россини композитор биография кратко
Краткая биография Джоаккино Россини
Россини Джоаккино Антонио (1792— 1868), итальянский композитор.
Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро в семье музыкантов. С раннего детства обучался теории музыки, игре на скрипке и альте, а также пению.
С 1806 по 1810 г. занимался в Болонском музыкальном лицее.
В 1806 г. написал свою первую оперу «Деметрио и Полибио». С тех пор опера стала главным жанром в творчестве Россини.
Первый успех на этом поприще принесла ему опера «Брачный вексель», поставленная в Венеции в 1810 г. Следующая опера, «Странный случай», поставленная в Болонье в 1811 г., также имела большой успех.
Уже как зрелый мастер Россини показал себя в двух операх, написанных в 1813 г. — «Танкред» и «Итальянка в Алжире». Но настоящим триумфом стала опера «Севильский цирюльник» (1816 г.; на сюжет П. Бомарше), первоначально названная «Альмавива, или Тщетная предосторожность».
1816—1823 гг. композитор провёл в Неаполе. За это время были написаны оперы «Отелло» (1816 г.; на сюжет У. Шекспира), «Армида», «Сорока-воровка» и «Золушка» (все 1817 г.), «Моисей в Египте» (1818 г.), «Дева озера» (1819 г.), «Магомет II» (1820 г.), «Зельмира» (1822 г.) и «Семирамида» (1823 г.). Последней опере сопутствовал особенно громкий успех.
В 1823 г., после триумфальной гастрольной поездки в Лондон, Россини переехал в Париж, приняв должность директора театра «Итальен».
В 1826 г. он был назначен королевским придворным композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Познакомившись с принципами французской оперы, Россини переработал «Магомета II» и «Моисея в Египте». Они получили новые названия — «Осада Коринфа» (1826 г.) и «Моисей и фараон» (1827 г.).
В Париже были созданы оперы «Граф Ори» (1828 г.) и «Вильгельм Телль» (1829 г.) —яркий пример героико-романтической оперы. Это произведение стало последним в оперном наследии Россини, хотя, казалось, он находился на вершине своей славы и мастерства.
В 1836 г. композитор вернулся в Италию.
В 1845 г. он занял должность директора того самого Болонского музыкального лицея, который окончил сам.
В 1855 г. Россини вновь приехал в Париж, где жил уже до самой смерти. Кроме опер им созданы две симфонии (1808 и 1809 гг.), «Маленькая торжественная месса» (1863 г.) и другие произведения.
Композитор умер 13 ноября 1868 г. в Пасси близ Парижа; в 1887 г. его прах был перенесён во Флоренцию.
Джоаккино Россини биография
Всего получено оценок: 117.
Джоаккино Антонио Россини (1792–1868) — итальянский композитор, оказавший большое влияние на развитие европейского оперного искусства XIX века. Автор 39 опер, среди которых самой популярной стала опера «Севильский цирюльник». Джоаккино Россини, биография с самого детства была связана с музыкой, вошёл в историю как король итальянской классической музыки.
Ранние годы
Будущий композитор появился на свет 29 февраля 1792 года в итальянском городке Пезаро, став единственным сыном музыкантов. Отец Джоаккино играл на трубе в оркестре, а мать, обладавшая прекрасным голосом, работала в театре.
В возрасте 10 лет Джоаккино получил базовое образование в школе в Болонье, куда переехала вся семья. Изучая музыку, мальчик впервые познакомился с творчеством Моцарта и Гайдна, которое оказало на него большое влияние. К 12 годам он уже написал 6 сонат для четырёхструнных инструментов, которые представил на суд публике.
В 1806 году Россини поступил в Музыкальный лицей, где обучался вокалу и композиции, игре на фортепиано и виолончели. Обладая чистым баритональным тенором, юноша нередко выступал в театре.
Начало музыкальной карьеры
Родители Джоаккино понимали, что будущее в мире музыки будет за оперой, и посоветовали сыну отправиться в Венецию, которая была сосредоточением этого жанра.
Дебютной оперой юного Россини стала «Деметрий и Полибий», однако первой на большой сцене была поставлена комедия «Вексель на брак». Получив свой первый гонорар, молодой композитор с большим вдохновением написал сразу 3 пьесы: «Счастливый обман», «Шелковая лестница» и «Синьор Брускино, или Случайный сын».
Творчество Россини пришлось по вкусу требовательной итальянской публике, и вскоре оперы начинающего композитора стали ставить не только в Венеции, но и в других городах Италии. Так, в Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» всего за один год была поставлена 53 раза. Интересный факт: благодаря такому успеху Россини не только улучшил своё материальное положение, но также получил освобождение от обязательной военной службы.
Жизнь в Неаполе
При изучении краткой биографии Россини стоит отметить 1815 год, когда он переехал в Неаполь для работы в королевских театрах. В то время Неаполь считался оперной столицей Европы, и Россини выпала честь возглавить Teatro di San Carlo — лучшую оперную площадку города.
Поначалу Россини был холодно встречен привередливой местной публикой, однако его опера «Елизавета, королева Англии», написанная в 1815 году, имела ошеломительный успех.
В 1815–1822 годах Джоаккино Россини написал 18 опер. Его лучшим произведением считается опера «Севильский цирюльник», ставшая своеобразной визитной карточкой Россини. Большой популярностью пользовались также оперы «Золушка, или Торжество добродетели», «Отелло, или Венецианский мавр», «Моисей в Египте».
Путешествие по Европе
В 1822 году Россини с неаполитанской оперной труппой отправился на гастроли в Вену. Местная публика с восторгом приняла итальянского композитора и его последнюю работу, оперу «Зельмира».
В Вене произошло памятное для Россини событие — знакомство с Бетховеном, который, несмотря на глухоту, высоко оценил музыку Джоаккино по нотам.
Далее Россини по приглашению Королевского театра посетил Лондон, где его встретили с овациями. Не меньший успех ожидал композитора и во Франции.
Творчество Россини оказало огромное влияние на становление композиторов Европы и на всю европейскую культуру в целом. Но на вершине славы, в возрасте 37 лет, Россини неожиданно перестал писать. В музыкальном искусстве популярность стало набирать романтическое течение, которое для композитора-классика было чуждым.
Личная жизнь
Россини всегда испытывал влечение к певицам, с которыми работал, но главной женщиной в жизни композитора оказалась Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo. Она стала для Россини и музой, и женой, и на протяжении 13 лет вдохновляла маэстро.
В 1830 году в Париже Россини познакомился с куртизанкой Олимпией Пелисье, которая ради Джоаккино стала примерной супругой. В обоих браках детей у композитора не было.
Скончался Россини 13 ноября 1868 года в возрасте 76 лет.
Джоаккино Россини
Биография
Композитор Джоаккино Россини или, как его называли современники, «итальянский Моцарт», вернул опере былое величие – на счету мэтра 39 вокальных произведений, в том числе знаменитые «Севильский цирюльник» и «Золушка». Он был королем итальянской классической музыки, пока венец славы не украл Джузеппе Верди.
Детство и юность
Джоаккино Антонио Россини, рожденный 29 февраля 1792 года в итальянском городе Пезаро, был единственным ребенком трубача Джузеппе и швеи Анны (в девичестве Гвидарини). Стендаль в биографии композитора 1824 года писал, что отец одарил Россини «наследством итальянца»: умением слышать музыку, верить в Господа и сочинять произведения в духе поэта Людовико Аристо. Остальные жизненные уроки юноша получил в обществе матери и ее подруг.
Портрет Джоаккино Россини. Художник Пинакотека Брера / Пинакотека Брера
Отец Джоаккино часто попадал в передряги. Согласно историческим сводкам, Джузеппе дважды помещали под стражу: в 1790-м за уличную игру на трубе, в 1799-м – за поддержку войск Наполеона I, которые шли против католической церкви.
Анна оказалась более творческой натурой, чем супруг-музыкант: когда Джоаккино исполнилось 6 лет, мать начала карьеру оперной певицы. В течение 10 лет она добилась успехов в Триесте и Болонье, пока неподготовленный голос не начал давать сбой.
В 1802 году семья переехала в итальянскую коммуну Луго, где Россини получил базовое образование по родному языку, латыни, арифметике и музыке. Помогал осваивать общие знания священник Джузеппе Малербе, в коллекции которого хранились работы Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна. Эти композиторы наложили неизгладимый отпечаток на юного Джоаккино.
Джоаккино Россини в молодости. Художник Винченцо Камуччини / Museo Teatrale alla Scala
К 12 годам Россини написал 6 сонат для четырехструнных инструментов, которые при поддержке меценатов представил публике в 1804-м. В 1806-м он поступил в Liceo Musicale в Болонье, где обучали вокалу, игре на виолончели и фортепиано, позже – композиции.
В студенческие времена Джоаккино выступал в театре, поскольку от природы обладал чистым баритональным тенором. В 1810 году по просьбе оперного певца Доменико Момбелли парень написал партитуру для драмы «Деметрий и Полибий», которая стала первой оперой Россини. Премьера состоялась в 1812 году в Риме.
Родители, будучи людьми творческими, чувствовали, что будущее музыки — в опере. Центром этого жанра в Италии была Венеция, куда 18-летний Джоаккино переехал в 1810 году под опекой знакомого семьи, композитора Джованни Моранди.
Музыка
«Деметрий и Полибий» считается дебютной оперой Россини по времени написания, а первой на сцене была поставлена комедия «Вексель на брак» в ноябре 1810 года. За нее композитор получил, как ему тогда казалось, значительную сумму — 40 скудо (в переводе на современные деньги чуть более 2 тыс. руб.). Затем Россини сочинил еще 3 пьесы: в 1812 году «Счастливый обман» и «Шелковая лестница», в 1813-м — «Синьор Брускино, или Случайный сын».
Россини писал не только для Венеции. В Болонье он успешно презентовал свое видение «Времен года» Гайдна, но потерпел неудачу со «Странным случаем». Ставились пьесы начинающего композитора в театрах Феррари и Рима. В Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» (1812) за год игралась 53 раза, что принесло Россини не только финансовую выгоду, но и освобождение от военной службы и звание di cartello — композитора, чье имя на афишах гарантировало полный аншлаг.
Опера «Танкред» (1813), написанная по одноименной драме Вольтера, была известна за пределами Италии — представления в Лондоне (1820) и Нью-Йорке (1825) имели колоссальный успех. Через несколько недель после показа «Танкреда» в Венеции Россини в спешке написал комедию «Итальянка в Алжире» (1813), которая только расширила круг его почитателей.
Оперы «Турок в Италии» и «Сигизмунд», написанные в 1814 году, не радовали венецианскую и миланскую публику. А вот 1815-й ознаменовал важный этап в творчестве Россини. В мае он переехал в Неаполь, чтобы возглавить королевские театры, в том числе Teatro di San Carlo, лучшую оперную площадку города.
Некогда Неаполь считался оперной столицей Европы: здесь создавали шедевры Доменико Чимароза и Джованни Паизиелло. Россини с новаторским видением излюбленного итальянского жанра полюбился не сразу, а потому сочинил оперу «Елизавета, королева Англии» (1815). Интересный факт: произведение состояло из уже известных слушателям отрывков других его опер, то есть лучшей музыки, на тот момент написанной «итальянским Моцартом». Успех был колоссальным.
В Неаполе Россини впервые писал спокойно, без спешки и стремления уложиться в сроки. У него в подчинении находились первоклассные певцы и оркестранты, а в распоряжении — площадка для репетиций. В благоприятной обстановке между 1815 и 1822 годами композитор сочинил еще 18 опер: 9 для театров Неаполя, еще 9 для других городов.
Так, в 1816 году для премьеры в Риме Россини написал произведение, которому надлежало стать визитной карточкой, — «Севильский цирюльник». Опера с таким названием уже была у Паизиелло, поэтому Джоаккино дал своей имя «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дебютное представление провалилось, как оказалось, именно из-за названия. Когда публика поняла, что перед ними новое прочтение «Севильского цирюльника», то обеспечила Россини полные залы. Сейчас его версия комедии Пьера Бомарше является популярнее оригинала Паизиелло.
В то же продуктивное время написаны оперы «Отелло, или Венецианский мавр» (1816), «Золушка, или Торжество добродетели» (1817), «Сорока-воровка» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Дева озера» (1819), «Зельмира» (1822).
Провал «Эрмионы» (1819) показал Россини, что Неаполь устал от его творчества, поэтому, когда возникла возможность переехать в Вену, композитор ею с радостью воспользовался. Австрия встретила «итальянского Моцарта», как выражаются биографы, «лихорадкой Россини». Министр иностранных дел Клеменс фон Меттерних считал музыку Джоаккино свободной от политики, поэтому предоставил в пользование композитора все национальные театры.
В Вене Россини впервые услышал «Симфонию №3» Людвига ван Бетховена. Итальянец долго добивался встречи с композитором-затворником. Как позже Россини рассказывал Эдуарду Ганслику и Рихарду Вагнеру, беседу затрудняла глухота Бетховена и разные языки, но немец дал понять, что талант Россини не подходит для серьезной оперы, что тот должен сосредоточиться на развлекательных стилях.
После австрийских каникул Россини поставил «Семирамиду» (1823) в Венеции, что стало его финальной работой для итальянского театра — в ноябре того же года композитор уехал в Лондон. За сезон в Королевском театре на улице Хеймаркет композитор заработал более £30 тыс., а затем отправился в Париж. Здесь он написал оперы «Путешествие в Реймс, или Гостиница “Золотая Лилия”» (1825) и «Граф Ори» (1828).
Очередной громкой работой в творчестве Россини стал «Вильгельм Телль» (1829) по пьесе Фридриха Шиллера. Увертюра к постановке считается самой популярной оркестровой партией в мире. Ее даже использовала в мультфильме «Микки Маус» кинокомпания Walt Disney.
«Вильгельм Телль» был горячо воспринят публикой. В газете Le Globe писали, что «первый и последний акты оперы были написаны Россини, но средний акт — Богом». Никто, включая самого композитора, не знал, что эта работа станет последней.
Для Франции Россини нужно было написать еще 5 крупных произведений. Он планировал положить на музыку «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте. Однако единственными значительными работами, которые были выполнены до отъезда из Парижа в 1836 году, были молитва «Stabat Mater» (1831) и сборник салонных песен «Музыкальные вечера» (1831), куда входила знаменитая «Неаполитанская тарантелла».
С 1857 по 1868 годы в 13 томах вышел сборник «Грехи старости», который состоял из произведений для соло и хора, фортепиано и камерных ансамблей.
Самой значительной работой последнего десятилетия Россини стала «Маленькая торжественная месса» (1863). Скромное по инструментарию — два фортепиано и фисгармония, произведение не подходило для выступлений в концертом зале, а использование женских голосов закрывало двери на церковные служения. «Маленькая торжественная месса» получила распространение только после смерти Россини.
Личная жизнь
Россини старался держать личную жизнь в секрете, но все равно прославился любовью к певицам, с которыми работал. Среди его избранниц были Эстер Момбелли и Мариетта Марколини. Самой важной женщиной в жизни Россини, как в интимном, так и профессиональном планах, стала Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo.
Впервые Джоаккино услышал сопрано Изабеллы в 1807 году на сцене Болоньи. Переехав в Неаполь, композитор сочинял песни исключительно под свою возлюбленную. Кольбран появилась в главных ролях в операх «Елизавета, королева Англии», «Отелло», «Армида», «Дева озера», «Магомет II» и «Семирамида».
Изабелла Кольбран, жена Джоаккино Россини / Museo Teatrale alla Scala
В марте 1822 года Кольбран стала женой Россини. Бракосочетание состоялось в маленькой церкви в Кастеназо. На тот момент избраннице исполнилось 37 лет, а ее супругу — 30.
В 1830 году Россини оставил супругу в Кастеназо, уехав в Париж. Больше они не виделись. Новым увлечением композитора стала Олимпия Пелисье, куртизанка. Ради любимого она стала идеальной гражданской женой: готовила отвары трав, клизмы, пиявок, ухаживала за одеждой, париками и зубными протезами. Поженились они лишь в 1846 году и прожили душа в душу 22 года.
Детей у Россини не было ни от одной жены.
Смерть
После смерти матери в 1827 году здоровье Россини резко ухудшилось. Развившаяся гонорея привела к болезненным побочным эффектам — от уретрита до артрита, композитор страдал от приступов изнурительной депрессии. Ему приписывали биполярное расстройство. Кроме того, «итальянский Моцарт» был изысканным гурманом, что в конце жизни привело к болезни желудка и ожирению, последнее явно видно на портретах Россини с конца 1850-х годов.
Гробница Джоаккино Россини в базилике Санта-Кроче, Флоренция / Википедия
76-летний Россини скончался в Париже 13 ноября 1868 года. Причина смерти — букет болезней и неудачная операция по лечению колоректального рака. Попрощаться с композитором в Троицкую церковь пришли более 4 тыс. человек. Тело захоронили на кладбище Пер-Лашез. Сейчас его французский склеп пустует — в 1887 году останки перенесли в церковь Санта-Кроче во Флоренции. Там Россини «соседствует» с Микеланджело, Галилео Галилеем и Никколо Макиавелли.
Россини, Джоаккино
Джоаккино Антонио Россини | |
Gioacchino Antonio Rossini | |
Композитор | |
---|---|
Дата рождения: |