Счет за простой грузового автомобиля образец
Транспортная накладная
Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2021 года.
Законодательное регулирование
Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.
Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/4681@. При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.
Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.
К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.
Общие сведения
Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.
Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.
При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.
На каждый автомобиль нужно оформлять свою накладную.
К сведению! В настоящее время применяется также и товарно-транспортная накладная. В чем ее отличия от товарной накладной, можно прочитать в нашей статье.
Разбираемся, как заполнить транспортную накладную
Документ можно заполнить от руки либо на компьютере, в том числе с применением специальных программ. Сначала указывают номер экземпляра накладной, дату составления и номер документа.
Далее рассмотрим, как вносить информацию в бланк накладной по пунктам:
Важно! Перед тем как подписать документ, необходимо тщательно проверить, все ли верно заполнено.
Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны. По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них.
Претензии и акты в грузоперевозках
Что делать, если груз прибыл повреждённым или с недостачей? Какие действия должны последовать, если транспорт прибыл с опозданием или вообще не прибыл, сорвав погрузку? Как действовать перевозчику, если от пользования его транспортное средство, прибывшее на погрузку, отказываются грузить или если на выгрузке отказываются от груза? Выход во всех этих ситуациях один – составлять акт, а затем претензию и направлять их перевозчику или заказчику. Давайте разберёмся – что это за документы и почему вообще их надо составлять.
В постановлении Правительства от 15 апреля 2011 года №272 претензиям и актам отведена VII глава. Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это:
а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта. Помните об этом!
Статья 82 постановления Правительства от 15.04.2011 №272 устанавливает сведения, которые должны содержаться в акте:
Акт составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц участвовало в его составлении.
Образцы часто применяемых в грузоперевозках актов в формате Microsoft Word:
Претензии в грузовых автоперевозках.
Срок исковой давности, предусмотренный для автомобильных грузоперевозок, составляет 1 год. Этот срок установлен статьёй 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Отсчёт срок давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии заказчику или перевозчику.
Все претензии предъявляются в письменном виде. Статья 88 Постановления Правительства от 15.04.2011 №272 определяет следующие сведения, которые должны содержаться в претензии:
а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.
Претензия составляется в двух экземплярах: один отправляется контрагенту, второй остаётся у стороны, подающей претензию. Рекомендуется высылать претензию заказным письмом с описью вложения, чтобы у стороны, принявшей претензию, не было возможности заявить, что в письме были чистые листы. Отсылать претензию дополнительно факсом или электронной почтой можно, но не обязательно.
Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней, по истечении которого сторона, к которой предъявляется претензия, обязана либо удовлетворить её полностью, частично или же отклонить. В двух последних случаях необходимо аргументировано указать причину принятия такого решения.
Вы можете скачать образцы претензий о срыве погрузки как по вине перевозчика, так и по вине грузоотправителя в формате Microsoft Word.
Помните, что претензия – это очень важный документ. Согласно ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Как выставить счет за простой автотранспорта — образец 2020
Счетом на оплату называют документ, который выставляется продавцом товаров или услуг покупателю. Таким образом, подтверждается факт продажи и возникают основания для внесения оплаты.
Как выставить счет на оплату?
Счет выставляется как без договора, так и на основании договора. Он направляется покупателю услуг по электронной почте или вручается лично. Документ оформляется в бумажном или электронном виде (в формате Word, Excel и PDF и т. д.). В зависимости от договоренности сторон счет выставляется до или после оказания услуг/поставки товаров.
Чем отличаются счета на оплату от ООО и ИП?
Счета от ИП (индивидуального предпринимателя) и от ООО (общества с ограниченной ответственностью) отличаются друг от друга только тем, что предприниматель расписывается на документе один раз, а в ООО нужно две подписи и за руководителя предприятия, и за главного бухгалтера.
Бланки счетов на оплату 2018-2019 года
Предлагаем вам бесплатно скачать пустые бланки счетов на оплату, действительные в 2019 году.
