Россини Джоаккино Антонио (1792— 1868), итальянский композитор.
Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро в семье музыкантов. С раннего детства обучался теории музыки, игре на скрипке и альте, а также пению.
С 1806 по 1810 г. занимался в Болонском музыкальном лицее.
В 1806 г. написал свою первую оперу «Деметрио и Полибио». С тех пор опера стала главным жанром в творчестве Россини.
Первый успех на этом поприще принесла ему опера «Брачный вексель», поставленная в Венеции в 1810 г. Следующая опера, «Странный случай», поставленная в Болонье в 1811 г., также имела большой успех.
Уже как зрелый мастер Россини показал себя в двух операх, написанных в 1813 г. — «Танкред» и «Итальянка в Алжире». Но настоящим триумфом стала опера «Севильский цирюльник» (1816 г.; на сюжет П. Бомарше), первоначально названная «Альмавива, или Тщетная предосторожность».
1816—1823 гг. композитор провёл в Неаполе. За это время были написаны оперы «Отелло» (1816 г.; на сюжет У. Шекспира), «Армида», «Сорока-воровка» и «Золушка» (все 1817 г.), «Моисей в Египте» (1818 г.), «Дева озера» (1819 г.), «Магомет II» (1820 г.), «Зельмира» (1822 г.) и «Семирамида» (1823 г.). Последней опере сопутствовал особенно громкий успех.
В 1823 г., после триумфальной гастрольной поездки в Лондон, Россини переехал в Париж, приняв должность директора театра «Итальен».
В 1826 г. он был назначен королевским придворным композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Познакомившись с принципами французской оперы, Россини переработал «Магомета II» и «Моисея в Египте». Они получили новые названия — «Осада Коринфа» (1826 г.) и «Моисей и фараон» (1827 г.).
В Париже были созданы оперы «Граф Ори» (1828 г.) и «Вильгельм Телль» (1829 г.) —яркий пример героико-романтической оперы. Это произведение стало последним в оперном наследии Россини, хотя, казалось, он находился на вершине своей славы и мастерства.
В 1836 г. композитор вернулся в Италию.
В 1845 г. он занял должность директора того самого Болонского музыкального лицея, который окончил сам.
В 1855 г. Россини вновь приехал в Париж, где жил уже до самой смерти. Кроме опер им созданы две симфонии (1808 и 1809 гг.), «Маленькая торжественная месса» (1863 г.) и другие произведения.
Композитор умер 13 ноября 1868 г. в Пасси близ Парижа; в 1887 г. его прах был перенесён во Флоренцию.
Джоаккино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini [1] ; 1792—1868) — итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.
Содержание
Биография
Первым сценическим дебютом Россини была одноактная опера: «La cambiale di matrimonio» («Брачный вексель») (в театре San Mose в Венеции, 1810), которая обратила на себя внимание широкой публики, также как и вторая: «L’ equivoco stravagante» («Странный случай») (Болонья, 1811); впрочем, они понравились настолько, что Россини был завален работой и к 1812 написал уже 5 опер. В следующем году, после того как его «Танкред» был поставлен на сцене театра Fenice в Венеции, итальянцы уже решили, что Россини — величайший из живущих оперных композиторов Италии, — мнение, которое укрепила «Итальянка в Алжире».
Наибольший триумф доставила Россини постановка на сцене театра Argentina в Риме в 1816 «Севильского цирюльника»; опера эта — не только наиболее гениальное его творение, но, может быть, и венец всех итальянских опер-буфф. Россини создал её за 20 дней по пьесе Бомарше. В Риме встретили «Севильского цирюльника» с большим недоверием, так как считали дерзостью, чтобы кто-либо осмелился написать, после Паэзиелло, оперу на тот же сюжет; на первом представлении оперу Россини приняли даже холодно; второе представление, которым расстроенный Россини сам не дирижировал, напротив, имело опьяняющий успех: публика устроила даже факельное шествие.
Еще в том же году последовал в Неаполе «Отелло», в котором Россини впервые совершенно изгнал recitativo secco, затем «Золушка» в Риме и «Сорока-воровка» в Милане в 1817. На 1815-1823 годы Россини заключил контракт с театральным антрепренером Доменико Барбайя, по которому за ежегодное вознаграждение в 12 000 лир (4 450 руб.) обязывался поставлять каждый год по 2 новые оперы; у Барбайи были в то время в руках не только неаполитанские театры, но и театр Ла Скала в Милане и Итальянская опера в Вене. В это время, в 1821 Россини женится на певице Изабелле Кольбран. Вялый прием, оказанный «Семирамиде» (Венеция), — произведению, написанному шире и грандиознее предыдущих, побудил Россини посетить Лондон в 1823 по приглашению директора Театра Её Величества, где ему за пятимесячную работу выплачивают жалованье в 7 000 фунтов стерлингов, а всего концертами, частными уроками и пр. он собрал 10 000 фунтов стерлингов.
В 1836 Россини уехал из Парижа и поселился в Италии, сперва в Милане, затем на своей вилле близ Болоньи; он болел и скучал. В 1845 умирает первая жена композитора, в 1847 Россини женится на Олимпии Пелиссье. Огромный успех «Stabat» снова несколько оживил его, зато волнения в 1848 снова плохо повлияли на него, ему пришлось бежать из-за повстанцев во Флоренцию и, наконец, в 1853 он решился вернуться в Париж, где вскоре поправился и прожил еще 15 лет, пользуясь всеобщим уважением и сделав свой дом одним из самых модных музыкальных салонов.
Россини скончался от пневмонии 13 ноября 1868 в городке Пасси близ Парижа. В 1887 прах композитора был перевезен во Флоренцию.
Имя Россини носит консерватория в его родном городе, созданная согласно его завещанию.
Оперы
Другие музыкальные произведения
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Россини, Джоаккино» в других словарях:
Россини, Джоаккино — Джоаккино Россини. РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792 1868), итальянский композитор. Обобщив достижения итальянской оперы, обозначил ее романтический этап. Опера ”Севильский цирюльник” (1816) кульминационное завершение истории жанра оперы буффа… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Россини Джоаккино — (Rossini) (1792 1868), итальянский композитор. С творчеством Россини связан расцвет итальянской оперы начала XIX в. Его музыку отличают неистощимое мелодическое богатство, меткость, остроумие характеристик. Обогатил реалистическим содержанием… … Энциклопедический словарь
РОССИНИ Джоаккино — (Rossini, Gioacchino) ДЖОАККИНО РОССИНИ (1792 1868), итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника. Родился 29 февраля 1792 в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы. Очень рано полюбил музыку, в… … Энциклопедия Кольера
Россини, Джоаккино — Смотри также (1792 1868). Итальянский композитор. Упоительный Россини, Европы баловень Орфей. Не внемля критике суровой, он вечно тот же, вечно новый, он звуки льет они кипят, они текут, они горят, как поцелуи молодые, все в неге, в пламени любви … Словарь литературных типов
Россини, Джоаккино — (Rossini, Gioacchino, 1792 1868) итальянский композитор; его Отелло (1816) стал первой оперой на сюжет одноименной шекспировской трагедии … Шекспировская энциклопедия
Россини Джоаккино Антонио — РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио (1792 1868), итал. оперный композитор. По словам А. М. Верещагиной, Л. «во все горло и до потери дыхания» пел дуэт из оперы Р. «Семирамида» (1823) (письмо от 18 авг. 1835; VI, 468). Л. упоминает имя композитора … Лермонтовская энциклопедия
Россини Джоаккино Антонио — Россини (Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, ‒ 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец ‒ трубач и валторнист, мать ‒ певица). С детства обучался… … Большая советская энциклопедия
РОССИНИ Джоаккино Антонио — ( 29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей; Там упоительный Россини, Европы баловень Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же; вечно новый. Он звуки льет они кипят. Они текут,… … Музыкальный словарь
Россини, Джоаккино Антонио — Джоакино Антонио Россини Gioachino Antonio Rossini Композитор Дата рождения: 29 февраля 1792 … Википедия
Джоаккино Антонио Россини (1792–1868) — итальянский композитор, оказавший большое влияние на развитие европейского оперного искусства XIX века. Автор 39 опер, среди которых самой популярной стала опера «Севильский цирюльник». Джоаккино Россини, биография с самого детства была связана с музыкой, вошёл в историю как король итальянской классической музыки.
Ранние годы
Будущий композитор появился на свет 29 февраля 1792 года в итальянском городке Пезаро, став единственным сыном музыкантов. Отец Джоаккино играл на трубе в оркестре, а мать, обладавшая прекрасным голосом, работала в театре.
В возрасте 10 лет Джоаккино получил базовое образование в школе в Болонье, куда переехала вся семья. Изучая музыку, мальчик впервые познакомился с творчеством Моцарта и Гайдна, которое оказало на него большое влияние. К 12 годам он уже написал 6 сонат для четырёхструнных инструментов, которые представил на суд публике.
В 1806 году Россини поступил в Музыкальный лицей, где обучался вокалу и композиции, игре на фортепиано и виолончели. Обладая чистым баритональным тенором, юноша нередко выступал в театре.
Начало музыкальной карьеры
Родители Джоаккино понимали, что будущее в мире музыки будет за оперой, и посоветовали сыну отправиться в Венецию, которая была сосредоточением этого жанра.
Дебютной оперой юного Россини стала «Деметрий и Полибий», однако первой на большой сцене была поставлена комедия «Вексель на брак». Получив свой первый гонорар, молодой композитор с большим вдохновением написал сразу 3 пьесы: «Счастливый обман», «Шелковая лестница» и «Синьор Брускино, или Случайный сын».
Творчество Россини пришлось по вкусу требовательной итальянской публике, и вскоре оперы начинающего композитора стали ставить не только в Венеции, но и в других городах Италии. Так, в Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» всего за один год была поставлена 53 раза. Интересный факт: благодаря такому успеху Россини не только улучшил своё материальное положение, но также получил освобождение от обязательной военной службы.
Жизнь в Неаполе
При изучении краткой биографии Россини стоит отметить 1815 год, когда он переехал в Неаполь для работы в королевских театрах. В то время Неаполь считался оперной столицей Европы, и Россини выпала честь возглавить Teatro di San Carlo — лучшую оперную площадку города.
Поначалу Россини был холодно встречен привередливой местной публикой, однако его опера «Елизавета, королева Англии», написанная в 1815 году, имела ошеломительный успех.
В 1815–1822 годах Джоаккино Россини написал 18 опер. Его лучшим произведением считается опера «Севильский цирюльник», ставшая своеобразной визитной карточкой Россини. Большой популярностью пользовались также оперы «Золушка, или Торжество добродетели», «Отелло, или Венецианский мавр», «Моисей в Египте».
Путешествие по Европе
В 1822 году Россини с неаполитанской оперной труппой отправился на гастроли в Вену. Местная публика с восторгом приняла итальянского композитора и его последнюю работу, оперу «Зельмира».
В Вене произошло памятное для Россини событие — знакомство с Бетховеном, который, несмотря на глухоту, высоко оценил музыку Джоаккино по нотам.
Далее Россини по приглашению Королевского театра посетил Лондон, где его встретили с овациями. Не меньший успех ожидал композитора и во Франции.
Творчество Россини оказало огромное влияние на становление композиторов Европы и на всю европейскую культуру в целом. Но на вершине славы, в возрасте 37 лет, Россини неожиданно перестал писать. В музыкальном искусстве популярность стало набирать романтическое течение, которое для композитора-классика было чуждым.
Личная жизнь
Россини всегда испытывал влечение к певицам, с которыми работал, но главной женщиной в жизни композитора оказалась Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo. Она стала для Россини и музой, и женой, и на протяжении 13 лет вдохновляла маэстро.
В 1830 году в Париже Россини познакомился с куртизанкой Олимпией Пелисье, которая ради Джоаккино стала примерной супругой. В обоих браках детей у композитора не было.
Скончался Россини 13 ноября 1868 года в возрасте 76 лет.
Мэтр оперного искусства XIX столетия получил признание публики еще при жизни: каждое новое музыкальное творение воспринималось как совершенное воплощение мелодичности в контексте сложных драматических и «легковесных» комедийных сюжетов. Джоаккино Россини рукоплескала аристократия, дружбы с ним искали выдающиеся деятели искусства, монаршие особы лично приглашали его на светские рауты и выказывали расположение. В его жизни нашлось место любви и ненависти, творчеству и меланхоличному кризису, энтузиазму и апатии, добродетелям и порокам. Как тени создают объём, так и непримиримые внутренние противоречия помогли Россини создать музыку, ставшую знаковой для многих поколений приверженцев классицизма.
Краткую биографию Джоаккино Россини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Россини
Из биографии Россини мы узнаём, что когда Джоаккино исполнилось семь лет, его отец оказался в тюрьме как политический заключённый: в неспокойное время перемен, когда Наполеон вторгся на территорию Италии, Джузеппе проявил себя как ярый революционер и сторонник оппозиции. Он поддерживал французского полководца, поэтому когда Австрия восстановила свои права в Северной Италии, мятежник и бунтарь оказался за решёткой, а его семья переехала в Болонью.
Получив свободу в 1800 году, Джузеппе вернулся к жене и сыну. В это время Анна активно, по мере возможностей, старалась развивать уже оформившийся вокальный талант своего ребёнка. Мальчик обучался композиции , брал уроки сольфеджио у религиозных наставников. В период 1800-1808 гг проявляются первые успехи ученика в создании произведений для хора и квартета.
В 18 лет Россини пишет свою первую оперу «Брачный вексель». Комическая зарисовка была написана в сжатые сроки, автор работал в Венеции по приглашению семейной пары, друзей своих родителей. По возвращении с Болонью Джоаккино уже смел надеяться на поступление новых заказов: его дебют имел огромный успех и ознаменовал появление нового имени на сцене итальянского оперного театра. Ожидания оправдались: Россини получает предложения и начинает писать произведения с невиданной лёгкостью и скоростью, что полностью отвечает потребностям жадной до новых премьер публики.
Настоящим триумфом обернулась постановка оперы «Севильский цирюльник», состоявшаяся в 1816 году в Риме. Композитор потратил 3 недели, чтобы создать произведение, прославившее его в веках и даровавшее титул «итальянского Моцарта». Сам композитор впоследствии заявлял, что для написания партитуры ему понадобилось 13 дней. Это был провокационный опыт: автор воспользовался произведением Пьера де Бомарше в качестве литературной основы, однако сюжет первой части трилогии о Фигаро уже был использован для написания оперы Джованни Паизиелло. Несмотря на то, что постановка имела место в далеком 1782 году, в музыкальных кругах помнили и высоко ценили эту оперу. Премьера новой интерпретации пера Россини ознаменовалась скандалом, и только второе исполнение завершилось овациями.
Уже через год Россини ясно осознал, что желает творить в более серьезном жанре, чем буфф. Его привлекала в большей степени героико-мифологическая направленность, исторические сюжеты, а также литературные картины, воплощающие истинную трагедию или драму. Результатом творческих экспериментов стали выдающиеся оперы «Отелло», «Моисей в Египте», «Магомет II». В 1820 году композитор приезжает в Вену и презентует австрийской богеме новую оперу «Зельмира». Её встречают с восторгом и благосклонностью.
Оставив Вену после двухгодичного пребывания, Россини отправляется во французскую столицу, затем — в Лондон. Повсеместное признание и успех дарует ему ощущение творческого удовлетворения и возможность писать музыку по вдохновению, а не в соответствии с жесткими временными рамками, обозначенными импресарио. Чуть больше полугода Джоаккино Россини провёл в британской столице. Он покинул Туманный Альбион летом 1824 года, приехал во Францию, чтобы оттуда отправиться в Болонью. Однако весьма выгодное в коммерческом плане предложение, поступившее от чиновника при королевском дворе, заставило его задержаться в Париже вплоть до 1836 г. В этот период Россини создал знаковое в своём творчестве произведение «Вильгельм Телль». Эта опера принесла композитору орден Почетного Легиона, награду от французского короля Карла X. Однако не это стало основным символом признания. Опера знаменовала своеобразную революцию в оперном искусстве, заключающуюся в создании разграничения образов и характеров с помощью музыкальных выразительных средств. Россини сумел «обрисовать» героев оперы посредством музыкальных партий, а не просто создал оркестровый аккомпанемент под существующее либретто.
По иронии судьбы, величайшее достижение Россини на оперной сцене («Вильгельм Телль» обладает сложной структурой и не подчиняется ранее признанным канонам) положило начало периоду депрессии. Причиной затяжной фазы творческого кризиса могло послужить категорическое неприятие изменений, происходивших в мире и искусстве. Россини позиционировал себя человеком далёким от политики. Ему было сложно принять, что некоторые сюжеты, воплощённые в классических произведениях, могут «не дойти» до слушателей по причине ограничений, наложенных полицейским надзором. С другой стороны, в искусстве происходило тоже немало изменений, сравнимых с революцией: классицизм постепенно уступал место романтизму, что для Россини означало тягостную необходимость менять стиль и подстраиваться под веяния времени. Почти 20 лет композитор прожил в родной Италии, занимался педагогической деятельностью. Он остался верен себе и личному мироощущению, продолжал совершенствоваться в понятном и близком для него классическом направлении.
В 1855 году Россини вернулся в Париж. Во французской столице он пользовался чрезвычайной популярностью, был желанным гостем на светских мероприятиях. «Бриллиант» итальянской оперы заслуженно почивал на лаврах, лишь время от времени становясь за дирижёрский пульт. Осенью 1868 года Джоаккино Россини скончался от затяжной болезни, связанной с патологией кишечника. В последний путь гения проводили с почестями: оркестр исполнял знаковые эпизоды из известных произведений, соответствующие по настроению траурному событию. Композитора похоронили в границах некрополя Пер-Лашез. Только в 1887 году прах перевезли во Флоренцию. Согласно завещанию мэтра, его огромное состояние досталось родному городу Пезаро с тем, чтобы средства в дальнейшем пошли на развитие учреждений музыкального образования, поддержку юных дарований.
Личная жизнь Джоаккино Россини
Примерно до 23 лет Россини предпочитал мимолётные увлечения серьёзному роману. У него было много любовниц, большинство из которых являлись способными вокалистками. Одна такая интрижка даже спасла жизнь композитору. В 1812 году территория северной Италии была подчинена власти Наполеона. Французский император, готовясь к походу в Россию, объявил тотальную демобилизацию. Россини подлежал призыву, и только заступничество своей любовницы спасло композитора от неминуемой гибели на полях сражения с русскими, где погибло в общей сложности около 90 тысяч итальянцев. Доброй феей оказалась Мария Марколини, имевшая влияние на младшего брата амбициозного лидера французской армии.
Биография Россини гласит, что в 1815 году Россини познакомился с женщиной, которая впоследствии стала его законной супругой. Избранницей оказалась Изабелла Кольбран, которая на момент знакомства с оперным гением состояла в связи с антрепренёром, сотрудничавшим с оперным театром в Неаполе. Любовный треугольник просуществовал недолго. Джоаккино и Изабелла поженились в 1822 г. Семейная жизнь изначально складывалась в гармонии. Стремясь, чтобы его возлюбленная блистала на сцене, Джоаккино целиком сосредотачивается на написании опер, где главные женские вокальные партии предназначены сопрано. Изабелла получила ведущую роль в постановке «Елизавета, королева Англии», предстала в образе Дездемоны в опере, написанной по шекспировской трагедии, примерила амплуа нимфы в «Деве озера», была задействована на первых ролях в операх «Армида» и «Семирамида».
Сложности начались тогда, когда певица стала стремительно терять голос. Впав в затяжную депрессию, талантливая дива пыталась бороться с утратой возможности профессиональной реализации деструктивными способами. Женщина пристрастилась в выпивке и азартным играм, находя утешение в мнимом забытьи и пагубных страстях. Брак распался.
В 1837 году маэстро заявил о расставании с Изабеллой. Его новой спутницей жизни стала Олимпия Пелиссье, с ней Россини уже встречался в течение 15 лет, но не афишировал эту связь. Женщина с туманным сомнительным прошлым была верным другом композитора, а в 1846 году вышла за него замуж. В обществе Олимпии композитор обретал необходимое утешение, моральную опору, поддержку. Эта женщина активно боролась с приступами депрессивного, упаднического состояния мужа и стремилась всякими путями вернуть его к активной творческой деятельности. Именно по её настоятельной рекомендации в середине 50-х годов Россини переехал в Париж из Италии.
Переезд ознаменовал новую страницу в жизни, она не была отмечена созданием новых опер, однако вдохновение для написания цикла изящных пьес композитор нашёл силы отыскать. Произведения для фортепьяно «Четыре закуски и четыре десерта» из сборника с обманчиво мрачным названием «Грехи старости» стали музыкальным воплощением сразу двух страстей автора: к вкусной пище и классической лёгкой музыке в нестрогом формате. Олимпия находилась рядом с мужем вплоть до его последних дней. Россини умер у неё на руках в 1868 г.
Интересные факты о Джоаккино Россини
Творчество Россини
«Итальянский Моцарт» создал 32 камерных произведения, 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес, в отношении духовной музыки наибольшую популярность обрела «Маленькая торжественная месса» и «Stabat Mater». Однако известность и признание настигли композитора в качестве автора опер.
Джоаккино Россини написал 39 опер, 27 из них — были созданы в плодотворный период с 1812 по 1819 гг. Лёгкость, преобладание песенных мотивов характеризуют произведения, созданные в комическом жанре. Музыкальное оформление образов, продуманная структура, динамичность в отражении действий описывают оперы драматической и героической направленности относительно сюжета. Личный подход автора к творчеству очевидно был тесно связан с изменчивым нравом публики. Россини чувствовал, что вынужден откликаться на негласные предпочтения слушателей, которые уже к середине XIX столетия стали заметно более лояльно относиться к либретто в стиле романтизма, столь любимая итальянцем классика постепенно отходила на второстепенный план.
Отличительной чертой творчества Россини, помимо феноменальной скорости работы, является тенденция заимствования. Автор часто переносил мелодии из увертюр и других частей оперы из одного произведения в другое, виртуозно вписывая их в общий контекст так, что они оставались узнаваемыми, но обретали совершенно оригинальное «прочтение». Отрывки из увертюры к опере «Пробный камень» оказались в опере «Танкред», а вступление к «Аврелиан в Пальмире» имеет завершение, сходе с финальной частью увертюры «Севильского цирюльника». Россини объяснял подобное обстоятельство тем, что повторным использованием старался спасти лучшие фрагменты, изначально оказавшиеся вписанными в неудачные, по его мнению, партитуры.
Россини называют мастером увертюр. Он создавал уникальные музыкальные шедевры по чёткой, всегда «работающей», формуле: медленное начало, простые запоминающиеся мотивы, возрастание динамики, превращающееся в яркую кульминацию через выразительное крещендо. В этом отношении отказ от строгого следования сонатной структуре в пользу свободы применения средств выразительности складывалось в беспроигрышную стратегию, описывающую своеобразный почерк маэстро.
Россини неустанно расширял границы собственного таланта, не желая оставаться заложником одного жанра. Его главным соперником было время: оно неумолимо неслось вперёд, порождая новые веяния и таланты, которые им соответствовали. Тяжело воспринимая прогресс, Россини не мог примирить свой гений с динамично развивающимся изменчивым миром. Затворничество стало его «раковиной», а сам он превратился в жемчужину, редкую, уникальную, ослепляющую не меркнущим с годами блеском.
Музыка Россини в кино
Биография Джоаккино Россини легла в основу нескольких кинолент. В 1942 году режиссёр Марио Боннар представил фильм «Россини», где главная роль досталась Ламберто Пикассо. События охватывают самый насыщенный период жизни композитора, связанный с переездом в Неаполь и знакомством с исполнительницей Кольбран, которой сужден было стать его первой женой.
В 1991 году Марио Моничелли снял фильм «Rossini! Rossini!», где образ маэстро воплотил Серджо Кастеллитто. Музыкальная драма отображает композитора в преклонных годах, повествование разворачивается в формате воспоминаний мэтра о далёком детстве, бурной молодости и плодотворном творчестве. В 1996 году вышла в прокат лента «Призрак Россини» Дэвида Девайна.
Опера «Севильский цирюльник» экранизировалась в 1947, 1954, 1959, 1972, 1988 и 2011 годах. Музыка Россини звучит в современных отечественных сериалах «Кухня», «Интерны», «Зайцев +1», а также во французской комедии «Медведь и кукла» (1970) о скромном провинциальном музыканте и его судьбоносной встрече с капризной красавицей.
Немецкий поэт Генрих Гейне называл Джоаккино Россини «солнцем Италии», отмечая исключительную роль, которая досталась гениальному композитору в развитии оперного искусства страны. За пределами родного государства Россини воспринимали как весьма загадочную личность и талантливого автора комедийных и героических опер, отличительная черта которых заключается в невероятной мелодичности вокальных и инструментальных партий. Его музыка не теряет актуальности. Творческое наследие со временем, как хорошее вино, истинным ценителем которого был маэстро, обретает «выдержку», позволяющую лучше прочувствовать величие гениального создателя.