руководство к благочестивой жизни франциска сальского
Св. Франциск САЛЬСКИЙ
РУКОВОДСТВО К БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ
-БРЮССЕЛЬ- 1994
Издательство «Жизнь с Богом»
Avenue de la Couronne, 206
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Мы рады второму переизданию «Руководства к благочестивой жизни», написанного католическим епископом святым Франциском Сальским я, переведенного на русский язык русским православным епископом святым Феофаном Затворником.
Замечательный случай, когда православный святой свидетельствует о едином источнике духовной жизни католической и православной Церквей.
ВВЕДЕНИЕ
Христиане, живущие в миру, часто ощущают потребность в духовных советах, приспособленных к их образу жизни. Подобные советы разбросаны в раз личных писаниях св. отцов, письмах святителей и проповедях, но книги, в которой они были бы собраны и систематизированы, у нас, к сожалению, нет.
Такая книга существует в Западной Церкви, написана она в XVII в. епископом Женевским Франциском де Саль, переведена на русский язык и издана в Мос кве в 1819 г. Сейчас это издание стало библиографической редкостью, да и старомодный язык его не вполне доступен современному читателю; следовательно, назрела потребность в новом переводе.
Святитель Феофан в «Письмах о духовной жизни» так отзывается о труде Женевского епископа: «Франциск Сальский оставил книгу в руководство благочес тивой жизни очень основательную, приспособленную к живущим в обществе». Довольно известный в наше время Московский священник о. Константин Всехсвятский тоже рекомендовал это «Руководство» с некоторыми сокращениями, которых мы и придерживаемся.
Св. Франциск Сальский не только красноречиво и убедительно доказывает, но и примером всей своей жизни показывает, что осуществление такого идеала деятельной христианской жизни возможно и для человека, обремененного многими обязанностями.
Все это ободряет живущих в миру, напоминая им, что «достигнуть бесстрастия может не всякий, а спастись может всякий».
«Руководство» написано ясным образным языком, понятным широкому кругу читателей.
Много в книге истинно поэтических, вдохновенных страниц. Часто автор дает, для подтверждения или разъяснения своей мысли, неожиданные примеры из жизни природы или из биографий известных людей, и сама эта неожиданность заставляет читателя остановиться, внимательнее вдуматься в поясняемую мысль.
Разумеется, не все конкретные советы св. Франциска применимы к условиям нашей жизни, но в каждом из них мы можем найти полезный материал для размышления.
Советы и наставления, обращенные к «Филотее», иллюстрируемые примерами, чередуются в книге то с обращениями к Господу, то со словами псалмов и молитв, что придает всей книге вид живой, непринужденной беседы и позволяет нам доверчиво прислушиваться к словам несколько веков тому назад почившего епископа, как к словам доброго друга и наставника, обращенным лично к нам.
В наш век, когда наука во всех областях продвигается гигантскими шагами вперед, когда искусственные спутники кружатся над нашими головами, когда хирургия решается на самые смелые операции, голос мудрого наставника XVII века может показаться не которым читателям недостаточно авторитетным.
Чтобы удовлетворить их запросы, мы решили добавить к поучениям Женевского епископа два свидетельства верующих мирян нашего времени: размышления «О молитве» доктора А.
Карреля и статью Жана Ладрисра «Как научная деятельность включается в христианскую жизнь».
Статья, печатаемая нами ниже, появилась впервые в журнале «Лумен витс» в 1960 г.
В 1599 г. Франциск был назначен помощником епископа Женевского, а в 1602 г. унаследовал его кафедру. В 1610 г. он основал вместе со св. Иоанной Шантальской и с группой ее духовных дочерей новый монашеский орден «Визитасион Сант Мари» в память от посещения Божией Матерью св. Елизаветы. Несмотря на свою обширную деятельность на посту епископа Женевского, св. Франциск остался для потомства главным образом духовным руководителем, чем и объясняется его огромная переписка и составление двух трудов, увековечивших его имя: «Руководство к духовной жизни» (печатаемое здесь) и «Трактат о Божественной любви», написанный для душ, уже обладающих опытом духовной жизни.
Франциск Сальский умер 28 декабря 1622 г. в Лионе. Он был провозглашен блаженным в 1661 г. и причислен к лику святых в 1665 г.
Апостольское послание папы Павла VI о св. Франциске Сальском По случаю юбилейных торжеств, которые должны были ознаменовать в 1967 г. 400-летие со дня рожде ния Франциска Сальского, папа Павел VI отправил апостольское послание духовенству Франции, Швейцарии и Пиемонта. Начинается оно словами: «Жемчужина Савойи и Швейцарии».
В этом послании представлен духовный и пастырский облик св. Франциска, влияние которого распространилось далеко за границы его родины и эпохи. Оно сказалось и на св.
Викентии де Поль, и на кардинале де Берюль, на св. Иоанне Эд, на о. Олье и на великом итальянском святом Дон Боско, назвавшем основанный им орден салезианским в память св.
Желая показать актуальность наставлений св. Франциска, Павел VI утверждает, что никто из последних учителей Церкви не предвосхитил решения II Ватиканского Собора, как он. В св.
Франциске богатые природные дарования сочетались с дарами благодати в гармоничный синтез. Характерными чертами св. Франциска Павел VI считает проницательность ума, кротость, спокойную ревность, силу характера и вес превышающую любовь к Богу и к душам.
Актуальность св. Франциска заключается и в том, что он сумел выразить традиционное учение на современном ему языке.
Во Франциске Сальском надо тоже почтить талантливого писателя, увлекающего, поучающего и трогающего читателей. Папа называет его покровителем католических писателей и журналистов, как автора первого периодического издания, отличавшегося своей бескорыстностью, своей любовью ко Христу и к истине. Можно сказать, что он уже следовал тем ди рективам, которые II Ватиканский Собор дал по этим вопросам.
МОЛИТВЕННОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
Господи Иисусе Христе, Спаситель мой! Преклоняясь перед Твоим величием, я пишу этот труд во славу имени Твоего. Оживи слови мои Твоим благословением для того, чтобы души, для которых пишу, получили из этого труди то святое вдохновение, которого я им желаю, и молились за меня Твоему милосердию, чтобы, указывая другим путь к благочестию в этом мире, я не был осужден в другом, но вечно вместе с ними воспевал, как песнь торжества, от всего сердца слова, которые я произношу во свидетельство верно сти Тебе среди случайностей этой временной жизни: Слава Иисусу Христу!
Да, Господи Иисусе, живи и царствуй в наших сердцах во веки веков. Аминь.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогой читатель, прошу тебя, прежде чем ты начнешь читать эту книгу, прочти предисловие. Это даст удовлетворение и мне и тебе.
Цветочница Гликерия умела так хорошо подбирать и располагать цветы в букетах, что она могла делать самые разнообразные букеты из тех же самых цветов. Художник Позиас задался целью воспроизвести на полотне все разнообразие сочетаний цветов Гликерии и ему это не удалось.
Таково же разнообразие действий Духа Божия в распространении учения о благочестии через слово и перо Своих служителей. Учение одно и то же, но многообразны способы его понимания и изложения.
В этом руководстве я не должен, не хочу и не могу написать что-нибудь такое, что никогда не было написано моими предшественниками по тем же вопросам. Мой букет будет составлен из тех же цветов, читатель, но он подобран по иному, соответственно вкусам и опыту того, кто его составлял.
Основное отличие заключается в том, что почти все руководства к благочестивой жизни составлены для людей, отрешившихся от мира, или предлагают советы, выполнение которых требует такой отрешенности.
Моя задача обратиться к тем людям, которые живут в городах, в семьях и которые по условиям своей жизни должны вести внешне такую же жизнь, какой живут другие, часто даже не думая о возможности благочестивой жизни, которую они считают для себя неосуществимой, заранее полагая, что христианское благочестие несовместимо с заботами этой временной жизни. Я хочу показать им, что подобно тому, как к жемчугам, находящимся в глубине моря, бьют фонтаны чистой пресной воды, подобно тому, как не которые виды бабочек пролетают через огонь, не опалив своих крылышек, так сильная и твердая душа может жить в миру, не увлекаясь мирским духом, сохранить чистый источник благочестия среди мутных вод житейского моря и безопасно пролететь среди земных огней, не опалив священных крыльев благочестивых стремлений. Это, действительно, не легко, и я бы хотел, чтобы и другие подумали об этом с большим рвением, чем это делалось до сих пор. А я со своими слабыми силами сделаю попытку помочь тому, кто от всего сердца возьмется за этот благородный труд.
Руководство состоит из пяти частей.
В I-й части я стремлюсь превратить простое желание Филотеи в твердую решимость и подвести ее через исповедь и Таинство Причащения к любви к Спасителю.
В II-й части рассказываю о таинствах и молитве, как главных средствах приближения к Богу.
В JII-й части говорю об упражнении в основных до бродетелях.
В V-й части указываю, как следует соразмерять и поддерживать свои силы для того, чтобы верней идти по пути спасения.
В наш век найдутся люди, которые скажут, что только монахам или духовным лицам нужно давать специальные указания по вопросам благочестия и что епископ не имеет права тратить на это так много времени. Однако, дорогой читатель, многие замечательные епископы и Отцы Церкви, которые были не менее заняты общими церковными делами, не оставляли своей заботы и об отдельных душах, подражая апостолам, которые снимая жатву по всему миру, не пренебрегали и отдельными колосьями, если они требовали особого внимания с их стороны. Кто не знает Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, святую Феклу и др. духовных детей апостола Павла; или Марка у апостола Петра. Л апостол Иоанн разве не посвятил одно из соборных своих посланий благочестивой Электре?
Труд по возделыванию отдельной души тяжел, но он приносит большое удовлетворение жнецам и виноградарям, оживляет сердце и услаждает трудящегося. Мать не устанет нести на руках свое дитя, когда ей нужно спасти его от опасности. И тигрица, когда находит одного из своих детенышей брошенным на дороге охотниками, которые увели весь выводок, взва ливает его на себя как бы тяжел он ни был; естественная любовь облегчает тяжесть ноши. Что же сказать о человеческом сердце? Вот почему апостолы и мужи апостольские называли учеников своих детьми.
ЧАСТЬ I
МЫСЛИ И ЗАНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТОГО. ЧТОБЫ ВЕСТИ ДУШУ ОТ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЖЕЛАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ К ТВЕРДОМУ РЕШЕНИЮ ЕЕ
ОСУЩЕСТВИТЬ
Глава I ОПИСАНИЕ ИСТИННОГО БЛАГОЧЕСТИЯ
Ты стремишься к благочестию, дорогая Филотея, потому что, будучи христианкой, ты знаешь, что эта добродетель особенно приятна Богу. Но для того, чтобы идти по пути этой добродетели, необходимо с самого начала уяснить себе, что есть истинное благочестие, так как существует множество ложных, суетных и суеверных представлений о благочестии.
Художники часто, рисуя женские портреты, делают их похожими на тех женщин, которых они любят. Точно так же многие представляют себе благочестие сообразно с собственными страстями и фантазиями. Тот, кто ценит особенно пост, считает, что соблюдение постов делает человека благочестивым, хотя бы сердце его и оставалось нечистым. Другой считает себя благочестивым потому, что читает длинные молитвы, хотя после этого он ссорится с домашними и с соседями. Третий охотно раздает нищим милостыню, но в нем нет кротости и он не умеет прощать врагам. Все эти люди обычно считаются благочестивыми, но они не таковы в действительности.
Истинное и живое благочестие предполагает любовь к Богу, оно и есть в сущности ничто иное, как любовь к Богу.
Душа человека получает от Бога способность делать добро. Благочестие есть высшее проявление этой способности. Страусы никогда не летают, куры летают, но очень невысоко, тяжело и редко. Орлы, голуби, ласточки, летают постоянно, быстро и высоко. Грешники не стремятся лететь к Богу, все их пути на земле и для земли. Люди, которые делают добрые дела, но еще не достигли благочестия, своими добрыми делами приближаются к Богу, но редко, медленно и тяжело; люди благочестивые поднимаются к Богу часто, быстро и высоко.
Любовь дает нам возможность практически и постоянно исполнять заповеди Божий, именно она помогает делать это быстрой усердно. Тот, кто не следит за тем, чтобы выполнять все заповеди Божий, не является ни добрым, ни благочестивым, потому что для того, чтобы быть добрым, надо делать дела любви, а для того, чтобы быть благочестивым, надо иметь большую живость и готовность к этим делам. И так как благочестие в значительной степени является совершенной любовью, оно не только делает нас активными и усердными в исполнении всех Божиих заповедей (Пс 118.32), оно побуждает нас быстро неполной готовностью делать такие добрые дела, какие мы только можем, даже тогда, когда они не обязательны для нас, а только желательны, т.е. выполнять не толь ко повеления, но и советы.
Подобно тому как человек, который только что оправился после болезни, делает только те шаги, которые ему необходимы, да и то медленно и с трудом, так и грешник, который еще не достиг благочестия, пытается исполнять то, что предписано Богом, но медленно и с усилием. И подобно тому, как совершенно здоровый человек способен не только ходить, но и бегать и прыгать, так и благочестивый не только выполняет предписания, но в состоянии руководствоваться также и советами и высшим вдохновением. Любовь и благочестие отличаются друг от друга только как огонь от пламени. Любовь-это духовный огонь, когда она разгорается, как пламя оно становится благочестием. Благочестие ничего не добавляет к любви, кроме того, что оно делает ее живой, действенной и постоянной не только в исполнении заповедей, но и советов и внушений небесных.
Глава II ОСОБЕННОСТИ И КРАСОТА БЛАГОЧЕСТИЯ
Когда израильтяне были на пути в землю обетованную, многие отговаривали их идти туда, говоря, что воздух там нездоровый и там нельзя долго жить, что местные жители поедают людей (Числ 13.33-34) и т.п. Точно так же, дорогая Филотея, мирские люди запугивают тех, кто хочет идти по пути благочестия. Они говорят, что у людей благочестивых всегда сердитые, печальные и скорбные лица, что благочестие создает характеры меланхолические и невыносимые. И подобно тому, как Иисус Навин и Халев протестовали, утверждая, что земля обетованная хороша и прекрасна и что обладание ею принесет радость и блаженство (Числ 14.7-8), точно так же Святой Дух устами всех святых и Самого Господа (Мф 11.28-30) свидетельствует о том, что благочестивая жизнь есть жизнь прекрасная и счастливая.
Мир видит, что благочестивые люди постятся, молятся, терпят оскорбления, ухаживают за больными, помогают бедным, бодрствуют, сдерживают свой гнев, подавляют свои страсти, лишают себя чувственных удовольствий и совершают другие дела подобного рода, которые кажутся тяжелыми и суровыми, но мир не видит внутреннего благочестия сердца, кото рое все эти дела обращает в приятные, легкие и желанные.
Сахар делает более приятным вкус незрелых плодов и смягчает остроту перезревших.
БЛАГОЧЕСТИЕ ВОЗМОЖНО ВО ВСЯКОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПРИ ВСЯКИХ ЗАНЯТИЯХ
Когда Бог создал растения, Он повелел им приносить плод «по роду своему» (Быт 1.11).
Уединение способствует совершенствованию, однако были и такие, которые не могли достигнуть совершенства в уединении и достигали его, находясь среди людей, в толпе, которая, казалось бы, совсем не способствует совершенствованию. Лот, говорит Григорий, оставался чистым среди развратного города, и впал в грех, находясь в уединении. Где бы мы ни находились, мы можем стремиться к совершенной жизни.
НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ НАЧАЛА И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ПУТИ
БЛАГОЧЕСТИЯ
Когда юный Товия был послан в Раги Мидийские, он сказал: «Я совсем не знаю дороги туда». «Пойди и найди человека, который сумеет показать тебе дорогу» (Тов 5.2-4), ответил отец. То же говорю и я тебе, моя Филотея. Хочешь идти по пути благочестия, поищи человека, который покажет тебе дорогу.
Нет другой дороги, кроме послушания. Это многократно испытано подвижниками с давнего времени.
Св. Тереза, увидев великое покаяние Екатерины Кардонской, захотела подражать ей. Но ее духовник сказал: «Бог ждет от тебя не подвигов покаяния, но подвига послушания». Многие добрые души, для того чтобы идти по пути благочестия, подчинили свою волю воле служителей Божиих.
16), отвечает мудрец, т.е. смиренные, которые ищут продвижения духовного. Так как ты стремишься, Филотея, отправиться в духовное путешествие с хорошим руководителем, проси Бога, чтобы Он послал его, и не сомневайся, что это исполнится. Бог даст тебе того, кого ты просишь, хотя бы Он должен был послать тебе ангела, как некогда юному Товии. И действительно, если ты его найдешь, не смотри на него, как на простого человека, а как на ангела, доверяясь не ему и не его человеческому знанию, а Богу, который будет помогать тебе через этого человека. Открой ему свое сердце, и тогда то, что есть у тебя доброго, будет проверено, а то, что есть дурного, исправлено, твое доверие и уважение к нему пусть будет святым, духовным и искренним. Авила сказал: выбери одного из тысячи, а я говорю из десяти тысяч, потому что слиш ком мало таких людей, которые на это способны. Такой человек должен соединять в себе любовь, знание и мудрость. Опасно довериться, если один из этих трех элементов отсутствует. Когда ты найдешь такого руководителя, благодаря Богу, не ищи другого, но с полным доверием и смирением отправляйся в путешествие, которое непременно будет счастливым.
Глава V НАДО НАЧИНАТЬ С ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ
«Цветы показались на земле, настает время обре-зыванья (деревьев)» (Песн 2.12), говорит жених в Пес не песней. Цветы нашего сердца, о Филотея, это на ши добрые желания. Как только они появятся, надо вооружиться ножом, надо отрезать все ненужные и омертвелые ростки нашей души. Когда девушка чу жестранка выходила замуж за израильтянина, она снимала с себя рабскую одежду и украшала свои воло сы (Втор 21.12-13). Так и душа, которая хочет стать Христовой невестой, должна «совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового» (Еф 4.22-24), оставив все то, что отклоняет ее от любви Божией.
Пелагии и др. Такое очищение является исключительным и чудесным даром благодати, подобно воскресению мертвых, и мы не должны на это рассчитывать.
Очищение, как и обычное выздоровление от болезней физических или душевных, наступает постепенно, понемногу. Ангелы на лестнице Иакова имеют крылья, однако они не летают, но подымаются и опускаются по ступенькам. Душа, которая подымается из мрака греховной жизни к жизни благочестивой, подобна заре, которая, загораясь на востоке, не рассеивает сразу ночной сумрак, но делает это постепенно. Известно, что выздоровление бывает более прочным, когда протекает постепенно. Как физические болезни, так и болезни души, как говорит пословица, «приходят пудами, а уходят золотниками». В этом деле, о Филотея, надо быть мужественной и терпеливой. Какую жалкую картину представляют собой души, которые, сознавая свое несовершенство, и начав идти по пути к благочестию, очень скоро начинают смущаться, беспокоиться и даже поддаются искушению бросить все и вернуться назад. Но не меньшую опасность представляют и те случаи, когда душа считает себя уже с первого дня очищенной, совершенной и пытается летать, не отрастив крыльев. Какой опасности она подвергает себя! «Напрасно вы рано встаете» (Пс 126.2), говорит пророк.
Глава VI ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ (Первая ступень очищения) Средством очищения от греха является Таинство покаяния. Подготовь свою совесть к исповеди. Просмотри все свои грехи с самого начала твоей сознатель ной жизни и до настоящего часа, и если ты не доверяешь своей памяти, запиши то, что тебе удалось припомнить. Проверив, таким образом, свою совесть, ста райся с негодованием и возмущением отвергнуть грехи, которые лишают нас благодати и отлучают от вечной любви Божией. Ты понимаешь, Филотея, я говорю здесь об исповеди, которая касается всей жизни в целом, и которая чрезвычайно полезна в начале, поэтому я особенно советую тебе внимательно к ней отнестись. Часто бывает, что обычная исповедь людей, живущих мирской жизнью, страдает множеством недостатков, часто к ней очень плохо готовятся, часто человек приходит на исповедь, не имея воли отвер нуться от греха, или избегать случаев, благоприят ствующих греху, не имея намерения исправить свою жизнь, отказаться от своей прошлой жизни, осознать долготерпение Божие; полная исповедь успокаивает наше сердце, возбуждает добрые намерения, дает возможность нашему духовному отцу лучше понять наше состояние и открывает возможность еще боль шего доверия при последующей исповеди.
Все Израильтяне оставили землю Египетскую, но не все оставили свои прежние вкусы и привязанности, вот почему некоторые из них, находясь в пустыне, со жалели о мясе и овощах, которые они ели в Египте (Числ 11.4-5). Так же точно и кающиеся часто дают обещание не повторять греха, но сохраняют тяготение к греху, их сердце по временам вновь обращается назад, подобно тому, как это делала жена Лота, удаляясь от Содома (Быт 19.26).
Ах, если бы только можно было отмстить! Разве вы не видите, что хотя этот человек и вышел из Египта, он не потерял вкуса к его яствам. А вот женщина, которая отвергла незаконную любовь, но все же хочет, чтобы ее окружали и за ней ухаживали. Увы! В какой опасности находятся эти люди! О Филотея, для того, чтобы идти по пути благочестивой жизни, надо не только оставить грехи, но и вырвать из своего сердца привязанность ко всему тому, что ведет ко греху. Эти несчастные привязанно сти могут стать постоянными, и за ними всегда скрывается опасность новых падений. Они так отягощают душу, что она становится неспособной делать добрые дела часто, быстро и усердно, что составляет сущность истинного благочестия. Души, которые вышли из состояния греха, но имеют еще к нему тяготение и привязанность, походят, на мой взгляд, на слабых девушек, которые в действительности ничем не больны, но все действия которых болезненны: они едят, но не насыщаются, спят, но не отдыхают, смеются, но не радуются и скорее тащатся, чем идут по дороге жизни. Всякое доброе дело приносит таким душам такое утомление, что их добрые дела становятся редкими и непродуктивными.
СРЕДСТВА КО ВТОРОМУ ОЧИЩЕНИЮ
Первым моментом, который может способствовать этому второму очищению, является живое и ясное представление о великом зле, какое приносит с собою грех. Подлинное покаяние, соединенное с таинствами, очищает нас не только от действия греха, но и от привязанности к нему. Если мы не имеем приязни к кому-нибудь, мы стараемся избегать его общества, но если мы испытываем ненависть, то мы не только отвращаемся от того лица, которое мы ненавидим, нам неприятен даже его портрет, вещи, которые ему принадлежат, мы избегаем даже встречи с его родственниками или друзьями. Также если покаяние в грехе поверхностно, человек старается лишь избегать его повторения, если же оно глубоко и сильно, он возненавидит не только самый грех, но все чувства, поступки и обстоятельства, которые с ним связаны. Поэто му, Филотея, необходимо сделать покаяние настолько глубоким, чтобы оно распространялось на все, что имеет отношение ко греху. Мария Магдалина после своего обращения не только потеряла вкус ко греху. но и к удовольствиям, которые с ним связаны. Давид не только возненавидел самый грех, но и все пути и дороги, которые ведут к нему (Пс 118.104-128). Вот в чем состоит возвращение юности души, о котором говорит пророк, сравнивая се с обновлением орла (Пс 102.5).
Для того, чтобы подойти к этому состоянию, необходимо стремиться к тому, чтобы при содействии Божией благодати искоренить из своего сердца всякую привязанность ко греху.
Для того чтобы облегчить себе этот труд, необходимо серьезно подумать о следующих вопросах.
О ТВОРЕНИИ
Подумай, ведь некоторое число лет тому назад меня не было еще на свете. Где же мы с тобой тогда были, моя душа? Мир существовал уже так давно, а о нас с тобой и помину не было. Бог создал меня из ничего исключительно по Своему милосердию. Человек единственное существо в видимом мире, которое спо собно соединиться с Богом и жить вечно. Глубоко смиряйся перед Богом, повторяй от всего сердца слова псалмопевца: «О Господи, я перед Тобой ничто, как Ты вспомнил обо мне, чтобы создать меня?» (Пс 38.6 и Пс 8.5) О, душа моя, ты была бы погружена в небытие еще и сейчас, если бы Бог не извлек тебя оттуда, О, Милосердный Создатель, Ты воздвиг меня из небытия. Как мне благодарить Тебя?
Что могу я сделать для того, чтобы прославить имя Твое? Увы! Я не только не стремилась соединиться с Тобой и служить Тебе, я удалялась от Тебя постоянно моими грехами. О, душа моя, помни, что Господь твой Создатель, ты дело его рук (Пс 99.3). Ты не могла сама создать себя. Чем же я могу прославить Тебя, я-прах и пепел? (Сир 10.9) Я хочу посвятить тебе все мое сердце и всю мою жизнь.
Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! (Пс 102.1) Глава X
О ЦЕЛИ, ДЛЯ КОТОРОЙ МЫ СОЗДАНЫ
Бог создал меня исключительно по Своему милосердию. Он дал мне разум для того, чтобы Его познавать, память, чтобы помнить Его, волю, чтобы Бога любить, воображение, чтобы представлять себе Его благодеяния, глаза, чтобы видеть чудеса Его творения, язык, чтобы прославлять Его, а также и другие способности.
Если мы поймем, для чего мы созданы и пришли в этот мир, мы должны отказаться от всего того, что не соответствует этой цели, как от ненужного. Подумай о страданиях людей мира, которые живут так, как если бы они были созданы только для того, чтобы строить дома, сажать деревья и собирать материальные блага.
«О чем я думала, когда не думала о Боге? Что вспоминала, забывая Бога? Что я любила, когда во мне не было любви к Богу? Я была полна суеты и служила миру, который создан для того, чтобы служить мне».
Отрекись от прежней жизни: от бесполезных и суетных мыслей, от ненужных воспоминаний, от легкомысленных и неверных содружеств. Обратись к Богу.
«Боже, Спаситель мой, с этих пор Ты будешь единственным предметом моих мыслей, я никогда не буду заниматься размышлениями, которые Тебе неугодны. Моя память во все дни моей жизни будет наполнена воспоминаниями о Твоих благодеяниях. С Тобою будут связаны все привязанности и утехи моего сердца». Подумай о том, что именно должна ты изменить в своей жизни. Благодаря Бога за то, что Он создал тебя для высокой цели. «Ты создал меня, Господи, для Себя, для участия в Твоей вечной славе. Каким образом могу я исполнить свой долг и быть се достойной? Я молюсь о том, чтобы мои желания и обеты были угодны Тебе и прошу благословения на то, чтобы душа моя в силах была их выполнить».
О БОЖИИХ БЛАГОДЕЯНИЯХ
Рассмотри те жизненные блага, которые Бог уделил тебе.
1. Физические: есть люди с искалеченным здоровьем, членами. Другие живут в пренебрежении и бесчестии или в крайней бедности. Ты обладаешь здоровьем, всем необходимым для жизни, друзьями и т.п.
2.Посмотри на блага душевные: есть люди, лишенные способностей, речи, душевнобольные, лишенные образования. Бог дал тебе все это.
3.Обрати внимание на блага духовные: Ты дитя церкви, о Филотея, ты имела возможность с юных лет познать Бога. Сколько вдохновения, внутренних озарений ты получила! Как часто были прощены тебе твои грехи! Сколько раз ты была избавлена от опасности! Какие условия были созданы за все прошедшие годы для твоего духовного развития! Сколько раз ты приступала к Таинствам!
Обрати внимание на милосердие Божие: как милостив был Бог к тебе. Сколько благодеяний дал тебе в жизни.
Обрати внимание на свою неблагодарность: «Я не ценила, Господи, Твоих милостей, злоупотребляла Твоими дарами и противопоставляла бездну моей неблагодарности бездне Твоего милосердия».
«Не будь неверным и неблагодарным и впредь, мое сердце. Как можешь ты, душа, оставаться равнодушной ко всем милостям Божиим?» (Пс 61.2) Направь все свое внимание, о Филотея, на то, чтобы узнавать и познавать Бога всеми теми путями, которые предлагает тебе Церковь.
О ГРЕХЕ
Подумай о том времени, когда ты начала грешить, и о том, как умножились твои грехи с того времени; как они умножались каждый день: грехи против Бога, ближнего и самого себя;
грехи делом, словом, пожеланием и мыслию.
Подумай о своих дурных наклонностях, о том как часто ты им следовала и ты увидишь, что грехов у тебя больше, чем волос на голове, чем песка в море.
Рассмотри отдельно грех неблагодарности Богу, который является главным грехом, который распространяется на все остальные, делая их еще более тя желыми.
Сколько даров дал тебе Господь и как многие из них ты сделала бесполезными! Сколько раз приступала ты к Таинствам, но где плоды? Как ты к ним готовилась? Бог шел к тебе навстречу столько раз, чтобы спасти тебя, и ты столько раз отходила от Него, чтобы погибнуть.
«Как предстану я перед Тобою, Господи? Я полна непостоянства и неблагодарности. Ни один день моей жизни нс протек без греха, ни одной способности не осталось во мне, которую бы я не испортила, не осквернила, я пренебрегла благодеяниями моего Творца и кровию моего Спасителя».
Проси прощения, повергнись к ногам Господа, как блудный сын, как Мария Магдалина, как блудница. «Господи, будь милостив ко мне, грешной!»
Старайся изменить свою жизнь. Молись, чтобы Бог тебя укрепил.
О СМЕРТИ
Неизвестен день нашей смерти. Душа моя, настанет день, когда ты расстанешься с телом.
Когда это будет? Зимой или летом? В городе или в деревне? Днем или ночью? Неожиданно или после предварительной подготовки? После болезни или несчастного случая? Будешь ты иметь время исповедаться или нет? Будет ли при тебе духовный отец или нет? Мы ничего не знаем обо всем этом. Мы точно знаем только то, что непременно умрем и всегда раньше, чем мы предполагали.
Подумай, как поторопятся скорее убрать его и спрятать в землю, а потом нс думать о тебе, как ты сейчас не думаешь о других.
Подумай о том, что выйдя из тела, душа пойдет направо или налево. Каким путем пойдет твоя душа? Тем, начало которого было положено в этой жизни.
Молись: «Господи, помоги мне в этот страшный день. Пусть лучше другие часы моей жизни будут печальны, но этот час сделай спокойным и счастливым».
Я не хочу привязываться к тебе, мир, потому, что я не знаю часа, когда должна буду тебя покинуть. Дорогие друзья мои, я хочу любить вас той святой любовью, которая пребывает в вечности, я не хочу такой дружбы, которая должна будет порваться исчезнуть.
Я хочу подготовиться к этому часу, позаботиться о том, чтобы переход в иной мир был радостным».
Глава XIV О СУДЕ Когда придет время, назначенное Богом для кончины мира, после многих ужасных предзнаменований, во время которых люди будут погибать от страха (Лк 21.26), огненное пламя превратит в пепел все лицо земли. После огненного потопа все люди воскреснут при трубе архангела. Но, увы! У одних будут тела славные, у других ужасные, отвратительные.
Судья явится окруженным ангелами и архангелами, на небесах явится крест, сияющий, как солнце. Этот Высший Судия поставит добрых по правую сторону, а злых по левую и они будут отделены друг от друга навеки.
Книги совести откроются и ничто не останется скрытым.
Какое смятение для одних и какое утешение для других!
Выслушай последний приговор злым: «Идите, проклятые, в огонь вечный, который приготовлен диаволу и слугам его» (Мф 25.41). Бог отринет злых от лица Своего. О, душа, какое ужасное проклятие на всю вечность. Вечный огонь! Вечность страданий как ты ужасна.
Выслушай приговор добрым: «Идите, говорит Судия, благословенные Отца Моего, примите Царство, которое уготовано вам от создания мира». О, Боже, какое благословение, этому Царству не будет конца!
Глава XV ОБ АДЕ Осужденные находятся в адской бездне, как в несчастном городе. Они терпят несказанные муки во всех своих членах и чувствах. Так как они свои чувства и члены употребляли для греха, все они испытывают страдания: глаза, которые бросали злые и лживые взгляды, будут видеть диаволов и ад; уши, которые любили слушать нечистые речи, будут вечно слышать рыдания и слезы и т.п.
Кроме всех этих мучений есть еще одно самое тяжелое : они никогда не увидят славы Божией. Для Авессалома более тяжелым лишением было то, что он не мог видеть лица своего любимого отца Давида, чем его изгнание (2 Цар 14.32).
Представьте себе вечность этих страданий, которая сама по себе делает ад невыносимым.
Если боль в ухе или жар от лихорадки делает короткую ночь длинной и печальной, то какой страшной покажется вечная ночь мучений. Это будет вечное нескончаемое отчаяние.
Душа, приди в ужас от слов пр. Исайи (Ис 33.14): «Душа моя, хочешь ли ты жить вечно среди огня пожирающего?»
Разве ты хочешь оставить Бога твоего навсегда?
Глава XVI О РАЕ Представь себе прекрасную ясную ночь и подумай, как приятно видеть небо и множество звезд. Присое дини к этому красоту ясного дня и подумай, что вся эта красота вместе ничто по сравнению с великолепием рая; как драгоценна, как желанна и любима эта страна!
Как счастливы они должны быть, находясь всегда перед лицом Божиим и ощущая Его присутствие. Они, подобно птицам, летают и поют всегда в этой божественной атмосфере, которая наполняет их непости жимою радостью. Каждая из них поет хвалу Создателю. Они вечно благословляют Творца и Спасителя, который, в Свою очередь, благословляет Своих святых: «Благословенны вы, мои дорогие создания, которые служите Мне и славите Меня вечно своею любовью».
Любуйся и славь небесное Отечество. Как ты прекрасен, Иерусалим, и как счастливы населяющие тебя!
Глава XVII ВЫБОР Представь себя среди поля в одиночестве со своим ангелом-хранителем, как Товия, когда он шел в Раги, и пусть он покажет тебе рай, открытый на небесах со всеми его небесными радостями, а внизу открытый ад со всеми его муками.
Представь себе, что ты находишься посредине, между адом и раем и должна сделать выбор.
Подумай, что от выбора в этом мире зависит судьба в вечности.
Ты свободна в выборе, но Бог в своем неистощимом милосердии желает, чтобы ты выбрала рай. К тому же побуждает тебя и твои ангел-храпитель, ста раясь помочь тебе.
Иисус Христос смотрит на тебя с небесной высоты и говорит: «Иди ко Мне, душа, в вечный покой, навстречу бесконечным радостям Моей любви».
Матерь Божия взывает к тебе: «Дочь моя, не отвергни ни призыва Моего Сына, ни Моих воздыханий, иди скорее к вечному спасению».
Миллионы святых сердец желают, чтобы твое сердце присоединилось к их сонму и уверяют тебя, что дорога к небу не так тяжела, как думает о том мир. «Смелее», говорят они, «дорогая подруга, взгляни на путь благочестия, по которому мы шли и пришли к таким великим радостям, которых не знает мир».
Перед ними толпа людей, которые угождают ему то одним грехом, то другим. Посмотри на этих страшных придворных ужасного царя: одни из них полны ненависти, зависти, гнева, другие замышляют убийство, третьи гонятся за богатством и славой, многие испорчены своими грубыми вкусами и привязанностями. Посмотри, у них нет удержа, нет порядка, нет покоя, любовь их фальшива, они презирают друг друга. Тебе будет жаль эту несчастную страну, в которой властвует ужасный тиран.
Справа ты увидишь Иисуса Христа на Кресте, Который молится за этих несчастных, чтобы они избавились от страшного тирана, и зовет их к Себе.
Теперь взгляни на прекрасную страну благочестия. Ты увидишь дев, жен и мужей, которые чисты, как лилии. Вот вдовы, которые ведут смиренную жизнь, вот семьи, жизнь которых полна любви и взаимного уважения. Ты увидишь, как эти благочестивые души соединяют заботы о внешнем с заботами о внутрен нем, любовь к семье с любовью к небесному Жениху. Все они прислушиваются к словам Господа, которые глубоко западают в их сердца.
Их радости прекрасны, спокойны и стройны, их любовь друг к другу свята и чиста. Их печали не нарушают их настроения. Взор Спасителя их утешает, и они все тянутся к Нему.
Ты уже отошла от сатаны и его ужасных приспешников, благодаря твоим добрым чувствам и стремлениям, но ты еще не присоединилась к счастливому и святому обществу святых, ты находишься все еще между тем и другим.
Матерь Божия, св. Иосиф, святой Людовик, святая Моника и сотни тысяч святых, которые жили в миру, зовут тебя и ободряют.
Распятый Господь зовет тебя по имени: «Приди ко Мне и Я увенчаю тебя» (Песн 4.8).
«О, мир, я никогда больше не пойду под твоим знаменем. Я навсегда оставлю твою суету. О, царство гордости, о, царь страданий, дух ада, я отрекаюсь от тебя, со всеми твоими суетными торжествами, я презираю все твои дела. Обратившись к Тебе, Иисус, Царь вечной славы и счастья, я отдаю Тебе всю свою душу и сердце, я избираю Тебя раз и навсегда Царем моей души, я покоряюсь Твоему святому закону и заповедям.
О, Прекрасная Дева, Царица Небесная, Тебя я избираю своим вождем, Тебе приношу свое поклонение. Ангел мой хранитель, введи меня в общество святых, не оставь меня до тех пор, пока я не приду в их среду, и не присоединю свой голос к их хору, поющему вечно:
«слава Иисусу Христу».
ИСПОВЕДЬ ЗА ВСЮ ПРЕЖНЮЮ ЖИЗНЬ
Вот, дорогая Филотея, те размышления, которые необходимы для нашей цели. После них ты можешь смело идти со смирением к этой исповеди.
Если мы будем смиренны, Филотея. мы будем ненавидеть наши грехи, которые оскорбляют Бога, будем охотно обличать себя в этих грехах, так как через это прославляется Бог.
Мы чувствуем облегчение, когда расскажем врачу О том, что у нас болит. Когда ты приходишь на исповедь, представляй себе, что ты находишься на Голгофе, у подножия Креста, на котором распят Христос. Открой же свое сердце, чтобы очистились твои грехи, потому что насколько сердце будет освобождаться от грехов, настолько оно будет способным к принятию благодати. Говори все просто, искренно. Ограничься пока этим и успокой свою совесть. Затем выслушай предупреждение и указания духовного отца.
Слушая его, слушай Самого Господа, который сказал: кто слушает вас, Меня слушает.
НАДО ОЧИСТИТЬСЯ И ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ К КАКИМ БЫ ТО НИ БЫЛО ГРЕХАМ
По мере того, как наступает утро, становится светлее, мы яснее видим в зеркале грязь и пятна на своем лице. Точно так же, по мере того, как внутренний свет Святого начинает освещать нашу совесть, мы видим более ясно и отчетливо наши грехи, а также все наши недостатки и наклонности, которые мешают нам достигнуть истинного благочестия. И тот же самый свет, который помогает нам увидеть наше несовершенство, побуждает нас к тому, чтобы очищаться и освобождаться от грехов. Быть вполне чистыми от грехов мы не можем или, во всяком случае, такое состояние не может длиться долго, но мы можем не иметь к ним никакой привязанности. Например, одно дело, если че ловек обманул кого-нибудь в шутку в каком-нибудь пустяке, другое, если он привык обманывать и это дос тавляет ему удовольствие.
Грех всегда неприятен Богу, как бы мал он ни был. Привязанность к любому греху всегда будет означать намеренное противодействие Божией воле. Возможно ли, чтобы добрая душа не только решила делать то, что неприятно Богу, но и делала бы это намеренно? Эти привязанности, Филотея, прямо противоположны благочестию. Они ослабляют дух, прекращают доступ божественным утешениям, открывают дверь искушениям. Если они и не убивают душу, то делают ее больной. Пчела, попав в паутину, не погибает, но если она надолго запутывается в ее сетях, она теряет способность вырабатывать мед. Так и душа может бесследно очиститься от многих грехов через покаяние, но если она имеет привязанность к какому-либо, хотя не значительному греху, она утрачивает способность к деятельной благочестивой жизни.
НЕОБХОДИМО ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ К БЕСПОЛЕЗНЫМ И ОПАСНЫМ
ВЕЩАМ Игры, балы, празднества, спектакли не являются греховными сами по себе, но они становятся таковыми от злоупотребления, и привязанность к ним опасна для души. Если мы дадим вырасти в нашем сердце этим суетным привязанностям, оно станет мало способным к духовной жизни.
Древние назареи не только избегали опьянения, но боялись даже попробовать опьяняющие напитки, чтобы вкус их не стал для них привлекательным. Я не го ворю, что надо совершенно отказаться от пользования этими вещами, но надо быть чрезвычайно осторожным, так как всякая привязанность к ним разрушает благочестие. Олень, если съест слишком много диких ягод, прячется в кусты, так как он оказывается неспособным убежать от опасности. Сердце человека, наполненное бесполезными, поверхностными и опасными привычками и склонностями, не может неуклонно и беспрепятственно стремиться к Богу.
Вот почему, дорогая Филотея, необходимо освободиться от всех пристрастий, которые, хотя, как будто и не противоречат благочестию, но в действительности всегда опасны и разрушительны.
НАДО ОЧИСТИТЬСЯ ОТ ДУРНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ
Есть у нас такие склонности, Филотея, которые являются естественными для каждого, они не могут считаться грехами в узком смысле слова, но они являются недостатками. Такова, например, склонность к грусти и сожалениям о прошлом. Одни от природы легкомысленны, другие суровы, третьи вспыльчивы, четвертые нетерпимы к мнениям других. Очень мало людей, которые бы не имели никаких недостатков. Человек может бороться с ними, исправлять их и даже совершенно от них освободиться, и я говорю тебе, Филотея, что это необходимо сделать. Люди нашли способ превращать горький миндаль в сладкий. Почему же нам не противопоставить своим дурным наклонностям противоположные им хорошие?
Даже очень хороший от природы характер может быть испорчен дурными привычками. И нет такого дурного характера, который при содействии благодати Божией и при достаточном усилии не стал бы хорошим. Есть средства очиститься от опасных склонностей, недостатков и привязанностей ко греху, о них мы поговорим в дальнейшем. Дай тебе Бог усердия неотступно трудиться в этом направлении в течение всей твоей жизни!
ЧАСТЬ II
ТАИНСТВА И МОЛИТВА, КАК ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРИБЛИЖЕНИЯ К БОГУ
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
Благочестивые размышления проясняют нашу мысль и озаряют ее светом божественным, а нашу волю направляют к небесной Любви. Ничто так не очищает наш ум от невежества, а нашу волю от ненужных привязанностей. Это святая вода, под струями ко торой начинают вновь зеленеть ростки наших добрых желаний, душа очищается от своего несовершенства, а сердце от своих страстей.
Если для тебя это возможно, проводи этот час в храме, где никто не будет отвлекать или тревожить. Начинай каждый раз с того, чтобы почувствовать свое предстоящие перед Богом.
Прочти со вниманием «Отче наш», «Богородице» и «Верую». Молитва Господня, архангельское приветствие и апостольский символ лучше всего настроят душу даже в том случае, если ты не будешь иметь времени прочесть все установленные молитвы, заменяя их такой сосредоточенной внутренней молитвой.
Если по какой-либо серьезной причине не удалось посвятить утром хотя бы один час этим занятиям, отодвинь их на какой-нибудь более поздний, но не послеобеденный час. Замени эти размышления чтением какой-нибудь благочестивой книги и постарайся исправить свою ошибку на следующий день.
КАК ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЭТИМ ЗАНЯТИЯМ
Может быть ты не знаешь, Филотея, как приступить к этому делу. Немногие знают это в наше время. Я укажу тебе краткий и простой способ, который поможет тебе, прежде чем ты познакомишься с соответствующими книгами. Я обращу твое внимание, прежде всего, на два момента: 1. необходимость почувствовать себя перед лицом Божиим и 2. просить Божией помощи.
Для выполнения первой задачи я советую обратиться к следующим основным средствам:
Эта истина известна всем, но никто не задумывается об этом с достаточным вниманием.
Приступая к молитве, надо сказать себе: «Сердце мое! Бог действительно здесь».
Второе средство осознать присутствие Божие заключается в том, чтобы подумать о том, что Бог не только присутствует во всяком месте, где бы ты ни была, но что Он особенно присутствует в твоем сердце, в глубине твоей души, оживляя и одухотворяя ее Своим присутствием, что Он есть сердце твоего сердца и душа твоей души. Подобно тому как душа наполняет все наше существо, но ближе всего находится к нашему сердцу, так и Бог, присутствуя во всех вещах, ближе всего к нашей душе. Поэтому Давид называет Бога «Боже сердца моего» (Пс 72.26) и апостол Павел говорит: «В Боге мы живем, движемся и существуем» (Деян 17.28). Имея это в виду, вы будете с особенным вниманием относиться к своему сердцу, в котором Бог присутствует особенно близко и непосредственно.
Третье средство заключается в том, чтобы подумать о том, что наш Спаситель в Своем «человечестве» видит каждого человека мира, а особенно христиан, которые являются Его детьми, и особенное внимание обращает на тех, кто занят молитвой.
Это не простое воображение, а подлинная правда. Он созерцает нас в то время, когда мы Его не видим.
Четвертое средство заключается в том, чтобы представлять себе Спасителя таким, каким Он был на земле, так, как мы представляем обычно себе наших друзей, говоря о них: «Я ясно представляю себе, что тот или другой думает или делает».
Когда мы находимся перед святым алтарем, мы непосредственно предстоим Спасителю, Который скрыт в Святых Дарах, как бы за занавесом. Всеми этими средствами мы всегда должны пользоваться, чтобы не утратить присутствия Божьего.
ПРИЗЫВАНИЕ, КАК ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ
Если душа твоя сознательно предстоит пред Богом, она испытывает чувство крайнего благоговения, сознавая свое недостоинство и прося Его помощи. Вспомни слова псалмопевца: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене»
(Пс 50.13). «Просвети Лице Твое на раба Твоего (Пс 30. 17, 118.135) и научи мя оправданием Твоим» (Пс 118. 181). «Вразуми мя и испытаю закон Твой и сохраню его всем сердцем моим»
(Пс 118.34). «Раб Твой аз еемь, вразуми мя, и увсм сведения Твоя» (Пс 118-125).
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТЕМ
ИЛИ ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ РАЗМЫШЛЕНИЯ (как 3-й элемент подготовки) Если ты размышляешь о страданиях и смерти Спасителя, представь себе яснее те места, где это происходило так, как об этом повествуют евангелисты. Молитвенно призови тех, кто присутствовал на Голгофе; Матерь Божию, апостола Иоанна, Магдалину, сотника Лонгина, они сообщат тебе те чувства, которые они тогда испытывали.
Когда мы размышляем о предметах более отвлеченных, как например: о величии Божием, о преходящести видимого мира, о совершенстве добродетелей, такая конкретизация невозможна; однако и здесь мы можем опереться на конкретные образы, аналогичные примеры. Это необходимо для того, чтобы мысль наша не разбегалась по сторонам; так мы сажаем птичку в клетку, чтобы лучше рассмотреть ее, или привязываем сокола, чтобы он сидел наверху неподвижно. Быть может, скажут, что достаточно только веры и чисто духовного представления о ее тайнах. Но для начинающих это слишком тонко и высоко. Я советую тебе, Филотея, оставайся внизу, в долине, пока Сам Бог не подымет тебя выше.
ДРУГАЯ СТОРОНА РАЗМЫШЛЕНИЯ
Цель размышления о предметах духовных не ученость, не рассуждение, но лишь укрепление в добродетели и любви к Богу.
Укрепив свои мысли и чувства и направив их на определенный предмет, ты будешь рассматривать его насколько для тебя это доступно, поступая как пчелы, которые не покидают цветка пока не соберут весь мед, какой они только могут в нем найти. Только делай это спокойно и неторопливо.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Каждое размышление возбуждает нашу волю, вызывая в ней определенные желания и стремления: любовь к Богу и ближнему, желание подражать Спасителю, страх оскорбить Бога, ненависть ко греху, уверенность в милосердии Божием, и многие другие.
Эти общие чувства и стремления необходимо свести к определенным частным конкретным решениям, касающимся твоей жизни, твоего исправления. Например: первое слово Господа на кресте, несомненно, вызовет у тебя желание простить врагам и любить их. Но и этого будет недостаточно, если ты не примешь определенного решения, например: «Я не буду больше смущаться колкостями своей соседки или служанки или презрением со стороны таких-то лиц. Я буду стараться расположить их к лучшим чувствам и т.д.». Таким образом, Фшютея, тебе легче будет исправить твои ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
Благодари Бога за все свои чувства и решения, к которым ты пришла. Проси благословения на все твои действия и решения и силы на их исполнение.
Молись за церковь и ее пастырей, за родных и друзей, читай «Отче наш» и «Богородице Дево», самые необходимые молитвы, обязательные для всех верных.
Тот, кто гуляет в саду, где растет множество прекрасных цветов, всегда желает взять с собой хоть несколько цветочков, чтобы не расставаться с ними и вдыхать их аромат в течение целого дня.
Так и душа, после всех своих молитвенных размышлений, стремится выбрать из них два или три, по своему вкусу, те, которые наиболее близки ей, чтобы духовно дышать ими и помнить о них в течение целого дня. Бот, что я называю собрать маленький букет бла гочестия.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ
Особенно необходимо, чтобы ты осуществила в жизни самым тщательным образом те решения, которые были тобою приняты в результате размышления. Вот в чем плоды размышления, без которых они не только бесполезны, но и вредны. Размышления, ко торые не находят осуществления в жизни, только расслабляют душу; нам кажется, что мы таковы, как мы подумали и решили. Но если решения не приводятся в исполнение, они становятся пустыми и опасными. Поэтому надо во что бы то ни стало осуществлять их в жизни и искать случаев больших или меньших для их осуществления. Например, я решил кротостью действовать на тех, кто меня оскорбляет, я начинаю в тот же день искать случая встретиться с ними и ласково их приветствовать, а если я не имею возможности встретиться с ними, то во всяком случае отзываться о них хорошо и молиться за них.
НЕКОТОРЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Когда ты окончила молитву и размышления, старайся не рассеиваться, сохрани тишину в сердце, хотя бы в течение некоторого времени. Представь себе, что ты несешь в руках сосуд с драгоценной жидкостью. Ты будешь идти не спеша, не оглядываясь по сторонам, чтобы не расплескать ни одной капли, даже если ты встретишь кого-нибудь и должна будешь поговорить с ним, ты будешь особенно бережно хранить в сердце те плоды благочестия, которые ты собрала. Надо научиться спокойно переходить от молитвы и размышления к обычным трудам и обязанностям. Переход этот должен совершаться в духе смирения и благочестия, так как и то и другое есть исполнение воли Божией.
Если ты почувствуешь, что у тебя нет никакого вкуса к размышлениям, что ты не можешь себя настроить и сердце остается сухим и холодным, сознай свое недостоинство, проси помощи у Бога и у святых, но не отступай, повторяя слова Иакова: «Я не отпущу Тебя, пока Ты не дашь мне Своего благословения» (Быт 32. 26), или слова женщины хананеянки: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ своих» (Мф 15.7). Начни читать книгу, которая поможет оживить твои чувства.
Повергнись ниц, целуй Распятие, если ты находишься в одиночестве. Если сердце не согреется и после этого, не смущайся и продолжай, хотя бы внешне, сохранять поведение и дела благочестия. Сколько раз придворные входят в покои своего повелителя, желая поговорить с ним, и как часто он не удостаивает их общения и они удовлетворяются тем, что находятся в его присутствии и выполняют свой долг перед ним и тем самым свидетельствуют о своей верности.
Если Богу угодно поддержать нас и дать нам святое вдохновение и внутреннее утешение, это будет для нас великой радостью, но если Ему не угодно и Он как бы не замечает нас, мы не должны удаляться от Него, мы должны остаться и сохранить мир и терпение в уверенности, что Он даст нам утешение в следующий раз. И если этого не случится, Филотея, удовлетворимся сознанием, что то, что мы находимся подле Него, само по себе для нас должно быть утешением.
УТРЕННЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Утром благодари Бога за то, что Он сохранил тебя в предшествующую ночь. Проси прощения, если согрешила в чем-либо. Подумай о том, как вернее использовать этот день для подготовки к вечности. Подумай о том, какие дела и обстоятельства ожидают тебя в течение этого дня, как использовать их для того, чтобы лучше служить Богу. Какие искушения являются наиболее вероятными для тебя при данных обстоятельствах, например, искушение гнева или гордости или других видов нарушения заповедей. Приго товься к тому, чтобы наилучшим образом использовать все средства, которые помогают тебе служить Богу и возрастать в благочестии. Старайся избегать, бороться и побеждать все то, что противоречит делу спасения и славе Божией. Недостаточно принять решение, необходимо подготовить средства, которые дадут возможность его выполнить. Так. например, если мне предстоит в течение дня иметь дело с человеком гневным и вспыльчивым, я буду стараться не только не допускать у себя ответного чувства, но попыта юсь предупредить вспышки его гнева кротостью или прийти к нему в сопровождении таких лиц, присутствие которых его сдерживает. Если я намерен посетить больного, то заранее подумаю о той пользе и утешениях, которые я мог бы ему принести, и выберу под ходящее время для его посещения, и т.п. Смиряйся перед Богом, сознавая, что без Его помощи ты не в силах ни сделать добро, ни удержаться от зла. Проси Бога. чтобы Он научил тебя и помог служить Ему. Призывай Матерь Божию, своего ангела и святых. Все это надо сделать живо и быстро, прежде чем ты выйдешь из комнаты, тогда все дела твоего дня будут осенены благословением Божиим. Никогда не забы вай сделать это, Филотея, прошу тебя.
ВЕЧЕРНЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ
Выбери небольшой отрезок времени вечером, может быть перед ужином, благодари Бога за прошедший день, благодари за то, что Он сохранил тебя невредимой. Вспомни свои дела, занятия и встречи в течение дня. Если тебе удалось сделать что-нибудь доброе, благодари Бога. Если, напротив, ты сделала зло словом, делом или мыслию, проси прощения у Бога и постарайся исповедаться в своих грехах при первой возможности.
Поручи воле Божией себя, свое тело и душу, своих родных и друзей, церковь. Проси Матерь Божию, святых и ангела хранителя молиться о нас и с благословением Божиим иди отдыхать.
Никогда не забывай делать это ни утром, ни вечером, так как утренним молением ты открываешь окна твоей души Солнцу Правды, а вечерним ты закрываешь их для мрака преисподней.
О ДУХОВНОМ УЕДИНЕНИИ
В этой главе мы поговорим об одном из самых верных средств продвижения духовного.
В течение дня старайся как можно чаще думать о том, что ты предстоишь перед Богом, что Бог видит нас всегда, что Он следит за нами с несравненной любовью.
«О, Боже, почему я так редко обращаю свой взор к Тебе, тогда как Твой взор всегда обращен ко мне? Почему я так мало думаю о Тебе? Где же мы находимся с тобою, душа моя, когда мы удаляемся от Бога?»
Птицы имеют гнезда, куда они могут укрыться, олень укрывается в тени деревьев. И наше сердце, о Филотея, должно каждый день искать себе покой, поищем это место! Может быть это будет Голгофа, где страдал наш Спаситель, или другое место, которое связано с Его жизнью. Там мы найдем успокоение от всех внешних дел, там будет наша крепость, которая защитит нас от искушений. Блаженна та душа, которая с пылкой искренностью скажет Господу: «Ты мое прибежище (Пс 30.3), Ты моя защита, Ты для меня кров, защищающий меня от дождя, Ты прохладная тень в жаркий полдень» (Сир 34.16). Помни, Филотея, необходимо как можно чаще укрываться в уединении своего сердца, в то самое время, когда физически ты находишься среди разговоров и дел. Это духовное уединение не может быть нарушено множеством окружающих нас людей, потому что ведь они окружают только наше тело, но не наше сердце, и сердце должно оставаться уединенным перед лицом Единого Бога.
Так поступал царь Давид среди множества дел и обязанностей, и об этом он говорит в своих псалмах: «Господи, всегда я с Тобою (Пс 72.23). Всегда я вижу перед собой моего Бога (Пс 15.8) и поднимаю взор мой к Те бе, Боже, живущий на небесах (Пс 122.1). Взор мой всегда обращен к Богу (Пс 24.15). Ив самом деле, не часто наши разговоры настолько серьезны, чтобы нельзя было сердцем удалиться в уединение.
Отец и мать св. Екатерины Сиенской старались о том, чтобы у нее не было места и времени для молитвы и размышлений. Господь помог ей создать маленький храм в своей душе, в котором она среди множества временных дел находила святое уединение сердца. Когда мир осаждал ее, она не чувствовала никакого беспокойства, она укрывалась в своем внутреннем убежище, где находила утешение в общении со своим небесным Женихом.
Своим духовным детям она советовала устроить такое же убежище в своем сердце и оставаться в нем.
Итак, пусть ум твой иногда войдет внутрь твоего сердца, и отдалившись от людей, душа будет больше общаться с Богом, как говорил Давид: «Я уподобился пеликану в пустыне и стал как филин на развалинах кровли» (Пс 101.7-8).
КРАТКИЕ МОЛИТВЫ И ДОБРЫЕ МЫСЛИ
Уединяется в Боге тот, кто стремится к Нему. Стремление к Богу и духовное уединение способствуют друг другу.
Устремляйся к Богу как можно чаще, Филотея: призывай Его на помощь, мысленно повергай себя к подножию креста, пусть твой внутренний взор будет обращен к Его любви и милосердию. Пусть любовь Божия будет тебе знаменем, которое ты водрузила в своем сердце, пусть она будет для тебя подобна цветнику прекрасных цветов, аромат которых ты вдыхаешь полной грудью. Поверь, Филотея, что все эти чувства не будут мешать тебе в твоих делах и занятиях, напротив, они будут придавать тебе силу и бодрость во всем, и ты будешь подобна путнику, который остановился на минуту, чтобы еще смелее и увереннее продолжать свой путь. Какими словами ты будешь выражать те чувства, которые тебя охватывают, не имеет большого значения. Слова, которые особенно способны удовлетворить сердце, мы находим в псалмах Давида, в «Песне Песней» и во многих песнопениях духовных.
Человеку свойственно, если он что-нибудь особенно любит, в мыслях и речах своих всегда возвращаться к предмету своей любви. Те, кто любит Бога, никогда не перестают думать о Нем, стремиться к Нему, тосковать о Нем и, поскольку это возможно, запечат левают в своем сердце святое имя Иисуса. Весь мир, вся тварь говорит им лишь о славе Божией. Нет ни одного творения, которое не возвещало бы им о славе Творца. Как говорит Блаженный Августин: «во всем мире нет ничего, что не говорило бы им немым, но внятным сердцу языком о величии Божием. Все вещи вызывают у них хорошие мысли, которые усиливают у них стремление к Богу».
Вот несколько примеров:
Святой Григорий, епископ Назианзинский, рассказывает о себе следующее: однажды он прогуливался на берегу моря. Он наблюдал, как морские волны, набегая на берег, оставляли там раковины, стебельки трав, маленьких рыбок и т.п. отбросы, которые море как бы выплевывало на сушу. Следующие волны, набегая на берег, как бы слизывали все это и уносили обратно в морс. В то же время окружающие скалы стояли спокойно и непоколебимо, сколько бы ни ударяли в них морские волны. Наблюдая все это, св. Григорий рассуждал так: «Слабые люди подобны ракушкам и стебелькам травы, их внутреннее состояние целиком зависит от приливов и отливов, т.е. от огорчений или утешений, которые ими встречаются в жизни, они зависят от изменения ветра, волн и судьбы. Сильные и смелые остаются непоколебимыми, какие бы бури они ни встречали в жизни, они не смутятся и «от шума вод многих». Псалмопевец Давид говорит: «Господи, спаси меня. Воды морские поднялись и приближаются к моему сердцу. Господи, избави меня от глубоких вод, я погружен в глубину моря и погибаю в пучине» (Пс 68.2-15-3).
Ансельм, епископ Кентерберийский, сделал следующее наблюдение: когда заяц, спасаясь от преследующих его собак, подбежал к нему и спрятался у ног его лошади, ища спасения от смертельной опасности, собаки как бы не решились напасть на него, видя его под такой зашитой. Все стоявшие вокруг засмеялись от изумления. Но Ансельм сказал: «Вы смеетесь, но бедному животному не до смеха. Враги нашего спасения всю жизнь преследуют нашу душу, на всех перекрестках встречают они ее различными видами греха, они ждут того момента, когда они загонят ее в узкое ущелье смерти, чтобы поглотить ее. В страхе ищет она помощи и прибежища, а враги, видя се в таком положении, только смеются и насмехаются над ней».
Многие удивлялись, что Константин Великий состоял в переписке со святым Антонием, который был простым монахом. «Не удивляйтесь, сказал святой, что человек пишет письма человеку. Удивляйтесь, что Предвечный Бог дал смертным людям писанный закон и говорил с ними уста к устам в Лице Своего Сына».
Святой Франциск, увидав одинокую овечку в стаде козлов, сказал своему спутнику:
«Посмотри на эту кроткую овечку среди козлов. Таким же кротким и смиренным был наш Господь среди фарисеев».
Святая Франциска, склонившись для молитвы в лесу подле ручейка, сказала: «Чистые и тихие струйки этого ручья напоминают о струях благодати Божией». Один святой, увидев цветущее дерево, сказал: «Почему в прекрасном саду Церкви только на моем дереве нет цветов?»
Другой, увидев, как птичка собрала под крылья своих птенцов, вздохнул: «Господи, сохрани меня под сенью крыл Твоих» (Пс 16.8). Третий, взглянув на цветы, повернувшиеся навстречу солнцу, воскликнул: «Господи, когда же обращу душу мою к Те бе»? Увидев анютины глазки, которые так красивы, но лишены аромата, сказал: «Так и у меня много красивых слов, но дела мои не имеют в себе аромата духовного».
Вот как можно, Филотея, из впечатлений окружающего видимого мира извлечь полезные для души мыс ли Несчастны те, кто в своем сознании отделяет созда нья от их Создателя и соединяет их со грехом. Счаст ливы те, кому весь сотворенный мир возвещает славу Божию.
Св. Григорий Назианзин говорит: «Я привык из все го извлекать пользу духовную, каждая встреча способна пробуждать мысли и стремления духовные».
О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ И О ТОМ, КАК НАДО НА НЕЙ ПРИСУТСТВОВАТЬ
Если ты не имеешь возможности быть в храме за Литургией, старайся присутствовать там духовно. Старайся внутренно пережить все то, что ты переживаешь, находясь в храме, и соединись, таким образом, со всеми христианами.
Со смирением и благоговением прими благословение, которое Господь передает через Своих служителей.
ДРУГИЕ ЦЕРКОВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Кроме того, если есть возможность, следует по воскресеньям и в праздники присутствовать во время часов и вечерни в церкви. В церковных богослужениях заключена большая польза и утешение. Там, где это возможно, вступай в общины и общества, которые хотя и не обязательны, но рекомендуются для воспитания духовного. Всегда полезно объединяться с другими для выполнения добрых намерений. Бог прославляется при объединении братьев и ближних.
Мы должны быть полезны друг другу добрым примером, объединяя свои чувства и намерения к славе Божией и содействуя устроению друг друга.
О ПОЧИТАНИИ И ПРИЗЫВАНИИ СВЯТЫХ
Наше общение с Богом может быть не только непосредственным. Бог часто обращается к людям через ангелов и святых, и мы также имеем их своими посредниками, они предстательствуют за нас перед Богом (Пс 137.1), и мы должны просить их святых молитв.
Присоединим, моя Филотея, наши сердца к этим небесным духам и душам блаженных. Как птенцы соловья учатся петь у взрослых соловьев, так и мы лучше научимся молиться и славить Бога с помощью бесплотных духов и святых душ. «Я пел псалмы при виде ангелов»
Будь близка к ангелам, чтобы ощутить их невидимое присутствие в разные моменты своей жизни, обращайся к своему ангелу-хранителю и к ангелам-хранителям твоих близких, ищи их помощи в делах не только духовных, но и временных, чтобы они были участниками в твоих намерениях. Избери себе святых, которые тебе особенно близки, которым ты хотела бы подражать, к которым ты обращаешься с особенным доверием. С тем святым, имя которого ты носишь, особенно близко ты связана со дня твоего крещения.
КАК ЧИТАТЬ И СЛУШАТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Помни, что Господь принимает слова наших молитв соответственно тому, как мы принимаем слова Священного Писания.
Читай духовные книги так, как если бы тот или иной святой написал письмо лично тебе, чтобы указать тебе путь жизни и вдохновить тебя на этот путь. Читай жития святых, в которых, как в зеркале, отражена христианская жизнь, и подумай о том, как соче тать их пример с обстоятельствами своей жизни.
Есть святые, жития которых дают особенно близкий пример для нашей жизни и поведения.
Есть и такие, которыми мы больше восхищаемся, чем можем пытаться подражать. Однако и они возбуждают в нас стремление и любовь к Богу.
КАК НАДО ПРИНИМАТЬ ВНУШЕНИЯ
Под внушениями мы понимаем все душевные движения, угрызения совести, озарения и познания (Пс 20.3), которые Бог посылает нам для того, чтобы нас направить, привлечь, возбудить к святым добродетелям, к небесной любви, к добрым решениям, короче, ко всему тому, что ведет нас к благам вечным.
Небесный Жених стучится в дверь (Песн 5.2) к невесте (Ис 40.2; Ос 2.14), Он хочет разбудить се, если она спит (Песн 5.2), признать ее, если она отсутствует (Песн 2.10-13), пригласить се в свой чудесный сад (Песн 2.1, 6.1), послушать ее нежные песни (Песн 2. 14).
Душа должна услышать призыв Божий и ответить на него.
Есть три ступени добродетели, как и три ступени гpexa, по которым можно спуститься:
искушение, услаждение и согласие. Ступени добродетели, по которым можно подняться:
внушение, противоположное искушению, вдохновение, противоположное услаждению грехом, и согласие с внушением, которое противоположно согласию с искушением.
Если внушение продолжается всю жизнь, но мы его не принимаем, мы только оскорбляем Бога, подобно Израильтянам, которых Бог призывал в течение сорока лет, не находя в них отклика. Они не слушали Божественного призыва и Бог сказал им: «Вы не войдете в покой мой» (Пс 84.11).
«Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Е.Ю. ТРЕГУБЕНКО ОРДЕРНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ Ярославль 2002 1 ББК У9(2)262.29 Т66 Рецензенты: кафедра гражданского права и процесса Межународного университета бизнеса и новых технологий; канд. юрид. наук В.В. Грачев Трегубенко Е.Ю. Т66 Ордерные ценные бумаги / Трегубенко Е.Ю. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. 104 с. ISBN 5-8397-0234-Х В книге исследуются основные проблемы теории ордерных ценных. »
«Сергей Зверев Балканский легионер Сергей Иванович Зверев Командир отряда Иностранного легиона Мишель Мазур получает несложное на первый взгляд задание. С подразделением миротворцев он должен отправиться в Косово и взять под контроль разгорающийся сербо-албанский конфликт. Прибыв на место, легионеры применили новейший психотропный генератор, управляющий эмоциями людей. Внезапно албанцы похищают бойца из отряда Мазура и в качестве выкупа требуют уникальный генератор, но бывший российский. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ БИОИНДИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА (Письменная справка) 2000-2012 гг. Донецк-2012 Письменная справка Биоиндикация промышленного региона составлена по заявке кафедры ботаники и экологии. В нее включены книги, статьи из периодических и продолжающихся изданий, авторефераты диссертаций на украинском и русском языках за период 2000-2012 гг. Для отбора. »
«Администрация Морозовского района Ростовской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 22 мая 2012 года № 217 О внесении изменений в постановление Администрации Морозовского района от 29.09.2011 № 381 В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Внести в приложение № 2 к постановлению Администрации Морозовского района от 29.09.2011 № 381 О порядке организации работы по формированию и финансовому обеспечению муниципального задания муниципальным учреждениям Морозовского. »
«ПРИНЯТ УТВЕРЖДАЮ Решением Совета колледжа Директор ФГОУ СПО НПГК и педсовета ФГОУ СПО НПГК _ М.В. Киреева Протокол № 5/4 от 21.04.2010 _ по итогам самообследования ФГОУ СПО Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж Юридический адрес: ул. Высоковольтная, 1, г. Новочеркасск, Ростовская обл., 346405, Россия тел. 8(86352) 3-21-50 факс 8(86352) 3-30-47 E-mail: direct@nihc.novoch.ru / Web: //novoch-pgk.ru Новочеркасск. 2010 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Организационно-правовое обеспечение. »
«Резюме и выводы Семинар по вопросу регионального осуществления Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций в Восточной Африке 27–28 июля 2011 года АддисАбеба, Эфиопия Семинар организован Канцелярией Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) в партнерстве с правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопия 1 Употребляемые названия и изложение материала в настоящем издании не означают выражения со стороны. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВЕДЕНИЕ Учебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по дисциплине Правоведение для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неюридическим специальностям МОСКВА 2004 2 Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с. – (Серия Учебники для вузов). Рецензенты: Калпин А.Г. – доктор юридических. »
«Утвержден Приказом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 28 июня 2012 г. N 403 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН И ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (в ред. Приказов Главалтайсоцзащиты от 18.03.2013 N 65, от 10.09.2013 N 368) 1. Общие положения 1.1. »
«Т.В. Телятицкая Л.М. Рябцев А.Н. Шкляревский АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2006 УДК 342 ББК 67.401 Т 31 Рецензенты: А.Г. Тиковенко, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Республики Беларусь; А.В. Матусевич, доктор юридических наук, профессор Телятицкая, Т.В. Административное право [Текст]: учебноТ 31 методический комплекс / Т.В. Телятицкая, Л.М. Рябцев, А.Н. Шкляревский; Минский институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006. – 224. »
«Организация Объединенных Наций A/HRC/WG.6/7/GMB/1 Генеральная Ассамблея Distr.: General 20 January 2010 Russian Original: English Совет по правам человека Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Седьмая сессия Женева, 819 февраля 2010 года Национальный доклад, представляемый в соответствии с пунктом 15 a) приложения к резолюции 5/1 Совета по правам человека* Гамбия * Настоящий документ до его представления в службы перевода Организации Объединенных Наций не редактировался. »
«СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ. 5 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПГУ. 6 1.1 Общая характеристика нормативно-правовой базы на ведение образовательной деятельности. 6 1.2 Характеристика нормативно-правовой базы на здания и. »
«Руководство к Своду знаний по управлению проектами Третье издание (Руководство PMBOK®) Американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001-2004 ISBN: 1-930699-77-8 (обложка издание на русском языке) ISBN: 1-930699-45-X (обложка издание на английском языке) ISBN: 1-930699-50-6 (CD-ROM издание на английском языке) Издатель: Project Management Institute, Inc. Four Campus Boulevard Newtown Square, Pennsylvania 19073-3299 USA / США Тел: +610-356-4600 Факс: +610-356-4647 E-mail: pmihq@pmi.org. »
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 28 января 2005 г. N 6-пп Белгород О ПЕРЕЧНЯХ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА, ЗАНОСИМЫХ В КРАСНУЮ КНИГУ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ На основании Федеральных законов Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ Об охране окружающей среды, от 25 апреля 1995 года N 52-ФЗ О животном мире, постановления главы администрации области от 22 апреля 2002 года N 204 О Красной книге Белгородской области и на основании рекомендаций Комиссии по редким. »
«Зеленин С.Ф. УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ Техника управления автомобилем Вождение автомобиля по дорогам Маневрирование задним ходом Экзаменационные упражнения Издание исправленное и дополненное Москва Мир Автокниг УДК 656.13.052.8 ББК 39.808 348 Практическое пособие Зеленин Сергей Федорович Учебник по вождению автомобиля Подп. в печать 05.09.06. Формат 84×108 1/16 Бумага газетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Тираж 25 000 экз. Объем 5 п. л. Заказ 64394 Цена свободная. Оригинальные. »
«АдминистрАтивные зАдержАния и судебные процедуры анализ правоприменительной практики в контексте свободы собраний Cборник материалов Центр правовой трансформации сборниК мАтериАЛов АдминистрАтивные зАдержАния и судебные процедуры: анализ правоприменительной практики в контексте свободы собраний Минск Мон литера 2013 уДК 347.9(476)(082) ббК 67.410(4беи)я43 А31 Составители: А.Козлюк, Е. Тонкачева Административные задержания и судебные процедуры: анализ правопримеА31 нительной практики в контексте. »
«Авторские права Авторские права © 2005 на данный документ принадлежат правообладателям, которые перечислены в разделе Авторы. Авторские права © 2006 на русский перевод документа принадлежат правообладателям, которые перечислены в разделе Перевод. Вы можете распространять и/или изменять его в соответствии с the Creative Commons Attribution License, версии 2.5 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.5/) или более поздней. Все торговые марки в пределах этого руководства принадлежат их законным. »
«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ С.И.НИКОЛАЕВ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БИБЛИОГРАФИИ СОЧИНЕНИЙ В. К. ТРЕДИАКОВСКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ О НЕМ (1966—2003) (К 300-летию со дня рождения) Литература последних трех десятилетий о В. К. Тредиаковском обширна и многообразна, его жизнь и творчество изучались в эти годы у нас в стране и за рубежом интенсивно и многосто ронне: опубликовано несколько неизданных его сочинений, уста новлен ряд новых биографических фактов (включая уточнение даты смерти), появились первые. »
«НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Составители: стажры Студенческого Центра “PRO BONO” Талан Екатерина (§ 1, 5, 6), Шнигер Дмитрий (Введение, § 2 – 4, 7, 8) Куратор: Рогачев Денис Игоревич, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е. Кутафина ВВЕДЕНИЕ Права граждан в области социального обеспечения (пенсии, пособия, субсидии, коменсации, социальные услуги и льготы) и порядок их реализации устанавливаются. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.