роль сми в политической жизни страны

Функции и значение

Средства массовой информации — это неотъемлемая часть повседневной жизни демократического общества, важнейшая составляющая политической системы в государстве. Они выполняют несколько функций, главной из которых является распространение информации среди населения. К СМИ относятся журналы и газеты, каналы теле- и радиовещания, кинодокументалистика, а также другие формы передачи и донесения различных сведений. В некоторых случаях их деятельность настолько активна, что воздействие на общественное сознание перерастает в настоящую манипуляцию.

Такое явление особенно распространено в России, развитых азиатских странах и на Западе. При этом профессионалы действуют настолько умело и тонко, что влияние оказывается глубоким, но при этом незаметным. О том, каковы политические функции СМИ и их роль в политике, можно сделать вывод, рассмотрев их деятельность:

Выполнение всех перечисленных функций сводится к реализации мобилизационной роли средств массовой информации. Другими словами, они объединяют и побуждают общество к совершению каких-либо действий, привлекают их к участию в политической деятельности, призывают не оставаться в стороне от происходящих в государстве процессов.

Во все времена работа СМИ оказывала сильное влияние на сознание. Современному человеку сложно представить жизнь без радио и телевидения, а также других носителей информации, в том числе и Всемирной паутины. Специалисты отмечают, что они имеют практически безграничные возможности в сфере воздействия, используя при этом «мягкие» способы или предоставляя информацию без цензуры.

В настоящее время концентрация СМИ превращается в образование целых империй, последствием чего является монополизация рынка. Отсюда возникает угроза свободе слова и распространению разнообразных данных по одному и тому же вопросу.

Принципы деятельности и отбор материала

Для реализации поставленных задач массмедиа используют определенный набор приемов и правил. К примеру, важнейшим этапом их работы является выбор тем или направления дискуссий, которые смогли бы сконцентрировать внимание правительства и общественности. Сотрудники этой сферы обычно самостоятельно составляют план и конспект вопросов, которые следует затрагивать публично или, наоборот, не выносить в массы.

Однако определение политических тем связано не только с личными интересами и пристрастиями работников СМИ и их владельцев. К примеру, существуют строгие правила отбора информационного материала, которые позволяют выжить в огромном рыночном пространстве и завоевать внимание публики. Чтобы успешно влиять на сознание публики, массмедиа руководствуются следующими принципами:

Считается, что СМИ, которые ориентируются в своей деятельности лишь на прирост аудитории как главный признак конкурентной борьбы, не смогут стать лидерами в своей отрасли. Это подтверждает их склонность к поверхностной подаче информации. Отсутствие аналитических сообщений и несоответствие критериям отбора материала не позволяют таким каналам определить и преподнести реальную картину мира.

Способы подачи информации

Сложно оспорить довольно активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель, имеют собственные интересы, которые приходится пропагандировать и отстаивать, выдерживая конкурентную борьбу.

Иногда мнения, выраженные редакцией, и взгляды разных ведомств и учреждений не совпадают, в результате чего возникают разногласия. Это влечет за собой дискуссии.

Даже если информационная компания провозглашает свою неполитическую ориентацию, могут развиваться противоречивые ситуации из-за несоответствия интересов канала и больших или малых социальных групп. В таких случаях наиболее активные СМИ выступают как группы давления, но при этом преследуют те же коммерческие цели и отстаивают собственный имидж. В обществознании выделяют несколько способов воздействия на население и гражданское мнение:

Несмотря на существующие различия в способах преподнесения информации, подавляющее большинство СМИ рассматривают как организации политического давления и повышения культуры населения в вопросах работы органов власти. Гражданин принимает решение, за какого лидера или партию отдать голос, на основании полноты и разносторонности имеющихся у него сведений, полученных из телепрограмм, радиоэфиров, интервью, дебатов и т. д. По этой причине в демократическом обществе приветствуют плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.

Многие аналитики высказывают мнение, что главная задача СМИ — контроль за деятельностью органов власти. Однако иногда реализация этой функции происходит в извращенных формах (незаконное подслушивание телефонных разговоров, подача дезинформации, выброс компрометирующих фактов, искажение данных). Эти кратко перечисленные способы также используются для распространения новостей, однако подобные источники информации быстро утрачивают свои лидирующие позиции и популярность в массах.

Источник

Роль СМИ в политике

роль сми в политической жизни страны

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную пе­редачу различной информации для широких слоев населения при помо­щи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

прямые эфиры радио и телевидения;

В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая способна как возвысить группу или отдельного индивидуума, так и уничтожить ее или его репутацию, карьеру. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование обще­ственного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социали­зация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходя­щих процессов

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

ству. Реализовать эту функцию можно только при независимых (не­подконтрольных государству) СМИ.

Выражение обществен­ных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулирова­ть интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

информирование зрителя, читателя, вышестоящие органы;

скрытая или явная пропаганда;

распространение лозунгов, призывов;

создание совещательных, консультативных и координационных блоков;

Источник

Роль сми в политической жизни страны

Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе

Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Ежедневно большинство людей читают газеты, смотрят новости по телевизору, обсуждают события в Интернете.

Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.

В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ

Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:

СМИ включает в себя следующие особенности:

ФУНКЦИИ СМИ

Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.

Функция

Характеристика

ИнформационнаяСообщение о наиболее значительных событиях. Включает в себя выбор, комментирование и оценку информации.Политическая социализацияВовлечение людей в политические процессы. Знакомство населения с политическими ценностями, нормами и образцами поведения, приобщение к ним.Критическо-контролирующаяВозможность анализа и оценки населением производимых политических и иных действий.АльтернативнаяЗнакомство населения с различными общественными интересами, мнениями, другими взглядами на политику.ИдеологическаяФормирование общественного мнения.МобилизационнаяПобуждение людей к совершению определённых политических действий или бездействию.Рекламно-справочнаяЗнакомство с товарами и услугами и их продвижение.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.

К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:

Вы смотрели конспект «Средства массовой информации в политической системе».

Источник

Презентация урока:»Роль СМИ в политической жизни страны»

роль сми в политической жизни страны

Описание презентации по отдельным слайдам:

СВОБОДНАЯ ПРЕССА – это часть демократического общества и должна доводить информацию до граждан правдиво и доступно.

Роль средств массовой информации в политической жизни

Виды СМИ телевидение радио пресса интернет

Функции СМИ информационная политической социализации критики и контроля формирования общественного мнения мобилизационная

Краткие характеристики кандидатов

Выбор мирового лидера

1) Связан с политиками, уличенными в мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 бокалов мартини. Уинстон Черчилль (премьер – министр Англии)

3) Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не курит, ни в каких матримониальных связях не замечен. Адольф Гитлер, фюрер и канцлер Германии

02 марта 2012, 14:47 Предвыборная кампания Путина В.В.

… Не надо пугать людей. Доносите информацию правдиво, в рамках действующего законодательства… 05.04.2013г.

Средства массовой информации газета телевидение журнал пресса телефон радио

Функции СМИ 1.Информационная Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

Функции СМИ 2.Политической социализации Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения

Функции СМИ 3.Критики и контроля Анализ и оценка деятельности органов власти

Функции СМИ 4.Формирование общественного мнения Побуждение людей к конкретным политическим действиям

Обобщающее понятие телевидение интернет газета журнал СМИ радио

Верны ли следующие суждения 1. Верно только А А. Интернет относится к СМИ Б. Цензура СМИ в России запрещена 2. Верно только Б 3. Верно только А и Б 4. Правильного ответа нет

Спасибо за внимание!

роль сми в политической жизни страны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

роль сми в политической жизни страны

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

роль сми в политической жизни страны

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

роль сми в политической жизни страны

Комитет образования и науки Курской области

областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский автотехнический колледж»

Преподаватель: Иванова И.Л.

Специальность: Защита в ЧС 20.02.02

Учебная дисциплина : обществознание (включая экономику и право)

Тема урока: Роль СМИ в политической жизни страны

Тип урока : урок по совершенствованию знаний, умений, навыков.

Методическая цель: использование информационно-коммуникационных технологий в способах организации деятельности обучающихся.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— особенности социально-гуманитарного познания;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— успешного выполнения типичных социальных ролей;

— совершенствования собственной познавательной деятельности;

— предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

— оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Методы обучения : словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа

— папки с дидактическим материалом;

Важенин.А.Г. Обществозниние: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ А.Г.Важенин. – 11-е изд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 368с.

Большой юридический словарь./ Сост. М.А. Волосов, В.Ю.Додонов, Н.Н.Капинус,О.Д. Капинус, В.О.Крутских. Издательство: «Инфра – М»2009г. – 864с.

Большой толковый социологический словарь./ Сост.Н.Д.Марчук. Издательство «Вече» 1999г. – 1072стр.

1. Организационный момент – (рапорт дежурного, проверка готовности группы к уроку).

2. Сообщение темы урока: Роль СМИ в политической жизни страны

3. Постановка целей и задач урока

4. Актуализация знаний – (игра «Испорченный телефон»).

6. Изложение нового учебного материала:

7. Закрепление теоретического материала: самостоятельная работа

— выполнение тестов (самоконтроль, взаимоконтроль, фронтальный контроль);

— решение проблемных ситуаций;

8. Обсуждение домашнего задания.

Подведение итогов урока (оценка работы всей группы и выставление отметок отдельным студентам).

Тема: «Средства массовой информации.»

1 этап. Мотивация. Постановка проблемы.

Слайд 1. Игра «Испорченный телефон».

Предлагается провести игру «Испорченный телефон». Сидящим на первых партах дается информация, которую они должны запомнить и быстро передать другому ученику.

Текст сообщения: «Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество – это мы. Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».

Слайд 2. Оригинал информации.

После того как учитель представил классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона».

Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность?

Учитель обращает внимание на то, что именно информации, ее влиянию на человека и будет посвящен урок.

Объявляет тему урока «Роль СМИ в политической жизни общества.»

Учащиеся должны понять, что результаты игры полностью зависят от конкретных действий участников, которые не корректно передали информацию, спешили, не все запомнили. Обсуждение результатов игры позволяет перейти к следующему этапу урока – постановке проблемы.

Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие- либо ограничения или нет? Что такое факт и мнение? Как человеку сделать свой выбор? Попробуем ответить на эти вопросы.

2 этап. Работа с понятиями. Приложение 1

Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация- совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений ((Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990))

— способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)

Гражданское общество – сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

— непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Задание 1. ( рабочий лист) Дать своё определение в рабочих листах:

Средства массовой информации – это

Из каких источников человек и общество в целом получают информацию?

Источник

СМИ в политической жизни общества

Урок 10. Обществознание 9 класс ФГОС

роль сми в политической жизни страны

роль сми в политической жизни страны

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

роль сми в политической жизни страны

роль сми в политической жизни страны

роль сми в политической жизни страны

Конспект урока «СМИ в политической жизни общества»

«Во всяком государстве, — писал Аристотель, — этих составных частей три. Вот эти три части: первая — законовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая — должности, третья — судебные органы». Эти самые три составные части – ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Но достаточно часто можно услышать и о существовании «четвёртой власти». Так ещё в 19-ом веке стали называть прессу. Необходимо отметить, что средства массовой информации не имеют и никогда не имели какой-либо реальной власти. У них нет никакой законной возможности силой вынуждать кого-то совершать те или иные действия. Но, тем не менее, их влияние на политическую жизнь общества, бесспорно.

роль сми в политической жизни страны

Первоначально информация, в том числе и политическая, передавалась устно. Слуги правителей, обладавшие громким голосом и хорошей дикцией, зачитывали указы населению: «Слушайте, слушайте, и не говорите, что не слышали!». Распространялась и письменная информация: с помощью надписей на скалах и стенах зданий или на папирусе и глиняных дощечках. Проблема состояла в том, что тех, кто мог прочитать эти записи, было не очень много. Правильнее сказать, совсем немного.

Расширение круга читателей новостей произошло в Древнем Риме. Свитки «Ежедневные дела римского народа» регулярно вывешивались на площадях и доставлялись на дом видным жителям города: политикам, знати. По приказу Юлия Цезаря в этих самых свитках появилась, говоря современным языком, колонка официальных новостей: то есть, отчёты с заседаний сената, донесения полководцев и тому подобное. Нечто уже более похожее на газету появилось в Китае – «Цзинбао» («Столичный вестник»), который стал выпускаться с конца 8-ого или с начала 10-ого века: тут мнения историков расходятся. Это был печатный орган императорского дворца. Технология печати в то время в Китае была не удобной. На доске вырезали иероглифы, покрывали их краской (обычно, тушью) и делали оттиски на шёлке. Доска быстро приходила в негодность, и чтобы увеличить тираж, приходилось делать новые заготовки. Это требовало значительного времени и усилий.

роль сми в политической жизни страны

Огромное влияние на развитие СМИ в Европе оказало изобретение Иоганна Гутенберга. В середине 15-ого века он начал использовать разборный металлический шрифт и типографский пресс. От краски металлические буквы практически не портились. Когда по набранному тексту отпечатывали достаточное количество экземпляров, из тех же самых литер можно было составить новый.

Но прошло почти полтора века, прежде чем в типографиях стали печатать не только книги, но и газеты. Самой старой в Европе Международная ассоциация газет признала «Сводку всех достопамятных и выдающихся новостей». Её выпускал житель Страсбурга (тогда он входил в состав Священной Римской империи) Иоганн Каролус. До наших дней дошёл экземпляр, выпущенный в 1605-ом году.

Слово «газета» впервые появилось в Италии во второй половине 16-ого века. В Венеции так стали называть рукописный новостной листок, так как он продавался очень дёшево. За него просили всего лишь одну «гассетту» – самую мелкую монету. «Гацца» с итальянского переводится как сорока. Эта птичка изображалась на монетке. Кстати именно в Венеции, как полагают, возникли первые агентства по сбору информации и появилась такая профессия – журналист.

роль сми в политической жизни страны

С 1785 года начала выходить одна из самых влиятельных и известных мировых газет – английская «Таймс». А начиналось всё с рекламного листка, который стал издавать потерявший работу страховой агент Джон Уолтер. Его сын сделал газету самой информативной в Великобритании. Корреспонденты «Таймс» работали во многих странах Европы и за пределами Старого Света. С её лёгкой руки появилась такая журналистская специализация, как военный корреспондент. Первым стал Уильям Рассел, который освещал события Крымской войны.

роль сми в политической жизни страны

Именно после его разоблачительных статей сменилось руководство британской армии, а правительство подало в отставку. В «Таймсе» впервые начали использовать иллюстрации. Первая была посвящена похоронам адмирала Нельсона. В типографии газеты был разработан шрифт, которым, вероятно, пользуются и многие из вас при наборе текстов на компьютере – «Таймс Роман».

В России в 17-ом веке для информирования царя Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича, и бояр о делах в европейских государствах в Посольском приказе выпускались рукописные «Куранты». В них, в основном, размещались сообщения, почерпнутые из немецких или голландских газет. По инициативе Петра I с 1702-ого года газету стали печатать и распространять не только при дворе, но и среди населения. Постепенно за ней закрепилось название «Ведомости». Самый старый сохранившийся их экземпляр датируется 2-ым (по новому стилю 13-ым) января 1703-его года. Именно поэтому 13-ого января отмечается День российской печати.

В 20-ом веке появились новые виды средств массовой информациирадио и телевидение. Регулярное радиовещание в США началось с 1920-ого года, а в СССР – с 1922-ого. В 1935-ом году началась трансляция телепередач в Германии, в 1936-ом году – в Великобритании, а в 1939-ом – в США и СССР.

Радио и телевидение создавали эффект «включённости» в происходящие события и поэтому с гораздо большей силой воздействовали на массовое сознание. Классическим примером этого воздействия стала радиопостановка романа Герберта Уэллса «Война миров» в октябре 1938-го года в США. Радиопьеса была разыграна настолько реалистично, что более миллиона слушателей поверили в реальность высадки марсиан. На 40-ой минуте диктор напомнил, что речь идёт о вымышленных событиях, но многие уже этого не слышали. Люди баррикадировались в подвалах домов, многие стремились увезти свои семьи из крупных городов. В полицейские участки являлись вооружённые добровольцы, готовые защищать свою страну от пришельцев. Некоторые утверждали, что видели их и чувствовали запах отравляющих газов. Позже различные радиостанции пытались повторить эффект, достигнутый этой постановкой. И когда в декабре 1941-ого года по радио было объявлено о нападении японцев на Пёрл-Харбор, часть слушателей решила, что это новый розыгрыш.

Все средства массовой информации можно разделить на три группы: печатные (газеты, журналы), аудиовизуальные (радио, телевидение) и информационные службы (новостные агентства, пресс-службы).

Средства массовой информации

роль сми в политической жизни страны

На наших глазах развивается новое информационное пространствокиберпространство Интернета. Правда, пока исследователи расходятся во мнениях, можно ли считать его самостоятельным видом СМИ. А пока исследователи спорят, растёт число пользователей Интернет-новостей. По данным опроса общественного мнения, проведённого аналитическим центром «Левада-центр», число россиян, которые чаще всего узнают о новостях в стране и мире из Интернет-изданий, увеличилось за 4 года (август 2009 – июнь 2013) с 9-ти до 21-ого процента, а из социальных сетей – с 6-ти до 14-ти процентов. Аудитория традиционных средств информации – телевидения, газет, радио, журналов сокращается.

Откуда Вы чаще всего узнаёте о новостях в стране и мире?

роль сми в политической жизни страны

Вернее сказать, сокращается количество тех, кто получает информацию о новостях из этих источников. Ведь средства массовой информации бывают не только политическими или новостными. Наиболее массовые издания часто ориентированы на развлечение зрителя или читателя. Сенсации (настоящие и выдуманные), новости из жизни звёзд, гламур.

Кроме того, существует большое количество специализированных СМИ, например, профессиональных, образовательных, научных.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» относит к СМИ те печатные издания, которые выпускаются периодически, не реже одного раза в год, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные проекты. Стенгазеты, согласно Закону, к средствам массовой информации, не относятся, так же как малотиражные издания (меньше 1-ой тысячи экземпляров).

Под средством массовой информации понимается:

роль сми в политической жизни страны

На начало 2011-го года в России было зарегистрировано около 94-х тысяч средств массовой информации, из них почти 73-и тысячи печатных и более 17-ти с половиной тысяч электронных. Общее количество телеканалов составляет примерно 330, из них 16 – общероссийские. Действуют 3 информационных агентства: ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и Интерфакс. Около 90-а процентов средств массовой информации в России – негосударственные.

Какова роль средств массовой информации в политической жизни? Аристотель как-то заметил, что та власть наиболее эффективна и реализуема, деятельность которой доводится до сведения общества.

Через СМИ политическое руководство страны информирует население о своей деятельности, о проблемах, которые существуют в обществе, убеждает в правильности проводимого политического курса. Таким образом, происходит своеобразная мобилизация, сплочение населения.

Роль СМИ в политической жизни

роль сми в политической жизни страны

Поддержка обществаактивное сотрудничество или молчаливое согласиенеобходимо любому государству. В том числе и тому, в котором народ не допускается к реальному управлению страной. Не случайно в авторитарных и тоталитарных государствах устанавливался сверхжёсткий контроль над средствами массовой информации, их предварительная цензура. После прихода к власти Наполеона во Франции выходило лишь 4 газеты, остальные были закрыты.

роль сми в политической жизни страны

Жёсткая идеологическая цензура действовала в СССР, где легальных негосударственных СМИ просто не существовало. Выпуск нелегальных изданий – так называемого самиздата – приводил к арестам и судебным преследованиям.

В государствах с демократическим политическим устройством свобода прессы закрепляется законодательно. Так, первая поправка, внесённая с самую старую из действующих конституций, конституцию США, запрещала Конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу слова и прессы.

29-ая статья Конституции Российской Федерации так же гарантирует свободу массовой информации.

Свободные СМИ дают возможность обществу осуществлять контроль над деятельностью государственных органов, публикуя самую разностороннюю информацию, в том числе и о злоупотреблениях властей. Мы уже упоминали о репортажах военного корреспондента «Таймс» Уильяма Рассела с полей сражений Крымской войны, которые привели к отставке правительства. Именно средства массовой информации сделали доступными сведения о фальсификации властями США данных о ядерной программе Ирака в 2003 году. Газеты «Гардиан» и «Вашингтон пост» разместили разоблачительные сведения Эдварда Сноудена о тотальной слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру. Вы, вероятно, достаточно часто сталкиваетесь с критическими материалами по поводу тех или иных действий властей в нашей стране, как на местном, так и федеральном уровне, различными, часто противоположными оценками тех или иных событий.

роль сми в политической жизни страны

Разумеется, как и во всём остальном, абсолютной свободы прессы быть не может.

Существует право граждан на неразглашение сведений об их частной жизни, тайна следствия, врачебная тайна, государственные и военные секреты. Распространение клеветнических сведений не только аморально, но и преследуется по закону. Об уважении чести и достоинства других людей должны помнить не только журналисты, но и каждый из нас, участвуя в обсуждениях на форумах, публикуя сообщения на своих страничках в социальных сетях.

Средства массовой информации часто и обоснованно обвиняют в манипуляции массовым сознанием. Манипуляцией называют скрытое влияние на сознание человека с целью вынудить его к определённым действиям, установить контроль над его поведением. Многие исследователи признают манипуляцию формой скрытого психологического насилия.

Однобокое освещение тех или иных событий, сознательное искажение фактов, замалчивание информации, вырывание из контекста тех или иных фраз, сказанных политическим лидером или представителем какой-либо социальной группы, формирование образа врага. У тех, кто воспринимает такую информацию, создаётся искажённая картина события, и люди принимают неадекватные ситуации решения и действия.

роль сми в политической жизни страны

Мы живём в эпоху информационной революции и информационных войн. Возможности «четвёртой власти» часто используются для манипуляции сознанием людей. Умение критически анализировать информациюважнейшее из тех умений, которыми вы должны овладеть, чтобы принимать правильные решения, делать свободный, осознанный выбор. И не только в политической сфере общественной жизни.

Роль СМИ в политической жизни

роль сми в политической жизни страны

Знаете ли вы, что во многих европейских странах действуют программы медиа-образования для школьников, которые учат их ориентироваться в информационном море, «искать правду в новостях»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *