с а чаплыгин краткая биография

Чаплыгин Сергей Алексеевич

с а чаплыгин краткая биография

(1869–1942)

Ученый в области теоретической механики, один из основоположников аэродинамики С. А. Чаплыгин родился 5 апреля 1869 года в г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин) в купеческой семье.с а чаплыгин краткая биографияс а чаплыгин краткая биография

В возрасте двух лет потерял отца, Алексея Тимофеевича, который умер от холеры. Мать, Анна Петровна, вышла второй раз замуж за воронежского мещанина С. Н. Давыдова и увезла сына в Воронеж.

В тринадцать лет Сергей Чаплыгин стал кормильцем семьи, давал уроки по математике, немецкому и греческому языкам, латыни детям зажиточных горожан, т.к. отчим оставил Анну Петровну с пятью детьми на руках.

В 1886 году С. А. Чаплыгин окончил с золотой медалью Воронежскую гимназию, в 1890 году – физико-математический факультет Московского университета. Особое внимание на формирование научных взглядов Чаплыгина оказал Н. Е. Жуковский, и по его рекомендации был оставлен при университете.

С 1893 года С. А. Чаплыгин преподавал математику, физику, механику в высших учебных заведениях Москвы, являлся директором Московских высших женских курсов (1905-1918) и ректором Второго Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы (1918-1919), профессором Московского лесотехнического института (1918–1925). В 1912 году был избран гласным Московской Городской Думы и оставался им до её роспуска в ноябре 1917 года.

С 1918 года С. А. Чаплыгин участвовал в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года вместе с Н. Е. Жуковским организовал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1921-1931 годы Сергей Алексеевич – главный научный руководитель и председатель коллегии ЦАГИ.

С началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года С. А. Чаплыгин переехал в Новосибирск, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ, и возглавил работу по созданию филиала ЦАГИ, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА).

Первые труды С. А. Чаплыгина относились к области гидромеханики. В 1890 году им было представлено в качестве дипломной работы исследование «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости», за которое он был награжден университетом золотой медалью. Вторая научная работа молодого ученого «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости», опубликованная в 1897 году, была защищена им в следующем году в качестве магистерской диссертации.

Затем он заинтересовался движением твердых тел по шероховатой поверхности, и за исследования «О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости» и «О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров» в 1899 году был награжден Петербургской академией наук почётной золотой медалью.

Его докторская диссертация «О газовых струях» (1903) положила начало новой отрасли механики – газовой динамики, сыгравшей огромную роль в развитии авиации, и стала основой для разработки теории, объясняющей подъемную силу крыла самолета. В 1914 году С. А. Чаплыгин выполнил исследование «Теория решетчатого крыла», которое на десятилетия опередило свое время. Сегодня решетчатые крылья установлены на космическом корабле «Союз», на судах с подводными крыльями, на морских кораблях для стабилизации их во время качки.

С. А. Чаплыгин – автор многих научных работ, в т.ч. «К общей теории крыла моноплана» (1920), «Схематическая теория разрезного крыла» (1921), «О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло» (1926), «К теории открылка и закрылка» (совместно с Н. С. Аржаниковым, 1931). Труды Чаплыгина явились основой для решения задач о дозвуковых течениях и позволили разрешить основные проблемы, связанные с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и другие проблемы современной аэродинамики. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, которые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолёта в полёте.

С. А. Чаплыгин также автор учебников «Механика системы» (1905-1907) и «Пропедевтический курс механики» (1915) для втузов и естественных факультетов университетов.

С. А. Чаплыгин – академик АН СССР (1929), ему первому среди ученых СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1941), лауреат премии имени Н. Е. Жуковского (1925), Заслуженный деятель науки РСФСР (1929). Награждён двумя орденами Ленина (1933,1941); двумя орденами Трудового Красного Знамени (1928, 1932).

Умер С. А. Чаплыгин 8 октября 1942 года в Новосибирске, похоронен на территории Сибирского научно-исследовательского института авиации.

с а чаплыгин краткая биографияВ 1948 году Раненбург был переименован в город Чаплыгин. В городе установлен бюст ученому, его именем названа улица.

В 1942 году Академия наук СССР учредила премию им. С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики».

с а чаплыгин краткая биографияС 1993 года за выдающиеся теоретические работы по механике присуждается золотая медаль Российской АН им. С. А. Чаплыгина (автор Ю. М. Егоров).

Имя ученого носят Сибирский научно-исследовательский институт авиации в Новосибирске, аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ. В Москве действует мемориальный музей-квартира Чаплыгина, установлен бюст Чаплыгина (1960), а на территории ЦАГИ – памятник (1959).

В 1970 году его именем назван кратер (лат. Chaplygin) на обратной стороне Луны. В 1944 году в честь ученого была выпущена марка Почты СССР.

Имя Чаплыгина носят следующие объекты естествознания: метод Чаплыгина, парабола Чаплыгина, уравнения Чаплыгина, постулат Жуковского – Чаплыгина.

Произведения автора

Литература о жизни и творчестве

Справочные материалы

Источник

Чаплыгин, Сергей Алексеевич

24 марта (5 апреля) 1869 ( 1869-04-05 )

Серге́й Алексе́евич Чаплы́гин (1869—1942) — русский и советский физик, один из основоположников гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941).

Был ректором (1918—1919) 2-го МГУ. Член-корреспондент АН СССР c 6 декабря 1924 года; академик c 12 января 1929 года.

Содержание

Биография

Образование

Весной 1886 года Чаплыгин блестяще, с золотой медалью, окончил воронежскую гимназию и подал заявление в Московский университет. В 1890 году он окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Н. Е. Жуковского был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

В 1898 году он защищает магистерскую диссертацию с научной работой «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости»; в 1903 году — докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. Эта работа положила начало новой отрасли механики — газовой динамики, сыгравшей в дальнейшем огромную роль в развитии авиации.

Педагогическая деятельность

Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (ч. 1—2, 1905—1907) и сокращенный «Преподавательский курс механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1915). Первые труды Чаплыгина, созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики. В работе «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости» (1894) и в магистерской диссертации «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости» (1897) он дал геометрическую интерпретацию законов движения тел в жидкой среде.

Научная деятельность

За исследования по теории движения твёрдого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями Чаплыгин получил в 1899 году от Петербургской АН почётную золотую медаль. В конце XIX — начале XX века Чаплыгин начинает заниматься струйными течениями. В 1902 году представляет в Московский университет докторскую диссертацию «О газовых струях». В то время исследование газовых течений со скоростями, приближающимися к скорости звука, не было актуально для авиации.

Лишь через 30 лет работа Чаплыгина явилась основой для решения задач о звуковых течениях, а развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях. Вопросы аэродинамики стали центром его научной деятельности. В 1910 году почти одновременно появились работы Чаплыгина «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела» и Жуковского «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов», в которых впервые даются способы количественного определения циркуляции вокруг профиля. Это явилось необходимым дополнением к теореме Жуковского о подъёмной силе крылового профиля. В своей работе Чаплыгин применил выдвинутый им принцип схода струй с острой кромки крыла к определению течений около ряда конкретных профилей. В ней же содержатся формулы определения аэродинамической подъёмной силы и момента.

В 1914 году появилась фундаментальная работа Чаплыгина «Теория решётчатого крыла», в которой заложены основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и других лопаточных машин. В последующих трудах Чаплыгин решил ряд сложных задач, связанных с определением точки приложения подъёмной силы, определением сил, действующих в неустановившемся полёте, теорией так называемого механизированного крыла, вопросами устойчивости крыла в полёте и т. д.

После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжает вести научные исследования. С 1918 года он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 года привлекается Жуковским к организации ЦАГИ. В 1921—1930 годах Чаплыгин — председатель коллегии, в 1928—1931 годах — директор-начальник ЦАГИ. В научно-теоретическом семинаре ЦАГИ под руководством С.А.Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки (М.А. Лаврентьев, М.В. Келдыш, Н.Н. Кочин, Л.И. Седов, Г.И. Петров, Л.С. Лейбензон, С.А.Христианович и др.) В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—1941).

С. А. Чаплыгин умер от кровоизлияния в мозг 8 октября 1942 года, находясь в эвакуации в Новосибирске, куда была эвакуирована и часть лабораторий ЦАГИ. Эти лаборатории образовали филиал ЦАГИ № 2, из которого впоследствии вырос Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА).

Похоронен в Новосибирске на территории СибНИА.

Память

с а чаплыгин краткая биография

с а чаплыгин краткая биография

Интересные факты

Награды и премии

См. также

Литература

Примечания

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
с а чаплыгин краткая биография с а чаплыгин краткая биография Дважды Героис а чаплыгин краткая биография с а чаплыгин краткая биография с а чаплыгин краткая биография Трижды Герои

Полезное

Смотреть что такое «Чаплыгин, Сергей Алексеевич» в других словарях:

Чаплыгин, Сергей Алексеевич — математик; род. в 1869 г. Среднее образование получил в воронежской гимназии, высшее в Московском университете, на физико математическом факультете. Окончил курс в 1890 г. и был оставлен при Университете для приготовления к профессорскому званию… … Большая биографическая энциклопедия

Чаплыгин Сергей Алексеевич — С. А. Чаплыгин Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869—1942) — советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро и аэродинамики, академик АН СССР (1929; член корреспондент 1924), Герой… … Энциклопедия «Авиация»

Чаплыгин Сергей Алексеевич — С. А. Чаплыгин Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869—1942) — советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро и аэродинамики, академик АН СССР (1929; член корреспондент 1924), Герой… … Энциклопедия «Авиация»

Чаплыгин, Сергей Алексеевич — Сергей Алексеевич Чаплыгин. ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (1869 1942), один из основоположников аэродинамики и организаторов развития авиационной науки в России. В 1921 31 возглавлял Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Чаплыгин Сергей Алексеевич — [24.3(5.4).1869, г. Раненбург Рязанской губернии, ныне г. Чаплыгин Липецкой области, ‒ 8.10.1942, Новосибирск], советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидроаэродинамики, академик АН СССР (1929;… … Большая советская энциклопедия

ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич — (1869 1942) Советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро — и аэродинамики, академик АН СССР (1929; член корр. 1924), Герой Социалистического труда (1941). Ученик и соратник Н.Е.Жуковского. В… … Военная энциклопедия

Чаплыгин Сергей Алексеевич — (1869 1942) советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро и аэродинамики, академик АН СССР (1929; член корреспондент 1924), Герой Социалистического Труда (1941). Ученик и соратник Н. Е. Жуковского.… … Энциклопедия техники

Чаплыгин Сергей Алексеевич — Чаплыгин (Сергей Алексеевич) математик, родился в 1869 г. Среднее образование получил в воронежской гимназии, высшее в Московском университете, на физико математическом факультете. Окончил курс в 1890 г. и был оставлен при университете для… … Биографический словарь

Источник

Что сделал для науки Сергей Алексеевич Чаплыгин?

Когда-то царь Петр I подарил князю Меншикову село Слободское. Меншиков построил здесь небольшую крепость и переименовал село в Ораниенбург. Здесь проходила строившаяся в те времена дорога из Москвы на Воронеж. Впоследствии через крепость строилась дорога на Оренбург и городок стали именовать «Раненбург».

В этом городе 5 апреля 1869 года (24 марта по старому стилю) родился Сережа Чаплыгин. Брак его родителей был счастливым, но счастье это было недолгим. Когда Сереже было всего два года, семью постигло большое горе: в возрасте 24 лет отец умер от холеры. Анна Петровна, мать Сергея, снова вышла замуж, и семья переехала из Раненбурга в Воронеж.

Сережа рос смышленым мальчиком. Анна Петровна решила дать ему образование и, когда сыну исполнилось восемь лет, наняла ему репетитора-семинариста. Осенью Сергей успешно сдал экзамен в «приготовительный класс» и стал учеником гимназии.

с а чаплыгин краткая биографияУчителя очень быстро заметили необычные способности мальчика. Педагогический совет освобождает его от платы за ученье. Когда о математических способностях гимназиста Чаплыгина узнали родители его соучеников, они стали приглашать его репетитором к своим сыновьям. Гимназию Сергей окончил с золотой медалью. Живший в Воронеже известный математик, автор многочисленных школьных учебников, восторгался способностями Чаплыгина и пророчил ему великое будущее. В возрасте 17 лет, взяв с собой 200 рублей, накопленные репетиторством, и небольшой сундучок с пожитками, Сергей уезжает в Москву.

Возмужание

Чаплыгин поступил на физико-математический факультет Московского университета. Как и в гимназические годы, он продолжал помогать своей семье материально. Зарабатывал репетиторством. При этом он не пропускал ни одной лекции в университете.

Взлет

В конце XIX века наугад, вслепую начинает делать свои первые шаги практическая авиация.
Самолеты строились лишь на основе интуитивных предположений. Никаких предварительных расчетов или экспериментов никто не производил. Отсутствие научной базы для самолетостроения и несовершенство конструкций явилось причиной большого числа авиационных катастроф.

сочетает научную работу с педагогической. С сентября 1895 года он преподает математику в Московском университете, а затем в Московском техническом училище. В 1898 году защищает магистерскую диссертацию «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкостях», удостоенную Большой золотой медали Академии наук.

В это же время он приступает к изучению движения газовых потоков. Как известно, жидкость практически несжимаема. Газы же, такие, например, как обыкновенный воздух, наоборот, легко подвергаются сжатию. В аэродинамике принято всякую несжимаемую жидкую среду называть просто жидкостью, а сжимаемую — газом.

Оказалось, что при малых скоростях воздушный поток ведет себя как несжимаемая среда и потому может с определенным приближением называться жидкостью. С увеличением скорости потока такое приближение становится слишком грубым. Приходится рассматривать более сложную модель течения. К исследованию такой модели и приступает в эти годы Чаплыгин.

Свою докторскую диссертацию «О газовых струях» написал во время пребывания в Крымском санатории. Целеустремленность не позволила ему оставить работу незавершенной даже на отдыхе. Сложная математическая проблема была поставлена и решена Сергеем Алексеевичем необычайно изящно. Знаменитой диссертации Чаплыгина была предначертана счастливая судьба — она стала фундаментом новой науки, которой впоследствии было дано название «Газовая динамика».

В 1903 году, в тридцать четыре года, Сергей Алексеевич становится профессором Московского университета. Он считается блестящим молодым ученым, его приглашают читать лекции на Московских высших женских курсах. Через несколько лет совет профессоров высших женских курсов избирает директором. В этой должности он организовал строительство великолепных по тем временам учебных корпусов.

В ноябре 1910 года выступает в Московском обществе воздухоплавания с сообщением «Результаты теоретических исследований о движении аэропланов». В этом сообщении он подводит итоги своих многолетних исследований в области практической аэродинамики.

Признание

В 1918 году Высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский государственный университет и Чаплыгин оставался его ректором до слияния университетов в 1919 году.

В 1918 году Жуковский привлекает Чаплыгина к работе только что созданного Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). С ЦАГИ связана вся дальнейшая жизнь Сергея Алексеевича. После смерти Жуковского в 1921 году он становится председателем коллегии ЦАГИ и руководит институтом до 1931 года. В эти годы Чаплыгин создает такой полный комплекс великолепных лабораторий, который сразу же выдвинул ЦАГИ в первый ряд научно-исследовательских учреждений мира.

с а чаплыгин краткая биографияВ 1924 году Сергея Алексеевича избирают членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 году — академиком. Диссертация Чаплыгина «О газовых струях» через 33 года (!) после опубликования становится востребованной и получает международное признание, она в центре внимания конференции по вопросам скоростной авиации, проходившей в 1935 году в Риме.

Осенью 1941 года ЦАГИ переводят в Казань и Новосибирск. Чаплыгин стал руководить Новосибирским филиалом. В кратчайший срок ему удалось развернуть напряженную работу на новом месте. Снова разрабатывались проекты и строились аэродинамические лаборатории, велась интенсивная научная работа. Но годы и перенесенные болезни все больше и больше дают о себе знать. 8 октября 1942 года Сергей Алексеевич скончался.

Источник

С а чаплыгин краткая биография

Родился 24 марта (5 апреля) 1869 года в городе Раненбурге, ныне город Чаплыгин Рязанской области. Русский. Отец будущего ученого служил продавцом в лавке. После его кончины в 1871 году мать с тремя детьми переехала в Воронеж.

Окончив в 1886 году Воронежскую гимназию с золотой медалью, поступил на физико-математический факультет Московского университета. Во время учебы начинает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование представлено в 1890 году в качестве дипломной работы. После успешной защиты по рекомендации Жуковского Н.Е. оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1894 году становится приват-доцентом Московского университета.

В этот период времени Чаплыгиным написаны учебники «Механика системы» (1905-1907) и «Пропедевтический курс механики» (1915). В 1895 году он делает доклад «О движении газа с образованием разрыва» на заседании Московского математического общества. В этой работе он показал, что тело, движущееся в потоке воздуха, испытывает аэродинамическое сопротивление, при этом для скоростей движения не выше 100 м/с, аэродинамическое сопротивление пропорционально квадрату скорости. Если скорость приближается к скорости звука, то для нахождения сопротивления необходимо решить дифференциальное уравнение, которое вывел ученый и которое называется уравнением Чаплыгина С.А..

За серию научных исследований в области механики Чаплыгин в 1900 году награжден золотой медалью Петербургской академии наук.

В 1910 году ученый выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха. Эта работа имела огромное практическое значение для только начавшей зарождаться авиации. В 1914 году выполнил исследование «Теория решетчатого крыла». В нем Чаплыгин С.А. определил, что крыло в виде жалюзи обладает большей подъемной силой и более устойчиво в полете, чем сплошное крыло такого же размера. В этой фундаментальной работе Чаплыгин С.А. заложил основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и других гидравлических машин.

Сергей Алексеевич Чаплыгин принял Октябрьскую революцию и сознательно посвятил свою дальнейшую жизнь развитию отечественной науки. В годы Гражданской войны профессор Чаплыгин работал в Комиссии по артиллерийским опытам при Главном артиллерийском управлении РККА (Косартоп) и в Научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1917 – 1922 годах вновь был профессором Московского университета, но оставил его для концентрации на научной работе.

В это время им написаны исследования: «К общей теории крыла моноплана» (1920), «Схематическая теория разрезного крыла» (1921), «О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло» (1926), «К теории открылка и закрылка» (1931). В работе «Схематическая теория разрезного крыла» (1921) он продолжает проблему составного крыла и указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъемную силу.

В тридцатых годах работы ученого приобретают более прикладной характер. В 1931 – 1941 годах он руководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабораторий ЦАГИ. В начале 30-х годов под руководством Чаплыгина и его ученика М.В. Келдыша проводились исследования по теории флаттера, использованные позже при конструировании скоростных самолётов. С 1940 академик Чаплыгин являлся председателем проблемной комиссии ЦАГИ по газовой динамике.

Во время Великой Отечественной войны исследования Чаплыгина С.А. по теории дифференциальных уравнений («Чаплыгинский метод»), работы по изучению сжимаемости воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов самолётов и серии профилей крыла позволили значительно повысить боевые качества советских самолётов.

В октябре 1941 года вместе с институтом Чаплыгин С.А. уехал в эвакуацию в Новосибирск. До последних дней своей жизни ученый продолжал трудиться в интересах сражающейся Родины.

Умер 8 октября 1942 года от внезапного кровоизлияния в мозг. Похоронен в Новосибирске, на территории Сибирского научно-исследовательского института авиации, носящего его имя.

Награждён 2 орденами Ленина (22.12.1933, 1.02.1941), орденом Трудового Красного Знамени РСФСР (27.02.1928, перенаграждён орденом Трудового Красного Знамени СССР 7.09.1932).

Лауреат премии имени Жуковского Н.Е. (1925).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *