русская советская актриса 1866 1964

Яблочкина, Александра Александровна

Александра Александровна Яблочкина

Александра Александровна Яблочкина (1866—1964) — российская и советская актриса театра.

Содержание

Биография

Александра Яблочкина родилась 3 (15) ноября 1866 года в Санкт-Петербурге. [1] Родители: С. В. Яблочкина (урожденная Сорокина) и А. А. Яблочкин. Театральному искусству училась у своего отца — актёра и режиссёра А. А. Яблочкина и у актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой, которую в знак благодарности называла «матерью».

В 1885 играла в Тифлисском театре русской драмы.

С 1886 года актриса московского Театра Корша. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей — Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. [2] С 1888 года и до конца жизни в труппе Малого театра. На сцене Малого театра выступала совместно с М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, О. О. Садовской.

В 1915 году Яблочкина возглавила Русское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем.

Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Память

Награды и звания

Творчество

русская советская актриса 1866 1964

русская советская актриса 1866 1964

русская советская актриса 1866 1964

русская советская актриса 1866 1964

Роли в театре

Тифлисский театр русской драмы

В 1885 году играла роли, подготовленные вместе с отцом: Катарина («Укрощение строптивой» У.Шекспира), Наташа («Своя семья» А.Грибоедова, Н.Хмельницкого, А.Шаховского), Эмма («Три пощечины» П.Григорьева).

Театр Корша

В 1886—1888 годах играла роли: Любовь Гордеевна («Бедность не порок» А.Островского), Оленька («Благородный театр» А.Шаховского), Марина («Борис Годунов» А.Пушкина), Саша («Заварила кашу — расхлебывай» В.Крылова), Пашенька («Кручина» И.Шпажинского), Зоринская («Кому жить?» Николаева), Лиза («Лиза Фомина» М.Каменской), Люсиль («Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского), Софья («Недоросль» Д.Фонвизина), Женин («Пансионерка» К.Тарновского), Баронесса («Победителей не судят», переделка Самойлова), Наташа («Своя семья» А.Грибоедова, Н.Хмельницкого, А.Шаховского), Элиза («Скупой» Ж.-Б.Мольера), Штопнова («Соколы и вороны» А.Сумбатова), Надя («Сорванец» В.Крылова), Лелия («Сюлливан» (Любовь и предрассудок) Малевиля), Чонская («Так на свете все превратно» В.Крылова), Эмма («Три пощечины» П.Григорьева), Лиза («Фруфру» (Ветерок) A.Мельяка и Л.Галеви), Баронесса Фицгейм («Чад жизни» Б.Маркевича), Софья («Горе от ума» А.Грибоедова).

Малый театр

Другие роли

Источник

Александра Яблочкина

Биография

Александра Яблочкина — актриса, чье творчество прошло через несколько исторических эпох. Дама начинала играть при царской власти в дореволюционной России, а продолжила карьеру в советских театрах. Но какие бы изменения ни затрагивали страну, исполнительница оставалась верна делу жизни, блистала на сцене, создавая яркие и незабываемые образы.

Детство и юность

О детских и подростковых годах биографии артистки известно мало. Девочка родилась в ноябре 1866-го в Санкт-Петербурге. Дед и прадед будущей исполнительницы работали капельмейстерами и скрипачами при императорских дворах. Отец, Александр Яблочкин, занимал должность режиссера в Александрийском театре Петербурга, а после устроился в Малый.

Мать, Серафима Сорокина, была популярной драматической актрисой. Первое появление юной продолжательницы семейной династии на сцене состоялось, когда той было 6 лет. Позднее девушка серьезно занялась артистическим искусством. Первыми учителями для нее стали родители и Гликерия Николаевна Федотова, известная театральная исполнительница.

Личная жизнь

Страсть к игре не позволила построить Александре личную жизнь. В беседе с историком Леонардом Гендлиным дама призналась, что в 20 лет чуть не вышла замуж. Жених был не по душе петербурженке, однако родные уговаривали девушку дать согласие. Когда пара начала ходить на свидания, невеста с упоением говорила только о драматических постановках.

Молодому человеку это не нравилось — он ревновал возлюбленную к сцене. Поняв, что брак лишит ее возможности служить Мельпомене и Талии, артистка расторгла помолвку. Позже, уже работая в Малом театре, исполнительница увлеклась драматургом, потомственным князем Александром Ивановичем Южиным.

Мужчина красиво ухаживал за молодой девушкой, даже сделал ей официальное предложение. Однако оказалось, что Южин уже помолвлен. Это открытие стало настоящим ударом для Александры. После такого предательства она вычеркнула мысли о браке из жизни, полностью отдав себя любимому делу. Место детей заняли для нее спектакли.

Театр и фильмы

В 1885 году Александра начала играть на сцене Тифлисского театра русской драмы. Здесь в репертуар Яблочкиной вошли роли Катарины из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой», Эммы из «Трех пощечин» Петра Григорьева и другие. Через год артистка переехала в Москву, где была принята в труппу Театра Корша.

Здесь наиболее значительной для петербурженки стала работа в спектакле «Горе от ума», где она воплотила на сцене образ Софьи Фамусовой. Сама актриса отмечала, что игра в постановках комедийного жанра помогла преодолеть присущую ей с детских лет сдержанность и холодность.

С 1888 года началась новая страница в творческой карьере Яблочкиной. Исполнительница перешла в Малый театр, в котором прослужила больше 70 лет. Вместе с Александрой в спектаклях были задействованы Мария Николаевна Ермолова, Александр Павлович Ленский и другие мастера сцены. В репертуар входили постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Виктора Гюго, Фридриха Шиллера.

Долгое время петербурженка мечтала играть в трагедиях и драмах. Однако Александр Южин, будучи в то время директором театра, отмечал, что ее призвание в другом, и утверждал актрису в водевильные проекты.

Александра Александрована Яблочкина, выдающаяся русская актриса. В 1885 играла в Тифлисском Театре русской драмы роли, подготовленные вместе с отцом, режиссером А. А. Яблочкиным.

В пример мужчина приводил Элеонору Дузе, Сару Бернар, у которых уголки рта всегда были опущены — это сразу воспринималось зрителями как «печать скорби». У Яблочкиной же, по словам Южина, «рот был создан для комедии».

Исполнительница ответственно подходила к работе. Когда Александре давали роль в исторической пьесе, она внимательно изучала литературные, научные и художественные материалы, связанные с персонажем. Например, при подготовке постановки «Мария Стюарт» петербурженка пользовалась консультациями профессоров Московского университета, знакомилась с рисунками и гравюрами.

Также для артистки было важно предстать на сцене в исторических костюмах так, чтобы это выглядело естественно. За время служения в театре даме приходилось появляться перед публикой в античных одеяниях, платьях с кринолинами и фижмами.

Еще в молодости Александра тренировалась в ношении костюмов, рассматривала картины в музеях и художественных галереях России и Европы, чтобы понять, как женщины прошлых эпох носили те или иные фасоны, как держали веера, снимали шляпы. В дальнейшем это позволило артистке свободно и раскованно чувствовать себя на театральных подмостках в любом образе.

Сделать героинь фактурными, выразительными петербурженке помогали отточенные жесты. Сама Яблочкина училась этому искусству у прославленных мастеров — Элеоноры Дузе, эстрадного певца Александра Вертинского. Выразительность движений последнего восторгала актрису — она называла руки мужчины его «вторыми глазами».

Кроме того, для создания незабываемых образов важны были не только эмоции, пластика тела, но и четкая речь, поставленный голос. Исполнительница часто вспоминала, как в детстве отец просил ее читать вслух басни и стихотворения со сложными речевыми оборотами. У дамы был неплохой музыкальный слух — она пела романс Ларисы Огудаловой в постановке «Бесприданницы», песню Офелии в шекспировском «Гамлете».

В зрелые годы Яблочкина не только блистала на сцене, но и обучала подрастающее поколение артистов. Она была требовательна, но молодые актеры любили ее, преклонялись перед талантом. В 1915-м дама встала во главе Русского театрального общества и оставалась председателем организации до конца жизни.

95595 95595 01.01.1950 Александра Александровна Яблочкина (1866-1964 г.г.), народная артистка СССР актриса Малого театра СССР. Елизавета Микулина/РИА Новости

В середине XX столетия Яблочкина снялась в кино. В 1956-м на экраны вышел фильм-спектакль «Крылья», в котором женщина исполнила роль Александры Алексеевны Горицвет. Также в ее фильмографии числятся несколько документальных лент, связанных с жизнью деятелей искусства.

С работой служительницы Мельпомены и Талии в театре связывают много анекдотов и баек. В них звучат цитаты Яблочкиной за разные годы. При этом нет канонических версий описываемых событий. Так, в знаменитой истории с ограблением, когда в квартиру актрисы пробрались воры, есть два варианта развития событий.

Согласно одному, обнаружив злоумышленников, пытавшихся похитить ее драгоценности, Александра попросила оставить украшения, поскольку те были нужны ей в спектаклях, а взамен предложила взять деньги. Согласно другому, петербурженка позволила забрать вещи, так как они были бутафорскими и не имели ценности.

Смерть

Артистки не стало 20 марта 1964 года. Информации о причинах смерти нет в открытом доступе. Яблочкина не дожила до 98-летия несколько месяцев. Исполнительница похоронена на Новодевичьем кладбище. К ее могиле до сих пор приносят цветы.

Источник

Яблочкина Александра Александровна

Я́блочкина Александра Александровна (1866, Петербург — 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкова выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкова избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкова (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочковой присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.

Сочинения: 75 лет в театре, [3 изд.], М., 1977.

Литература: Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.

Яблочкина Александра Александровна — Александра Александровна Яблочкина Дата рождения: 15 ноября 1866 Место рождения: Петербург … Википедия

Яблочкина, Александра Александровна — Александра Александровна Яблочкина. ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (1866 1964), актриса, театральный деятель. На сцене с 1885. С 1888 в Малом театре. Простота и изящество, тщательность отделки сценического рисунка в ролях: Софья (“Горе от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Яблочкина Александра Александровна — [3(15).11.1866, Петербург, ‒ 20.3.1964, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у Г. Н. Федотовой и у своего отца ‒ режиссёра и актёра А. А. Яблочкина. С 1886 актриса московского Театра Корша. С 1888 в труппе… … Большая советская энциклопедия

ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна — (3 ноября 1866 20 марта 1964), российская театральная актриса, народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943). В 1886 1888 годах Александра Яблочкина выступала в Московском театре Корша. С 1888 года актриса Малого театра. С 1915… … Энциклопедия кино

Яблочкина, Александра Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яблочкина. Александра Александровна Яблочкина … Википедия

Яблочкина Александра Александровна — (1866 1964), актриса, народная артистка СССР (1937). С 1888 в Малом театре (Москва). Игру отличали изящество, тщательность отделки сценического рисунка. С наибольшим успехом исполняла комедийные роли: Королева («Стакан воды» Э. Скриба), Мамаева,… … Энциклопедический словарь

Яблочкина, Александра Александровна — (род. 1868) народная артистка Республики. Дочь извести, актера А. А. Яблочкина. На сцене с шестилетнего возраста. На сцене Малого театра с 1888, куда перешла из театра Ф. Корша (1886 88). Лучшие из ролей Я. преимущественно классического… … Большая биографическая энциклопедия

Яблочкина, Александра — Александра Александровна Яблочкина Дата рождения: 15 ноября 1866 Место рождения: Петербург … Википедия

Источник

Яблочкина, Александра

Яблочкина, Александра

Яблочкина, Александра Александровна — (1866—1964) — российская и советская актриса театра, народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943), трижды кавалер ордена Ленина. [1]

Содержание

Биография

Александра Яблочкина родилась 3 (15) ноября 1866 года в Санкт-Петербурге. [1] Театральному искусству училась у своего отца — актёра и режиссёра А. А. Яблочкина и у Г. Н. Федотовой.

С 1886 года актриса московского Театра Корша. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей — Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. [2] С 1888 года и до конца жизни в труппе Малого театра. На сцене Малого театра выступала совместно с М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, О. О. Садовской.

Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве.

Творчество

Роли в театре

русская советская актриса 1866 1964

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Яблочкина, Александра» в других словарях:

Яблочкина, Александра, Александровна — Александра Александровна Яблочкина Дата рождения: 15 ноября 1866 Место рождения: Петербург … Википедия

Яблочкина Александра Александровна — Александра Александровна Яблочкина Дата рождения: 15 ноября 1866 Место рождения: Петербург … Википедия

Яблочкина, Александра Александровна — Александра Александровна Яблочкина. ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (1866 1964), актриса, театральный деятель. На сцене с 1885. С 1888 в Малом театре. Простота и изящество, тщательность отделки сценического рисунка в ролях: Софья (“Горе от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Яблочкина Александра Александровна — [3(15).11.1866, Петербург, ‒ 20.3.1964, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у Г. Н. Федотовой и у своего отца ‒ режиссёра и актёра А. А. Яблочкина. С 1886 актриса московского Театра Корша. С 1888 в труппе… … Большая советская энциклопедия

ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна — (3 ноября 1866 20 марта 1964), российская театральная актриса, народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943). В 1886 1888 годах Александра Яблочкина выступала в Московском театре Корша. С 1888 года актриса Малого театра. С 1915… … Энциклопедия кино

Яблочкина, Александра Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яблочкина. Александра Александровна Яблочкина … Википедия

Яблочкина, Александра Александровна — (род. 1868) народная артистка Республики. Дочь извести, актера А. А. Яблочкина. На сцене с шестилетнего возраста. На сцене Малого театра с 1888, куда перешла из театра Ф. Корша (1886 88). Лучшие из ролей Я. преимущественно классического… … Большая биографическая энциклопедия

Яблочкина Александра Александровна — (1866 1964), актриса, народная артистка СССР (1937). С 1888 в Малом театре (Москва). Игру отличали изящество, тщательность отделки сценического рисунка. С наибольшим успехом исполняла комедийные роли: Королева («Стакан воды» Э. Скриба), Мамаева,… … Энциклопедический словарь

Яблочкина Александра Александровна — (1866, Петербург — 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском ; сыграла здесь одну из своих лучших… … Москва (энциклопедия)

Источник

teachron

Театральный хронограф

Александра Яблочкина

15 ноября 1866 года в Петербурге родилась Александра Александровна Яблочкина, русская и советская театральная актриса, педагог, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии первой степени.

русская советская актриса 1866 1964

Ее отец, дед, прадед и прапрадед были деятелями искусства. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте. Сценическим искусством занималась с Г.Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Яблочкиным.

В 1888 году дебютировала в Малом театре (в роли Софьи); работала в этом театре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами русской сцены, искусство которых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина постоянно следовала им в своём искусстве.

русская советская актриса 1866 1964

Революцию актриса восприняла совершенно спокойно, так как считала, что для искусства абсолютно неважны социальные и экономические потрясения, а настоящий актер является слугой лишь одного господина – театра.

русская советская актриса 1866 1964

Однако переход из времени царского во время советское не просто прошел для Александры Александровны незамеченным. Она умудрилась сохранить свою фантастическую наивность и не устраивавшую многих привычку говорить именно то, о чем думала в данный момент. Партийные и военные бонзы послереволюционного периода обожали посещать спектакли с участием Яблочкиной, но зато говорить с ней крайне опасались. Она могла запросто заявить при свидетелях весьма известному красному командиру:
— О! А я ведь помню вас бравым гвардейским офицером! Вам так к лицу были аксельбанты! Вы, кажется, дослужились до капитана императорской гвардии?
— Что мог ответить на подобный вопрос заслуженный красный командир, тем более что все сказанное было правдой до последнего слова?

русская советская актриса 1866 1964

Согласно веянию времени и по велению свыше, Александра Александровна стала членом ВКП (б). При этом ее никоим образом не интересовали политические или идеологические подоплеки собственного поступка. Было сказано артистам вступить в партию – она и вступила вместе с другими. Платила взносы, посещала собрания и не понимала ни слова из призывов, директив и указаний на новое экономическое направление. Как говорили ее коллеги: «У великой Яблочкиной великая судьба! Она старилась на сцене у нас на глазах вместе со своими героями…»

русская советская актриса 1866 1964

Когда актриса уже не играла в спектаклях, взяли за правило приглашать ее на все партийные собрания или мероприятия, хоть сколько-нибудь значимые. Александру Александровну неизменно сажали в президиум, откуда она улыбалась своей знаменитой, хоть и постаревшей уже улыбкой. Подобная традиция закончилась довольно интересным образом. Однажды на партийном собрании, посвященном юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, кто-то из молодых коммунистов задал Яблочкиной вопрос:
– Скажите, Александра Александровна, а вот как вы думаете, коммунизм будет сильно отличаться от нашего времени?
– Конечно! – спокойно ответила Яблочкина с высоты стола президиума. – Вы же понимаете, что время это будет невыразимо прекрасным! Появится много продуктов, разных и полезных. У каждого человека будет своя отдельная квартира или дом, а коммуналки уйдут в прошлое…

русская советская актриса 1866 1964

По мере того, как Александра Александровна расписывала свое видение коммунизма, лица собравшихся светлели, люди улыбались, предвкушая приход прекрасного времени – коммунизма… Сейчас это может показаться странным, но в те времена отношение к будущему было иным – многие в него не просто верили, а еще и считали, что до построения коммунистического общества остались считанные годы.
– Люди станут намного культурнее, – увлеченно продолжала актриса. – Они будут невероятно много читать и посещать каждый день театры. Вежливость и уважительность в отношениях станет нормой, а улицы будут чистыми и ухоженными…
Видимо, Яблочкина очень увлеклась своим внутренним видением будущего, потому что неожиданно для всего собрания мечтательно добавила:
– В общем, все будет, как было при царе!

русская советская актриса 1866 1964

Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи, строгая этическая требовательность к себе и окружающим отличали Яблочкину как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов.

Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Яблочкина обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценический костюм.

русская советская актриса 1866 1964

Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 году в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по Теккерею), в возрасте 95 лет!

Много сил отдавала Яблочкина общественной деятельности. Ещё до революции на протяжении ряда лет она избиралась председателем «корпораций артистов Малого театра», настойчиво отстаивала интересы актёров.

русская советская актриса 1866 1964

В 1915 году, после смерти основательницы Русского театрального общества Марии Гавриловны Савиной, возглавила его и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания Яблочкиной переиздавались несколько раз.

Александра Александровна Яблочкина умерла в Москве 20 марта 1964 года, не дожив всего двух лет до своего столетия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Александра Александровна Яблочкина
русская советская актриса 1866 1964
Дата рождения: