с ю витте годы жизни
Сергей Юльевич Витте
Фото Все
Видео Все
Сергей Витте и его реформы
1905 год. Сергей Витте «Исторические хроники» Сто полнометражных фильмов о истории России.
Сергей Витте — биография
Сергей Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.
С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.
Юношеские годы
Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.
В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.
Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергей поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.
Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергей поступает в университет.
Карьерный рост
Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.
В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.
Сергей Витте в молодости
История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмесячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.
Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.
Сергей Витте за работой
В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.
Строительство железной дороги при Сергее Витте
При дворе к новоявленному руководителю относились неоднозначно, однако его быстро избрали министром, отвечающим за пути сообщения. Работа молодого чиновника была крайне продуктивной, поэтому вскоре он становится министром финансов.
Сергей ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.
Реформаторская деятельность
В ходе работы министра рубль был усилен и получил «поддержку» в виде золотых монет и слитков. Благодаря этому укрепляется валюта, богачи отдают капитал в развитие страны.
Не менее важным вкладом была винная монополия. Это решение принесло стране дополнительный доход. Новоявленный министр начинает проводить реформу за реформой. Витте берется за рабочее законодательство, в результате чего было принято постановление о нормированном рабочем дне. Также министр стремился к изменениям в общинах крестьян, которые он считал пережитком прошлого.
Сергей Витте стремился, чтобы управление страной брали в свои руки только образованные и мудрые люди. Реформатор добился того, что на службу стали принимать по заслугам, а не по дворянскому титулу. Афоризмом стало изречение Витте о том, что большая часть дворян – всего лишь кучка дегенератов, которые стремятся только к собственной выгоде. Не удивительно, что при дворе министра не любили и относились к нему с опаской. Больше всего Витте ценил ум, любознательность. По его мнению, именно эти качества должны определять хорошего чиновника и управленца.
Интриги и враги
Предыдущий император благосклонно относился к реформам Витте, но вскоре престол России занял новый правитель. Николай II еще не успел стать новым императором, как враги министра начали организацию кампании. Цель у них была проста – Витте должен быть смещен с поста. Николай не любил Сергея, поскольку обаятельный министр во многом превосходил императора. Но и совсем обойтись без опытного чиновника император не мог – слишком многое держалось на бывшем управленце. Впрочем, Витте также презрительно относился к Николаю, считая лучшим предыдущего правителя России – Александра III.
Николай II Витте и Столыпин
Витте всегда мог сострить или задеть своего противника в словесном споре. Он нажил себе много недоброжелателей из знатного круга. Этот факт и стал причиной дальнейших событий. В 1903 году Сергей Витте переходит на пост председателя в Кабмине тех лет. Несмотря на громкое название, пост был чисто номинальным, бывший министр не имел права голоса в серьезных вопросах. Спустя три года некогда влиятельный чиновник и великий реформатор полностью отходит от дел. Витте объявляет о своей отставке.
Личная жизнь
В биографии Сергея Юльевича Витте было два супружества. Оба раза он женился по любви, но личная жизнь его складывалась трагически. С первой супругой Надеждой будущий чиновник познакомился еще в Одессе. Женщина уже была замужем, но Сергея это не остановило. Он делал все возможное, чтобы избранница получила развод. У него получилось и вскоре молодожены обвенчались, но их совместная жизнь была короткой. Надежда тяжело заболела и часто ездила на курорты, чтобы укрепить слабое здоровье. В 1890 году девушка умерла от сердечного удара.
Сергей Витте с женой Марией (Матильдой)
Скандал был огромным: знаменитый чиновник стал мужем еврейке (хотя Мария была к тому моменту православной), которая уже была замужем. Судьбоносный поворот почти стоил мужчине карьеры, но супругов переполняла такая любовь, что им удалось выдержать все напасти судьбы. Сергей рискнул всем и на помощь ему пришел Александр III. Император любил своего министра и помог молодоженам замять скандал.
Сергей Витте с внуком
Однако в высшем свете супругов не принимали. Марию сразу же невзлюбили и презирали, как и самого Сергея. У Витте не было детей. Он удочерил дочерей жен от первых браков.
Болезнь и смерть
В свое время Сергей Витте пережил одно покушение на жизнь, но ему удалось спастись.
Старость бывший министр встречал в Петрограде. Здесь же в 1915 году его настигла страшная болезнь – менингит. Именно это заболевание и стало причиной скорой смерти политического деятеля.
Известно, что Витте работал над описанием собственной биографии – писал книгу мемуаров. «Воспоминания» были изданы в 20-х годах прошлого века, в Германии.
Жизнь великого Витте не была долгой – он прожил всего лишь 65 лет. Однако за это время он успел провести множество необходимых реформ, которые помогли улучшить жизнь простого населения. Витте стал частью истории, о нем до сих пор снимаются киноленты и пишутся книги. Он даже получил гордое звание дедушки глобальной индустриализации.
Интересные факты
Сергей Юлиевич Витте. Биографическая справка
Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.
В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.
В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.
В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.
Изданная им в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» принесла ему известность в финансовых кругах.
В это время Витте также писал для газеты «Русь», которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.
В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.
С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.
По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.
22 января 1902 года Витте основал «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и «Особое совещание» 30 марта 1905 года было закрыто.
В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.
В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.
С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.
В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.
В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.
Последние годы жизни Витте провел в Санкт-Петербурге (в 1914 году переименованном в Петроград) и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого оставался до самой смерти.
В 1907-1912 годах написал биографическую книгу «Воспоминания».
Сергей Юльевич Витте скончался 13 марта 1915 года в своем особняке в Петрограде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
В 1999 году на фасаде особняка Витте установили мемориальную доску со следующим текстом: «Здесь с 1899 по 1915 год жил выдающийся деятель России Сергей Юльевич Витте».
Сергей Витте
Сергей Витте родился 17 (29 по новому стилю) июня 1849 года в Тифлисе.
До 16 лет Сергей Витте жил в Тифлисе. Был вольнослушателем в городской гимназии, затем в Кишиневе, где он вместе с братом Борисом поступил пансионером к гимназическому учителю математики Белоусову и через полгода они оба выдержали выпускной экзамен и получили гимназические аттестаты. Это дало братьям возможность учиться им в только что открывшемся в Одессе Новороссийском университете; брат Борис в 1865 году стал вольноприходящим на юридическом факультете. Сергей с 1866 года учился на физико-математическом факультете.
После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу.
В 1870 году Сергей Витте окончил университет со степенью кандидата и имел возможность остаться на кафедре высшей математики для продолжения научных занятий, но его мать и дядя выступили против намерения Витте стать профессором: «Это не дворянское дело». По настоянию дяди Р.А. Фадеева, Витте, оставаясь при университете, был причислен к канцелярии главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа П.Е. Коцебу.
Вскоре он оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф А.П. Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею Юльевичу работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог и 1 мая 1870 года он начал стажировку в управлении Одесской железной дороги с жалованьем 2400 руб. в год, что превышало тогдашнюю заработную плату университетского профессора (около 2000 руб. в год). Сергей Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации.
Во второй половине семидесятых годов XIX века Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он стал одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.
11 апреля 1877 года Витте оставил государственную службу.
Сергей Витте в молодости
Хотя Витте, как он подчеркивал, предпочитал политике «общество актрис», но все же сочувствовал славянофильству и писал для газеты И. С. Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.
После событий 1 марта 1881 именно Сергей Витте выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была поддержана и государем, и в свете, была создана «Священная дружина». Но в то время, как остальные члены витийствовали, ввиду наказуемости инициативы именно Сергей Витте получил конкретное задание организовать в Париже убийства скрывавшихся там русских террористов, что в случае успеха должно было покончить с его карьерой. Вместо этого он благодаря актрисам вышел на Нико Николадзе и договорился через него c народовольцами о прекращении их террора и роспуске Святой дружины. Эта деятельность Витте продемонстрировала царской семье его верноподданнические чувства и способность находить абсолютно нетривиальные решения сложнейших политических и моральных проблем.
В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).
В этот период познакомился с императором Александром III. По словам самого Витте, он на глазах императора вступил в конфликт с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей, Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда в 1888 году.
Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В свое подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчиненными, ценил в них самостоятельность.
В 1889 году опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.
В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии Сергея Витте и Дмитрия Менделеева. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.
В период деятельности Витте на железнодорожном транспорте (с 1889) в российских пассажирских поездах впервые появились металлические подстаканники, сохранившие свою форму по настоящее время. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.
30 августа 1892 года Витте был назначен на пост министра финансов, занимал его в течение 11 лет. Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счет денежной эмиссии. На такую меру министр все-таки не пошел, но сооружение Транссиба было резко ускорено.
Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.
В 1894 году выступил за жесткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключен выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В том же году был избран почетным гражданином Казани за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.
С 1895 года начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определенной регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.
Заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.
Однако современники в целом негативно оценивали изменения в функционировании финансовой системы, вызванные отказом от биметаллического обращения. Следствием перевода государственного долга на золотой рубль, правительство добровольно увеличило свой долг на 1,5 миллиона пудов серебра (на 1,6 млрд теперь уже золотых рублей или на 53 % от прежнего объема). На 1897 год правительство имело 3 млрд рублей долгов, для оплаты которых серебром по курсу к золоту, существовавшему с 1810 года, 4 золотника 21 доли понадобился бы слиток серебра весом в 4.394.531 пуд (71.984.533,75 кг). Переведя 3 млрд рублей на новый золотой рубль по новому курсу серебра к золоту в 7 золотников, правительство добровольно увеличило «серебряный слиток» до 5.976.000 пудов (97.889.757,44 кг).
При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон 1897 года об ограничении рабочего времени на предприятиях.
В 1898 году провел реформу торгово-промышленного налогообложения. В том же году выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружен Порт-Артур.
Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 года обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.
Впоследствии Витте неоднократно подчеркивал, что Петр Столыпин позаимствовал ряд его идей.
В 1899 году Витте получил чин действительного тайного советника. В том же году Витте, ранее находившийся в дружеских отношениях с Саввой Мамонтовым, резко поменял свою позицию и принял участие в деле по осуждению Мамонтова.
В 1903 году Витте вступил в обязанности председателя Комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В.К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя Совета министров.
В 1904 году заключил торговый договор с Германией.
В конце 1904 года Витте пребывал на почетной, но номинальной должности председателя Комитета министров. В январе 1905 года в Петербурге вспыхнула рабочая забастовка, а 7 января стало известно, что рабочие под руководством священника Георгия Гапона собираются идти в воскресенье к Зимнему дворцу с Петицией о рабочих нуждах. 8 января в редакции газеты «Наши дни» («Сын отечества») собрались представители общественности. Для собравшихся было ясно, что столкновение рабочих с правительственными войсками неизбежно приведет к большому кровопролитию. По предложению Максима Горького было решено отправить депутацию к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому и председателю Комитета министров Витте с целью убедить их воздействовать на царя, чтобы предотвратить возможное кровопролитие. В состав депутации были избраны Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский, И. В. Гессен, В. А. Мякотин, В. И. Семевский, К. К. Арсеньев, Е. И. Кедрин, Н. И. Кареев и рабочий Д. В. Кузин. Вечером депутация отправилась к Святополк-Мирскому, но тот был на приеме у императора, и депутаты его не застали. Тогда депутация отправилась к Витте.
Витте принял депутатов, выслушал их просьбу, но заявил, что помочь ничем не может. Витте долго объяснял, что он сейчас не у дел, что он не имеет рычагов власти, что он в немилости у императора и вообще все это дело «не его ведомства». На прощанье Витте предложил им обратиться к Святополк-Мирскому и связался с ним по телефону. Но тот ответил, что ему все известно и во встрече с депутатами нет необходимости. Витте развел руками. Депутаты заявили, что Витте приводит формальные доводы и уклоняется, и ушли с пустыми руками.
Впоследствии многие высказывали сомнение в искренности Витте. Известный чиновник И. И. Колышко, хорошо знавший Витте, писал, что тому ничего не стоило явиться к императору с экстренным докладом, объяснить ему серьезность положения и убедить принять меры для предотвращения кровопролития. Но он этого не сделал. В либеральных газетах писали, что Витте «умыл руки».
В 1905-1906 годах Сергей Витте занимал пост председателя Совета министров. Будучи на этой должности, летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира ему было пожаловано графское достоинство. Поскольку то, что Японии, претендовавшей на весь Сахалин, перешла лишь его половина, было в том числе и его заслугой, Витте получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».
В октябре 1905 года представил царю записку о необходимости политических реформ. Руководил подавлением революции 1905 года, организовывал «экзекуционные поезда».
В 1906 году провел переговоры с Францией о получении займа. Находясь в зарубежных странах, особое внимание уделял общественному мнению и освещению в печати России и действий ее правительства, о чем писал в своих «Воспоминаниях».
22 апреля 1906 года Сергей Витте был отправлен в отставку по собственному желанию. С 1898 года до конца жизни занимал особняк К. Ф. Штемберга по адресу: Каменноостровский проспект, 5.
Основные достижения Сергея Витте
♦ Манифест 17 октября 1905 года, обещавший гражданские свободы;
♦ государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи;
♦ сооружение Транссибирской магистрали и КВЖД;
♦ денежная реформа 1897 года по введению золотого стандарта рубля;
♦ программа реформ, воплощенная в жизнь П. А. Столыпиным;
♦ «первая российская индустриализация» 1890-х годов. Провел реформу налогообложения промышленности;
♦ введение государственной «винной монополии» на алкоголь;
♦ заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией;
♦ Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией.
В 1907 году пережил покушение на жизнь (следствие успешно провел Павел Александров).
Рукопись мемуаров хранилась в одном из парижских банков на имя его жены и незадолго до его смерти была переправлена в Байонну на имя другого лица; затем попала в руки созданного в Берлине весной 1920 года книгоиздательства «Слово». Член правления «Слова» и одновременно редактор эмигрантской газеты «Руль» И. В. Гессен первым начал публикацию в своей газете отрывков; а в 1921 году вышел из печати первый том «Воспоминаний» издательства «Слово». В том же году, несколько раньше, вышло однотомное издание мемуаров на английском языке.
В 1923 году русский текст «Воспоминаний» с предисловием академика М. Н. Покровского и вступительным замечанием И. В. Гессена вышли в РСФСР (точная перепечатка текста берлинского издания); издание выполнено как научное и снабжено подробным алфавитным указателем. По характеристике БСЭ (1930 года), мемуары эти «дают ценнейший материал для характеристики самого Витте и являются настоящим рудником не всегда вполне достоверных анекдотов o жизни высшего общества, бюрократии и двора последних трех Романовых». Эмигрантский политик В. И. Гурко, отмечая крайний субъективизм и сумбурность текста «Воспоминаний», также призывал относиться к этому источнику с осторожностью: «Отличительной особенностью воспоминаний является то самовосхваление, которым они дышат, можно сказать, от первой страницы до последней. В результате получается неизгладимое впечатление, что самая цель составления записок состояла исключительно в возвеличении себя и, увы, в принижении всех прочих современных ему русских государственных деятелей».
Сергей Витте умер 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта. Богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Согласно воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, император Николай II, с которым посол беседовал 3 марта, согласился с тем, что «большой очаг интриг погас вместе с ним» (слова из телеграммы Палеолога своему правительству о смерти Витте) и добавил: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий».
Сергей Витте
Личная жизнь Сергея Витте:
Женитьбе предшествовал скандал, так как Витте начал встречаться с Лисаневич до ее развода и вступил в конфликт с ее мужем. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведенной еврейке (хотя и принявшей православие) тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые теплые отношения Витте с высшим светом еще более ухудшились.
По словам современников, в молодости Матильда Ивановна обладала привлекательной внешностью, умело ею пользовалась и блестяще завершила свое восхождение со ступени на ступень по лестнице больших успехов. Была женщиной незаурядного ума и, будучи женой Витте, в значительной мере влияла на мужа: благодаря ей он отучился сквернословить и научился кое-как понимать и говорить «с плачевным акцентом» по-французски и по-немецки. Несмотря на настойчивое желание, даже будучи женой Витте, ей так и не удалось быть принятой ко двору, ей одной из всех жен министров упорно в этом отказывалось.
Своих детей Витте не имел.
Софья Спиридонова после окончания Николаевского женского института подолгу жила в Западной Европе. Замуж вышла за своего кузена Михаила Федоровича Меринга (сына киевского богача Ф. Ф. Меринга), которого страсть к игре довела до совершенного разорения. Их сын, Михаил Меринг, был репрессирован в 1934 г. по делу евлогиевцев.
Награды и звания Сергея Витте:
— Орден Святого Станислава 1-й степени (1890);
— Орден Святой Анны 1-й степени (1894);
— Орден Белого орла (1904);
— Орден Святого Александра Невского с бриллиантами (1906);
— Орден Святого Владимира 1-й степени (1913);
— Медаль «В память царствования императора Александра III» (1896);
— Медаль «В память коронации Императора Николая II» (1896);
— Медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897);
— Медаль Красного Креста «В память русско-японской войны» (1906);
— Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913);
— Орден Короны 1-й степени (1896) (Королевство Пруссия);
— Орден Спасителя офицерский крест (1896), большой крест (1898) (Королевство Греция);
— Орден Белого слона 1-й степени (1889) (Королевство Сиам);
— Орден Бухарской звезды 1-й степени с бриллиантами (1893) (Бухарский эмират);
— Орден Таковского креста 1-й степени (1894) (Королевство Сербия);
— Орден Леопольда I большой крест (1894) (Королевство Бельгия);
— Орден Почетного легиона большой крест (1894) (Третья французская республика);
— Орден Красного орла большой крест (1894), цепь ордена (1905) (Королевство Пруссия);
— Австрийский Императорский орден Леопольда большой крест (1894), бриллианты к ордену (1897) (Австро-Венгрия);
— Орден Данеброг большой крест (1895) (Королевство Дания);
— Орден Двойного дракона 1-й степени 3-го класса (1896) (Империя Цин);
— Орден Восходящего солнца 1-й степени (1896) (Японская империя);
— Орден Эфиопской звезды (1896) (Абиссиния);
— Орден Вазы большой крест (1897) (Королевство Швеция);
— Орден Черного орла (1897) (Королевство Пруссия);
— Орден Звезды Румынии 1-й степени (1898) (Королевство Румыния);
— Орден «Святой Александр» 1-й степени (1898) (Княжество Болгария);
— Орден Льва и Солнца 1-й степени с бриллиантами (1900) (Персия);
— Портрет шаха Персидского с бриллиантами (1900) (Персия);
— Орден Христа 1-й степени (1900) (Королевство Португалия);
— Орден Османие 1-й степени с бриллиантами (1901) (Османская империя);
— Орден Белого орла 1-й степени (1901) (Королевство Сербия);
— Орден Искандер-Салис (1902) (Бухарский эмират);
— Почетный гражданин городов: Вятки (1895), Екатеринбурга (1896), Александровска, Саранска (1898), Череповца (1899), Великие Луки (1899), Тихвина (1901), Архангельска, Казани, Нижнего Новгорода, Одессы, Оренбурга.
Библиография Сергея Витте:
последнее обновление информации: 10.07.2020