руаль амундсен годы жизни

Руаль Амундсен

норвежский полярный исследователь

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился в Борге близ Осло 16 июля 1872 года. Сначала он стал учиться медицине, поступив на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. Его влекли путешествия.

Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».

В 1903 году Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на «Йоа» через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.

Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, он решил достичь Южного полюса и в августе 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле Фритьофа Нансена.

Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его «конкурент» Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса спустя месяц — 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.

24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня 1928 года Руаль Амундсен поднялся в воздух, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, и погиб в Баренцевом море. Он останется в памяти потомков как величайший по размаху исследований полярный путешественник.

Источник

Руал Амундсен

Краткая биография

руаль амундсен годы жизни

Норвежский ученый и путешественник Руал Амундсен родился в 1872 году. По настоянию матери он получает превосходное образование, но сразу после ее смерти, в 21 год бросает университет и становится членом морских экипажей, совершавших рейсы по северным морям. Обучившись вождению, навигации, языкам, он после нескольких лет плаваний решает пройти Северо-Западным проходом (через Северный Ледовитый океан, между островами Канадского Арктического архипелага).

На купленной им подержанной яхте «Йоа» он пересекает Атлантику, проходит намеченным путем и начинает мечтать о славе покорителя Северного полюса. В 1909 году он включается в гонку к Южному полюсу и выигрывает ее у английской экспедиции Роберта Скотта. В дальнейшем на дирижабле «Норвегия» он достигает и Северного полюса. Амундсен погиб, участвуя в спасательном полете, пытаясь на гидросамолете «Латам» найти вторую экспедицию Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия». Он пропал в 1928 году. До сих пор обстоятельства его гибели неизвестны.

Покоритель обоих полюсов

Северный полюс еще не был покорен, и Амундсену казалось по силам пройти по следам Нансена, но на этот раз успешно завершить поход и дойти на лыжах до полюса. Его предыдущие экспедиции (только в одной из них он не был руководителем) были успешными, у него уже имелся богатый опыт передвижений в суровых условиях Арктики, и морских, и сухопутных. Кроме того, он принимал участие в бельгийской экспедиции в Антарктику вместе с Фредериком Куком и знал о полярных особенностях жизни почти все… В 1907 году, одолжив у Ф. Нансена «Фрам», Руал Амундсен начинает готовиться повторить его дрейф и надеется на более успешное завершение своей экспедиции.

руаль амундсен годы жизни

Амундсен был полон планов достижения Северного полюса, когда разразился «географический скандал»: в 1908– 1909 годах Роберт Пири и Фредерик Кук независимо друг от друга заявили о своем покорении полюса; возникли споры о том, кто достиг его первым, и вообще, было ли это правдой…

Так или иначе, один полюс уже покорен, поэтому Амундсен обращает свое внимание к другому, Южному полюсу в Антарктиде. Он страстно желает быть там первым, однако в Антарктиду уже направилась английская экспедиция Роберта Скотта. Амундсен держал свои планы в тайне, но действовал быстро и четко: перестроенный для новой экспедиции «Фрам» Нансена летом 1910 года отправляется из Северной Атлантики к южному материку.

руаль амундсен годы жизни

Снаряжение Амундсена и экипировка членов команды состояли из специальных лыжных костюмов, а также эскимосских одежд из шкур животных. Передвигаться по суше было решено на собачьих упряжках. Кроме того, по плану Амундсена по пути следования были устроены промежуточные склады с продовольствием, пищей для собак, горючим, теплыми вещами. Чтобы не пропустить склады, около них ставились высокие вехи с флагами Практику использования ездовых собак Амундсен изучил еще в Арктике: она была довольно жестокой, но позволяла выжить в суровых условиях. Собаки, выбившиеся из сил, пристреливались и шли в пищу остальным собакам и даже людям, таким образом из 52 собак к концу обратного пути в живых осталось только 12.

Отлично продуманная организация экспедиции позволила Амундсену и его соратникам достигнуть Южного полюса 14 декабря 1911 года. Над географической точкой Южного полюса Амундсен поднял норвежский флаг. Участники экспедиции провели в пути 99 дней и прошли около 3 тысяч км по ледовому плато от моря Росса до полюса и обратно. Самым тяжелым было преодоление высокого ледяного барьера ледника Росса, кроме того, за ним начиналось высокое плато, забраться на которое тоже стоило больших усилий и людям, и собакам. 26 января 1912 года все семь членов экспедиции благополучно вернулись в точку, из которой начали свое путешествие.

руаль амундсен годы жизни

руаль амундсен годы жизни

После своего триумфального покорения Южного полюса Амундсен не оставил мысли о Северном. Покорить его теперь, с помощью гидропланов и других летательных аппаратов, стало еще более заманчиво. Первые попытки достигнуть полюса на самолете были неудачными: самолет не долетел до полюса около 150 км из-за поломки. Однако появляется новая возможность.

«Цель достигнута, путешествие закончено. Не могу сказать – хотя знаю, что это бы прозвучало куда эффектнее, – что я достиг цели своей жизни. Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!»
Руал Амундсен

В 1926 году итальянский инженер Умберто Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Норвегия». Амундсен возглавил этот первый трансарктический перелет. Пролетев над полюсом, члены экспедиции сбросили на лед флаги Норвегии, Италии и США. Их путь, который начался в Осло и закончился на Аляске, занял 2 дня. В общей сложности исследователи провели в воздухе непосредственно над точкой Северного полюса около 2,5 часа. Однако возникли очень большие конфликты в отношениях между Нобиле и Амундсеном по поводу того, кому именно из них принадлежит честь достижения полюса. Нобиле чувствовал себя обделенным славой. Непростой характер Амундсена и вспыльчивый нрав итальянца Нобиле привели к полному разрыву отношений. Кроме того, в дело вмешалась политика: в Италии к власти пришел фашистский режим Муссолини, который всячески усиливал значение участия Италии в перелете и умалял значение норвежского.

руаль амундсен годы жизни

В 1928 году Нобиле построил новый дирижабль, «Италия» и захотел самостоятельно достичь на нем полюса, доказав, что и не нуждается в сотрудничестве с Амундсеном. Во время этого перелета произошла трагедия: уже после полета над полюсом из-за обледенения дирижабль разбился, развалившись на 2 части. Часть людей из многочисленного экипажа была выброшена на дрейфующую льдину, с очень призрачной надеждой на спасение (радиопередатчик практически был выведен из строя), а часть улетела на обломках дирижабля. На поиски Нобиле отправилось несколько спасательных экспедиций (среди них была и советская, на ледоколе «Красин», которая и спасла большую часть людей). Срочно вылетел на поиски своего недруга и Руал Амундсен.

В июне 1928 года он поднялся на самолете «Латам» в воздух из Северной Норвегии, направляясь к Шпицбергену. В густом тумане связь оборвалась, и больше Амундсена никто не видел. Поплавок с самолета был найден в самом конце августа 1928 года у города Тромсе. Это все, что известно о гибели великого норвежского путешественника, человека, побывавшего на обоих полюсах Земли.

Источник

Руаль Амундсен – Наполеон полярных стран

руаль амундсен годы жизни

Из-за специфической географии расселения норвежцы параллельно с русскими начали первыми в Европе исследовать арктическое пространство. Когда очередь дошла до расположенного на противоположной стороне планеты Южного полюса, выходцы из Норвегии рьяно взялись и за его покорение. После неудачных попыток Фритьофа Нансена и Карстена Борхгревинка удача улыбнулась еще одному гордому сыну этой северной страны – Руалю Амундсену. Именно он в 1911 году первым достиг Южного полюса и поставил несколько других рекордов в качестве путешественника и исследователя.

Содержание

руаль амундсен годы жизни

Семья и детство

Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге (муниципалитет Фредрикстад) в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников. Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны (1853-1856 годы), когда две эти страны в составе коалиции воевали против Российской империи.

Юный Амундсен рос в компании трех братьев и нескольких десятков соседских детей. Игры проходили в основном в лесу рядом с усадьбой. Руаль был младшим сыном, но из-за высокомерности и вспыльчивости постоянно участвовал в драках. Мальчик занимался лыжами с момента, как начал ходить, и много времени проводил на гимнастических брусьях во дворе.

Учился Амундсен плохо, его характеризовали как упрямца и непримиримого борца за справедливость. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.

руаль амундсен годы жизни

Становление личности

В 14 лет Руаль остался без отца, и примерно тогда же познакомился с описанием того, как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа руководителя экспедиции Джона Франклина, несмотря на трагическое завершение его предприятия. Амундсен хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня.

15-летний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах.

У матери Руаля были другие планы – она хотела ввести сына в элитные круги Норвегии. С этой целью семья поселилась в столице неподалеку от Королевского дворца, а будущего путешественника отправили в университет Кристиании изучать медицину. Однако в 1893 году мать умерла, и Руаль, как он писал в автобиографии, “с огромным облегчением” бросил учебу. Путь к мечте был открыт.

Начало карьеры исследователя

Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.

В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.

руаль амундсен годы жизни

Начальник

Плавание на “Бельжике” было единственным, в котором Амундсен находился в подчиненном положении. После возвращения он в 1901 году приобрел зверобойный шлюп “Йоа”, переоборудовал его и начал готовиться к покорению Северо-Западного прохода. На подготовку и сбор средств ушло больше двух лет, и летом 1903 года корабль отправился в плавание.

Шлюп “Йоа” стал первым в истории судном, сумевшим преодолеть Северо-Западный проход. Экспедиция заняла больше трех лет, причем два года команда провела на зимовке у острова Кинг-Вильям. За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов.

После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.

Говорят, целенаправленный труд – лучшая молитва о достижении цели.

руаль амундсен годы жизни

Южный полюс

Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.

Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.

“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.

Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.

Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.

Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.

Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса — чего там! — сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!

Источник

Биография Руаля Амундсена

16 июля 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения Руаля Амундсена.

Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.

С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем, зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.

В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).

В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.

В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля «Бельжика» совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.

Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.

17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).

Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.

Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.

Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне «Мод» Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»).

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

Руаль Амундсен никогда не был женат.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии был посвящен Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник‑бюст норвежскому путешественнику.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Руаль Амундсен

Биография

Норвежский исследователь полярных регионов Руаль Амундсен был первооткрывателем многих географических объектов и маршрутов. В 1911 году он достиг Южного полюса планеты, а затем проложил дорогу к конечной точке Северного полушария. Совершив экспедицию вдоль побережья Сибири на моторном судне «Йоа», скандинавский путешественник стал ключевой фигурой в эпохе антарктических исследований, преодолев неизведанный Северо-Западный проход, ведущий к холодным берегам Заполярья.

Детство и юность

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежском городе Борге. Биография его семьи включала множество интересных фактов, касавшихся происхождения и собственности предков.

руаль амундсен годы жизниПортрет Руаля Амундсена / Ludwik Szaciński, Википедия

История рода Амундсенов началась в XVII веке с представителей крестьянской общины скандинавского острова Асмалей. Потом старшие члены фамилии перебрались на материк и к моменту появления Руаля и его братьев Йенса Уле Антони, Густава Салквиста и Леона владели судоверфью и имением на побережье Осло-фьорда.

Отец будущего путешественника Йенс Амундсен нажил состояние на продовольственных поставках во время войны 1853-1856 годов на Кавказе и на перевозке наемных работников из Китая на Кубу.

Мать Руаля, Ханна Хенрика Густава Салквист, была дочерью служащего местной таможни, занимавшейся ведением хозяйства и воспитанием детей. Занятия мужа не нравились молодой женщине, и она приложила максимум усилий, чтобы оградить детей от продолжения семейного дела. Старания Ханны пропали даром, и двое из четверых детей в молодости занялись предпринимательством и торговлей, а другие посвятили жизнь военной карьере и путешествиям.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен в детстве / Википедия

В судьбе подрастающего поколения главную роль сыграла методика воспитания отца, желавшего с раннего детства приучить сыновей к физическим нагрузкам и спартанским условиям. С раннего возраста Руаль в компании старших братьев и соседских мальчишек занимался гимнастикой, ходил на лыжах и участвовал в уличных драках и потасовках.

Обладая высокомерным и независимым характером, будущий исследователь не слушал учителей и отставал от сверстников в изучении общеобразовательных предметов. Дошло до того, что он отдельно от остальных сдавал выпускные экзамены и с трудом получил документ об окончании школы.

После смерти отца в 1886 году Руаль поддался на уговоры матери и переехал в столицу для поступления на медицинский факультет Университета Кристиании. Кое-как отучившись на подготовительном отделении, Амундсен отказался от дальнейшей учебы и в 1893 году окончательно забросил карьеру врача. К этому времени Ханна скончалась, и ничто не смогло удержать упрямого юношу от такого поступка.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен / Библиотека Конгресса США

Чувство свободы породило в Руале интерес к путешествиям, подкрепленный знакомством с историей жизни английского мореплавателя Джона Франклина. С одобрения военно-медицинской комиссии несостоявшийся доктор отправился в лыжный поход на плоскогорье Хардангервидда, а затем поступил на промысловое судно в надежде получить звание штурмана северного флота.

Готовясь к плаванию, Амундсен посетил лекцию полярного исследователя Эйвина Аструпа и твердо решил посвятить собственную жизнь поиску неизведанных земель в северной части земного шара. Впервые он попытался присоединиться к экспедиции на Землю Франца-Иосифа, предпринятую английским географом Фредериком Джексоном, но из-за отсутствия опыта получил отказ.

Экспедиции и исследования

В 1896 году Амундсен, получивший звание штурмана, отправился в первое путешествие к Южному магнитному полюсу в интернациональном составе экспедиции под командованием бельгийского исследователя Адриена де Жерлаша. Мореплаватели планировали достичь Антарктиды и, оставив четверых членов команды на зимовку для сбора данных, вернуться в Рио-де-Жанейро.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен в кабинете / Anders Beer Wilse, National Library of Norway

После пересечения Магелланова пролива Руаль стал первым человеком, совершившим лыжный переход вдоль побережья острова Ту Хэммок, и вместе с другими членами команды провел 13 месяцев на непредвиденной зимовке в западной части Южного океана.

В дни пребывания во льдах Руаль стал инициатором пошива теплой одежды из бортовых одеял и организовал питание команды, вылавливая из воды туши тюленей и пингвинов. При поддержке судового врача Фредерика А. Кука Амундсен старался избежать деморализации и психического разложения участников экспедиции, но Жерлаш не оценил усилия подчиненного, и на дрейфовавшем судне разгорелся конфликт.

руаль амундсен годы жизниШхуна «Бельжика», вмёрзшая во льды / Фредерик Кук, Википедия

По правилам Национального географического общества командовать путешествием мог только мужчина бельгийской национальности, но, по словам норвежца, к 1897 году бразды правления антарктической миссией полностью легли на него. Считая спасение людей первостепенной задачей, Руаль помог капитану вывести судно из ледяной зоны, и 5 ноября 1899 года экипаж благополучно высадился в Антверпене.

После этого участник бельгийской экспедиции обосновался в Германии и приступил к изучению геофизики и исторических материалов по Северо-Западному проходу. В Гамбурге Руаль познакомился с директором обсерватории Георгом фон Ноймайером, основателем метеорологии Хенриком Моном и полярным исследователем Фритьофом Нансеном.

руаль амундсен годы жизниЯхта «Йоа» / Alaska Digital Archives

Под их влиянием в 1901 году норвежец приобрел большую промысловую яхту «Йоа» и после переоборудования начал подготовку к покорению Северного Ледовитого океана. Судно отплыло от берега в июне 1903 года и к сентябрю достигло острова в Арктическом архипелаге Канады. В ходе 2-годичной зимовки члены экипажа наладили отношения с местными эскимосами и дважды совершали походы к Северному магнитному полюсу Земли.

В 1906 году, после остановки на острове Хершел, Амундсен вернулся к цивилизации и снискал мировое уважение как покоритель Северо-Западного морского прохода. Отчет о путешествии вызвал восторженные отклики европейцев и принес исследователю Большой крест ордена святого Олафа и почетное членство в географическом обществе России.

Не останавливаясь на достигнутом, Руаль стал активным участником полярной гонки, но ему не удалось обойти соперников Роберта Пири и Фредерика Кука, объявивших о прибытии на Северный полюс, когда экспедиция норвежца находилась на подготовительном этапе.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен в полярной экипировке / Daniel Georg Nyblin, National Library of Norway

После этого Амундсен решил изменить направление и запланировал путешествие на противоположный конец земного шара. Подобное предприятие пришло в голову и капитану королевского флота Великобритании – исследователю Роберту Скотту, который осуществил задуманное с опозданием на несколько недель.

Благодаря грамотной организации экспедиции и поэтапному передвижению на собаках Руаль с командой перезимовали в лагере «Фрамхейм» в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года со второй попытки вышли на Южный магнитный полюс Земли.

Поскольку путешествие Амундсена носило прежде всего научный характер, исследователи многократно проверяли географические координаты, пользуясь секстантом и искусственным горизонтом. В итоге в 3 точках, расположенных в нескольких милях друг от друга, остались метки и сооружения с посланиями потомкам.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен (стоит слева) на Южном полюсе / Project Gutenberg

В одной из палаток, украшенной флагами Норвегии и «Фрамхейма», покорители Антарктиды поместили записку, предназначенную для проигравшей команды Роберта Скотта, в которой говорилось, что англичанин не смог совершить открытие и навсегда останется покорителем Южного полюса под номером 2.

На обратном пути полярники использовали припрятанную провизию и, покинув ледники Китовой бухты, постарались как можно быстрее вернуться на материк. Дорога сопровождалась скандалами и выяснением отношений среди членов команды, и в итоге они не смогли опубликовать собственные наблюдения, поскольку Амундсен заблаговременно завладел авторскими правами на дневники.

Впрочем, до 1912 года норвежец не был уверен в собственном открытии. И хотя мировое сообщество признало достижения и неоценимый вклад в науку, отсутствие вестей об экспедиции Скотта сеяло сомнения в рядах ученых и исследователей.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен / Википедия

Информация о британцах появилась, когда Амундсен писал книгу о собственной экспедиции и выступал с лекциями в Европе и США. Из-за плохой организации Роберт и другие члены команды на обратном пути погибли от голода и обморожения, оставив дневники, подтвердившие первооткрывательский статус Руаля.

В последующие годы норвежец осуществил путешествие в Берингов пролив и после нескольких зимовок доставил в Европу ценные сведения по географии, метеорологии, зоологии и другим научным дисциплинам и обдумывал планы покорения полюсов по воздуху. Для этого Амундсен приобрел гидропланы, получил лицензию пилота и в 1925 году совершил полет в районе Гренландии и акватории Баренцева моря, а затем на дирижабле «Норвегия» пересек арктическую часть планеты, проведя над Северным Ледовитым океаном 72 часа беспосадочного времени.

Личная жизнь

По официальной информации, Амундсен, посвятивший себя экспедициям и исследованиям, не имел ни жены, ни детей. Но в дневнике, обнародованном в 1990 году, сохранились некоторые сведения о личной жизни покорителя Северо-Западного прохода и Южного полюса Земли. В нем путешественник упоминал об отношениях с тремя замужними женщинами: Сигрид Кастберг, Кристине Элизабет Беннет и Бесс Магидс.

С первой избранницей полярник познакомился в 1909 году и в ходе 4-летнего романа постоянно просил покинуть супруга и вступить в повторный законный брак. Женщина не отклоняла предложение, но окончательного решения не принимала, поэтому любовники прекратили встречаться и в 1913 году навсегда разорвали отношения.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен с приёмными дочерьми Камиллой и Каконитой / Мир вокруг

Второй любовью Руаля стала молодая жена английского бизнесмена, часто посещавшая Норвегию в период с 1912-го по 1925-й. Амундсен предлагал красавице руку и сердце и перед очередной экспедицией завещал ей усадьбу в Свартскуге.

Последнюю женщину Амундсен встретил во время путешествия по Берингову проливу в 1922-м. Канадка украинского происхождения была очарована мужественным обликом норвежца и согласилась на свадьбу, но этому союзу не суждено было случиться из-за гибели полярника в 1928 году.

Кроме того, сохранился фотопортрет Руаля с чукотскими девочками Каконитой и Камиллой, которые стали приемными детьми Амундсена и поселились в семье его родного брата Леона.

Смерть

В 1928 году Амундсен при поддержке итальянского правительства и норвежских бизнесменов отправился на поиски бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле.

На гидросамолете, арендованном у французских военных, Руаль вылетел в сторону островов архипелага Шпицберген, и через 2 часа 45 минут связь с ним прервалась.

руаль амундсен годы жизниРуаль Амундсен в Ню-Олесунне у своего самолёта «Дорнье» / Preus Museum

Через некоторое время спасательная экспедиция обнаружила обломки воздушного судна, но тело пилота так и нашла. Официальной датой смерти Амундсена объявили 18 июня 1928 года.

Образ полярника увековечили в мемориалах и памятниках, а события, связанные с трагической гибелью норвежца, легли в основу художественного фильма Михаила Калатозова «Красная палатка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *