сахаров две жизни смотреть бесплатно

Сахаров. Две жизни. Смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве на портале KION. Новые фильмы 2021

сахаров две жизни смотреть бесплатно

Смотреть обзор фильма Сахаров. Две жизни

Что хочется отметить сразу — это не банальный документальный фильм построенный на архивных кадрах, это полноценный фильм основой которого, является разговор Сахарова с совестью. При этом это отнюдь не исповедь, это разговор по душам, как бы он мог состояться за чашкой чая сидя на кухне.

Это настраивает зрителя на ту ноту откровенности, которой и пронизан весь фильм. Что ещё располагает к авторам фильма и к их киноработе, что повествование не предпринимает попыток склонить нас к какой-то стороне или мнению, скорее даже наоборот, показывает, что в любом событии и поступке всегда присутствуют две стороны. Это прекрасно иллюстрируется некоторыми моментами, где совесть аппелирует к Сахарову, и он разъясняет ей ситуацию и приводит обоснования тех или них действий.

Фильм можно назвать настоящей психологической драмой, потому что в центре внимания зрителя остается трагедия жизни великого академика, в которой было место как глубоким, ужасным и длительным страданиям, так и светлым моментам мирового признания и доверия всего советского народа.

Есть надежда также на то, что после просмотра фильма особенно у молодого поколения усилится интерес к прошлому той страны, наследниками которой мы все являемся и появится понимание, что мощь и слава страны куется такими людьми как Сахаров, самоотверженными, талантливыми, и в правильном смысле патриотичными.

Отдельно отмечу потрясающее визуальное оформление. Разговоры ученого с совестью происходят в различных локациях, которые очень точно наполняют атмосферу фильма. А вставки советской хроники помогают пропитаться духом времени и лучше понять главного героя картины.

Пожалуй, единственным минусом фильма можно назвать довольно неспешное повествование, при котором хронометраж в 2 часа может ощущаться великоватым. Хотя я прекрасно понимаю авторов киноработы, и в этом я на их стороне — в жизни таких великих людей как Сахаров не бывает мелочей и выкинуть какой-то этап жизни академика в угоду зрителю было бы преступлением против той самой совести.

Настоятельно рекомендую ознакомиться с фильмом Сахаров. Две жизни. И стать свидетелем сильного киноспектакля. При правильном настрое на фильм Вы получите от него мощное ощущение послевкусия.

Источник

Документальные фильмы 12+

«Дело Сахарова». Документальный фильм

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

21 мая 2021 года знаменитому на весь мир ученому и правозащитнику Андрею Дмитриевичу Сахарову исполнилось бы 100 лет. Гениальный физик, создатель водородной бомбы, самый известный советский борец за права человека, лауреат Нобелевской премии мира ушел в декабре 1989 года. Но его имя остается символом достоинства и чести. О сложной судьбе и невероятной крепости духа академика рассказывает документальный фильм лауреата премии «ТЭФИ» Елены Якович.

Фильм снимался на протяжении года и имел насыщенную географию съемок: Москва, Ульяновск, Саров, Нижний Новгород, Вашингтон, Бостон, Лондон. Это связано с местами жизни не только Сахарова, но и его близких и родных людей. Эксклюзив картины — их истории о нем: живые, эмоциональные с яркими и неожиданными деталями. Большинство родственников впервые решились доверить самые сокровенные слова съемочной камере.

Елена Якович, режиссер: «Сахаров, арбатский ребенок, вырос в семье советской интеллигенции с могучими дореволюционными корнями — в роду были священники, офицеры, адвокаты. Семейная история Сахарова рассказана в фильме близкими ему людьми. Впервые согласились дать интервью его дочь Любовь Сахарова, двоюродная сестра Мария Сахарова, внучка Марина Сахарова-Либерман, дети Елены Боннэр Татьяна Янкелевич и Алексей Семенов, ее невестка Елизавета Семенова — поэтому в нем много подробностей быта, семейных альбомов, неизвестных фотографий и писем».

Стоит отметить также участие в фильме Натальи Дмитриевны Солженицыной, Сергея Ковалева, Павла Литвинова, Юрия Роста, академика Роальда Сагдеева, внука академика Ю. Б. Харитона Алексея Семенова, сына Д. А. Франк-Каменецкого Максима Франк-Каменецкого, старейшего сотрудника ФИАНа Бориса Болотовского и историка науки Геннадия Горелика.

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 года в Москве. Он жил при шести правителях Советского государства. С четырьмя из них — Хрущевым, Брежневым, Андроповым, Горбачевым — он встречался лично и надеялся, что, так или иначе, сможет повлиять на определенные их решения. Но подлинное влияние он оказал на общество своей страны, на мир. Он родился при Ленине и умер при Горбачеве, полтора года не дожив до дня, когда рухнуло государство, усилению которого он как никто способствовал в первой половине жизни и с которым как никто боролся во второй. Этот «поворот», как он сам его назвал, и есть самое интересное в истории Сахарова.

«Физиком меня сделал папа», — признавал в своих воспоминаниях Андрей Дмитриевич. Его отец, Дмитрий Сахаров, преподавал физику в пединституте, учебники и сборники за его авторством переиздают до сих пор. Мать, Екатерина Сахарова, происходила из знатного рода и занималась домашним хозяйством. Андрей долго был именно на домашнем обучении, а в школу поступил только в 13 лет. В 1938 году Сахаров он окончил ее с отличием и получил возможность поступить на физфак без экзаменов.

Война разбила его университетские годы на две неравные части: три довоенных года в Москве и один военный — в эвакуации. В октябре 1941 года Сахаров вместе в физфаком отправляется в Ашхабад. Диплом получил в июле 1942 года и уехал по распределению на завод в Ульяновск. Поначалу его отправили на лесозаготовки, затем оформили технологом в цех. В конце концов, перевели в центральную заводскую лабораторию. Там он уже через две недели пребывания придумал и сам собрал модель прибора для автоматической проверки исправности бронебойных патронов. До этого сотрудникам завода приходилось заниматься подобной работой вручную. Это был первый успех будущего большого ученого.

Любовь и большие материи

В Ульяновске же в ноябре 1942 года в одной из химических лабораторий Сахаров познакомился с Клавдией Вихиревой. Вскоре они расписались, а в феврале 1945 года на свет появилась их первая наследница — дочка Татьяна. Супруга родит ученому еще двух детей — девочку Любовь и мальчика Дмитрия. Вместе они были до 1969 года, до момента, когда Клавдия оказалась бессильна перед онкологическим заболеванием.

Но главное, что помимо сложившейся личной жизни Сахаров начал двигаться и по научной стезе. Его путь как физика-ядерщика начался в 1945 году, когда он вернулся в Москву и поступил в аспирантуру ФИАН. Молодой ученый работал под руководством известного физика-теоретика Игоря Тамма.

В 27 лет Сахаров погрузился в секретную работу. 29 августа 1949 на полигоне в Семипалатинске успешно прошли испытания его творения — водородной бомбы. В 32 года его изберут самым молодым академиком за всю историю страны. У него будет три звезды Героя. Он моментально вошел в узкий круг научной и военной элиты СССР.

Во имя справедливости

Поворот Сахарова — это его выбор между наукой и правозащитой. В 1967 году он написал письмо Брежневу с просьбой освободить политзаключенных. Через год через самиздат в американскую прессу попала его статья «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». После этого его работа на секретном объекте сразу же прекратилась. Он вернулся в Москву, где через год умирает его жена Клавдия, а сам он возвращается в родной Физический институт при Академии наук.

Новая любовь и Нобелевская премия

Осенью 1970 года Сахаров знакомится с Еленой Боннэр. Они встретились на суде в Калуге, куда Сахаров приехал поддержать диссидентов. Их взгляды близки, обоюдная симпатия приводит к логичному браку в январе 1972 года. Академик не боится никаких угроз и дает интервью западным журналистам. Начинается его газетная травля в СССР, его объявляют противником социалистического строя.

В 1975 году Сахарову присуждают Нобелевскую премию мира. Но и это не спасает. Через пять лет его ожидает официальная ссылка из Москвы в Горький с лишением всех наград и званий. Хотя и там он продолжал бороться с советской системой, пройдя через шесть голодовок в поддержку политзаключенных. Ссылка продлилась семь лет. После нее он прожил всего три года.

Последний день жизни

14 декабря 1989 года Сахаров прожил крайне насыщенный день. Перед его наступлением он дописал заключительную часть к своим «Воспоминаниям», где последними словами были: «Жизнь продолжается…». Далее рабочие поездки, переговоры, а потом еще и интервью.

Елена Якович, режиссер: «Трудно представить, что Сахаров после Горького прожил всего три года. Так много он сделал, что стал нужен всем. 4 декабря 1989 года за несколько часов до смерти Сахаров дал интервью для фильма о Семипалатинском полигоне, говорил о том, что прогресс неостановим, что человечество держит экзамен на выживание. Как будто сегодня говорил. Мне удалось найти это интервью, записать режиссера, который провожал его домой и был одним из последних, кто видел его, восстановить подробности последних часов жизни Сахарова. Поразительно, как был наполнен этот его последний день. Но, думаю, как и все дни этих незабываемых трех лет, которые и сделали его символом эпохи. Те, кто был на его похоронах, никогда их не забудут. Я была, как и тысячи москвичей, которые шли за его гробом нескончаемым людским потоком. И не могла тогда представить, что мне выпадет счастье сделать фильм о нем».

«Я просто старался быть достойным своей судьбы», — сказал однажды Андрей Дмитриевич Сахаров. Документальный фильм Елены Якович — визуальное объяснение и доказательство этих слов. Фиксация событий большой жизни, полная уважения и желания показать самые тонкие нюансы судьбы великого ученого и правозащитника.

Архивные интервью с Виталием Гинзбургом, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года.

Звучит песня «Памяти Сахарова», которая была написана и исполнена Александром Градским в траурные дни 1989 года.

Пять интересных фактов из фильма «Дело Сахарова»:

1. Прапрадед Андрея Сахарова — отец Иоанн. Он пришел в Нижегородскую семинарию пешком из села Ивановское и был без фамилии. Преподаватель, который его принял, отметил его белесость и чистоту, закрепив и фамилию по ассоциации с сахаром.

2. В детстве родители и близкие Андрея Сахарова называли его Адя.

3. В закрытом городке Сарове Сахаров увлекался лыжами и живописью. В фильме будут показаны его рисунки.

4. Изначально в ссылку Сахарова намеревались отправить в 1975 году сразу после Нобелевской премии. Решение было отложено Брежневым на пять лет.

5. Своей второй жене Елене Боннэр на свадьбу Сахаров подарил не обручальное кольцо, а золотой браслет на руку.

Справка по режиссеру фильма «Дело Сахарова»

Источник

Эксперимент и документ. Какими получились новые фильмы об Андрее Сахарове

сахаров две жизни смотреть бесплатно

«21 мая исполняется сто лет со дня рождения Андрея Сахарова» — согласно всякой логике эти слова должны красоваться на столичных (как минимум) билбордах и звучать в эфире федеральных каналов, так же, как напоминания об очередном Дне Победы. Сахаров — международная знаменитость такого уровня, какого СССР и его страна-правопреемник дали миру в прошлом веке не так много (а может и вовсе — не дали). «Отец водородной бомбы», лауреат Нобелевской премии мира, один из основателей русского правозащитного движения — Сахаров неслучайно говорил, что старается прожить жизнь, достойную своей невероятной судьбы. Биография Андрея Дмитриевича — сюжет головокружительный. В ней были работа в атмосфере строжайшей секретности, блестящая карьера, был «поворот» (как его называл сам Сахаров) — превращение гениального советского физика в диссидента, ссыльного, пережившего шесть голодовок. В конце жизни Сахаров стал не только народным депутатом в СССР, но и международной звездой, иконой для правозащитников всего мира.

Однако, судя по всему, Сахаров остается неугодной фигурой в современной России даже спустя три с лишним десятилетия после смерти. Выставка на Чистопрудном бульваре была отменена столичными властями, вместо нее — несколько мероприятий, организованных Сахаровским центром, который, напомним, признан в России иностранным агентом. В этом контексте по-своему даже удивительно, что к юбилею были сняты два фильма. Один — «Сахаров. Две жизни» сделали Роман Супер и Иван Проскуряков для нового сервиса KION, другой — «Дело Сахарова» Елены Якович — будет показан 21 мая на «Первом канале».

О намерении Супера, который вроде бы только что разбирался с биографией Эдуарда Успенского («Это Эдик»), снять фильм о Сахарове стало известно зимой. Съемки стартовали в феврале, картина была сделана в почти рекордные для такой темы сроки. Предыдущие фильмы Супера хоть и претендовали на некоторое художественное содержание, были сделаны в более или менее традиционной манере: говорящие головы, хроника, немного игровых вставок (Успенский предстал на экране куклой).

На сей раз техника еще более экспериментальная. «Две жизни» — это фактически игровой фильм, в котором в роли Сахарова старательно картавит актер Алексей Усольцев. Он рассказывает выбранные места из биографии в диалоге с закадровым голосом Чулпан Хаматовой, обозначенной в титрах как «Совесть». Эта смелая морально-этическая метафора задает и тон фильма — сюрреалистический фарс, герой которого большую часть времени не выпускает из рук авоську с кефиром и детскими сандаликами, а примерно в середине (там, где начинается «вторая» жизнь) казнит себя на электрическом стуле.

По всему складывается ощущение, что Супер здесь выступает ретранслятором сразу всех штампов, которые имеются в коллективном бессознательном в связи со словами «диссидент» и «интеллигент» (слова эти у нас принято рифмовать по поводу и без повода). На экране картавый, аутичный, некрасивый человек в толстых очках, который дрожащим голосом мямлит что-то про судьбы мира. Точка зрения эта вполне ясна, но дело в том, что Сахаров был публичной фигурой. Любой заинтересованный зритель легко убедится в том, что Сахаров мало того что был довольно высоким, так еще и обладал редкой ясностью мысли и речи. Был человеком, совершенно чуждым сентиментальной пошлости метаний, в которых два часа проводит герой «Двух жизней». И любое архивное видео с его участием превращает человека из фильма в какую-то непрошеную карикатуру. Такую, наверное, мог нарисовать кто-нибудь из участников Первого съезда народных депутатов, где выступление Сахарова изо всех сил пытались заглушить, закричать и затопать.

сахаров две жизни смотреть бесплатно

Вообще, говоря о Сахарове, необходимо отдавать себе отчет: всю жизнь он занимался вещами, фактически недоступными для понимания без специальной подготовки. Благодаря Хиросиме и Чернобылю мы все знаем, что атомная энергия — это жутковато, но вряд ли можем запросто представить те драйв и эйфорию, которые способно подарить ее подчинение. В этих переживаниях по определению нет ничего идеологического, это занятие, наполненное почти поэтической парадоксальностью. Набившее оскомину определение «отец водородной бомбы» на самом деле не говорит о роде и смысле этой деятельности ничего. Школьного курса физики для понимания природы термоядерных реакций все-таки недостаточно.

Как, впрочем, и природа всякой гениальности всегда элементарно больше, чем доступно самому зоркому глазу. Тем интереснее подольше вглядеться в такую фигуру. Именно этим и занималась несколько лет Елена Якович, собирая «Дело Сахарова» в России и за ее пределами. На фоне технических средств и дребезжащей экзальтации «Двух жизней» фильм Якович — произведение, сделанное традиционно, если не сказать ортодоксально. И тем мощнее оказывается эффект, который производит рассказанная вот так, спокойно, эта удивительная история.

сахаров две жизни смотреть бесплатно

Якович прослеживает не только биографию, но и родословную Сахарова, не гонится за уникальными или яркими деталями (что-то наверняка можно прочесть в Википедии), а задает контекст. Неординарная судьба обыкновенно зреет в неординарных обстоятельствах — вот и Сахаров происходит из рода, совместившего дворян и духовенство. Когда же начинается рассказ об этой самой судьбе, она уже не нуждается в каких-то выдумках, сама рвется на волю из внешне сухого документального стиля.

Самое любопытное, что собственно «поворот» в контексте скрупулезно рассказанной истории Сахарова выглядит совершенно логичным продолжением его работы и судьбы. От прибора для проверки сердечников для пуль — к «царь-бомбе», из Сарова — в Горький. Это непрерывное движение, которым движет бешеный азарт подчинения и последующей балансировки, гармонизации энергии природы. Эта энергия выше вульгарных представлений о правде, морали или совести. Разница между этими субстанциями та же, что между попытками объяснить «как надо» и сахаровским стремлением показать «как есть».

«Дело Сахарова», конечно, не исчерпывающее произведение. Значительная часть материала, очевидно, не вместилась в фильм, осталась за кадром, в подтексте. Наверное, к такой знаменательной дате можно было сделать дорогой сериал, более подробно изучающий судьбу героя. Однако с задачей напомнить, вернуть, сбить инерцию восприятия Андрея Сахарова и его дела фильм Якович справляется настолько, насколько это вообще возможно в современной ситуации. Тем удивительнее, что увидеть его можно при содействии главного инструмента государственной пропаганды — «Первого канала». Сахаров наверняка нашел бы этому парадоксу какое-то остроумное объяснение, мы же ограничимся рекомендацией ни в коем случае не проходить мимо.

Источник

Разрушитель ядра

Документально-игровой фильм «Сахаров. Две жизни»

К 100-летию со дня рождения Андрея Сахарова (1921–1989) для онлайн-кинотеатра KION режиссером Иваном Проскуряковым по сценарию Романа Супера снят документально-игровой фильм «Сахаров. Две жизни». Его посмотрел Андрей Плахов.

сахаров две жизни смотреть бесплатно сахаров две жизни смотреть бесплатно

Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION

Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION

Некогда популярное определение «документально-игровой» сегодня используется гораздо реже, поскольку эти два начала, лежащие в основе феномена кинематографа, в его новейшей практике постоянно проникают одно в другое и все к этому привыкли. Однако данный фильм, автором идеи которого стал продюсер Игорь Мишин, интересен тем, что прием «документальной игры» не закамуфлирован, а, наоборот, выведен наружу. Это напоминает эксперименты в области телетеатра, которые были модны еще на заре телевидения, или современный театр.док. В то же время создатели «Сахарова» активно используют новейшие технологии, такие как система дополненной реальности StageCraft, LED-экраны и виртуальные фоны. Неожиданность прежде всего в том, что эти технологии сопровождают не развлекательный продукт, а крайне серьезную и даже болезненную тему.

Это не парадная «юбилейная» биография ученого, а скорее ее деконструкция. Исполнитель главной роли Алексей Усольцев, хоть и старается имитировать картавый акцент Сахарова, не играет его в обычном смысле слова. Актер помещен в околотеатральное пространство-трансформер. С ним вступает в диалог невидимая собеседница, чей закадровый голос легко узнаваем: это Чулпан Хаматова в образе, который мы довольно скоро и без подсказки определим как Совесть академика. Она задает ему вопросы, часто неудобные, не самые приятные, а у него не остается иного выхода, как отвечать. Своего рода судебный процесс, он же сеанс психоанализа, но без судей и врачей.

сахаров две жизни смотреть бесплатно сахаров две жизни смотреть бесплатно

Фото: МТС Медиа; Амурские волны; предоставлено онлайн-кинотеатром KION

Источник

«Сахаров. Две жизни»: почему вам стоит посмотреть фильм о создателе водородной бомбы

Рассказывают сценарист Роман Супер и актер Алексей Усольцев.

21 мая, в день столетия Андрея Дмитриевича Сахарова, на платформе онлайн-кинотеатра KION от «МТС Медиа» состоится премьера фильма «Сахаров. Две жизни». Байопик покажет путь академика от одного из создателей первой советской водородной бомбы до правозащитника, известного почти во всем мире.

Картина поделена на две части – «две жизни», – которые соответствуют внутреннему состоянию главного героя.

Сахаров во второй части – это правозащитник и диссидент, это мужчина, который семь лет находился в ссылке, который стремился предотвратить гуманитарную катастрофу и считал, что опасность не только в самом оружии, но и в том, в чьих руках оно оказалось.

Физик, академик Андрей Дмитриевич Сахаров, 1989 г.

© Лев Шерстенников / East News

Режиссер Иван Проскуряков и сценарист Роман Супер ранее уже работали вместе над биографическими картинами об Эдуарде Успенском и Кирилле Толмацком. Автором идеи и генеральным продюсером стал Игорь Мишин – он работал над созданием фильма три года. В роли самого академика Андрея Сахарова мы увидим актера Алексея Усольцева, а за кадром услышим голос Чулпан Хаматовой.

Мы поговорили с Романом Супером и Алексеем Усольцевым, чтобы узнать подробности о фильме и съемках.

Почему именно сейчас и именно об Андрее Сахарове?

Супер: Лет 7–8 назад я оказался в Музее-квартире Сахарова в Москве. Пошел туда собирать хронику, информацию, потому что Леонид Геннадьевич Парфенов меня взял в подмастерье для производства фильма о советском ядерном проекте. Понятно, что Сахаров – это одна из ключевых персон в этой истории.

В этой квартире-музее меня, что называется, «торкнуло». Я примерно представлял себе, кто такой Сахаров, но подробности его биографии не знал. И чем больше узнавал, тем больше понимал, что это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени тоже.

«Это, конечно, супергерой – и XX века, и нашего времени»

У Парфенова фильма тогда не случилось по каким-то причинам. Но даром ничего не происходит. Все, что я тогда подхватил и чем тогда проникся, совпало с желаниями продюсера Игоря Мишина из «МТС Медиа» сделать такое кино.

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Отношение к личности Андрея Сахарова

Усольцев: У меня было сложившееся мнение о Сахарове – и оно трансформировалось в лучшую сторону. Я помню этот Съезд народных депутатов. Помню, как был маленький, а Андрея Дмитриевича показывали по телевизору все время. Он меня чудовищно раздражал – странный голос, странная манера выражаться. Я совершенно не мог понять, что он хочет сказать. Ну и потом, я был все-таки довольно юн. Я не понимал, что за человек, почему он против нашего Советского Союза, такого прекрасного и замечательного, в котором я расту. Так мне казалось.

9 июня 1989 г. Москва. Выступление академика Андрея Сахарова во время заключительного заседания Первого съезда народных депутатов СССР (на съезде был избран председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев (на втором плане)

© Борис Кавашкин / ТАСС

Когда я стал взрослее и, надеюсь, умнее (что совсем не факт), я как-то стал больше понимать про него. Но! Переворот случился как раз тогда, когда я стал читать сценарий. Там для меня открылись вещи, которые я не знал. Сахаров приобрел для меня статус супергероя – не в марвеловском варианте. Для меня он стал настоящим супергероем, который смог изменить судьбу.

«Для меня он стал настоящим супергероем, который смог судьбу изменить»

Например, я узнал, что он получал большие деньги за свои изобретения – и огромным поворотом для меня стало то, куда он их дел (накопленные деньги Андрей Сахаров пожертвовал Красному Кресту и онкологической больнице. – Прим. GQ). Потом несчастливая первая семейная история. Как актер, я человек жалостливый – меня такое подкупает.

Алексей Усольцев в роли академика Андрея Сахарова

Ну и сильный поступок – пойти против системы, иметь право, внутреннюю убежденность и сказать: «А я думаю вот так! И пожалуйста, выслушайте меня». У него хорошие идеи-то были, очень хорошие.

Супер: Когда я писал сценарий – «писал» можно взять отчасти в кавычки, потому что сценарий – это 99,9 % слова самого Сахарова, мною сконструированные в некую логичную последовательность. Так вот, когда я писал сценарий, я намеренно очень хотел отстраниться от собственных мнений, от самого себя.

Там нет моих слов, кроме тех, что вложены в уста Чулпан Хаматовой – такого условного интервьюера-совести, которая ведет разговор с Сахаровым. Да и то ее вопросы – это те, которыми терзал себя сам академик в своих текстовых воспоминаниях и старых архивных интервью. Так что в фильме моего мнения нет практически вообще.

Алексей Усольцев в роли Андрея Сахарова

Что касается моих личных взглядов, то я хорошо отдавал себе отчет в том, кто такой Сахаров, изучив всю его биографию еще тогда, когда мы с Парфеновым хотели делать кино. И у меня не было никаких сомнений, что, с точки зрения драматургии, это один из самых ценных персонажей, потому что он проживает две жизни. Собственно, так кино и называется.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Главный герой эволюционирует, потому что в начале фильма и в конце – это практически два разных персонажа в одном теле. Жизнь Сахарова – это целая огромная гора внутренних и внешних преодолений, конфликтов, врагов, друзей.

Это история большой любви, которая случилась у него в 49 лет (академик познакомился с Еленой Боннэр в 1970 году. – Прим. GQ). Сахаров – это история про преданность, это история про его самопожертвование. И – что для меня особенно ценно – это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их.

«Это история про человека, который умеет про себя и вслух признавать свои ошибки и исправлять их»

В начале мы видим мужчину – он воспринимает Берию как политическую фигуру, которая делает нашу державу мощной. Этот герой думает, что любая цена допустима. В конце же фильма мы видим академика, для которого важны глаза двухлетней девочки, пострадавшей от испытаний водородной бомбы. И ничего важнее для него нет. В этом, конечно, великая эволюция гуманитарной мысли, которая случалась в голове у Сахарова.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

Усольцев: Совершенно очевидно, что это эволюция. Он был абсолютно убежден в том, что он сделал, а потом он понял, что он сделал. И изменился – это вообще редкость. Мы часто понимаем, что мы делаем, но совершенно не меняемся. А его это изменило кардинально. Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?

«Он пошел против всей мощи Советского Союза – удивительное дело. Кто еще может этим похвастаться?»

Про роли в фильме

«Почему же именно Алексей Усольцев был выбран на главную роль?» – спрашиваем мы.

Актер только смеется в ответ: «Я не знаю – они почему-то решили, что я очень похож».

Но ему тут же возражает сценарист: «Это совсем не так! Мы решили, что ты совершенно не похож! И это хорошо. В том-то и магия, что ты совершенно не похож, но когда играешь Сахарова, ты – это он».

«В том-то и магия, что ты совершенно не похож, но когда играешь Сахарова, ты – это он»

Супер: Нас это подкупило с первой пробы, когда Леша сам себя снимал на айфон в этих круглых очках и читал монолог про аварию, случившуюся на объекте. Я посмотрел это и открыл рот.

Потом в фойе театра режиссер Ваня снял Лешу в более сентиментальной, интимной сцене, где Сахаров танцует с воображаемой Еленой Боннэр (вторая жена Андрея Сахарова. – Прим. GQ). Мы показали это видео продюсеру Игорю Мишину. Он прослезился, смотря этот танец. Леша был утвержден без каких-либо сомнений.

Усольцев: Я смотрел действительно много видео-, фотоматериалов, читал, пробовал какую-то характерность речевую. Но не знаю – получилось или не получилось. Это первая главная роль в кино – и сразу Сахаров. Спасибо Роме!

25 мая 1989 г. Академик Андрей Дмитриевич Сахаров, общественный деятель, народный депутат СССР, лауреат Нобелевской премии мира

© Дмитрий Донской / РИА Новости

Супер: Сначала я написал сценарий таким образом, что вторым героем был некий журналист сегодняшнего дня, которому было бы интересно залезть в голову Сахарову и узнать то, что реально может волновать журналиста в 2021 году. И вопросы формулировались очень корректно, не дерзко.

Но потом, прочитав сто тысяч раз этот сценарий с Игорем Мишиным, мы поняли, что человек все-таки не бывает на 100 % откровенным с журналистом, которого слышит и видит первый раз в жизни, и все равно будет юлить и делать так, чтобы понравиться себе в этом интервью. В общем, в этом всегда есть некоторая фальшь.

А когда человек может быть откровенным на 100 %? Ну наверное, когда разговаривает сам с собой, со своей совестью, которая его мучает, прижимает к стене, обзывается, которая не стесняется в выражениях – такой разговор «по чесноку». Тогда эта роль трансформировалась в совесть.

Кадр из фильма «Сахаров. Две жизни»

У меня не было сомнений, что это должна быть Чулпан. Из-за ее образа даже не как артиста, а как общественного деятеля, который делает много крутых вещей в нашей стране, мне очень хотелось, чтобы это была именно Чулпан. Ну и у нее прекрасный голос – а играть роль только лишь голосом, наверное, дико сложно.

Она появляется в кадре два раза – в конце первой части и в конце второй части фильма. Но мы только в конце понимаем, кто она такая, перед финальными титрами.

Как это все работает на площадке и в актерской интерпретации – я не знаю. Пусть Леша расскажет, каково ему было разговаривать с этим странным голосом, который прижимает его к стене.

Усольцев: (смеется) Чулпан сделала грандиозную вещь. Не видя ничего, она помогла нам всем, записав черновой вариант своих реплик на диктофон. И сделала это, по-моему, за полчаса – чрезвычайно быстро. Фантастика!

Потом Рома сидел на площадке и задавал эти вопросы вживую, по-настоящему, в микрофон, в реальном времени. Это тоже огромная-огромная работа – я первый раз с таким столкнулся. Рома был на площадке все эти бесконечные съемочные часы и помогал.

«Рома был на площадке все эти бесконечные съемочные часы и помогал»

Супер: Надо сказать, что этот прием, когда один из актеров играет только голосом и мы его реально не видим, придуман, к сожалению, не нами. Этот подход был использован, например, в фильме Спайка Джонса «Она». Я помню, что, когда посмотрел это кино, я настолько влюбился в эту придумку, что сказал себе: «Блин, надо это украсть обязательно и попробовать в каком-нибудь проекте – хотя бы чуть-чуть».

Сейчас выдалась возможность попробовать не чуть-чуть, а «в полный рост». И не просто попробовать – это еще и очень уместно, по-моему, в данной истории.

Один фильм – три вселенные

Супер: Первая вселенная – это документальная часть фильма, сценарий – то есть текст Сахарова. Они взяты из всех книг под редакцией Боннэр, трехтомника воспоминаний, книги великого Юрия Роста «Разговор Роста с Еленой Боннэр», книги Геннадия Горелика о Сахарове и еще книг пяти, которые написаны о Сахарове.

Вторая вселенная – это игровое кино. Это артисты – Алексей Усольцев и Чулпан Хаматова. История оживает и выходит за рамки документальной вселенной благодаря им.

Третья вселенная – это театральное пространство. Ну, условно театральное. Наши декорации весьма минималистичны, и эстетически, мне кажется, это театральная локация. Еще из театрального мира сам Леша. Для меня он прежде всего театральный артист с театральной школой, пришедший к нам не из русских сериалов, а из великого русского театра и принесший эту традицию в наш фильм.

Новые технологии – как старые кадры ожили на экране

«Оживить» архивные кадры позволила технология ARFX – это съемка с использованием LED-экранов с виртуальными фонами, которые помогает создавать игровой движок Unreal Engine. В отличие от использования, например, хромакея, тут актер при желании может видеть все, что происходит на этом экране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *