Рыночные мультипликаторы как оценить бизнес и выбрать акции
Как выбрать акцию для инвестиций?
Для начала можно выбрать отрасль, в которую вам хотелось бы вложиться. Это может быть металлургия, ретейл, нефтегазовый сектор, телеком, финансы, удобрения, строительство, энергетика, IT. Если вы уже собираете инвестиционные портфель, то лучше выбрать несколько секторов, а не один. Так вы сможете защитить свои вложения, если в одной из отраслей экономики что-то пойдет не так.
Если с этим определились, то круг уже сузился. Теперь настало время решить, какие конкретно акции купить. Это значит, что нужно оценить много компаний по разным критериям и выбрать, какие из них лучше, перспективнее и больше подойдут вашим целям. Это займет время, но зато вы будете уверены в том, что ваши деньги станут работать и принесут доход. Критериев для выбора компаний очень много. Мы остановимся на самых базовых.
Все компании, которые торгуются на бирже, должны отчитываться перед своими акционерами. Что происходит с компанией, можно посмотреть в ее финансовых отчетах. Компании их публикуют у себя на сайтах каждый квартал, то есть раз в три месяца, и годовой итог.
Посмотрите, платит ли компания дивиденды. Если да — то сколько. Эту информацию можно найти в дивидендной политике компании. Оттуда узнаете, как часто компания будет выплачивать вам деньги из своей прибыли и как много. Подробнее о том, что такое дивиденды и дивидендная политика, мы писали в статье 10 главных терминов фондового рынка.
Какой доход от выплат вы получите, также можно понять, посмотрев на дивидендную доходность. Она показывает, сколько вы получите денег на одну акцию и насколько это справедливо по отношению к цене. Показатель рассчитывается так: общий дивиденд на одну акцию за год делится на цену акции и умножается на 100. В итоге дивидендная доходность выражается тоже в процентах. Чем она больше — тем лучше. Обычно дивидендная доходность компаний варьируется от 2% до 12%.
Это то, насколько быстро вы можете купить или продать акцию компании по рыночной цене. Ликвидность бывает высокая, средняя и низкая. Чем выше — тем лучше. Если ликвидность низкая, вы можете попасть в ситуацию, когда захотите продать или купить акцию, но не сможете это сделать по выгодной цене и придется отдать больше денег.
Обычно низколиквидные акции — это акции так называемого третьего эшелона — небольших компаний, у которых низкий объем торгов, то есть инвесторы на бирже редко покупают и продают их бумаги. У акций первого эшелона — или как их еще называют « голубые фишки » — ликвидность высокая. Самые ликвидные акции обычно включаются в состав биржевых индексов
Потенциал роста акций
Если планируете зарабатывать не только на дивидендах, стоит обратить внимание на цену акций и потенциал их роста.
Прогнозы о том, насколько может вырасти акция, обычно делают инвест-дома и аналитики. Это еще называется target price (или целевая цена) — будущая стоимость бумаги, до которой вырастет цена за определенное время. Чаще всего измеряется в процентах. Например, компания Х сейчас стоит ₽800, а ее целевая цена через полгода — ₽1 тыс. Это значит, что через полгода цена может вырасти предположительно на ₽200, или на 25%.
Потенциал роста бизнеса
Понять, насколько бизнес компании успешно идет, можно из отчетности. А еще — из стратегии компании. Это планы компании на ближайший год, а также три, пять или сколько угодно лет. Чаще всего компания рассказывает о своих намерениях в презентациях для инвесторов. Их можно найти на сайте компаний.
В стратегии компания обычно пишет, на сколько процентов планирует увеличить прибыль, как много намерена продать своей продукции, сколько инвестировать денег в развитие, будет ли платить дивиденды, выпустит ли новый продукт и еще много всего интересного.
Например, у компании дела идут не очень и цена акций в последнее время упала. Но по итогам года компания публикует свою новую стратегию. Там говорится о том, как она планирует справиться с трудностями и как будет развиваться и зарабатывать больше денег. Это хороший знак.
А еще можно посмотреть на мультипликаторы. Это такие показатели эффективности работы компаний. Они сравнивают разные финансовые параметры, которые мы упоминали в первом пункте. С помощью мультипликаторов можно понять, насколько объективно компанию оценивают на бирже. То есть не слишком ли ее акции дорогие.
По мультипликаторам инвесторы часто ищут недооцененные компании — те, чьи акции стоят намного дешевле на бирже, чем должны. Обычно так бывает, когда показатели компании хорошие, но никто еще этого не заметил.
Такие недооцененные компании покупают в расчете на то, что в будущем цена их акций вырастет. Другие инвесторы на рынке тоже поймут, насколько компания перспективна, и начнут покупать ее бумаги, что и повысит их стоимость. Основные мультипликаторы — это P/E, DEBT/EBITDA, ROE, EV/EBITDA, P/BV, P/S. Подробнее о том, как рассчитываются мультипликаторы и насколько они важны, мы писали в другой нашей статье.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ. Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Высоконадежные и самые ликвидные акции на рынке со стабильными показателями доходности. Компании — «голубые фишки» — это лидеры в своей индустрии. Как правило, изменение цен на акции «голубых фишек» определяет настроение рынка. Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее
Мультипликаторы: как они помогут выбрать акции для инвестирования
Один из основных подходов инвестирования в акции — поиск недооцененных компаний. Его придерживаются знаменитые инвесторы Уоррен Баффет и Питер Линч.
Чтобы найти перспективный актив, нельзя просто выбрать акции компании, которая зарабатывает больше других. Одна фирма получает 1 млрд рублей прибыли при стоимости 10 млрд рублей, а другая компания зарабатывает столько же, но ее оценка — 100 млрд рублей. Прибыль одинаковая, но не равноценная из-за разного масштаба. Для оценки эффективности в отрыве от размера компании инвесторы рассчитывают мультипликаторы.
Доходные мультипликаторы помогают оценить доходы компании относительно других финансовых результатов.
P/E или Price / Earnings — один из самых известных мультипликаторов. Если P/E применить к одной компании, он показывает, за сколько лет инвестор окупит вложения при условии, что прибыль эмитента не будет меняться. А если P/E применить для сравнения разных компаний, он помогает понять, насколько дороже инвесторы оценивают рубль чистой прибыли одной компании, чем рубль чистой прибыли другой.
Как оценивать: чем меньше P/E, тем лучше. Обычно считают, что если P/E получился от 0 до 5, то рынок недооценил компанию, если больше 5 — наоборот. Но все отрасли разные, поэтому такая градация условна. Если нашли недооцененную компанию — к ней стоит присмотреться. Такие акции могут принести хорошую прибыль в будущем, когда другие инвесторы тоже обратят внимание на эту компанию.
Полезно сравнивать P/E и другие мультипликаторы разных компаний внутри отрасли. Например, если средний P/E в секторе 10, а у компании — 5, ее акции могут подорожать, инвестор на них заработает.
ПРИМЕР: Посчитаем Р/Е для компаний электроэнергетического сектора — «Россети» и «МРСК Центра». Возьмем последние известные годовые показатели — это период с третьего квартала 2019 года по третий квартал 2020 года. Здесь и ниже мы будем рассчитывать мультипликаторы за это время. Чистую прибыль берем из отчетности. Рыночная капитализация меняется каждый день, найти ее можно на сайте биржи — мы взяли значения на 2 января 2021 года. Делим прибыль на капитализацию и получаем P/E.
Средний показатель P/E по отрасли — 7,8. Получается, что по отношению цены к прибыли, обе компании недооценены, и «МРСК Центра» — сильнее. При прочих равных лучше инвестировать в нее.
Мультипликатор Р/Е нельзя использовать, если компания не генерирует прибыль. Также коэффициент не подходит для сравнения компаний из разных секторов и стран. У каждого сектора показатель чистой прибыли может рассчитываться по-разному, поэтому мультипликатор не даст объективной оценки. Допустим, компания А заработала 1 500 000 ₽, из них 500 000 ₽ ушли на налоги. Компания В заработала 1 300 000 ₽ и уплатила 300 000 ₽ налогов. Получается, что чистая прибыль обеих компаний — 1 000 000 ₽. Но фактически выручка компании А больше, но мультипликатор этого не отразит.
P/S или Price / Sales — это отношение капитализации компании к ее выручке за год. Капитализацией называют рыночную стоимость компании, то есть совокупную цену всех ее акций. Мультипликатор P/S позволяет оценить, насколько продукт или услуга компании востребованы на рынке. P/S показывает, сколько вы платите за каждый рубль выручки компании. В отличие от P/E, его можно использовать при отрицательной прибыли.
Почему нельзя выбирать акции только по мультипликаторам
Я сторонник фундаментального анализа компаний и часто ориентируюсь на мультипликаторы. Но слепо верить им нельзя.
Мультипликаторы — это производные финансовые показатели, которые позволяют оценивать и сравнивать разные компании. Про мультипликаторы в Т—Ж есть большая подробная статья.
Прогресс не стоит на месте — инвестору уже необязательно искать финансовые отчеты и считать мультипликаторы самостоятельно. Можно просто посмотреть уже посчитанные данные на инвестиционных ресурсах или в приложении брокера.
Можно даже воспользоваться скринером, задав соответствующие фильтры, и очень быстро получить список компаний с подходящими показателями. Это удобно и полезно, но за этой простотой можно потерять понимание и не учесть важные вещи. В этой статье я на примерах покажу потенциальные проблемы, с которыми можно столкнуться, если не вникать дальше данных из скринера.
Курс о больших делах
Если смотреть только на P / E алюминиевого гиганта «Русала», можно сравнить его с P / E индекса Мосбиржи и раздумывать, дешевый он или не очень дорогой. Но таким образом можно упустить довольно важное обстоятельство: компания серьезно закредитована.
Большой уровень долга — это нехорошо сразу по нескольким причинам:
Чтобы не упустить обстоятельства такого рода, я использую мультипликатор net debt / EBITDA. По результатам 2020 года у «Русала» значение этого мультипликатора — 6,54 при том, что среднее значение для компаний из индекса Мосбиржи за этот период — 1,36, а медианное — 1,02. Еще хуже «Русал» смотрится по сравнению с «коллегами» по индексу Мосбиржи и индексу металлов и добычи: у большинства из них значение мультипликатора даже ниже 1.
Мультипликатор P / E индекса Мосбиржи
Мультипликаторы «Русала»
Мультипликатор net debt / EBITDA компаний, входящих в индекс Мосбиржи металлов и добычи, за 2020 год
Русал | 6,54 |
Петропавловск | 1,46 |
НЛМК | 1,02 |
Северсталь | 0,85 |
Полиметалл | 0,82 |
Норникель | 0,59 |
Полюс | 0,58 |
Алроса | 0,36 |
ММК | −0,06 |
Источник: финансовые результаты компаний
Другой пример: компания «Россети» стоит довольно дешево. Но хочется понять эффективность бизнеса с финансовой точки зрения. Для этого я использую мультипликатор ROE — рентабельность собственного капитала. Его можно интерпретировать как доходность на капитал, вложенный акционерами в компанию.
По нему получается, что «Россети» дают доходность на акционерный капитал на уровне или даже ниже депозитов в госбанках, что кажется не очень привлекательной доходностью.
Мультипликаторы «Россетей»
Преимущественно я использую три вышеупомянутых мультипликатора — P / E, ROE и net debt / EBITDA. Они позволяют с разных сторон посмотреть на компанию, при этом не пересекаясь: оценить ее цену, эффективность и долговую нагрузку.
Я не агитирую использовать именно эти мультипликаторы, но рекомендую выбрать для себя небольшой набор тех, что могут помочь с пониманием важных характеристик компаний.
Если вы будете руководствоваться большим количеством мультипликаторов, велика вероятность, что при сравнении компаний одни мультипликаторы будут противоречить другим и вызовут ненужную путаницу и неопределенность.
Если финансовые показатели компании растут бурными темпами — выше среднерыночных, можно сказать, что это компания роста. Такие компании зачастую оценены дорого, так как купив компанию по текущей цене, можно уже в довольно близком будущем получить компанию с намного лучшими мультипликаторами к цене покупки.
Для таких компаний есть смысл считать форвардные показатели с учетом ожидаемых темпов роста — это мультипликаторы, для расчета которых берутся финансовые показатели, которые компания, как предполагается, достигнет в будущем.
Примером такой компании может служить TCS Group: по мультипликатору P / E за 2020 год компания стоит значительно дороже индекса Мосбиржи, но с прекрасным ростом чистой прибыли год к году. Если предположить, что компания продолжит наращивать чистую прибыль сопоставимыми темпами и примерно удвоит ее к 2023 году по аналогии с удвоением от 2017 до 2020, то при покупке акции компании сейчас на долгосрок инвестор может рассчитать форвардный P / E 2023 года 14,4. Но при этом подходе обязательно стоит помнить о рисках: темпы роста финансовых показателей могут упасть, что повлечет ухудшение форвардных мультипликаторов.
Чистая прибыль и мультипликаторы TCS Group
Чистая прибыль, млрд рублей | P / E | ROE | |
---|---|---|---|
2017 | 19,0 | 11,4 | 52,8% |
2018 | 27,1 | 7,94 | 74,7% |
2019 | 36,1 | 7,24 | 55,9% |
2020 | 44,2 | 28,8 | 40,6% |
У компаний случаются разовые события, существенно влияющие на финансовые показатели. Например, НМТП в 2019 году продал Новороссийский зерновой терминал банку ВТБ — в финансовом отчете отразили прибыль от продажи дочерней организации в 29 млрд рублей. Естественно, чистая прибыль сильно выросла, а мультипликатор P / E стал крайне привлекательным.
Но такие события происходят нечасто и вообще не зависят от основной деятельности компании — в таких случаях есть смысл использовать скорректированную чистую прибыль, то есть убирать из нее разовые доходы или расходы и считать мультипликаторы снова.
Логично из чистой прибыли за 2019 год вычесть эти самые 29 млрд — в итоге получается 31,8 млрд рублей, что практически в два раза меньше. Соответственно, если использовать это значение при расчете, то мультипликаторы P / E и ROE также меняются примерно в два раза.
Чистая прибыль и мультипликаторы НМТП
Чистая прибыль, млрд рублей | P / E | ROE | |
---|---|---|---|
2018 | 16,8 | 7,96 | 32,6% |
2019 | 60,8 | 2,85 | 59,9% |
2019, скорр-е | 31,8 | 5,45 | 31,3% |
Если продукция компании сама по себе торгуется на бирже, то котировки компании в значительной степени зависят от конъюнктуры, то есть от цены этих товаров. Самый яркий пример — это нефтяная сфера вообще и то, что произошло с ней в 2020 году.
Цены на нефть волатильны, а добыча во многом контролируется соглашениями ОПЕК+. При инвестициях в такие компании это надо первостепенно учитывать: возможно, мультипликаторы изменились скорее из-за внешних обстоятельств, чем из-за действий самой компании.
Выручка, чистая прибыль и мультипликатор P / E «Лукойла»
Выручка, млрд рублей | Чистая прибыль, млрд рублей | P / E | |
---|---|---|---|
1к2020 | 1666 | −46,0 | 7,29 |
2к2020 | 986 | −18,7 | 14,2 |
3к2020 | 1457 | 50,4 | 28,3 |
4к2020 | 1530 | 29,5 | 222,6 |
1к2021 | 1876 | 157,0 | 18,3 |
2к2021 | 2202 | 190,0 | 10,7 |
Есть такие компании, которые годами и даже десятилетиями стоят дешево. Они не оправдывают ожидания тех, кто рассчитывает, что прибыльная недооцененная компания будет переоценена рынком хотя бы до средних значений по отрасли. Обычно это происходит из-за систематического плохого отношения компаний к своим миноритарным акционерам.
Мультипликатор P / E и часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов «Башнефти»
P / E | Часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов | |
---|---|---|
2017 | 2,63 | 38% |
2018 | 3,35 | 29% |
2019 | 4,38 | 25% |
2020 | Убыток | 0% |
Похожая ситуация в компании «Интер РАО»: выплата 25% чистой прибыли в качестве дивидендов дополняется непрозрачными корпоративными решениями. У компании несколько сотен миллиардов рублей хранится на счетах и банковских депозитах, почти 30% акций — квазиказначейские, но все эти ресурсы не используются ни для развития компании, ни для выплаты дивидендов в большем объеме.
Инвесторы предпочитают вкладываться в компании, планы которых понятны, что помогает заложить хоть какую-то определенность в модели предполагаемых перспектив заработка на акциях этих компаний. В случае же «Интер РАО» получается, что у компании есть много возможностей серьезно увеличить прибыль акционеров, но она ими не пользуется, что и приводит к некоторой стагнации котировок акций.
Мультипликатор P / E и часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов «Интер РАО»
P / E | Часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов | |
---|---|---|
2018 | 5,65 | 25% |
2019 | 6,90 | 25% |
2020 | 6,29 | 25% |
Самая гипертрофированная аналогичная ситуация — у компании «Сургутнефтегаз». У нее есть миллиарды долларов, которые просто лежат на долларовых депозитах и не используются компанией для инвестиций или дивидендов.
Более того, согласно правилам финансовой отчетности, эти долларовые денежные средства пересчитываются в рубли на начало и конец финансового периода, и разница между ними приносит то огромную неденежную прибыль, то большие неденежные убытки.
EBITDA, чистая прибыль, чистый долг, мультипликатор P / E и часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов, «Сургутнефтегаза»
EBITDA, млрд рублей | Чистая прибыль, млрд рублей | Чистый долг, млрд рублей | P / E | Часть прибыли, выплачиваемая в виде дивидендов | |
---|---|---|---|---|---|
2017 | 338,7 | 313,1 | −2536 | 3,87 | 11% |
2018 | 482,0 | 403,0 | −3363 | 3,14 | 20% |
2019 | 464,0 | 106,0 | −3363 | 19,8 | 29% |
2020 | 249,0 | 743,0 | −3829 | 2,11 | 10% |
Итого
Эта статья призвана показать, что для инвестиций в компанию недостаточно бегло посмотреть цифры мультипликаторов или просто выбрать компании, которые выдались в скринере по нескольким фильтрам. При этом скринер — это действительно удобный инструмент, который можно использовать для выборки ограниченного списка потенциально инвестиционно привлекательных компаний, которые далее стоит внимательнее изучить.
Общемировой тренд — низкие процентные ставки и, следовательно, низкая или даже отрицательная доходность по облигациям. Это приводит к повышенной привлекательности акций и, соответственно, их повышенной цене.
Технический прогресс позволяет с помощью нескольких кликов мышки найти огромное количество информации о компаниях и их ценных бумагах, поэтому нужно особенно внимательно присматриваться к недооцененным компаниям и пытаться понять причину их недооценки.
Мультипликаторы: как выбирать акции для инвестирования.
Часть 2
Эти мультипликаторы помогают оценить экономическую эффективность бизнеса и его способность получать прибыль.
ROE или Return on Equity — показатель рентабельности капитала. Он позволяет понять, сколько копеек чистой прибыли сгенерировала компания на каждый вложенный рубль акционерного капитала. Например, если ROE равен 20%, то капитал сгенерировал 20 копеек с одного вложенного рубля.
Как оценивать : чем больше ROE, тем лучше. Чтобы оценить рентабельность конкретной компании, сравните ROE с показателями конкурентов, средним значением мультипликатора по отрасли и с собственными показателями компании в прошлом. Если ROE увеличивается на протяжении нескольких лет — компания развивается, у ее акций есть потенциал для роста.
В идеале ROE не должен быть ниже средней доходности по депозитам в крупных банках и гособлигациям. Если рентабельность капитала ниже процентных ставок по низкорисковым инструментам, бизнес будет невыгодным для владельцев и инвесторов. В январе 2021 года доходность вкладов в крупнейших банках не превышает 4,5% годовых, доходность гособлигаций — 5,72% годовых.
Пример
Посчитаем рентабельность капитала для «Газпром нефти» и «Башнефти». Собственный капитал — разница между активами компании и долгами — есть в финансовой отчетности. Там же можно найти показатель чистой прибыли.
«Газпром нефть»
Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Собственный капитал – 2034 млрд рублей
ROE – 5,7%
«Башнефть»
Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Собственный капитал – 478,6 млрд рублей
ROE – 1,2%
Судя по ROE, «Газпром нефть» почти в пять раз эффективнее использует акционерный капитал. Кроме того, мультипликатор «Башнефти» за последний год оказался ниже средней доходности низкорисковых активов. Это значит, что в этом периоде компания «Газпром нефть» была эффективнее, и ее капитал окупается гораздо быстрее. Инвестору выгоднее выбрать «Газпром нефть» нежели «Башнефть».
При этом средний ROE по российской энергетической отрасли — 1,7%. Значит, «Газпром нефть» опережает результаты рынка, а «Башнефть» — отстает от них.
Показатель рентабельности капитала не учитывает обязательства компании, поэтому его можно искусственно завысить за счет заемных средств. Чем больше обязательств, тем ниже собственный капитал и выше ROE. В такой ситуации мультипликатор может оказаться недостоверно высоким даже при небольшой прибыли.
Коэффициент ROE не подходит для оценки компаний из разных секторов. При этом он удобен для сравнения банков, так как связан с оценкой эффективности использования активов.
ROA или Return On Assets — рентабельность активов. Он показывает, насколько эффективно компания использует активы. В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только собственный капитал, но и заемные средства.
Как оценивать : чем выше показатель, тем лучше. Низкий показатель рентабельности активов говорит, что компания неэффективно использует активы или у нее много заемных средств. Лучше оценивать ROA в динамике и относительно среднего значения по отрасли. Если мультипликатор со временем снижается, то либо компания теряет прибыльность, либо у нее все больше долгов. Такие инвестиции невыгодны в долгосрочной перспективе.
Единого норматива ROA нет — все зависит от отрасли. Для капиталоемкого бизнеса мультипликатор будет ниже, например, у энергетических или добывающих компаний. У компаний сферы услуг или розничной торговли относительно небольшие капитальные вложения и быстрая оборачиваемость, поэтому ROA выше.
Расчет рентабельности активов имеет смысл при положительной прибыли. ROA лучше оценивать в паре с ROE — чем больше между ними разница, тем больше заемных средств у компании.
Пример
Посмотрим рентабельность активов для «Газпром нефти» и «Башнефти». В статье использовали информацию на 2 января 2021 года, поэтому опираемся на данные с начала октября 2019 года по конец сентября 2020 года.
«Газпром нефть»
Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Активы – 4030 млрд рублей
ROA – 2,9%
«Башнефть»
Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Активы – 782,9 млрд рублей
ROA – 0,8%
За последний год компания «Газпром нефть» эффективнее использовала свои активы — ROA и ROE у нее выше, чем у «Башнефти». То есть акции «Газпром нефти» сейчас привлекательнее. Но с другой стороны, рентабельность активов «Газпром нефти» снижается на протяжении нескольких кварталов — это негативный сигнал для инвестора. Тенденция на снижение рентабельности предполагает снижение стоимости бизнеса.
Мультипликаторы рентабельности и мультипликаторы из предыдущей статьи можно применить практически к любой отрасли. Но часто они не учитывают особенности ведения бизнеса и налогообложения, поэтому для некоторых отраслей используют отдельные мультипликаторы.
Пример
Сбербанк
Чистый процентный доход – 1553 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 5,53%
ROE – 22,8%
Чистый процентный доход – 504,3 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,7%
ROE – 4%
Банк «Санкт-Петербург»
Чистый процентный доход – 24,7 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,99%
ROE – 12,9%
Сбербанк эффективнее ВТБ и БСПБ использует активы относительно привлеченных средств, а его доходность акционерного капитала выше. При этом по показателю P/BV Сбербанк выглядит переоцененным относительно других банков. Возможно, если инвестор рассматривает эту бумагу для покупки, ему стоит подождать временного падения цены акций и только тогда инвестировать в них — купить «на просадке».
Еще одним показателем для банков будут чистый процентный доход и Net Interest Margin — чистая процентная маржа. Она отражает эффективность использования активов относительно привлеченных средств. Если коэффициент выше среднего по отрасли — компания эффективно контролирует расходы и предоставляет услуги по цене, превышающей издержки. Это позитивный знак для инвестора. Инвесторы желательно оценивать норму чистой прибыли — она показывает, как хорошо компания преобразует доход в прибыль, которую поделят между собой акционеры.
Кроме этого, банки сравнивают по коэффициенту стоимости риска Cost of Risk. Чем больше показатель, тем выше риск операций и необходимость увеличения резервов. Кредитным организациям важно поддерживать уровень резервов на достаточном уровне, чтобы продолжать работу, если кредитоспособность клиентов ухудшится.
Нефтегазовые компании. Для оценки нефтегазового сектора вместо EV / EBITDA часто используют EV / EBITDAX — стоимость компании по отношению к прибыли до вычета налогов, процентов, амортизации и расходов на разведку. У добывающих компаний может быть разная учетная политика расходов, поэтому мультипликатор EBITDAX необходим, чтобы устранить различия в учете затрат на разведку месторождений.
Еще два стоимостных мультипликатора для нефтегазовых компаний — EV / Production и EV / Capacity. Первый позволяет оценить соотношение стоимости компании к ее ежедневной добычи, а второй — к мощности производства.
Технологические и телекоммуникационные компании. Для IT и медиакомпаний подходят уже известные нам по предыдущей статье P / E и P / S, а также P / Cash Flow, то есть цена акции на денежный поток. Мультипликатор P / Cash Flow позволяет оценить свободные средства компании, которые могут быть направлены на дивиденды. Чем меньше мультипликатор, тем лучше.
Пример
Посчитаем показатели для российских IT-компаний за 2020 год.
«Яндекс»
Капитализация – 1634 млн рублей
Чистая прибыль – 24,1 млрд рублей
Выручка – 218,3 млн рублей
Денежный поток от операционной деятельности – 32,6 млн рублей
P / E – 67,7
P / S – 7,5
P / Cash Flow – 50,1
«Mail.ru Group»
Оценить P / E для Mail.ru мы пока не можем — холдинг не генерирует прибыли. Поэтому рассчитываем P / S и P / Cash Flow — оба бизнеса переоценены рынком, причем «Яндекс» сильнее, чем Mail.ru. Это частая ситуация для технологических компаний — их бумаги активно скупают инвесторы, которые верят в рост IT-сектора и его эмитентов.
Медиакомпании и разработчики приложений считают EV / Subscribers — стоимость компании относительно количества пользователей. Высокие значения показателей говорят о способности компании извлекать прибыль из каждого пользователя. Телекоммуникационные компании зачастую используют мультипликатор ARPU или Average Revenue per User — среднюю выручку на одного пользователя.
Отраслевых мультипликаторов очень много, мы рассмотрели лишь основные. Для качественной оценки лучше рассчитывать базовые и специфические мультипликаторы в динамике и в сравнении с другими компаниями отрасли. Если стоимостные коэффициенты у компании ниже, чем в среднем по отрасли, то она может быть недооценена инвесторами и имеет потенциал для роста.