сближение материальной и духовной жизни особенно проявляется в

Философия. Блок 7. Предмет социальной философии, материальная и духовная жизнь общества (темы 11, 12)

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Основной закон развития материального производства – закон …
первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию
социальных революций
соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил
прогрессивной смены общественно-экономических формаций

2. Соответствие:
Значимость материальных и духовных явлений — ценность
Социально одобряемая и санкционированная оценка — норма
Образ наилучшего из всех возможных состояний какого-либо явления, принимаемый как высшая ценность и цель деятельности – идеал

3. Менталитет …
по содержанию совпадает с общественной психологией
наиболее глубокий и устойчивый во времени слой общественной психологии
национальное сознание
массовое сознание традиционных обществ

4. Для социального познания характерно …
полное разделение субъекта и объекта познания
абсолютно произвольное субъективное конструирование социальных представлений
полное или частичное тождество субъекта и объекта познания социальной реальности
невозможность объективного познания общественных явлений вследствие влияния интересов и ценностей познающего субъекта на результат познания

5. Общественное сознание является отражением …
материальной и духовной жизни общества
материальной жизни общества
отдельных сторон общественной жизни в различные исторические периоды
всех сторон общественной жизни

6. Соответствие:
Гносеологический аспект общественного сознания — Выражает уровни, формы и способы отражения социальной действительности
Социологический аспект общественного сознания — Выражает преломление общественного сознания сквозь призму объективных условий жизни его носителей
Теоретическое сознание — Наука и идеология

7. Утверждение о том, что в социальной сфере действуют биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, характерно для…
фрейдизма
марксизма
социал-дарвинизма
позитивизма

8. Общие категории социальной философии:
бытие и мышление
общество и природа
общественное бытие и общественное сознание
социум и универсум

9. Общественная психология …
совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом, так и отдельных больших общественных групп
теоретическая форма массовой психологии
по содержанию совпадает с обыденным сознанием
синоним массового сознания

10. Духовные потребности …
полностью определяются материальными потребностями
обычно отстают в развитии от материальных потребностей
имеют тенденцию к опережающему росту по отношению к материальным потребностям
на определенном этапе развития становятся определяющими по отношению материальным потребностям

11. Изучение внутренней взаимосвязи элементов, из которых состоит социальная система, а также выполняемых ими задач, является отличительной чертой… метода социальной философии
структурно-функционального
исторического
морфологического
кросс-культурного

12. Материальная и идеальная стороны общественных отношений …
возникают одновременно с возникновением общества и не существуют в отрыве друг от друга
соотносятся таким образом, что идеальная сторона возникает лишь с возникновением государства и классов
в отдельные исторические периоды могут быть абсолютно независимы друг от друга

13. Впервые материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу разработали …
античные материалисты
представители французского Просвещения ХVIII века
представители английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо)
К. Маркс и Ф. Энгельс

14. Субстанцией материально-производственной сферы жизни является …
человек как биосоциальное существо
средства производства
человеческий труд как осознанная целесообразная деятельность
духовные потребности человека и общества

15. Высший уровень ценностного сознания
нормы
идеалы
духовные ценности
традиции

16. Влияние ограниченности ресурсов на рост народонаселения изучал …
А. Смит
К. Маркс
Н. Макиавелли
Т. Мальтус

17. Представители цивилизационного подхода в изучении исторического развития
А. Тойнби
К. Маркс
Ф. Ницше
Н. Я. Данилевский
У. Ростоу

18. Рассмотрение формаций как универсальных стадий развития любого общества, характерно для …
социал-дарвинизма
теории культурно-исторических типов
исторического материализма
теории стратификации

19. Сближение материальной и духовной жизни особенно проявляется в …
«онаучивании» материального производства в условиях современной научно-технической революции
современных концепциях постиндустриального и информационного общества
ускорении развития духовной жизни
интернационализации духовной жизни

20. Совокупность производственных отношений в определенном обществе образует …
производительные силы общества
общественное бытие
материальную сферу жизни общества
экономический базис

21. Предметные элементы общественного бытия
человек как производительная сила, материальные общественные отношения, средства производства
человек как биологическое существо и вся реальная практическая жизнь общества
человек и материально-техническая база общества

22. Духовная жизнь общества …
тождественна общественному сознанию
включает как идеальные феномены, так и отношения и институты, организующие духовную деятельность
включает только духовное производство и его результаты – как духовные, так и материальные
включает все идеальные феномены в обществе

23. Общественное бытие – это …
материально-техническая база общества
процесс жизнедеятельности больших социальных групп
материальные отношения людей к природе и друг к другу
совокупность материальных и духовных общественных отношений

24. Выявление и объяснение наиболее общих тенденций и закономерностей развития общества относится к … функции социальной философии
гносеологической
методологической
критической
мировоззренческой
аксиологической

25. Идеология …
теоретическая форма общественной психологии
массовая политическая психология
система идей, отражающих интересы больших социальных групп
совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом

26. К предмету изучения социальной философии относится
экономика
индивидуальная психология
право
природа

Источник

Философия. Блок 7. Предмет социальной философии, материальная и духовная жизнь общества (темы 11, 12)

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Основной закон развития материального производства – закон …
первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию
социальных революций
соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил
прогрессивной смены общественно-экономических формаций

2. Соответствие:
Значимость материальных и духовных явлений — ценность
Социально одобряемая и санкционированная оценка — норма
Образ наилучшего из всех возможных состояний какого-либо явления, принимаемый как высшая ценность и цель деятельности – идеал

3. Менталитет …
по содержанию совпадает с общественной психологией
наиболее глубокий и устойчивый во времени слой общественной психологии
национальное сознание
массовое сознание традиционных обществ

4. Для социального познания характерно …
полное разделение субъекта и объекта познания
абсолютно произвольное субъективное конструирование социальных представлений
полное или частичное тождество субъекта и объекта познания социальной реальности
невозможность объективного познания общественных явлений вследствие влияния интересов и ценностей познающего субъекта на результат познания

5. Общественное сознание является отражением …
материальной и духовной жизни общества
материальной жизни общества
отдельных сторон общественной жизни в различные исторические периоды
всех сторон общественной жизни

6. Соответствие:
Гносеологический аспект общественного сознания — Выражает уровни, формы и способы отражения социальной действительности
Социологический аспект общественного сознания — Выражает преломление общественного сознания сквозь призму объективных условий жизни его носителей
Теоретическое сознание — Наука и идеология

7. Утверждение о том, что в социальной сфере действуют биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, характерно для…
фрейдизма
марксизма
социал-дарвинизма
позитивизма

8. Общие категории социальной философии:
бытие и мышление
общество и природа
общественное бытие и общественное сознание
социум и универсум

9. Общественная психология …
совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом, так и отдельных больших общественных групп
теоретическая форма массовой психологии
по содержанию совпадает с обыденным сознанием
синоним массового сознания

10. Духовные потребности …
полностью определяются материальными потребностями
обычно отстают в развитии от материальных потребностей
имеют тенденцию к опережающему росту по отношению к материальным потребностям
на определенном этапе развития становятся определяющими по отношению материальным потребностям

11. Изучение внутренней взаимосвязи элементов, из которых состоит социальная система, а также выполняемых ими задач, является отличительной чертой… метода социальной философии
структурно-функционального
исторического
морфологического
кросс-культурного

12. Материальная и идеальная стороны общественных отношений …
возникают одновременно с возникновением общества и не существуют в отрыве друг от друга
соотносятся таким образом, что идеальная сторона возникает лишь с возникновением государства и классов
в отдельные исторические периоды могут быть абсолютно независимы друг от друга

13. Впервые материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу разработали …
античные материалисты
представители французского Просвещения ХVIII века
представители английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо)
К. Маркс и Ф. Энгельс

14. Субстанцией материально-производственной сферы жизни является …
человек как биосоциальное существо
средства производства
человеческий труд как осознанная целесообразная деятельность
духовные потребности человека и общества

15. Высший уровень ценностного сознания
нормы
идеалы
духовные ценности
традиции

16. Влияние ограниченности ресурсов на рост народонаселения изучал …
А. Смит
К. Маркс
Н. Макиавелли
Т. Мальтус

17. Представители цивилизационного подхода в изучении исторического развития
А. Тойнби
К. Маркс
Ф. Ницше
Н. Я. Данилевский
У. Ростоу

18. Рассмотрение формаций как универсальных стадий развития любого общества, характерно для …
социал-дарвинизма
теории культурно-исторических типов
исторического материализма
теории стратификации

19. Сближение материальной и духовной жизни особенно проявляется в …
«онаучивании» материального производства в условиях современной научно-технической революции
современных концепциях постиндустриального и информационного общества
ускорении развития духовной жизни
интернационализации духовной жизни

20. Совокупность производственных отношений в определенном обществе образует …
производительные силы общества
общественное бытие
материальную сферу жизни общества
экономический базис

21. Предметные элементы общественного бытия
человек как производительная сила, материальные общественные отношения, средства производства
человек как биологическое существо и вся реальная практическая жизнь общества
человек и материально-техническая база общества

22. Духовная жизнь общества …
тождественна общественному сознанию
включает как идеальные феномены, так и отношения и институты, организующие духовную деятельность
включает только духовное производство и его результаты – как духовные, так и материальные
включает все идеальные феномены в обществе

23. Общественное бытие – это …
материально-техническая база общества
процесс жизнедеятельности больших социальных групп
материальные отношения людей к природе и друг к другу
совокупность материальных и духовных общественных отношений

24. Выявление и объяснение наиболее общих тенденций и закономерностей развития общества относится к … функции социальной философии
гносеологической
методологической
критической
мировоззренческой
аксиологической

25. Идеология …
теоретическая форма общественной психологии
массовая политическая психология
система идей, отражающих интересы больших социальных групп
совокупность чувств, настроений, эмоций, характерных как для общества в целом

26. К предмету изучения социальной философии относится
экономика
индивидуальная психология
право
природа

Источник

Баланс между материальной и духовной жизнью человека

сближение материальной и духовной жизни особенно проявляется в

Для тех кто начинает духовный путь, а также для тех кто на нём значительно продвинулся актуален вопрос баланса между материальным и духовным. Вопрос баланса приобретает особенно важный аспект не только в повседневной жизни, но и в экстремумах: кризисах и триумфах. Баланс и его соблюдение – это вопрос, ответив на который становится возможно правильным образом установиться распорядок жизни, цели, образ действий и внутреннее позиционирование относительно различных объектов. Так как сами по себе ни духовный, ни материальный путь не являются легкими по своей сути, то и их совмещение должно придерживаться определенных правил для достижения успеха в обоих.

Баланс – чувства и душа

Баланс – это гармоничное распределение приоритетов. В случае с материальным и духовным, баланс приобретает значимость целого набора жизненных ориентиров и ценностей, которые будут ближе к одной из граней в зависимости от состояния баланса человека. Например, если человек более склонен заниматься материальной деятельностью, то его цели, средства, источники удовлетворения, манера жизни и прочее будут в большинстве материальными. Для духовного человека свойственна обратная картина.

Следует в-кратце пояснить, что представляют собой духовная и материальная грань.

Духовная сторона жизни касается приобретения и реализации духовного опыта, то есть опыта взаимодействия и восприятия своей духовной природы, а также процесса духовного взаимоотношения с другими людьми и Богом. Все духовные цели так или иначе направлены на достижение духовного счастья и отказа от восприятия материальных источников наслаждений. Один из примеров такого уровня описывается в Бхагавад-Гите:

Человек считается достигшим самореализации и именуется йогом, когда он полностью доволен своим положением, благодаря приобретенным знанию и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и полностью владеет собой. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.

Материальный прогресс заключается в способности поддерживать свою жизнь на определенном уровне наслаждений. Достигается это путем материальной деятельности, основой которой является стремление наслаждаться объектами наслаждений: едой, половыми отношения, развлечениями и т.д. Материальная сторона жизни фокусирует человека исключительно на способности его тела и сознания приносить ему удовлетворение снаружи, благодаря внешним объектам и другим людям.

Итак, духовный путь заключается в интроспективном познании себя путём постижения своей духовной природы, а материальная сторона жизни направлена на удовлетворение своих органов чувств путём эксплуатации различных объектов и людей с целью получения наслаждения. Как становится очевидно, эти два пути разнонаправленны, так как попросту невозможно в достойной полноте познать наслаждение ни от одного из этих путей, если человек стремится получать удовлетворение от обоих. Духовные принципы и ограничения не позволят беспрепятственно наслаждаться материальным, а концентрация на способах получения всё нового и нового наслаждения в виде общения, развлечения, еды и т.д. Будет постоянно отвлекать от духовного пути. Совмещать цели этих путей невозможно, а значит практиковать их в чистом виде вместе не представляется чем-то реальным.

Баланс для материальной жизни

Для человека, чья жизнь представляется материальной духовная сторона жизни обычно служит инструментом для достижения своей цели. Начиная от вполне осязаемых вещей вроде успокоения совести за молитвы и медитации для борьбы со стрессом заканчивая проведение духовных обрядов, постов и аскез для достижения материальных целей. Использование инструментов около духовных вроде медитаций или приобретения знаний об очищении своего бытия – занятие вполне благое для тех, кто привержен материальному пути. Однако, использовать духовные практики как средство достижения своих материальных желаний – это, мягко говоря, достаточно потребительское отношение к столь возвышенному пути и знаниям.

С одной стороны такое косвенное отношение к духовности может рано или поздно вывести человека на духовный путь из-за чего и будет получено духовное благо, но вряд ли можно рассчитывать на получение и материального и духовного блага, если есть вкус исключительно к материальному. Беспочвенные обряды, ощущение пустоты и истощенности, неспособность практиковать и продвигаться, а также различные неудачи в материальной деятельности в силу недостатка сил – это встречается среди тех, кто больше привержен материальному, а духовное воспринимает как инструмент.

По этой причине не следует пытаться использовать ни духовный путь, ни тех с кем вы проходите этот путь для достижения материальных целей или удовлетворения желаний. Следует определенно отказаться от смешивания двух путей и тогда возможен успех хотя бы в материальном. Конечно, пытаться обрести счастье в материальном то же самое что пытаться найти чистую воду в пустом колодце раз за разом возвращаясь туда в надежде на изменения. Каждый человек невольно осознает что попытки наслаждаться оборачиваются необходимостью страдать как до наслаждений, так и после. Труд обреченный на провал в долгосрочной перспективе – это путь материальной деятельности.

Моё мнение заключается в невозможности обретения конечного удовлетворения и счастья в материальной жизни, однако если на духовную жизнь просто нет сил или не хватает вкуса для погружения – то медитации и приобретение знаний будут оптимальным вариантом, по возможности следует отказаться от восприятия деятельности как источника наслаждений отказываясь от плодов своего труда, но это требует определенного уровня знаний. Поэтому – медитации и знания, если это легко получается – отрешенность, если и отрешенность получается, посвящайте свою деятельность и жизнь духовности, но это уже больше духовный путь.

Баланс для духовной жизни

Тут гораздо проще – материальная жизнь должна выстраиваться таким образом, чтобы она была фундаментов для духовной. Более или менее практикующий человек осознает, что отказ от поддержания тела, ума и разума в должном уровне – приводит к неспособности практиковать духовное знание, если речь не идёт о высокоуровневом практике. Баланс, в первую очередь, должен строиться таким образом, чтобы поддерживать тело, ум и разум в таком состоянии, которое беспрепятственно позволит заниматься духовной практикой. Если для прочного и надежного обуздания ума необходима медитация – ей следует заниматься. Если бодрость тела придает определенный тонус и ясность – то следует держать тело в форме. Но целью всего этого должна быть возможность заниматься духовным путём таким образом, чтобы ни разум, ни ум, ни тело не становились лишним препятствием на духовном пути.

Однако, это должно иметь определенные границы и не перекрывать саму духовную практику. Если у вас не хватает времени на поддержание в тонусе тела, ума и разума, то предпочтение стоит отдать духовной практике. Но не стоит вовсе отказываться от сна, еды, отдыха и прочего. С человеческой точки зрения – это грозит перегоранием и нестабильностью в практике. А постоянство важнее количества. Лучше делать каждый день нормальный уровень, чем постоянно падать от неспособности поддерживать все возрастающий темп.

Если человек ест слишком много или слишком мало, спим слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арждуна. Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

Таким образом, материальная сторона жизни должна строиться таким образом, чтобы поддерживать духовную жизнь в удобном положении. А для этого необходим материальный труд как для добычи пропитания себе и своей семье, так и поддержание своего материального тела, ума и разума. Не следует отказываться от исполнения материальных обязанностей без особых на то причин, просто потому что отказ от материальной деятельности может иметь под собой причину страха, лени, отвращения и так далее что не является признаком духовного совершенства.

Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также не зависит от других живых существ.

Те люди, которые исполняют свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, и которые следуют этому учению с верой, без зависти, освобождаются из оков кармической деятельности.

Вообще, в Бхагавад-Гите очень много говориться о труде и том, как человеку стоит трудиться. Если говорить коротко, то трудиться следует ради Верховного Господа. Иначе говоря, если для поддержания нашей практики нам необходимо зарабатывать средства, то это не противоречит самой духовной практике, просто не следует воспринимать полученные средства как источник потенциального наслаждения. Такой труд рекомендуется священными писаниями как метод совмещения материальной деятельности и духовной жизни. Трудиться следует в соответствии с психофизической природой, которой присущи определенные качества и сферы деятельности в которых будет проявлен наибольший результат.

В отношении труда его необходимость просто обязательна для тех кто имеет семью и вынужден её поддерживать. Отказ от исполнения такого рода обязательств может быть только при принятии санньясы и отказа от материальной жизни вообще. Но в Кали-Югу принимать санньясу не рекомендуется, а точнее запрещается в силу неспособности человека поддерживать искренне столь возвышенный, но ограниченный путь. («Брахма-вайварта-пураны» Кришна-джанма-кханда, 185.180)

Положение семейного человека в наше время одобряется духовными авторитетами, так как именно в положении семейного человека духовно упасть намного сложнее, чем с положения отреченного человека. Лучше быть благочестивым и прилежным в своей практике обычным человек, нежели посредственным и подающим дурной пример «святым». Однако, если человека искренне тянет к отреченной духовной жизни в ашраме и обществе духовных людей, то никто этому не будет препятствовать.

В отношении своих материальных дел, человеку, придерживающемуся духовному пути, следует относиться к плодам своего труда либо с отрешенностью, либо действовать ради Господа, осознавая себя Его слугой. Для духовной жизни такой образ действий наилучший из возможных методов занятия материальной деятельностью.

Эти вещи полезны и для духовной жизни освобождая человека от лишних беспокойств порожденных собственным умом и телом, другими людьми, а также природой.

Конечно, для духовной жизни одной из самых полезных вещей является общение с духовными людьми с которыми находиться общий язык и духовная практика. Отсутствие баланса в духовной практике, как уже было сказано, приводит к нестабильности, по этой причине следует осознавать свои силы и выполнять возможное количество практики, но постоянно, постепенно развивая свою способность к такому рода практике.

Полезным правилом будет взять привычку выполнять какой-то минимальный уровень духовной практики, который с одной стороны был бы по силам и был бы возможен к ежедневному исполнению, а с другой становился источником прогресса и увеличения способности к практике. Твердо утвердившись на одном уровне, это примерно 5-6 месяцев, можно немного увеличить нагрузку, осознавая что постоянство важнее количества. Поддерживать равновесие намного легче, чем постоянно вставать, а когда речь идёт о духовной практике – то стабильная практика полезнее в том, что она постоянно углубляется по мере своей непрерывности.

В конечном итоге, баланс материи в духовной жизни заключается в том, что материальная сторона жизни подчиняется духовной и становится её инструментом для поддержания и стабильности практики. Как бы там ни было, мы не великие аскеты, которые способны легко воспринимать голод, холод и иные вынужденные аскезы и опять же, лучше стабильно быть обычным духовным человеком, чем нестабильно стремиться к святости. Следует отказаться от фанатизма в своих стремлениях и тогда вкус к духовной жизни будет возникать по мере углубления практики. А там где вкус, там и естественное следование правилам, увеличение и улучшение практики, приобретение положительных качеств. С другой стороны, насильственная дисциплина рано или поздно лишит вкуса и ощущения глубины, делая духовную практику просто очередным делом в списке дел. Такого следует избегать. Последовательность позволит избежать ошибок, а отсутствие ошибок при постоянном продвижении на пути будет означать успех.

Равновесие материального и духовного

В конечном итоге, идеальный баланс между материальным и духовным вовсе не предусмотрен, так как в человеческом сознании всегда есть одна главная цель и если это материальная цель, то жизнь в любом случае будет склоняться к материальному, если же это духовная цель – то к духовному. То же самое касается и приоритетов.

Для материальной жизни правильный баланс будет заключаться в использовании инструментов которые предоставляет духовная традиция, такие как медитации, а также постижение знаний. Приобретение знаний на начальном этапе никак не противоречит материальным целям, жизнь просто становиться более возвышенной благодаря возможности работать на собой. Со знанием и медитацией, рано или поздно придет отречение от удовольствий в угоду ощущения чистой жизни, а из этого опыта становиться возможно встать на духовный путь. Для тех кто уже идёт по духовному пути, баланс будет заключаться в том, чтобы подчинить материальную жизнь духовной, исполнять обязанности и поддерживать тело, ум и разум в надлежащей обстановке, постоянно практиковать, быть последовательным и погружаться в духовную жизнь, действуя ради Бога.

Материальный баланс позволит гармонично прийти к духовному пути естественным образом благодаря ощущению счастья, а духовный баланс позволит избавиться от множества препятствий, которые мешают прогрессу. Оба пути требуют действительно усердного труда, но как известно счастье стяжается трудом. Удачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *