руст перелет в москву биография

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Кто помог Матиасу Русту долететь до Москвы

Кто помог Матиасу Русту долететь до Москвы

28 мая 1987 года в самом центре Москвы, на Красной площади, появился немецкий легкомоторный самолет «Сессна-172 Скайхок»

Его пилотировал немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Сегодня мы постараемся разобраться, был ли полет Руста его личной инициативой, ставшей возможной благодаря цепи случайностей, или это была спланированная акция, подразумевавшая дестабилизацию политической обстановки в Советском Союзе.

1. Случайность первая: подготовка

В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.

руст перелет в москву биография
Маршрут Руста. Источник: https://upload.wikimedia.org

Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?

Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».

Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?

2. Случайность вторая: вылет

Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.

руст перелет в москву биография
Матиас Руст у самолета. Источник: https://redsearch.org

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

3. Случайность третья: граница

Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.

руст перелет в москву биография
Над Красной площадью. Источник: https://www.gazeta.ru

Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально. А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя. Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?

4. Случайность четвертая: путь к Москве

Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему. Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.

руст перелет в москву биография
«Сессна-172 Скайхок» у Покровского собора. Источник: https://www.gazeta.ru

Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.

На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.

5. Случайность пятая: Москва и Шереметьево

К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.

руст перелет в москву биография
Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru

На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.

После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст принял решение садиться на Москворецкий мост. Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы. И здесь в очередной раз удача была на стороне пилота. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра. Мог ли это сделать молодой и неопытный пилот, – большой вопрос.

Последствия

В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.

руст перелет в москву биография
Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru

За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли ещё свыше 300 офицеров. Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву. Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.

Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.

Обложка: Руст у самолета сразу после посадки. Источник: https://www.gazeta.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Немецкий самолет на Красной площади: пять случайностей Матиаса Руста

28 мая 1987 года в самом центре Москвы, на Красной площади, появился немецкий легкомоторный самолет «Сессна-172 Скайхок»

Его пилотировал немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Сегодня мы постараемся разобраться, был ли полет Руста его личной инициативой, ставшей возможной благодаря цепи случайностей, или это была спланированная акция, подразумевавшая дестабилизацию политической обстановки в Советском Союзе.

1. Случайность первая: подготовка

В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.

руст перелет в москву биография
Маршрут Руста. Источник: https://upload.wikimedia.org

Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?

Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».

Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?

2. Случайность вторая: вылет

Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.

руст перелет в москву биография
Матиас Руст у самолета. Источник: https://redsearch.org

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

3. Случайность третья: граница

Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.

руст перелет в москву биография
Над Красной площадью. Источник: https://www.gazeta.ru

Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально. А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя. Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?

4. Случайность четвертая: путь к Москве

Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему. Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.

руст перелет в москву биография
«Сессна-172 Скайхок» у Покровского собора. Источник: https://www.gazeta.ru

Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.

На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.

5. Случайность пятая: Москва и Шереметьево

К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.

руст перелет в москву биография
Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru

На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.

После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст принял решение садиться на Москворецкий мост. Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы. И здесь в очередной раз удача была на стороне пилота. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра. Мог ли это сделать молодой и неопытный пилот, – большой вопрос.

Последствия

В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.

руст перелет в москву биография
Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru

За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров. Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву. Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.

Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.

Источник

Посадка самолета на Красной площади – история Матиаса Руста

Полет в Москву

28 мая 1987 года в 13 ч. 21 мин. пилот-спортсмен из Гамбурга Матиас Руст вылетел на американском легкомоторном летательном аппарате «Cessna» с аэродрома близ Хельсинки. Затем он пересёк Финский залив, а в 14 ч. 20 мин. пролетел над границей СССР около эстонского города Кохтла-Ярве и направился в Москву.

руст перелет в москву биография

Однако финским диспетчерам лётчик ответил, что собирается в Стокгольм. Когда пилот пропал с поля зрения радаров, его начали искать спасатели. Вскоре на водной поверхности они заметили огромное масляное пятно. Финские спасатели подумали, что летательный аппарат утонул, и вызвали аквалангистов. Те исследовали морское дно в поисках самолёта, но так ничего и не нашли. Позже Руст получил за ложную тревогу от финнов счёт в 100 000 долларов.

Как только летательный аппарат немца пересёк границу СССР, в Эстонии по тревоге в небо поднялись 2 истребителя МиГ. Они какое-то время «вели» Матиаса и старались с ним связаться. Вскоре истребители вернулись к себе на базу, потому что не получили приказ уничтожить не выходящий на контакт летательный аппарат. ПВО присвоили объекту, не реагировавшему на позывной «свой-чужой», номер «8255».

Немецкому пилоту просто повезло остаться живым. Ведь в 1984 г. советские ПВО сбили корейский гражданский лайнер, случайно пересёкший границу СССР. Погибло много людей. После этого неприятного случая советским военным дали приказ не сбивать спортивные и гражданские воздушные судна, случайно залетевшие на территорию СССР.

Ровно в 15 ч. Руст пролетал над Псковом. Как раз в этот час там проходили учебные полёты молодых курсантов. Им нужно было сменить коды в рамках системы госопознавания. Не всем пилотам удалось справиться с заданием. Началась неразбериха. По ошибке летательный аппарат Матиаса приняли за перепутавшего коды молодого курсанта и присвоили код «я-свой».

руст перелет в москву биография

В 16 ч. 50 мин. Матиас пролетал над Торжком. В это время там проходили спасательные операции из-за крушения двух легкомоторных самолётов. Плавно идущее воздушное судно немца приняли за поисковый советский вертолёт. В 17 ч. самолёт немца вошёл в зону действия ПВО Москвы. Однако в этот момент всю аппаратуру противовоздушных сил отключили на профилактику.

В 18 ч. 30 мин. Матиас подошёл к столице. Посадив аппарат на Красной площади в 19 ч. 10 мин., лётчик выбрался из кабинки и начал раздавать автографы изумлённым прохожим. Его тотчас же арестовали. На следующее утро все газеты мира сообщили сенсационную новость: «Немецкий пилот пересёк границу СССР в День Пограничника и приземлил свой самолёт на Красной площади».

Последствия

Самолет немца, приземлившийся на Красной площади, преподнёс настоящий подарок М. С. Горбачёву. В те годы у генсека были натянутые взаимоотношения с министром обороны С. Соколовым. Однако у Горбачёва не было повода уволить маршала с занимаемой им должности. Случай с Рустом помог Генсеку расправиться с неугодными офицерами из высшего военного командования СССР.

руст перелет в москву биография

Из-за инцидента с немецким пилотом должностей лишились десять генералов, двадцать старших офицеров, а тридцать четыре офицера ушли на пенсию. Двух военных, ответственных за ПВО, приговорили к лишению свободы. Всего 300 советских офицеров из-за приземления немецкого лётчика в столице лишились своих должностей.

Сам же нарушитель границы, который приземлился на Красной площади в 1987 году, был арестован и приговорён к четырём годам тюрьмы. Его обвинили в хулиганских действиях, нарушении госграницы и несоблюдении авиационных правил. Хотя Матиас в свою защиту сказал, что его поступок является символическим актом и призывом к дружбе с СССР. Лишь спустя год, 3 августа 1988 года, его помиловали, благодаря указу, подписанному А. Громыко, и выдворили за пределы Советского Союза. В тюрьме пилот провёл 433 дня.

Версии о реальных причинах

Существует несколько версий о реальных причинах дерзкой выходки немецкого пилота. Говорили, будто его полёт был спланирован западными спецслужбами, чтобы продемонстрировать слабость защиты ПВО границ Советского Союза.

Якобы такой поступок немецкого лётчика был на руку и самому Генсеку СССР М. С. Горбачёву. У него не сложились отношения с командованием советской армии. После приземления Руста на Красной площади у Михаила Горбачёва появился повод уволить главнокомандующий офицерский состав.

Однако вряд ли сам Матиас знал, к каким последствиям приведёт его дерзкая выходка. Да и Горбачёв, не будучи кадровым военным, не мог предвидеть, как кадровые перестановки в армии скажутся на его судьбе.

Вероятно, немецкий лётчик не был таким уж простачком, каким его описали советские СМИ. Он был в курсе, что советские ПВО получили приказ не трогать легкомоторные судна, нарушавшие иногда границы СССР. Да и полёт над советской территорией, наверное, у Руста был не первый. Правда, до случая с приземлением на Красной площади у немца не было никаких проблем с советскими законами. Безнаказанно пересёкая границы СССР, впоследствии Руст отважился на более дерзкий поступок.

Возможно, полёт Матиаса был некой маркетинговой задумкой. В те годы отец пилота продавал американские «Cessna» в Западной Европе. Однако дела у компании шли очень плохо, а чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей к этой марке самолёта Матиас и совершил свой смелый поступок.

Почему не сбили самолет?

Когда началось расследование инцидента, советские офицеры сказали, что они сразу же заметили нарушителя границ СССР. Радиотехнические подразделения ПВО Латвийской республики обнаружили чужой самолёт ещё в 14 ч. 10 мин. Операторы радиолокационной станции, увидев нарушителя границы, сразу сообщили о нём вышестоящему начальству.

По тревоге в небо поднялись два истребителя МиГ. Им нужно было понять, что собой представляет нарушитель: это шпион, сознательно нарушивший границы СССР, или просто нарушитель режима полётов, у которого сломалась радиоаппаратура.

Лётчик советского истребителя обнаружил небольшой спортивный самолёт с тёмной широкой полосой вдоль фюзеляжа. К тому же внешне американская «Cessna» была очень похожа на российский Як-12.

руст перелет в москву биография

Командование ПВО решило, что в воздухе находится нарушитель режима полётов, который просто забыл включить режим опознавания. Ни один генерал не дал команды сбить воздушное судно. Советские истребители не могли лететь рядом, они с огромной скоростью проносились мимо тихоходного лёгкомоторного самолёта Матиаса.

Вопросы, оставшиеся без ответа

Матиас Руст пролетел около 1 000 км от Хельсинки до Москвы. Его средняя скорость составляла 200 км/ч. На весь полёт он затратил 7 часов. Хотя, чтобы преодолеть такое расстояние его самолёту понадобилось бы меньше времени. Получается, что пилот совершал посадку на территории СССР и дозаправлялся?

На опубликованных в СМИ фотографиях видно, что когда лётчик вылетел из Финляндии, на нём была рубашка и джинсы. Однако в Москву он прилетел в комбинезоне красного цвета. Не мог же он переодеться в кабинке маленького самолёта, находясь за штурвалом?

руст перелет в москву биография

В момент его приземления на Красной площади кем-то предварительно были срезаны троллейбусные провода на Большом Москворецком мосту. У немецкого лётчика были сообщники?

Приземление Матиаса сняли несколько профессиональных фотокамер. Они стояли на крыше ГУМа и на трибуне Мавзолея. Его прилёт специально ждали?

Биография

Матиас родился в 1968 г. в ФРГ. Мальчик с детства хотел стать лётчиком. В 1986 г. получил лётные права. В мае 1987 г. прилетел в Москву и там приземлился на Красной площади, за что был арестован.

После освобождения вернулся в родную Германию. Его сразу же лишили лётных прав. Далее биография Руста постоянно привлекала к себе внимание СМИ.

Какое-то время Матиас работал медработником в больнице, но вскоре угодил на 5 месяцев за решётку. Он накинулся с ножом на медицинскую сестру, которая отвергла его ухаживания.

В 1994 г. Руст проинформировал общественность, что хочет жить в России. Он отправился в Москву и безуспешно добивался встречи с М. Горбачёвым. Потом торговал какое-то время обувью в столице. Матиас много путешествовал по миру. Приехал в Индию. В 90-х годах расписался с дочерью зажиточного индийского торговца чаем. Вскоре вернулся с супругой в Германию.

В 2001 г. попался на воровстве кашемировой кофты. Суд оштрафовал его на 5 000 евро. Семейная жизнь у Матиаса не сложилась. Вскоре он развёлся с супругой. Какое-то время он зарабатывал на жизнь, играя в карты. Затем ему удалось восстановить свои лётные права в ЮАР.

Жизнь Руста после полёта

Полёт Руста не остался незамеченным. О его безумной выходке писали СМИ всего мира. В СССР даже сочиняли анекдоты, в которых Красную площадь переименовали в аэропорт «Шереметьево-3». Собиравшиеся на площади москвичи шутили, что ждут самолёт на Гамбург.

руст перелет в москву биография

Вернувшись после заключения в Германию, Руст лишился лётных прав из-за проблем со здоровьем психического характера. Однако он не утратил оптимизм, много путешествовал и даже добился возвращения лётных прав, правда, в ЮАР.

Судьба самолета

У самолёта немецкого пилота необычная судьба. Вначале Матиас вылетел на нём из ФРГ на Север Европы, якобы чтобы налетать требуемое количество часов для получения прав пилота. Вместо второго ряда сидений на легкомоторном судне, были установлены дополнительные топливные баки.

Затем самолёт немецкого пилота перед полётом в Москву совершил посадку в Исландии и там был переоборудован. Ему сделали крылья из синтетического материала, который для радаров был невидимым. Приземлившись в Финляндии на аэродроме близ Хельсинки, пилот сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм, но полетел в Москву. Так спортивное воздушное судно оказалось в России.

До 2008 года летательным аппаратом Матиаса владел японский предприниматель. Затем он продал его Немецкому техническому музею. Летательный аппарат Руста в качестве экспоната стоит в фойе этого музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *