самые первые актеры кино в мире
Крестный отец мирового кино: почему без России не было бы Голливуда
Иван Судаков Актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов. Основатель собственного театра KTO studio
Марлон Брандо, Клинт Иствуд, Кристиан Бейл, Джонни Депп, Роберт де Ниро. Все они не были бы такими великими актерами, если бы не один русский купец, которому было не все равно. Но обо всем по порядку.
Был 1969 год. Режиссер Лев Кулиджанов снимал в Петербурге фильм «Преступление и наказание» по Достоевскому. Актриса, игравшая убиенную старуху, должна была вживаться в роль (так это называется у Станиславского). Она поступала самым простым образом: запиралась в огромной петербургской квартире часа на два и начинала бояться.
Каждую неделю к ней должна была приходить родственница, и каждую неделю эта родственница должна была стоять и ждать под дверью, пока актриса подготовится к роли и достигнет достаточного уровня страха. Дверь же заперта изнутри. Однажды она пришла к двери, пнула ее — и дверь оказалась не заперта. «Наконец-то тебя убили!» — поприветствовала она актрису.
Это все, разумеется, актерские байки. Но в каждой шутке — только доля шутки. В конце XIX века в России играли совсем не так, как сейчас. Режиссер — это была профессия человека, который должен был просто собрать актеров вместе для того, чтобы они прочитали выученный текст пьесы на сцене с выражением.
Были актеры-трагики, были актеры-комики. И ни в коем случае трагик не мог играть комическую роль. Иначе публика не шла. Так появилось то проклятие актеров, что называется амплуа. Актер Григорий Вицин никогда не пил, но в кино его звали на роли пьяниц и забулдыг. Актер Роберт Паттинсон играл много ролей после фильма «Сумерки», но даже в костюмной мелодраме по Мопассану нельзя перестать узнавать в нем вампира.
Люди вставали в свет и очень красиво читали монологи, именно поэтому сюжеты и действие пьес Гоголя и Островского понятны любому школьнику. Эти хорошие, эти плохие, эти что-то затевают. Надо их победить и в конце прочитать либо разоблачающее письмо, либо обличающий монолог. Зал смотрел не дыша.
Но эпоха изменилась. Пьесы стали более реалистичными, а в жизни редко когда что-то делится на черное и белое. В пьесе Чехова «Чайка» нет ни одного отрицательного героя, поэтому она и провалилась в театре старого режима. Актеры просто не понимали, какое амплуа применять к героям. «Новые формы», которых так жаждал главный герой пьесы Константин Треплев, были действительно нужны, и они появились.
Вот вам, например, надо сыграть Гамлета. Для того чтобы вжиться — два пути. Первый — ехать в Данию, в Эльсинор, в замок Гамлета, ходить по замку, пропитываться атмосферой. Так Станиславский ставил Чехова (и Чехов был против). Но билет в Данию стоит дорого, и там всякие визовые проблемы могут возникнуть. Второй путь попроще. Убрать все то, что вы не сможете почувствовать сегодня. Вы сыграете датского принца? Нет. Сможете почувствовать то, что вы владеете страной, которой угрожает король по имени Фортинбрасс? Вряд ли. Значит, упрощаем.
Вам двадцать лет или двадцать пять. Перед вами все дороги открыты, все университеты, любые девушки, любая работа. Вы возвращаетесь домой после долгого путешествия, и вам говорят, что у вас умер отец, который вас воспитал и которого вы несказанно любите. Предлагаемое обстоятельство номер один.
И вот уже все проблемы потеряли шекспировский размах. И вот уже вы читаете монолог Гамлета не просто красиво, а понимаете, что там смысл не просто в «словах, словах», а это размышление молодого человека (да и любого человека) о том, что будет с нами после смерти. Грубо говоря, вы никогда не сыграете другого человека. Вы всегда и везде сможете играть только себя.
Именно это и восхитило американцев, когда Станиславский приехал в США в рамках своего турне в 1923 году. Критики по несколько раз смотрели спектакли Художественного театра, соратники Станиславского читали публичные лекции, а сам Константин Сергеевич через переводчика давал разъяснения к своей системе. Именно здесь он написал свой самый главный труд, без знания которого ни один абитуриент не поступит в театральный, — «Моя жизнь в искусстве».
Американцы были в восторге. Отпускать Станиславского в Россию никто не хотел, но он поехал, а в Штатах остался его коллега по Первой студии МХАТ Ричард Болеславский. Здесь он основал свою студию, которая положила начало актерской школе США. Студия называлась American Laboratory Theatre — Американский лабораторный театр. Здесь учился один из главных американских театральных педагогов XX века — Ли Страсберг, выпустивший в свое время Мэрилин Монро, Роберта де Ниро, Дастина Хоффмана, Кристофера Вальца, Марлона Брандо, Дэниэла Дэй Льюиса.
К примеру, фильм Стивена Спилберга «Линкольн», где в главной роли Дэй Льюис. Он ожидал от коллег, что они будут обращаться к нему как к президенту, писал сообщения и подписывал бумаги как Линкольн.
Самые первые фильмы в истории
По данным IMDb (крупнейшая в мире база данных о кинематографе), в мире снято почти 5 млн фильмов и сериалов. Для нас привычно смотреть фильм в кинотеатре или в HD-качестве, на разных языках или даже с дополненной реальностью. Но буквально 124 года назад человечество увидело первый фильм, который длился 49 секунд, и это было одно из величайших достижений человечества, которое положило начало кинематографическому искусству.
Самый первый фильм
Первым в кинематографе стал Луи ле Принц и его ролик «Сцены в саду Раунхэй» («Roundhay Garden Scene»). Фильм был снят в 1888 год, длился 1,66 секунд. На записи автор запечатлел прогулку семьи в саду.
Для съемок Луи ле Принц использовал бумажную пленку, покрытую фотоэмульсией. Данная технология появилась в 1884 году, но Луи был первым, кто ее использовал. Также известно, что у автора был еще один фильм «Движение транспорта по английскому мосту Лидс», но его никто не увидел, так как Луи пропал на поезде, следующем из Джидона в Париж.
Официальный первый в мире фильм
Началом мирового кинематографа считается картина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» («L’Arrivèe d’un train en gare de la Ciotat»), снятая братьями Люмьер в 1895 году и представленная публике в 1896 году. Сюжет был незамысловатым – поезд прибывает на железнодорожную платформу вокзала Ла-Сиота, а вдоль вагонов бегают пассажиры. Но именно эта картина получила широкую огласку среди мировой публики.
Ролик стал первым произведением в кино, когда на экране было передано движение в перспективе – поезд подъезжал издалека, проходил справа налево наискось на первый план через весь экран, а потом пропадал за левым углом экрана. Так впервые было передано ощущение пространства.
Разумеется, такая реалистичная картина не могла не вызвать резонанс во всем мире. На первых показах люди отпрыгивали от экранов, боясь, что поезд наедет прямо на них.
Картина была снята на синематограф, запатентованный братьями в 1895 году.
Синематограф братьев Люмьер
Запатентованный, но не изобретенный. Синематограф Люмьер был усовершенствованной версией кинетоскопа Уильяма Диксона и Томаса Эдисона, имел свои преимущества и получил больший коммерческий успех, чем кинетоскоп. Поэтому камера Люмьер считается первым профессиональным киносъемочным аппаратом. Будущие попытки создать аналогичную камеру не имели решающего значения.
Братья Люмьер
После выхода «Прибытия поезда» стало мейнстримом снимать аналогичные версии сюжета. В 1898 году Жорж Мельес выпустил две картины: «Прибытие поезда на вокзал Венсанна» и «Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля». Ролик братьев Люмьер использовался в советском фильме «Человек с бульвара Капуцинов».
Первый фильм в прокате
Впервые фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» был представлен публике в январе 1896 года в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже, но для братьев Люмьер это был уже не первый коммерческий кинопоказ. Первым считается сеанс в декабре 1895 года в том же «Гран-кафе», но почему-то «Прибытие поезда» не вошло в программу.
Плакат к кинопоказам братьев Люмьер
Тогда братья представили другие свои работы:
Этот показ фильмов исторически можно считать первым коммерческим кинопоказом, но принес братьям всего 35 франков. Хотя на тот момент использование кинетоскопа уже принесло более 150 тыс. долларов на прокате, но именно этот сеанс пошел в историю.
Первое немое кино
Считается, что эпоха немого кино началась после того, как братья Люмьер представили свои картины, то есть в 1895 году. Тем не менее, на тот момент любой ролик на экране считался немым – озвучки еще не было.
На экране персонажи не разговаривали, все передавалось эмоциями и движениями. Самые важные фразы, которые нельзя было передать, показывались интертитрами на отдельных темных кадрах. Во время показа фильм дополнялся музыкой, которую играл музыкант на пианино рядом с экраном.
Интертитры
Учитывая то, что весь сюжет передавался через движения и жестикуляцию актеров, на экране они переигрывали. Фильмы снимались «с точки зрения зрителя, сидящего в партере». Поэтому игру актеров немого кино называли «игрой в партер». И женщины, и мужчины на экране выглядели идеально и были напудрены добела для контрастного изображения – пленка еще была недостаточно светочувствительной.
Фильм «Малыш» Чарли Чаплина
Исторически первым немым кино в комедийной инсценировке можно считать фильм Люмьер «Политый поливальщик», но он по большей части являлся лишь зарождением игрового кинематографа.
Официально первой полнометражной картиной данного жанра считается «Прерванный роман Тилли», выпущенная в 1914 году с Чарли Чаплином в главной роли. В том же году вышли «Детские автомобильные гонки» и «Зарабатывая на жизнь» с тем же Чаплином.
Первый фильм со звуком
Первая полнометражная картина со звуком – музыкальный фильм «Певец джаза», основанный на пьесе Самсона Рафаэльсона. Первый показ состоялся в 1927 году. В главных ролях – Эл Джолсон, исполнивший шесть музыкальных номеров, Мэй Макэвой, Уорнер Оулэнд, Юджини Бессерер и другие.
«Певец джаза» в кинотеатрах
В фильме использовалось озвучивание синхронных реплик, шумовые, песенные и несколько речевых эпизодов. Звук был записан по технологии «Вайтафон» (раздельная запись и воспроизведение звука и изображения). Также использовались интертитры, как в классическом немом кино.
Сюжет затрагивал расовые и национальные разногласия американского общества. Главный герой – музыкант еврейского происхождения, вынужден выступать в гриме, чтобы походить на африканца и играть любимый джаз.
Кадр из фильма «Певец джаза»
Неизвестно, стал ли фильм успешным со стороны толерантности, но с коммерческой стороны Warner Bros. существенно выиграла. На прокате компания собрала 3,9 млн долларов при потраченных 422 тыс. долларов. Стоит сказать, что для киностудии это был один из самых дорогих фильмов, обычно бюджет картины составлял не более 250 тыс. долларов.
Театр Warner
Успех Warner Bros. подстегнул другие киностудии как можно скорее внедрить звуковые технологии, что привело к звуковой революции в мировом кинематографе. Но вместе с тем это означало закат для немого кино. Но, стоит сказать, что прокат фильмов Чарли Чаплина даже после появления звуковых фильмов оставался востребованным – такое кино стало классикой.
Стоит отметить, что «Певец джаза» официально считается первым полнометражным звуковым кино. На момент выхода ленты в прокат уже были выпущены картины со звуковым сопровождением, но их длина не превышала стандартных 10 минут, либо фильм не содержал разговорных эпизодов. Поэтому эти картины не вошли в историю.
Первый мультипликационный фильм
Днем рождения рисованной мультипликации считается 30 августа 1877 года, когда был запатентован праксиноскоп Эмиля Рейно. Аппарат позволял видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение.
Праксиноскоп Эмиля Рейно
Исторически первой мультипликационной картиной, хоть и примитивной, считается работа Уинзора Маккея, который в 1914 году создал первого в мире мультипликационного героя – динозавра Герти.
Динозавр Герти
Первым мультипликационным кукольным фильмом считается «Цирк лилипутов», снятый Джеймсом Стюартом Блэктоном и Альбертом Э. Смитом в 1989 году. Для картины авторы использовали деревянные игрушки. В 1900 году Джеймс Стюарт Блэктон создал фильм «Очарованный рисунок», используя покадровую мультипликационную съемку (изображение за изображением).
Цирк лилипутов
Знаковой работой в развитии ранней мультипликации стала картина «Фантасмагория» Эмиля Коля, созданная в 1908 году. Главный герой Фантош имел определенный характер, а в фильме присутствовал самодостаточный сюжет.
Новый этап развития мультипликации приходится на 1928 год, когда Уолт Дисней нарисовал Микки Мауса, выпустил первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли» и ознаменовал начало эпохи «диснеевской мультипликации».
Микки Маус
Первый цветной фильм
Первые попытки в цветном кино делали братья Люмьер. Они использовали метод ручного раскрашивания кинолент, но не почему-то не посчитали такую работу серьезной и забросили, так и создав ни одной конкретной ленты. По крайней мере, в истории подобных упоминаний нет.
Поэтому первым цветным фильмом считается «Путешествие на Луну», выпущенный в 1901-1902 годах. Автор картины – Жорж Мельес. Кинодеятель добился цветного эффекта за счет наложения друг на друга трех пленок с разными окрасами – синим, зеленым и красным. Тем не менее, задумка до конца была не реализована.
В 1912 году Герберт Каламус основал компанию «Техниколор» и выдвинул на рынок собственную технологию расцвечивания пленок. Он использовал стеклянные призмы на съемочных камерах, которые делили световой поток от объектива на два. Фильтры передавали изображение в двух цветах на разные пленки. Тем не менее, подобный процесс съемок был сложным и затратным, поэтому выход первого цветного фильма затянулся до 1917 года.
В 1922 году компания выпустила в прокат кино «Жертвы моря», и это был первый полнометражный фильм, который получил успех в прокате. Но историки утверждают, что официальный год рождения цветного кинематографа – 1935, когда на экраны вышла картина «Бекки Шарп», снятая по книге «Ярмарка тщеславия» Уильяма Мейкписа Теккерея.
Впервые на экране. Самые первые роли знаменитых актеров
Интересно же, когда сегодняшние известные актеры впервые снялись в кино.
Джонни Депп. Депп впервые появился на экране в 1984 году. Настоящая классика – «Кошмар на улице Вязов», да.
Мой любимый мужчина-актер Том Хэнкс. «Он знает, что вы одни» – фильм 1980-го года. Смешной такой.
Том Круз впервые засветился в 1983 году. Фильм «Рискованный бизнес». Этот актер мне тоже нравится.
Робин Уильямс – голова. Не придумал ничего лучше, как сняться в 1978 году в телесериале «Счастливые дни». Не нашел подходящую картинку, пусть будет такая.
Джим Керри. «Земные девушки легко доступны» – этот фильм 1989-го у меня даже есть на диске.
Уилл Смит – хороший парень. А впервые снялся в 1990 году в телесериале, который у нас обозвали как «Принц из Беверли-Хиллз»
Еще одна звезда Леонардо ДиКаприо тоже начинал с сериалов. Впервые появился в том же 1990-м году в мыльной опере «Родители».
Уже был пост, о ролях, которые актеры предпочитают не вспоминать. Вот, опять «итальянский жеребец» Сильвестр Сталлоне. В 1970 году имел счастье сниматься в порнофильме «Вечеринка у Китти и Стада» (позднее, когда к Слаю пришел успех, фильм переименовали в «Итальянский жеребец»). Хорошее, наверное, кино.
Брэд Питт. Благоверный Анжелины Джоли не придумал ничего лучше, как еще в 1987 году появиться в сериале «Даллас». Не помните?
В 1982-м году киномир узнал об Антонио Бандерасе. Именно тогда актер снялся в «Лабиринте страсти».
А Дензел Вашингтон годом раньше, в 1981-м, снялся в «Точной копии». Тоже как бы неплохой актер.
Орландо Блум. Этого не сильно люблю, но актер известнейший. А снялся впервые в «Уайльде» в 1997 годе.
Веселый гонконгский дядька Джеки Чан в первый раз снялся в фильме «Рука смерти». А было это в далеком 1976-м.
Шон Коннери тоже в моем списке лучших. Жаль, не видел его в первом фильме «В другой раз, в другом месте». 1958 год, как-никак.
Следующий старичок, Клинт Иствуд, появился на экране в 1953-м году. А начал он с фильма «Месть твари».
Ну, еще про двух мужчин расскажу и отстану от вас.
Харрисон Форд пришел в кино немного позже. Но начал не по-детски, с фильма «Смертельный жар на карусели» 1966 года.
Закончим на еще одном молодце, Мэтте Дэймоне. Впервые Мэтт снялся в 1988 году в фильме «Мистическая пицца».
На этом пока всё. В продолжении — первые роли известных актрис!
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко о том, как идут съемки первого в мире художественного кино на орбите
За Нобелевской неделей следят по всему миру, как и за научно-просветительским проектом «Вызов», который в Год науки и технологий вместе реализуют Первый канал и Роскосмос. Каким будет первый в мире фильм, снятый на орбите? Как идет работа над ним на высоте 400 километров от Земли? И насколько хорошо к условиям невесомости адаптировались непрофессиональные космонавты, подготовленные к полету в сжатые сроки? Некоторые секреты сегодня приоткрыли главные участники — актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко.
Есть такая легенда, что Останкинская телебашня на самом деле космическая ракета. Проверить пока шанса не было, но сегодня и башня, и телецентр точно стали намного ближе к орбите благодаря сеансу связи с МКС и первым в мире киноэкипажем.
Сразу в глаза бросаются непривычные для МКС детали — то в кадр вплывет кинокамера, то хлопушка с названием фильма «Вызов» Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко здесь ради съемок, но как они встретили свой личный вызов космического полета?
— Д.Рогозин: Рады вас видеть и слышать. Как самочувствие — главный вопрос. Как самочувствие? Меня это больше всего интересует.
— К.Шипенко: Вы знаете, Дмитрий Олегович, по-моему, отлично. Пока все хорошо. Мы вовсю осваиваемся, уже начали снимать. Чувствуем себя хорошо, да, Юля?
— Ю.Пересильд: Чувствуем себя хорошо.
— К.Эрнст: Расскажите про первые сутки, Юля.
— Д.Рогозин: И где спали? Вы выбрали себе уже места, где вы будете коротать свое пребывание на орбите?
— Ю.Пересильд: Мне отдали командирскую каюту. У меня лакшери-вечеринка. Я тут гримируюсь. У меня по всей каюте расклеен грим, наш, киношный. На полу медицинские укладки разложены. У меня даже иллюминатор есть в каюте.
А в иллюминаторе, как в песне, Земля. Но грустить по ней некогда. Кино само себя не снимет. О нем и очередной земной вопрос.
— К.Эрнст: Расскажите, что успели снять за вчерашний день. Насколько знаю, пока полностью в съемочный график не вошли.
— К.Шипенко: Мы сняли несколько сцен, две конкретно, и, собственно, готовились к сегодняшнему дню. Мы практически в графике, в котором планировали находиться, так что сегодня пока все идет по плану.
А как же выполнение плана оценивает командир экипажа, и в первую очередь с профессионально-космической точки зрения?
— Д.Рогозин: Ваши ощущения? Они успевают сделать свою работу? Справляются с трудностями, с которыми сталкиваются на орбите?
— А.Шкаплеров: Могу сказать, что состояние их организма оказалось лучше, чем все ожидали, даже врачи, то есть это говорит о профессиональном отборе, которые произвел ЦПК, МПП. Был, конечно, небольшой дискомфорт первые сутки, на вторые практически уже не чувствуется. На второй же день уже начали съемки, хотя первые кадры были сняты еще в корабле, после выведения, как мы и договаривались. Единственное — перед стыковкой пришлось прекратить съемки. А так ребята адаптируются, учатся готовить себе есть, передвигаться. Конечно, пока летают, сносят половину, что на станции находится. Но мы помогаем, за ними что-то делаем. Даже умыться и то приходится им объяснять, вместо 10-15 минут они тратят больше. Но говорю, что молодцы, стараются Все идет по плану,не беспокойтесь. Думаю, все получится.
В голосе Антона Шкаплерова, пусть и искаженном помехами дальней связи, звучит та самая уверенность, с которой он вручную пристыковал корабль к Международной космической станции. В этот момент съемки на борту «Союза» пришлось прервать, чтобы не отвлекать командира.
— К.Эрнст: Это было действительно круто. Мы, несмотря на то, что страшно волновались, мы настолько были уверены в Антоне. Юля, Клим, что вы будете делать с Юлиными волосами?
— К.Шипенко: В каких-то сценах мы будем оставлять этот прекрасный эффект, которого невозможно добиться, снимая невесомость на Земле, так что мы пользуемся, и чтобы зритель видел, что происходит с волосами женщины, которая находится в невесомости. А в каких-то сценах, конечно же, Юля будет их прибирать в хвостик. Но даже в хвостике, конечно, видно, что волосы в невесомости, поэтому это очень зрелищно выглядит. Будем эту зрелищность оставлять и подчеркивать, где надо.
— Д.Рогозин: Я думаю, что сейчас многие мировые стилисты смотрят на Юлю и, наверное, теперь эта прическа войдет в моду. Я не знаю, как ее сделать на земле, в условиях гравитации, но выглядит это своеобразно, я первый раз такое вижу.
В этом проекте вообще очень многое впервые. И неспроста его называют научно-просветительским. Миллионы людей увидели подготовку к запуску в таких подробностях, как никогда прежде. А что еще, если не пристальное внимание такого количества глаз, может поднять престиж профессии сотен людей, которые, как правило, остаются за кадром. Мир наблюдал за работой инженеров и техников, а потом и за пуском ракеты с немыслимых до сих пор ракурсов. А сценарий фильма «Вызов», где одному которому одному из космонавтов требуется срочная операция прямо на орбите, далеко не только захватывающий киносюжет.
— Д. Рогозин: Фактически это учение по проведению мощного медицинского вмешательства для спасения жизни наших космонавтов. Это будет иметь долгосрочный эффект. И я также, если не возражаете, передам слова благодарности нашим коллегам из НАСА, потому что я вижу, несмотря на тот холодок, который был вначале в восприятии этой миссии, они понимают, что это нужное для всех дело.
Встреча с американской частью экипажа МКС, кстати, тоже прошла отлично. Станция живет как один организм, вне зависимости от страны происхождения космонавтов. А уж как сближает магия кино, теперь узнают и на орбите. Ну а внизу, конечно, ждут возвращения. Съемочная группа пробудет в космосе до 17 октября.
Здесь, на земле, после такого сеанса связи невольно задаешься вопросом — мог ли о чем-то подобном мечтать отец русского телевидения Владимир Зворыкин. Кто знает, но факт остается фактом — телебашня в осенних красках деревьев у подножия сегодня и правда напоминает ракету на старте.