Счетчик моточасов для автомобиля своими руками
Счётчик моточасов для смены масла
Привет нашим и не нашим!
Доделал очередной проект под названием «Счётчик моточасов для смены масла».
Фотография первой ревизии отладочной платы — ТУТ!
Фотография второй ревизии финальной голой платы — ТУТ!
ОПИСАНИЕ.
Блок предназначен для напоминания когда нужно сменить масло в автомобильном ДВС/мотоблоке/компрессоре/другом устройстве где нужно следить за количеством наработки моточасов. При несвоевременной замене масла велик риск плачевных последствий.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СЧЁТЧИКА.
Входное напряжение (постоянное/переменное): 6 — 24 В;
Потребление:
Краткое демонстрационное видео:
Ни гвоздя, ни жезла и полного бака! 😉
Комментарии 22
Я не пойму- это часы обыкновенные или «оно» умеет считать оботы коленвала.
Оно по нейросвязи па правадам щитаит всплески напруги, атфильтовываит ни нужные. Микрапрацесар, па формулам вычитывает мотачасы в зависимости от абаротав.
Интуитивное «оно». Скоро, на всех полках магазинав!
День добрый! На автомобиль кроссовер дизель такое устройство можно установить подключить?
Здравствуйте. В принципе можно. Давайте дальше перейдём в ЛС.
Ты не думал по питанию контроллера поставить большой конденсатор или даже ионистор? Текущие показания счётчика хранить в ОЗУ, а при пропадении питания скидывать в ПЗУ.
Можно было бы, но цена изделия сразу возрастёт. Мне показалось, что на данный момент это излишество.
Конденсатор, два резистора и диод сильно увеличат стоимость?
PS Можно было по фану индикацию вместо мигающего прочерка сделать в виде анимации.
Хорошо, по вашему мнению, какого ионистора было бы достаточно?
Если принять нагрузку за 20мА (я исключил второстепенную нагрузку, только контроллер и память), то конденсатор 4700мкФ разрядится до 3.7В за 300мс, на запись хватит и 5 мс.
А уж ионистора даже на 0.22Ф гарантировано хватит, при том что цена его 20 рублей. А за 35 можно купить на 1Ф.
ХМ а на фига это надо?
Раньше на ВАЗ21093i катался, стоял БК ГАММА, так там, можно было все эти дела контролировать… по замене ремней, масла и др.
через определённый километрах, пищать, напоминать начинает, что пора менять, ремни, масло и др…
Не разу не пользовался функцией этой, так как и сам помню, что, когда менять надо)…
А тут целый прибор, для контроля, одного параметра…
ИМХО: В любом БК это реализовано, в лучшем виде.
Мне кажется, вы вскользь прочитали описание так как там чётко указано, что это устройство не для автомобиля.
ХМ а на фига это надо?
Раньше на ВАЗ21093i катался, стоял БК ГАММА, так там, можно было все эти дела контролировать… по замене ремней, масла и др.
через определённый километрах, пищать, напоминать начинает, что пора менять, ремни, масло и др…
Не разу не пользовался функцией этой, так как и сам помню, что, когда менять надо)…
А тут целый прибор, для контроля, одного параметра…
ИМХО: В любом БК это реализовано, в лучшем виде.
» Не разу не пользовался функцией этой, так как и сам помню, что, когда менять надо)… «
Сами то себя слышите?
Первую замену вы отездили аще по трассе и вроде как по замене всё норм.
А вторую замену всю оттарахтели в городских пробках.
Разницу чуете?
Сколько ДВС так загубили тарахтя на одном месте, но меняя по пробегу!
Ведь не зря же в сель. хоз технике ставят Моточасы.
Но даже и там ручонки маркетологов уже побывали!
Меняют масло не при 250-300м/ч, а гораздо позже.
Ведь сейчас масла типа супер пупер крутые. Можно вообще до кап ремонта не менять! :-)))
Счетчик времени работы двигателя. Или я тебя слепила из того что было))
Но неожиданно)) на глаза попался электромеханический счетчик маде ин джапан (уже и не помню от чего), пролежавший в закромах лет десять.
В голове зашевелились мысли — а почему бы не пристроить его в авто?
Там же (в закромах)) нашелся механизм от часов с кварцованным генератором импульсов.
Нашелся автомобильный адаптер со сломанным корпусом но живой платой, футляр от видеокассеты и подходящая микросхема.
В общем звезды сошлись))
В выходные пришлось доставать маленький паяльник))
Так как серийное производство данного устройства не предполагалось), плату изготовил по старинной радиолюбительской технологии)
В качестве корпуса использовал футляр от видеокассеты. Разъем питания подключается через отверстие с задней стороны и служит своего рода ключом, предотвращая раскрытие футляра.
Ну и заключительный штрих — немного карбона. Для красоты))
В автомобиле счетчик расположил в кармашке под магнитолой.
Питание подключил к шине «вкл. зажигание». Самый простой вариант. Вряд ли автомобиль будет долго стоять с включенным зажиганием и неработающим двигателем. Так что точность измерения времени работы двигателя будет вполне приемлемая.
После установки счетчика на душе появилось спокойствие))
Теперь менять масло буду строго по часам))
Это конечно шутка. Ну а если серьезно — устройство получилось вполне годное.
Понаблюдаю за зависимостью времени работы двигателя от пробега. И тогда можно будет сделать выводы об его необходимости.
Счетчик моточасов в 2109
Всем привет!
Лазия по просторам Youtubа я набрел на одно видео, на самом деле оно не одно такого содержания, вот оно:
выбрал именно электронно-механический, потому как чтобы не случилось с питанием, показания на нем в любом случае останутся и не сбросятся.
Место для его установки было выбрано под капотом, в салоне я просто не смог подобрать куда его установить)
Подключать его нужно от цепи зажигания. Так как если от другой цепи, то он будет считать постоянно. Были там и счетчики, которые начинали отсчет от появления импульсов на третьем проводе выходящего из него. Но по сути зажигание мы то мы включаем только во время пуска и работы двигателя, просто так на долго зажигание никто и не включает. Ведь так?
С точкой подключения счетчика вообще проблем не возникло. У меня когда-то стоял диагностический разъем на моторном щитке возле ЭПХХ, но потом когда ставил ГБО я его благополучно депортировал и на его месте установил доп. реле управляющие клапанами газа и бензина. Так вот провода с этого разъема остались в наличии и заизолированы. Среди этих проводов был сине-красный провод, на нем и на катушке зажигания в момент включения зажигания появлялся «+», так же там был и черный провод он же «-«. Вот с этих проводов и было взято питание для счетчика.
При подключении был сделан один хитрый маневр. Техника из китая загадочная и вполне может быть полна сюрпризов, поэтому я решил перестраховаться и установить в разрез «+» предохранитель на 5 А (меньшего номинала я просто не нашел).
Примастырил я его по колхозному, но главное практично, и замотал изолентой и спрятал в косу, чтоб в глаза не бросался.
Теперь включив зажигание прислушавшись можно услышать как тикают часы под капотом))) как у китайского будильника)).
Так что теперь засекаем на нем, с учетом того что уже какой то пробег я проехал без счетчика, 240 часов (как высчитал автор видео) до следующей замены масла и сравниваем, что быстрее набежит по спидометру или по моточасам.
На данный момент пробег составляет:
Делаем счётчик моточасов
Доброго времени суток. С наступившем всех.
Давно я ничего не писал, и вот подвернулся случай. Сделал я давнюю задумку, счетчик моточасов.
Было несколько вариантов. dip27 предложил не париться, и просто подключиться к сети. iGnom Предложил подключиться к датчику давления масла(типа счетчик будет считать часы только когда машина заведена). Но мы же не ищем лёгких путей 🙂
iGnom подкинул ссылку на релюшки от Энергомаш, их и взял, артикулы ниже
Что нам понадобится:
Энергомаш ИBH4 — сам счетчик моточасов
Энергомаш 362378704 — реле контроля напряжения
Какой нибудь адаптер в прикуриватель. Я раздербанил от китайского регистротора
Пара колодок под реле. Купил в ближайшем автомагазине
Немного проводов
Дербаним и подготавливает наш адаптер:
Релюшку со счетчиком не расковырял, побоялся корпус разломать.
Нам понадобится 3 контакта с номерами 30, 85, 86.
У обоих релюшек масса будет общей. На контакт №30 идёт «+» от сети. С контакта №87 идёт «+» на счетчик моточасов, когда реле контроля напряжения включается.
Для настройки включения/выключения я использовал зарядное устройство + китайский регулятор напряжения.
Сам процесс настройки:
1. Подключаем наш БП к адаптеру в прикуриватель. Минус к «пружинкам» по бокам, Плюс к «штырьку». Если нет такой возможности, то делаем настройку в машине, вставив адаптер в прикуриватель.
2. Машина заведена / на БП выставлено желаемое напряжение при котором реле будет включаться. Тоненькой отверткой крутим регулятор Uon против часовой стрелки, пока не включится релюшка. На реле контроля напряжения должен 2 раза моргнуть светодиод. Это будет напряжение при котором наша система включается, и счетчик моточасов начинает считать время.
3. Машина заглушена, зажигание включено / на БП выставлено напряжение, при достижении которого(и ниже) реле контроля напряжения будет выключаться. Теперь начинаем крутить регулятор Uoff по часовой стрелке, пока не моргнёт 2-3 раза светодиод и реле контроля напряжения не выключится.
4. Если в машине, заводим и проверяем, включается ли, глушим и смотрим, выключается ли. Если настраиваем через БП то регулируем напряжение в ручную и проверяем работоспособность. Если что то не работает, в зависимости от ситуации смотрим п.2 или п.3 данной инструкции.
5. Дополнение. Если светодиод на реле контроля напряжения не МОРГАЕТ а СВЕТИТСЯ значит значение Uon(вкл) == Uoff(выкл), т.е. напряжение включения примерно равно напряжению выключения, реле автоматически выключается. Чтоб выйти из данной ситуации нужно немного покрутить регулятор Uon или Uoff.
У себя я настроил такие параметры(настраивал по тестеру, ибо китайский БП жестоко врал):
13,4 — включение
12,9 — выключение
Счетчик моточасов, дешевый и долговечный
Бензиновыми и дизельными двигателями различной мощности сегодня пользуются многие и повсеместно. Надёжность и экономичность работы бензогенераторов, пил, косилок и триммеров, помп, мотоблоков, квадроциклов, лодочных моторов и другой техники зависит от своевременности техобслуживания. Сменил масло раньше времени — выкинул часть его ресурса (и стоимости) впустую. Заменил позже, не очистил вовремя фильтр, не проконтролировал состояние узлов, — сократил жизнь своему стальному другу, получил неожиданный отказ в работе, потратился на замену испорченных деталей. Чтобы в обслуживании моторной техники не действовать по наитию и не утруждаться учетом времени наработки, применяются счётчики моточасов.
Статья описывает схему, конструкцию и прошивку авторского счётчика моточасов, легкую для повторения любителями с небольшим опытом, и не содержащую сколько-нибудь дорогих или дефицитных деталей. Счётчик не содержит элементов питания и не нуждается в них, работает с любым карбюраторным, дизельным, инжекторным или компрессионным двигателем внутреннего сгорания, имеющим генератор, зарядную или осветительную катушку, а также может быть использован для учёта рабочего времени любых имеющих электропитание устройств.
Существует 2 подхода к учету времени наработки. Первый — по количеству оборотов, совершённых двигателем за время работы, второй — по самому времени работы в астрономических часах. Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. При преимущественно низкой частоте вращения значение расхода моторесурса, рассчитанное по числу оборотов, будет ниже фактического, а при форсированной работе двигателя на высоких оборотах заниженным окажется результат, определённый по астрономическим часам.
В случае мотовездехода и бензогенератора более адекватным является учёт астрономических часов работы мотора, который и осуществляется нашим цифровым счётчиком.
Распространенные в России и странах СНГ счетчики-тахометры и мотокомпьютеры китайского производства чаще всего имеют энергозависимую память и жидкокристаллический индикатор с питанием от встроенных элементов. Данные о работе двигателя берутся в виде импульсов с куска провода, наматываемого на высоковольтный провод свечи зажигания (дизелю и компрессионнику не годится).
Корпуса таких изделий герметичны (или не очень, причём воду в себя вбирают, а обратно не отдают), и после разряда элементов питания прибор либо выбрасывается, либо его владельца ждёт «увлекательная» работа по вскрытию корпуса, разрушению слоя эпоксидной заливки, установке новых элементов и восстановлению корпуса, либо перестановке устройства в новый. Цена китайского устройства также представляется завышенной, особенно при покупке в российских магазинах.
Данных недостатков лишен самодельный счётчик времени наработки, собранный автором для своего мотоцикла-вездехода «Атаман» с двигателем-аналогом Honda GX200. Такие стоят в сотнях моделей самых распространённых мотоблоков, миниэлектростанций, помп и иной бензотехники, и для адекватного обслуживания каждого из чудесных стальных помощников весьма желателен счётчик моточасов.
Схема предельно проста и экономна. Мощности выходов микроконтроллера PIC16F630 (или 676) вполне достаточно для прямого питания светодиодов трёхразрядного семисегментного индикатора SP420361. Питание МК осуществляется от конденсатора, заряжаемого через общеизвестный интегральный стабилизатор 7805 и диод, в качестве которого сойдёт любой маломощный выпрямительный. Конденсатор столь значительной ёмкости нужен для обеспечения сохранения данных о времени наработки в энергонезависимую память МК после отключения питания устройства, о котором МК узнаёт благодаря входу RA3, подключенному к выходу стабилизатора до диода. Для компенсации падения напряжения на последнем служит второй диод между опорным выводом 7805 и землёй схемы. Третий диод на входе стабилизатора служит однополупериодным выпрямителем, т.к. схема питается переменным током от генераторной катушки двигателя. Назначение фильтрующих конденсаторов и токоограничивающих резисторов самоочевидно и в комментариях не нуждается. Резистор на выходе стабилизатора нужен для быстрого разряда конденсаторов фильтра и правильного формирования сигнала об остановке двигателя.
Когда двигатель запускается, микроконтроллер загружает из энергонезависимой памяти текущие значения времени наработки и запускает цикл динамической индикации с подсчётом времени текущего сеанса работы. Запись суммарного времени наработки двигателя в EEPROM контроллера производится лишь однократно за сеанс работы двигателя, в момент остановки, причём перезаписываются только те ячейки памяти, значения для которых изменились. Таким образом, ресурс EERPOM расходуется очень экономно, что делает счётчик практически вечным. После наработки тысячи моточасов отсчёт продолжается с нуля. Учёт времени наработки осуществляется с дискретностью 20 секунд, тактирование осуществляется от встроенного RC-генератора МК. Такой точности вполне достаточно для своевременного ухода за верным моторным другом.
Счётчик собран на макетной плате из деталей с проволочными выводами, смонтированных с двух сторон. Внутрисхемное программирование не предусматривается, МК устанавливается в панельку. Последнюю пришлось разрезать вдоль на две половины для осуществления двустороннего монтажа. Возможны и другие варианты разводки платы, в том числе, с переназначением выводов МК и соответствующим изменением констант таблицы индикации в прошивке. Корпусом послужила прозрачная пластиковая коробочка от скрепок из гипермаркета «Ашан».