с и грицевец биография
С и грицевец биография
Грицевец Сергей Иванович – командир авиагруппы республиканских ВВС в Испании, старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа), майор.
Родился 6 (19) июля 1909 года в деревне Боровцы Ново-Мышской волости Новогрудского уезда Минской губернии (ныне не существует; территория Новомышского сельсовета Барановичского района Брестской области, Белоруссия). Белорус. С 1914 года (из-за начавшейся Первой мировой войны) вместе с семьёй жил в посёлке Шумиха (ныне город Курганской области). В 1927 году окончил 7 классов школы и начал работать на железнодорожной станции Шумиха. В конце 1927 года переехал в город Златоуст (ныне Челябинской области), где окончил школу фабрично-заводского ученичества и работал на Златоустовском механическом заводе слесарем в эфесном цехе.
В армии с июня 1931 года. В сентябре 1932 года окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В сентябре 1932 – декабре 1933 – младший лётчик 3-й авиаэскадрильи 5-й авиационной бригады (в Украинском военном округе; город Киев). С декабря 1933 – командир звена 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрильи (в Ленинградском военном округе, город Красногвардейск, ныне Гатчина в черте Санкт-Петербурга, с 1934 года – в Забайкальском военном округе, станция Бочкарёво, ныне город Белогорск Амурской области). Летал на самолётах И-5 и И-16.
В июле 1936 года направлен на курсы воздушного боя при Одесской военной авиационной школе лётчиков, по окончании которых был оставлен в школе лётчиком-инструктором. Готовил лётчиков-добровольцев для отправки их в Испанию, где в это время полыхала гражданская война между сторонниками республиканского правительства (поддерживаемого СССР и многими другими странами) и сторонниками мятежного генерала Ф. Франко (поддерживаемого А. Гитлером и Б. Муссолини).
Участник гражданской войны в Испании: в июне – октябре 1938 – командир авиаэскадрильи и командир авиагруппы республиканских ВВС.
Во время одного из вылетов на сопровождение бомбардировщиков СБ С.И. Грицевцу пришлось в одиночку отбиваться от 7 «фиатов». В итоге ни один республиканский бомбардировщик не пострадал. Однако побед в этом бою, согласно архивным документам и вопреки многочисленным публикациям последних лет, Сергей Иванович не заявлял.
Особенно отличился в тяжёлых боях на реке Эбро, где мятежники широко использовали новые истребители Me-109, превосходящие И-16 в скорости. 4 октября 1938 года несколько республиканских лётчиков во главе с С.И. Грицевцом завязали бой с группой Ме-109. Схватка длилась 45 минут, в результате был сбит Ме-109, немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. Им оказался один из наиболее опытных и результативных асов «Легиона Кондор» Отто Бертрам.
Совершил в Испании 88 боевых вылетов на истребителе И-16 (с боевым налётом 115 часов), в 42 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы не менее 11 вражеских самолётов.
За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство* Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
После возвращения из Испании и отпуска был назначен командиром авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (в Монголии).
Участник боёв на реке Халхин-Гол: в июне – августе 1939 – командир авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка и командир отдельной группы истребителей И-153 «Чайка», проходивших войсковые испытания.
26 июня 1939 года в 15 часов 20 минут у озера Буир-Нур появилась группа из 17 японских истребителей Ки-27. Навстречу ей взлетело 27 И-16 и 13 И-15бис из 70-го истребительного авиационного полка во главе с командиром полка майором В.М. Забалуевым. Японцы развернулись и, не принимая боя, ушли в направлении Ганьчжура. Но первая группа была лишь приманкой. Там к ним присоединилась ещё одна большая группа истребителей. Тогда на помощь истребителям 70-го истребительного авиационного полка были подняты в воздух 20 И-16 и 21 И-15бис из 22-го истребительного авиационного полка. В этот момент С.И. Грицевец заметил, как подбитый советский истребитель совершил посадку в степи на территории, контролируемой японцами (в 60 км от линии фронта). Приземлившись рядом, с ходу подрулив к бегущему к нему лётчику и с трудом разместив его в одноместной кабине своего И-16, он вывез майора В.М. Забалуева на свой аэродром.
Совершил на Халхин-Голе 138 боевых вылетов на истребителях И-16 и И-153, в воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 9 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 августа 1939 года майор Грицевец Сергей Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.
С.И. Грицевец и Г.П. Кравченко (награждённый этим же Указом) стали первыми дважды Героями Советского Союза.
Сергей Иванович Грицевец в ходе гражданской войны в Испании и боёв на реке Халхин-Гол сбил лично 9 и в составе группы 20 самолётов противника.
В сентябре 1939 года был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады (в Белорусском особом военном округе) и ранним утром 16 сентября 1939 года прилетел на аэродром Болбасово (Оршанский район Витебской области, Беларусь), где базировалась авиабригада.
В тот же день он вместе со своим помощником майором В.Г. Китаевым вылетел на истребителе И-15 в Минск для получения боевого приказа. Вечером С.И. Грицевец с В.Г. Китаевым вместе с командиром 21-го истребительного авиационного полка этой же бригады майором П.И. Харой поднялись в воздух и взяли обратный курс на Болбасово. Радиосвязи на самолётах не было. Видимость была очень плохой – низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но на аэродроме в этот день по роковой случайности были сняты посадочные прожекторы. Ночная разметка аэродрома была выполнена с помощью керосиновых фонарей «летучая мышь» и костров. С.И. Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, строго против ветра рядом с выложенным горящими фонарями посадочным «Т». После приземления он не направил свой самолёт на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей. В это время, не увидев посадочного «Т» и перепутав нейтральную полосу с посадочной, начал садиться истребитель И-16, который пилотировал П.И. Хара. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, С.И. Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. В результате столкновения двух самолётов Сергей Иванович погиб.
Похоронен в посёлке Болбасово Оршанского района Витебской области (Беларусь).
Награждён орденом Ленина (22.02.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).
Бронзовый бюст С.И. Грицевца установлен в городе Барановичи Брестской области (Беларусь). В Златоусте на здании, в котором работал С.И. Грицевец, установлена мемориальная доска. Бюсты установлены также в городах Минск, Краснодар (на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков) и Чугуев (Харьковская область, Украина), а также в посёлке Болбасово. Его именем названы улицы в городах Москва, Курган, Златоуст (Челябинская область), Шумиха (Курганская область), в белорусских городах Минск, Брест, Барановичи и Ганцевичи (Брестская область), Молодечно (Минская область) и Орша (Витебская область), посёлке Болбасово, украинских городах Харьков и Кривой Рог (Днепропетровская область).
Имя С.И. Грицевца носят Минский аэроклуб, железнодорожная станция в Барановичском районе Брестской области и школа в монгольском городе Чойбалсан. С 1973 года имя Героя носит теплоход-сухогруз «Сергей Грицевец» (порт приписки – Измаил, Украина). В 1939–1941 годах Чугуевское военное авиационное училище, а в 1967–1994 годах – Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков носили имя С.И. Грицевца.
Примечания:
1) Под такой туманной формулировкой из соображений секретности скрывалось участие наших добровольцев в гражданской войне в Испании 1937–1938 годов;
2) Сергей Иванович Грицевец не получил ни одной из своих медалей «Золотая Звезда». Первое вручение медалей состоялось в Кремле 4 ноября 1939 года – через полтора месяца после его гибели. Поэтому вторая медаль «Золотая Звезда» под номером 1/II была вручена Г.П. Кравченко, чья фамилия в Указе от 29 августа 1939 года шла второй.
Воинские звания:
старший лейтенант (03.1936)
майор (31.12.1938, внеочередное)
С. И. Грицевец. Нелепая гибель дважды героя СССР
Нелепая гибель дважды героя СССР Сергея Грицевца
ok.ru›khronos/topic/67302160378679
Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 6.[19] июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в «Льноторге», учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.
В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов.
Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком — истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно — стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком — инструктором.
В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы «Сергио» и «Командор Серж».
Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 ( по другим данным в 24 ) воздушных боях сбил 30 самолётов противника ( 6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир…
22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором ( 31 декабря 1938 года ).
В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин — Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.
26 июня 1939 года в районе озера Буир — Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.
В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации. [ Уже буквально на следующий день, 27 июня, японский лётчик — истребитель старший сержант Бундзи Йосияма повторил подвиг русского лётчика, подобрав таким же образом своего сбитого напарника старшего сержанта Эйсаку Судзуки. ]
В небе Халхин — Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника ( по одни источникам — 10 лично и 2 в группе, по другим — все 12 лично ). 9 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени ( 1939 ) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени ( 18.08.1939 ).
16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках.
Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву «Т», стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
#История Авиации
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
4 21 31 54 60 63 69 92 110 116 133 137 143 153 163 166 167 181 196 199 209 233
Г Р И Ц Е В Е Ц С Е Р Г Е Й И В А Н О В И Ч
233 229 212 202 179 173 170 164 141 123 117 100 96 90 80 70 67 66 52 37 34 24
18 24 41 45 51 61 71 74 75 89 104 107 117 141 145 162 172 195 201 204 210 233
С Е Р Г Е Й И В А Н О В И Ч Г Р И Ц Е В Е Ц
233 215 209 192 188 182 172 162 159 158 144 129 126 116 92 88 71 61 38 32 29 23
ГРИЦЕВЕЦ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ = 233.
41 = (обе)ЗГЛАВЛ(ен) = 13-(обе)ЗГ. + 28-ЛАВЛ(ен) = 09-(обе)З. + 32-ГЛАВЛ(ен).
41 = (обе)ЗГЛАВЛ(ен) = ХАРА-(Хара Пётр Иванович).
Хара Пётр Иванович
allaces.ru›p/people.php?id=25273
В августе 1939 года капитан Хара назначен командиром 21 иап. 16.09.39 г. стал виновником авиакатастрофы, в которой погиб дважды Герой Советского Союза С.И.Грицевец.
233 = 89-КОНЧИНА + 144-УБИЛ ПЁТР ХАРА.
233 = 133-\89-КОНЧИНА + 44-УБИЛ\ + 100-ПЁТР ХАРА.
233 = 192-\89-КОНЧИНА + 103-УБИЛ ПЁТР\ + 41-ХАРА.
104 = 89-КОНЧИНА + 15-О*(безглавливание)
___________________________________________
144 = 108-О*БЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 36-ГИБНЕ(т)
163 = 89-КОНЧИНА + 74-ОБЕЗГЛАВЛИ*(вание)
__________________________________________
80 = 44-(обезглавл)И*ВАНИЕ + 36-ГИБНЕ(т)
166 = 89-КОНЧИНА + 77-ОБЕЗГЛАВЛИВ*(ание)
___________________________________________
70 = 34-(обезглавли)В*АНИЕ + 36-ГИБНЕ(т)
167 = 89-КОНЧИНА + 78-ОБЕЗГЛАВЛИВА*(ние)
___________________________________________
67 = 31-(обезглавлив)А*НИЕ + 36-ГИБНЕ(т)
181 = 89-КОНЧИНА + 92-ОБЕЗГЛАВЛИВАН*(ие)
____________________________________________
66 = 30-(обезглавлива)Н*ИЕ + 36-ГИБНЕ(т)
Звёздочкой помечены (опорные буквы кода ИМЕНИ).
233 = ВИНТОМ АЭРОПЛАНА ОБЕЗГЛАВ(лен) = (обез)ГЛАВЛЕН ВИНТОМ АЭРОПЛАНА.
75 = ВИНТОМ А*(эроплана)
__________________________________
159 = А*ЭРОПЛАНА ОБЕЗГЛАВ(лен)
196 = ВИНТОМ АЭРОПЛАНА О*(безглавлен)
_________________________________________
52 = О*БЕЗГЛАВ(лен)
201 = (обезглавл)Е*Н ВИНТОМ АЭРОПЛАНА
_________________________________________
38 = (обез)ГЛАВЛЕ*(н)
163-ВНЕЗАПНОЕ УБИЙСТ(во) + 18-(убийст)ВО = 181 = ВИНТОМ АЭРОПЛАНА.
Звёздочкой помечены (опорные буквы кода ИМЕНИ).
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
Г(ибельный) (уда)Р (в)И(нта) + (серд)ЦЕ (остано)В(лено) + (кон)ЕЦ + С(мерт)Е(льный) (уда)Р + (обез)Г(лавл)Е(нны)Й + (обезглавл)ИВАН(ие) + (п)О(теря)(кро)ВИ + (кон)Ч(ина).
Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 152-ШЕСТНАДЦАТОЕ + 140-СЕНТЯБРЯ = 292.
25 31 49 68 82 83 88 111 112 131 146 152 170 176 190 209 241 243 260 293
Ш Е С Т Н А Д Ц А Т О Е С Е Н Т Я Б Р Я
292 267 261 243 224 210 209 204 181 180 161 146 140 122 116 102 83 51 49 32
112 = 63-ГИБЕЛЬ + 49-ОБЕЗГЛА*(влен)
___________________________________
181 = ВИНТОМ АЭРОПЛАНА*
Звёздочкой помечены (опорные буквы кода ИМЕНИ).
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(проис)ШЕСТ(вие) + (обезглавле)Н + (остановк)А (сер)ДЦА + Т(ело) О(безглавл)Е(но) + (рас)СЕ(чена) (ви)Н(том) (самолё)Т(а) (ше)Я + (ги)Б(ель) + Р(ассечена) (ше)Я.
Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
41 = (Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ)
________________________________
209 = ШЕСТНАДЦАТОЕ СЕНТ(ября)
41 = (п)ОВЕР*(женный) = \ХАРА-(Хара Пётр Иванович)\
__________________________________________________________
209 = 97-(пове)Р*ЖЕННЫЙ + 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 4-Г(ибель)
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: ТРИДЦАТЬ = 123 = КАТАСТРОФА.
19 36 46 51 74 75 94 123
Т Р И Д Ц А Т Ь
123 104 87 77 72 49 48 29
«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:
(сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ,
Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:
116 = 23-(у)ГАС + 93-КОНЕЦ СЕ(рдечного ритма)
___________________________________________
123 = ТРИДЦАТЬ
116 = 23-(у)ГАС + 93-КОНЕЦ СЕ*(рдечного ритма)
____________________________________________
123 = (конец с)Е*РДЕЧНОГО Р(итма)
Посмотрим, что нам скажет «ПАМЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ»:
111-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.
386 = 233-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) + 153-\69-КОНЕЦ + 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН\.
386 = 41-(Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ) + 123-(Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ) + 138-АВИАКАТАСТРОФА + 84-ОБЕЗГЛАВЛЕН.
386 = 292-ШЕСТНАДЦАТОЕ СЕНТЯБРЯ + 94-ПОГИБЕЛЬ; БЕЗ ГОЛОВЫ.
Гримаса судьбы в небе
Как на Рейхстаге в мае 45-го появился автограф Сергея Грицевца, погибшего в 39-м?
Биография воевавшего в Испании и на Халхин-Голе нашего летчика весьма насыщенна, но в обилии дат и географических точек поневоле распыляются многие существенные моменты.
Второй раз майор Сергей Грицевец заставил говорить о себе противника во время боев с японцами на реке Халхин-Гол. Здесь был сбит самолет командира 70-го истребительного полка майора Вячеслава Забалуева. К приземлившемуся на парашюте летчику бросились японские солдаты. И случилось невиданное: рядом с майором прямо в степи, прыгая по кочкам, сел советский И-16. Такая посадка могла быть легко истолкованной как государственная измена: поломка мотора или проблемы с колесами обернулись бы пленом со всеми вытекающими последствиями. Но Грицевцу было не до политических или юридических тонкостей. Он буквально впихнул товарища в свой одноместный самолет, с трудом поднял в воздух перегруженную машину и на последних литрах горючего дотянул до своих. Легенда гласит, что об этом подвиге доложили Сталину, и тот распорядился представить смельчака к геройскому званию. “Майор Грицевец уже является Героем Советского Союза”, — осторожно заметили помощники. “За такой подвиг этот человек должен носить два таких звания!” — подумав, заключил Сталин. Так наш летчик невольно создал прецедент повторного присвоения высшей степени отличия.
История — дама капризная. Если в награждении Грицевца второй “Золотой Звездой” можно усмотреть некую преемственность и символизм (первыми Героями Советского Союза стали как раз летчики, спасшие экипаж раздавленного во льдах парохода “Челюскин”), то случившееся через 2,5 недели крушение двух самолетов на аэродроме Болбасово под Оршей иначе, как злым роком, не назовешь. Прославленный летчик был зарублен винтом самолета, управляемого другим выдающимся советским авиатором, кавалером двух орденов Красного Знамени — в страшном сне не представишь более нелепую гримасу судьбы.
Интересующиеся авиацией люди знают, что крупнейший в США чикагский аэропорт назван в честь аса Второй мировой войны лейтенанта-командора Эдварда Генри О’Хара. Гораздо меньше известно о его “однофамильце” из Донецкой области, служившем в Белорусском военном округе и ставшем невольным виновником гибели Грицевца. В ноябре 1935 года Петр Хара сумел посадить самолет с заклинившим шасси, за что был удостоен золотых часов от наркома Ворошилова. “Я был абсолютно спокоен и уверен в успехе, — привела слова Хары газета “Красная Звезда”. — Имею около 1000 посадок, и ни разу у меня не было аварии”. Но 4 года спустя случится непоправимое. Вечером 16 сентября 1939 года готовящиеся к освобождению Западной Белоруссии летчики, в том числе Сергей Грицевец и Петр Хара, вылетели на нерадиофицированных машинах с аэродрома Мачулищи в район Орши. Первым на размещенный здесь аэродром Болбасово сел Сергей Грицевец, тут же отогнавший свою машину на нейтральную, неиспользуемую полосу. Кто же мог предположить, что садящийся следом Петр Хара в темноте и сложных метеоусловиях именно эту, нейтральную, полосу примет за основную — и направит на нее свой И-16! А в результате — нелепейшее столкновение самолетов двух прославленных советских летчиков произошло на такой безопасной, казалось бы, земле. Отделавшийся ушибами и нервным потрясением Хара был снят с должности командира полка и отдан под суд. С апреля 1940 года он стал инспектором по технике пилотирования, служил в Средней Азии. В феврале 1944 года воевал на 1м Белорусском фронте, участвовал в операции “Багратион”, защищал небо над Бобруйском, Пуховичами, Червенем, участвовал в освобождении Минска. А в мае 1945-го сделал надпись на стене Рейхстага: от себя и от имени Сергея Грицевца.
После войны подполковник Хара жил с семьей в Киеве, работал на пивзаводе и обувной фабрике, умер в конце 1960-х. Сегодня его личные документы, фотографии и награды можно увидеть в киевском Национальном музее истории Великой Отечественной войны — там, где над Днепром высится монументальная скульптура Родины-матери. Случайно ли, но Сергею Грицевцу в той же Украине повезло меньше: установленный перед авиаучилищем в городке Рогань Харьковской области его бюст был варварски разрушен в 1990-е годы местными националистами. Авиаторы сами восстановили историческую справедливость: по их инициативе памятник легендарному белорусу был отлит вновь и установлен в Чугуеве.
Менял свое место и минский бюст дважды Героя. Изготовленный в середине 1950-х Заиром Азгуром памятник сперва располагался в парке 30-летия БССР — нынешнем сквере Янки Купалы, напротив появившегося четыре года спустя здания Белгосцирка. Логика в этом была: сквер был молодым, за деревьями хорошо просматривалось здание штаба Белорусского военного округа — нынешнее Министерство обороны, и памятник летчику на его фоне выглядел вполне уместно. Другое дело, что в 1960-е годы это место приобрело специфический имидж: окрестности бюста облюбовали преследуемые властями, но упорно не сдававшиеся стиляги, сленг которых тут же пополнился фразой “пойти на Грицевец”. В 1972 году памятник был перенесен на бульвар Ленина.
Не исключено, что будет перенесен и прах выдающегося летчика. Несколько лет назад его дочь Лариса Архангельская, проживающая ныне в Москве, поддержала идею начальника Минского аэроклуба ДОСААФ имени Грицевца Николая Мочанского перенести останки дважды Героя из Болбасово в минский храм-памятник в честь Всех Святых. В Болбасовской школе, на территории которой упокоен Сергей Иванович, пока таким перспективам противятся. Но сумма от перемены мест слагаемых, как известно, не меняется, а величие подвига — тем более.
«Ишачок» для двоих
Командир 57-го особого корпуса комдив Николай Владимирович Фекленко отнюдь не сгустил краски в докладе начальнику Генерального штаба командарму 1-го ранга Борису Михайловичу Шапошникову: «Авиация противника господствует в воздухе. «
Первый среди равных
Над северным берегом озера они встретили 17 японских истребителей Ки-27. Японцы развернулись и, не приняв боя, ушли в направлении Ганчжура. Это был хорошо продуманный тактический маневр: первой группе отводилась роль живой приманки. Советские истребители, обладавшие более чем двукратным численным перевесом, на эту приманку клюнули и без тени сомнения бросились в погоню.
Но над Ганчжуром их встретили еще более 40 японских машин. Самолет командира полка был подбит. Майор Забалуев совершил вынужденную посадку на маньчжурской территории, у дороги из Ганьчжура в Обо-Сумэ. К самолету устремилась неприятельская кавалерия. И тогда капитан Грицевец принял единственно возможное решение, чтобы спасти своего боевого друга и командира.
Моральный эффект беспримерного подвига был огромен. С этого дня господство в воздухе медленно, но верно стало переходить к советским летчикам.
Совесть сильнее смерти
Вспоминает дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Арсений Васильевич Ворожейкин:
В тот день мне посчастливилось увидеть Сергея Грицевца. Для нас, молодых истребителей, подробности той встречи были интересны и очень поучительны. Раньше мне не приходилось наблюдать как держит себя человек, вдруг оказавшийся в центре внимания целого фронта. Ни одним словом, ни одним жестом не выказывал он своего превосходства перед другими летчиками и был совершенно свободен от благосклонной, всегда унижающей других снисходительности. Немного смущенный повышенным к нему интересом, он охотно говорил о товарищах, и все видели, что делается это не из дешевого кокетства, а потому, во-первых, что он прекрасно их знает, и, во-вторых, потому, что говорить о них, уж коль выпал такой случай, доставляет ему удовольствие. Его суждения о людях были коротки и отличались меткостью. Отзываясь о ком-нибудь из летчиков, он любил подчеркнуть не столько его профессиональные, сколько человеческие качества: «Очень добр душой и не мямля», «Свободно входит в чужие беды, но принципиален. «
Когда же речь заходила о самом Грицевце, он будто отвечал на вопросы анкеты: «да», «нет», «был», «сделал».
Среди нас находился корреспондент армейской газеты. Он спросил Грицевца:
— Что вы думали, когда садились в тылу японцев?
Грицевец ответил просто:
— А если бы что-нибудь случилось с самолетом?
— Помирать вдвоем все легче, чем одному.
Выражение его лица переменилось.
Три товарища
Капитан Грицевец получит звание майора, за время боев на Халхин-Голе станет самым результативным советским летчиком-истребителем, одержавшим 12 официально подтвержденных воздушных побед. За свой беспримерный подвиг будет первым в стране удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Но так и не успеет получить свои Золотые Звезды.
16 сентября 1939 года он трагически погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Болбасово Оршанского района Витебской области.
Лейтенант Полоз станет старшим лейтенантом и будет награжден орденом Ленина. Неоднократно отличится во время Великой Отечественной войны и станет Героем Советского Союза. В 1947 году в звании подполковника будет уволен из армии по состоянию здоровья и станет пилотом Гражданского воздушного флота. Его пассажирами были высокопоставленные партийные и хозяйственные работники. В 1962 году в состоянии аффекта на почве ревности совершит убийство генерала Фомичёва (начальника личной охраны Н.С. Хрущева) и его жены. Будет лишен звания Героя и приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение в мае 1963 года.