сайхан цинцаев биография журналист
Студента Астраханской Медакадемии оклеветали и пытаются слепить из него террориста
Откуда российские власти берут «террористов», которые им так необходимы на все случаи жизни? Они их делают буквально из ничего. Например, эта история со студентом-медиком, заступившимся за однокашницу, когда её стал толкать начальник охраны вуза. Был бы студент русским, было бы одно продолжение истории, а Сайхану очень не повезло — он не только мимо несправедливости не прошёл, и вступился за девушку, но его пытаются оклеветать и использовать в своих целях, потому что он чеченец. Пишет Сайхан Цинцаев, студент Астраханской государственной медицинской академии:
Вслед за тем, 14 ноября 2013 года Тюрьма народов в лице загадочной организации «Антитеррор» (а вы спрашиваете, где ваши налоги) предупреждает студента, что «с ним будут разговаривать». А спустя пару часов мы узнаем о том, что Медакадемию в Астрахани заминировали! Как говорят сами студенты, как только Сайхан вышел из корпуса Академии, начбезопасности Гурский проследил, куда тот направился, а через полчаса здание оцепили. Вот так бытовые расисты и нацисты, буржуи из ректоратов и их охранники, которым как будто всё дозволено, рука об руку работают с государственными — с полицейским репрессивным и провокаторским аппаратом, вот так казённая машина перемалывает простых людей — для галочки, мол, «работа проделана на ять», финансируйте нас, кормите нас, терпите нас, и не смейте перечить, а то неизвестно что с вами станется.
Товарищи! Студент Сайхан Цинцаев нуждается в широкой общественной поддержке, его «берут в разработку» и планируют использовать его имя для грязных провокаций. Слуги правящего класса оклевещут его как многих других, сталкивая народы России лбами, чтобы грабить и убивать дальше. Не допустим лжи и насилия в отношении Сайхана — он один из нас, просим активно подключиться российское и иностранное студенчество и преподавателей к его защите.
«Всех умирающих выбрасывали из вагонов»
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
23 февраля 1944 года стало одним из самых трагичных дней в истории чеченцев и ингушей. Почти полмиллиона человек выгнали из своих домов и в вагонах для перевозки скота депортировали в Казахстан. В пути от голода и обморожения погибли полторы тысячи человек. Их тела выбрасывали из вагонов и оставляли в снегу. «Газета.Ru» пообщалась со свидетелями тех событий и их семьями.
21 февраля 1944 года Лаврентий Берия, находясь в Грозном, издал приказ о депортации чеченцев и ингушей. Через два дня началась известная операция по переселению жителей Чечено-Ингушской АССР — «Чечевица». За три месяца до начала выселения в высокогорных селениях республик уже находились войска НКВД. Многие солдаты жили в домах у местных жителей.
«Людям говорили, что намечается Прикарпатская операция и бои там будут идти в горно-лесистой местности. Чтобы эффективно сражаться, солдаты тренируются на территории Чечни и Ингушетии, где районы похожи на места, в которых будут вестись бои», — рассказывает «Газете.Ru» доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент академии наук Чеченской Республики Муса Ибрагимов.
Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет.
«Один из жителей Шатоевского района вспоминал, что перед выселением был базарный день, и на рынок он пошел продавать бычка. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказывали», — рассказывает Муса Ибрагимов.
Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней
Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми.
«Я очень хорошо помню те ужасные дни. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца.
Один из конвоиров отобрал куртку у матери — мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны»,— вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова.
Айшет Даурбекова. Черная среда. 1994
С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Согласно докладу НКВД, на 9 июля 1944 года переселили свыше 469 тысяч жителей Чечни и Ингушетии. Также, по официальным данным, в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы.
«В пути солдаты действовали строго по приказу. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути», — рассказывает «Газете.Ru» Муса Ибрагимов.
Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все.
Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.
«У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», — вспоминает события 72-летней давности Совдат Н.
В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.
«Последние слова, сказанные мне матерью в этом поезде смерти, были: «Совдат, бедная моя, что же ты будешь делать в этой жизни одна? Как больно, что ты осиротела», — рассказывает 90-летняя женщина.
Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было.
Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов.
«Перевозить тела погибших не разрешалось. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близких — это тяжкое воспоминание на всю жизнь», — говорит историк Муса Ибрагимов.
Семья нашего эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.
«Мать до конца жизни страдала, не помнила, почему он умер: от холода или она его во время сна могла как-то придушить телом. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал:
«Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним». И так они везли труп моего брата две недели», — рассказывает профессор Ибрагимов.
Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.
За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты.
«Он пытался объяснить конвоирам, что его дочь в больнице и ему нужно пойти за ней. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.
Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца», — рассказывает «Газете.Ru» историю своей бабушки Асет Окуева.
Айшет Даурбекова. Каратели
По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.
Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.
«Я шесть раз пыталась сбежать из детдома. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.
Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана (по религиозному обычаю, при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. — «Газета.Ru»). Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.
На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.
Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.
Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама — умерла», — рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.
Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков.
Хайбах — аул, которого нет
Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.
«Вывести больных, стариков, детей не было возможности. И было принято решение их уничтожить.
Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей.
Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь», — излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.
Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Еще один из свидетелей — бывший нарком юстиции Чечено-Ингушской АССР Зиявди Мальсагов.
«Когда Мальсагов начал просить Гвишиани остановить убийство людей, ему якобы ответили:
«Эти люди нетранспортабельны, и их нужно уничтожить. Это приказ Серова и Берии», — отмечает историк.
В 1956 году Мальсагов написал о зверствах в высокогорном Хайбахе первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе — «историческая фальшивка».
«Полковник Гвишиани и другие участники тех событий награждены орденами Александра Невского и другими боевыми орденами. После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет», — уточняет профессор Муса Ибрагимов.
Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения.
Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.
Рейсы для депортации с Сахалина не идут
В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин.
Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность.
«Чеченский боец НКВД категорически отказался. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: «Дальше высылать некуда», и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было», — рассказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.
В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью.
Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман.
Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.
Искать их долго ему не пришлось — его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.
«Когда гостю накрывали на стол, он внимательно посмотрел на жену своего родственника, которая показалась ему очень знакомой. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая девушка — Чехардиг», — рассказал «Газете.Ru» сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев.
Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым.
Нет времени объяснять, выселяй!
По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.
«Известный политолог Абдурахман Авторханов писал: как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, не включая участок Малгобека, не ступала нога немцев?» — говорит Ибрагимов.
По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.
«На мой взгляд, основной и главной причиной депортация являлась сама политическая система Советского Союза и ее тоталитарный характер. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства.
А поводом для выселения могли взять бандитизм на территории ЧИАССР. Хотя к марту 1943 года НКВД напишут, что почти все бандитские группы были ликвидированы», — рассказал «Газете.Ru» историк Муса Ибрагимов.
Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.
«Нужны были рабочие руки, чтобы занять Карагандинский угольный бассейн, Усть-Каменогорске цинковое производство и многие другие. Это обстоятельство могло сыграть решающую роль. Ведь основная масса работавших там — депортированные чеченцы и ингуши», — подчеркивает профессор.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов».
Репрессированными признавали народы, подвергшиеся на государственном уровне клевете и геноциду, что сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
Замуж, чтобы выжить. Замуж, чтобы бежать. История женщины, вернувшейся из «ИГ» в Россию
История женщины, вернувшейся из «ИГ» в Россию
No media source currently available
Несколько тысяч граждан России уезжали в Сирию на территории, подконтрольные группировке «Исламское государство». Среди них было много женщин с детьми. НВ поговорили с одной из них.
Залина Бибулаева – уроженка Дагестана. Ей чудом удалось бежать из «ИГ», сейчас она уже на родине. До 2014-го Залина вместе с детьми жила в Турции. По ее словам, она поддалась призывам вербовщиков и уехала в Сирию, чтобы построить там новую жизнь.
— Почему вы решили поехать в Сирию и как вы там оказались в итоге?
— Когда вы уезжали в Сирию, вы уже были замужем?
— Нет, я не была замужем. Я жила на тот момент в Турции со своими детьми, и в течение длительного периода времени наблюдала картину, как мусульмане со всего мира стекаются в Сирию с лозунгами, что там «Исламское государство», что там закон Аллаха. Мы – мусульмане, мы любим шариат Аллаха, мы любим ислам, религию, естественно, нам нравилось все это. Мы тоже захотели – мы были одними из тех, кто пожелал жить в «Исламском государстве».
— В Турцию вы уехали изначально, чтобы оттуда перебраться в Сирию?
— Нет-нет, абсолютно никаких намерений ехать в Сирию не было. В Турцию я ехала просто жить.
— То есть вы жили в Турции одна, без мужа и вместе с детьми, а потом решили уехать в Сирию?
— Да, я была без мужа. У меня было четверо детей, три мальчика и одна девочка. Младшему было три года, а старшему – 12 лет. В Сирию я поехала со всеми своими четырьмя детьми.
— С кем вы столкнулись, когда уже перебрались в Сирию? В каких условиях жили?
—Честно говоря, первое время мы пытались не обращать внимания на те минусы, недостатки, на категорическое расхождение с исламом. Мы первое время не хотели это видеть.
Я приехала в город Табку к своим знакомым, остановилась у них. (Мадинат-эт-Таура, Эс-Саура, Эт-Табка, город у реки Эфрат в 50 км от Ракки. С 2013 года находился под контролем «ИГ», освобожден альянсом Сирийских демократических сил и курдских отрядов при поддержке США и других западных стран в мае 2017 года – НВ).
Если у тебя нет мужа, то ты должна жить в женском общежитии. Одна комната – две-три женщины, у каждой минимум трое детей, а то и четверо-пятеро. И сами понимаете, круглосуточный шум, ты не можешь без разрешения пойти в гости, к тебе не могут без разрешения прийти. Это все были устои этого так называемого государства.
Чтобы этого избежать, многие женщины выходили замуж. Я тоже вышла замуж, мне выдали жилье, и потом все три года я жила в своей квартире. Если мужчины погибали, женщин, у которых дети были маленькие или детей было двое-трое, выгоняли из квартир. Выгоняли, опять отправляли в женские общежития. Но так как у меня мальчики уже были большие: 13, 14, 10, 9 – меня они оставили. А так многих они выгоняли из своих домов.
— А ваш муж погиб во время военных действий?
— Да, мой муж погиб. Я там два раза выходила замуж. Когда погиб первый муж, я с замиранием сердца ждала, что меня выгонят из квартиры. Хвала Господу, они меня оставили, и я все три года жила в этой квартире, пока у меня не появилось намерение оттуда бежать.
— Когда вы поняли, что хотите уехать из Сирии?
— В принципе у меня уже были намерения бежать, и я понимала, что без мужчины бежать будет очень сложно. Если ты нормально не договоришься с проводником, он может обмануть, отправить тебя к Башару [Асаду] или в Ирак. Когда договаривается мужчина, вероятности попасть в Турцию – а мы хотели нелегально вернуться именно туда – была побольше. Поэтому [второй раз] я вышла замуж с намерением бежать оттуда.
— А что в действиях группировки вам показалась не соответствующим их официальной позиции?
— Разногласия были, знаете, в чем? Религия ислам в чем заключается? В том, чтобы мусульманин делал все абсолютно до мельчайших подробностей так, как велел нам наш Господь. Не так, как сказало «Исламское государство», или так, как захотелось мне или кому-либо, а так, как сказал наш Аллах.
Сначала это были нюансы, мелкие расхождения. Например, местные судьи решили ужесточить законы ислама. Когда женщина выходит замуж, она может попросить свадебный дар, а может и не попросить. Или попросить три финика, Коран, а может – бурдюк с золотом. Это ее право. Большинство женщин не просили – что ты попросишь у иностранца с пустыми карманами? И женщины перестали просить денег. А эти судьи стали выносить решения: нет, так нельзя, нужно просить, потому что если ты не попросишь у него золото, то он не будет тебя ценить. Хотя Аллах говорит, что если женщина не желает свадебного дара, то не нужно его делать.
Потом – отношение к пленным. В Коране довольно четко изложено, как мусульманин должен относиться к тем, кто попадает к нему в плен: кормить тем, что ест сам, спать там, где спит он сам, – не в подвале, не где-то, не как-то. А там была полная противоположность!
Мы все это видели, но думали, что арабы, которые заведовали всей этой конторой, свою религию знают лучше, а мы чего-то недопонимаем.
И уже такое яркое: мужчины из России, тунисцы тоже были – очень много таких, которым не нравились эти устои, эта жестокость. И когда они начинали говорить что-либо против «Исламского государства» – «Исламское государство» в кавычках, мне неприятно называть его исламским – человек пропадал, они его казнили, понимаете? Против этого государства говорить нельзя было абсолютно ничего, это было табу, была смертная казнь.
— А ваш муж был иностранец?
— Уйгур, русскоговорящий. Он был не из Китая, жил на севере, по-моему, в Сургуте. Да, он всю жизнь прожил там.
— Как вам удалось в итоге выбраться из «ИГ»?
— Мы искали разные дороги. Была попытка уехать через Хаму в Идлиб и через Идлиб в Турцию. У нас не получилось, потому что Хама оказалась в окружении [правительственных войск Сирии] в 2016 году, и вероятность попасть к Башару [Асаду] была большая. Потом мой муж вышел на знакомых курдов, переговорил с ними. Они пообещали ему, что не задержат нас. Но сначала они спросили, воевал ли мой муж: если он принимал участие в боевых действиях, то они не смогут его пропустить. Курды сказали, что если муж действительно говорит правду, то они нас пропустят и позволят нелегально пройти в Турцию.
— Что произошло дальше?
— Нас привезли к курдам. Мы каждый день ждали, что они нас проверят и отправят дальше в Турцию, но этого не происходило. В итоге они забрали мужа в тюрьму, меня – в лагерь. В лагере я пробыла четыре месяца.
— Это было где?
— В Сирии. В Ираке нет лагерей. В Ираке только тюрьмы.
— А как в итоге вы оказались в России?
Вы рады, что уехали на родину?
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
Х.А. Имагожев. Дорога смерти. 1994
21 февраля 1944 года Лаврентий Берия, находясь в Грозном, издал приказ о депортации чеченцев и ингушей. Через два дня началась известная операция по переселению жителей Чечено-Ингушской АССР — «Чечевица». За три месяца до начала выселения в высокогорных селениях республик уже находились войска НКВД. Многие солдаты жили в домах у местных жителей.
«Людям говорили, что намечается Прикарпатская операция и бои там будут идти в горно-лесистой местности. Чтобы эффективно сражаться, солдаты тренируются на территории Чечни и Ингушетии, где районы похожи на места, в которых будут вестись бои»,
— рассказывает «Газете.Ru» доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент академии наук Чеченской Республики Муса Ибрагимов.
Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет.
«Один из жителей Шатоевского района вспоминал, что перед выселением был базарный день и на рынок он пошел продавать бычка. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказывали», — рассказывает Муса Ибрагимов.
Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней
Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми.
«Я очень хорошо помню те ужасные дни. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца.
Один из конвоиров отобрал куртку у матери — мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны»,
— вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова.
Айшет Даурбекова. Черная среда. 1994
С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Согласно докладу НКВД, на 9 июля 1944 года переселили свыше 469 тысяч жителей Чечни и Ингушетии. Также, по официальным данным,
в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы.
«В пути солдаты действовали строго по приказу. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути», — рассказывает «Газете.Ru» Муса Ибрагимов.
Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все.
Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.
«У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», — вспоминает события 73-летней давности Совдат Н.
В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.
«Последние слова, сказанные мне матерью в этом поезде смерти, были: «Совдат, бедная моя, что же ты будешь делать в этой жизни одна? Как больно, что ты осиротела»,
— рассказывает 90-летняя женщина.
Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было.
Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов.
«Перевозить тела погибших не разрешалось. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близких — это тяжкое воспоминание на всю жизнь», — говорит историк Муса Ибрагимов.
Семья нашего эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.
«Мать до конца жизни страдала, не помнила, почему он умер: от холода или она его во время сна могла как-то придушить телом. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал:
«Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним». И так они везли труп моего брата две недели»,
— рассказывает профессор Ибрагимов.
Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.
За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты.
«Он пытался объяснить конвоирам, что его дочь в больнице и ему нужно пойти за ней. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.
— рассказывает «Газете.Ru» историю своей бабушки Асет Окуева.
Айшет Даурбекова. Каратели
По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.
Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.
«Я шесть раз пыталась сбежать из детдома. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.
Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана
(по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. — «Газета.Ru»). Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.
На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.
«Я даже не ожидала, что услышу положительный ответ. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли. Сначала она не поверила, что я — это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве.
Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.
Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, — моя мама умерла»,
— рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.
Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков.
Хайбах — аул, которого нет
Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.
«Вывести больных, стариков, детей не было возможности. И было принято решение их уничтожить.
Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей.
Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь», — излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.
Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Еще один из свидетелей — бывший нарком юстиции Чечено-Ингушской АССР Зиявди Мальсагов.
«Когда Мальсагов начал просить Гвишиани остановить убийство людей, ему якобы ответили:
«Эти люди нетранспортабельны, и их нужно уничтожить. Это приказ Серова и Берии»,
В 1956 году Мальсагов написал о зверствах в высокогорном Хайбахе первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе — «историческая фальшивка».
«Полковник Гвишиани и другие участники тех событий награждены орденами Александра Невского и другими боевыми орденами. После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет», — уточняет профессор Муса Ибрагимов.
Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения.
Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.
Рейсы для депортации с Сахалина не идут
В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин.
Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность.
«Чеченский боец НКВД категорически отказался. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: «Дальше высылать некуда», и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было», — рассказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.
В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью.
Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман.
Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.
Искать их долго ему не пришлось — его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.
«Когда гостю накрывали на стол, он внимательно посмотрел на жену своего родственника, которая показалась ему очень знакомой. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая девушка — Чехардиг», — рассказал «Газете.Ru» сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев.
Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым.
Нет времени объяснять, выселяй!
По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.
«Известный политолог Абдурахман Авторханов писал:
как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, не включая участок Малгобека, не ступала нога немцев?» — говорит Ибрагимов.
По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.
«На мой взгляд, основной и главной причиной депортация являлась сама политическая система Советского Союза и ее тоталитарный характер. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства.
А поводом для выселения могли взять бандитизм на территории ЧИАССР. Хотя к марту 1943 года НКВД напишет, что почти все бандитские группы были ликвидированы»,
— рассказал «Газете.Ru» историк Муса Ибрагимов.
Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.
«Нужны были рабочие руки, чтобы занять Карагандинский угольный бассейн, Усть-Каменогорске цинковое производство и многие другие. Это обстоятельство могло сыграть решающую роль. Ведь основная масса работавших там — депортированные чеченцы и ингуши», — подчеркивает профессор.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов».
Репрессированными признавали народы, подвергшиеся на государственном уровне клевете и геноциду, что сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.