Как заполнить бланк счета на оплату?
Форма счета на оплату не регламентируется законодательными документами. Каждая организация разрабатывает бланк документа самостоятельно, включая в него обязательные реквизиты, или использует общепринятые шаблоны.
При выставлении счета на оплату в него включают:
Почему в КУБе удобнее выставлять счета. Видео
Чтобы правильно внести в бланк реквизиты своей организации (или ИП) и плательщика, бесплатно скачайте шаблоны заполнения счета на оплату услуг и товаров.
Начать использовать КУБ прямо сейчас
14 дней БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП
Как отражать НДС в счете на оплату?
В счете на оплату с НДС (при использовании ИП или организацией основной системы налогообложения – ОСНО) отдельно прописывается сумма налога на добавочную стоимость – 18% от стоимости товаров или услуг.
В счете без НДС (при использовании ИП или организацией упрощенной системы налогообложения – УСН) указывается: «Без НДС» или «НДС не облагается».
Когда нужно указывать в счете срок его оплаты?
Срок оплаты счета указывается в документе в том случае, когда в договоре между поставщиком услуг и товаров и их получателем указаны временные рамки осуществления финансового расчета между сторонами.
Сделать и заполнить счет на оплату онлайн бесплатно
Нужна помощь по выставлению счета или консультация?
Получите помощь экспертов бухгалтеров по выставлению счета
Инструкция: как действовать при простое по вине заказчика
Достижение результата договора подряда — это совместная задача заказчика и подрядчика. Исполнитель не способен полноценно выполнить свои обязанности без участия, в той или иной форме, обеих сторон. Если клиент свою часть обязательств не исполняет, то и исполнитель часто не может продолжать выполнять свою часть, из-за чего у него возникает вынужденный простой.
На практике простой связан с:
Если клиент не исполняет обязанности, исполнителю категорически не рекомендуется решать этот вопрос самостоятельно.
Например, без согласований закупать материалы или продолжать работы в отсутствии документальных распоряжений контрагента, когда они нужны.
Работу необходимо остановить, заактировать факт невозможности продолжения их выполнения и направить контрагенту официальное письменное уведомление о необходимости выполнять свои обязанности.
Что можно взыскать с заказчика за простой
Гражданский кодекс в случае простоя по вине заказчика предоставляет подрядчику возможность:
Когда клиент не предоставляет материалы, оборудование или необходимую документацию, исполнитель вправе отказаться от договора. В таких ситуациях, помимо убытков и издержек, он вправе потребовать уплаты стоимости фактически выполненных работ.
Стороны могут договориться, как будет оплачиваться период простоя. Если такая договоренность в подрядном соглашении присутствует, сумму оплаты простоя можно взыскать.
Что нужно прописать в договоре подряда
Чтобы вопросы простоя можно было решить быстро и полюбовно, необходимо на этапе заключения предусмотреть в соглашении сторон:
Скачать пустой шаблон договора подряда
Скачать заполненный образец договора подряда
Как взыскать компенсацию за простой
Если возник простой и исполнитель получил основания для взыскания с клиента, первым делом следует направить официальную письменную претензию. Даже если претензионный порядок не оговорен в договоре, его соблюдение необходимо для последующего обращения в суд.
В претензии должны содержаться основания взыскания: необходимо кратко обрисовать, что именно нарушил заказчик и по какому пункту договора подрядчик выставляет требования, расчет суммы взыскания за простой, порядок погашения, например, можно указать реквизиты для перечисления компенсации и срок для добровольного перечисления. Завершить претензию можно напоминанием о том, что при отказе клиента от перечисления требуемой суммы подрядчик готов обратиться в суд.
Если ответа на претензию не последовало или клиент с претензией не согласен, можно приступать к судебному взысканию.
Для чего нужен акт простоя
Таким документом фиксируют факт простоя. Он поможет доказать, что подрядчик какое-то время не мог работать по вине своего контрагента. Акт, в числе прочих документов, потребуется для взыскания компенсации с заказчика.
Составление акта о простое не исключает письменного уведомления клиента о невозможности исполнителя следовать своим обязанностям. Более того, к письменному уведомлению желательно приложить копию акта.
Как составить акт простоя
Акт составляется в письменной форме сотрудниками подрядчика. Лучше задействовать сотрудников, занятых в разных подразделениях и, насколько это возможно, независимых друг от друга. Они не обязательно должны относиться к руководящему составу организации. В комиссию должны входить не менее двух-трех человек, предельная численность не ограничена.
В акте необходимо отразить:
В конце акта все члены комиссии расписываются, подтверждая тем самым свое согласие с изложенной информацией.
Скачать пустой бланк акта о вынужденном простое
Скачать заполненный образец акта о вынужденном простое
Особенности для простоя транспорта и техники
Простой техники по вине заказчика — закономерное следствие неисполнения клиентом обязанностей по договору: если исполнитель не способен выполнять работы, техника в этом время стоит без дела.
Невостребованность техники влечет издержки:
Все эти издержки подрядчик вправе предъявить клиенту к возмещению. Чтобы возмещение было более вероятно, составляя акт простоя и уведомляя клиента о необходимости исполнения его обязательств по договору, желательно указать, какая техника простаивает и какие издержки претерпевает подрядчик.
Особенности для простоя грузов
Простой грузов возникает, например, когда транспортная организация привозит груз заказчику и вынуждена ждать, пока клиент его выгрузит.
Срок выгрузки, измеряемый в часах, должен быть предусмотрен договором перевозки. Часто заказчики предусматривают длительный, до суток, период выгрузки. Чтобы минимизировать период бесплатного простоя, следует еще на этапе согласования договора обратить внимание на эту величину.
Срок выгрузки начинает исчисляться с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной заказчику по факту прибытия в место разгрузки.
Если в простое виноват поставщик
Когда подрядчик не продолжает работы из-за того, что поставщик, у которого заказчик закупил материалы, не привез их вовремя, возникает простой по вине поставщика. Фактически вины клиента в этом случае нет, но поставщика с подрядчиком никакие соглашения не связывают — договор поставки заключен между заказчиком и поставщиком.
Предъявлять претензии в связи с простоем подрядчик должен к клиенту, а тот, в свою очередь, обязан их удовлетворить. Такая ситуация дает возможность уже клиенту обратиться с претензиями к поставщику и взыскивать с него, в том числе, убытки, связанные с выплатой компенсации подрядчику.
Претензии и акты в грузоперевозках
Что делать, если груз прибыл повреждённым или с недостачей? Какие действия должны последовать, если транспорт прибыл с опозданием или вообще не прибыл, сорвав погрузку? Как действовать перевозчику, если от пользования его транспортное средство, прибывшее на погрузку, отказываются грузить или если на выгрузке отказываются от груза? Выход во всех этих ситуациях один – составлять акт, а затем претензию и направлять их перевозчику или заказчику. Давайте разберёмся – что это за документы и почему вообще их надо составлять.
В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта. Помните об этом!
Статья 82 постановления Правительства от 15.04.2011 №272 устанавливает сведения, которые должны содержаться в акте:
В случае, если какая-то из сторон отказывается подписать акт, то причина этого указывается в акте – об этом говорится в ст. 82 постановления Правительства №272 от 15.04.2011. Срок составления акта определяется 80-ой статьёй этого же постановления – это день обнаружения обстоятельств для составления акта.
Впрочем, если невозможно составить акт в этот же день, то его возможно составить на следующий день. Кроме того, если одна из сторон уклоняется от участия в составлении акта, то акт составляется в одностороннем порядке с предварительным письменным уведомлением второй стороны — об этом также говорится в ст.
Претензии в грузовых автоперевозках
Срок исковой давности, предусмотренный для автомобильных грузоперевозок, составляет 1 год. Этот срок установлен статьёй 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Отсчёт срок давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии заказчику или перевозчику.
Все претензии предъявляются в письменном виде. Статья 88 Постановления Правительства от 15.04.2011 №272 определяет следующие сведения, которые должны содержаться в претензии:
Претензия составляется в двух экземплярах: один отправляется контрагенту, второй остаётся у стороны, подающей претензию. Рекомендуется высылать претензию заказным письмом с описью вложения, чтобы у стороны, принявшей претензию, не было возможности заявить, что в письме были чистые листы. Отсылать претензию дополнительно факсом или электронной почтой можно, но не обязательно.
Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней, по истечении которого сторона, к которой предъявляется претензия, обязана либо удовлетворить её полностью, частично или же отклонить. В двух последних случаях необходимо аргументировано указать причину принятия такого решения.
Помните, что претензия – это очень важный документ. Согласно ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Простои при перевозках, оплата за простой
Приведем ряд правил, которые помогут не допустить простоя при грузоперевозках
Правила применяемые к грузополучателю:
Правила применяемые к грузоперевозчику:
Что делать, если простой до разгрузки гарантирован
В большинстве случаев, следуя данным пунктам, вы избежите длительные простои во время разгрузки груза.
Оплата простоя
При задержке разгрузки встает вопрос о возмещении убытков связанных с простоем автотранспорта. Пункты оплаты за простой обычно указываются в договоре. Однако и данный пункт об оплате за простой, не гарантирует своевременную разгрузку транспортного средства. Несколько советов по данному поводу:
Надеемся что рекомендации представленные в данной статье помогут вам избежать простоя при разгрузке, либо получить оплату за сверхурочный простой транспорта.
Как выставить счет за простой автотранспорта
Договором с диспетчером может быть установлен иной порядок подтверждения факта простоя транспортного средства, будьте внимательны при подписании договора (заявки).
Если посредник откажется оплачивать простой машины на погрузке или выгрузке, следует обращаться в суд за защитой своих интересов.
Пара-тройка исков к диспетчеру заставит его придти к пониманию того, что лучше оплатить простой (чаще всего весьма скромную сумму), нежели в добавок оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги представителя (юриста).
Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках Кроме того, если одна из сторон уклоняется от участия в составлении акта, то акт составляется в одностороннем порядке с предварительным письменным уведомлением второй стороны — об этом также говорится в ст.
Архив форума
Автомобиль прибыл на таможню назначения в понедельник в 00.25, что было отражено в Акте въезда автомобиля в зону таможненного контроля. Документы водитель сдал только в 14.09 (есть подверждение о прибытии). Автомобиль был выгружен в среду в 12.45.
Водитель в карте простоя отметил время прибытя понедельник 00.25, время убытия среда 12.45.
На основании вышеупомянутого документа мне выставляют простой за один день.
Буду очень благодарна, если кто-нибудь подскажет нормативный акт, в котором указано, с какого времени исчисляется нахождение автомобиля под разгрузкой (в том числе и таможенной очисткой). Т.е. какое время водитель должен был указать в листе простоя как начальное: время въезда автомиля в зону таможенного контроля либо время сдачи документов.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Основание | Сторона, ответственная за нарушение | Ссылка на НПА |
Груз не предъявлен для перевозки | Ответственность налагается на грузоотправителя | П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной | Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя | П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой | За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель | П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
За разгрузку несет ответственность грузополучатель |
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Путевые листы легковых автомобилей
Используются для отражение данных о пробеге легковых автомобилей, показаниях остатков и расхода топлива на маршруте следования. Организации используют форму № 3, для индивидуальных предпринимателей была разработана форма ПЛ-1, но в последствии была упразднена. Форма 16 используется подразделениями министерства обороны.
Простои при перевозках, оплата за простой
Прописываемые диспетчерами в договорах и заявках “нормативные” сутки (а в некоторых заявках и 48 часов) на погрузку и выгрузку сами по себе являются весьма солидным сроком, за который грузоотправитель и грузополучатель должен успеть загрузить и выгрузить машину, но и этого времени зачастую оказывается недостаточно. Возникает простой транспортного средства на погрузке или выгрузке. Грузовладельцу удобно, когда машина простаивает на погрузке или на выгрузке: не надо оптимизировать складские логистические процессы, не надо беспокоиться о том, что транспортное средство придёт на погрузку или выгрузку с опозданием, не надо заботиться об увеличении площадей складов и об увеличении штата складских работников — товар хранится у перевозчиков столько, сколько нужно, а перевозчик несёт за него материальную ответственность.
Бесплатная юридическая консультация:
Понятие и нормы простоя
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
Лицевая сторона
Компания ставит на нем свой фирменный штамп. Документ должен иметь номер, который определяется при регистрации его в специальном журнале, а также дату его заполнения.
Далее нужно указать название предприятия, его адрес, номер телефона, а также код ОКПО.
При необходимости заполняются код с режимом работы, колонны, и бригады. Далее указываются марка и тип грузового автомобиля, его государственный номер, гаражный идентификатор.
Ниже записываются Ф.И.О. водителя, его табельный номер и реквизиты прав на управление транспортным средством.
Если используется при перевозке прицеп, то на него также в соответствующих графах заполняется аналогичная информация, как и на машину.
В первой таблице справа записываются данные по работе шофера и транспорта. Здесь проставляются плановые и фактические дата и время выезда и заезда, показатели спидометра.
В следующих графах указывается вид и код применяемого топлива, количество горючего заправленного, а также на начало и конец дня. В этой же таблице нужно отражать информацию об условиях работы машины (коэффициентах), применяемом спецоборудовании. Эти данные визируются всеми ответственными лицами.
Простой транспортных средств
ВниманиеПоэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта. Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:
Если заказчик не оплатит прописанную в договоре стоимость простоя, подать на него в суд.
Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги. Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре.
Претензии и акты в грузоперевозках
Для того, чтобы избежать простоя, следует своевременно принимать меры для минимизации подобных рисков.
Понятие и нормы простоя
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
Пример расчета штрафа
ООО «Перевозка» обязуется поставить товары из пункта А в пункт Б за 4 календарных дня в адрес ООО «Весна». Поставка отнесена к категории междугороднего сообщения. Стоимость доставки — 100 000 рублей. Задержка составила 60 часов.
Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:
Неустойка за простой транспорта по вине заказчика: 25 000 × 1% × 60 часов = 15 000 рублей.
Простой транспортных средств
Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).
Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки
Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.
Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.
Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.
В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.
Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).
Cправочно Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции. Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. |
Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком
За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).
Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:
• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);
• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).
Ошибки, допускаемые при оформлении простоев
Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.
Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.
Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.
Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.
Пример 1 Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора. |
Пример 2 Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам. |
Проанализируем приведенные тексты.
В чем ошибка перевозчика?
Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.
Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).
Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора
Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.
Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.
При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?
Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.
Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).
Анна Шинкевич, юрист
«Стой-постой…», или НДС и плата за простой транспорта
Предприятие заключило с перевозчиком договор на доставку товара покупателю. Вследствие задержки по нашей вине с оформлением документов транспорт перевозчика «застрял» у нас. За простой транспорта нам был выставлен дополнительный счет. Как должен решаться вопрос с НДС по такому платежу?
НДС-учет, штрафные санкции
Для ответа на этот вопрос в первую очередь нужно определить суть платежа, взимаемого за простой: это штраф или услуга? Ведь если это штраф, тогда плата за простой не должна включаться в базу обложения НДС ( п. 188.1 НКУ), а если это услуга — то сумма, уплачиваемая за время простоя, является объектом обложения НДС.
Если заглянуть, к примеру, в п. 142 Устава автомобильного транспорта*, то там простоем автомобиля считается задержка или неиспользование транспортного средства сверх установленных сроков. Логично в этом свете плата за простой определена именно как штрафная санкция.
Подчеркнем: в качестве штрафной санкции вышеназванный Устав определяет плату именно за сверхнормативный простой автотранспорта (когда транспорт задержали /использовали сверх нормы времени, установленной договором).
На практике, как правило, в договоре перевозки устанавливают:
— нормативные сроки простоя (получается, что с точки зрения Устава это вообще не простой). Плата за нормативный простой транспорта, если таковая взимается отдельно, штрафной санкцией в любом случае считаться не может! А значит, является компенсацией стоимости услуги и должна облагаться НДС;
Ведь в этом случае имеем дело с выполнением сторонами договорных обязательств в установленный ими срок.
— сверхнормативные сроки простоя. Оговорки в договорах на практике могут быть самыми разными. Одни прямо определяют плату за свехнормативный простой как штрафную санкцию, другие ограничиваются фиксацией стоимости каждого часа сверхнормативного простоя без указания на то, что это штрафная санкция.
Хозсуды в большинстве случаев склонны считать, что плата за сверхнормативный простой является по своей природе штрафной санкцией за невыполнение обязательства в установленный срок.
См., в частности, решения Хозяйственного суда Винницкой области от 12.07.2016 г. по делу № 902/1586/15
Сверхнормативный простой грузового автотранспорта – кто, сколько и как оплачивает?
Из этой статьи вы узнаете, как решить все вопросы, связанные с простоем грузового транспорта. Даны полезные советы.
Простой автомобилей с грузом – это крайне негативное явление, которое, увы, случается довольно часто.
Как правило, простой автотранспорта происходит по вине заказчика перевозки. Он должен обязательно сообщить об этом перевозчику (транспортной компании) и водителю. Причины могут быть разными: нет грузчиков, погрузочно-разгрузочных механизмов, не сформирован еще груз, не получена оплата от покупателя и т.д.
Но эти причины не должны особо волновать перевозчика. Если он доставил груз в оговоренные сроки, его обязаны разгрузить. В противном случае за сверхнормативный простой заказчик должен заплатить. Но тут нужно учитывать несколько важных моментов.
Как понять, с какого времени начинается простой?
Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.
Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.
Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.
Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).
Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.
Сколько платят за простой автотранспорта?
Стоимость сверхнормативного простоя также должна быть указана в договоре на перевозку груза. Следует отметить, что не существует четко установленной стоимости оплаты простоя. Грузовладелец и перевозчик могут указать любую сумму, которая их устраивает. Как правило, при международных перевозках простой стоит в 2 (два) раза дороже, чем при внутренних перевозках.
Простой оплачивается за сутки (даже неполные). То есть если транспорт по вине заказчика простоял в пункте выгрузки 25 часов, то заказчик должен оплатить сумму, равную двум суткам простоя.
Как происходит в жизни?
А тут уже все зависит от адекватности заказчика грузоперевозки и перевозчика. Обычно все непредвиденные ситуации решаются в телефонном режиме. Мало кто хочет специально задерживать автомобиль на погрузке или разгрузке. Хотя бывают и исключения.
К примеру, очень часто люди, заказывающие транспорт для перевозки сельхозпродукции с полей на рынки (арбузы, лук, картофель и пр.), на этих рынках торгуют с грузовиков, в которых этот груз и был доставлен.
Естественно, за сутки продать 20 тонн арбуза вряд ли получится, поэтому они заранее оговаривают, сколько дней собираются стоять на рынках вместе с водителем, оплачивая при этом каждый день простоя.
Иногда такая торговля затягивается даже на неделю.
В принципе, адекватные заказчики сразу предупреждают, что возможны сверхнормативные простои и озвучивают сумму оплаты суток простоя. Поэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта.
Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:
Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги.
Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре. И старайтесь все решать полюбовно. С каждым человеком можно договориться.