с н лысенкова биография
Лысенкова, Софья Николаевна
Лысенкова Софья Николаевна (24 февраля 1924, Москва — 6 декабря 2012, Москва) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1981 г.), народный учитель СССР (1990 г.), в 1999 г. ей была присвоена высшая отраслевая награда Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации — медаль К. Д. Ушинского.
В 1945 г. окончила 10 классов, после чего поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. С 1946 г. непрерывно работала учителем начальных классов в Москве. К 70-м годам ею были сформулированы основные постулаты методики опережающего обучения. Неоднократно подвергалась критике со стороны методистов и учителей, работающих в традиционной методике. Имеет огромную армию последователей и почитателей в педагогической среде. Входила в плеяду основателей педагогики сотрудничества. Несмотря на свой возраст, до последних дней жизни работала в школе.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Лысенкова, Софья Николаевна» в других словарях:
ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна — (р. 1924) российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики перспективного обучения учащихся начальных классов … Большой Энциклопедический словарь
Лысенкова Софья Николаевна — (р. 1924), педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы № 587 (Москва). Разработала основы методики «перспективного обучения» учащихся начальных классов. * * * ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА Софья… … Энциклопедический словарь
Лысенкова, Софья Николаевна — (р. 1924) педагог новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном… … Педагогический терминологический словарь
ЛЫСЕНКОВА Софья Николаевна — (p. 24.2.1924, Москва), педагог новатор, нар. учитель СССР (1990). С 1946, по окончании пед. класса ср. школы в Москве, работала учителем нач. классов в школах (с 1974 в ср. школе № 587). Л. подтвердила многолетними положит. результатами методику … Российская педагогическая энциклопедия
ЛЫСЕНКОВА — Софья Николаевна (p. 24.2.1924, Москва), педагог новатор, нар. учитель СССР (1990). С 1946, по окончании пед. класса ср. школы в Москве, работала учителем нач. классов в школах (с 1974 в ср. школе № 587). Л. подтвердила многолетними положит,… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь
Список умерших в 2012 году — Содержание 1 Декабрь 1.1 27 декабря 1.2 26 декабря 1.3 25 декабря … Википедия
Педагогика сотрудничества — Педагогика сотрудничества направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… … Википедия
Список заслуженных учителей Российской Федерации (1995) — Ниже приводится список лиц, награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1995 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… … Википедия
Софья Николаевна Лысенкова, педагог-новатор — Биография
Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и, прежде всего, развивает у них навыки действия. Но растущая потребность общества в развитии творческих способностей людей становится все более ощутимой, и современная школа продолжает работу предыдущих поколений в этом направлении в новых условиях. Модернизация образования, внедрение курса информатики и результаты поиска инновационных педагогов — В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой и других, которые удивляют педагогический коллектив развитием способностей детей, — все это и многие другие аспекты педагогического наследия в новых условиях требуют нового восприятия и оценки.
Биография
Формирование учебной деятельности как способа активного и увлекательного приобретения знаний является одним из направлений развития личности обучающегося. Особенностью данного метода является последовательное и целенаправленное развитие деятельности самих учащихся (понимание учебного задания, освоение способов активной трансформации объекта ассимиляции, внешний комментарий к их действиям, освоение способов самоконтроля). На этом базируется задача перехода от одного компонента универсальной учебной деятельности к другому, т.е. формирования способов самоорганизации деятельности в условиях ФСЭОУДОВ.
В этом направлении С.Н. Лысенкова работала и в итоге выдвинула «идею опережающего образования». Концепция Лысенковой основывалась на разработке специальной образовательной программы, согласно которой четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой, а использование справочных таблиц при преподавании математики в первом классе способствовало повышению успеваемости. Перспективным, по мнению С.Н. Лысенковой, является замена обычной и привычной линейной последовательности в презентации программы на пересекающиеся темы. Всегда новая тема начиналась только тогда, когда заканчивалась предыдущая: объяснение > консолидация > изучение > контроль, затем застряла следующая тема, потом еще одна — до тупика. При опережающем обучении новая тема рассматривается в программе задолго до ее урока — по несколько минут на каждом занятии, постепенно, без спешки. Это дополнительное время и постоянная практика дает всем детям хорошее представление о новом материале. Это занимает 5-7 минут, но Софье Николаевне, заряжая детей энтузиазмом, иногда удается набрать даже 15 минут.
Противоречие: изучение закономерностей развития творческих способностей является сдвигом в развитии детей ранее, открывает значительные, ранее неизвестные резервы навыков, которые не всегда хорошо развиваются сегодня в дошкольном и начальном школьном возрасте. Обращаясь к известным концепциям советских педагогов, большое внимание к изучению этой проблемы может найти пути устранения перегрузки учащихся в школе, которая сейчас угрожает их здоровью; изучение увлекательной концепции обучения С.Н. Концепция ангажированного обучения Лысенковой даст детям время для той важной человеческой деятельности, на которую у них сейчас нет времени, прежде всего, для продуктивного труда, художественного и эстетического увлечения, затем — для спорта и научно-технического творчества; резко повысит качество школьного образования; поможет создать условия, в которых возможно развитие всех творческих сил человека.
Важные этапы в педагогической деятельности Лысенковой
В современных российских школах большое внимание уделяется развивающему обучению, а новые программы начальной школы, основанные на федеральном государственном стандарте общего начального образования, рекомендуют уделять особое внимание организации развивающего обучения. В руководстве организации учтены подходы и технологии, истоки которых лежат в известной концепции С. Лысенковой.
Лысенкова Софья Николаевна (24.02.1924 — 6.12.2012, Москва) — педагог-новатор, заслуженный учитель РСФСР (1981), народный учитель СССР (1990), в 1999 году получила высшую отраслевую награду Министерства образования и науки Российской Федерации — медаль К.Д. Ушинского.
В 1945 году окончила 10 класс, а затем поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. С 1946 года постоянно работала учителем начальных классов в Москве. В 70-х годах она сформулировала основные черты метода усовершенствованного обучения. Ее неоднократно критиковали методисты и учителя, работающие с традиционными методами. Она является одним из основателей педагогики сотрудничества.
Софья Николаевна — учительница начальных классов московской школы № 587. Решила неразрешимую проблему одновременного обучения детей с разными уровнями развития без дополнительных занятий, без какого-либо «выравнивания», без помощи родителей; подтвердила с многолетними положительными результатами методику перспективного обучения учеников начальной школы с использованием референтных досок в комментариях по контролю за учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебных материалов в виде поддерживающих сигналов (схемы, дидактические знаки, карты, таблицы и т.д.), что помогло организовать учебный процесс учащихся и контролировать мыслительную деятельность учащихся.
Предлагаемый Софьей Николаевной педагогический метод «аннотированного контроля» означает, что за классной деятельностью наблюдает не только учитель, но и ученики, которые во время выполнения упражнений мыслят вслух, тем самым ведя за собой других и задавая темп всему классу. Система специальных упражнений обеспечивает прочное усвоение понятий, развивает автоматизм умений и навыков. Софья Николаевна создала классные ситуации, предоставив ученикам возможность высказать свое мнение и принять участие в коллективном поиске ответа. Основное место было отведено творческой самостоятельности студентов, логике, доказательству аргументации, а также языку, терминологии предмета. Постепенно, вплоть до класса 4, «управление комментариями» становится «доказательным комментарием».
Все эти годы опыта представлены в следующих сборниках С.Н. Лысенковой: «Когда легко учиться», «Я читаю, я считаю, я пишу», «Методы повышения квалификации: книга для учителей: из опыта» (Просвещение, Москва, 1998).
С.Л. Соловейчик в эссе о С.Н. Лысенковой писала: «Секрет ее свежего чувства и не усталости в том, что если ты работаешь, как Лысенкова, то профессия учителя становится самой легкой, ты не найдешь более легкой».
Генезис опережающего обучения в области педагогической науки
Предварительное обучение — это такая форма обучения, при которой краткое изложение предмета дается преподавателем до начала изучения учебной программы. Краткие основы могут быть даны в виде тезисов, если тема связана, или они могут быть ненавязчивыми намеками, примерами, ассоциациями. Считается, что предвосхищающее обучение эффективно при работе с трудной для понимания темой. Предварительное обучение подразумевает развитие у учащихся мышления, выходящего за рамки их возрастных возможностей.
Обучение проходит в три этапа: предварительное введение первых (небольших) частей будущих знаний, уточнение новых понятий, их обобщение, применение и развитие беглости в методах мышления и учебной деятельности.
Такое дисперсное поглощение учебного материала обеспечивает передачу знаний в долговременную память.
В теории обучения Л.В. Занькову автор очень близко подходит к определению «опережающего обучения». Согласно его теории, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно приобретать знания в сотрудничестве с другими обучающимися, т.е. саморазвитие.
Отечественная психология и педагогика основываются на утверждении Л.С. Выготского о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе приобретения знаний, способов действия, вхождения человека в контекст культуры. По мнению Л.С. Выготского, учение, исходя из достигнутого уровня развития, должно предвосхищать, стимулировать, вести, поэтому необходимо организовать процесс приобретения знаний таким образом, чтобы вводить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая развитие в процессе. Обучение, предшествующее развитию, направлено на развитие ребенка как основную цель.
Феномен такого обучения, согласно С. Н. Лысенкова заключается в следующем: дисперсное освоение сложнейшего учебного материала, введенного перед программой, обеспечивает его осознанное восприятие, твердую запоминаемость и ускоренное формирование способности к практическому действию. Преподаватель, опережая учебную программу, не испытывает недостатка во времени, а в некоторых случаях даже имеет больше времени для более длительной и всесторонней работы по каждому предмету. Таким образом, «предвидение является результатом хорошо продуманного, высокоорганизованного учебного процесса».
Практическое внедрение системы повышения квалификации учителей начальных классов и ученых Ш.А. Амонашвили, Л.В. Заньков, А.А. Люблинская, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.
С.Л. Соловейчик назвал идею предвидения, положенную в основу учения С.Н. Лысенковой, гением. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, типичной для преподавания в больших блоках, передовая технология имеет трехлинейную структуру. Предварительный урок включает в себя материал, который был преподан и усвоен, а также будущий материал. Формируется новая концептуальная система в дидактике, раскрывающая суть предвидения: Частота предвидения, длина или расстояние предвидения.
Методы обучения, используемые Лысенковой
Ожидание С.Н. Лысенкова не означает, что ученики с утра до вечера не заняты школьными и домашними заданиями. Это кабинет, в котором, как говорит сама Софья Николаевна, дети могут и должны наслаждаться всеми благами жизни — музеями, театрами, спортивными клубами, музыкальным и художественным образованием, и просто гулять. У Лысенковой есть строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна им мешать.
Открытие Софьи Лысенковой более тридцати лет. В 1968 учебном году была введена новая программа — тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметикой стала математика.
Благодаря перспективному обучению было сэкономлено много времени. Результатом является общий прогресс в материале программы. Основные этапы работы над сложной темой четко очерчены.
Первый этап — перспективная подготовка: медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями, развитие предмета. Активно развивается доказательная речь с использованием подставок. Существует практическая работа с аннотированным контролем. В ответе учитывается желание мальчиков. Как правило, сильные студенты на этом этапе активно отвечают.
Второй этап — работа над учебником: уточнение понятий и обобщение материала. Учащиеся уже сознательно ориентируются в обобщении схемы, имеют доказательства, справляются с самостоятельными задачами в школе и дома. Им дается домашнее задание по сложной теме на достаточно подготовленном материале. На этом этапе студенты опережают игру, потому что на перспективном этапе многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Третий этап — использование запоминаемого времени (созданного заранее). Схемы исчезают, формируется способность бегло работать. На этом этапе рождается новая перспектива, которая больше не приносит трудностей.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
С н лысенкова биография
Лара Нагарникова запись закреплена
БИОГРАФИЯ
Лысенкова Софья Николаевна (24 февраля 1924, Москва — 6 декабря 2012, там же) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1981 г.), народный учитель СССР (1990 г.), в 1999 г. ей была присвоена высшая отраслевая награда Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации — медаль К. Д. Ушинского.
В 1945 г. окончила 10 классов, после чего поступила в 11-й педагогический класс 349-й московской школы. По окончании педагогического класса в 1946 году начинает работать в качестве учителя начальных классов московской школы №587. Более чем за двадцать лет непрерывной работы педагогом начальной школы, сформулировала основные тезисы, описывающие методику опережающего обучения, которая до сих пор имеет как сторонников, так и критиков.
С 1946 г. непрерывно работала учителем начальных классов в Москве. К 70-м годам ею были сформулированы основные постулаты методики опережающего обучения. Имеет последователей и авторитет в педагогической среде. Неоднократно подвергалась критике со стороны методистов и учителей, работающих в традиционной методике. Входила в плеяду основателей педагогики сотрудничества. Несмотря на свой возраст, до последних дней жизни работала в школе. Её программа обучение детей до сих пор пользуется популярностью. Она работала в школе вместе с В. Ф. Шаталовым. С. Н.Лысенкова автор методики опережающего обучения, главной целью образования является опорные схемы которые помогают конструктивно понять записанные лекции.
До последних дней жизни осуществляла педагогическую деятельность. Умерла в 2012 году в Москве. Вклад в науку В педагогическую науку вошла как автор методики опережающего обучения (в некоторых литературных источниках данная методика также называется перспективным обучением). Самим автором методика названа «перспективно-опережающим обучением».
Три педагогических правила от Софьи Лысенковой
Софья Лысенкова
ПЕДАГОГИКА С. ЛЫСЕНКОВОЙ:
ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Софья Николаевна Лысенкова родилась в Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в 1946 г. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья Николаевна сформулировала метод опережающего обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811, 587. Первую статью о своём опыте «Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе» опубликовала в 1970 году.
«Считаю профессию ученика самой трудной на земле».
Ни меня, ни отстающих детей в конечном счете не устраивали дополнительные занятия. И я стала думать, почему они слабо усваивают материал. Постепенно пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы.
На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.
Я долго пыталась уловить этот этап и вот что заметила: серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает ее), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Дети дома не учат у нас правила и формулировки. Обычная наглядность ожила, заговорила. Ни один даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным. Если я раньше ощущала недостаток обратной связи, когда на мой вопрос следовало молчание большинства класса (не выучил дома правила или учил, да забыл, чего-то недопонял), то теперь резко возросла учебная активность ребят, интерес к уроку.
Правила и алгоритмы действий, помещенные на таблицах, учить не задаю. Сколько бед связано с подобными заданиями!
Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду.
Есть и вторая. И о ней расскажу подробнее.
— Веди, Павлик! (На доске пример.)
Софья Николаевна не ходит по рядам, не делает замечаний: «Куда заехал? Почему криво?» Как она сама говорит, не мешает детям работать.
О ПЕРСПЕКТИВНОМ ИЗУЧЕНИИ
Цель перспективы
Опорные схемы и комментированное управление обеспечивают дружную работу всего класса и быстрое продвижение в учении всех ребят. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а значит, возможность выполнять большое количество разнообразных упражнений по закреплению и повторению изученного, а также обобщению знаний, выработке прочных умений и навыков. Кроме того, что не менее важно, это позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективное изучение, или перспективу.
После такой подготовительной работы, когда подходит время введения новой темы, требуется на ее изучение гораздо меньше времени, ведь многое уже знакомо ребятам. Основное внимание уделяем обобщению и закреплению знаний. Появляется еще больше времени для углубленной работы по усвоенному материалу и для дальнейшей перспективной подготовки.
Так создаются условия, обеспечивающие опережение. Недостаток времени перестает довлеть над учителем, создается спокойная, деловая обстановка, благотворно влияющая и на учителя, и на учеников, исчезает страх чего-то не успеть. Время из всегдашнего противника учителя становится его союзником.
Я очень люблю свою профессию. Вот уже почти 40 лет работаю учителем в начальных классах. С каждым годом все больше моих коллег приходят и приезжают ко мне с одной просьбой: «Дайте открытый урок!» Сколько их уже дано за десятилетия! Для района, для города, для всех, кто хочет перестроиться, кто хочет, чтобы не погас в глазах учеников огонек познания, чтобы учебный труд приносил детям радость успеха, а не муки и горечь неудач.
Воспитание неотрывно от обучения. Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников.
Когда ребенок переживает успех
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться считают создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий. Организуя урок, работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. В чем вижу особую действенность этого «средства обучения»?
Для того, чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. И еще. Нужно обязательно помогать им в процессе познания: так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда. Именно на это направлены все элементы нашей методической системы.
Так, комментированное управление, работа по схемам-опорам помогают детям осознавать, осмысливать все происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.
Перспективное, пропедевтическое изучение трудных тем, вопросов помогает хорошо их усвоить, предотвратить отставание, практически исключить недочеты и пробелы в знаниях.
Наши ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание (решение задачи, примера, уравнения). Таких схем-опор не так уж много. Все хорошо в меру!
Комментированное управление, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и умениями, т.е. успех ученика.
Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед по дороге познания.
Использованы фрагменты из книги С.Н.Лысенковой