с и мамонтов краткая биография
Савва Иванович Мамонтов
Фото Все
Видео Все
Гении и злодеи. Савва Мамонтов. 2008
Пешком. Москва Саввы Мамонтова. Выпуск от 11.01.18
Савва Мамонтов — биография
Савва Мамонтов – известный российский предприниматель, меценат. Выходец из купеческой династии Мамонтовых. Наибольшую известность получил в последнее десятилетие 19-го века, когда приступил к осуществлению Северного железнодорожного проекта.
Листая биографии выдающихся личностей конца 19-го века поражаешься, как часто их судьбы переплетались с Саввой Мамонтовым, самым известным русским предпринимателем того времени. Это не удивительно, ведь сфера интересов этого неординарного человека распространялась на многие виды деятельности, начиная от железной дороги и русской оперы, скульптуры, развития технических училищ, новейших технологий и заканчивая развитием крайнего Севера. До сих пор не утихают споры о том, кто такой Савва Морозов – типичное явление для России на рубеже веков или все-таки он являлся «исключительным типом», единственным и неповторимым в своем роде.
Детство
Родился Савва Мамонтов 14 октября (поданным других источников 4 октября) 1841 года в сибирском городке Ялуторовске. Раннее детство мальчика прошло там же. Когда ему исполнилось восемь лет, Мамонтовы перебрались в Москву. Они приобрели дом на Мещанской улице, жили богато, ни в чем не отказывали ни себе, ни детям, которых в семье родилось семеро (две дочери трагически погибли). Отец – Иван Мамонтов, его основным занятием был винный откуп. С 1847 года торговал вином в Московской губернии. После переезда в Москву, инициировал основание Закаспийского торгового товарищества, стал владельцем пакета акций Московско-Курской железной дороги, принимал самое активное участие в строительстве Московско-Ярославской ж/д. Мама – Мария Мамонтова (в девичестве Лахтина), занималась домом и детьми. Она умерла осенью 1852 года, Савве только исполнилось 11 лет. После ее похорон Иван Мамонтов продал дом, где они раньше жили, и переехал с детьми в новый, расположенный на Новой Басманной улице. На лето семья переезжала в подмосковную усадьбу Киреево. Отца не стало в 1869 году. Киреево унаследовал старший сын Федор, акции железной дороги достались Савве.
Савва Мамонтов в детстве
Большинство купцов того времени придерживались мнения, что детям достаточно домашнего обучения. Иван Мамонтов наоборот, стремился расширить кругозор своих наследников, всячески поощрял их интерес к литературе и искусству, привил любовь к музыке и театру. Все взрослые члены семьи вели себя как настоящие аристократы, и это сильно отразилось на мировоззрении Саввы Мамонтова. Он учился под руководством гувернера, изучал этикет, особое внимание уделял иностранным языкам.
Вначале Савва отправился за знаниями в городскую гимназию, потом стал студентом Института корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В те времена особое внимание в России уделяли железнодорожному строительству, и Мамонтов-старший именно в Савве видел своего преемника в этом деле.
В Москву Савва вернулся через два года. По настоянию отца молодой человек поступил в московский университет, на юридический факультет. Он плохо знал латынь, поэтому на вступительный экзамен вместо него отправился подставной человек.
В 1862-м отец отправил сына в Баку, где собственно, и началась его трудовая биография. Мамонтов-младший вел все торговые процессы Закаспийского товарищества.
Через два месяца Савва возглавил центральный московский филиал компании отца, в 1864-м уехал стажироваться в Италию. Отец хотел заняться поставками шелка, и с этой целью отправил сына в Ломбардию.
Савва Мамонтов в молодости
В Милане молодой человек побывал в «Ла Скала», посетил оперный театр. Впечатленный увиденным, Савва начал сам учиться искусству вокала, ведь еще задолго до этого он серьезно увлекался театром. Мамонтов не пропускал ни одной премьеры, среди его знакомых появились представители интеллигенции и искусства.
Как позже выяснилось, у Саввы были неплохие вокальные данные. Он даже спел партию баса в спектаклях «Лукреция Борджиа» и «Норма». После того, как до отца дошли известия о пристрастии сына к театральному миру, он приказа ему немедленно возвращаться домой. Никого из наследников Мамонтова-старшего не интересовала предпринимательская деятельность, поэтому он надеялся только на своего четвертого ребенка – сына Савву.
Предпринимательство
После смерти отца в 1869 году, управление всеми делами семьи перешло к Савве. Он сумел не просто сохранить отцовское состояние, но и значительно увеличить его. В 1872-м он занял кресло директора Общества Московско-Ярославской железной дороги, контрольный пакет акций которого принадлежал его отцу. Также Мамонтов-сын владел торговой конторой, занимающейся поставкой строительных материалов.
Поезда «Донецкой дороги» Саввы Мамонтова
Савва прекрасно понимал, что отвечает за семейное дело, поэтому трудился с особым усердием. В 1875-м он стал инициатором проекта строительства Донецкой железной дороги. Стоимость работ оказалась несколько завышенной, но именно Мамонтов стал победителем конкурса. Вскоре он инициировал создание общества акционеров «Донецкая дорога».
Работа спорилась. Возводили новые вокзалы, появлялись узлы и развязки, возрождались заброшенные до этого времени станции. Если на пути строительства попадались непонятливые крестьяне, то Мамонтов никогда не вступал с ними в конфликт, просто менял трассы. Общая длина железнодорожного пути составила 479 верст. Это была самая разветвленная железнодорожная сетка, аналогов в мире у нее не имелось. Окрыленный успешным проведением дела, Мамонтов решил строить морской порт в Мариуполе.
Строительство такого крупного предприятия не могло быть легким. Мамонтов заключил договор с министром финансов Сергеем Витте. В итоге, государство купило у Мамонтова Донецкую железную дорогу, и Витте предложил Савве новую сделку, а именно – вложиться в Невский механический завод, хотя и знал, что он убыточный. Чтобы начать процесс модернизации, нужны были большие деньги, и Мамонтов взял займ в банке, превышающий пределы допустимого по закону.
Строительство Северной железной дороги
Савва решил, что он сможет рассчитаться с долгом, так как надеялся получить прибыль на строительстве Петербургско-Вятской железной дороги. Ему обещали концессию по этому проекту, все проголосовали «за», однако министру юстиции Николаю Муравьеву показалось, что Витте имеет свои корыстные мотивы. Мамонтов лишился концессии, а потом ему устроили аудиторскую проверку.
В 1899-м его обвинили в присвоении десяти миллионов рублей, и отправили за решетку. Акции Мамонтова резко упали в цене. На суде его защищал самый лучший адвокат того времени – Плевако, Савву оправдали, но он лишился своего состояния, репутации и уважения в обществе.
Его невероятные заслуги очень быстро забыли. Разбитый предприниматель не стал снова возрождать былую славу. Он редко появлялся на людях, стал замкнутым и нелюдимым. Много времени проводил в собственной мастерской, где изготавливал майолику.
Благотворительность
Мамонтов вдохновлялся от своей коммерческой деятельности. В перспективе, он хотел проложить железную дорогу в тундре, мечтал, как начнет осваивать новые земли. Для того, чтобы проектом заинтересовались император Николай II и Сергей Витте, Савва специально открыл павильон на Нижегородской выставке 1894 года, в котором демонстрировали богатства русского Севера. Для организации экспозиции предприниматель привлек известных художников Константина Коровина и Михаила Врубеля. Мамонтов привык свои идеи реализовывать с особым шиком и размахом.
Савва Мамонтов
Савва очень любил драматический театр, оперу и живопись, он мечтал, что когда-то объединит в одно целое эти направления в искусстве. Мамонтов собрал свою оперную труппу, в которую вошли талантливые актеры, вокалисты, художники. Он стал создателем уникального проекта, несмотря на то, что критики и общественность постоянно высказывали ему свои нелицеприятные замечания.
На деньги Мамонтова ставились спектакли, которым отказали в постановке государственные театры. Музыка Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова постоянно звучала в его театре. Оперные партии появились в репертуаре Федора Шаляпина, Татьяны Любатович и еще многих талантливых молодых солистов. Сцену театра украшали декорации кисти Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Василия Сурикова.
Оперу Саввы Мамонтова «приютил» театр купца Солодовникова. В скором времени она должна была переселиться в гостиницу «Метрополь», где готовилась специальная сцена. Но банкротство Мамонтова помешало завершить проект, и в 1904-м оперу просто закрыли.
Теплые дружеские отношения связывали Савву с членами творческого кружка под названием «Мир искусства». Он даже выделял деньги на выпуск журнала под таким же названием. Привыкший к широким жестам, Мамонтов размещал в издании работы своих друзей и приятелей, что, по мнению его основателей, говорило о неразборчивости мецената. Спустя некоторое время он перестал выделять деньги на этот проект. В 1899-м два Саввы – Мамонтов и Морозов приступили к выпуску газеты «Народ». Но публика не оценила их инициативу, и проект провалился. При содействии Мамонтова выходила также газета «Россия».
Не в меньшей степени меценат интересовался и архитектурой. Ему хотелось сделать комплексную застройку, поэтому он взял в долгосрочную аренду один из московских кварталов, и собирался приступить к возведению целого комплекса с собственной инфраструктурой. Одним из спонсоров этого проекта оказалось Петербургское страховое общество, но из-за разорения Мамонтова план так и не был реализован. Зато на средства Саввы была построена гостиница «Метрополь» и проведена реконструкция Ярославского вокзала.
Гостиница «Метрополь» Савваы Мамонтова
В сове время Мамонтов купил поместье Абрамцево у его законного владельца Сергея Аксакова. Савва приложил массу усилий и средств, чтобы обогатить его и значительно расширить. Он построил школу, больницу, церковь, сад с оранжереей и даже мост с плотиной. Предприниматель любил принимать в этом имении многочисленных друзей – литераторов, художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов.
Именно там Валентин Серов написал свой шедевр – картину «Девочка с персиками», на которой изображена дочка Мамонтова – Вера. Это полотно стало настоящим символом Абрамцево.
Картина «Девочка с персиками» написанная в Абрамцево
После банкротства Мамонтова все, что ему принадлежало, было конфисковано и распродано. Все дома, акции, предприятия и коллекции ушли с молотка. Осталась только усадьба Абрамцево, она находилась в собственности жены предпринимателя.
Личная жизнь
Савва Мамонтов взял в жены Елизавету Сапожникову, с которой познакомился в Италии. Девушка была из обеспеченной семьи, ее отец успешно торговал шелком. Из них получилась идеальная пара, Елизавета понравилась не только Савве, но и его родным. Вскоре влюбленные поженились. В этом браке родилось пятеро детей. Их специально называли так, чтобы из первых букв их имен получалось имя Савва – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.
Савва Мамонтов с женой Елизаветой Сапожниковой
Жена очень любила Савву, но многие из его проектов она просто не одобряла. Женщина уставала от бесконечных праздничных гуляний и застолий, каких-то немыслимых постановок и костюмированных катаний по реке. Они больно ударяли по материальному состоянию семьи, хотя Елизавета и не была слишком прижимистой. С удовольствием занималась благотворительностью. С каждым годом женщина становилась все более набожной, и забавы мужа стали вызывать в ней негодование. Супруги начали ссориться.
Разговоры о личной жизни Саввы выходили далеко за пределы Абрамцево. Пошли слухи, что у Мамонтова появилась любовница – актриса Татьяна Люботович. Сплетни дошли и до семьи, и просто шокировали всех родных мецената. Елизавета больше никуда не выезжала из Абрамцево, Савва тоже как-то притих и лишился хорошего расположения духа.
Мамонтов начал конфликтовать с близкими и друзьями, и это плохо сказалось на его дальнейшей биографии. У него появилась какая-то рассеянность, он больше не видел рискованных моментов в сделках, и возможно по этой причине обанкротился.
Смерть
Память о Савве Мамонтове живет в документальных проектах и художественном кино. Жизнь известного мецената подробно описана в книге писателя Владислава Бахревского, которая носит одноименное название.
Ссылки
Савва Мамонтов
Биография
Савва Мамонтов – наследник известного семейства, меценат и поклонник искусства. Фамилия выходца из купеческого сословия известна потомкам спустя годы благодаря его благотворительной деятельности и реализованным проектам.
Детство и юность
Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, в Сибири. В 8 лет вместе с семьей мальчик переехал в Москву. Мамонтовы жили в съемном доме на Мещанской улице и ни в чем себе не отказывали благодаря доходу, который приносила деятельность главы семейства. Отец, купец 1 гильдии, на тот момент заведовал губернским откупным хозяйством. Мать обустраивала быт и воспитывала наследников. Савва был 3-м сыном из 7 детей, включая 2 погибших сестер.
Портрет Саввы Мамонтова
В отличие от большинства купцов Мамонтов-старший поощрял интерес к искусству, поэтому дети имели представление о театре, музыке и литературе. Взрослые в семье придерживались аристократических манер, что серьезно повлияло на мировоззрение Саввы. Мальчик занимался с гувернером, совершенствовал свои познания об этикете и изучал иностранные языки.
Первым заведением, где он получал образование, стала городская гимназия. Затем Савву отправили в Институт корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В то время в России развивалось железнодорожное дело, а на сына имелись виды.
Савва Мамонтов в детстве
Спустя 2 года Савва вернулся в Москву. Отец устроил его в столичный университет изучать юриспруденцию, в 1862 году отправил в Баку, погружая в профессиональную деятельность. Савва занимался торговыми процессами Закаспийского товарищества.
Спустя пару месяцев молодой человек стал заведующим в центральном московском филиале компании, а в 1864 уехал в Италию. Мамонтовы видели перспективы в поставках шелка, поэтому Савва предпринял поездку в Ломбардию.
Савва Мамонтов
В Милане он посетил «Ла Скала» и познакомился с оперным театром. Оказавшись под впечатлением, Мамонтов начал брать уроки вокала. Дало о себе знать давнее увлечение театром. Савва посещал все премьеры и был знаком с представителями интеллигенции обеих столиц.
Оказалось, что молодой человек обладает неплохим голосом. Его пригласили к участию в постановках «Норма» и «Лукреция Борджиа» в партии баса. Отец, узнав об этом, приказал вернуться в Москву. Никто из детей не интересовался предпринимательской деятельностью, поэтому на Савву возлагались большие надежды.
Карьера
В 1869 году Мамонтов-старший скончался и семейным делом стал управлять сын. Наследник сохранил состояние отца и увеличил его. В 1872 году он стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, главным акционером которой являлся родитель. В распоряжении Саввы была торговая контора по поставке строительных материалов.
Донецкая каменноугольная железная дорога
Понимая ответственность за дело семьи, он усердно работал. В 1875 году Мамонтов предложил проект для тендера по созданию Донецкой каменноугольной железной дороги. Несмотря на завышенную стоимость работ, предприниматель победил в конкурсе и создал общество акционеров «Донецкая дорога».
Строительство шло быстро и ладно: появлялись новые вокзалы, организовывались развязки, возрождались станции, в столкновениях с непонятливыми крестьянами менялись трассы. Протяженность дороги составила 479 верст. Она стала самой разветвленной железнодорожной сеткой в мире. Вдохновленный успехом, Мамонтов планировал строительство морского порта в Мариуполе.
Министр Сергей Витте
Легкой удачей столь крупное предприятие не могло закончиться. Свою роль сыграла договоренность с Сергеем Витте, министром финансов. Государство выкупило Донецкую железную дорогу, а Витте предложил Мамонтову вложиться в убыточное предприятие в виде Невского механического завода. На модернизацию фабрики пришлось взять займ, который оказался больше допускаемого законом.
Мамонтов рассчитывал вернуть долг за счет прибыли от строительства Петербургско-Вятской железной дороги. Концессия по проекту была обещана, голосование прошло успешно, но министр юстиции Николай Муравьев уличил Витте в корыстных происках. У Мамонтова отобрали концессию, а дела стали проверять аудиторы.
Портрет Саввы Мамонтова
В 1899 году предпринимателя посадили в тюрьму за присвоение 10 млн рублей. Акции Саввы резко подешевели. После суда его признали невиновным, но состояние успело раствориться, репутация была разгромлена, а заслуги забыты. Разбитый Мамонтов не пытался поправить дела. Он замкнулся в себе и свободное время проводил в мастерской по изготовлению майолики.
Благотворительность и меценатство
Коммерческая деятельность вдохновляла Мамонтова. Он видел перспективы в строительстве железной дороги через тундру, предвкушал возможности освоения земель. Чтобы презентовать проект императору Николаю II и Сергею Витте, в 1894 году на Нижегородской выставке Савва открыл павильон, посвященный богатству русского Севера. В организации выставки участвовали художники Михаил Врубель и Константин Коровин. К реализации идей Мамонтов подходил с особым размахом.
Павильон «Крайний Север»
Поклонник оперы, драматического театра и живописи, он мечтал объединить эти направления искусства. Собранная Саввой частная оперная труппа состояла из талантливых вокалистов, актеров и художников. Мамонтову удалось создать уникальный проект, несмотря на критику общественности и знатоков.
Он финансировал постановки, отвергнутые государственными театрами. Композиции Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского и Николая Римского-Корсакова звучали со сцены его театра. Партии исполняли Федор Шаляпин, Татьяна Любатович и другие талантливые солисты. Декорации создавали Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Суриков.
Савва Мамонтов в деревне
Опера Мамонтова находилась в театре купца Солодовникова, но планировался ее переезд на специально отстроенную сцену в гостинице «Метрополь». Проект не был завершен из-за банкротства мецената, а в 1904 году опера закрылась.
Савва Мамонтов поддерживал теплые отношения с членами кружка «Мир искусства». По просьбе его представителей предприниматель финансировал выпуск одноименного журнала. Со свойственным размахом он наполнил издание работами приятелей, а основатели журнала поговаривали о неразборчивости покровителя. Вскоре Мамонтов перестал инвестировать в журнал. С 1899 года совместно с Саввой Морозовым он издавал газету «Народ», но проект оказался бесперспективным и не привлек публику. Савва также содействовал выпуску газеты «Россия».
Савва Мамонтов и кружок «Мир искусства»
Архитектура интересовала предпринимателя не меньше. Он лелеял идею комплексной застройки и арендовал с партнерами на 25 лет квартал в Москве, чтобы создать комплекс с собственной инфраструктурой. Петербургское страховое общество участвовало в финансировании, но разорение не позволило довести план до реализации. На деньги Мамонтова построили гостиницу «Метрополь» и реконструировали Ярославский вокзал. Савва видел массу возможностей в объединении в градостроительных проектах искусства и практичности.
Купленное у Сергея Аксакова поместье Абрамцево управленец увеличил и обогатил. Здесь появились школа, церковь, больница, сад и оранжерея, а также мост с плотиной. Литературно-художественный кружок из гостей усадьбы был известен широкой публике. В него входили художники, литераторы, скульпторы, архитекторы и музыканты.
Поместье Абрамцево
В Абрамцево собирались яркие и талантливые представители культурной жизни страны. Природой усадьбы вдохновлялись, создавая здесь новые произведения. Портрет Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» Валентина Серова стал символом этого места.
Личная жизнь
Супругой Саввы Мамонтова стала Елизавета Сапожникова. Их знакомство состоялось во время первой поездки предпринимателя в Италию. Дочь успешного торговца шелком оказалась идеальной партией, понравилась родителям Саввы и ему самому. Вскоре состоялась свадьба. Жена родила Мамонтову 5 детей. Первые буквы их имен вместе составляли имя отца. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра – так звали наследников мецената.
Елизавета Сапожникова
Елизавета была душой усадьбы. Женщина любила супруга, но многочисленные проекты Мамонтова давались ей непросто. Праздничные застолья, невероятные постановки и костюмированные катания по реке были затратны, хотя жена разделяла увлечения Саввы. Благотворительность была ей по душе. С годами Елизавета все больше внимания уделяла вероисповеданию и с негодованием стала относиться к забавам мужа. В семье появились размолвки.
Личную жизнь Мамонтова обсуждали завсегдатаи Абрамцево и завистники. Ходили слухи о связи благотворителя с актрисой Татьяной Люботович. Сплетни доносились до семьи Мамонтова, и родные были шокированы их появлением. Елизавета Мамонтова стала затворницей в Абрамцево, а Савва потерял былую лихость и хорошее настроение.
Татьяна Любатович
Он часто ссорился с друзьями и близкими. Возможно, эти перипетии повлияли на дальнейшее развитие событий. Биографы утверждают, что предприниматель стал рассеяннее. Не отличаясь расчетливостью, он пропускал рискованные моменты в сделках, и это стало причиной банкротства.
Смерть
Могила Саввы Мамонтова
Биография благотворителя насыщенна событиями и совпадениями, поворотами судьбы и интересными фактами. О его жизни и деятельности сняты документальные фильмы «Савва Иванович Мамонтов», «Савва Мамонтов. Взгляд с Ялуторовской колокольни» и мини-сериал «Савва». Писатель Владислав Бахревский описал все коллизии и перипетии жизни Саввы Мамонтова в одноименной книге.