С 1997 года все встречи государств восьмерки сопровождались акция протеста
«Большая восьмерка»: история создания и развитие
Всем известно, что испокон веков судьбу мира решали крупные государства, а точнее их главы. Еще с древности практиковались встречи высших правителей с целью определения формата совместного будущего. Но сегодня на дворе двадцать первый век, эпоха империй канула в лету. Современное развитие нашей планеты по большому счету определяют всего лишь несколько держав, которые принято называть термином «Большая восьмерка». О ней и пойдет речь в данной статье.
Группа лидеров
Итак, что же это за страны, в руках которых сосредоточено самое большое влияние на всех континентах? В «Большую восьмерку» входят:
Стоит указать, что на эти 8 стран в 2013 году приходилось порядка 49 % всего мирового экспорта, 51 % промышленного производства, 49 % активов Международного валютного фонда.
История возникновения
«Большая восьмерка» обязана своим возникновением различным международным событиям, которые привели к экономическому кризису в период 1970-х годов. В их числе были:
Все это закономерно привело к тому, что возникла острая потребность в формировании нового алгоритма согласования интересов между ведущими странами Западного мира. И потому, начиная с 1973 года, главы финансовых министерств ФРГ, США, Франции и Великобритании (несколько позже и Японии) стали периодически проводить встречи в неформальной обстановке с целью обсуждения проблем всемирных финансовых взаимоотношений. Первый же саммит в привычном для нас формате прошел в 1975 году по инициативе лидеров Франции и Германии. Произошло это в Рамбуйе.
Принцип взаимодействия
Сразу же отметим, что страны «Большой восьмерки» нельзя назвать международной организацией, поскольку нет ни договора, ни жестких правил, ни секретариата. Решения такого собрания не имеют никакой юридической силы и не несут каких-либо обязательств. Речь идёт исключительно о рекомендациях и намерениях. Проще говоря, встречи глав государств лишь определяют последующее поведение по тем или иным вопросам. Кстати, официально получить статус члена данного сообщества не получится по причине отсутствия четко прописанного устава.
Принцип работы
Страна, которая проводит встречу группы на высшем уровне, является председателем на протяжении календарного года и имеет такие обязательства, как:
Особенности переговоров
Главы государств и правительств проводят свои дискуссии исключительно в узком кругу, куда могут быть допущены лишь личные помощники и представители лидеров. В момент принятия решений всегда действует принцип консенсуса. В круг обсуждений входят проблемные вопросы в сфере энергетики, экономики, социального развития, охраны окружающей среды, торговли, терроризма, соблюдения норм демократии, занятости населения.
Степень значимости
«Большая восьмерка» ценна тем, что главы ее стран, занятость которых определяет их возможность общения лишь с малым количеством людей, позволяет президентам уйти в сторону от рутины. На саммитах они могут, как говорится, чужими глазами посмотреть на различные международные проблемы и получить отличную возможность наладить координацию совместных действий со своими коллегами для достижения желаемого результата.
Критика
Зачастую страны «Большой восьмерки» критикуют за то, что они якобы представляют собой элитарный клуб, куда менее развитым государствам вход категорически воспрещен ввиду их якобы отсталости. Также выдвигаются обвинения в недемократичности и гегемонии. Очень часто со стороны стран-антиглобалистов выдвигаются требования оплатить «экологический долг».
Так, в 2001 году во время проведения очередного саммита в Генуе произошла массовая акция протеста и были столкновения с местной полицией, в результате которых один из митингующих трагически погиб.
В 2003 году во французском населенном пункте под названием Анмас в одно время с саммитом также прошли достаточно масштабные выступления антиглобалистов, коих тогда насчитывалось около 3000 тысяч человек.
Взаимоотношения с РФ
Россия в «Большой восьмерке» официально оказалась в далеком от нас 1998 году, когда на мировом слете в английском Бирмингеме ей предоставили официальное право полноправного участия в саммите. Уже в 1999 году в Москве была проведена министерская конференция, посвященная транснациональной организованной преступности. В целом контакты между наследницей СССР и странами Запада были довольно хорошими вплоть до 2014 года, когда в Украине грянул кризис.
После того как Крым вошел в состав РФ на основании проведенного референдума «Большая восьмерка» на саммите по ядерной безопасности, проводимом в Гааге, приняла довольно жесткое решение — приостановить членство России, была отменена также запланированная ранее встреча в Сочи, поскольку остальные члены неформального клуба отказались туда ехать. Мотивировали отказ тем, что РФ должна пересмотреть свое отношение касательно ситуации в Украине.
Большая восьмерка
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина зафиксировано 21 января 1991 года в статье газеты «Коммерсантъ» «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов».
Поскольку «Большая восьмерка» не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. Но по негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступает в организацию в 2006 году. Встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом, поэтому нельзя считать, что Россия вступила в клуб в 1996 году.
Содержание
История
«Большая шестёрка» возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.
Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.
На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.
В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. Большая восьмёрка (шестёрка, семёрка): Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, страна-председатель ЕС, Индия и Китай.
Лидеры Большой восьмёрки
Страна | Представитель | Должность | Член с | Фото |
---|---|---|---|---|
Германия | Ангела Меркель | Федеральный канцлер Германии | 22 ноября 2005 | |
Канада | Стивен Харпер | Премьер-министр Канады | 6 февраля 2006 | |
Франция | Николя Саркози | Президент Французской республики | 16 мая 2007 | |
Великобритания | Гордон Браун | Премьер-министр Великобритании | 27 июня 2007 | |
Россия | Дмитрий Медведев | Президент Российской Федерации | 7 мая 2008 | |
Италия | Сильвио Берлускони | Председатель Совета Министров Италии | 8 мая 2008 | |
Япония | Таро Асо | Премьер-министр Японии | 24 сентября 2008 | |
США | Барак Обама | Президент США | 20 января 2009 |
Председатель
Председателем восьмёрки является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).
Совещания («саммиты»)
Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран восьмёрки.
Поимённый список
Великобритания — премьер-министры
Германия — федеральные канцлеры
Италия — Председатели Совета Министров
Канада — премьер-министры
Россия (с 1997) — президенты
США — президенты
Франция — президенты
Япония — премьер-министры
Кандидаты
Участники
Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).
Саммиты
Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный Валютный Фонд)
Темы и места встреч «Большой восьмёрки»
1976 Пуэрто-Рико Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
1977 Лондон Безработица среди молодежи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.
1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
1981 Оттава Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, мировая ситуация после распада СССР, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
2000 Окинава Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
2003 Эвиан Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
2007 Хайлигедамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо,а также с инфляцией в целом.
Критика «Большой восьмёрки»
«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошел контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошел еще один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.
Россия и «Большая восьмёрка»
Большая восьмерка
Форум дает возможность президентам и премьер-министрам, а также министрам финансов и иностранных дел откровенно обсуждать актуальные международные проблемы. Однако его небольшой и статичный членский состав исключает новые державы из важных переговоров, касающихся глобальной экономики и международной безопасности, и в качестве неофициальной группы государства имеют мало рычагов воздействия на других членов, с помощью которых можно обеспечить соблюдение соглашений, помимо наложения различных штрафов.
Членство
Первоначально группа была сформирована в 1975 году и называлась G6. Туда входили Франция, Западная Германия, Италия, Япония, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. G6 была призвана предоставить крупным промышленным державам антикоммунистического блока площадку для решения экономических проблем, которые в то время включали инфляцию и рецессию, вызванную нефтяным кризисом 1970-х годов. Политика холодной войны неизменно входила в повестку дня группы. В 1976 году к группе присоединилась Канада. А Россия, ставшая последним членом, стала полноправным участником дебатов лишь в 1998 году (хотя первые контакты России с группой большой семерки были начаты еще в последние годы существования СССР – в 1991 году).
ЕС является неофициальным девятым членом; представленный председателями Европейского совета и Европейской Комиссии, ЕС участвует на равных.
Хотя формальных критериев членства не существует, ожидается, что государства-члены будут демократическими и будут иметь высокоразвитую экономику. В G8, в отличие от ООН, нет ни устава, ни секретариата. Председатель — должность, отвечающая за планирование совещаний министров и ежегодной встречи на высшем уровне. Он избирается каждый год среди стран-участниц.
На совещаниях министров, предшествующих ежегодной встрече на высшем уровне, разрабатываются предложения по вопросам политики. Министры финансов и руководители центральных банков продолжают встречаться в качестве «Большой семерки» для обсуждения вопросов международной экономики; в эту группу входят все государства «Большой восьмерки», кроме России. Однако во встречах министров иностранных дел участвуют все государства «восьмерки».
Россия и G8
После окончания Холодной войны несколько мировых лидеров—в частности, президент США Билл Клинтон — поддержали включение России в группу. У России не было тогда ни полностью либерализованной экономики, ни демократии в западном понимании этого слова, но лидеры G7 надеялись, что включение России будет гарантировать ее демократический прогресс. Россия председательствовала в G8 впервые в 2006 году.
К сожалению, на данный момент членство России в G8 приостановлено в связи с войной в Сирии (Россия официально поддерживает легальный режим президента Башара Асада, что категорически не нравится Западу), а также внутренним конфликтом на Украине, когда Крымский полуостров в результате референдума (законного) перешел в состав России. До сих пор это событие не признали нигде в мире, и западные партнеры уверяют, что как только Россия вернет Крым и перестанет поддерживать режим Асада, она снова станет полноправным членом «восьмерки».
Критика G8
Критика «восьмерки» выходит далеко за рамки членства России. Все чаше и чаще, начиная с 2001 года, в стране и городе, где будет проходить очередной саммит, на улицы выходят тысячи антиглобалистов.
Другие критики утверждают, что исключительность группы и малое количество ее членов приводит к сосредоточению внимания на потребностях промышленности именно этих стран в ущерб другим развивающимся странам.
Ведь далеко не секрет, что многие страны, таких как Индия, Бразилия, Китай, Южная Корея и Мексика, имеют ВВП намного больше, чем страны-участницы «восьмёрки».
Ни Африка, ни Латинская Америка не представлены в этом органе, хотя они могли бы стать действительно важным членом совета и полноправным участником саммитов. Критики утверждают, что «восьмерка» отражает устаревший, ориентированный на Запад взгляд на глобальное распределение власти. Что, в общем-то недалеко от истины.
Саммит G8
Конечно, ежегодно главы правительств должны встречаться для обсуждения насущных финансовых и экономических проблем. Для этого каждый год выбирается город и резиденция президента или премьер-министра, туда съезжаются все участники саммита. Темы всегда разные – в зависимости от важности данной проблемы.
Расширение G8
Отсутствие развивающихся рынков в «восьмерке» — особенно Китая и Индии, учитывая их экономический вес—примечательно. Китай и Индия входят в «большую двадцатку» — форум министров финансов и управляющих центральных банков, посвященный управлению мировой экономикой (главы государств начали встречаться во время финансового кризиса). G20 включает в себя девятнадцать крупнейших экономик мира в дополнение к Европейскому Союзу.
По сравнению с такими институтами, как «восьмерка» и Совет Безопасности ООН, «двадцатка», впервые собравшаяся в 1999 году, уникальна в «объединении существующих и формирующихся держав в качестве равных». G20 затмила G8 в качестве основного форума для финансовой дипломатии. Однако еще предстоит выяснить, сможет ли «двадцатка» добиться аналогичных успехов в сфере сотрудничества в области безопасности. В феврале 2012 года в Мексике состоялась первая встреча министров иностранных дел стран G20.
В 2005 году пять ведущих рыночных и экономически развитых стран ( не с точки зрения Европы, конечно)—Бразилия, Китай, Индия, Мексика и Южная Африка—приняли участие в саммите, но встреча «большая восьмерка+5», как ее называли, была недолгой. Со стороны приглашенных это стало рассматриваться как покровительство и оскорбление – они даже не участвовали во всех встречах.
Конечно, политика – дело грязное и не всегда честное. Однако страны восьмерки в начале своего пути действительно дали (хотя бы самим себе) возможность развиваться экономически. И по сути, экономика всегда должна оставаться в стороне от политики, ведь речь идет в первую очередь о благосостоянии людей.