роль взрослых в организации обучения детей на специальных занятиях и в повседневной жизни
Роль взрослого в обучении дошкольников.
Людмила Маслова
Роль взрослого в обучении дошкольников.
В системе М. Монтессори воспитатель не должен вмешиваться в действие ребенка и управлять ими. На вербальную активность взрослого накладываются особые ограничения, то, что говорит педагог должно быть предельно ясным, простым и лаконичным. Гораздо важнее слов материал, который вызывает активность, способность видеть, сравнивать, систематизировать. Поэтому педагог должен придавать пристальное внимание организации специальной развивающей среды.
Разговоры детей на свободную тему не приветствуются, так как они отвлекают от занятия с материалом, не только самого ребенка, но и тех, кто его окружает. Если ребенку интересна работа, он уходит в работу с головой и молчит. Для детских садов Монтессори характерна свобода,единственно она ограничивается двумя существенными запретами: нельзя делать того, что вредит тебе самому и твоим товарищам. Всякое действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть немедленно прекращено и подавленно.
Для педагога в системе Монтессори важно уметь не навязывать свои идеи, не руководить и вовремя отступить на задний план. Основная задача состоит в том, чтобы наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка.
Монтессори педагог помогает ребенку в становлении, но он не должен учить и передавать знания, он должен наблюдать за деятельностью и самостоятельной работой каждого ребенка и пытаться понять его, должен верить в его возможности и доверять его стремлению, которое ведет к независимости и ответственности. Вся помощь педагога направлена на активизацию самостоятельности, так как к истинному пониманию происходящего ребенок может прийти только сам. Однако, по Монтессори, активизация самостоятельности не исключает навязчивого направления действий ребенка. Просьба, на которую воспитатель всегда должен откликаться, «Помоги мне сделать это самому»[18, с. 112.]
Иначе говоря, в системе М. Монтессори роль педагога огромна. Чтобы создать для занятий развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал, воспитатель использует собственный опыт, мудрость и чутье. Взрослому нужно помогать детям ровно в том объеме, в котором это нужно самому ребенку.
1. Смирнова Е. Монтессори клуб// Дошкольное воспитание-2007-№2, с. 110-114
«Как правильно общаться с ребенком». Материал для информационного стенда для родителей Как правильно общаться с ребенком (памятка для ответственных родителей) : ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА БЕЗУСЛОВНО! (главное правило) Правило.
Эссе «Роль педагогических идей Марии Монтессори в моей профессиональной деятельности» «Роль педагогических идей Марии Монтессори в моей профессиональной деятельности» «Человек, который посвятил свою жизнь развитию и.
Консультация для воспитателей и родителей «Роль взрослого в развитии и воспитании детей: условия, подходы»
Зоя Гаврилова
Консультация для воспитателей и родителей «Роль взрослого в развитии и воспитании детей: условия, подходы»
Взрослыйвыполняет в становлении личности ребенка две основные функции:
1) служит носителем ценностей и человеческого опыта;
2) является организатором процесса воспитания и обучения.
Первая функция (взрослый – носитель ценностей) может реализоваться различными способами, в том числе и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания. Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно, когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых.
Ведущий метод, способствующий реализации функции в целенаправленной форме, для ребенка – наблюдение, а для взрослого организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность.
Родители же могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка.
Основное влияние взрослых на развитие личности ребенка заключается в организации усвоения им моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе Сильнее всего на ребенка влияет поведение близких ему людей Он подражает им, принимает их манеры, заимствует у них способ оценки людей, событий, вещей Однако это влияние не ограничивается близкими людьми Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью множества людей, наблюдая за тем, как они работают, слушая рассказы, сказки, просматривая фильмы и т. д. Для него образцом является поведение людей, которых уважают, о ком одобрительно говорят. Решающими в освоении образцов поведения являются оценки, которые дают взрослым, детям, персонажам сказок, фильмов, рассказов люди, мнение которых для ребенка наиболее важно.
Взрослые играют ведущую роль в развитии личности ребенка, учат ребенка правилам поведения, настраивают на положительные поступки.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, касающиеся культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима, обращения с игрушками. Подчиняясь требованиям взрослых, они сами пытаются овладеть этими правилами Нередко, в дошкольном учреждении дети обращаются к воспитателю по поводу нарушения правил поведения их сверстниками. Эти заявления зачастую является своеобразным просьбой подтвердить правило и его обязательность для всех. В некоторых ситуациях дети спрашивают, можно ли так делать, этим они открывают новое, неизвестное правило.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте очень важным является усвоение правил взаимоотношений с другими детьми, поскольку осложнения деятельности детей порождает необходимость учета прав и интересов товарища. Детям нелегко осваивать такие правила, часто применяют их формально, не понимая сути и особенностей конкретного случая. Овладение ими происходит на основе опыта.
Ближайшим социальным окружением ребенка является, как правило, семья Долгое время она ощутимо влияет на формирование личности подрастающего человека. Семейная микросреда имеет особую значимость в развитии ребёнка, такие воздействия, как одобрение и неодобрение родителей, является регулятором и стимулом психического развития ребенка от их характера зависит формирование некоторых свойств ребенка и его поведения.
Воспитание с использованием строгих, но противоречивых требований и запретов, как утверждают психиатры, приводит у детей неврозы, навязчивые состояния и психостению. Отрицательно влияют на их самооценку и, порождают неуверенность в собственных силах попытки взрослых изолировать ребенка от сверстников, лишения его элементарной самостоятельности, надоедливые наставления и нравоучения, оскорбления, унижения, высмеивание и физические наказания за ошибки и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности.
В каждой семье между ребенком и родителями, несмотря на определенные общие признаки, складываются особые индивидуальные отношения, в зависимости от использования родителями методов воздействия их отношения с детьми квалифицируют как демократического и авторитарного вида.
Под демократической формой семейного влияния взрослые пытаются на равных контактировать с ребенком, доверяют ему, уважают его мнение, разъясняют принятые в семье правила, содержательно отвечают на детские вопросы и т. д.
Использование многих ограничений в отношении детей предусматривает авторитарная форма семейного влияния. Родители-диктаторы заботятся о непоколебимости собственного авторитета, неуклонное подчинение детей их воли, до минимума сводят общение с целью объяснения правил поведения и т. д.
Дети из демократических семей чаще проявляют склонность и стремление к творчеству, инициативность, лидерские качества, нонконформизм (неприятие приспособленчества, адекватную эмоциональность в социальных взаимоотношениях.
Психологический климат в семье, который отображается на характере общения с детьми, уровне интереса к ним, их проблемам, заботе и внимании к ним, является существенным фактором формирования морального облика ребенка. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее формируется как личность, тем более подвержен пассивности и апатичности, тем выше вероятность формирования у него слабого характера. Дружеские отношения, теплая семейная атмосфера, в которой растет ребенок, способствуют формированию чувства личной защищенности, уверенности в себе, оптимизму.
На формирование личности дошкольника влияет и состав семьи. Ребенок, в воспитании которого, кроме родителей, участвуют бабушки и дедушки, более способен к сочувствию, дружелюбию, однако менее самостоятелен и упорен, ему не достает организаторских способностей.
Влияние родственников на развитие ребенка зависит от того, как он относится к ним, оценивает их. Приверженность ребенка к родным выражается в желании быть рядом (особенно, когда ребенок болеет или переживает страх, напуган, играть с ними, сделать им приятный подарок, в сопереживании радости и печали родителей. Эти чувства дети реализуют и в рисунках, высказываниях.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.
Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.
Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.
Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.
Консультация для родителей «Папа может! Или Роль отца в воспитании детей» В преддверии праздника настоящих мужчин – Дня защитника Отечества, хочется поговорить о наших дорогих, сильных, любимых, в общем, самых.
Роль взрослого в развитии ребенка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.
Общение между взрослым и ребенком и его роль
Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:
Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.
Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.
Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции взрослого в жизни ребенка
От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.
Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.
С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.
Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:
В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.
Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.
Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.
Влияние взрослого на развитие ребенка
Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.
К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.
Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.
Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.
Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.
Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.
Организация партнерской деятельности взрослого с ребенком
Организация партнерской деятельности взрослого с ребенком.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей, педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Партнерская деятельность взрослого с детьми
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду,и осуществляется несколькими способами:
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н. А. Короткова) [4].
Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми [6].
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.
Что же такое «партнерство»? Партнерство — англ. partnership; Совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Партнерские отношения взрослого и ребенкав детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» [4].
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей [5].
Роль воспитателя в совместной деятельности с ребенком
Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учебе и производственной деятельности строится на основе коммуникаций. Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства желания, планы, идеи [1].
Именно поэтому мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. А это в свою очередь влечет за собой значительную перестройку стиля поведения воспитателя [2].
В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением.
Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту [2].
Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми заключается в том,чтобы: обеспечивать комфортное и конструктивно – деловое участие всех детей в общем деле, игре и т. д. ; устанавливать и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога, монолога); демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его; стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов и способов действий; предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них; оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности [3].
Особенности организации партнерской деятельности взрослого с детьми
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.). Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось [5].
Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:
• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.
• Кто хочет — присоединяйтесь.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова [4]:
1. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т. п.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенокможет определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.
Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.
Привлечение детей к совместной деятельности обеспечат приёмы, направленные на возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
1. игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.Создание этой мотивации строится по данной схеме: вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети; вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке; вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
2. помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.Создание мотивации строится по схеме: вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам; интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
3. «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому; вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам; каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.Создание этой мотивации осуществляется по схеме: вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных; далее показываете всем желающим,как изготовить этот предмет: изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей.
Мотивируя детей,следует соблюдать следующие принципы:
• нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
• обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
• обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения [4].
Организуя совместную деятельность с детьми,надо придерживаться следующих правил: не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий [5]. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки [4].
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал. Партнер- взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление [5].
Можно сделать вывод о том, что партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.
При организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:
-уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;
-обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.
-создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности
-широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
-широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
-выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.
Список использованной литературы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №85» г. Череповца, Какатунова О. Д.
Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в младшей группе «И зимой и летом лук — это наш лучший друг» Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «И зимой и летом лук – это наш лучший друг» Воспитатель.
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.
Циклограмма деятельности взрослого и детей «Дружат девочки и мальчики» Цель. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Итоговое мероприятие. Выставка.
Циклограмма деятельности взрослого и детей «Мир сказок» Цель. Знакомство детей с устным народным творчеством. Задачи. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Циклограмма деятельности взрослого и детей «Новый год» Цель. Расширить знания детей о том, почему на праздник украшают именно ёлку, а не другое дерево, как украшали ёлку раньше, закрепить знания.
Циклограмма деятельности взрослого и детей «Земля — наш общий дом» Цель. Сформировать у детей понятие, что наша планета – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха. Расширить.
Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.
Конспект совместной игровой деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе «Кукла Маша заболела» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «Кукла Маша стала грустной» Цель: Закреплять представления о труде врача (врач приезжает.