русская советская актриса 1866 1964
Яблочкина, Александра Александровна
Александра Александровна Яблочкина
Александра Александровна Яблочкина (1866—1964) — российская и советская актриса театра.
Содержание
Биография
Александра Яблочкина родилась 3 (15) ноября 1866 года в Санкт-Петербурге. [1] Родители: С. В. Яблочкина (урожденная Сорокина) и А. А. Яблочкин. Театральному искусству училась у своего отца — актёра и режиссёра А. А. Яблочкина и у актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой, которую в знак благодарности называла «матерью».
В 1885 играла в Тифлисском театре русской драмы.
С 1886 года актриса московского Театра Корша. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей — Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. [2] С 1888 года и до конца жизни в труппе Малого театра. На сцене Малого театра выступала совместно с М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, О. О. Садовской.
В 1915 году Яблочкина возглавила Русское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем.
Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Память
Награды и звания
Творчество
Роли в театре
Тифлисский театр русской драмы
В 1885 году играла роли, подготовленные вместе с отцом: Катарина («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Наташа («Своя семья» А.Грибоедова, Н.Хмельницкого, А.Шаховского), Эмма («Три пощечины» П.Григорьева).
Театр Корша
В 1886—1888 годах играла роли: Любовь Гордеевна («Бедность не порок» А.Островского), Оленька («Благородный театр» А.Шаховского), Марина («Борис Годунов» А.Пушкина), Саша («Заварила кашу — расхлебывай» В.Крылова), Пашенька («Кручина» И.Шпажинского), Зоринская («Кому жить?» Николаева), Лиза («Лиза Фомина» М.Каменской), Люсиль («Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского), Софья («Недоросль» Д.Фонвизина), Женин («Пансионерка» К.Тарновского), Баронесса («Победителей не судят», переделка Самойлова), Наташа («Своя семья» А.Грибоедова, Н.Хмельницкого, А.Шаховского), Элиза («Скупой» Ж.-Б.Мольера), Штопнова («Соколы и вороны» А.Сумбатова), Надя («Сорванец» В.Крылова), Лелия («Сюлливан» (Любовь и предрассудок) Малевиля), Чонская («Так на свете все превратно» В.Крылова), Эмма («Три пощечины» П.Григорьева), Лиза («Фруфру» (Ветерок) A.Мельяка и Л.Галеви), Баронесса Фицгейм («Чад жизни» Б.Маркевича), Софья («Горе от ума» А.Грибоедова).
Малый театр
Другие роли
Александра Яблочкина
Биография
Александра Яблочкина — актриса, чье творчество прошло через несколько исторических эпох. Дама начинала играть при царской власти в дореволюционной России, а продолжила карьеру в советских театрах. Но какие бы изменения ни затрагивали страну, исполнительница оставалась верна делу жизни, блистала на сцене, создавая яркие и незабываемые образы.
Детство и юность
О детских и подростковых годах биографии артистки известно мало. Девочка родилась в ноябре 1866-го в Санкт-Петербурге. Дед и прадед будущей исполнительницы работали капельмейстерами и скрипачами при императорских дворах. Отец, Александр Яблочкин, занимал должность режиссера в Александрийском театре Петербурга, а после устроился в Малый.
Мать, Серафима Сорокина, была популярной драматической актрисой. Первое появление юной продолжательницы семейной династии на сцене состоялось, когда той было 6 лет. Позднее девушка серьезно занялась артистическим искусством. Первыми учителями для нее стали родители и Гликерия Николаевна Федотова, известная театральная исполнительница.
Личная жизнь
Страсть к игре не позволила построить Александре личную жизнь. В беседе с историком Леонардом Гендлиным дама призналась, что в 20 лет чуть не вышла замуж. Жених был не по душе петербурженке, однако родные уговаривали девушку дать согласие. Когда пара начала ходить на свидания, невеста с упоением говорила только о драматических постановках.
Молодому человеку это не нравилось — он ревновал возлюбленную к сцене. Поняв, что брак лишит ее возможности служить Мельпомене и Талии, артистка расторгла помолвку. Позже, уже работая в Малом театре, исполнительница увлеклась драматургом, потомственным князем Александром Ивановичем Южиным.
Мужчина красиво ухаживал за молодой девушкой, даже сделал ей официальное предложение. Однако оказалось, что Южин уже помолвлен. Это открытие стало настоящим ударом для Александры. После такого предательства она вычеркнула мысли о браке из жизни, полностью отдав себя любимому делу. Место детей заняли для нее спектакли.
Театр и фильмы
В 1885 году Александра начала играть на сцене Тифлисского театра русской драмы. Здесь в репертуар Яблочкиной вошли роли Катарины из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой», Эммы из «Трех пощечин» Петра Григорьева и другие. Через год артистка переехала в Москву, где была принята в труппу Театра Корша.
Здесь наиболее значительной для петербурженки стала работа в спектакле «Горе от ума», где она воплотила на сцене образ Софьи Фамусовой. Сама актриса отмечала, что игра в постановках комедийного жанра помогла преодолеть присущую ей с детских лет сдержанность и холодность.
С 1888 года началась новая страница в творческой карьере Яблочкиной. Исполнительница перешла в Малый театр, в котором прослужила больше 70 лет. Вместе с Александрой в спектаклях были задействованы Мария Николаевна Ермолова, Александр Павлович Ленский и другие мастера сцены. В репертуар входили постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Виктора Гюго, Фридриха Шиллера.
Долгое время петербурженка мечтала играть в трагедиях и драмах. Однако Александр Южин, будучи в то время директором театра, отмечал, что ее призвание в другом, и утверждал актрису в водевильные проекты.
Александра Александрована Яблочкина, выдающаяся русская актриса. В 1885 играла в Тифлисском Театре русской драмы роли, подготовленные вместе с отцом, режиссером А. А. Яблочкиным.
В пример мужчина приводил Элеонору Дузе, Сару Бернар, у которых уголки рта всегда были опущены — это сразу воспринималось зрителями как «печать скорби». У Яблочкиной же, по словам Южина, «рот был создан для комедии».
Исполнительница ответственно подходила к работе. Когда Александре давали роль в исторической пьесе, она внимательно изучала литературные, научные и художественные материалы, связанные с персонажем. Например, при подготовке постановки «Мария Стюарт» петербурженка пользовалась консультациями профессоров Московского университета, знакомилась с рисунками и гравюрами.
Также для артистки было важно предстать на сцене в исторических костюмах так, чтобы это выглядело естественно. За время служения в театре даме приходилось появляться перед публикой в античных одеяниях, платьях с кринолинами и фижмами.
Еще в молодости Александра тренировалась в ношении костюмов, рассматривала картины в музеях и художественных галереях России и Европы, чтобы понять, как женщины прошлых эпох носили те или иные фасоны, как держали веера, снимали шляпы. В дальнейшем это позволило артистке свободно и раскованно чувствовать себя на театральных подмостках в любом образе.
Сделать героинь фактурными, выразительными петербурженке помогали отточенные жесты. Сама Яблочкина училась этому искусству у прославленных мастеров — Элеоноры Дузе, эстрадного певца Александра Вертинского. Выразительность движений последнего восторгала актрису — она называла руки мужчины его «вторыми глазами».
Кроме того, для создания незабываемых образов важны были не только эмоции, пластика тела, но и четкая речь, поставленный голос. Исполнительница часто вспоминала, как в детстве отец просил ее читать вслух басни и стихотворения со сложными речевыми оборотами. У дамы был неплохой музыкальный слух — она пела романс Ларисы Огудаловой в постановке «Бесприданницы», песню Офелии в шекспировском «Гамлете».
В зрелые годы Яблочкина не только блистала на сцене, но и обучала подрастающее поколение артистов. Она была требовательна, но молодые актеры любили ее, преклонялись перед талантом. В 1915-м дама встала во главе Русского театрального общества и оставалась председателем организации до конца жизни.
95595 95595 01.01.1950 Александра Александровна Яблочкина (1866-1964 г.г.), народная артистка СССР актриса Малого театра СССР. Елизавета Микулина/РИА Новости
В середине XX столетия Яблочкина снялась в кино. В 1956-м на экраны вышел фильм-спектакль «Крылья», в котором женщина исполнила роль Александры Алексеевны Горицвет. Также в ее фильмографии числятся несколько документальных лент, связанных с жизнью деятелей искусства.
С работой служительницы Мельпомены и Талии в театре связывают много анекдотов и баек. В них звучат цитаты Яблочкиной за разные годы. При этом нет канонических версий описываемых событий. Так, в знаменитой истории с ограблением, когда в квартиру актрисы пробрались воры, есть два варианта развития событий.
Согласно одному, обнаружив злоумышленников, пытавшихся похитить ее драгоценности, Александра попросила оставить украшения, поскольку те были нужны ей в спектаклях, а взамен предложила взять деньги. Согласно другому, петербурженка позволила забрать вещи, так как они были бутафорскими и не имели ценности.
Смерть
Артистки не стало 20 марта 1964 года. Информации о причинах смерти нет в открытом доступе. Яблочкина не дожила до 98-летия несколько месяцев. Исполнительница похоронена на Новодевичьем кладбище. К ее могиле до сих пор приносят цветы.
Яблочкина Александра Александровна
Я́блочкина Александра Александровна (1866, Петербург 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкова выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкова избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 190664 жила Яблочкова (Большая Дмитровка, 4/2), мемориальная доска. Имя Яблочковой присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.
Сочинения: 75 лет в театре, [3 изд.], М., 1977.
Литература: Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.
Яблочкина Александра Александровна — Александра Александровна Яблочкина Дата рождения: 15 ноября 1866 Место рождения: Петербург … Википедия
Яблочкина, Александра Александровна — Александра Александровна Яблочкина. ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (1866 1964), актриса, театральный деятель. На сцене с 1885. С 1888 в Малом театре. Простота и изящество, тщательность отделки сценического рисунка в ролях: Софья (“Горе от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Яблочкина Александра Александровна — [3(15).11.1866, Петербург, ‒ 20.3.1964, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у Г. Н. Федотовой и у своего отца ‒ режиссёра и актёра А. А. Яблочкина. С 1886 актриса московского Театра Корша. С 1888 в труппе… … Большая советская энциклопедия
ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна — (3 ноября 1866 20 марта 1964), российская театральная актриса, народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943). В 1886 1888 годах Александра Яблочкина выступала в Московском театре Корша. С 1888 года актриса Малого театра. С 1915… … Энциклопедия кино
Яблочкина, Александра Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яблочкина. Александра Александровна Яблочкина … Википедия
Яблочкина Александра Александровна — (1866 1964), актриса, народная артистка СССР (1937). С 1888 в Малом театре (Москва). Игру отличали изящество, тщательность отделки сценического рисунка. С наибольшим успехом исполняла комедийные роли: Королева («Стакан воды» Э. Скриба), Мамаева,… … Энциклопедический словарь
Яблочкина, Александра Александровна — (род. 1868) народная артистка Республики. Дочь извести, актера А. А. Яблочкина. На сцене с шестилетнего возраста. На сцене Малого театра с 1888, куда перешла из театра Ф. Корша (1886 88). Лучшие из ролей Я. преимущественно классического… … Большая биографическая энциклопедия
Яблочкина, Александра — Александра Александровна Яблочкина Дата рождения: 15 ноября 1866 Место рождения: Петербург … Википедия
Яблочкина, Александра
Яблочкина, Александра
Александра Александровна Яблочкина | |
Дата рождения: |
---|