савина актриса 19 век
Штрихи к портрету. Актриса Мария Савина
Маковский К.Е. Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной (Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства)
«Я отравлена сценой. Если бы мне не пришлось “умирать” на сцене хотя бы раз в месяц – я умерла бы на самом деле. «
18 августа 1874 года началась работа Марии Савиной в Александринском театре, который стал ей родным домом, которому она отдала 40 лет своей жизни. Со свойственной ей решительностью двадцатилетняя провинциальная актриса начала покорять Петербург. И уже скоро Савина стала ведущей актрисой старейшего петербургского театра, завоевала любовь публики и вошла в историю российского театрального искусства как одна из самых ярких звезд.
Для императорского столичного театра того времени, находившегося в кризисе, Савина оказалась находкой. Ее природное обаяние, изящество и уверенное владение техникой сразу были отмечены столичной критикой: «С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. Игра ее проста, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях».
17 января 1879 года Мария Савина блестяще сыграла роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне», поставленном по пьесе И.С. Тургенева. Иван Сергеевич увидел ее однажды в театре, и потом так и не смог забыть. По первоначальному плану режиссера актриса должна была исполнять главную роль. Но она сама выбрала героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. И смогла сыграть ее так, что на глазах изумленных зрителей юная девушка превращалась в душевно зрелую женщину.
Потрясенный автор, примчавшись в ее грим-уборную с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!» Савина бросилась Тургеневу на шею и поцеловала в щеку. Назавтра писатель и актриса на вечере в пользу Литературного фонда читали диалог из его новой комедии «Провинциалка».
И хотя подошедший к ней Ф.М. Достоевский ядовито бросил: «У вас каждое слово отточено, как из слоновой кости… А старичок-то пришепетывает», с того дня между Тургеневым и Савиной началась теснейшая дружба. Такая, что Полина Виардо – давняя мучительная страсть Ивана Сергеевича – оказалась практически забытой. Редкие встречи 60-летнего Тургенева с Савиной, которой не было и 25 лет, стали дополняться частой перепиской, которая продолжалась в течение четырех лет. Известно, что писатель одну из своих комнат в усадьбе Спасское-Лутовиново, где принимал восхитившую его актрису, назвал Савинской. Савина играла так красиво и убедительно, что даже ее коллеги по сцене восхищенно говорили: «Ловко сделано!»
Репертуар Савиной очень богат и разнообразен: это роли самого противоположного свойства, от наивных и шаловливых девочек в современной лёгкой драматургии до крупных комических или истинно драматических типов в произведениях Гоголя, Островского, Тургенева, Лопе де Вега («Собака садовника»), Шекспира («Укрощение строптивой»). Современные иностранные драматурги (Ибсен, Зудерман и др.) нашли в ней тоже прекрасную исполнительницу; многие из современных русских писателей обязаны главным образом ей успехом своих произведений. Отличительные черты таланта Савиной – поэтическая женственность, искренняя весёлость наряду с глубоко трогающим драматизмом, развитая до высокой степени совершенства мимика.
Горничная Савиной Василиса Пантюхова, прослужившая у известной актрисы 26 лет вспоминала: «гримировалась всегда сама, никого из посторонних пока не оденется, не пускала, перед выходом на сцену всегда волновалась. А на репетицию даже когда ехала, всегда брала с собой образ Серафима Саровского».
Она была замужем дважды,но оба брака не принесли счастья.Лишь в 1895 году, когда Савиной исполнился 41 год, в ее жизни появился Анатолий Молчанов. Это был правовед и филантроп, безумно влюбленный в театр. Сначала их связывали исключительно деловые отношения, которые вскоре переросли в приятельские, а потом превратились в сильное сердечное влечение. Лишь 15 лет спустя, в 1910 году, Молчанов и Савина стали мужем и женой, и этот брак принес обоим семейный покой и благополучие.
24 февраля 1910 года в Александринке прошли юбилейные торжества в честь 40-летия театральной деятельности М.Г. Савиной. Она по-прежнему выходила на эту знаменитую сцену, радуя зрителей своими новыми ролями, но ей уже 56 лет, молодость ушла, стареющая актриса все более стала ощущать свой возраст. И все-таки Мария ушла из жизни, так и не успев утвердиться в амплуа комических старух.
Савина умерла неожиданно для многих. В ночь на 8 (21) сентября 1915 года Мария потеряла сознание, а утром ее не стало. Савину хоронил весь Петербург. Из особняка Савиной на набережной Карповки, 17, гроб на руках вынесли старейшие артисты Александринского театра во главе с В.Н. Давыдовым. Попрощаться с ней пришли и старые, и молодые. Процессия в сопровождении растущей толпы народа двинулась по Каменноостровскому проспекту, через Неву, к Александринскому театру.
Трамвайное движение остановилось. У стен театра, под окнами уборной великой актрисы, была отслужена лития, и процессия направилась к Исаакиевскому собору, а затем, через Дворцовый мост и Кадетскую линию, на Петровский остров. По завещанию Савину похоронили, не на Серафимовском кладбище, рядом с могилами отца, сестры и брата, а на территории парка рядом с историческим «Савинским» корпусом, возле алтаря домовой церкви. На земляном холме поставили массивный дубовый крест, через год замененный лабрадоритовым саркофагом с восьмиконечным бронзовым крестом. В 1921 году рядом с женой был похоронен А.Е. Молчанов.
Убежище переименовали в Дом ветеранов сцены и дали имя Марии Савиной. Без права передачи кому-либо оформила Мария Савина участок земли на Петровском острове. Это было закреплено специальным царским указом, который подтвердила и советская власть в 1923 году. Постановлением Совнаркома дом и прилегающая к нему территория навсегда закреплялись за Всероссийским театральным обществом. После Великой отечественной войны Дом ветеранов сцены был капитально перестроен. Домовая церковь превратилась в концертный зал. Очевидно, при перестройке Дома ветеранов, могилы Савиной и Молчанова были перенесены на нынешнее место, на берег Малой Невки.
Дом ветеранов сцены, основанный М.Г. Савиной больше 100 лет назад, жив и сейчас. Здесь по-прежнему готовят концерты, литературные вечера, капустники и, несмотря на почтенный возраст, а средний возраст обитателей превышает 80 лет, ведут активную жизнь. Случаются и свадьбы. Конечно, в его жизни бывали тяжелые времена. Корпуса Дома хотели передать неким коммерческим организациям, да и сейчас еще, несмотря на помощь благотворителей, средств на содержание дома и прекрасного парка недостаточно.
Мария Савина была великой актрисой. Пережив годы скитаний по провинциальным театрам, она смогла покорить императорскую сцену в Петербурге, где блистала до конца своих дней, определяя стиль и репертуар главного драматического театра страны – Александринского. За ней укрепилась слава петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы.
Актерская манера Савиной была яркой и неповторимой: ее роли, оригинально задуманные и правдиво сыгранные, отличались остротой и лаконичностью сценического рисунка, смелостью и выразительностью деталей, филигранной отточенностью формы при огромной внутренней энергии и точной направленности темперамента.
Но все объединялось неотразимым обаянием актрисы, ее женской притягательностью, эмоциональной заразительностью ее художественной личности, которая сквозила во всех ее созданиях и властно подчиняла зрителей. Многие знаменитые современники Савиной, с которыми она встречалась, переписывалась, дружила, работала, ценили в ней, помимо таланта, живой и острый ум, зоркую наблюдательность, не лишенную иронии и насмешки, бьющую через край жизненную. энергию и чарующую женственность.
Театральная дива из Каменца-Подольского, очаровавшая своим талантом Ивана Тургенева и Льва Толстого
«Лучше не доиграть, чем переиграть».
Колдунья с бриллиантовыми глазами
В 20 лет получает приглашение в петербургский Александринский театр. Где с первого сезона становится примой и остается нею в течение 41 года.
Также она играла в пьесах Шекспира, Гете, Мольера, Дюма-сына, Шиллера, Лопе де Вега, Бомарше. Репертуар ее был очень разнообразным: наивные девушки, комические и драматические персонажи. Именно поэтому публика называла Савину «наша Сара Бернар».
Последняя любовь Тургенева
Толстой, Гончаров. Антон Чехов, Виктор Крылов, Александр Островский отдавали ей главные роли в своих пьесах и неизменно удивлялись, с каким мастерством и талантом та их воплощала.
Иван Сергеевич дарил Марии украшения, умолял о встрече, мечтал показать Флоренцию и писал страстные письма:
Знаменитая актриса приезжала к выдающемуся литератору в Спасское, посещала в Париже. В 1908 году к 25 годовщине со дня смерти Тургенева в Академии наук была устроена его выставка. Савина ежедневно привозила букет пурпурных роз и ставила перед портретом писателя.
Или ты меценат, или Сибирь
А ктриса много внимания уделяла благотворительности. Она была среди организаторов Всероссийского театрального общества, в 29 лет основала приют для пожилых актеров в Санкт-Петербурге.
Для строительства задуманного убежища Савиной понравился участок на Петровском острове, на берегу Малой Невки, но средств для приобретения не хватало. И тут ей повезло: на царском балу актриса среди гостей заметила землевладельца. Подвела его к императору и представила как человека, любезно подарившего землю. Николай II пожал купцу руку и поблагодарил за щедрое пожертвование. Отступать меценату было некуда, разве что в Сибирь. А в придачу правитель издал приказ, запрещающий отчуждение этой земли. Функционирует приют до сих пор.
«Вдова при двух живых мужьях»
??От первого мужа, актера Николая Славича, пьяницы и лентяя, она взяла его сценическое имя и стала Савиной, изменив псевдоним Стремлянова, с которым выступали родители. Через несколько лет они расстались, но Мария осталась Савиной, потому что ее уже стала узнавать публика.
??Вторым был красавчик лейб-гвардеец Никита Всеволожский, племянник директора Императорских театров. Пять лет была его любовницей, понимая, что князь не женится на актрисе. Но он предложение сделал. Этот брак также оказался неудачным. Князь проиграл имущество, погряз в долгах. Мария попросила развода. Тот согласился при условии оплаты его векселей, и она сказала «да».
??С третьим, правоведом, театралом и миллионером Анатолием Молчановым, познакомились, когда ей был 41, но поженились только через 15 лет. С ним она получила семейный уют, духовную близость, однако счастье было недолгим. Через 5 лет после замужества Савина умерла.
Биография Марии Гавриловны Савиной
В апреле 2004 года исполнилось 150 лет со дня рождения одной из самых прославленных актрис русской сцены Марии Савиной. Главные составляющие ее успеха: гибкий артистический талант, безукоризненное изящество и элегантность, а также сильный, волевой, несгибаемый характер. Эта красивая, умная и прозорливо дипломатичная женщина умела не только очаровывать и покорять, но безраздельно царить и властвовать.
Преодолев свои «горести и скитания» и стремительно завоевав центральное положение в звездной труппе императорского Александринского театра, Савина уже не позволяла успеху покинуть ее, ведь по натуре она всегда была победительницей. В готовящейся к выходу в издательстве «АСТ-ПРЕСС» книге «Богини русской сцены» одна из глав, написанная театроведом Мариной Гаевской, посвящена жизни и творчеству Марии Савиной. Мы предлагаем нашим читателям фрагмент из этой главы.
Но все течет, все меняется: из угловатого подростка Маша Стремлянова превратилась в привлекательную кокетливую девушку, уже начавшую осознавать свое очарование и чувствовать тягу к сцене. Учеба ее закончилась еще в Одессе, и она проводила время между театром и чтением книг. Отец по-прежнему скитался, возя с собой дочь, которая все настойчивее рвалась играть. Наконец по причине отсутствия актрис в одной из бродячих трупп ей стали давать роли. А в пятнадцать лет в Минске Маша получила свой первый ангажемент. Формально она уже считалась актрисой, но у кого ей было учиться актерскому мастерству? У матери и отца, явно переоценивших свои возможности на театральном поприще, или у редких заезжих гастролеров? И Мария Гавриловна начинает сама строить свою жизнь. Стремясь к самостоятельности и независимости, она уезжает от отца в Смоленск, а затем по протекции матери поступает в харьковскую антрепризу Дюкова.
Молодой жене предстояло открывать в муже все новые и новые «достоинства». После их переезда из Харькова в Калугу он, не изменяя прежним привычкам, проводил время за вином и картами. А для укрепления собственного положения в обществе поощрял ухаживания богатых поклонников за своей юной супругой, которая раздражала его наивностью и неопытностью. К семейным скандалам добавилось еще и безденежье. Получив возможность играть, семнадцатилетняя Савина работает на износ: днем репетирует, ночью учит роли и перешивает костюмы. Но денег все равно не хватает. Приехав в Нижний Новгород во время ярмарки, она берется за случайную работу в театре. Но именно эта случайность оказывается поворотной в ее судьбе. На молодую актрису обращает внимание один из самых влиятельных антрепренеров того времени П.М.Медведев и приглашает ее в свою труппу. Никому не известная артистка словно вытягивает счастливый билет, попав в истинно творческую атмосферу, о которой не смела даже мечтать.
За время, проведенное в труппе Медведева, она не только много сыграла, но имела возможность многому научиться. Благодаря П.М.Медведеву и А.И.Шуберт ее природный талант словно вошел в нужное русло. И конечно, настойчивость, трудолюбие Савиной тоже давали свои плоды. Она безропотно выдерживала бешеный ритм жизни провинциальной труппы, сыграв за пять лет в Казани, Саратове и Орле около ста пятидесяти ролей. На каждую новую работу отводилось два-три дня, музыкальные номера разучивались с голоса.
История жизни Марии Гавриловны Савиной
Став наконец окончательно свободной от супружеских оков, Савина стремилась вращаться в обществе, но высший свет воспринимал ее с достаточной долей высокомерия. Зато круг петербургской интеллигенции принял безоговорочно как свою. Среди друзей Марии Гавриловны были художники, врачи, юристы, журналисты. Она постоянно общалась и переписывалась с литераторами: И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, Я.П.Полонским, А.Н.Майковым, В.В.Стасовым. Однажды Полонский направил ей забавное стихотворное приглашение на именины:
Очень многое воплотилось в спектаклях по пьесам А.Н.Островского. Начав с энергичной, смелой, независимой Нади в «Воспитаннице», она затем сыграла искреннюю, светлую Наташу в «Трудовом хлебе», прошедшую через горечь разочарований, но сохранившую чистоту души. Потерпев неудачу в «Богатых невестах», артистка победила, сыграв Юлию Тугину в «Последней жертве». Комедийно окрашенные образы Глафиры в «Волках и овцах» или Лидии в «Бешеных деньгах» давались ей хуже. Зато в «Дикарке» актрисе удалось в полной мере соединить наивную чистоту и лукавое кокетство, неопытность и твердость, веселость и отчаянность, присущие ее Варе, с которой она не расставалась в течение двадцати лет.
Имена эти по сей день звучат вместе и в биографических книгах, и в спектаклях, посвященных истории отношений двух выдающихся людей. Автор был очарован с первого взгляда, актриса навсегда сохранила в памяти день их первой встречи. Потрясенный Тургенев после третьего акта пришел за кулисы и, вглядываясь в лицо Савиной, восхищенно произнес: «Верочка. Неужели эту Верочку я написал?! Я даже не обращал на нее внимания, когда писал. Все дело в Наталье Петровне. Вы живая Верочка. Какой у вас большой талант». А Савина позднее написала: «Это был один из счастливейших, если не самый счастливый, спектакль в моей жизни».
Их дружеский союз органично переходил в творческое сотрудничество. После Верочки Савина сыграла Машу в «Холостяке», Машу в «Вечере в Сорренто», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Лизу в инсценировке «Дворянского гнезда», а через двадцать пять лет она вернется к любимому «Месяцу в деревне», сыграв уже Наталью Петровну.
Но с середины 1900-х годы все же начинают брать свое. Переход на возрастные роли ей, привыкшей блистать и очаровывать, дается нелегко. В очередной раз Савиной приходится пересиливать, но уже не обстоятельства, а собственное внутреннее сопротивление. Ей удается преодолеть и этот рубеж, правда, даже играя миссис Уоррен в пьесе Бернарда Шоу, Екатерину Павловну в «Холопах» Гнедича или Каренину в толстовском «Живом трупе», она выглядит слишком моложавой. Личная жизнь Савиной в это время хоть и не бурлит, как прежде, но и не стоит на месте, она просто выглядит более спокойной и стабильной. В 1910 году актриса становится гражданской женой богатого человека, председателя Общества русского пароходства Анатолия Евграфовича Молчанова.
Помимо театра Савина продолжает работу в первом общественно-профессиональном союзе актеров, инициатором создания которого была она сама. На его основе в 1894 году было создано Русское театральное общество (нынешний Союз театральных деятелей РФ). Мария Гавриловна избежала участи тех актрис, творческая жизнь которых заканчивается много раньше окончания жизни физической. Савина до последних дней была полна энергии и умерла быстро, словно в полете, от паралича сердца, а похоронена была в ограде созданного ею Убежища для престарелых актеров.
САВИНА, МАРИЯ ГАВРИЛОВНА
САВИНА, МАРИЯ ГАВРИЛОВНА (1854–1915), русская актриса, более 40 лет прослужившая на сцене Петербургского Александринского театра, являясь премьершей. Савина вначале утвердилась в амплуа инженю, а затем значительно расширила свой сценический диапазон, сыграв со свойственной ей психологической точностью и глубиной современниц. За Савиной М.Г. укрепилась легенда петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы.
Пять лет в провинции.
Савина родилась 30 марта 1854 в Каменец-Подольске, в семье провинциального учителя Подраменцева Г.Н., впоследствии ставшего посредственным провинциальным актером и выступавшего под сценическим псевдонимом Стремлянов. Этот же псевдоним использовала и его дочь, игравшая на сцене с 15 лет. Через год она вышла замуж за актера Савина Н.Н. и выступала под его фамилией. Через несколько лет Савина стала символом театрального Петербурга.
Пять лет в провинции стали временем творческого становления молодой актрисы, труднейшего поиска своего сценического лица, а также ожесточенной борьбы за свое человеческое достоинство, мало ценившееся в той среде. Одесса, Смоленск, Бобруйск, Минск, Харьков, Калуга, Орел, Саратов, Казань, Нижний Новгород – города скитаний будущей премьерши театральной столицы.
Известный театральный антрепренер П.М.Медведев, первооткрыватель многих актерских талантов, попасть в труппу которого считалось для провинциального актера огромной удачей и честью, сразу обратил внимание на молодую актрису. Партнер Савиной по сцене, также будущий премьер Александринки В.Н.Давыдов вспоминает: «Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодическим голосом, вся изящная, хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии… Тогда уже можно было угадать, что из Савиной со временем выработается хорошая актриса. Она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение». Со свойственной ей решительностью двадцатилетняя провинциальная актриса отправилась покорять Петербург.
Савина в амплуа инженю.
Первыми сценическими шагами Савиной были роли в амплуа инженю. Она играла молодых, обаятельных, наивных девушек, лукавых, кокетливых и чувствительных – вплоть до начала 1890-х, когда она перешла в иной репертуар, раскрывший богатейшие стороны дарования актрисы. Обладая безупречным театральным чутьем, актриса опасалась драматического, тем более, трагедийного репертуара. Романтические драмы и даже комедии в стихах были за пределами возможностей актрисы. И тем не менее всю жизнь Савина искала собственные драматические средства, подвластные ее достаточно узкому диапазону, превратив свои недостатки в свои достоинства.
Восприимчивая к музыке, пластике, ритму Савина вдохновенно пела и танцевала в опереттах Оффенбаха, водевилях, играла в незатейливых комедиях скромных девушек в ситцевых платьях и платочках, органично перекочевавших с провинциальных подмостков на сцену Александринского театра в 1874.
Для императорского столичного театра того времени, находившегося в кризисе, Савина оказалась находкой. Ее природное обаяние, изящество и уверенное владение техникой сразу были отмечены столичной критикой: «С г-жою Савиной русский театр ожил и напоминает старые дни золотого своего века, когда артисты играли с вдохновением. ; игра ее проста донельзя, дикция превосходная, вместе с грациозностью в осанке и изяществом в движениях».
Феномен Савиной заключался в том, что она стала «царицей русской сцены», не имея «героических» данных и несмотря на негласные театральные законы, по которым актриса с амплуа-инженю не могла премьерствовать.
Первое десятилетие Савиной на сцене Александринки (с середины 1870-х до середины 1880-х) отличалось невероятной плодотворностью актрисы и по количеству, и по качеству сыгранных ею ролей. Главной заслугой Савиной того периода стало открытие нового женского типа. До Савиной на русской сцене, кроме знаменитой в 1830-е гг. В.Асенковой, «были водевильные попрыгуньи интернационального типа, были мелодраматические невинности, но русской девушки, русской женщины… наша сцена не знала», – отмечал критик. Своим юным героиням Савина передавала огромный заряд оптимизма, веры в себя и в свою любовь, не чуждую обаятельного каприза, изящной игры, легкомыслия, под которым неожиданно скрывался и острый ум, и глубина чувств. Актриса играла в пьесах В.А.Дьяченко, Н.А.Потехина, И.В.Шпажинского, В.Крылова, которые стали известны благодаря ее участию.
Школа и учителя М.Г.Савиной.
«Бери образцы из жизни», – советовал великий актер-реалист и педагог М.С.Щепкин, «влазь, так сказать в кожу действующего лица…». Савина следовала этому совету: ее главным учителем была сама сцена, хотя училась она и у актрисы и педагога, ученицы Щепкина, А.И.Шуберт, которая оказала на нее большое влияние. Шуберт сама была замечательной инженю, хранящей живые традиции своего учителя и передавая своим ученикам. Дар острой наблюдательности у Савиной постепенно развился в профессиональную аналитичность большого художника.
Итоги первого десятилетия на императорской сцене.
Главным итогом первого десятилетия творчества Савиной на Александринской сцене стали три важнейшие для актрисы роли из русской классики: Верочка (Месяц в деревне Тургенева И.С., 1879), Мария Антоновна (Ревизор Гоголя Н.В., 1881), Варя (Дикарка Островского А.Н. и Соловьева Н.,1880).
Роль Верочки была непревзойденным шедевром савинского лиризма. В этой роли наиболее ярко проявился драматизм жеста, выраженный не словами, но молчанием и особым глубоким подтекстом. Современники увидели живое, беспредельно чистое и трогательное существо, девушку, впервые полюбившую, доверчивую и робко ощутившую пробуждение неведомых ранее чувств. Неподдельное восхищение игрой Савиной высказал автор пьесы, Тургенев. Так постепенно находила себя актриса в драме, оттачивая и развивая свои индивидуальные возможности, чуждые идеализации и патетики.
Наиболее органичной была Савина в комедии. Большой удачей в этом жанре была роль гоголевской Марии Антоновны, в которой проявился талант Савиной, как острохарактерной актрисы. В ее исполнении уездная барышня была воздушным созданием, сочетавшей очарование юности с бесконечной ограниченностью и утонченно-пошлыми манерами. Четверть века актриса исполняла эту роль, постоянно совершенствуя ее.
В дикарке Варе Савина изображала характер незаурядной силы, под внешней беспечностью которого скрывался самобытный ум, мятежность и драматизм.
Савина и Петербургский Императорский Александринский театр.
Мастерство Савиной было неразрывно связано с эстетикой театра, в котором она служила в течение сорока лет, неоднократно повторяя: «Сцена – моя жизнь». Александринский театр всегда недоверчиво относился к страстным порывам души, возвышающему обману, проповеди и исповеди на сцене. «Петербург вообще не верил в романтику», – писал петербургский актер Ю.М.Юрьев, игравший в классических трагедиях и бывший своего рода исключением из правил. В отличие от Малого театра, в Петербурге актеры не мнили себя властителями дум. Свое призвание они понимали проще – не поучать и просвещать, а развлекать, пробуждая «чувства добрые» в сердцах зрителя через мастерскую игру. Тема социального протеста была для театра чуждой. Северная столица, придворная и европеизированная, была куда менее демократичной, чем Москва. На ее подмостках не столь бушевали страсти, сколь создавались «типы». Страсть к игре, к лицедейству брала верх надо всем. Именно в этой сфере Савиной не было равных. Умное мастерство, талант аналитика, точный и строгий отбор выразительных средств, эстетическая взвешенность: «лучше недоиграть, чем переиграть», – эти качества характеризуют Савину, находящуюся в расцвете своего творчества. Ей чужд натурализм Стрепетовой П., так же, как чуждо искусство исповедничества, связанное с творчеством В.Ф.Комиссаржевской. Савиной принадлежит высказывание: «Если бы все актеры играли по вдохновению и переживали свои роли, мир наполнился бы домами для душевнобольных». Савинская игра отличалась отчетливостью, выверенностью, техникой, но отнюдь не холодностью.
А.Н.Островский и «власть тьмы» Л.Н.Толстого в творчестве Савиной.
Эволюцию стремительно выросшего мастерства актрисы можно отчетливо проследить по ее ролям в пьесах А.Н.Островского. После удачного дебюта в роли девушки Нади из пьесы Воспитанница, а также выдающегося успеха Савиной в ролях Вари и Поликсены (Правда хорошо, а счастье лучше), Островский дает ей многие главные роли. Однако ни Лариса (Бесприданница, 1878), ни Саша Негина (Таланты и поклонники, 1882), ни Катерина (Гроза, 1888) Савиной не удались. Эти роли значительно лучше сыграли М.Н.Ермолова, П.А.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская. Савина прекрасно сыграла роль Юлии Тугиной (Последняя жертва) и продолжала ее играть более 30 лет. В ее исполнении Юлия была благородной интеллигентной девушкой, беззащитной перед пошлостью и обманом. В этой роли прослеживался своеобразный Савинский «тихий» драматизм. В 1890-х, обогащенная этим опытом, актриса сыграла с большим пониманием и глубиной многие роли Островского, в том числе ранее неудававшиеся или принципиально отвергнутые. Это Евлалия (Невольницы), Параша (Горячее сердце), Елена (Женитьба Белугина), Вера Филипповна (Сердце не камень), Людмила (Поздняя любовь), а также острохарактерные – Клеопатра Мамаева (На всякого мудреца довольно простоты), и Матрена Курослепова (Горячее сердце).
В этом ряду стоит и одна из лучших ролей Савиной – Акулина из Власти тьмы Л.Н.Толстого, за право исполнения которой на сцене Императорского театра актриса боролась более семи лет. В роли Акулины (1895) Савина продемонстрировала чудеса внутреннего и внешнего перевоплощения. Сама Савина считала образ Акулины этапным в своем творчестве: «До сих пор у меня были две роли, которые я имела право считать своими созданиями: Мария Антоновна в Ревизоре, Верочка в Месяце в деревне, а теперь третья – Акулина во Власти тьмы. Имена Гоголя, Тургенева, Толстого велики, и я счастлива, что могла олицетворить их типы. Этих трех ролей достаточно для всей моей карьеры, и они служат мне щитом». Эти слова актрисы воспринимаются, как ответ на постоянно раздающиеся в ее адрес упреки в творческой неразборчивости, часто приводящей к бессодержательности и поверхностности савинского репертуара, подчас откровенно развлекательного. В ее репертуаре действительно сотни ролей в пьесах-однодневках. И только десятки – в классике, и в произведениях больших современных авторов.
Тургенев, Чехов, Достоевский.
Ближе всех для Савиной продолжал оставаться И.С.Тургенев. Ею сыграны главные роли во всех его пьесах: Маша (Холостяк), Маша (Вечер в Сорренто), Дарья Ивановна (Провинциалка), Лиза Калитина в инсценировке Дворянского гнезда. Но подлинной удачей стала роль Натальи Петровны (Месяц в деревне), сыгранная в 1903. Драму поздней любви своей героини актриса раскрыла очень сдержанно и по-тургеневски поэтично. В этой роли слились глубочайший психологизм с «кружевной», «филигранной» техникой актрисы, и наиболее чуткие современники обратили внимание на некоторое сходство драматизма Савиной со стилевой манерой актеров Московского Художественного театра.
Из чеховского репертуара Савина сыграла Сару из Иванова (1897), Аркадину и Раневскую (Чайка и Вишневый сад). Только роль Сарры получилась удачной, а вот Аркадина и Раневская стали для Савиной проходными, вероятно, по причине эстетической новизны этих пьес, чуждой стилистике Александринского театра.
Неподдельный интерес актрисы к творчеству Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М. выразился в попытке осмысления их творчества. Анна Дмитриевна Каренина (Живой труп, 1911) была сыграна несколько односторонне. Настасья Филипповна (Идиот, 1899) была все же отмечена положительно, хотя и не совсем была ее ролью.
«Прокурор своих ролей».
Савина создала удивительное разнообразие образов, при этом для актрисы важнейшим условием было внутреннее перевоплощение, а не внешнее лицедейство. Понятие «грим души», введенное критиком А.Кугелем, относилось к ней, петербургской «царице сцены». Другие качества творчества Савиной – аналитический склад ума и смелость художника, причем смелость, основанная на тонком расчете. Творческие эксперименты Савиной, например, ее Акулина, всегда были продуманы. Был тонко продуман и чисто савинский «прокурорский» подход к современной героине, женщине расчета и позы, эгоистических страстей и надлома. В исполнении Савиной на сцену вновь был выведен не характер, а тип. В 1880–1890 актриса сыграла в цикле современных пьес: Ольгу Ранцеву (Б.М.Маркевич Чад жизни), Елену Протич (М.И.Чайковский Симфония), Нину Волынцеву (А.И.Сумбатов-Южин Цепи), Татьяну Репину (Суворин А.В. Татьяна Репина). В совершенстве владея искусством сжатой, исчерпывающей характеристики, Савина раскрывала сущность своих героинь сурово и трезво, полностью отказываясь от их идеализации. Актриса не лишала созданные образы обаяния, но это была притягательность порока, холодного блеска. Савиной ставилась в заслугу большая жизненность и правдивость в создании типа светской женщины, которой правят не любовь, но расчет, не страдание, но капризный надлом, показанные с беспощадной резкостью. Об одной из таких героинь, Татьяне Репиной, сыгранной Ермоловой в возвышенных тонах и с трогательным сочувствием к впервые проснувшейся в героине любви, Савина, наперекор авторскому замыслу, высказывала свои мысли: «Татьяна Репина, по-моему, опять-таки не возвышенная фигура, а характер, тип. Это в полном смысле слова дитя актерской богемы. Вся ее жизнь – показная, что и составляет главное содержание этой роли. Мало того, она и умирает, так сказать, напоказ».
Роль Савиной в русской сценической школе.
В 1899 состоялись гастроли Савиной в Берлине и Праге. В те годы театральный Петербург был искренне захвачен остро современным лирическим искусством молодой Комиссаржевской, покорившей сердца зрителей в тех ролях, которые не принесли Савиной успеха. В этой ситуации Савина предприняла смелую, но глубоко продуманную попытку привлечь к себе прежнее внимание, явив Европе русскую сценическую школу. Особенно сильное впечатление на европейского зрителя произвела ее Маргарита из пьесы Дюма-сына Дама с камелиями, в которой исполнение Савиной ставилось в один ряд с искусством знаменитой Э.Дузе и С.Бернар. С гастролей Савина возвратилась победительницей. «Ввиду оказанных ею особых услуг русскому сценическому искусству», Савиной пожаловано звание «Заслуженной артистки императорских театров». Личное торжество актрисы совпало с торжеством русской актерской школы.
Савина была талантливой представительницей реалистического искусства своего времени. Не случайно К.С.Станиславский включил ее имя в список великих актеров, оказавших на него влияние и служивших ему образцом.
Савина занималась и общественной деятельностью. Большую активность она проявила в создании Российского Театрального Общества, работая вначале секретарем, а затем председателем совета РТО. В 1896 организовывала «Убежище для престарелых сценических деятелей», получившее впоследствии ее имя. О годах своего детства и театральной юности актриса написала воспоминания Горести и скитания (Л., 1983).
Кончина Марии Гавриловны Савиной (в 2-х тт.). М., 1916
М.Савина и А.Кони. Переписка. 1883–1915. Л. – М., 1938
И.И.Шнейдерман. Мария Гавриловна. Л. – М., 1956
Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. Л. – М., 1962
Юрьев Ю.М. Записки (в 2-х тт.). Л. – М., 1963
Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров.Очерки истории Александринской сцены. Л., 1968
Светаева М.Г. М.Г.Савина. М., 1988
Записки актера Щепкина. М., 1988