роль старшего поколения в жизни человека
Консультация «Роль старшего поколения в семье»
Алена Казьмина
Консультация «Роль старшего поколения в семье»
«Роль старшего поколения в семье»
Отрицать огромную роль бабушек и дедушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи старшего поколения обеспечить ребенку нормальный уход и воспитание. Они не имеют ни отдельного жилья, ни средств к полноценному существованию — владеют жильем как раз бабушки и финансовую помощь оказывают тоже бабушки, которые, как правило, совсем не старушки, а наоборот, женщины в расцвете сил и материальных возможностей.
К моменту появления в семье детей папы-мамы часто сами еще не становятся взрослыми, а помощь бабушек позволяет быть мамой-папой и, в то же время, не грустить по поводу того, что пропадают молодые годы.
Педагог К. Д. Ушинский назвал бабушек и дедушек, занимающихся воспитанием внуков, «природными педагогами».
Ш. А. Амонашвили считает, что именно дедушки и бабушки украшают золотую пору детства, насыщают её любовью и мудростью, испускают на своих внуков лучи доброты и великодушия. Педагог утверждает, что у бабушек и дедушек свои, «особые, специфические, непохожие на другие отношения к своим внукам и внучкам. Они имеют ещё и особые моральные права на ребёнка, они своих внуков и внучек любят не по-матерински, не по-отцовски, а по-бабушкински и по-дедушкински».
Большинству пожилых людей роль бабушки или дедушки приносит глубокое удовлетворение. Многие бабушки и дедушки проводят с внуками большую часть дня, особенно если оба родителя работают.
Особенно велика роль прародителей в молодых семьях, когда первый ребенок. В новой ситуации с возникшими заботами и обязанностями мать и отец, теряясь, не могут справиться. Вот тогда и приходят на помощь дедушка и бабушка. Почти все бабушки не только делят с семьёй сына или дочери радость рождения внука или внучки, но и стараются взять на себя часть хлопот, связанных с появлением малыша. Их помощь и советы полезны, так как вопросы воспитания им знакомы и в обращении с ребёнком они более терпеливы, спокойны, менее суетливы.
Бабушке и дедушке необходимо всегда помнить, что мать маленького ребёнка нуждается не только в физической помощи, но и в моральной поддержке. Поэтому не следует прародителям играть в семье главную роль и беспрерывно поучать дочь или невестку. Свой опыт и практическую помощь в домашних делах желательно предлагать незаметно, неназойливо. В свою очередь, молодые родители должны относиться к помощи и советам бабушек и дедушек уважительно. Даже если отец и мать не согласны с их советами, нельзя осуждать или называть их некомпетентными и устаревшими. Если родители чувствуют правоту своих взглядов и принципов по отношению к ребёнку, её следует отстаивать. Однако убеждать нужно спокойно, деликатно, не сердясь на старших, не обижая их.
Исследователь В. Бенгстон выделяет четыре важные роли, которые бабушки и дедушки выполняют при жизни:
1. Присутствие. Иногда бабушки и дедушки описывают свою самую важную роль как простое присутствие. Оно действует успокоительно при угрозе распада семьи, а иногда даже может быть сдерживающим фактором. Они являются символом стабильности, как для внуков, так и для их родителей;
3. Арбитры. Некоторые бабушки и дедушки видят свою роль в том, чтобы обсуждать и согласовывать семейные ценности, поддерживать нерушимость семьи и во время конфликтов сохранять связь между поколениями в семье. Хотя у разных поколений могут быть разные ценности, бабушки и дедушки считают, что им легче уладить конфликты между своими взрослыми детьми и внуками, поскольку они имеют больше опыта и могут посмотреть на конфликт со стороны.
4. Сохранение семейной истории. В широком смысле бабушки и дедушки способны создавать ощущение преемственности и единства семьи, передавая внукам семейное наследие и традиции.
Психолог А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей:
«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция её прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идёт поиск ошибок и промахов родителей ребёнка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых. Кроме того, выделяют такие типы бабушек: «формальная»или «обычная»,»активная» или «увлечённая», «далёкая» или «отстранённая», «символическая».
«Обычные» бабушки принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они подразумевают скорее помощь в бытовом уходе за ребёнком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальные обеспечение семьи. Согласно проведённому опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычных». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. И обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний в случае «плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с внуками или поругать.
«Активные», «увлечённые» бабушки имеют высокую степень вовлечённости в досуг и проблемы внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больших усилий, моральных и физических.
«Увлечённые» бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявление доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «враньё, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
Однако к какому бы типу не относились бабушка и дедушка, очень важно, чтобы эти близкие были у ребенка, чтобы он чувствовал их заботу, ласку, доброту, учился этому у них и смог передать окружающим людям, а также следующему поколению.
1. Александрова Т. А. Кое-что о дедушках. – М., 1990.
2. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учите-
ля. – М. : Просвещение, 1986.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб. :
4. Куровская С. Н. Бабушка и дедушка в семье // Планета-се-
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспита-
ние: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр.
и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
6. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /
Под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
7. Спиваковская А. С. Как быть родителями. – М., 1986.
Консультация для родителей «Игрушки нового поколения «Аниматроники» Игрушки нового поколения «Аниматроники». В магазинах появилось очень большое разнообразие игрушек (куклы, мягкие игрушки, мячи, роботы,.
Консультация для родителей «Математика в семье» Цель консультации: привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи; Многие.
Консультация для родителей «О воспитании в семье» Родители первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В общении с родителями малыш учится.
Консультация для родителей «Отец в семье!» «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы» (Н. Карамзин) Родителями не рождаются, а становятся. В раннем возрасте.
Консультация для родителей «Роль физкультуры и спорта в семье» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕМЬЕ».Все члены семьи взаимосвязаны друг с другом. Плохое настроение и раздражение.
Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.
Роль старшего поколения в воспитании детей в семье
Елена Горбатова
Роль старшего поколения в воспитании детей в семье
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром и другими людьми, и только тот человек, который относится определенным образом к окружающему,может сказать: на том стою и не могу иначе.
Людям необходимо понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути преобразования бытия. Цель жизни – это основа существования человека, порождающая его прочие цели. Осмысление жизни рождает в человеке силу, способную перестроить мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на земле.
Выполняя множество ролей в воспитании детей, бабушки и дедушки как следствие оказывают огромное влияние на формирование жизненных целей ребенка. Бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.
Во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей.
Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и прабабушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных семей, большинство женщин работает. Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействует с внешними организациями. Бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.
1. Исторический экскурс.
По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.
2. Понятие роли бабушки/дедушки и их виды.
Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.
Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т. п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления, от того, чьи это родители (матери или отца, от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель «близкие отношения на известном расстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.
Люди старшего поколения, которые носят гордые звания бабушек и дедушек, всегда стараются активно принимать участие в воспитательном процессе обожаемого внука или внучки. Именно бабушки и дедушки с удовольствием балуют детей, потакают их капризам или же, наоборот, считают, что дитя нужно держать в «ежовых рукавицах».
Есть несколько, так сказать, видов бабушек. «Обычные» бабушки в основном заботятся о том, чтобы ребенок вовремя поел, погулял, покупался. Они не склонны вмешиваться в воспитательный процесс. Такие бабушки могут баловать внука сладостями, игрушками.
Бабушки «активные» практически полностью погружаются в воспитание малыша. Они гуляют с ребенком, помогают ему делать уроки, посещают с ребенком выставки или театры. Такие бабушки очень хорошо чувствуют, когда внуку нужна поддержка и оказывают ее.
«Отстраненные» и чисто «символические» бабушки практически не участвуют в воспитании ребенка. Такие бабушки встречаются со своими внуками несколько раз в год.
С любой категорией бабушек можно заранее договориться о методах воспитания во избежание конфликтных ситуаций.
3. Роль бабушек и дедушек в проявлениях жизненных целей личности.
Согласно теории основателя детской психологии в России Л. С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких взрослых) –тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и явления. Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других. Это означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира.
Учеными установлены определенные особенности в психическом развитии детей из многопоколенных семей. Общий эмоциональный фон у этих детей является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей. Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего). Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я). Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление получило название «эффект бабушки».
Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений. У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители. Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной педагогики. Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.
Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье, хорошее и плохое.
Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения, степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей. Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский психолог Э. Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.
Специфика отношения прародителей к внукам задает особую социальную ситуацию развития ребенка в многопоколенной семье. Наиболее существенные отличия в родительском и прародительском отношении к ребенку наблюдаются в стиле взаимодействия и эмоциональных отношениях. В связи с нуклеаризацией семьи и отдельным проживанием молодой семьи сегодня, прародители реже оказываются главой семьи, что было характерно для традиционной семьи в России (большак – как правило, самый старший мужчина в семье, большуха (старшуха) – обычно мать и свекровь для остальных женщин в крестьянских семьях; старшие члены семьи как хозяева имений, крепостных и челяди в дворянских семьях и т. п.). При этом прародители (особенно бабушки) все же сохраняют важную роль в воспитании и развитии внуков.
Однако, несмотря на множество положительных моментов участия в воспитании ребенка бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию самостоятельности и чувства ответственности у малыша, а затем и у молодого человека, формированию в нем социального инфантилизма. В наших семьях нередко наблюдаются коалиции между прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и бабушки начинают покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и беззаветно защищать их перед родителями, таким образом, неосознанно как бы продлевают их детство и свое прошлое значительное положение в семье.
Мы должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить детям родителей и дать то, что могут дать только родители. В данном же случае слишком сильная и активная забота о чадах может иметь отрицательные последствия и сыграть злую шутку и с малым, и со старым. Несогласованность в выборе методов воспитания родителей и старшего поколения значительно осложняет жизнь ребенка, поэтому взрослым следует научиться договариваться друг с другом о непротиворечивом стиле общения с малышом, а также стараться избегать возникновения конфликтов в этом сложном вопросе. Стремление всех членов семьи к объединению, взаимному согласию и пониманию обогащает жизнь детей и помогает им вырасти полноценными людьми.
В чем же заключается важность и необходимость сохранения этих удивительных отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и заботы, преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами? Педагоги, психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей в воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический климат молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу всех ее членов. Малыш, окруженный заботой прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны работающих и вечно занятых своими делами родителей. Такой ребенок, как правило, ощущает себя защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих силах и способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать ребенка и понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои сокровенные тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не боятся задавать даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум. Жизненный опыт старших позволяет тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с особенностями роста и развития ребенка. Они могут дать множество полезных советов родителям по вопросам лечения, учения, общения вашего малыша, предупредить вас о возможных ошибках в воспитании ребенка, взять на себя обязанности по развитию его умственных способностей, подготовить к школе, научить общаться со сверстниками и т. д.
Особое отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с родителями, отмечается многими исследователями. Недаром в народе возникла поговорка о том, что «Первый ребенок – это последняя кукла, а первый внук – это первый ребенок». Взаимоотношения между прародителями и внуками не отягощены огромным количеством обязанностей друг перед другом, как это происходит у детей с родителями. Наоборот, прародители, свободные от воспитания собственных, уже вставших на ноги детей, могут бескорыстно посвятить свое время такому же свободному от взрослых забот внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для самих бабушек и дедушек.И здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость: «Дети до венца, а внуки – до конца»…
Каковы же функции прародителей в современной семье:
Постоянство. Прародители воспринимают себя как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.
Семейная «национальная гвардия». Обычно ими движет желание принимать активное участие в жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они призваны быть рядом в трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.
Арбитры. Их действия направлены на сохранение и согласование семейных ценностей, что помогает сохранить связь между поколениями и способствовать разрешению внутрисемейных конфликтов.
Сохранение семейной истории. Поддерживают преемственность между поколениями. Передача семейного опыта, сохранение семейных реликвий, семейных традиций и ритуалов является символом стабильности семьи, показателем того, что старшее поколение продолжается в младшем, это делает семейное существование людей более осмысленным.
Духовно-нравственное развитие (передача духовных знаний, религиозных представлений, нравственных смыслов, семейных ценностей и установок и т. п.) – эта функция бабушек является одной из основных. Не только знания моральных норм, религиозных обрядов и церковных праздников, но и горячая вера и молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются навсегда в детском сознании.
В жизни молодой семьи бабушки зачастую играют огромную роль. Нередка ситуация, когда старшее поколение помогает молодой семье материально или обеспечивает жильем. При появлении ребенка, бабушки вносят весомый вклад в дело ухода и воспитания.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.
«Книга из прошлого». Роль чтения в воспитании детей Дошкольное детство удивительная богатая пора. Каждый день, каждый час ребёнок открывает для себя новое: знакомится с новыми явлениями, овладевает.
Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста «Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая.
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним.
Консультация для родителей «Роль папы в воспитании детей» Как много отец значит для своего ребенка? Ведь психологические особенности «папиных» сыновей и дочерей различны Какова роль отца в семье?.
Круглый стол для родителей «Роль игры в воспитании ребенка в семье» В настоящее время, чаще всего педагоги утверждают, что «игра ушла из семьи». И это – беда. Родителям – надо вернуть игру детям, обеспечить.
Роль хакасских народных игр в воспитании детей С древнейших времён и по сей день люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности.
Роль книги в нравственно — патриотическом воспитании детей Консультация для родителей: «Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей » Подготовила и провела воспитатель Аминова З. Т.
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет.
Сказки и их роль в воспитании детей «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует.