роль сми в политической жизни общества план
ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. ТЕМА: «ПОЛИТИКА». СМИ.
Пояснение.
Данный материл можно использовать при составлении плана по предложенной теме. Предлагается НЕ ПЛАН, а именно материал к нему, так как тема, по которой нужно составить план, может звучать по-разному. Используя предложенные предполагаемые подпункты плана, можно легко составить и сам план.
Даётся сноска на теоретический материал, который помещён на этом сайте. Если вы, ребята, забыли теорию, то обязательно повторите.
СМИ.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политическая системе общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. |
Возможные пункты плана (учитывайте конкретную тему).
СМИ.
1.Понятие СМИ.
4.Типы СМИ:
5.Каналы СМИ:
6.Роль СМИ в обществе:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Роль сми в политической жизни общества план
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
2. Функции СМИ в политической жизни общества:
а) выбор и комментирование информации;
б) политическая социализация;
в) формирование общественного мнения и т.д.
3. Роль СМИ в предвыборных кампаниях:
а) предвыборная агитация;
б) информирование о политических программах партий и канди-
в) психологическое воздействие на избирателя.
а) электронные (телевидение и радиовещание);
5. Принципы отбора информации СМИ.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Составьте сложный план по теме «СМИ в политической системе»Готовый планОпределение средств массовой информацииФункции СМИ в политической системеа) информационная Признаки СМИа) сбор, обработка и передача информации Последствия появления СМИ в политикеа) снижение значения партийных организаций Виды СМИа) печатные Конституционные гарантии свободной деятельности журналистов в РФЗадание 24 на ЕГЭ по обществознанию и его критерии
Конспект урока по обществознанию «Роль СМИ в политической жизни»Тема: «Роль СМИ в политической жизни» Урок «Роль средств массовой информации в политической жизни» разработан для 11класса (профильный уровень) по разделу «Политическая жизнь современного общества». Урок знакомит с ролью средств массовой информации в политической жизни общества, развивает умение обучающихся осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи. Формирует личное отношение к влиянию средств массовой информации. Применяется на уроке компьютерная презентация, проекты обучающихся, что позволяет активизировать и углубить знания обучающихся по данной теме. Разноуровневые задания, выполняемые в ходе урока, способствуют подготовке обучающихся к ЕГЭ. Цель урока: определить влияние СМИ на формирование политического сознания в обществе. Образовательная: создать условия для осознания обучающимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»; Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации; Воспитательная: формировать отношение к влиянию СМИ на общество. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок – практикум Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием организация обсуждения ключевых вопросов урока с обучающимися. Основной вид деятельности обучающихся: работа с ключевыми вопросами урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, разнородные источники социальной информации, проекты. Ресурсы урока: проектор, презентация, раздаточный материал. Технологии: информационно – коммуникативная (с элементами сотрудничества) Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания, которые вы видите на слайде: — Итак, тема нашего урока «Роль средств массовой информации в политической жизни ». Мы попытаемся в течение урока определить, какова роль СМИ в политической жизни общества. Почему Средства массовой информации иногда называют «компасом в мире политики» или «четвёртой ветвью власти». Эпиграфом к уроку послужат следующие строки: Лежу, душой дрожу в тревоге за планету. — Сформулируйте своё понимание данных строк. Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ). а) печатные (газеты, журналы,); б) аудиовизуальные (радио и телевидение); в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет) а) информационная (отбор и комментирование социальной информации); б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений); г) представительства общественных интересов, мнений и позиций; д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям) 4. Общие принципы деятельности СМИ: а) приоритетность, привлекательность темы; б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы; в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях; г) официальная информация. 5. СМИ в политической жизни. — Вступительное слово учителя. Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей. С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями. Эту власть назвали « Средства массовой информации » или «Средства массовой коммуникации». За что же они получили столь громкое название? И что такое Средства массовой информации? Задание 2 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ. (Примерный ответ: 1) смысл понятия: «СМИ – средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию». 2) предложения: – Основные виды СМИ: печатные, аудиовизуальные, электронные. – СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателей.) Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них. (Примерный ответ: 1) информирование граждан о текущих политических событиях; 2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий; 3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни; 5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам). Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума. Задание 5. Работа с текстом Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам. Обучающиеся работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечают на вопросы. Современные российские политологи о средствах массовой информации Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций. Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73. Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков. 6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни. Презентация результатов ( выступление группы социологов) Часто, чтобы определить градус настроения в обществе, СМИ используют такой метод, как социологическое исследование. Среди ваших одноклассников был проведен анкетный опрос. Вот его результаты. — Какова роль СМИ в жизни человека и общества? — СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ. — Почему СМИ называют «Четвёртой властью»? (СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан» — Может ли человек противостоять СМИ? Памятка «Лоцман в море политической информации». IV . Рефлексия. Подведение итога уроков. Каждый ученик подходит к доске, на которой размещены цитаты, и делает выбор в пользу той или иной цитаты, заявленной в начале урока. Можно попросить нескольких учащихся обосновать свой выбор. Домашнее задание – написать эссе по выбранной цитате. Использованные источники и литература. Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2013. Обществознание: Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2010. Обществознание. ЕГЭ. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие /Р.В. Пазин. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2016.- 416 с. – (ЕГЭ) Фамилия, имя обучающегося ____________________________________________________ РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания: Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (обсуждается обучающимися) Задание 2 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ. Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума. Задание 5. Работа с текстом Современные российские политологи о средствах массовой информации Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций. Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73. Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков. 6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни. 6. Итоговое обобщение: — Какова роль СМИ в жизни человека и общества? — СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ. План-конспект урока обществознания «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине Обществознание форма проведения дистанционно Тема : Роль средств массовой информации в политической жизни общества Цель занятия: овладение системой знаний об обществе, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, умением получать и осмысливать социальную информацию ; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом Обучающая: формировать у обучающихся знание тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия ; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Воспитательная: воспитывать у обучающихся гражданскую ответственность, национальную идентичность, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам в соответствии с социальными нормами. Развивающая: формировать у обучающихся базовые социальные компетенции, функциональную общегражданскую грамотность, развивать научное мировоззрение Междисциплинарные связи: история, география, литература, русский язык, иностранный язык Внутридисциплинарные связи: политология, социология, психология Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса (ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала) (по 5-ти бальной шкале) 1. Верны ли следующие суждения о политической системе общества? А. Политическая система общества – это целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом. Б. Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Партия пропагандирует систему ценностей, составляющую ядро её идейно-политической платформы. Б. Политические партии организуют выдвижение и поддержку своих кандидатов на выборах в представительные органы власти. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о политическом участии? А. Формами политического участия большинства граждан являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы. Б. Мотивацией к политическому участию может стать реальная возможность изменить политическую ситуацию к лучшему. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. В зависимости от идеологии учёные-политологи выделяют 1) массовые и кадровые партии 2) правящие и оппозиционные партии 3) социал-демократические и консервативные партии 4) партии с сильной и со слабой структурой 5. В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исторических традиций и устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия? 6. Нацеленность на завоевание политической власти – это 1) принцип деятельности парламента 2) ведущая задача профсоюза 3) особенность политической культуры 4) цель деятельности политической партии 7. Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется 8. Назовите четыре функции политической партии в обществе. Изучаемые вопросы учебного занятия Роль средств массовой информации в демократическом обществе Вопрос 1. Средства массовой информации Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Они являются одним из важнейших институтов современного общества, который оказывает влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ. Следовательно, можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического влияния. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политический функций: • критики и контроля • формирование общественного мнения 1. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. 2. Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников 3. Пропагандистская функция – распространение информации. 4. Функция социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. 8. Инновационная функция является сравнительно новой для СМИ. Ее сущность заключается в том, что в условиях динамично развивающихся процессов СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия новых процессов с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Во все времена СМИ очень сильно влияло на сознание людей, их мнение и взгляд на вещи. Без газет, аудио и видео носителей информации не все люди могут разобраться в сложных понятиях и сделать правильный выбор. А СМИ предоставляет информацию и имеет неограниченные возможности в сфере влияния. СМИ оказывает мощное влияние на развитие демократии, участие граждан в политической жизни своей страны, но при этом не стоит забывать и о негативной стороне влияния СМИ на общество с помощью политического манипулирования. Политическое манипулирование — это такой процесс влияния на общественное мнение и политическое поведение, является скрытым управлением политическим сознанием и поступками людей, чтобы направить их в нужную властным силам сторону. Целью политического манипулирования является желание внедрить нужные установки, какие-либо стереотипы или цели, для того чтобы в результате сподвигнуть массы, не смотря на их собственные интересы, на согласие с непопулярными мерами или возбудить недовольство к чему-либо. На сегодняшний день, СМИ используют самые разнообразные средства манипулирования сознанием людей, такие как: подтасовка фактов, сдерживание реальной информации; распространение лживых и клеветнических информационных «уток» или изменение информации в контексте; путем использования определенно окрашенной лексики, которая вызывает иное отношение к освещаемым событиям (террориста можно назвать бойцом или борцом и т. д.) Контрольные задания по Вопросу 1. (по 5-ти бальной шкале) 1. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации. 2) радиостанция «Хит-FM» 4) газета «Московский комсомолец» 5) ученые записки государственного университета 2. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)? А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории. Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на нее СМИ. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Объясните смысл фразы: «Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор) 4. Объясните смысл фразы: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер) Вопрос 2. Роль средств массовой информации в демократическом обществе Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (издательствах газет, радиовещательных корпорациях, телецентрах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. стали важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства. В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы. В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру. В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ. Как только не называют средства массовой информации: и «великий арбитр», и «четвертая власть», ставя ее в одну линию с тремя ветвями власти. Роль в политической жизни СМИ такова, что многие политики не мыслят свою деятельность без телевидения. Контроль телевидения равен контролю страны. И действительно, современную политику сложно представить без телевизионных дебатов в прямом эфире, предвыборных агитаций и громких политических лозунгов на первых полосах газет. Политические функции СМИ довольно многообразны. Телевидение, печать, радио, Интернет призваны не только освещать события, происходящие внутриполитические процессы, но и контролировать, комментировать, побуждать к определенной политической активности. Роль СМИ в политике заключается и в формировании определенных норм и идеалов. Приведем пример — предвыборная агитация. Конечно, решение за кого голосовать складывается из целого комплекса факторов: это и существующая политическая система, и уровень политической культуры и т. д. Большую роль здесь играет и преподнесенная аудитории информация. От того, в какой форме и с каким содержанием она дойдет до избирателей во многом зависит исход выборов. Политика и средства массовой информации имеют одну общую цель — привлечения внимания публики. Для этого используется несколько основных приемов: Необычность фактов. Так уж вышло, что населению интереснее слушать информацию о войнах и преступлениях, даже, которые их не касаются, нежели повседневные факты. Новизна. Аудитория любит эксклюзивы. Все новое привлекает внимание, конечно же, если оно имеет общественное значение. Политический успех. Любые успехи политиков необходимо освещать. Особое внимание успехам в выборах и опросах. Высокий статус. Чем авторитетнее источник — тем весомее информация. Отсюда — чем выше статус лица, тем чаще он будет появляться в рейтинговых телепрограммах. Конечно же, многие люди совершенно равнодушны к политической информации. Слыша очередные политические обещания, информацию о дебатах и другое, они предпочитают переключить кнопку телевизора. Именно поэтому, журналисты и рекламщики политической сферы должны быть не только профессионалами своего дела, но и тонкими психологами. Во многом от этого и зависит политический образ. Контрольные задания по Вопросу 2. (по 5-ти бальной шкале) 1. Верны ли следующие суждения о роли СМИ в политической системе демократического общества? А. СМИ побуждают людей к определённым политическим действиям. Б. СМИ обеспечивают получение и распространение в обществе сведений о наиболее важных политических событиях. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о роли средств массовой информации (СМИ) в демократическом государстве? А. СМИ в демократическом государстве могут активно влиять на отношение граждан к политике, проводимой властями. Б. СМИ в демократическом государстве являются органом исполнительной власти. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. К политическим ценностям демократического общества относятся 1) однопартийная система 3) безальтернативные выборы 5) правовое государство 6) политический плюрализм 4. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса. 5. Укажите любые две причины возрастания роли средств массовой информации в политической жизни демократического общества. 6. В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой политический режим сложился в государстве Н.? 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический плюрализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме. Подведение итогов учебного занятия (ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала) Наименование изученного вопроса учебного занятия Контрольное задание по изученному вопросу (по 5-ти бальной шкале) 1. Средства массовой информации В чем состоит принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)? Почему СМИ называют четвертой властью? 2. Роль средств массовой информации в демократическом обществе Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ) в демократическом обществе? А. В демократическом обществе СМИ отражают разные точки зрения на любые политические события. Б. СМИ в демократическом обществе выполняют функцию политической социализации граждан.
|