с а будасси психолог биография

Тест Будасси на самооценку: как и зачем применять HR-специалистам

Адекватная самооценка — важный элемент нашей психики, позволяющий объективно оценивать себя и свои способности. Отсутствие адекватной самооценки вносит в нашу жизнь различные проблемные ситуации, как в сфере карьеры, так и в личной жизни.

У каждого из нас особое представление о собственной личности: реальной и идеальной. Отлично, если эти представления совпадают. Но иногда мы некорректно оцениваем себя, что мешает нам реализоваться на все 100%. Понимание того, какими качествами мы обладаем, делает нашу личность сбалансированной. Нам легче достигать поставленных целей, коммуницировать с людьми, карьерно расти.

В этой статье мы поговорим о методике Будасси, которая поможет HR-специалистам, а также их сотрудникам, провести психологическое исследование личности и определить свою самооценку. Полученные результаты расскажут о свойствах личности, которые помогут в профессиональном развитии.

с а будасси психолог биография

Почему каждому человеку стоит пройти тестирование?

Методика разработана известным советским психологом Сергеем Андреевичем Будасси в 1970-х. Тест Будасси даже в наши дни успешно применяют психологи во всем мире.

Анализ помогает определить «Я-концепцию», среднее значение «Я-реального» и «Я-идеального». Именно «Я-концепция» влияет на выбор типа поведения человека, который, в свою очередь, и определяет направление деятельности, поступки и коммуникации.

Почему важно понимать свою «Я-концепцию»? Не все, что мы думаем о самих себе, есть на 100% реальным. Некоторые аспекты нашей личности не воспринимаются сознанием и реализуются нами неосознанно. Тест Будасси позволяет определить уровень нашей самооценки, и на основе этих знаний корректировать свои поступки и решения.

Инструкция к тесту Будасси

Перед вами 48 слов, обозначающих свойства личности.

РеальноеКачестваИдеальное
1.Аккуратность
2. Беспечность
3. Вдумчивость
4. Восприимчивость
5. Вспыльчивость
6. Гордость
7. Грубость
8. Гуманность
9. Доброта
10. Жизнерадостность
11. Заботливость
12. Завистливость
13.Застенчивость
14. Злопамятность
15. Искренность
16. Капризность
17. Легковерие
18. Медлительность
19. Мечтательность
20. Мнительность
21. Мстительность
22. Надежность
23. Настойчивость
24. Нежность
25. Нерешительность
26. Несдержанность
27. Обаяние
28. Обидчивость
29. Осторожность
30. Отзывчивость
31. Подозрительность
32. Принципиальность
33. Педантичность
34. Радушие
35. Развязность
36. Рассудительность
37. Самокритичность
38. Сдержанность
39. Справедливость
40. Сострадание
41. Стыдливость
42. Практичность
43. Трудолюбие
44. Трусость
45. Убежденность
46. Увлеченность
47. Черствость
48. Эгоизм

Далее, вам необходимо выполнить 3 шага:

с а будасси психолог биография

1 шаг. Из списка качеств выберите 20, которые, по вашему мнению, имеет идеальный человек. Рядом с выбранными качествами в правой колонке «Идеальное» поставьте +.

2 шаг. Теперь из этих 20 качеств выберите наиболее неприятные вам. Напротив каждого качества в колонке «Идеальное» проставьте цифры от 1 до 20, где 1 — наиболее неприятное качество, 20 — наименее неприятное.

3 шаг. И последний шаг — отметьте из 20 качеств наименее характерные для вас. В левой колонке «Реальное» проставьте цифру напротив каждого качества от 1 до 20, где 1 — наименее характерное качество, 20 — наиболее характерное.

Результаты тестирования

Чтобы подсчитать результаты, вам необходимо вписать данные в табличку. В колонке d вам нужно записать разницу колонок «Реальное» и «Идеальное» — от большего числа отнимите меньшее. Запишите в таблицу эту разницу согласно порядку 20 качеств.

В колонке d² вам необходимо возвести значения в колонке d (вашу разницу) в квадрат. То есть, если d = 2, то d² = 4 и т.д.

Когда вы запишете все значения d² для всех качеств, плюсуйте их между собой. Таким образом, вы получите сумму S d².

1234567891011121314151617181920
d

Для чего это число нам необходимо? С его помощью мы и рассчитываем r — коэффициент корреляции рангов, который отображает уровень самооценки по формуле Роджерса.

r = 1 — 0,00075 x S d²

Результат от +0,38 до +1 говорит о положительной связи между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Значения от +0,39 до +0,89 трактуются как адекватная самооценка с тенденцией к завышению. Значения же от +0,9 до +1 зачастую указывают на неадекватно завышенную самооценку.

Как HR-специалисту работать с результатами теста?

с а будасси психолог биография

В профессиональной жизни, адекватная оценка персонала — залог успешной карьеры и качественно выполненных проектов.

Если у сотрудника неадекватная завышенная самооценка, он ставит себе цели, которых никогда не сможет достичь. Абсолютно уверенный в себе он срывает дедлайны и подводит свою команду. В отдельных случаях, излишняя самоуверенность менеджера способна погубить целый проект и стать причиной увольнения членов команды.

Сотрудник с низкой самооценкой, напротив, из-за страха совершить ошибку так и не сможет показать себя. Даже будучи самым опытным экспертом в компании, человек с низкой самооценкой будет сомневаться в своих способностях и решениях, что также вносит разлад в работу команды.

Таким образом, лучший вариант — когда сотрудник обладает адекватной самооценкой. Он понимает свои реальные возможности и не боится самореализовываться. Но, на самом деле, лишь немногие могут похвастаться таким результатом.

Зачастую, адекватная самооценка имеет тенденции к завышению или занижению. В любом случае, обращайте внимание на тех кандидатов и сотрудников, кто проявляет крайнее неадекватное отношение к своим возможностям. Приложите все усилия, чтобы человек получил обратную связь в корректной форме и начал работать со своей самооценкой.

Источник

Тест Будасси на самооценку, психологические исследования личности

Приветствую вас, дорогие мои читатели! Вам известно, что адекватная самооценка – крайне полезный фактор личности? Ее отсутствие порождает ужасные перекосы. Отсюда – множество проблем, в карьере, личной жизни, отношениях с окружающими.

У каждого человека есть какое-то представление о себе, своих плюсах и минусах. И есть некий идеальный образ себя – такого, каким хочется быть. И каким себя хочется видеть. И эти два образа могут совершенно не совпадать! Нестабильность и несоответствие самовосприятия представляют собой довольно серьезную проблему.

Зачем нужна адекватность в восприятии себя?

с а будасси психолог биографияКак же понять, кто вы на самом деле? Без этого понимания стать гармоничной личностью не получится! Равно как и добиться успеха, в любой жизненной сфере! Сделать это поможет тест Будасси на самооценку. Он предложен в этой статье, вместе с подробной инструкцией, обработкой результатов, рекомендациями.

Разработана эта методика известным советским психологом Сергеем Андреевичем Будасси, еще в 70-х годах прошлого века.

Будасси, как разработчик, известен во всем мире. И до сих пор успешно применяется психологами и людьми, которые активно интересуются психологией.

Чем интересна эта методика? Результат теста – это некое среднее значение. Его получают из реальной и идеальной личности. А еще тест дает возможность выявить скрытые аспекты той самой реальной личности. Самостоятельная интерпретация результатов – еще один плюс этого исследования.

Как пройти этот тест?

с а будасси психолог биография

Перед вами – 48 слов, свойств личности. Из 48 вы обязаны выбрать всего 20, таких, которые характеризуют вашу идеальную личность. Тот самый идеал, к которому вы стремитесь. В этот идеал, по вашему усмотрению, могут попасть как положительные, так и отрицательные качества.

Вот эти 48 слов. Легкомыслие, педантизм, восприимчивость, осмысленность, вспыльчивость, меланхолия, тщеславие, жизнелюбие, злопамятность, чувство зависти, заботливость, чрезмерная скромность, искренность, обидчивость.

Осмотрительность, обаяние, отзывчивость, стремление к аккуратности, принципиальность, презрительность, энергичность, романтичность, подозрительность, гостеприимство, решительность, развязность, рассудочность, утонченность, капризность, вялость.

Доверчивость, мнительность, настойчивость, несдержанность, без комплексов, нежность, нерешительность, нервозность, мстительность, стеснительность, сдержанность, сочувственность, самозабвение, упрямство, уступчивость, увлекаемость, трусость, выносливость, холодность, энтузиазм.

Теперь постройте таблицу. Таблица состоит из пяти столбцов. Название первого столбика — d1, номер ранга эталона т.е. на сколько для вас, в идеале, важно иметь то или иное качество. Во втором столбце (само качество) будут 20 выбранных качеств вашей идеальной личности. В третьем столбике — d2 номер ранга вашей реальной личности на сколько то или иное качество вам на самом деле свойственно. Последние два столбика станут результатом первых трех

Таблица будет выглядеть так с примерным заполнением :

Таблица : Тест Будасси на самооценку

Номер ранга вашей эталонной личности
на сколько вы бы хотели качество иметь, d1
Само качество (20 из 48)Номер ранга вашей
реальной личности
на сколько качество вам на самом деле свойственно, d2
Разница рангов
(d1-d2)
Квадрат разности рангов
(d1-d2)*(d1-d2)
20Настойчивость515225
19Отзывчивость10981
18Обаяние14416
Сумма Σ
(d1-d2)*
(d1-d2)

Итак, из пяти столбцов в начале заполняем 20 строк второго. На первых местах второго столбца – самые важные для вас качества идеальной личности. Ниже – все менее и менее важные и желательные для вашего эталона. Ни одно качество не должно повторяться!

с а будасси психолог биографияЗаполнив 20 строк второго столбца, заполняем строки первого столбца. На самом деле, это цифры с 20-ти до 1-го по убыванию. В первой строке, первого столбика цифра ранга 20 – весьма привлекательное качество, 19 – немного менее привлекательное и так далее.

Теперь будем заполнять третий столбик d2. Для этого нужно сделать анализ своей настоящей личности. В каждой строке этого столбца напишите цифру реального ранга на против выбранных качеств (от 1 до 20). Цифру которая характеризует на сколько то или иное качество вам присуще на самом деле.

И вот здесь наступает самый ответственный момент. Нужно проявить честность и непредвзятость. Чтобы облегчить эту задачу советую поработать в начале над своими ярко выраженными качествами. Для этого выберите пять из двадцати, таких качеств второго столбца. Выпишите их отдельно. Присвойте им ранги от 20 до 16. Потом, занесите значения в третий столбик в соответствующих строках.

Потом напишите пять характеристик, которые, на самом деле, в вам почти не свойственны. Распределите их по рангам от 1 до 5. Заполните номер ранга в нужных строках в третьем столбике. После займетесь средними вашими качествами и распределите их по рангам с 6 до 15. Теперь основная работа сделана!

Как обработать результаты?

с а будасси психолог биографияТеперь вы должны найти связь между своим идеальным «Я» и тем, что есть в реальности. Это поможет понять уровень самооценки. Связь вы найдете, определив коэффициент ранговой корреляции. Звучит чуть пугающе, но это не сложно. Смело продолжайте работу.

Теперь занесите сумму квадратов в формулу:

Полученное значение r — коэффициент корреляции (количественное выражение уровня самооценки вашей личности).

Расшифровка ваших результатов

Тест Будасси на самооценку хорош тем, что дает детальную расшифровку. Вы не просто узнаете, что она низкая (к примеру). Но и получаете подробные рекомендации. Вот расшифровка:

Самооценка – всегда субъективна, об этом вы обязаны помнить. Ее адекватность – это то, насколько ваши представления о себе соответствуют реальной картине. Неадекватно заниженная либо завышенная самооценка – яркий повод пересмотреть свое отношение к себе.

Рекомендации и комментарии по полученным результатам, от автора теста

с а будасси психолог биографияНечеткое представление о реальном «я» может быть признаком неверного подсчета упражнения (теста).

Либо – показатель тревожности и непринятия себя. Уровень самооценки – низкий, над ним важно работать.

Самооценка адекватная, но завышенная – это особенность положительного отношения к себе. А еще – ощущение своей полноценности, нахождение в гармонии со своим «я». Также – высокий уровень притязаний и ожиданий.

Завышенная неадекватная – обманчивое восприятие себя, гипертрофированная оценка достоинств. Важна работа над собой, выявление недостатков, взращивание адекватного отношения к себе.

Заниженная – это негативное отношение к своему «я», ощущение неполноценности, неприятие себя. С такими проблемами лучше обратиться к опытному психотерапевту. Повысить показатель помогут также упражнения, работа в группах.

История из жизни

с а будасси психолог биографияМой близкий друг – внешне достаточно уверенный в себе человек. Но вот беда, он несколько лет пытался сделать карьеру, подняться до начальника своего отдела. Но ничего не получалось! В отчаянии он обратился к психологу.

Скорее для того, чтобы с кем-то поговорить, и трезво оценить проблему. Психолог был опытным, предложит моему другу тест Будасси. И выяснилось, что самооценка у моего друга низкая.

При этом есть упорство, честолюбие, профессионализм, другие важные навыки. К счастью, после 6 месяцев работы над собой мой друг получил желанное повышение. А его самооценка стала высокой и адекватной!

Тест Будасси на самооценку помогает стать более осознанной личностью. А его результаты и рекомендации от автора – путь для вас к самопознанию и самосовершенствованию. Обязательно подпишитесь на этот блог, если и дальше желаете проходить интересные тесты, и работать над собой, в психологическом плане. До новых встреч!

Источник

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ С.А. БУДАССИ

МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
С.А. БУДАССИ

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным, и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.
Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.

В 1 варианте методики самооценки содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «вышесреднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.

При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об аффекте неадекватности. Это психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку, К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.
Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *