рыбников композитор биография личная жизнь
Алексей Рыбников
Алексей Львович Рыбников. Родился 17 июля 1945 года в Москве. Советский и российский композитор, режиссер, сценарист, продюсер. Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003) и Премии Президента Российской Федерации (2018). Председатель Совета Союза композиторов России (с 2017).
Алексей Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве.
Его родители официально вступили в брак, когда Алексею исполнилось 16 лет, поэтому от рождения он носит фамилию матери. Был крещён сразу после рождения, воспитан в православных традициях.
С ранних лет занимался музыкой и начал пробовать себя в качестве композитора. Уже 8 лет он написал несколько фортепианных пьес, а в 11 лет сочинил балет «Кот в сапогах». Позже свой юбилейный концерт в Большом зале консерватории, состоявшийся на 60-летие, он начал именно с «Кота в сапогах». Далее была фортепианная соната «Хороводы», которая была издана в издательстве «Музыка», впоследствии он играл ее на многих концертах и на вступительных экзаменах в консерваторию, играл и перед Шостаковичем.
С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.
С 1965 года начал писать музыку к кинофильмам. В его активе музыка к таким популярным картинам, как «Остров сокровищ», «Усатый нянь», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Шла собака по роялю», «Вам и не снилось. », «Карантин», «Прохиндиада, или Бег на месте», «Русь изначальная», «Воспитание жестокости у женщин и собак».
Алексей Рыбников в молодости
В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.
В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров.
В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике музыкальная мистерия Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных».
В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.
Спектакли театра Алексея Рыбникова:
В 2012 году был доверенным лицом Владимира Путина на выборах президента России.
В 2000-е написал музыку к фильмам «Леди Босс», «Леди Бомж», «Леди Мэр», «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», «Андерсен. Жизнь без любви», «1612: Хроники Смутного времени», «Дух Соноры» и др.
Личная жизнь Алексея Рыбникова:
Алексей Рыбников и жена Татьяна Кадышевская
Фильмография Алексея Рыбникова:
Режиссерские работы Алексея Рыбникова:
Сценарии Алексея Рыбникова:
Работы Алексея Рыбникова в кино как композитора:
Награды и звания Алексея Рыбникова:
последнее обновление информации: 02.05.2021
Биография Алексея Рыбникова
Композитор, народный артист России Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Отец был скрипачом в джазовом оркестре Александра Цфасмана, мать — художником-дизайнером. Предки Рыбникова по материнской линии были царскими офицерами.
Музыкальная одаренность Алексея проявилась с детства: в восемь лет он написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму «Багдадский вор», в 11 лет стал автором балета «Кот в сапогах».
В 1962 году после окончания Центральной музыкальной школы при Московской консерватории он поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции Арама Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году. В 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же композитора.
В 1964-1966 годах Рыбников работал концертмейстером ГИТИСа, в 1966 году был заведующим музыкальной частью Театра драмы и комедии.
В 1969-1975 годах преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.
В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов.
В 1960-1970-х годах композитор написал камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и др.
С 1965 года Алексей Рыбников создает музыку для кино. Первым его опытом стал короткометражный фильм «Лелька» (1966) режиссера Павла Арсенова. В 1979 году он стал членом Союза кинематографистов.
Рыбниковым написана музыка к более ста фильмам, среди них «Остров сокровищ» (1971), «Большое космическое путешествие» (1974), «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Вам и не снилось…» (1980), «Тот самый Мюнхгаузен» (1981),»Русь изначальная» (1986).
Он является автором музыки к мультфильмам «Волк и семеро козлят на новый лад» (1975), «Вот какой рассеянный» (1975), «Черная курица» (1975),»Праздник непослушания» (1977), «Муми-тролль и комета» (1978) и другим.
В 2000-х годах композитор написал музыку к документальной киноленте «Дети из бездны» (2000), военной драме «Звезда» (2002), сериалу «Спас под березами» (2003), комедии «Заяц над бездной» (2006), мелодраме «Пассажирка» (2008), военной драме «Поп» (2009), детскому фильму «Последняя игра в куклы» (2010) и другим.
В 1988 году Алексей Рыбников основал производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике его музыкальная мистерия «Литургия оглашенных».
В 1998 году Рыбников написал балет «Вечные танцы любви» — хореографическое «путешествие» влюбленной пары в прошлое и будущее.
В 1999 году постановлением правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова. В 2000 году состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы композитора «Маэстро Массимо» («Оперный дом»).
В 2005 году впервые прозвучала Пятая симфония композитора «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков.
В том же году театр Алексея Рыбникова представил мюзикл «Буратино».
В новогодние праздники 2006-2007 годов театр Алексея Рыбникова показал премьеру нового шоу «Красная шапочка».
В 2009 году специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «Юнона» и «Авось».
В 2010 году состоялась мировая премьера концерта-симфонии для виолончели и альта Алексея Рыбникова.
Осенью 2012 года Театром Алексея Рыбникова была показана премьера спектакля «Аллилуйя любви», в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов.
В декабре 2014 года Театр Алексея Рыбникова представил премьеру хореографической драмы композитора «Глазами клоуна».
В 2015 году в театре готовятся премьеры новой оперы Алексея Рыбникова «Война и мир», возрожденной постановки оперы-мистерии «Литургия оглашенных», детского музыкального спектакля «Волк и семеро козлят».
Алексей Рыбников — член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.
Творчество композитора было отмечено различными наградами. В 1999 году ему было присвоено звание народного артиста России. Он был удостоен Государственной премии РФ за 2002 год. Награжден орденом Дружбы (2006) и орденом Почета (2010).
В 2005 году композитор был удостоен ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского Русской православной церкви.
Среди его кинематографических наград — премии «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел», «Кинотавр».
Рыбников является лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2007) и других общественных наград.
В 2010 году он был удостоен почетной премии «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» Российского авторского общества (РАО).
Алексей Рыбников женат. Его дочь Анна — кинорежиссер, сын Дмитрий — композитор и музыкант.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Алексей Рыбников
Биография
Любимые миллионами фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа, без музыки Алексея Рыбникова потеряли бы многое. Поклонники его творчества уверяют — душу. Талантливый композитор действительно создает уникальные запоминающиеся пронзительные композиции. За этого его прозвали российским Моцартом.
Детство и юность
Композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери — из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а мать, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.
Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.
Алексей Рыбников в детстве Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего.
Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером — родители с Алешей и бабушкой ютились в 10-метровой комнате. Отец с матерью считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у матери Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.
Мать в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но он уступил, когда супруга настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.
Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея приняли.
Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при «Гнесинке», Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.
Именитый композитор посмотрел ноты и сразу принял коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.
Уже в молодости у Алексея была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку — давал уроки студентам «Гнесинки», играл на пианино в детском саду, руководил учебным оркестром в театральном вузе.
Личная жизнь
Алексей Рыбников — статный мужчина высокого роста. В его личной жизни было два официальных брака. Жен композитора роднит имя Татьяна. В первом браке родились двое детей, Анна и Дмитрий.
Дочь Анна Рыбникова стала кинорежиссером. Она первой исполнила роль Кончиты из «Юноны и Авося» в 1980 году. Девочке на тот момент исполнилось 13 лет. Артистки, которым выпадало счастье играть Кончиту, за эталон берут запись юной Ани.
Сын пошел по стопам отца. Дмитрий Рыбников пишет эстрадную музыку для мультфильмов, сериалов и полнометражных фильмов, сотрудничает с западными исполнителями.
Кроме детей, у Алексея Львовича есть четверо внуков. Старший Степан — выпускник ВГИКа. Сейчас молодой человек занимается продюсированием театральных постановок, к которым знаменитый дедушка пишет музыку. Одна из его известных работ — кинопроект «Твари».
Алексей Львович не ведет социальные сети, поэтому поклонники редко видят его личные фото. Зато в СМИ иногда появляются интересные интервью.
Музыка
Начало творческой биографии Алексей Рыбников положил в 8 лет, написав первые фортепианные пьесы для сказки-фэнтези «Багдадский вор». А балет 11-летнего композитора «Кот в сапогах» и стал тем сочинением, которое убедило Арама Ильича Хачатуряна взять мальчика под свою опеку.
Официальным дебютом молодого композитора стала фортепианная соната «Хороводы», которую Рыбников сочинил на 1-м курсе консерватории. Музыкальные критики уже тогда обратили внимание на нешаблонность почерка Алексея, умение вплетать фольклорные мотивы в современную канву.
В 1967 году юноша, вдохновленный стихами о толпе, растоптавшей цветок, написал дипломную скрипичную балладу. Спустя 2 года появилась Первая соната, в которой музыкант виртуозно смешал русские и западные традиции.
Однако если Первую сонату приняли благожелательно, то Вторую профессура консерватории и советские музыкальные критики назвали слишком авангардной, разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой критики, заболел язвой желудка.
Хачатурян оказался единственным, кто поддержал Рыбникова. Арам Ильич утешил молодого коллегу, рассказав, что тоже заработал «композиторскую язву» после разноса дебютных произведений.
За каприччио «Скоморох» Алексея сначала ругали, но потом вручили премию. Музыкант научился стойко принимать удары судьбы и не боялся экспериментировать. Покинув стены консерватории, он, вдохновленный стихами поэта Людвика Ашкенази, написал первые романсы «Молитва» и «Телефон».
В середине 1960-х Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, парень увлекся и превратил в дело всей жизни.
Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. Ведь свободному художнику, а в середине 1970-х Рыбников оставил государственную службу, халтурить было не с руки: кинопродюсеры брак не принимали.
В 1970-х музыканта, увлекшегося роком, позвали писать музыкальное сопровождение «Острова сокровищ». Появившаяся перед этим рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала открытием для московского композитора и вдохновила на смелые эксперименты.
С тех пор Алексей создал произведения, украсившие более чем сотню кинокартин. Самыми известными лентами с музыкальным сопровождением Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».
В 1974 году композитор написал несколько песен для фильма «Большое космическое путешествие». Среди них «Голубая планета», «Млечный путь», «Сказки», «Котенок», «Ты мне веришь?».
В 1980 году он работал над музыкой для художественного фильма «Вам и не снилось». Было написано несколько композиций, среди которых «Последняя поэма». Ее исполнила певица Ирина Отиева. А годом позже Рыбников написал «Лирическую тему» для советской детской приключенческой кинокомедии «Руки вверх!».
В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, его дискография пополнилась музыкой к популярным сериалам и художественным картинам. За услугами к нему обращались Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин и Владимир Хотиненко. В 2006 году Рыбников написал композицию «Тема мечты» к художественному фильму «Полет с космонавтом».
Театральные режиссеры тоже не обошли мужчину вниманием. Алексей Львович сочинил музыку для спектаклей «Коварство и любовь» и «Прозрачный мальчик», которые с аншлагами шли в театрах столицы.
Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в «Ленкоме». Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов. В оригинальном сезоне главных героев рок-оперы сыграли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.
Чиновники Минкультуры встретили революционный спектакль в штыки, назвав рок-оперу «чуждым жанром». Но после 11 отказов и переделок постановке дали зеленый свет. «Ленком» и всех причастных ждал оглушительный успех, Алексея Рыбникова назвали композитором 1979 года.
В конце 1980-х тираж альбомов с музыкой звездного композитора достиг рекордной цифры — 10 млн копий. А в 1981 году в «Ленкоме» состоялась премьера второго хита Алексея — театралы увидели оперу «Юнона и Авось». И снова сумасшедшему успеху предшествовал громкий скандал, ведь «опальный» рок композитор-революционер соединил с не менее «опальными» православными молитвами.
В 1982-м альбом запретили, а в 1983 году он лидировал в хит-параде: Рыбников выиграл суд, которым запрет с «Юноны и Авося» был снят. «Ленком» с рок-оперой композитора отправился на зарубежные гастроли. В Париже по воле Пьера Кардена спектакль увидели на Елисейских полях. В Британии сняли фильм по рок-опере, который вскоре показали в 50 странах мира.
В начале 1990-х Алексей Львович представил поклонникам новый шедевр — мистерию «Литургия оглашенных». Постановка сопровождалась аншлагами в России (за 2 сезона состоялось 70 представлений) и в Америке.
В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте учреждения можно узнать о грядущих мюзиклах, постановках, концертах, а также заказать билет на спектакль.
В начале нового столетия Рыбников представил поклонникам своего творчества музыкальную драму о трагической судьбе непризнанного коллеги Максима Березовского. Зрители впервые увидели спектакль «Маэстро Массимо» в нулевых.
Спустя 5 лет Алексей Львович порадовал поклонников симфонией, названной «Воскрешение мертвых», а в 2012-м на подмостках его детища театралы-меломаны впервые увидели постановку «Аллилуйя любви» — микс известных произведений Рыбникова для театра и кино.
В 2017 году «Ленком» в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.
Тогда же Рыбников вернулся к мистерии «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась четверть века назад. Алексей Львович, углубив философскую и духовную темы, снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина вышла на экраны в 2018 году.
За свою творческую деятельность мужчина выпустил несколько альбомов. Среди них «Музыка любви», «Музыка космоса», «Музыка приключений», «Музыка для детей».
Алексей Рыбников сейчас
В 2019 году Рыбников приступил к работе над составлением оперы по произведению «Князь Андрей». Композитор уверяет, что это будет зрелищный и красивый спектакль. Главный герой — Андрей Болконский. Он ищет свой путь, но не находит себе применения, сталкивается с невзаимной любовью и предательством. Эти проблемы наверняка знакомы современной публике, что делает спектакль актуальным.
К поздравлениям присоединился и президент Беларуси. Александр Лукашенко пожелал Рыбникову долгих лет жизни, крепкого здоровья, личного счастья и успехов в карьере. Он также отметил важность творчества композитора в современном искусстве и выразил надежду на укрепление дружеских и культурных связей между народами Беларуси и России.
Алексей Львович получил поздравления и от мэра Москвы Сергея Собянина в виде поздравительной телеграммы. Глава города назвал Рыбникова выдающимся композитором, который внес большой вклад в развитие отечественного искусства и продолжает дарить людям радость и красоту.
Алексей Рыбников: биография, личная жизнь, семья, фото
Ранние годы
Алексей Рыбников родился в Москве в 1945 году, всего через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны. У многих его предков была трагическая родословная. Мужчины по материнской линии происходили из белых офицеров, которые оказались на стороне проигравших в Гражданской войне. Например, его дедушку, имевшего звание генерала, расстреляли еще во время Первой мировой войны. Бабушка пыталась его защитить, но ей только прострелили руки. Должны были расстрелять и мать героя нашей статьи, в тот момент ей было всего пять лет. Но в последний момент приговор девочке отменили.
Мать всегда мечтала, чтобы Алеша стал композитором, его отец оценивал музыкальные способности сына весьма критично, но согласился на предложение купить домой пианино. Место для инструмента нашлось только после продажи буфета.
Образование
При этом вначале Рыбникова ждала неудача. Поступить в музыкальную школу с первого раза он не смог. На экзамен он пришел, выучив несколько пьес на пианино, но когда его попросили повторить мелодии голосом, он растерялся. Проблему снова решила его мама, которая наняла преподавателя по сольфеджио. На следующий год Алексей уже успешно поступил.
В первые годы его учебы в музыкальной школе отец часто ругал сына за излишне вольные импровизации, пока не заметил у него зачатки композиторского таланта. Чтобы убедиться в этом, он показал сочинения Алексея, который к тому времени учился в школе в академии имени Гнесиных, Араму Хачатуряну.
Посмотрев ноты начинающего таланта, тот сразу принял юношу в свой класс при консерватории. Уже в 1967 году Рыбников оканчивает академию с красным дипломом, а еще через два года становится выпускником аспирантуры. 18-летнего героя нашей статьи оставляют на преподавательской работе, которой он и занимается до 1975 года.
Примечательно, что к тому времени он уже завел семью. Поэтому чтобы содержать близких, брался за любые подработки. Давал дополнительные уроки студентам из академии, выступал в детских садах, руководил оркестром при театральном вузе.
Творчество
Творческая биография Алексея Рыбникова начинается с нескольких фортепианных пьес для фэнтезийной сказки «Багдадский вор», которые он написал уже в восемь лет. В 11-летнем возрасте будущий знаменитый композитор пишет балет «Кот в сапогах». Именно это сочинение и убедило Хачатуряна принять его к себе в ученики.
А вот первая мелодия Алексея Рыбникова уже в осознанном возрасте, которая ему принесла известность, это фортепианная соната «Хороводы», написанная им на первом курсе консерватории. Уже тогда музыкальные критики обратили внимание на необычный музыкальный почерк автора, в частности, талант вплести в современную канву фольклорные мотивы.
В 1967 году пишет скрипичную балладу, которая становится его дипломной работой. На это произведение его вдохновили стихи о толпе, растоптавшей цветок. Еще через два года появляется его Первая соната, в которой герой нашей статьи оригинально и виртуозно вмешивает западные и русские традиции.
Интересно, что если Первую сонату все приняли благожелательно, то Вторую критики и профессора консерватории назвали чересчур авангардной, подвергнув критике и разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой реакции, даже заболел язвой желудка. Единственным, кто его поддержал в тот момент, был Арам Хачатурян. Он убедил молодого коллегу не обращать много внимания на критику, рассказав, что и сам перенес нечто подобное в самом начале своей карьеры.
Первые успехи
Впервые всерьез оценили музыку Алексея Рыбникова, когда он написал каприччио «Скоморох». Интересно, что за это произведение его тоже поначалу ругали, а потом неожиданно вручили премию. К тому времени он уже научился стойко переносить удары судьбы и не боялся ставить творческие эксперименты.
Окончив консерваторию, герой нашей статьи пишет свои первые романсы под названием «Телефон» и «Молитва». На это его вдохновляют стихи Людвика Ашкенази.
Работа в кино
В кино Рыбников попал в середине 60-х годов. С тех пор он часто пишет новые произведения для фильмов, а также драматических театральных постановок. Поначалу работа в кино стала для Рыбникова хорошим заработком, а со временем он начал виртуозно соединять музыку и драматургию, превратив это занятие в дело всей своей жизни.
Заказы, которые он получал на музыкальное сопровождение полнометражных фильмов, давали ему материальную обеспеченность, оставляли простор для фантазии и творчества, в то же время мобилизовали. К середине 70-х годов Рыбников окончательно превратился в свободного художника, халтурить было нельзя, так как некачественный продукт режиссеры не принимали, а от них теперь зависел весь его заработок.
Смелые эксперименты
В общей сложности музыка и песни Алексея Рыбникова звучат более чем в сотне художественных картин. Самыми успешными для него работами в 70-е годы становятся композиции их фильмов «Приключения Буратино», «Остров сокровищ», «Усатый нянь», «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен».
Фильмы и сериалы
Востребованным композитором он остается и в 2000-е годы. Среди его последних проектов сотрудничество с режиссерами Эльдаром Рязановым, Тиграном Кеосаяном, Владимиром Хотиненко, Станиславом Говорухиным. Его музыка звучит в картинах «Андерсен. Жизнь без любви», «1612. Хроники смутного времени», «Пассажирка», «Поп», в сериалах «Дело о «Мертвых душах», «Братья Карамазовы», «Последняя игра в куклы».
Сотрудничает и с театром Алексей Рыбников. В частности, он написал музыку для спектаклей «Прозрачный мальчик», «Коварство и любовь», которые с успехом шли в столичных театрах.
Это одна из первых рок-опер, появившихся на театральной сцене в Советском Союзе. Ее премьера состоялось в Ленкоме в 1976 году.
Главным инициатором ее создания стал режиссер-постановщик Марк Захаров. Это был музыкальный спектакль, который на протяжении 17 сезонов шел на театральных подмостках Ленкома при постоянных аншлагах. Самыми известными исполнителями главных ролей в этой постановке стали Любовь Матюшина и Александр Абдулов.
Стоит отметить, что работу Алексея Рыбникова над рок-оперой советские чиновники восприняли в штыки, назвав такой жанр чуждым советскому человеку. 11 раз цензоры отказывались выпускать постановку на сцену, ее приходилось постоянно переделывать, только после этого опера была допущена до зрителя. К самому театру Ленком и всем причастным к ее созданию пришел оглушительный успех. В 1979 году Рыбников был назван композитором года.
«Юнона и Авось»
На этот раз оглушительный успех сопровождался крупным скандалом, так как в этом творении революционные для того времени рок-произведения соединялись с православными мотивами, находившимися в Советском Союзе под запретом. Проявлялось это и в музыке Алексея Рыбникова к опере.
В результате в 1982 году постановку запретили, но уже к 83-му она с триумфом вернулась на сцену. Рыбников одержал победу в суде, которая и позволила снять этот запрет. Ленком даже отправился со своим произведением в зарубежные гастроли. В Париже выступали на Елисейских полях, а в Великобритании был снят фильм по этой рок-опере, который продемонстрировали в 50 странах мира.
Работа в последние годы
В начале 90-х годов зрители знакомятся с новым шедевром героя нашей статьи. На этот раз им становится музыка к мистерии «Литургия оглашенных». За два сезона постановку демонстрируют 70 раз (неизменно с аншлагами), она идет в России и США.
В 1999 году в Большом Ржевском переулке открывается театр Алексея Рыбникова на 500 зрительских мест. Там идут самые разнообразные постановки, любителей искусства в каждом сезоне радуют какими-то новыми и оригинальными произведениями.
Уже в 2000-х годах Рыбников завершил работу над музыкальной драмой о судьбе непризнанного композитора Максима Березовского, над спектаклем «Маэстро Массимо».
Многие высоко оценили появление его Пятой симфонии, названной «Воскрешение мертвых», в 2012 году вышла постановка «Аллилуйя любви», составленная из самых известных произведений героя нашей статьи, написанных для театра и кино.
Личная жизнь
Всего герой нашей статьи был женат дважды. В первом браке родились дети у Алексея Рыбникова. Сын Дмитрий и дочь Анна.
Анна Рыбникова сейчас работает кинорежиссером, а в 1980 году она стала первой исполнительницей роли Кончиты в произведении «Юнона и Авось». На тот момент ей было 13 лет.
Дмитрий решил заняться сочинением музыки. Он пишет эстрадные произведения для полнометражных фильмов, сериалов и мультфильмов.