счастливые люди енисей актеры
Счастливые люди: документальный цикл Дмитрия Васюкова
Всем привет!
Хотел написать о другом, но о нем позже. Сейчас — про кино. Точнее, о людях, про которых кино. Людях которые живут там, где, как считается, жить нельзя. Их жизнь свободна. Свободна от самодуров-чиновников, начальства и городской суеты. Они не стоят в утренних и вечерних пробках и не ругают очередное повышение платы за квартиру. Эти люди живут по другим законам — законам природы. Законы суровы и равны для всех: работы много, а схалтурить не получится, не подчинился — весь твой быт, вся жизнь пойдет под откос.Но никто не жалуется, ведь кроме как на себя пенять не на кого.
Серию документальных фильмов о жителях районов, признанных непригодными для проживания, «неперспективных» и просто серьезно удаленных то цивилизации снял Дмитрий Васюков. Вероятно, эти фильмы частично или полностью показывали по ТВ, но львиную долю популярности они получили именно в интернете. В настоящий момент в цикле «Счастливые люди» два больших фильма: «Енисей» (4 части: Весна, Лето, Осень, Зима)
Сейчас ведутся съемки третьего фильма «Алтай».
С одной стороны, кино походит на наборы передач каналов «Discovery» и «National geographic» о выживаниях/суровых тружениках опасных профессий, но. Все эти охотники за крабами, добытчики золота и прочие — для них экстремальные условия, в которых они оказались, не более, чем способ заработка. Что постоянно подчеркивается по ходу передач.
Нельзя сказать, что поморы или сибирские охотники отказываются от денег, нет. Но для них та жизнь и те условия, в которых они находятся, это естественный уклад. Норма. Веление сердца, если хотите (ведь в глуши живут не только местные, а и местные имели возможность уехать на «большую землю»). И отнюдь не только один из источников дохода.
Тем более, что повествование идет о русских людях, наших гражданах. Благодаря крепости духа которых (в том числе) мы те кто мы есть, и мы там где мы есть. Категорически рекомендую к просмотру.
Автор «Счастливых людей» снял документальный цикл об Алтае
Недавно в свободном доступе на Youtube появилась первая серия фильма об Алтае под названием «Другая жизнь». Его снял Дмитрий Васюков. Многие видели сделанные им четыре серии о жизни людей в глухой деревушке Бахта на Енисее. Цикл называется «Счастливые люди», и фильм об Алтае является его продолжением.
Васюков снимает своими силами, за ним не стоят телекомпании с большими бюджетами. Именно поэтому фильмы делаются долго и получаются совершенно непохожими на то, что зритель привык видеть на телеэкранах.
Между проектами о людях, живущих на берегу Енисея и в горах Алтая прошло почти 10 лет. 4 серии «Другой жизни» были показаны на недавно прошедшем международном фестивале документальных фильмов «Артдокфест». Сейчас готовится закрытый показ первой серии для тех, кто пожертвовал проекту деньги. Вскоре после этого ее сделают доступной всей остальной аудитории.
Содержание
Кто такой Дмитрий Васюков
Дмитрий Васюков родился в Москве в 1958 году, он окончил театральное училище имени Щукина. Дмитрий учился на актерском факультете, но актером ему стать было не суждено. После долгих лет работы на «Мосфильме» ассистентом и вторым режиссером, в 1990-е годы он ушел оттуда для того, чтобы снимать рекламу.
Васюков и его коллеги были увлечены рыбной ловлей, и процесс снимался на любительскую камеру. Сначала это было просто хобби и развлечением, но вскоре оно превратилось в известную передачу «Диалоги о рыбалке». Дмитрий несколько лет был ее ведущим.
После закрытия «Диалогов о рыбалке» Васюков рыболовную тематику не оставил. Он открыл компанию, рассчитанную именно на удовлетворение интересов рыбаков. В ее составе появился интернет-магазин со снастями для рыбалки, выходившая раз в неделю тематическая газета и своя киностудия.
Первым телевизионным проектом, выпущенным компанией Васюкова, стали те самые «Счастливые люди». Документальный фильм из 4 серий появился в 2008 году.
Как снимались Счастливые люди
В Бахту Васюкова привело знакомство – жить туда уехал друг его партнера. Изначально Дмитрий собирался снимать фильм именно о рыбаках, по бумагам он проходил под рабочим названием «Енисейские рыбалки». Когда автор начал обживаться на месте, рыбацкие истории стали отодвигаться на второй план. Новая и значительно более мощная тема была продиктована самим материалом.
Итогом работы стало 4 серии – по одной на каждое время года. В них описывается жизнь таежных охотников, которая отчасти противопоставляется миру городских обывателей, живущих совершенно иначе. По словам Васюкова, он пытался показать, что в Бахте люди в некоторых аспектах существуют как в каменном веке. И в то же время автор не считает своих героев пришельцами из прошлого. Ему кажется, что именно так должны жить люди в будущем. Конечно, если это будут счастливые люди.
Чтобы снять все четыре сезона, Васюков с оператором прожили в тайге целый год. Средства для этого были – государство выдало грант на съемку фильма, потому что его посчитали социально значимым проектом.
«Счастливые люди» получили признание, в том числе, и за рубежом. Работа понравилась знаменитому немецкому режиссеру Вернеру Херцогу, который, по его собственным словам, споткнулся об этот фильм. Херцог полностью переозвучил его, сократил до 90 минут и выпустил международную версию под названием «Счастливые люди: год в тайге».
Так почему же цикл фильмов называется именно «Счастливые люди»? Это название появилось уже после того, как Васюков вернулся в Москву, и оно полностью отражает его собственное мнение о бахтинцах. Главное ощущение, которое он хотел передать в фильме, заключается в том, что таежные охотники – это счастливые люди, и жалеть их не нужно. Автор терпеть не может страданий по поводу несчастной глубинки нашей страны.
Эти люди счастливы именно потому, что до них не добрался технический прогресс. Они не имеют возможности одним звонком заказать себе пиццу. Им постоянно нужно что-то делать руками и результаты труда всегда перед глазами. А мы можем спокойно жить в «парализованном» состоянии – чем больше вокруг нас удобств, тем меньше мы шевелимся. Так кто же живет настоящей жизнью?
После 4 серий про охотников с берегов Енисея в 2013 году у Васюкова вышел большой фильм про поморов – жителей русского севера. Его он снимал при поддержке Русского Географического Общества.
Другая жизнь
Фильм об Алтае входит в большой проект «Счастливые люди», который уже совершенно точно стал делом жизни Дмитрия Васюкова. Деньги на его съемку собирались на сайте planeta.ru. Заявленная сумма в 4,9 миллиона рублей была успешно набрана в необходимый срок.
Изначально фильм об алтайских «Счастливых людях» должен был состоять из 2 серий, но в процессе их число увеличилось до 4. Сбор денег был запущен в 2014 году, и вот только сейчас, под занавес 2017 года проект был представлен широкой аудитории.
Поддержать проект своими средствами можно и сегодня – для этого у Васюкова есть свой сайт. Там же можно найти ссылки на уже вышедшие фильмы, анонсы и другую полезную информацию.
«Счастливые люди» – фильм о незнакомой России
Вопрос о русском характере и русской душе столь же философичен и неизбывен, как и вопрос о счастье. Бесполезно искать рецепт или какие-то «обязательные составляющие» счастья – его можно только почувствовать. Фильм «Счастливые люди» помогает нам ощутить совершенно незнакомое счастье и увидеть совершенно иную, непривычную жизнь.
Вопрос о русском характере и русской душе столь же философичен и неизбывен, как и вопрос о счастье. Кто-то заметил, что «счастье – это не конечный пункт, а способ передвижения». Бесполезно искать рецепт или какие-то «обязательные составляющие» счастья – его можно только почувствовать. Фильм «Счастливые люди» помогает нам ощутить совершенно незнакомое счастье и увидеть совершенно иную, непривычную жизнь.
1. «Счастье в…»
««Счастливые люди» – это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так – счастливые люди. Потому что они действительно счастливые. Я никогда не думал, что это вообще может быть, так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране», – говорит режиссёр фильма Дмитрий Васюков.
«Есть на Енисее поселок Бахта, в котором люди не ругают правительство, олигархов, даже президента – вообще никого не ругают, потому что надеются не на власть, а только на себя», – так начинается каждая из 4 серий этого документального фильма. Они названы по временам года – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», потому что жизнь здесь зависит не от цивилизации или государства, а именно от природы и смены сезонов. Живут в этом поселке всего 350 человек, вся связь с Большой землей – только несколько летних месяцев, пока ходят корабли по Енисею.
Съемочная группа прожила вместе с героями фильма целый год, и жизнь сельчан довольно подробно показана с самых разных сторон. Кормят их река да тайга. Практически все бахтинцы – охотники или рыболовы. Много в фильме невероятно красивых съемок, чувствуется высокий профессионализм и мастерство. Часть кадров оператор Алексей Матвеев снимал с дельтаплана, по которому стреляли из ружья (как потом оказалось, вовсе не холостыми патронами), есть подводные съемки – в том числе и сделанные под метровым енисейским льдом. Довольно подробно рассказано о тонкостях охоты и рыбалки, о том, как делают за три дня лодку, которая служит потом лет пятнадцать, как шьют обувь, строят дома и пекут хлеб.
Но для авторов фильма главным было не создать очередное «кинопутешествие», а передать ощущение счастья, присущее всем бахтинцам. Интересно, что получившийся результат далек от первоначального сценария. Режиссер фильма представлял его как сугубо рыбацкую историю. Один из его соавторов – писатель и охотник Михаил Тарковский, живущий в Бахте с 1986 г., – представлял его как рассказ о тяжелой жизни и труде сибирских охотников. Тяжести и труда в фильме хватает. Холод, гнус и мошка, отсутствие не только горячей воды, но и водопровода, да и прочих бытовых удобств – все это не для слабых духом. Но все это показано в фильме совсем в другом ракурсе. «Если бы я пошел по первоначальному сценарию, основная мысль фильма сводилась бы к следующему: «Помогите, люди добрые!». Но я терпеть не могу страданий и стонов по поводу несчастной российской глубинки. Просто ненавижу. Там, может быть, и правда тяжело жить людям, но стенать по ней я бы никогда не стал. Бахтинцы – счастливые люди, их не нужно жалеть», – говорит режиссер фильма Дмитрий Васюков.
2. В обмен на цивилизацию?
Герои фильма живут другими ценностями, они более открыты и надежны, их радости кажутся более настоящими и в то же время более простыми и изначальными. Но каждый ли из нас сможет ощутить их?
Среди героев фильма есть коренные бахтинцы, а есть и те, кто приехал сюда, осуществив юношеские мечты. Они успели «хлебнуть цивилизации»: окончили какой-то вуз, получили какую-то специальность, где-то успели побывать и поработать. Но нашли свой дом и свое дело именно здесь, в почти отрезанной от цивилизации Бахте. Отрезанной именно от цивилизации, а не от мира, ибо мир природный в этом маленьком поселке гораздо ощутимее мира человеческого. Это, например, очень хорошо показано в эпизоде, когда в Бахту приходит агитационный теплоход или когда добирается рыбнадзор, чтобы цинично половить запретных осетров запретными для бахтинцев снастями.
Фильм вовсе не дает рецептов счастья, а наоборот, заставляет задуматься над целым рядом новых вопросов. Ну, хорошо, мужчины – охотники, рыболовы, добытчики. Для них рыболовно-таежный быт – это, грубо говоря, «все в одном флаконе»: и романтика, и самоутверждение, и единение с собой и природой, и, наверное, еще что-то – для каждого свое. Но для женщин все это гораздо труднее – тот же ежедневный быт забирает гораздо больше сил, чем в городе. Неужели счастье и цивилизация несовместимы?
Еще вопрос – об особенностях русской души и быта. В схожем климате где-нибудь на Аляске или в Канаде жизнь в маленьких поселочках наверняка благоустроеннее. Но стоит лишь представить, что в той же Бахте наладится регулярная связь с «большой землей», ею заинтересуются власти, благоустроят, организуют поток туристов – не станет ли это концом того счастливого мира, который показан в фильме?
3. Продолжение следует
Фильм этот создан людьми, увлеченными счастьем. Для 53-летнего московского режиссера Дмитрия Васюкова он стал дебютом. До того Дмитрий Васюков работал на «Мосфильме» ассистентом, потом вторым режиссером, в 90-х занялся рекламой, потом увлекся рыбной ловлей и придумал телепрограмму «Диалоги о рыбалке», потом поехал в сибирскую тайгу снимать фильм о рыбаках и снял – о счастливых людях. Сейчас он снимает его продолжение – на этот раз в Архангельской области, о поморах.
Михаил Тарковский, автор текста и идеи – внук поэта Арсения Тарковского, племянник режиссера Андрея Тарковского и сын кинорежиссёра Александра Гордона. Окончив московский пединститут по специальности «география и биология», Михаил сразу уехал на Енисей. Работал сначала на Енисейской биостанции, а с 1986 года пошел в штатные охотники. Так что на Енисее он живет уже три десятка лет и давно перестал считать себя москвичом. «Живя в Москве, вообще ничего нельзя понять о стране, – говорит он. – Впрочем, и сидя в лесу, страну не поймешь».
Михаил занимается не только охотой, но еще и пишет стихи и прозу. Почти весь год он проводит в Бахте, но зимой на 2-3 месяца выезжает по городам. «И там все напряженней, чем в тайге. И взрослеешь от этой усталости… Тайга отнимает физические силы, но душу лечит и восстанавливает. А город душу вынимает. Общий фон города – бесконечное столпотворение людских воль. Плотность людей недопустимая, противоестественная, даже унизительная. Ты перестаешь к человеку относиться как к человеку, как в деревне или на реке, где каждый человек – событие.» Книги и стихи Михаила – как и этот уникальный фильм – тоже о настоящей жизни и настоящих людях. Но в них чувствуется не только счастье, но и обида и даже боль за Сибирь и Дальний Восток. «Это даже не обида на власть, а ощущение того, что запущен механизм разрушения Отечества, вот и все, – говорит писатель. – Обиделись на власть, что бардак в стране? А мне один товарищ сказал: это не бардак, а хорошо организованный бизнес, нет ни одного случайного движения. Нужны дебилы, тупые, недумающие, неработящие люди, которым налил пива, втравил их в этот шопинг – и нормально. Но народ у нас не такой дурак, и иногда удивляешься, как люди все понимают! Нормальных людей вообще очень много на Руси. Это землей заложено – добрых, правильных, ответственных людей растить. Как трава лезет. Ее косят, а она прет. А порча уже по ходу лепится. От ненормальных.»
Фильм «Счастливые люди» был снят почти пять лет назад и даже получили национальную премию – Лавровую ветвь на российском кинофестивале неигрового кино в номинации «Лучший сериал, цикл документальных фильмов 2008 года». При этом он так и не был показан по телевидению.
4. Международная версия
Очередная попытка российской телепремьеры была предпринята в 2011 г., после того как на Московском международном кинофестивале была представлена международная версия фильма под измененным названием «Счастливые люди: год в тайге». Ее создал известный немецкий режиссер Вернер Херцог. Он сильно сократил фильм до принятого западного формата – 90 минут, «оставил только то, что было близко ему: деревенскую часть вывел за скобки и уделил все внимание жизни людей в тайге». Музыку к фильму он тоже взял другую – ее написал приятель Херцога композитор Клаус Бабельт, известный, в частности, по темам для Пиратов Карибского моря и для церемонии закрытия Олимпийских игр в Пекине. Херцог также полностью переозвучил фильм: провел серьезный кастинг и нашел актеров на всех персонажей – охотников, детей и стариков, а закадровый текст он читает сам. При этом он удивительным образом умудрился сохранить правду жизни, не особо комплексуя по поводу фактических неточностей в тексте. Так, например, на замечание одного из журналистов, что соболи не едят шишек, Херцог лишь заметил, что «они не бухгалтеры, а кинематографисты», и что, если это несущественные ошибки, то он выпустит в таком виде фильм в мировой прокат.
«Херцог в итоге сделал свой продукт, который при этом отвечает моему первоначальному замыслу. Он ничего не испортил и тем более не исковеркал. Не нарушил главное ощущение от фильма: бахтинцы – счастливые люди, их не нужно жалеть, – говорит Дмитрий Васюков. – Он увидел в фильме то, что увидел я, приехав в Бахту, – хрупкость человеческой жизни. Если кто и выживет в случае какого-нибудь мирового катаклизма, так только эти люди. Еще у нас с ним одинаковое отношение к правде. Он даже охарактеризовал мой фильм как «экстаз правды». Остальных он называет «бухгалтерами правды», которые ее подсчитывают и сверяют с фактами».
Премьера фильма состоялась на фестивале, ежегодно проходящем в американском городе Теллурайд, в штате Колорадо. На него собираются самые серьезные деятели кино, был, например, Мартин Скорсезе. Фамилия Херцога привлекла огромное количество людей. По словам самого немецкого режиссера, зрители смеялись и плакали, причем именно там, где это было уместно, такого глубокого понимания не ожидал он сам.
5. Прошлое или будущее?
И места, и люди, о которых рассказывает фильм, стали открытием не только для зарубежного, но и для отечественного зрителя. И эта непривычно счастливая жизнь, при всех ее трудностях, вселяет надежду и открывает нам другой мир, совершенно отличный от пессимистичной вселенной, формируемой СМИ и чиновниками. Противопоставление это подчеркнуто и заставкой, которая предваряет каждую серию и представляет собой нарезку из телевизионных новостей.
«Я попытался показать, что, с одной стороны, в Бахте каменный век, а с другой – не уверен, что они наше прошлое. Мне кажется, они – наше будущее», – поясняет Дмитрий Васюков. В общем-то, фраза довольно многозначительная, и понять ее можно по-разному. Так что о будущем, так же, как и о счастье, у каждого из нас по-прежнему свои представления.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Счастливые люди» Сибири: Михаил Тарковский рассказал о правде и лжи
Охота… Я люблю, придя шатаясь,
С горячими сосульками на лбу,
Сняв тозовку, ввалиться спотыкаясь,
В холодную и тесную избу.
Морозный воздух свеж, как нашатырь,
Горят верхушки лиственниц крестами
И благовестит звонкими клестами
Тайги великолепный монастырь.
Отрывки из стихотворения Михаила Тарковского «Охота»
Бахтинцы считают городских слишком самоуверенными. «Все под контролем» в тайге не проходит. Ты, безусловно, творец своей судьбы. Но когда на несколько месяцев в одиночестве уходишь в тайгу на промысел, понимаешь, что над тобой есть Бог. И этот Творец самый главный.
Много лет, добывая соболя, в тайге провел поэт и писатель Михаил Тарковский – коренной москвич, который нашел свое место в селе Бахта на севере Сибири. Ему принадлежит идея создания цикла документальных фильмов о Бахте «Счастливые люди». Он писал и рассылал по киностудиям заявки на съемки и синопсисы, вел переговоры, искал партнеров и средства, позднее, когда таковые возникли, работал над сценарием, выступал в качестве оператора – многие интересные кадры сняты именно им.
У «Счастливых людей» витиеватая судьба. Фильм нашел признание у обычных зрителей и профессионалов. Доказательством тому служат завоеванная картиной премия «Лавровая ветвь» (2008 год) и выход «Счастливых людей» в американский прокат (2013 год). И, к сожалению, вклад Тарковского в создание картины за годы был «позабыт». Сочтя это преступным, я попросила Тарковского рассказать о работе над «Счастливыми людьми», о его появлении в «великолепном монастыре» дремучей сибирской тайги, об отношении к произошедшему с документальным фильмом и съемках продолжения цикла.
Завороженные
«Счастливых людей» я увидела год назад. Документальный фильм потряс, заворожил. На несколько часов вынул душу, пронес ее над владениями Енисея и вернул на место неспокойную — она рвалась обратно, в Бахту. Я пообещала себе обязательно побывать там. Подобное, уверена, пережили все зрители.
Захватил фильм и классика мирового кино — 70-летнего Вернера Херцога. Он решил показать его западному зрителю. Перемонтировав материал, положив его на новую музыку и переозвучив героев, Херцог из четырех серий (каждая длится 50 с лишним минут) сделал полуторачасовой фильм. Претерпело изменения название картины — «Счастливые люди: год в тайге».
Федеральные и региональные информационные агентства России в начале 2013 года «торжественно» сообщали о выходе в американский прокат снятой в нашей стране документальной ленты. Цитируем «Ридус»:
«В американский прокат выходит российский документальный фильм «Счастливые люди: год в тайге». Картина адаптирована для западного зрителя прославленным немецким режиссером Вернером Херцогом.
Создатель фильма — режиссер Дмитрий Васюков. Его работа была замечена профессионалами и получила Национальную премию в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» в номинации «лучший сериал/цикл документальных фильмов». Однако большего отклика Васюков на родине не дождался — телеканалы его ленту показывать не спешили.
А затем случилось чудо. Однажды Вернер Херцог, всемирно известный режиссер игрового и документального кино, совершенно случайно зашел в гости к своему знакомому. У того был поставлен какой-то присланный ему диск. Херцог бросил взгляд на экран — и этого оказалось достаточно, чтобы сесть и посмотреть, не отрываясь, ленту длительностью три с половиной часа. Этой лентой были «Счастливые люди». Херцог тут же оценил огромный потенциал увиденного: это же та самая великая Сибирь, таинственная и непостижимая!».
Вот что пишут на сайте видеоблога Sibweek: «Увидеть в известном зарубежном киноблоге новость о том, что Вернер Херцог выпускает фильм о таежных охотниках «Happy People: A Year in the Taiga», которые живут в village оф Bakhtia в сибирский тайге, это как прочитать о том, что Майкл Бэй спродюсирует фильм «Чапаев» с Борисом Бабочкиным в главной роли. Как так может быть? Да еще и в трейлере все кадры из великолепных «Счастливых людей»...
«Счастливые люди» — это прекрасный документальный фильм Дмитрия Васюкова о таежных охотниках и о жителях далекого села Бахта Туруханского района Красноярского края, который был снят в 2008 году. Если вы его не видели, то новость вас не удивит, сначала гляньте фильм. Восхититесь.
На поверку оказалось, что Вернер Херцог случайно увидел «Счастливых людей» в Лос-Анджелесе, перемонтировал фильм, сделав из него 90-минутную версию, которая «более доступно донесет до европейской и американской публики детали жизни таежных охотников и некоторые особенности российских культурных традиций». Мировая премьера будет 25 января 2013 года. Для нас труд Херцога будет глубоко вторичен, но само признание дебютного документального фильма Васюкова (раньше он снимал «Диалоги о рыбалке» ) говорит о многом».
И, наконец, предлагаем Вам ознакомиться с сопроводительным материалом к трейлеру ленты «Счастливые люди: год в тайге» на национальным кинопортале film.ru : «Вернер Херцог готов предъявить широкому зрителю свою документальную ленту «Счастливые люди: Год в тайге», уже объехавшую множество фестивалей и заслужившую похвалы критиков. Ленту Херцог снимал, как следует из названия, в течение целого года, заручившись поддержкой режиссера Дмитрия Васюкова. Вместе они отправились в поселок Бахта на Енисее, население которого составляют менее 300 человек. ».
Последняя публикация максимально далека от правды — фантастическая! А какова же реальность?
600 квадратных километров тайги
Повествуя о судьбе «Счастливых людей», невозможно обойти стороной судьбу Михаила Тарковского, которая связала его с Бахтой и шестьюстами квадратными километрами тайги.
Тарковский впервые побывал на Енисее в 1974 году, будучи старшеклассником. Спустя четыре года стал приезжать на Енисей в зоологические экспедиции на базе Енисейской биостанции Института эволюционной морфологии и экологии животных Академии наук СССР. В тот период он учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина по специальности география и биология, осваивал профессию полевого орнитолога. Закончив институт в 1981 году, Тарковский получил место сотрудника биостанции и пять лет проработал на ней.
— Рядом со станцией находится Бахта. А там куча охотников. И их жизнь куда интереснее, чем жизнь на станции. Там, конечно, тоже было здорово. Но от меня требовалась наука. А наука — это не мое. Мне хорошо удавалось и нравилось считать птиц, писать же статьи — нет.
В Бахте я пока «краем» соприкоснулся с охотниками-промысловиками, с их укладом, полным старинных традиций, и уже мечтая о работе охотника, начал обзаводиться снаряжением: камусными лыжами, пимами из сохачьего камоса – меха с лосиных ног.
Потом Анатолий (друг и коллега Тарковского Анатолий Блюме, его вы увидите в «Счастливых людях») уходит работать охотником. Все промысловики были рабочими Южно-Туруханского Государственного промыслового хозяйства. На участке охотилось по два человека. Так требовала техника безопасности. Хотя вообще промысловики старались работать по одному, что психологически легче. Вольная и своенравная натура промысловиков требует ощущения единственного хозяина на участке.
В 86 году в связи с болезнью напарника Анатолия освободилось второе место, я пришел на него и одновременно заочно поступил в Литературный институт имени Горького на семинар поэзии Владимира Цыбина.
Стихи я стал писать, еще работая на станции. В тайге люди, оказываясь в обстановке, когда ты предоставлен сам себе, часто берутся писать — либо дневники, либо стихи. Все вещи, которые ты видишь, бурно живут в твоей душе. Вокруг тебя столько всего красивого и величественного. И возникает потребность поделиться. Обстановка тебя обращает к слову.
Я для начала отохотился девять сезонов с одним перерывом в 91 году: в 91-ом книжка стихов выходила. А потом я на промысле прихворал в тайге. И лет пять не охотился. Очевидно, все правильно было. Мне требовалось понять, что произошло, и переварить накопленный жизненный опыт. Я тогда со стихами закончил и крепко засел за прозу. А прозу надо было писать, сидя в деревне за столом, капитально, не ходя по путикам. Временную и странную болезнь свою я воспринял как команду садиться за стол. Стихи можно писать на бегу, а прозу — нет, потому что это необыкновенно трудно.
Потом у меня были разовые выезды на промысел. Серьезно я снова заехал в тайгу на время съемок. Началась новая волна — еще четыре сезона отохотился. Сейчас на промысел в тайгу не уезжаю. Для меня стало важнее написать новую книгу. Промысел приходится на осень и зиму. А они священны в плане «писанины». Лето и весна в деревне – самое беспокойное время. Проза же не терпит суеты. Ты должен знать, что у тебя есть неограниченный запас времени, — делится Тарковский.
Стоит добавить, что в 90-х годах Государственное промысловое хозяйство, в системе которого трудились промысловики, развалилось. В «наследство» по праву аренды им достались участки в тайге. В наши дни на каждом участке охотой занимается один промысловик. Разве что сына своего он может взять на охоту, да и то, выделив ему отдельный кусок. Михаилу Тарковскому «принадлежит» участок размером в 600 квадратных километров. Со слов собеседника, это не много. Встречаются участки и по тысяче «квадратов».
«Промысел»
Съемки «Счастливых людей» стартовали осенью 2004 года и продолжались весь 2005-ый.
— Идея зародилась гораздо раньше, чем приступили к съемкам. Было несколько лет мучительных попыток найти возможность. Я писал заявки на разные студии. Безрезультатно. Потом поделился со знакомыми своими заботами. Они говорят: «Что ты чужим людям какие-то заявки пишешь? Давай со своими ребятами. Есть тут люди». Именно потому, что это были знакомые знакомых, я этим людям доверял и никаких документов об авторских правах, разделении обязанностей не оформлял. В итоге после съемок наши пути, мягко говоря, разошлись, и влиять на судьбу фильма я не мог. Но это не так важно. Главное, что он появился.
Процесс замысла прошел несколько стадий. Изначально думал создать просто хоть какой-то фильм о судьбе одного охотника-промысловика. Это должен был быть дядя Коля Синяев, ныне покойный, или Геннадий Соловьев (в числе главных героев фильма). Как раз с Соловьевым и обсуждал планы фильма, и первоначальное название «Промысел» предложил именно Геннадий Викторович. Название необыкновенно объемное и при этом совершенно не двусмысленное. В нем и старинный русский промысловый дух, и Божий промысел, который ведет таких людей их трудными тропами. Когда ты один в тайге, дыхание неба над тобой необыкновенно сильно. Душа обнажена и обострена. Состояние абсолютно религиозное. Оно может быть и языческим, и православным. Но суть одна. Ты червь, песчинка в руцех Божьих пред очами бескрайней промороженной тайги, огромных пространств тундряков и гор.
И еще была другая «нота» — этнографическая. Было ощущение, что все это уходит — огромное количество умений, навыков: изготовление долбленой лодки, камусных лыж. Совершенно поразительное искусство. Как раз в это же время мы собирали уникальную музейную коллекцию. Видеофиксация традиционных технологий (а где дело – там и судьбы) была частью музейного проекта. Эти материалы особенно украсили фильм.
Вообще в моем пути были такие вот ступени: лет пять или больше я учился писать стихи и написал в итоге небольшую книжку. Но либо не оказалось у меня достаточного дара, либо огромный мир Енисея не вмещался в сжатый мир стихотворения – но душа требовала прозы. Я взялся писать рассказы, повести. Конечно, труд это был мучительный. И тоже лет пять на это ушло – писать их было сложно, слишком много сил требовалось для движения вслепую, для преодоления собственного бессилья, неумения. И никакой навигации… Состояние – когда никто тебе не может помочь ни советом, ничем – только словом поддержки… Учителя – русские книги и белый лист бумаги. А когда что-то вроде получилось, мне захотелось снять фильм про моих героев — наших бахтинских мужиков. Опять же из-за того, что почти невозможно описать в слове то огромное, что тебя окружает. Хотя только к этому ты и стремишься. Но слово норовит тобой управлять: языковая стихия строит мир по своим законам, уводит в сторону от жизненного «исходника». Вот тогда и вспомнишь, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В смысле, прочитать. Я замечал, что человек, побывавший в сибирской тайге, видит в каком-нибудь слове или образе намного больше горожанина. Потому что он сам испытал это ощущение, например, шуги, или знает, как пахнет соболиная шкурка. И для него это слово разворачивается огромным миром. Для горожанина оно молчит. И для него лучше увидеть.
По словам Михаила Тарковского, наряду с названием «Промысел» было второе рабочее название — «Енисей-кормилец». Готовой версии в процессе съемок не существовало. Название «Счастливые люди» фильм получил на финишной прямой.
Бахтинцы, между прочим, глумятся над итоговым названием. По их мнению, оно искусственное. Несчастными они себя не считают. Но уверены, что со «счастьем» вышел перебор.
«Божьей милостью быть на месте / Вместо счастья досталось нам», — написал в своем стихотворении Тарковский, объясняя секрет жизни в Бахте.
«Счастье — неправильное слово. Для здорового мужика, увлеченного тайгой, жизнь в Бахте — счастье. А женщинам. им тяжело. Да и… более двусмысленного и безвкусного названия трудно было придумать», — добавляет писатель.
В бахтинском магазине вышел забавный диалог, связанный с названием. Приезжая спрашивает у продавца: «Когда же закончатся эти жуткие мошки?». Таежные мошки летом «заедают» людей. Продавщица утирает пот со лба и острит: «Мы же счастливые люди. »
Деньги на съемки были получены в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям по заявке от кинокомпании «Территория рыбалки», с которой работал Тарковский. Режиссером выступил москвич Дмитрий Васюков, оператором — Алексей Матвеев. Также в съемках помогали два временных оператора. Часть съемок сделаны Тарковским. Сценарий, напомним, разрабатывал и писал он же, что следовало из условий гранта.
— Съемки завершились. Васюкову, видимо, нужно было скинуть меня с хвоста, и он сказал, что переписал сценарий, соответственно, заявил себя сценаристом. Он написал закадровый текст, который возмутил меня многословием, неточностями и ошибками. Было ощущение, что автор пытается поразить городского зрителя броскими подробностями («В мороз печки топят пять раз в сутки» — на самом деле только два). Я написал подробный разбор с нужными исправлениями и комментариями. Правки внесены не были. Одна правка привела к серьезному конфликту. Речь идет о фрагменте, когда говорится, что к религиозным и государственным праздникам в Сибири относятся «так себе». Естественно, меня такое заявление возмутило. Вышел конфликт. И наши пути разошлись. Эта поучительная история послужила одной из сюжетных линий моей книги «Тойота-Креста», — продолжает Михаил Тарковский. Поступок Васюкова он называет вероломством.
В титрах имя Тарковского фигурирует в списке авторов идеи.
Вручение премии «Лавровая ветвь» состоялась без писателя. Он узнал о награде, впрочем, как и о западной версии Вернера Херцога случайно — из интернета. Возможно, что немецкий режиссер и не догадывается о прошлом «Счастливых людей».
После выхода фильма Тарковскому нужно было построить в Бахте храм и таежный музей. Церковь была возведена в 2011 году подвижническим усилием и участием людей, строящих храмы по России. Огромный вклад внесла Светлана Покровская, православная подвижница из попечительского совета Святителя Алексия. Строительство музея «буксует»: Тарковским собрана коллекция, на литературную премию куплен сруб, «Российские железные дороги» предоставили строительные материалы для фундамента, но на остальное (крышу, окна и прочее) средств не хватает. Писатель занимается их «добыванием». Он надеется, что музей и храм продлят жизнь Бахте. Ей уже более 300 лет.
Продолжение
По замыслу, цикл фильмов должен был состоять из пяти серий. От монтажа пятой серии Михаил отказался. Продолжение при поддержке меценатов он снимает с красноярской командой.
— Задача у этого фильма сложнее. Мы хотим рассказать о том, как огромный мир тайги влияет на душу человека, как обстановка таежного одиночества преломляется в сознании художника, чему Батюшка-Анисей (Анисей — старинное название Енисея) его учит, и главное – почему он вечный ученик… И почему нельзя написать ни одной строчки, ни снять ни одного кадра без подчинения этой великой красоте и справедливости, — передает замысел писатель. — Сделать такой фильм почти невозможно. А когда делаешь что-то почти невозможное, работаешь на пределе, и получается новое.
«Таежные фото» — архив Михаила Тарковского.
Фото афиши фильма «Счастливые люди: год в тайге» — сайт kinopoisk.ru.
Трейлер фильма «Счастливые люди: год в тайге»
«Счастливые люди» (часть первая)
«Счастливые люди» (часть вторая)
«Счастливые люди» (часть третья)
«Счастливые люди» (часть четвертая)