романтизм в жизни это

романтизм

Полезное

Смотреть что такое «романтизм» в других словарях:

Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия

Романтизм — (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия

Романтизм — РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это именно романтизм. Еще кн. П. А. Вяземский в письме к Жуковскому остроумно заметил: «романтизм, как… … Словарь литературных терминов

РОМАНТИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

РОМАНТИЗМ — (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа… … Политология. Словарь.

Романтизм — Романтизм ♦ Romantisme Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы).… … Философский словарь Спонвиля

романтизм — а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РОМАНТИЗМ — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1 й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе,… … Большой Энциклопедический словарь

РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия

Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии

Романтизм — (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 1 й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Мужчина романтик, каким он бывает?

романтизм в жизни это романтизм в жизни это романтизм в жизни это романтизм в жизни это

Толковые словари

Сначала, давайте окунемся в книжный мир. Как же объясняет толковый словарь слово «романтик»? К примеру, словарь Ефремовой говорит, что романтик – это приверженец направления — романтизма. Словарь Фасмера переводит с французского: романтик — это человек, который идеализирует мир и окружающих его людей.

Под редакций Кузнецова вышел большой русский толковый словарь. Слово «романтик» в нем имеет несколько значений. Первое — представитель романтизма, направления популярного у поэтов и писателей прошлых столетий. Второе – человек, для которого весь мир идеален, все люди прекрасны. В-третьих, романтик здесь — это человек романтичного настроения, который очень эмоционально относится к чему-либо. В эту категорию подпадают люди различных профессий: моряки, геологи, музыканты, путешественники и т. д.

романтизм в жизни это

Последователь романтизма

романтизм в жизни это

Таково значение слова «романтик» в толковом словаре. Вернее, это одно из его толкований. Теперь рассмотрим, что в словаре говорится об этом самом романтизме. Есть три варианта.

романтизм в жизни это

Вам будет интересно:Was и were: грамматика английского языка

Первый из них – это искусствоведческий термин, обозначающий одно из литературных направлений, которое появилось в XVII – начале XIX века. Оно боролось с классическими канонами и выдвигало на первый план человеческую личность с ее чувствами и переживаниями. Нередко в этом направлении авторами использовались народно-поэтические и исторические мотивы.

Пример: «Основными идеями романтизма являются такие, как признание духовных ценностей каждого конкретного человека и его права на свободу и независимость. В таких произведениях герои – это люди, обладающие сильным, бунтарским характером, а сюжеты отличаются ярким накалом страстей».

Основные симптомы

Как говорят историки, романтичные люди жили с давних пор. Романтик – кто это? По их мнению, это человек, который не замечает некоторых жизненных неудобств и не участвует в бурных мировых перипетиях. Основными симптомами романтизма принято считать веру в лучшее и чрезмерную мечтательность.

Но если бы не было на свете таких вот романтиков-мечтателей, то откуда бы появились чудеснейшие произведения мирового искусства: картины, стихотворные строки, трогающие до слез, «Алые паруса» Грина? Многие произведения, особенно стихи и поэмы, на вопрос: «Романтик — кто это?» — однозначно ответят, что это человек, который верит в любовь, несмотря ни на что. Именно романтика и любовь идут рука об руку, как издавна считали философы, поэты и композиторы. Именно эти два понятия «сворачивали» годы и делили людей счастливыми.

Почему мужчины романтичнее женщин?

Так уж сложилось, что сильная половина человечества считается более романтичной. Возможно, кто-то не согласится с этим мнением, но факт остается фактом. К тому же подобному положению вещей есть вполне логическое объяснение.

Разгадка кроется в том, как наш мозг замечает разницу в различных контрастах. Ведь женщины привыкли к тому, что мужчины – это грубые и властные создания, стремящиеся добиться всего силой. Поэтому любое проявление нежности и заботы с их стороны выглядит весьма трогательным и романтичным.

К тому же в большинстве случаев именно парни завоевывают девушек, а не наоборот. А как говорилось раннее, романтика – это верный способ покорить женское сердце. Именно поэтому мужчины так часто используют ее в период ухаживания за дамой.

С точки зрения психологии

Если задать подобный вопрос психологам, то у них тоже имеется развернутое понятие слова «романтик». Кто это? Это человек, который большую часть времени «живет в себе». Он стремится постичь именно себя, оценить свои чувства и отношение к окружающему миру. Романтики стремятся разгадать тайны мироздания, поведения людей и построить свой фантастичный, прекрасный мир.

романтизм в жизни это

Причем каждый романтик-мечтатель стремится поделиться своим видением мира с окружающими. Они не закрываются в себе, фантазируя об идеале. Они ищут этот идеал, найдя, доказывают ему, как хорош мир вокруг.

Если вы думали, что большинство романтиков замкнуты в себе и на своем фантазийном идеальном мире, то вы ошибаетесь. Многие психологи однозначно скажут, что он ярый бунтарь, который всегда придерживается своего мировоззрения и не желает отступать от собственного видения жизни ни при каких обстоятельствах.

Романтиков буквально раздражает однотипность мышления, они не могут понять, как можно надевать каждый день одну и ту же одежду на работу или, приходя с нее, ложиться на диван у телевизора. Ведь на свете очень много прекрасных и еще неизведанных каждой отдельной личностью вещей.

Романтичная натура всегда готова взвалить на себя все обязанности, скажем, по подготовке вечера с любимым человеком или поездке за город. Причем сделает такой человек это неординарно мысля, выискивая новые развлечения, новые занятия и интересные места. Такая натура сделает все, чтобы окружающие люди хоть на миг окунулись в идеальный мир и поняли, что его можно создавать и наяву.

Временный

Всех романтиков, пожалуй, можно разделить на две большие группы. К первой относятся временные романтики, которые идеализируют либо конкретного человека, либо какую-то ситуацию (свою работу, семью и т. д.). Если после выстраивания определенных безупречных образов и столкновения с реальной действительностью их идеальный мир рушится, то они возвращаются к обычной жизни, лишенной прежней романтики.

романтизм в жизни это

Что такое романтика?

Итак, романтика – это особая атмосфера или аура, способная возвысить эмоции человека до небывалых вершин. То есть романтично – это хорошо, тепло, радостно, весело и непревзойденно в один момент. Зачастую подобное состояние возникает вследствие какого-то события: после прочтения стиха или посещения прекрасного места.

Например, представьте прекрасную, уединенную полянку на берегу озера. На ней сидит молодая пара и спокойно смотрит в небо, наслаждаясь красотой плывущих по синеве облаков. Иногда они переводят взгляд друг на друга и тихо улыбаются оттого, что они самые счастливые люди на земле. Так вот, именно такая атмосфера и является эталоном романтики.

Хотя нельзя сказать, что это чувство одинаково для всех. Например, для одних ужин при свечах – это очень романтично, для иных – скука смертная. Поэтому здесь нет единого подхода и ответа.

романтизм в жизни это

Мужчина-романтик

Чаще всего слово «романтик» ассоциируется с мужчинами. Девушка романтичная, с лентой в волосах и томным взором осталась где-то на рубеже веков. Ее сменили современные деловые леди, которым просто некогда проникаться чувством прекрасного и строить розовые замки. Но несмотря на эмансипированность современных леди, практически все они хотят, чтобы рядом с ними был романтичный мужчина. Парадокс? Нет, подтвержденный тестами и опросами факт.

Мужчина-романтик – кто это? Как его отыскать среди миллионов деловых костюмов, спешащих каждый день в свои офисы? Какие качества заключены в мужчине, которого смело женщины называют романтичным?

Во-первых, это интеллект и хорошее образование. Не может необразованный невежда превратить обычную прогулку в парке в увлекательное путешествие. Не сможет человек без развитого интеллекта описать яркие краски своего придуманного идеального мира.

Во-вторых, покорение упрямого женского сердца просто невозможно без проявления фантазии. Написать пламенное сообщение для любимой на асфальте мелом или спуститься с крыши по веревочной лестнице, чтобы вручить в окно букет ромашек. Для всех этих романтичных проявлений необходима богатая фантазия, позволяющая удивлять и шокировать.

романтизм в жизни это

В-третьих, романтичный мужчина — это всегда положительные эмоции, которыми он подпитывает в негативные моменты свою возлюбленную. Это огромная доза позитива и радости, которой мужчина делится со своей второй половинкой.

Многие женщины думают, что мужчина-романтик – это временное явление, которое быстро надоедает. На самом деле цветы и романтичные признания в любви не надоедают никогда. А мудрое, образованное, нежное, эмоционально-позитивное, с твердыми убеждениями в жизни, мужское плечо еще никому не вредило.

Чем отличается:: романтик от прагматика

Есть старый добрый анекдот, что романтик отличается от прагматика тем, что первый хочет увидеть в алмазах небо, а второй — землю.
Жуковский сказал, что романтизм это — душа. Тот, кто воспринимает мир душой, нервами, чувствами, образами и есть романтик.

«Цель оправдывает средства», — слова истинного прагматика.

Психологи утверждают, что все так и происходит на самом деле.

Кто такой романтик?

Иногда романтиков называют мечтателями и идеалистами. Но их сходство не в полной мере. Они хотят, чтобы чтобы у всех было все хорошо, но кто это сделает, они не знают.

Психологи рисуют портрет романтика как человека, не удовлетворенного будничной серой жизнью, окружающей каждого из нас. Для него такая жизнь скучна, полна несправедливости, зла, безобразия, и равнодушия… Ничего в ней нет необыкновенного, или героического.

Романтик несовместим с окружающим его миром корысти, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества, свободе, братству. Однако этот человек привык делать «хорошо» за чужой счет.

В опасной ситуации романтик легко может пожертвовать собой. Ему важнее красиво умереть, чем рассчитывать, выжидать, уступать… Он не готов на компромиссы, и в ситуации, когда нужно поступаться какими-то красивыми ценностями, он протестует: «Человеку так жить нельзя!» и выходит из игры.

Романтика привлекают далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятиями чести и долга. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Для романтика характерен интерес к сильным и ярким чувствам, человеческим страстям. Поэтому для романтизма так важна защита свободы — права человека на индивидуальные переживания и поступки.

Противоположный взгляд на вещи встречается у реалистов и прагматиков.

Кто такой прагматик?

В принципе прагматизм в исторической науке — термин, употребляемый с довольно различными значениями. Впервые прилагательное «прагматический» применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.

Прагматик — последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.

Эти люди смотрят на мир с точки зрения пользы. Практика, и ничего кроме практики — критерий истины и смысловой значимости. В приложении к морали, прагматизм это безразличие к моральной стоимости получения результата. «Цель оправдывает средства», — это слова истинного прагматика.

При этом есть люди, которые совмещают в себе качества как романтика, так и прагматика. С одной стороны он, подобно романтику, умеет радоваться простым вещам. А с другой — как прагматик будет искать рациональную пользу от любой деятельности. Если прагматик посчитает романтическую радость полезной, то он может быть романтиком.

Кто Вы: романтик или прагматик?

На вопросы нужно отвечать «да» или «нет».

1. Есть ли какая-нибудь разница между словом «тон» и словом «нюанс»?

2. Смогли бы вы жить в неуютной квартире?

3. Любите ли вы рисовать?

4. Подбирая одежду в магазине, ориентируетесь ли вы только на свой вкус, не обращая слишком много внимания на модные тенденции?

5. Знаете ли вы, кем были Фальконе, Ван Дейк, Мане?

6. Вы пишите не очень разборчиво? (Почерк некрасивый?)

7. Вы предпочитаете одеваться в один цвет?

8. Нравится ли вам бывать в музеях?

9. Остановитесь ли вы, чтобы полюбоваться красивым видом?

10. Случалось ли вам ловить себя на том, что вы чертите на листочке бумаги геометрические фигуры?

11.Вы часто бываете в художественных салонах?

12.Вам нравится подолгу гулять по улицам?

13.Нравится ли вам побыть одному?

14.Кажется ли вам нелепым, когда кто-нибудь начинает вдруг вслух декламировать стихи?

15.Можете ли вы прослушивать музыку для получения удовольствия?

16.Долго ли у вас в памяти живут красивые места, виденные когда-то вами?

17. Кажется ли вам, что морские камни гораздо красивей, чем какие-нибудь другие?

18.Вам нравится заводить новые знакомства. Встречаться с новыми людьми?

19.Любите ли вы читать стихи вслух, петь?

20.Хотелось ли вам когда-нибудь украсить стены вашей комнаты, расписав их своими руками?

21.Любите ли вы менять свою прическу? 22.Любите ли вы менять расстановку мебели в вашем доме?

23.Вы пробовали сочинить песню?

24.Вы пишете сами стихи?

Также по одному баллу следует добавить за каждый отрицательный ответ на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 15, 18. Сложите полученные баллы.

Более 16 баллов. Вы очень тонко чувствующая артистическая натура, настоящий романтик. Вас не оставит равнодушным красота окружающей природы, музыки, произведений искусства. В музеях и галереях вы частый гость. Возможно, вам стоит попробовать свои силы в творческой самореализации.

От 8 до 16 баллов. В вас в оптимальном соотношении, дополняя друг друга, сочетаются и практичность, не дающая улететь в облака, и умение получать удовольствие от произведений искусства.

Менее 8 баллов. Вряд ли, услышав звуки возвышенной музыки или увидев красивый закат, у вас защемит сердце от нахлынувших эмоций. Вы твердо знаете, что вам нужно в этой жизни и знаете как этого достичь, предпочитая не тратить время и душевные силы на эмоциональные переживания. Вы практичны и рассудительны.

Источник

Расшифровка Любовь, искусство и смерть: романтизм как мироощущение

Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет

Романтизм часто понимается как литературное или, шире, художественное направление, возникшее в начале XIX века и существовавшее примерно в интервале между классицизмом и реализмом. Оно сменяет классическое искусство — потом реалистическое искусство приходит ему на смену. Обычно называются имена Лермонтова, Байрона, Новалиса, Шумана, Брюллова и других классиков разных форм искусства. Это традиционное, школьно-вузовское понимание романтизма в рамках классических курсов литературы и разных искусств.

В этой лекции романтизм будет пониматься несколько иначе, скорее как огромная макроисторическая культурная эпоха. Эта эпоха началась в середине XVIII столетия, сформировала современную культуру и продол­жалась примерно четверть тысячелетия, а после Второй мировой войны она начала уходить в прошлое.

Завершается она на наших глазах. Процесс смены этих макроистори­ческих эпох уже зашел достаточно далеко, но еще едва ли завершен полностью, поэтому многие из нас, в особенности люди старшего поколения, еще помнят то, о чем я буду сегодня говорить, по собственному жизненному опыту.

И поэтому существует тот идеал, от которого мы оторвались, та чаемая полно­та существования, к которой мы стремимся, но которой никогда не можем достигнуть. Это и есть, на мой взгляд, основа того, что назы­вается романти­ческим восприятием мира.

Откуда возникает и берется это новое мироощущение? Примерно четверть тысячелетия тому назад, в середине XVIII века, многие культурные и обра­зо­ванные люди стали ощущать одиночество человека в мире, оторванность его от своих корней, из которых тысячелетиями произрастало человеческое общество.

Романтизм — это в первую очередь городская культура. В то время подавляю­щее большинство живущих на земле людей продолжают работать на земле, и поначалу романтическая культура касается небольшого количества горожан, но потом их количество растет. Это люди, чей образ жизни, и мироощущение, и опыт кардинально отличаются от опыта их предшественников, и отличаются во многих отношениях.

Точно так же постепенно меняется традиционный образ жизни. На про­тяже­нии веков каждого родившегося на земле человека в большинстве случаев ждало то же самое, что его родителей. Сын крестьянина стано­вился крестья­нином, сын аристо­крата — аристократом. По жизни в собственном доме каждый более-менее понимал, как придется жить ему самому, и учился этому.

Новая эпоха разомкнула эту связь — у человека возникла ответственность за собственную судьбу.

Происходит не только разрыв с природой, с крестьянским образом жизни, с базовыми фундаментальными и вечно неизменными общественными струк­турами — уменьшается связь человека с религией. Религия сохраняет свое значение, но традиционная вера, традиционная Церковь, передающиеся из поколения в поколение, перестают формировать абсолютно все челове­ческое существование. Человек сам начинает искать для себя Бога и высшее начало.

Это обстоятельство привело одновременно к двум, возможно, разнонаправ­ленным, но связанным между собой явлениям. С одной стороны, романти­ческое ощущение основано на том, что называется индивидуализмом, — на культе героики, на образе сильной личности, меняющей собственную жизнь, обстоятельства и мир.

В знаменитом романтическом стихотворении Пушкина «К морю» называются два культовых персонажа романтической эпохи — Наполеон и Байрон. Наполеон был сыном корсиканских офицеров, ставшим императором, а Байрон был англий­ским лордом, ставшим лидером греческого революционного движе­ния, символом европейской революции и, возможно, первым европей­ским селебрити. Это люди, поменявшие свою судьбу и кардинальным образом изменившие эпоху вокруг себя.

Соответственно, героический индиви­дуализм и ностальгия по полноте существования оказываются неразде­лимыми частями романтического мироощущения. Оно непредставимо ни без одного, ни без другого.

В своем понимании и романтического искусства, и романтического миро­ощущения я исхожу из классических трудов американского фило­ло­га Мейера Говарда Абрамса, который выделил два базовых мифа, лежащих в основе романтизма. Первый — античный миф о золотом веке, об утраченном времени идеальной жизни, из которой человек оказывается изгнан. В мере отражением этого мифа является библейский миф о потерянном рае. Второй — миф о блудном сыне, который уходит из родного дома, а потом туда возвращается.

Здесь возникают два центральных мотива, тесно связанных с двумя составляю­щими романтического мироощущения. С одной стороны, этот разрыв можно воспринимать как разрушение золотого века и идиллии: Адам, изгнанный из рая, где он жил, или человек, которого насильственно выбрасывают из от­чего дома. А с другой стороны, его можно воспринимать как результат созна­тельного решения, как побег, как нарушение правил и канонов, как поиск себя как личности, не укладывающийся в заранее установленные рамки.

Это мироощущение отражалось в сознании всего образованного слоя европей­ских, а потом и не только европейских людей на протяжении примерно двух с половиной столетий и до сих пор не ушло до конца. Как и всегда, свое наиболее полное выражение это мироощущение получило в искусстве.

От чего же человек в эту романти­ческую эпоху оказывается оторван, куда он стремится вернуться, потерю чего он так остро ностальгически переживает?

Прежде всего, я назвал бы детство. Романтическая культура начинается с его исследования: с трактата «Эмиль, или О воспитании» Руссо, с рассказов героя шиллеровских «Разбойников» о потерянном рае его детства, о майской, весен­ней эпохе. Можно вспомнить классические русские произведения на эту тему — от Льва Толстого и Сергея Аксакова вплоть до Владимира Набокова.

Детство — время полноты челове­ческого существования, время, когда перед тобой открыты все возможности и ты еще не ограничен. Ты как бы обнимаешь весь мир и все возможности своей душой и еще не испорчен ни грехом, ни смертью. Этот мир в смысле является аналогом и земным воплощением рая, откуда человек оказывается изгнан.

Вторым после детства важнейшим образом идеального мира, от которого человек оказывается оторван, является природа. Детство, конечно, связано с природой: детское время — это когда ты ведешь наиболее природное и наименее испорченное цивилизацией существование. Герои романтического искусства все время воображают себе идеальную гармонию между человеком и природой.

Для литературы и искусства конца XVIII — начала XIX века идеальной декора­цией к воплощению мифа была дворянская усадьба. Бездомный бродяга Руссо сделал своих детских героев, идеальных детей, дворянами. Докторский сын Шиллер сделал героя своей первой трагедии «Разбойники», Карла Моора, наследником родового имения, откуда он изгнан и куда мечтает вернуться, но все безуспешно. Возможно, с наибольшей полнотой и знанием подробно­стей и деталей воплотил этот миф Лев Толстой, рожденный и выросший как раз в дворянской усадьбе.

Дворянская усадьба — это, с одной стороны, мир, где молодой человек прово­дит первые годы своей жизни, а с другой стороны, это мир, где он общается с природой, где он живет в естественном окружении.

Мир дворянской усадьбы с ее родной природой — это не единственная важная для романтизма природная среда. Не меньшее значение имеет экзотическая природа, еще не испор­чен­ная цивилизацией: моря, горы, густые леса — то, куда не ступала нога человека. Пушкин в своем знаменитом стихотворении «К морю» восхищается свободной стихией моря и говорит:

Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

То есть море является единственным хранителем свободы человеческого порыва и героики.

Природа наша, точно, мерзость:
Смиренно плоские поля —
В России самая земля
Считает высоту за дерзость.

В стихотворении воплощена эта романтическая жажда к особому, уникальному, экзотическому, к высоте, к горам, как у Пушкина в стихотво­рении «Кавказ».

Третий образ, связанный с любовью к экзотической природе и к природе в целом, — это тяга влиться в народ и его историю.

Образованное меньшинство, образованный городской человек, начинает болезненно чувствовать свою оторванность от того, что называется народом. В романтической философии народ воспринимается как единая коллективная личность, в которой каждый человек является только ее малой частью. Если он оказывается оторван от своих национальных корней, то это и огромная трагедия — как «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» у Лермон­това, — и стремле­ние вернуться в свою естественную среду.

И для романтиков характерно увлече­ние не только своим народом, но и чужими экзотическими народами вроде цыган у Пушкина, кавказских жителей у Лермонтова и Толстого и тех, кто еще ведет неиспорченный, естественный, природный образ жизни, кто не оторвался от своего единства и от своих корней.

За этим миром идеальной природы встает ее создатель. Разрыв с природой, с народом, с состоянием собственной идеальной невинности в значительной степени переживается как богоостав­ленность: человек, оторвавшийся от своих корней, виновный, грешный, потерял право на любовь и понимание Богом, потерял живое религиозное чувство, составляющее основу и родник его существования.

Это переживается и как разрыв с Богом, что может приобретать и героический характер, характер богоборчества; Байрон пишет мистерию «Каин» об отпа­де­нии, о преступлении, где это героизируется. И это переживается как фундамен­тальная трагедия человека, лишенного общения с единственным источником всего главного и прекрас­ного на земле.

Весь ностальгический комплекс первоначально и в значительной степени строился на ощущении потери, на ощущении того, что идеальный мир — потерянный рай — находится за нашими спинами, что мы от него ушли и оторвались. А в XX столетии чрезвычайную популярность приобре­тает идея, что этот рай находится в будущем. И авангард, и социалисти­ческий реализм исходят из идеи, что коллективный рай — это то, что мы должны воплотить и построить на земле, что он нас ожидает. Но и для этого точно так же нужно растворение в массе. Маяковский пишет:

Я
всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс.

Ты должен раствориться и быть счастлив, что тело твое невесомое, отдать свой труд своей республике — и тогда ты войдешь в идеальную коллективную прекрасную утопию будущего, которую еще предстоит построить на земле. Здесь меняется направление временной оси — от потери к ожидаемому обретению, но логика остается той же самой. И неслучайно в классическом марксизме тот коммунизм, который ждет человечество, рифмуется с первобытным коммунизмом людей, которые жили на земле, вне зависимости от того, был ли этот коммунизм на самом деле или нет.

Мы говорили о том, куда человек стре­мится влиться и войти, куда ему надо попасть. Но не менее важным является вопрос, как туда попасть. Что нужно сделать человеку, чтобы хотя бы на время оказаться в этом прекрасном, идеальном мире, от которого он безнадежно оторван?

Вероятно, самым главным способом вернуть себе утраченный рай оказы­вается любовь. Любящие души переживают то самое райское блаженство, то самое чувство идеальной полноты существования, которое недоступно другим. До сегодняшнего дня этот тип любви мы называем романтическим и говорим о романтической любви. Это представ­ление об идеальном, предначертанном на небесах союзе двух любящих душ, которые сливаются в одно.

Первоначально на ранних этапах романтизма, в сентиментальной культуре, за идеей идеальной любви встает образ идеальной семьи — семьи, понимаемой не как экономический союз, чем это считалось раньше, или не как вопрос о наследовании и передаче имущества из поколения в поколение, а как союз двух любящих сердец.

Для уже зрелого высокого романтизма любовь, как правило, трагическая. Невозможность и несовместимость этой любви с земной жизнью стано­вится очевидной: она не укладывается в рамки земного существования. Тем не менее это тот идеал, к которому человек стремится всю жизнь, и ради того, чтобы испытать такую любовь, эту жизнь стоит отдать.

Романтическая любовь, в особенности в зрелом романтизме, доступна только избранным, особенным душам, способным испытывать такие чувства. Точно так же романтическое мироощу­щение выделяет фигуру художника, поэта — человека, способного к осо­бенно сложным, глубоким пережи­ваниям и способ­ного воплотить в словах, в красках, в звуках это ощущение райского блажен­ства, отторгнутости от него, трагедии, ликования.

Искусство — одно из важнейших способов возвращения в этот исходный рай, как и его создание, поэтому творец всегда отмечен особой судьбой. Но и спо­собность воспринимать искусство — тоже. Как пишет Пушкин:

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Потому что это особенный мир, особенное блаженство, особое, ни с чем не сравнимое счастье. И, как писал Пушкин, «божественный глагол» касается до «слуха чуткого».

Творец — это художник, поэт, музыкант, а в рамках романтического восприя­тия возможность прислуши­ваться к этому божественному голосу особенно передает музыка. Музыка служит идеальным воплощением божественной гармонии. Неслучайно романтический писатель Гофман вставляет имя Моцарта — Амадей — в собственное имя, чтобы служить воплощением духа музыки. Неслучайно Пушкин делает Моцарта героем одного из своих самых знаменитых произве­дений. И тема особенной чуткости человека к искусству, тема искусства как лучшего способа постигать тайну мира, постигать божество, понимать и выражать любовь, связь искусства с любовью — это совершенно неотъемлемые и важнейшие черты романтического миросозерцания.

Может быть, одно из самых потрясаю­щих описаний такой смерти в мировой литературе содержится в «Войне и мире», когда уходит Андрей Болкон­ский, который уже почти выздоровел после смертельного ранения, но Наташа Ростова оказывается бессильна вернуть его в жизнь. Он чувствует голос другого мира, призывающий его к себе гораздо более властно, — для него вечная любовь и вечная жизнь оказываются сильнее и значимее, чем любовь и жизнь земные.

Точно так же можно, например, описать классическое и всем известное произве­дение «Герой нашего времени», где есть буквально все базовые романтические мотивы. Складывается ощущение, что автор специально старался, не дай бог, ничего не пропустить.

Мне кажется, что это мироощущение сегодня знакомо практически каждому человеку вне зависимости от того, читал ли он Байрона и Лермонтова, слушал ли он Шопена и Шумана, видел ли он картины Брюллова и Фрид­риха. Это то, что составляет воздух культуры последних двух или двух с половиной столетий, то, на чем мы воспитаны, то, что еще живо в душе многих из нас и на что многие из нас еще способны откликаться.

Вместе с тем мы явственно чувствуем, как эта культура уходит во всех своих проявлениях. Она становится все менее и менее понятной молодым людям и производит впечатление покрывающегося паутиной времени. Уходит представление о необходимости сохранять уникальность собственного харак­тера на всю жизнь, быть верным себе во всем и никогда себе не изме­нять, уходит культ романтической любви, которая все чаще и чаще заменяется многозначным словом «отношения», уходят представления о потерянном рае и мечта вернуться в него.

На смену этим уходящим, но еще волнующим, еще узнаваемым для нас образам приходят очертания совершен­но новой культуры, но пока что ее очер­тания понятны нам не до конца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *