости клинических рекомендаций, являющихся мейнстримом при принятии решений, написано и сказано уже очень много. С другой стороны, очевидно, что каждый пациент – индивидуальность, организм его имеет десятки особенностей. Надо знать общие подходы, но и включать клиническое мышление, понимать, как могут подействовать выбранная методика, лекарство на конкретного больного. Приведу пример из собственной клинической практики. Мы – студенты тогда Саратовского медицинского университета вместе с профессором разбирали историю болезни женщины, у которой образовались коралловидные камни в почках. Ей выполнили операцию по их удалению, но прошло полгода и у неё вновь образовались камни. Источается паренхима, через какое-то время встаёт вопрос о трансплантации почки. И прогноз нашего наставника полностью оправдался. Разбор таких клинических случаев должен оставаться в памяти у врача.
Врачебные консилиумы проводились в изменённых условиях. Обучающиеся были переведены на дистанционное обучение с 16 марта по 1 июля 2020 г. В новом семестре с ноября младшие курсы учатся дистанционно, старшие вышли на практическую подготовку.
Конечно, нельзя сказать, что нет никаких шероховатостей, недоработок в дистанционных программах, техническом оснащении. Но они иного уровня. Сегодня преподаватели, руководство вуза может зайти в специальное приложение и пообщаться персонально с каждым из студентов. И это позволяет организовывать, например, дистанционные консилиумы, помогающие развивать клиническое мышление, найти адекватный алгоритм лечения.
– Как известно, студенты университета участвовали в борьбе с COVID-19. На ваш взгляд, внесли ли они серьёзный вклад в противостояние опасной инфекции?
– Весной 2020 г. в лечебные учреждения Москвы направлено свыше 2 тыс. ординаторов и аспирантов. До недавнего времени около 600 ординаторов и аспирантов работали непосредственно на врачебных должностях (врач-стажёр, врач-терапевт участковый), более тысячи проходили практическую подготовку на клинических базах университета, принимая непосредственное участие в лечебных и профилактических мероприятиях в перепрофилированных больницах и амбулаторных центрах. В марте 2020 г. в соответствии с приказом Минздрава и Минобрнауки России на практическую подготовку направлены около 5,5 тыс. студентов старших курсов, обучающихся по врачебным специальностям (лечебное дело, педиатрия, стоматология, медико-профилактическое дело), бакалавры сестринского дела. По данным на 28 декабря 2020 г., в лечебных учреждениях Москвы работали 7803 обучающихся, в том числе из них трудоустроены 1375, большинство – в «красной зоне». Хочу подчеркнуть, что трудоустройство в перепрофилированные клиники осуществлялось исключительно на условиях добровольности. Мне кажется, эти сухие статистические данные говорят сами за себя.
– Но, наверное, когда университет переходил на практическую подготовку в перепрофилированных стационарах, не все высказывали одобрение такого решения?
– Думаю, что определённое недовольство и опасения были в первые месяцы пандемии. Если говорить в целом по медицинским вузам России, то более 10 тыс. студентов – медицинских работников трудились в качестве волонтёров. На практическую подготовку в ковидные госпитали были направлены более 36 тыс. студентов старших курсов.
Большинство из них самостоятельно приняли решение работать в «красной зоне».
Возвращаясь к Сеченовскому университету, на заседании Координационного совета по противодействию распространения COVID-19 мэр Москвы Сергей Собянин заявил о направлении на практику (в рамках борьбы с коронавирусом) студентов 4-6 курсов медицинских вузов. И с 1 мая 2020 г. студенты старших курсов направлялись в медицинские организации соответствующих субъектов РФ для прохождения практической подготовки. Работа в условиях пандемии диктовала новые требования. Поэтому всем обучающимся предоставлялась возможность выбора нескольких вариантов работы. Те, кто пожелал работать в «красной зоне», прошли обучение по программе «Диагностика и профилактика новой коронавирусной инфекции». Студенты дали информированное согласие на работу, с ними был заключён трудовой договор. То есть это являлось полноценным трудоустройством в больницы. В Москве их зарплата превышала 100 тыс. руб., их обеспечивали бесплатным питанием.
Мы гордимся ребятами, которые выбрали для себя самые трудные участки работы. Не решили отсидеться, а пошли трудиться на передовую борьбы с пандемией. Они показали себя настоящими врачами, которые не дрогнули перед трудностями. Уверен, они станут настоящими профессионалами.
– Под знаком пандемии прошёл 2020 г. Продолжались ли перспективные научные исследования в вузе в этот сложный период?
– Если вы обратитесь к международной базе данных Scopus, то увидите, что учёными университета (включая сотрудников зарубежных вузов) опубликовано более 270 статей, посвящённых тематике COVID. Конечно, формат нашей встречи не позволяет подробно рассказать обо всех таких публикациях. Одна из крайне интересных работ размещена в ведущем международном журнале Clinical Infectious Disease. В этой статье представлена выборка из более чем 3 тыс. пациентов из России. Все они проходили лечение в «ковидном» госпитале университета. На основании общепризнанной исследовательской методологии представлена эффективность терапевтических подходов, при которых смертность среди госпитализированных пациентов составила не более 5,6%. Также хочу отметить, что в Клиническом центре университета в настоящее время проводятся более десятка исследований, посвящённых тематике новой коронавирусной инфекции.
Распоряжением Правительства РФ утверждён список получателей грантов среди научных центров мирового уровня. В числе них – Сеченовский университет с проектом «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение».
– Не так давно завершён Проект 5-100. Будет ли университет и дальше считать приоритетными не только образовательную, но и научную составляющую?
– Безусловно, да. Мы все наблюдали трансформацию, как вузы из образовательных учреждений становились, в том числе и научными. И это коснулось всей высшей школы. Сегодня через науку студенты получают хорошее образование, а университеты внедряют новые, современные технологии в клиническую практику. Но проведение современных исследований, безусловно, требует использования дорогостоящего оборудования. Кроме того, оно должно обновляться каждые 2-3 года. На такое техническое перевооружение нужны серьёзные финансовые вложения. И мы надеемся, что проекты, направленные на повышение конкурентоспособности российских вузов, продолжатся.