русская актриса в клане сопрано
Как звезда сериала «Евлампия Романова» покорила Голливуд, и почему вернулась из США в Россию
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Алла Клюка родилась и выросла в Минске. Об актерском будущем она мечтала с юности, и после окончания школы отправилась штурмовать столичные театральные вузы. С первой попытки ей удалось поступить в Щепкинское училище на курс Юрия Соломина. В 1990 г. Алла Клюка вместе с однокурсниками прошла стажировку в нью-йоркской театральной школе, что ей пригодилось в дальнейшем. В это же время актриса начала сниматься в кино. В дебютном фильме «Визит дамы» ее роль была эпизодической, а фамилия даже не упоминалась в титрах, но уже через год Алла Клюка получила несколько главных ролей. В фильмах «Тело», «Облако-рай» и «Сделано в СССР» она снялась еще во время учебы. Тогда же к ней пришла первая популярность.
Благодаря стажировке в США актриса в 1992 г. получила главную роль в совместном проекте России и США «Ноктюрн Шопена», спустя год сыграла главную героиню в фильме «Серп и молот», а после этого надолго пропала с экранов. Какое-то время о ней ничего не было слышно. Как выяснилось позже, Алла Клюка познакомилась с американцем с русскими корнями Кени Шаффером, который занимался в Москве работой над созданием совместной российско-американской кинокомпании, вышла за него замуж и переехала в Америку. Он был старше нее на 20 лет, но это не стало препятствием в общении. Первые годы семейной жизни были очень счастливыми, у пары родился сын Кибо.
Опыт стажировки и съемок в США, а также знание языка очень пригодились ей после переезда. Аллу Клюку-Шаффер приняли в Гильдию американских киноактеров. Ей посчастливилось принять участие в съемках сериалов, которые пользовались популярностью во всем мире – «Клан Сопрано» (1999-2007, Алла Клюка снялась в 2-х сезонах из 6) и «Закон и порядок» (2001-2011, актриса появилась в первом сезоне).
Организация съемочного процесса за рубежом показалась ей совсем другой, о чем актриса рассказывала: « С первой минуты появилось ощущение, что я включена в работу огромного отлаженного механизма. Каждый из людей знает свое место и свои функции. Там иная система организации производства. К моменту съемки все абсолютно решено и спокойно реализуется. Там гример, например, никогда не будет обсуждать с режиссером на площадке детали грима, а художник – пейзаж за окном. Все оговорено с цехами, и цеха все указания выполнили. Остается снимать… Когда я первый раз вошла в павильон, то увидела у дверей три стола с прекрасной едой, кофе, чаем, минеральной водой и т.д. Когда актер свободен, он может подойти, поесть, подкрепиться и вернуться на площадку с новыми силами. Есть место, где актер отдыхает во время короткого перерыва. Мне была приятна сама мысль, что обо мне заботятся. Думаю, как и любому другому моему коллеге. Комфорт много значит в нашем деле, это не каприз, а необходимость ».
А вот работа с режиссером ее, скорее, разочаровала – она встретилась с ним только на съемочной площадке, а перед этим на пробах ей в двух словах описали ее персонажа – и отпустили в свободное плавание. На площадке актерам говорили только о том, где они должны стоять и куда идти, в остальном работа над ролью была самостоятельной. Впрочем, от этого актриса получила удовольствие. К тому же участие в этих сериалах дало ей право вступить в Гильдию американских киноактеров – для этого было достаточно сняться в двух разных фильмах или сериалах. Это давало Алле существенные привилегии, ведь актеров, состоящих в Гильдии, охотнее приглашают на съемки.
При этом на родине об актрисе не забывали и периодически приглашали ее на съемки российских проектов. В 1998 г. режиссер Алла Сурикова предложила Алле Клюке роль обеспеченной иностранки в своей комедии «Хочу в тюрьму». Спустя 3 года актриса получила главную роль в сериале того же режиссера «Идеальная пара». Но настоящая популярность, узнаваемость и признание на родине пришли к ней после того, как она сыграла главную героиню в детективном сериале по произведениям Дарьи Донцовой «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант».
По сценарию, ее героиня, которая в прошлом была богатой и неприспособленной к самостоятельной жизни замужней дамой, после предательства мужа вынуждена заботиться о себе сама. Она меняет сферу деятельности, превращается в частного детектива, а затем и встречает новую любовь. Так случилось, что в чем-то актриса повторила судьбу своей героини. Благодаря съемкам в этом сериале произошли кардинальные перемены и в ее профессиональной, и в личной жизни.
На съемки в Россию она соглашалась с большим удовольствием не только потому, что была рада побывать на родине, а и из-за того, что в ее семье начались серьезные разногласия. Как оказалось, у них с супругом было мало общего. Он все свое время проводил за компьютером, ведь специализировался на компьютерных технологиях и технических новинках, от чего жена была далека. Она жила кино и театром, к чему муж был равнодушен. Совместных увлечений и интересов у них не было, и супруги начали отдаляться друг от друга. А на съемках в России актриса встретила человека, который оказался очень близок ей по духу и был таким же творческим.
Режиссер сериала «Евлампия Романова» Владимир Морозов позже признавался, что был покорен с первого взгляда, как только Алла Клюка появилась в съемочном павильоне. И когда он выбрал ее на главную роль из числа других претенденток, этот выбор был подсказан не только профессиональным чутьем, но и сердцем. Они вместе долго и тщательно работали над ролью, ведь перед актрисой стояла непростая задача – «попасть» в тот образ, который уже сложился в представлении читателей, знакомых с произведениями Дарьи Донцовой. Эта задача усложнялась тем, что сама актриса до этого их не читала, ведь этого популярного в России автора детективов тогда в Америке никто не знал. Совместная работа сблизила Аллу и Владимира, и вскоре изображать влюбленность в кадре ей стало совсем не сложно.
Когда оба поняли, что их чувства взаимны и серьезны, Алла в перерыве между съемками отправилась в США и призналась в этом мужу. Он уже был готов к расставанию, ведь на самом деле их брак давно дал трещину, и они расстались мирно, без взаимных претензий и обид. В Россию актриса вернулась уже вместе с сыном. Спустя некоторое время Владимир Морозов сделал ей предложение, и они поженились. В числе гостей на свадьбе был и бывший супруг Аллы – им удалось сохранить теплые дружеские отношения.
В 2003 г., когда на экраны вышел первый сезон сериала «Евлампия Романова», у Аллы Клюки и Владимира Морозова родился сын Иван. Актриса снялась еще в двух сезонах этого сериала, а также сыграла роли еще в нескольких фильмах. А после 2008 г. вновь пропала с экранов. С тех пор в российском кино Алла Клюка не снималась, а вот в США для нее нашлась работа: в 2015 г. ей предложили эпизодическую роль в сериале «Тайны Лауры», в 2017 г. вышел сериал «Американцы» с ее участием.
В свои 50 лет актриса вполне довольна тем, как сложилась ее творческая судьба. Хотя она не стала звездой первой величины ни в США, ни в России, в ее фильмографии достаточно много ярких и запоминающихся работ, среди которых немало главных ролей. В наши дни Алла Клюка редко появляется на публике и отказывается от интервью. Она по-прежнему живет в Москве, а в случае необходимости улетает на съемки в США. Актриса признается, что чувствует себя счастливой благодаря природному оптимизму и легкому характеру: она всегда верит в лучшее, и даже если что-то из задуманного не получается, вместо этого приходит что-то другое. Вернувшись в Россию, она встретила свою судьбу, а это для нее намного более ценно, чем успешная кинокарьера за границей – Алла Клюка говорит, что работа для нее остается, скорее, хобби, чем смыслом жизни. К тому же она всегда называла себя российской актрисой, несмотря на все сыгранные в США роли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Клан Сопрано
Немного об истории создания
До того, как «Клан Сопрано» увидел свет, Дэвид Чейз почти 20 лет продюсировал сериалы и писал для них сценарии. Его задумкой стало снять фильм о гангстере, у которого проблемы с матерью и это приводит его к психотерапевту. В основу сюжета вплелись воспоминания Дэвида о жизни в Нью-Джерси и непростые взаимоотношения с матерью, а также деятельность известной в их городе мафиозной структуры Декавалканте.
Пилотный выпуск был готов в 1997 году. Его режиссером стал сам Чейз. Но, заказ на полный сезон из тринадцати часовых серий был получен только через год.
Фильм впервые транслировался на канале НВО. Его предназначение – только взрослая аудитория из-за содержания сцен наготы и насилия, употребления нецензурных выражений и применения наркотиков. По подсчетам статистов, одно только слово «fuck» в течение картины слышится больше 3000 раз.
Было опасение насчет названия сериала – чтобы зритель не думал, что тот рассказывает о музыке. Предлагали иные варианты, например, «Сделано в Нью Джерси». Но, в результате образ пистолета появился в лого названия.
Большинство из актерского состава уже не раз работали вместе в других картинах. Так, целых 27 человек снимались в ленте «Славные парни». 8 человек принимали участие в «Голубоглазом Микки».
Ох уж эти актеры
Описывая данный фильм, нельзя обойти вниманием такой раздел, как преступления актеров. Актеры не были редкостью и часто смаковались в СМИ.
Целых 28 раз был арестован и получил срок актер Тони Сирико, который играет в сериале «Клан Сопрано» роль Полли Галтиери, за свою связь с криминальным кланом Коломбо. Но, став актером, он взял себя в руки и больше не был нарушителем закона. Актер осознал, что лучше воплощать образ бандита на сцене или в кино, чем быть им по-настоящему.
К уголовному наказанию привлекался актер Ричард Мэлдон. Его обвиняли в нападении и подделке документов, краже в крупных размерах и нелегальном владении краденым. Роберта Айлера обвиняли в ношении марихуаны, а также за вооруженное нападение на туристов. Но, актер признал свою вину и отделался легким испугом – тремя годами условно.
Актеру Винсенту Пасторе пришлось выполнять общественные работы за хулиганское отношение к подружке. За пребывание в наркотическом опьянении, соучастие в ограблении не раз был обвинен Лило Бранкато-младший. Решением суда актер был даже приговорен к наказанию на 10 лет. Позже все обвинения с него сняли.
Актер Луи Гросс был арестован и обвинен в нанесении ущерба за то, что ворвался в дом к одной женщине с целью вернуть собственность. За вождение в нетрезвом состоянии и наличие сумки, в которой были видны следы кокаина, был арестован Джон Вентимилья.
Еще немного об актерах и их ролях
Когда у Бракко случился любовный треугольник, это привело к ее разводу с мужем и борьбе за возможность опекать ребенка. Многочисленные судебные расходы довели Бракко до банкротства.
Атриса Нэнси Марчэнд, которая играла Ливию Сопрано в сериале «Клан Сопрано», к сожалению, умерла. Но она успела появиться в одной из коротких сцен в самом начале. Режиссеры на этом не остановились и, используя передовые компьютерные технологии, совместили лицо актрисы с туловищем дублера.
В одном из эпизодов можно увидеть создателя сериала «Клан Сопрано» Дэвида Чейза. Это мужчина, который игнорирует Тони, когда тот пытается заговорить с ним в кафе по-итальянски. На образ Тони Сопрано пробовались актеры Дэвид Прувал, а также Стив Ван Зандт.
Актриса Лоррэйн Бракко отказалась от героини Кармелы Сопрано, так как похожий образ она играла в картине «Славные парни». Но, согласилась на роль доктора Мелфи.
За недостаточное уважение к своей персоне Майкл Имериоли (Кристофер Молтисанте) стреляет клерку в ногу. В картине «Славные парни», по такой же точно причине пуля летела в него.
Коротко о важном
Зрители заметили киноляп
Когда идут начальные титры в трех первых сезонах «Клана Сопрано», то зеркало заднего вида в машине Тони отражает башни-близнецы. А в четвертом сезоне зритель видит вместо них стройку.
Всех претендентов на роли прослушивал непосредственно сам Чейз. До конца никто не был уверен, что на образ героя выберут именно его. По словам очевидцев, у режиссера было каменное, ничего не выражающее лицо. Он только без конца делал подсказки и просил повторить какой-либо момент.
Но, тем не менее, герои были выбраны довольно удачно и картина, по мнению зрителей, получилась то, что надо.
Где они теперь: актеры сериала «Клан Сопрано»
Двадцать лет назад мир начал напряженно следить за нелегкими жизненными обстоятельствами Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини), 40-летнего члена гангстерской семьи, неожиданно для многих ее возглавившего. Но в отличие от Майкла Корлеоне, сравнение с которым напрашивалось само собой, главный герой тут переживал не страдания, а приступы паники. А справлялся с жизненными неурядицами при помощи черного юмора. Ну и огнестрела.
Сегодня Голливуд взялся за полнометражный приквел к сериалу, где роль молодого Тони сыграет сын Джеймса Гандольфини, Майкл. Гандольфини-старший, если кто забыл, умер в 2013 году от внезапного сердечного приступа. Кроме того, во время съемок второго сезона скончалась актриса Нэнси Маршан, которая играла Оливию, мать Тони.
Сегодня проследим судьбы оставшихся актеров сериала. К слову, вы знали, что в одном эпизоде снялась Леди Гага?
Эди Фалко
Верная, но не очень уравновешенная жена Тони Сопрано была одним из главных факторов, осложнявших его жизнь, и конечно, Эди Фалко не могла не запомниться зрителю.
В сериал она пришла опытной актрисой: в ее активе были «Пули над Бродвеем», «Полицейские», «Тюрьма Оз» и даже не вышедший в эфир пилот сериала «Фарго».
Завершение «Клана Сопрано» не принесло ей особых дивидендов, и практически два года она перебивалась проходными проектами, пока наконец не вписалась в долгоиграющую «Сестру Джеки». С 2017-го у нее регулярная роль в сериале «Закон и порядок. Настоящее преступление».
Она уверяет что не видела ни одной серии «Сопрано».
Cамые интересные факты о сериале Клан Сопрано
Всем привет. Дима на связи.
В этой статье я хочу отдать дань уважения одному из самых популярных сериалов HBO. В нём рассказывается про современного босса мафии, который помимо проблем с «работой» имеет проблемы и в личной жизни. С самого своего выхода в 1999-ом году сериал вызывает фурор у зрителей и критиков.
Интересные факты про «Клан Сопрано»
Джеймс Гандольфини (Тони Сопрано) говорил, что с ним в реальной жизни часто связывались «умники», которые хвалили его за подлинность сериала и пытались дать ему советы. Например, один «умник» после пилотной серии посоветовал ему больше никогда не надевать шорты!
Джеймс Гандольфини умер в 2013-ом в возрасте 51 год от инфаркта миокарда.
Чтобы разозлить самого себя, Джеймс Гандольфини подкладывал себе в ботинок небольшой камешек. Так он играл злого Тони более натурально. Также он специально не спал всю ночь перед некоторыми сценами с завтраком, чтобы на камеру выглядеть по-настоящему усталым. 👏
В 1999-ом году ФБР тайно сняли четырёх членов реальной мафиозной семьи северного Нью-Джерси, ДеКавальканти. На плёнке они обсуждали сериал «Клан Сопрано».
У создателя сериала Дэвида Чейза существовало единственное правило для сцен в офисе доктора Мелфи: никаких движений камеры!
Джеймс Гандольфини и Дэвид Чейз. Изначально Чейз сделал героя Томми Сопрано, но потом переделал на Тони. Фото: Sara Krulwich/The New York Times/Redux
Создатель сериала Дэвид Чейз был режиссёром только двух эпизодов: первого и последнего.
На съёмочной площадке импровизация не поощрялась — актёры должны были следовать сценарию дословно. Любое изменение должно было обсуждаться с Дэвидом Чейзом. Когда актёры подходили к Чейзу, чтобы сказать «Мой персонаж никогда не сделал бы так», то Чейз отвечал: «Кто сказал, что это ваш персонаж?»
Лоррейн Бракко изначально должна была сыграть роль Кармелы Сопрано (жены Тони Сопрано), но она решила, что эта роль очень похожа на роль в фильме «Славные парни» (1990). Поэтому она играет доктора Дженнифер Мелфи.
Актёр Тони Сирико (Поли Галтиери) согласился на роль, только когда ему пообещали, что он по сценарию не будет информатором. Дело в том, что у него богатое криминальное прошлое — до середины 70-х его 28 арестовывали и 1 раз он отсидел за ограбление. Но потом одумался и стал актёром. С тех пор у него нет проблем с законом.
HBO рассматривало другие название для шоу. Например, «Сделано в Нью-Джерси».
Актер Майкл Рисполи изначально пробовался на роль Тони Сопрано, но не подошёл. Однако он очень понравился режиссёру и тот дал ему роль Джеки Априла-старшего, для чего даже подкорректировал возраст героя в сценарии.
Кадр из сериала «Клан Сопрано»
Дреа де Маттео тратила 4 часа на макияж и прическу для своей героини перед съёмкой. На причёску уходило минимум 2 часа. Если части тела были открыты, то 1.5 часа уходило на то, чтобы скрыть татуировки.
Дреа де Маттео в «Клан Сопрано»
Кто-то посчитал, что во втором сезоне слово «фак» (на английском языке это самое популярное матерное выражение) произносится 750 раз. Лидер, естественно, Тони Сопрано, который говорит это слово 264 раза. Можете проверить…
Из почти 50 более-менее значимых героев с репликами только 5 актёров не имеют итальянского происхождения.
Много локаций в сериале — это реальные места в Нью-Джерси. С одним из таких мест произошёл курьёз — в сериале магазин спортивных товаров закрывался, хотя в реальности — НЕТ! В итоге владельцы вынуждены были объяснять постоянным покупателям, что магазин будет работать и дальше.
Кадр из заставки первых трёх сезонов «Клана Сопрано». На нём видны башни-близнецы, которые по понятным причинам были удалены из заставки после событий 11 сентября 2001-го года.
Всем только отличных сериалов! 🙂
Cамые интересные факты о сериале Клан Сопрано: 13 комментариев
Классный сериал, никогда не надоест, особенно в переводе Гоблина, который как раз переводит название, как «Семья Сопрано». И это правильно, поскольку в Италии мафиозные семьи, а не кланы.
Крутейший сериал. Встал в ряд с Крестным отцом. Сын скачивал целым сезоном, а потом дружно смотрели на выходных.
«Клан», бллин. Каждый нормальный человек в курсе, что кланы у шотландцев. У мафии семья. Напрямую название не обыгрывается, но выходит, что у Тони две семьи. Одна его собственная, с женой и детьми и бандитская, с подельниками.
«умник» после пилотной серии посоветовал ему больше никогда не надевать шорты!
-Я бы не стал называть так человека, кто дал дельный совет, к которому в итоге прислушались!
Мое мнение, это лучший, на данный момент сериал. Продумано все, до мелочей, каждое слово, каждый кадр. Чейз просто гений, актеры не играют, они живут в своих ролях. Взять хотя бы маму Ливию, она просто «ведьма», как такое можно сыграть? ну и все остальные не хуже. Аплодирую стоя.
Самое любопытное, что череда кинематографических сериалов и эпиков (типа Игры Престолов) должны сказать спасибо «Сопрано»
* «умники» — аффтар, садитесь, двойка! Wiseguy — в контексте фильма не умник, а мафиозо. С Гандольфини связывались настоящие бандиты. Один из них ему сказал, что wiseguy уровня Энтони Сопрано не надевает шорты даже на барбекю.
* Может быть, по этой же причине в русском переводе появилось слово «Клан». — это из-за неграмотности переводчиков. Семья Сопрано, не клан. Ведь в фильме у Тони две семьи: одна семья — это жена, дети и прочие родственники. Другая семья — криминальная.
Коллеги, вопрос вам. Какой перевод вам больше понравился? Гоблина или дубляж?
Я смотрел в обеих. Не могу выбрать какой лучше.
И только я подумал, что завязал с Сопрано, как автор затащил меня обратно…
Шикарнейший сериал!кучу всего в жизни переосмыслил после просмотра.
Вот вам еще два факта: Кармайна-старшего играет настоящий Тони Лип, которого изобразил в «Зеленой книге» Вигго Мортенсен. Мать Тони, Ливию, Чейз списал со своей матери.
История сериалов: «Сопрано»
Развлекательное сюжетное телевидение было изобретено как безобидное и бездумное развлечение для максимально широкой аудитории. Его оригинальная задача — не загружать зрителю мозги, создавать атмосферу уюта и покоя, безопасности и предсказуемости, которых так не хватает в реальном мире.
На это работают мыльные оперы, ситкомы и процедурные шоу из жизни полицейских, врачей и адвокатов. У них хорошие рейтинги и большое количество сезонов, и даже после их завершения компании-создатели получают огромные деньги с продажи этих сериалов другим вещателям (так называемой «синдикации»). Большего, строго говоря, не нужно никому — ни продюсерам, ни зрителям, ни представителям самой непыльной в мире профессии: «телевизионный критик».
Но иногда в сериалы приходят люди, которых не устраивает статус кво, которые не могут не стремиться к большему и лучшему, которые меняют всю картину мирового телевидения, а потом и сам мир, уткнувшийся в телевизоры. В 50-х это был Род Серлинг с «Сумеречной зоной», в 60-х — Джин Родденберри со «Стар Треком», в начале 90-х — Крис Картер с «Секретными материалами». В конце 90-х настало время сценариста и продюсера Дэвида Чэйза, который создал сериал «Сопрано», по культурной значимости превзошедший все вышеперечисленные.
Чэйз — крайне мизантропичный италоамериканец, к 1997 году проработавший на американском телевидении больше двух десятилетий, занимавшийся как детективами (The Rockford Files), так и трагикомедиями (Northern Exposure). В середине 90-х Чэйз практически случайно написал пилот сериала о простом боссе италоамериканской мафии, решившем записаться на прием к психиатру. Вот как описывает обстоятельства создания «Сопрано» сам Чэйз в предисловии к сборнику сценариев из первых 3 сезонов сериала:
В 1996 году Ллойд Браун, продюсер в Brillstein-Grey Entertainment, попросил меня написать телевизионную версию «Крестного отца». Меня это не заинтересовало, но предложение Ллойда напомнило мне об идее для фильма, появившейся у меня на несколько лет раньше — очень удачно, во время моей собственной психотерапевтической сессии, — о мафиози, впавшем в депрессию и записавшемся к психиатру. Из этой идеи развился первый сезон «Сопрано».
Когда пилот все-таки был написан, от него отказались все американские каналы бесплатного вещания:
Пилот The Sopranos я написал для Fox, где его не взяли. Не взяли его и на всех других крупных каналах. Но это оказалось только к лучшему, потому что сериал в его нынешнем виде никогда бы не попал на экран на обычном телевизионном канале. И дело не в обнаженке, мате или насилии. Руководство каналов беспокоило количество деталей, сложность, непривычный темп развития сюжета.
Далее Чэйз блестяще формулирует разницу между своим и традионным подходами к телевидению:
Я считаю, что на стандартном телевидении герои ВСЕГДА говорят то, что думают. Мой сериал — о том, как люди ведует себя пассивно-агрессивным — или просто агрессивным, — образом. «Сопрано» — шоу, которое можно было снять только на HBO. С другими каналами у нас не срослось бы. Общественные телевизионные каналы обычно хотят то, что знакомо зрителю. Думаю, они бы с этой моей оценкой согласились.
Законченный пилот полгода пролежал на полке у кабельного канала HBO — Чэйз сначала искал средства для превращения пилота в полнометражный фильм, а потом вообще махнул рукой на проект и стал устраиваться шоураннером в другой сериал. Но в последний момент компания заказала Чэйзу первый сезон из 12 эпизодов…
The Sopranos не только оказался первым сериалом на платном кабельном телевидении, который смотрели больше американцев, чем сериалы с бесплатного общественного вещания. С «Сопрано» родилось само понятие «престижного телевидения», которое по качеству ничуть не уступает высокобюджетному полнометражному кино… и значительно превосходит эту форму искусства по широте охвата материала и детальности проработке мира и персонажей — не говоря уж о банальной продолжительности истории.
Как и в любом хорошем сериале, 90% качества «Сопрано» заложено в сценарной основе. Дэвиду Чэйзу было очень трудно сформировать вокруг себя команду сценаристов, понимающих специфику созданного им антигероя и особенности общения людей из рабочей среды Нью-Джерси (не обязательно мафиози): он десятками увольнял сценаристов, пытающихся писать, «как положено на телевидении» вместо того, чтобы оформлять в новый формат реальную жизнь со всей ее абсурдностью и непредсказуемостью.
Но постепенно у The Sopranos собралась сценарная комната из величайших американских драматургов того (да и нашего) времени: сам Чэйз, Теренс Уинтер, будущий создатель «Подпольной империи» и «Винила», и некий Мэттью Вайнер, привлекший внимание Чэйза своим крайне оригинальным телевизионным пилотом из жизни американских рекламщиков 60-х годов (который поставят только через 10 лет). Их работа непоправимо поменяла мировосприятие американским зрителям и кинематографистам. Первые поняли, чего можно добиться от кино и телевидения. Вторые — как этого можно добиться.
9% — фантастическая актерская работа Джеймса Гандольфини в роли Тони Сопрано, самого неординарного главного героя, когда-либо появлявшемся на американском (да и любом другом) телевидении. Тони не подходит на главную роль как физически, так и психологически: это лысеющий, грузный, тяжело дышащий в нос убийца-социопат, постоянно всем лгущий, изменяющий жене, ищущий, что бы украсть или кого развести, его чуть ли не единственное положительное качество — типичная для социопатов сентиментальность по отношению к некоторым животным (уткам).
Но герой Гандольфини — это нечто гораздо большее, чем его описание на странице. Это не поддающийся классификации образ, не герой, не злодей и даже не антигерой, сюжетный хамелеон, отражающий в себе любые, самые сложные темы, заложенные той или иной серией, но при этом не меняющийся и не развивающийся лично. На Тони не действуют обычные законы голливудской драматургии, у него нет арки развития. Между его первым и последним визитами в офис психиатра Дженнифер Мелфи (Лоррейн Бракко) — шесть лет агонизирующего самокопания в личных и профессиональных проблемах, самых разных эмоций, снов, галлюцинаций, мечтаний, подробностей биографии и чрезвычайных ситуаций, которые изменили бы любого другого человека или персонажа.
Тони в последней серии точно тот же, что и в первой: лжец, манипулятор, негодяй и преступник. Гандольфини одним взглядом исподлобья передает больше эмоций, чем другие актеры — длинными монологами. В каждой отдельной серии он создает очень сложную эмоциональную картину, в которой любой зритель может увидеть отражение своих эмоций.
Высший пилотаж тут в том, что под всей этой внешней эмоциональностью кроется отсутствие обычных человеческих чувств. В сериале в целом Тони — гуманоидное пятно Роршаха, в котором и аудитория, и Мелфи видят то, что хотят: непримерного семьянина, динамичного среднего американца с очень вредной работой, бизнесмена ранних 2000-х, пытающихся развивать в новом тысячелетии унаследованное от отца дело, разбираясь с конкурентами, придурковатым племянником и нерадивыми подчиненными.
В финале последнего эпизода «Сопрано» Чэйзу в буквальном смысле слова пришлось показать зрителям черный квадрат, зияющую пустоту на экране, чтобы они наконец-то задумались над тем, кому сопереживали и за кого болели в этом сериале. За Тони на телевидение придут Декстер Морган, Уолтер Уайт, Вик Мэки и прочие обаятельные социопаты, с которыми будут мощно ассоциироваться определенные группы зрителей… но Гандольфини успел раньше, лучше и универсальнее.
Оставшийся 1%, которого хватило бы любому другому сериалу не десяток сезонов безбедной жизни, — это уникальная, атмосферная и неторопливая режиссура, потрясающая операторская работа Алика Сахарова и Фила Абрахама (два оператора на 6 сезонов — залог узнаваемого по одному кадру видеоряда) и аутентичные актеры второго и третьего плана, среди которых попадаются и реальные отсидевшие бывшие мафиози вроде Тони Сирико.
В основе сюжета первого сезона «Сопрано» лежит реальная история криминальной «семьи» из Нью-Джерси, глава которой, Джейк Амари, умер в 1997 году от рака кишечника, после чего между тремя фракциями внутри семейства началась жестокая борьба за власть с привлечением настоящих больших семейств из Нью-Йорка. Чэйз сам вырос в Нью-Джерси (примерно в тех районах, что показаны в шоу) и ходил в школу с детьми местных мафиози. Как он сам это объясняет, всю информации о мафии Чэйз получил из вторых рук.
То, что дело происходит не в крупнейшем мировом мегаполисе, а в индустриальных пустошах и пригородах по другую сторону реки Гудзон, придает The Sopranos совершенно уникальную для телевидения и кино приземленность. До «Сопрано» считалось, что если уж фильм или сериал и стоит снимать, то обязательно про самых главных мафиози из самой главной семьи самого главного города… причем лучше по реальным событиям, по книге какого-нибудь мафиози или специализирующегося на мафии журналиста.
В The Sopranos реальные события в мире мафии послужили лишь завязкой — после смерти Джеки Априла сценаристы либо придумывали детали внешних и внутренних конфликтов «бригады» Тони сами, либо заимствовали какие-то моменты из истории мафии других эпох и городов.
Центральный конфликт в большей части сериала — вовсе не между Тони и его дядей-мафиози Джуниором, а между Тони и его находящейся «не при делах» престарелой мамой, Ливией Сопрано (Нэнси Маршан). Все обстоятельства этой эпической конфронтации характеров были взяты Чэйзом из собственной жизни — включая образ сильной, коварной, доминирующей, но притворяющейся болезненной и беспомощной матери.
Жизнь среднего мафиози в Нью-Джерси так похожа на жизнь среднего американца, что создатели «Сопрано» смогли использовать свой сериал как рупор для освещения любых интересующих их вопросов: тут есть серии про черную и белую американскую музыку, про Голливуд, про поиск хорошего колледжа и про монтаж домашнего кинотеатра.
Все смотрится очень органично, потому что реакции бригады и семейства Тони на последние технологические новшества и события массовой культуры тут крайне нетелевизионные: очень редко кто-то высказывает четкое мнение или говорит что-то действительно остроумное. Диалоги в «Сопрано» — смесь несмешных шуток, неправильных каламбуров, испорченных цитат и обсуждения сцен из популярных фильмов.
Сравните типичный разговор за семейным столом Сопрано или в «офисе» Тони в клубе Bada Bing! с каким-нибудь монологом или диалогом Тарантино: блестящее владение английским языком ощущается и там, и там, но в одном случае перед нами тщательно стилизованный разговор живых людей, а в другом — общение стереотипов из других фильмов в голове сценариста средних лет без особого жизненного опыта.
В «Сопрано» чаще цитируются не криминальное и не жанровое кино, а сюрреалистичный артхаус, в основном — фильмы Федерико Феллини, особенно «8 с половиной». Взаимосвязь между искусством и жизнью, снами и реальностью, подсознанием и осознанными формами поведения — все это в сериале исследуется очень тонко и глубоко. Организованная преступность тут — лишь средство привлечения зрительского внимания к этим очень личным и специфическим для Дэвида Чэйза проблемам и вопросам.
«Сопрано» первым из американских драматических сериалов превознес банальность, абсурд, музыку повседневности, на которых потом будут стоять «Прослушка», «Дурман» и «Во все тяжкие» с «Лучше звоните Солу». Похоже, что критерий отбора сцен в сценарий у Чэйза был один: видели ли или слышали мы нечто подобное раньше в кино или на телевидении? Если да, то фраза, сцена или целый эпизод отбраковывались. Если нет, шли в дело.
И рабочая, и настоящая семья Тони в «Сопрано» получились не менее американскими, чем в «Симпсонах» (где Гомер — еще один очень сложный, обманчивый, неспособный меняться персонаж). Но Северная Америка сама по себе — символ слияния различных мировых культур, этот сплав представляет интерес и за пределами США, людям, не знакомым с реалиями, которые обыгрываются в сериале.
В США The Sopranos стали классикой еще во время трансляции, сериал понравился практически всем, включая профессиональных мафиози (особенно выделявших актерскую игру Гандольфини). Но и в России, в трансляциях на НТВ в очень условном и несовершенном переводе, сериал стал настоящим окном в новую реальность: и мы тоже никогда ничего подобного не видели ни в кино, ни по телевидению. Вместо стереотипов на экране — настоящие живые люди, обсуждающие настоящие жизненные вопросы и время от времени кого-нибудь убивающие…
Шок от первого просмотра классического эпизода 3 сезона Pine Barrens сопоставим разве что с ощущениями от первого просмотра «Криминального чтива» на видеокассете. Тони в этой серии почти не участвует, в центре событий тут — крайне неуклюжая охота Кристофера (Майкл Империоли) и Поли (Тони Сирико) за русским мафиози в заснеженном лесу на юге штата Нью-Джерси.
Лучший момент эпизода (да и всего сериала) наступает, когда Тони пытается по телефону объяснить Поли, с кем они имеют дело, а Поли плохо слышит и перевирает слова Тони Крису…