сбор информации при первичном интервью о главных событиях жизни пациента входят в
Первичное интервью
Для первого этапа психодинамической терапии – диагностики уровня развития личности и типа организации личности – применяется первичное (начальное) интервью –метод первичного диалога с пациентом, несущий в себе как диагностические, так и терапевтические функции. Оно служит нескольким целям. Во–первых, это установление тесных интимных отношений между двумя посторонними: человеком–професионалом и человеком, который страдает психологически и часто заставляет страдать других. Во–вторых, оно необходимо для оценки актуального психологического статуса пациента и его отбора по критерию пригодности для такого рода психотерапии. И наконец, в–третьих, во время интервью происходит информирование пациента о выбранном виде психотерапии, укрепление желания пациента продолжить терапию (если для нее обнаруживаются показания) и совместное планирование следующих шагов. В качестве метацели всего интервью, как пишут X. Томэ и X. Кэхеле, выступает «возможность психоаналитического метода приспособиться к специфическим особенностям отдельного пациента» (Томэ, Кэхеле, с. 248).
Обычно первичное интервью следует за предварительной договоренностью (очной или заочной, например по телефону), происходит в заранее определенном месте и в заранее определенное время и занимает от одной до трех стандартных встреч по пятьдесят минут.
Отметим, что чем больше времени проходит между предварительной договоренностью и первичным интервью, тем больший отбор в конечном итоге осуществляет психотерапевт. Это связано с двумя психодинамическими факторами: с одной стороны, пациент, предпринимающий шаг, чтобы назначить встречу, уже находится в аналитической ситуации, в сознательных и бессознательных фантазиях он репетирует еще не существующие ситуации переноса на психотерапевта. С другой стороны, его бессознательное сопротивление с неизбежностью усиливается фрустрацией ожидания.
М. и А. Балинт в рамках собственной эластичной техники интервьювыработали ряд рекомендаций относительно необходимых условий первичного интервью.
Первая рекомендация касается того, что в первичном интервью во избежание фрустрирующей ситуации, связанной с общей неосведомленностью пациента, должно существовать предваряющее вступление, информирующее его о целях и форме проводимой работы. Вторая рекомендация советует на протяжении всего интервью создавать и поддерживать атмосферу, в которой пациент мог бы достаточно полно раскрыться для того, чтобы психотерапевт смог его понять. Третья рекомендация гласит, что психотерапевт в оценке пациента и ситуации интервью всегда должен включать и учитывать созданные им ситуационные параметры, которые могут выступать в качестве своеобразных стимулов. Наконец, четвертая рекомендация говорит о том, что у психотерапевта до того, как начнется интервью, по материалам предварительной договоренности, должна существовать некоторая идея о будущем направлении взаимоотношений.
Первичное интервью может быть стандартизованным (т. е. в его ходе пациенту задают заранее определенный круг вопросов, подразумевающих четкий конкретный ответ) или полустандартизованным, не ограничивающим свободное течение беседы, однако направляемым инициативой психотерапевта.
Рассмотрим примерную схему первичного интервью.
1. Демографический блок:
3) этническая принадлежность;
4) религиозная ориентация;
6) место работы и должность;
7) семейное положение;
8) политические взгляды;
9) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;
10) ассоциативный или метафорический образ.
2. Родители, сиблинги и другие значимые фигуры в жизни пациента:
2) этническая принадлежность;
3) религиозная ориентация;
5) место работы и должность;
6) семейное положение;
7) политические взгляды;
8) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;
9) ассоциативный или метафорический образ;
10) пять прилагательных, отражающих отношения пациента с ними. Примечание: в случае, если кто–либо из перечисленных людей умер, со слов пациента необходимо собрать как можно больше сведений о причинах и обстоятельствах смерти.
3. Блок личной истории (главные события в жизни):
1) Младенчество и детство:
– хотели ли родители рождения ребенка;
– условия в семье после его рождения;
– самые ранние воспоминания;
– семейные истории о детстве пациента;
– проблемы критических периодов развития (нарушения пищевого поведения, туалетный тренинг, проблемы с речью, нарушения двигательной активности, никтурия, ночные кошмары);
– любимые сказки и сказочные персонажи.
2) Латентный период (7–12 лет):
– проблемы со здоровьем;
– проблемы в поведении;
– семейные стрессы этого периода;
– любимые художественные произведения (сказки, мультфильмы и пр.) и их персонажи.
3) Период полового созревания:
– физические, социальные и психологические проблемы, связанные с созреванием;
– успеваемость и социализация в этот период;
– самодеструктивные паттерны (нарушения питания, использование лекарств, алкоголя, наркотиков, суицидальные импульсы, антисоциальное поведение);
– семейные стрессы этого периода;
– любимые художественные произведения (книги, кино, спектакли и пр.) и их персонажи.
– с чем был связан выбор работы (учебы);
– как строились и строятся межличностные отношения;
– отношения с родителями, братьями, сестрами, детьми;
– любимые художественные произведения и их персонажи.
4. Оценочный блок:
1) как взаимоотношения с родителями повлияли на становление личности пациента;
2) тормозилось ли развитие пациента какими–либо аспектами раннего опыта?
3) чего пациент в первую очередь желает своим детям (ребенку) в их дальнейшей жизни?
5. Заключительный блок:
1) как взаимоотношения менялись по ходу интервью?
2) какой важный, по мнению пациента, вопрос вы ему не задали?
3) спросите, было ли ему комфортно и не хочет ли он что–либо сказать по поводу интервью.
6. Оценка статуса пациента (часть, самостоятельно заполняемая интервьюером после интервью):
1) первое впечатление;
2) изменение впечатления в процессе интервью;
3) общее впечатление;
4) оценка открытости пациента;
5) насколько можно доверять полученной информации.
7. Выводы:
1) главные текущие темы;
2) области фиксаций и конфликтов;
4) бессознательные фантазии, желания и страхи;
5) центральные идентификации;
7) неоплаканные потери;
8) связанность собственного Я и самооценка.
В течение интервью пациент сообщает как объективные, так и субъективные сведения, которые достаточно тесно переплетаются между собой. В связи с этим Герман Аргеландер выделил три уровня восприятия в процессе первичного интервью:
1) уровень получения объективной информации,пригодной для определения логических причинно–следственных связей. Например, на этом уровне психотерапевт может проводить связь между возникновением депрессии и смертью родственника пациента;
2) уровень получения субъективной информации,на котором связи определяются с помощью принципа «психологической очевидности». Так, в качестве примера может выступать уверенность пациента в том, что его депрессия связана с потерей отца;
3) уровень получения ситуативной информации,действуя на котором психотерапевт изучает особенности поведения пациента во время интервью с точки зрения того, как он подает объективную и субъективную информацию, т. е. того, в какого рода отношения его бессознательно втягивает пациент. Так, например, психотерапевт может ощутить острую необходимость немедленно, каким угодно способом помочь пациенту, что может свидетельствовать о том, что пациент пытается вести себя как маленький беспомощный ребенок. В других случаях психотерапевт, напротив, может ощутить, что пациент, несмотря на демонстрируемую беспомощность и страдания, пытается загнать самого психотерапевта в роль маленького ребенка, которого пациент соблазняет «интересным предложением» или пытается заставить почувствовать себя «очень плохим».
Противопоказания к психодинамической терапии сформулированы более определенно. Первое из них включает отсутствие достаточно рационального и сотрудничающего Эго, способного к терапевтическому расщеплению и образованию «рабочего альянса». Второе определяется тем, что патология может быть столь незначительной, что психодинамическая терапия неоправданна. Третье связано с тем, что патология может иметь проявления, требующие неотложного вмешательства и нет времени для формирования аналитической ситуации. И наконец, четвертое противопоказание состоит в том, что жизненная ситуация пациента может оказаться не поддающейся изменению, поэтому курс психодинамической терапии может привести лишь к увеличению трудностей.
Реферат: Первичное интервью в консультировании
Название: Первичное интервью в консультировании Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 22:50:56 19 мая 2011 Похожие работы Просмотров: 618 Комментариев: 7 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… | Стр.3 |
2. ВИДЫ ПЕРВИЧНОГО ИНТЕРВЬЮ…………………………………….. | Стр.3 |
3. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО ИНТЕРВЬЮ……………… | Стр.6 |
4. КАК КОНСУЛЬТАНТУ НЕ НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ В ХОДЕ ИНТЕРВЬЮ | Стр.9 |
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… | Стр.11 |
6. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………… | Стр.12 |
ВВЕДЕНИЕ
Интервью – первая основательная встреча консультанта и клиента. Она может состоять из диагностического опроса, откровенного разговора, элементов переговоров. Первичное интервью – неотъемлемая часть консультирования. Каждый из участников – и консультант, и клиент, должны ответить себе на ряд значимых вопросов, в том числе определиться, будут ли следующие встречи. Консультант должен принять решение – сможет ли он оказать клиенту необходимую помощь, а клиент понять – комфортно ли ему с консультантом, готов ли он продолжать работу непосредственно с этим специалистом. Для того чтобы выработать необходимое решение консультанту необходимо проделать определенную серьезную работу – умело собрать нужную информацию, сделать верные выводы. Первичное интервью может быть инициировано консультантом или клиентом, может быть сосредоточено на разных задачах, но так или иначе основная цель для консультанта – совместное с клиентом исследование основания для консультирования. Этот этап позволяет так же подвести клиента к определению целей консультирования и помочь в создании согласованной программы совместной работы. Только после того, как этот шаг выполнен, может начинаться работа по достижению собственно целей терапевтической работы.
В ситуации, когда встреча инициируется консультантом, по мнению Бенджамина, консультант должен немедленно объяснить причины своей заинтересованности во встрече с клиентом. Если он этого не делает, то клиент начинает пытаться их угадывать, что создает некоторую напряженность. Так же Бенджамин (Benjamin, 1987) высказывает гипотезу, что и у консультантов присутствует ощущение некоторой тревоги, неопределенности; эти чувства, присутствующие как у одной, так и у другой стороны, могут проявляться в поведении как провокационность или агрессия. Но консультант может предотвращать такое развитие событий, предваряя начало встречи информацией, способной снять тревогу клиента – о себе, работе, и т.д, т.е. по сути самопрезентацией. По мнению Мантеи, представление такой информации происходит разными способами – визуально, аудиально, письменно, устно и наглядно. Это позволяет создать хорошие отношения с клиентом.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО ИНТЕРВЬЮ
На основе усредненных практик, можно привести следующую условную схему проведения первичного интервью:
1. Знакомство (самопрезентация), установление контакта и доверительных отношений;
2. Информирование о целях и задачах встречи, создание мотивации у клиента к предстоящему интервьюированию;
3. Сбор персональных данных, (ФИО, возраст, образование, социальный статус и т.д., в соответствии с целями интервью) – в случае, если обращение не является анонимным;
4. Выяснение формального запроса;
5. Обсуждение проблемы, расспрос клиента;
6. Выявление реальных целей посещения;
7. Совместное с клиентом принятие решения о необходимости дальнейших консультаций и диагностики (обсуждение возможных дальнейших планов).
8. Резюмирование, получение обратной связи от клиента и завершение встречи.
Рассматривая первичное интервью более подробным образом, можно привести пример сбора первичной информации, рекомендованной для информационно-ориентированного первичного интервью:
I. Паспортные данные
А. Имя клиента, адрес, номер телефона, по которому можно связаться с клиентом. Эта информация важна на тот случай, когда консультанту потребуется войти в контакт с клиентом в промежутке между сессиями. Адрес также позволяет получить некоторое представление об условиях, в которых проживает клиент (например, собственная или съемная квартира, студенческое общежитие, частный дом и т. д.).
Б. Возраст, пол, семейное положение, род занятий (или сколько классов школы окончил и в каком году). Эта информация также может оказаться важной. Она позволяет выяснить, относится ли клиент к меньшинствам, и обеспечивает базу для понимания информации, которая будет получена в более поздних сессиях.
- сбор информации при первичном интервью о главных событиях жизни клиента входят в
- Сбор корма для животных акция шаблон