роль здорового образа жизни в формировании современного уровня культуры

Роль здорового образа жизни в формировании современного уровня культуры

роль здорового образа жизни в формировании современного уровня культуры

роль здорового образа жизни в формировании современного уровня культуры

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное.

Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека. Понятие «качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется в настоящее время.

Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».

Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Профилактика и коррекция школьно обусловленных и социально значимых нарушений и заболеваний школьников

На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.

ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.

Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё здоровье и здоровье окружающих.

Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.

В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о ЗОЖ должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с факторами риска, влияющими на здоровье.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Особое беспокойство вызывает высокая распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.

роль здорового образа жизни в формировании современного уровня культуры

Литература

1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.

2. Воронцов И.М. Здоровье – главная медицинская, социальная и гуманитарная проблема. Материалы междунар. форума «Здоровье нации – здоровый город. Роль бизнеса, общественности и муниципальных властей в создании благоприятной для жизни городской среды обитания». – М., 2005. – С. 65-73.

4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.

5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.

6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.

7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. – 53с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. – С. 402.

9. Здоровье сберегающие технологии в современном образовательном процессе: монография /Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева и др. Под общей ред. А.П. Савина. Сиб. федер. ин-т; Краснояр. гос. пед. ин-т им. В.П. Астафьева и др. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 168с.

Источник

Культура здорового образа жизни и проблемы ее формирования

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

— уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

— исследование состояния здоровья детей школьного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

— выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

— создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья обучающихся;

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.

Однако педагогическая наука и практика остро нуждается в интеграционно-методических и концептуальных исследованиях проблемы формирования культуры здорового образа жизни. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.

На сегодняшний день в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:

— гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын):

— процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);

— как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Р.М. Баевский, М. Попов, П. Михайлов);

— целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина).

В педагогике существует свое определение понятия «здоровье». В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред.

Где духовный компонент определяется личностным уровнем, строящимся на основе целей и ценностей жизни, нравственной ориентацией, менталитетом по отношению к себе, природе и обществу личности. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психологический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности и эмоционально-волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации личности в обществе, сформированностью значимых для полноценной и долговременной активности в социуме качеств личности. Рассматривая взаимосвязь этих компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития можно проследить изменчивость их взаимовлияний и иерархии уровней здоровья. Таким образом, в основе формирования и обучения навыкам здорового образа жизни лежат учет указанных выше взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития.

Вернемся к определению понятия «здоровый образ жизни». Можно выделить наиболее полные определения данного понятия:

В нашем исследовании за основу взято выведенное Г. М. Соловьевым определение понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни определяется им как часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретенных в результате воспитания, образования, самовоспитания. На формирование мировоззрения как системы знаний и усвоенных культурных ценностей и направлена воспитательная и образовательная деятельность учреждений системы образования.

При разработке и внедрения здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих педагогических технологий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни педагогика столкнулась с рядом проблем, вызывающих разногласия. Одной, из которых является особенность влияния факторов окружающей среды на детский организм. В изучении вопросов влияния факторов окружающей среды на детский организм обозначилась очевидная значимость объединения сил ученых медицинских, педагогических, психолого-социальных наук. Так как существует два основополагающих момента, отличающих детское население от взрослого:

— сложность взаимоотношений факторов окружающей среды антропогенного и природного происхождения с детским организмом заключается в том, что механизмы адаптации, заложенные природой еще до рождения, крайне несовершенны. Поэтому детский организм крайне неустойчив и ранним к воздействию факторов окружающей среды различного происхождения;

— социальное положение, характеризующееся интенсивным процессом целенаправленного обучения и длительное пребывание в условиях образовательного учреждения.

Многофакторность и чрезвычайное многообразие окружающей среды ребенка (Ю.П. Лисицин, Г.Г. Щербаков и др.) требуют классифицирования данного множества по наиболее общим признакам и значимости с целью оптимизации влияния факторов в повседневной работе с детьми.

Рассмотрим каждый из представленных в схеме факторов окружающей среды, влияющих на детский организм.

Образ жизни ребенка есть не что иное, как некий способ интеграции потребностей и соответствующим им формам деятельности. Структура образа жизни выражается в отношениях субординации и координации между разными видами деятельности. Это выражается в распределении временного бюджета между видами жизнедеятельности, предпочтении определенным видам работ и отдыха. Обладая определенной автономностью и мировоззрением, личность ребенка формирует свой образ действий и мышления. Жизнедеятельность ребенка характеризуется частичной неупорядоченности и хаотичной организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание (старший школьный возраст), недостаточная двигательная активность, малое по времени пребывание на свежем воздухе, злоупотребление курением, употребление алкогольной продукции и наркотических веществ. Это является следствием не совершенности развития мотивационной сферы, ценностной ориентации и социальных установок. Одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Функционирование организма подвержено ритмическим изменениям, что требует четкого распределения видов деятельности: сон, прием пищи, учебная деятельность, трудовая деятельность, занятия спортом, прогулки и т.д. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек, опасных для здоровья ребенка. Каким образом составлен режим дня ребенка, как соблюдается режим дня и конечно личное отношение ребенка к соблюдению режима дня, во многом определяет заинтересованность ребенка в организации здорового образа жизни.

Вторым фактором, влияющим на здоровье ребенка, является наследственность, определяющая популяционное здоровье людей. Патогенная значимость этой группы факторов составляет 20 % (Лупундин). Этот фактор приобрел в настоящее время достаточно большой удельный вес, в связи с расширение круга заболевание генного характера, обусловленных:

— интенсификацией использования природных ресурсов, переработка которых обусловила скопление колоссального количества отходов, вредных для здоровья человечества. Появление соединений искусственного синтеза, к которым человек и весь животный и растительный мир не адаптированы в процессе эволюции;

— расширением круга вредных привычек: курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания.

Третьим фактором, влияющим на здоровье ребенка, является экологический фактор. В настоящее время накоплен достаточно большой научный материал, доказывающий воздействие факторов окружающей среды (климат, погода, электромагнитные излучения, экологическая обстановка) на здоровье человека (в том числе и на детей), который необходимо использовать и учитывать в работе с детьми. Влияние на здоровье как непосредственно экологических факторов, так и тех, которые опосредованно воздействуют через экологию.

Объемы экологического неблагополучия приобрели такие масштабы, что становятся определяющими в перспективах выживания всего живого на земле (ВОЗ). Загрязнения, относящиеся к факторам малой интенсивности (концентрация вредных веществ в организме), не вызывающие острого расстройства здоровья, нарушают природную гармонию функционирования, являясь причиной формирования хронических заболеваний. Причинно-следственную цепь этой патологии можно представить так: факторы агрессии^ нарушение обмена веществ развитие аутоксикации срыв адаптации^ появление признаков клинической патологии. В отдельных регионах нашей страны, где объемы загрязнения окружающей среды составляет 5-10 ПДК (предельно допустимое количество), экопатологическая заболеваемость приобрела форму эпидемий. Так в нашем регионе число проб, превышающих ПДК находиться на уровне 3,2%, а проб, превышающих пятикратный уровень ПДК увеличилось по сравнению с 1997 годом в 10 раз.

На основании многочисленных исследований (Л.А. Матвеева, А.А. Машин, Л.Н. Морозова и др.) о взаимосвязи здоровья детского населения и загрязнения окружающей среды можно сделать выводы:

— рост иммуннозависимых заболеваний и условной патологии;

— увеличение процента неврологической патологии;

— значительную долю заболеваний составляют заболевания органов дыхания.

Четвертой группой факторов, влияющих на здоровье детского населения являются факторы ближайшего окружения. Эту мощную группу факторов образуют: учебно-воспитательная среда, бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения (семейный социум).

Из наиболее опасных факторов, формирующихся в условиях учебно-воспитательного учреждения и воздействующих на детский организм от 4-х до 10 часов в сутки, можно выделить:

— гигиенические факторы: запыленность воздушной среды образовательного учреждения, несоответствие мебели гигиеническим нормам, недостаточная освещенность рабочих мест, нарушение систем водоснабжения и отопления учебных помещений, несоответствие калорийности и полноты вложения в рацион школьного питания и др.;

— учебно-организационные факторы: превышение максимально допустимой нагрузки в режиме учебного процесса, организационно-педагогические условия проведения занятий;

— психолого-педагогические факторы: психологический климат в классах и в школе в целом, личностные, психологические особенности учителей и характер их эмоциальных проявлений, профессиональная подготовленность учителя и др.

Отклонения от санитарных норм и правил, разработанных гигиенической наукой приводят к формированию школьной среды, на которую организм ребенка, учитывая его лабильность, морфологическое и функциональное несовершенство, отвечает развитием нарушений в состоянии здоровья, экзогенного характера. На основании многочисленных исследований в этой области в нашей стране сформировалась определенная ранжировка заболеваний школьников, вызванных особенностями учебно-воспитательного учреждения, в зависимости от возраста детей:

— у младших школьников (7-10 лет) преобладают заболевания органов дыхания, нарушение осанки;

— у средних школьников (10-14 лет) преобладают заболевания органов зрения, лор-заболевания, заболевания нервной системы;

Рейтинговое распределение хронических заболеваний и функциональных нарушений и хронических заболеваний основных систем организма у учащихся начальной школы и старших классов можно представить следующей диаграммой.

В нашем исследовании процесса формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждения дополнительного образования средствами физической культуры мы склонны определять культуру здорового образа жизни как совокупность значимых для формирования мировоззрения в области здорового образа жизни элементов личной физической культуры, гигиенической культуры, культуры межличностных отношений, культуры психофизической регуляции. Многообразие в определении понятий: «физическая культура личности», «культура психофизической регуляции», «психическое здоровье» осложняет выделение необходимых нам компонентов.

В современный период сложность феномена физической культуры личности определяет различные подходы к выявлению ее сущности, компонентного состава. Наиболее «плодотворными» подходами являются подходы связывающие физическую культуру личности:

— с деятельностью, направленной на физическое совершенствование (Зеленов Л.А., Лебедев Ю.А.);

— с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;

— с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений;

— с сознательной организацией и управлением жизнедеятельность человека и так далее.

Взяв за основу понимание природной и социальной детерминации личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков) и исследовав имеющиеся представления на физическую культуру личности (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.И. Столаров, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич и др.) Г. М. Соловьев дал следующее определение:

Таким образом, элементам личной физической культуры, входящими в понятие культуры здорового образа жизни, в нашем исследовании являются: Знания в области:

— влияния физических упражнений на основные системы организма;

— проведения и организации самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием;

— гигиена самостоятельных занятий физическими упражнениями;

— гигиена труда и отдыха, организация сна, режим питания, личная гигиена.

— в организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки в течении учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия;

— в организации и проведении физкультурных мероприятий, досугового и развлекательного характера: подвижные игры на свежем воздухе, народные игры;

— потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании;

— отношение к своему здоровью как к ценности.

Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, которые реализуются индивидуумом в различных видах общении:

— умение правильно воспринимать окружающих людей;

— умение применять адекватный стиль и тон общения;

— потребность в глубоком эмоциональном и содержательном общении;

— наличие социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам других людей;

— образность и правильность речи;

— умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях, выбирать адекватные способы сотрудничества.

Формирование этих элементов культуры межличностного общения в системе воспитания и формирования культуры здорового образа жизни позволит ребенку избежать в жизни конфликтных и стрессовых ситуаций связанных с деловым и эмоциональным общением, которые в свою очередь могут вызвать психосоматические расстройства. Ведь психологическое здоровье ребенка оказывает огромное влияние и на его физическое здоровье.

— навыки в проведении психогигиенической гимнастики;

— навыки в проведении аутогенной тренировки, основанной на активном самоубеждении на фоне полного или частичного мышечного расслабления;

— знание основных правил дыхательной гимнастики: полное дыхание, попеременное дыхание, успокаивающее дыхание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *