роль прошлого в жизни человека

Про роль прошлого в современной жизни

Идеальная модель бытия, какая она

Предки не дурнее нас были, многое знали. Жили натурально, ели натуральное. Но стоит ли брать образцы вековой давности за модель для подражания?

роль прошлого в жизни человека

О Домострое и не только

Прошлое в нашей стране живет отдельной, особой жизнью. Проще говоря, то мы его решительно осуждаем, то вдруг – спохватившись и прозрев – осознаем, что во времена оны текли молочные реки и существовали кисельные берега. Идеализируем, то есть. Время от времени меняя свое отношение к событиям столетней, а то и всего лишь тридцатилетней давности аж на сто восемьдесят градусов.

И дело тут, конечно, не только в пресловутом умении колебаться строго по выверенной линии партии. Просто мы меняемся, взрослеем, умнеем (не всегда, правда), заблуждаемся… Проще говоря – ищем себя, свои духовные и нравственные ориентиры. Чтобы жить, как говорится, было легче и веселее.

Любые новшества, которые входят в нашу жизнь, вместе со всеми их преимуществами тянут за собой и клубок проблем. Привыкать становится все труднее. Жизнь и привычки менять не хочется, а вот комфорт, положение и все такое прочее никто терять не желает. Отсюда и появляются корни идеализации прошлого, когда все, мол, было как надо. А еще – это очень удобный способ оправдать самого себя. Свою лень, свои недостатки, свои комплексы и т. д. и т. п.

Удивлены? Поясню. Раньше ж как было? Хлопнул мужик по столу – надоила баба молока, блинов напекла, мужа порадовала. А сейчас? «А ты молоко купил?». Нет чтобы самой сходить – мужу в укор ставит. Попрекает! И ведь не погрозишь ложкой и кулаком не постучишь по столу – времена не те. Вот при царе-батюшке, пока всякими измами-феминизмами народ не испортили, все было гладко. Всяк место свое знал и рот не открывал попусту.

Смех смехом, но проблема эта в среде владимирцев – да и не только их – реально существует. Это, знаете ли, для отдельных личностей очень удобная позиция – встать в позу и мотивировать, что энное количество лет назад так и было. А раз оно так и было, то и нечего тут дебаты разводить, как в парламентах, прости, Господи, за выражение. Предки, чай, не дурнее были.

Заветам пращуров верны

Кстати, о предках. Излишняя любовь к старине в нашем обществе стала порождать интересные коллизии. Стремление к познанию своего прошлого и отысканию собственных корней – это, конечно, здорово и, безусловно, достойно уважения. Но вот безапелляционное восприятие нашей с вами истории исключительно в черно-белых тонах – проблема, которая носит губительный для общества характер.

Не преувеличивая достижения прогресса – которые сами по себе не делают человека лучше, – нужно признать, что именно они обеспечивают нам сейчас тот уровень качества и продолжительности жизни, который мы имеем. К чему это я? К тому, что когда такие, с позволения сказать, ревнители древнего благочестия ратуют за домашние роды и отказ от прививок, хочется ткнуть их носом в документы.

В те самые документы, согласно которым сто-сто пятьдесят лет назад, действительно, рожали раз по семь в среднем. Вот только выживали и доживали до определенного возраста из этих семи в лучшем случае двое-трое. И немалое количество женщин к сорока годам имело изношенный такими родами и частыми беременностями организм. А то и помирали прямо в полях во время родов.

Прививки же позволили в двадцатом столетии резко снизить детскую смертность и практически полностью победить целый ряд заболеваний. Которые теперь – усилиями отдельных наших сторонников традиции и жития по принципам Руси посконной и кондовой – вновь начинают возвращаться на фоне все учащающихся в последнее время отказов от прививок.

И вот это страшно. Хочешь пожить в единении с природой – за пределами мегаполисов, в капитальном деревянном срубе в деревеньке – пожалуйста! Завести себе огород, пашню, скотину и перейти на полное продуктовое самообеспечение – прекрасно! Но не нужно делать вид, что мы живем в позапрошлом веке. Не стоит подвергать реальным опасностям членов своей семьи (и особенно детей!) в угоду своим прихотям.

Менеджеры по старине

Да, о самообеспечении. Надо сказать, что в последнее время этот тренд – на экологичность, натуральность и т.д. – так быстро набрал обороты, что моментально стал одной из составляющих бизнес-успеха. Благо, что – без стремления кого-либо обидеть – нередкий типично городской житель и не представляет, откуда, например, берутся столь привычные для нас семечки. С подсолнуха которые. Помнится, один москвич, завидев подсолнух, был очень сильно удивлен, узнав, что именно из него их потом и вылущивают.

Сами понимаете, что пробел знаний очень удобен для их восполнения лапшой. Которая вешается на уши. Можно взять и написать на бутылке любого растительного масла: «без холестерина». И вздуть ценник раза в полтора, а то и в два. А что? Мало же кто знает, что холестерин этот в принципе ни в каком растительном масле не содержится.

Казалось бы, сколько можно заработать на обычном хлебе? Том самом, который мы ежедневно покупаем в булочных, киосках, пекарнях, супермаркетах? Вы удивитесь, но можно, и немало, если правильно и творчески подойти к этому вопросу. «Как ели наши предки», ага. То бишь – только мука из вручную смолотого зерна, колодезная вода, никаких дрожжей… Все это, понимаешь, химическое, опасное. А надо – как на заре цивилизации. Впрочем, даже если делать и так, как на заре цивилизации, затраты выйдут небольшими. Но грамотная пиар- и маркетинг-составляющая способны вздуть ценник на такой хлебушек рублей до 500 за буханочку. И ведь находятся желающие отведать!

Вы употребляете соль? Да? Какую? Поваренную? Я вас умоляю – это же хи-ми-я! Вот то ли дело по рецепту наших пращуров, выпаренная из источника, прогретая в печке с золою… Такая черная соль, кстати, натуральный канцероген. С точки зрения современных врачей. А по мнению менеджеров по старине – натуральный полезный продукт. Почувствуйте разницу…

Впрочем, эти спекуляции на том, что надо есть приготовленное по рецептам «как раньше», вполне работают и не только на апелляции к досоветской старине. Отдельные гастролеры в последнее время заманивают пенсионеров на свои ярмарки лозунгами и лейблами «как раньше!» на колбасу, сгущенку и тушенку. Цена раза в полтора-два выше среднерыночной, зато, мол, по добротным советским рецептам, «без никакой химии». А-ля натюрель, как говорится.

Постскриптум

Конечно, каждый из нас вправе делать свой выбор. И кому-то овощи, выращенные «без всяких удобрениев», по цене, внушающей уважение своей многозначностью, могут показаться прекрасным выбором. Но давайте не забывать о том, что реально собранный /произведенный вручную и полностью натуральный продукт не может поставляться на рынок в промышленных масштабах. Это азы экономики. Которых, к сожалению, у нас многие не знают.

Впрочем, не в овощах и прочих фруктах даже дело. Проблема глобальнее и шире. Стремление заставить всех поверить в идеальность давно отжившего уклада – вот в чем опасность. Желание отбросить общество на сто, двести, пятьсот лет назад, лишь бы потешить свое эго и почувствовать свою власть, чревато последствиями.

Четыреста с лишним лет назад Домострой был прекрасен. Ныне, в эпоху гендерного (и не только) равноправия – это атавизм. Стенания про царя-батюшку, общинность, потерянную Русь и прочие слагаемые этой длинной, как песнь степного кочевника, песни, хороши лишь как иллюстрация плюрализма мнений в нашей стране.

Печально, когда в итоге жертвами этих убеждений становятся другие люди. Например, обычные покупатели, которые по сути выкидывают отнюдь не лишние деньги за то, что в сумке лежит «натуральное, как раньше». Женщины, которых ставят любители этой самой старины в черт знает какое положение. Дети, здоровье которых подвергается риску из-за отказа от прививок.

Мы, конечно, все не идеальны. И все мы во что-то верим, имеем какие-то взгляды, в том числе и на роль прошлого в нашей с вами современной жизни. Но стоит ли его идеализировать? Не проще ли смотреть на многие вещи трезво, с юмором и, что самое главное, – здраво.

Источник

О влиянии истории на жизнь людей.

Эта тема гораздо важнее, чем многие считают. Немало достойных людей уже писали про невыученные уроки истории, убеждая нас не относиться к ней легкомысленно. Но тем не менее очень распространена точка зрения, что не нужно копаться в прошлом, нужно жить настоящим и смотреть в будущее. И эта мысль кажется по-своему логичной, особенно когда люди понимают, что история никогда не была точной наукой, в ней много тем вызывающих бесконечные споры.

Разница в том, с какой мотивацией браться за эту тему. Если мы хотим найти в истории подтверждение своим убеждениям (заблуждениям), мы не будем настоящими исследователями. Если мы там ищем основу для национальной гордости, мы её найдём или придумаем. Но это люди делают тогда, когда в настоящем гордиться нечем, а потребность испытывать это чувство высока. Это, по сути, комплекс неполноценности, который в определённые периоды свойственен как отдельным людям, так и народам в целом. Хотя в каждом народе всегда находятся люди не подверженные коллективным тенденциям.

Если мы возьмём историю человечества в целом, мы обнаружим там много трагических событий, оставивших в людях свой след. В истории было много войн, эпидемий, катаклизмов, периодов рабства и тирании. Ни один народ не избежал этой участи. У всех есть страницы истории, которые хочется забыть. Иногда потому что там много боли, а иногда потому что там много позора, который тоже хочется спрятать. У некоторых народов эти события случились столетия назад, у других сравнительно недавно, создав свежие раны.

Есть народы, у которых определённого рода события повторяются регулярно, через десятилетия или даже столетия. На этот феномен нужно обратить особое внимание. Это как раз и есть свидетельство невыученных уроков. И оно не единственное. Есть ещё много других признаков, которые я хотел бы описать. Но будем двигаться по порядку.

Прежде всего стоит разделить трагические события на категории. Первая из них связана с природными катаклизмами. В этом нет вины людей. Урок здесь может быть только в том, чтобы научиться предсказывать такие события и быть готовым к ним. Например, научиться строить здания таким образом, чтобы землетрясения не могли их разрушить.

Вторая категория связана с эпидемиями. Здесь тоже часто нет прямой вины людей. Но иногда в истории человечества эпидемии возникали от разведённой антисанитарии, а также в результате развития скотоводства и другой хозяйственной деятельности. Урок тут заключался в том, чтобы научиться поддерживать чистоту и научиться лечить или предупреждать через вакцинацию вирусные заболевания.

Третья категория трагических событий связана с оборонительными войнами или с жизнью в оккупации, когда один народ захватывает и даже порабощает другой. Принципиальная вина здесь лежит на тех, кто начинает военную агрессию. Но подобная ситуация всегда является уроком и для тех, кого захватили. Он может заключаться в том, что нужно учиться обороняться. Хотя и это не универсальная стратегия. Она не поможет в случае многократного превосходства противника. Следовательно, нужно учиться дипломатии, заключать правильные союзы. Нужно развивать торговлю, чтобы соседние народы видели большую пользу в торговых отношениях с вами. Нельзя допускать междоусобицу, ослабляющую обороноспособность страны.

Но нужно ещё учитывать то, что человечество менялось. Был длительный период истории, когда завоевательные войны были нормой. В исторической перспективе Александр Великий не выглядит абсолютным злодеем, несмотря на то, что в результате его завоевательного похода было убито огромное количество людей. Даже Наполеон, который исторически уже гораздо ближе к нам, не представляется однозначным злом. А вот Гитлер таковым считается.

Пятая категория трагических событий – это периоды рабства, крепостного права, деления людей по жесткой кастовой системе. Через это прошли все народы. Некоторые давно. Некоторые недавно. У ряда народов этот период затянулся. Поскольку речь идёт о внутренних событиях, люди внутри государства делились на тех, кто порабощает, и тех, кого порабощают. Ответственность в данном случае лежит на всех, по сути, на народе в целом. Ведь это означает, что одна часть населения была чрезвычайно эгоистична и жестока, вторая же слабовольна и труслива.

Какой урок мы можем извлечь из этого исторического опыта. Во-первых, история доказала, что рабский труд экономически менее эффективен, чем труд наёмных рабочих. Позитивная мотивация к труду работает гораздо лучше. Во-вторых, люди, долгое время жившие в рабстве (бывшие крепостными), не хотят брать ответственность за свою жизнь, не умеют отстаивать свои права, чаще всего не склонны к предпринимательской активности, но склонны к криминальным делам. Нужно несколько поколений свободной жизни, чтобы эта ситуация начала меняться. Властная элита в странах с подобным затяжным опытом часто безотчётна перед народом, авторитарна, коррумпирована и неоправданно жестока в своём силовом аппарате.

При этом изменить подобную столетиями сложившуюся практику трудно, поскольку запрос на неё происходит одновременно с двух сторон. С одной стороны, сам народ желает «крепкой руки» во власти, что, по сути является ностальгией по барину. С другой стороны, авторитарная власть всё время старается поддержать в народе именно эти настроения. Она это делает через искажённое преподавание истории в школе, через религиозные или идеологические институты, через телевидение и другие средства массовой информации. Она поощряет лизоблюдство и всячески наказывает вольнодумство. Свободолюбивые люди либо выборочно репрессируются, либо вытесняются за пределы страны.

Часто у жертв домашнего насилия развивается стокгольмский синдром. Жертвы начинают оправдывать своих мучителей, принимая избиения и унижения как норму. Также бывает у народов, прошедших массовые репрессии. Не только потомки палачей, но и потомки жертв массовых репрессий часто ищут оправдания этим событиям. А боль и стыд, которые живут внутри, заставляют вообще отрицать или значительно преуменьшать эти трагические события.

Когда мы говорим про целые народы, механизм точно такой же. Если вы не помните, замалчиваете, отрицаете, вы не получаете естественное лечение. Это и есть невыученные уроки истории. У некоторых народов эти травмы огромны, и раны свежи. Порой кажется, что у народа нет сил это признать и преступить к осмыслению полученного опыта. Но делать это рано или поздно придётся. Иначе подобные трагические события повторяются.

Шестая категория трагических событий тоже крайне тяжела. Это гражданские войны. Иногда разделение народа происходит по этническому признаку, иногда по религиозному, иногда по классовому или идеологическому. Когда одна часть страны воюет с другой, последствия всегда тяжёлые. Это ослабляет государство, и оставляет тяжёлый след. Обиды некоторых малых народов могут длиться столетиями. Это, безусловно, отравляет жизнь.

Есть ещё одно тяжёлое последствие гражданской войны и массовых репрессий. Появляется огромное недоверие у людей друг к другу. Память об этих событиях учит человека строить высокие заборы, запираться на много замков, избегать чужаков, а также не спешить помогать незнакомцам, попавшим в беду. Нередко у таких народов наблюдается такой феномен: случайно встречая соотечественников в другой стране, люди стараются не показать своего происхождения, избежать встречи. Это очень показательно. Если эти процессы заходят слишком далеко, народ как таковой распадается.

Есть ещё одна важная классификация революций: кровавые и бескровные. Гораздо лучше, когда они происходят бескровно. Даже если революция привела к более совершенной форме правления, но была очень кровавой, последствия будут тяжёлыми. Будут проявлены все те же болезни, на которые я указывал, описывая влияние репрессий и гражданской войны. Когда люди массово убивают своих соотечественников – это всегда тяжелейшая травма.

Восьмая категория трагических событий, которую я частично уже упоминал, чрезвычайно тяжела. Речь идёт о геноциде целых народов. В эту же категорию можно отнести этнические чистки во время гражданских войн. Сюда же можно приплюсовать организованные погромы по национальному или религиозному признаку. Ужас этих событий связан с тем, что при этнических чистках и в лагерях нацистов уничтожались не только мужчины, способные к сопротивлению, но также женщины, дети и старики. Масштабы последствий таких событий даже трудно оценить.

Если народы, организовавшие геноцид, не раскаялись, не признали свои преступления, огромное недоверие к ним со стороны других наций будет длиться очень долго. К общей радости мы знаем примеры раскаявшихся народов, признавших свои преступления. Это значительно оздоровило психологическую ситуацию, и в народе, совершавшем преступление, и в народе, подвергнувшемуся геноциду, и в человечестве в целом.

Но всё же, подавляющее большинство народов не любят признавать свои преступления, отрицают позорные для них исторические факты, оправдывают свои злодеяния предыдущими историческими событиями, в которых они пострадали. На этот момент я хотел бы особо обратить внимание. Я бы это назвал мультипликацией насилия.

Если вы изучите биографию массовых убийц, маньяков и насильников, практически всегда вы обнаружите, что они сами в детстве подверглись физическому, сексуальному или психологическому насилию. В человека входит некая разрушительная энергия, которая не позволяет ему нормально жить. Она ищет выход. Если человеку не оказать правильную психологическую помощь, есть большая вероятность того, что он направит эту энергию разрушения вовне, убивая и насилуя, или внутрь себя, совершая разные формы суицида. К медленному суициду можно отнести алкоголизм и наркотики.

Народы, которые не выучили жестокие уроки истории, находятся в схожем положении. Они склонны к агрессии как во внешний мир, так и во внутрь. Только проблема в том, что нет таких великих психотерапевтов или шаманов, которые могли бы вылечить целый народ. Лечение нации складывается из намерения лечиться отдельных людей, которые проделав над собой определённую работу, побуждают к этому других. Они подают пример. Если такие люди окажутся известными и влиятельными, дело пойдёт быстрее.

Каковы же симптомы у народа, массово не усвоившего уроки истории? Их очень много. Но, как правило, они все присутствуют. В такой стране будет низкая продолжительность жизни, особенно среди мужчин. Это связано с тем, что тяжесть непроработанных коллективных травм побуждает к алкоголизму, наркомании, к повышенной криминальности в поведении. У этого народа всегда будет колоссальная разница в уровне жизни между самыми богатыми и самыми бедными. Одни слишком эгоистичны, другие слишком безвольны. Пережиток рабовладельческой и рабской психологии. В такой стране будет системообразующая коррупция, охватывающая все ветви власти. Как следствие, безответственное отношение к окружающей среде: загрязнение рек, вырубка лесов. В такой стране будут брошенные дети и старики. Отчасти это связано с алкоголизмом и наркоманией. Но настоящие причины глубже.

Некоторые представители таких народов считают, что во всём виновата бедность. Нужно только решить экономические проблемы, и всё остальное наладится. К сожалению, это не так. Много стран из этой категории буквально сидит на огромных природных ресурсах. Когда на мировом рынке поднимаются цены на эти природные ископаемые, в подобные страны вливаются гигантские потоки денег. Но все вышеперечисленные проблемы не решаются, несмотря на некоторое повышение уровня жизни. Наоборот, попутно приходят другие беды. Легко полученные деньги вызывают приливы необоснованного национального самомнения. Политика в таких странах в становится агрессивнее по отношению к окружающим их народам.

Некоторые считают, что всё изменит смена власти, смена конкретных персоналий во власти. К сожалению, изменит не всё. При благополучном сценарии это может запустить верные процессы, которые через какое-то время дадут позитивные результаты. Но если не будет проделана работа по осмыслению истории, особенно той части истории, которая связана с преступлениями по отношению к собственному народу и к другим народам, то всё снова пойдёт по тому же самому кругу.

Как это ни странно, я впервые столкнулся с подобной темой на аутентичных шаманских церемониях в Амазонии. До этого тема влияния истории на людей меня не сильно беспокоила. Но войдя неожиданно для себя в глубокий транс (это всегда неожиданно, особенно когда впервые), я увидел то, что назвал для себя разными слоями бессознательного. Также это можно назвать слоями глубинной памяти. Самое главное, что ты понимаешь, что это объективно существующая реальность твоего внутреннего, а значит, субъективного мира. Удивительный парадокс, который не понятен, пока не встретишься с ним. Но ещё древние греки говорили: познай себя, и ты познаешь мир.

Этот подход, конечно, не отменяет традиционные способы знакомства с историей. Можно читать книги авторитетных историков, можно изучать архивы. Но в реальности начинающий интересоваться историей человек может оказаться в трудной ситуации, если первый авторитетный историк окажется сторонником очень специфических теорий. А таких немало. Я, например, сталкивался с тем, что среди профессоров МГУ были люди с очень ангажированными взглядами на историю.

В этой связи я считаю, что мне повезло в том, что я начал знакомиться с историей через погружения в глубинную память на шаманских церемониях. Во мне сформировалось нечто такое, что позволяет отличать ложь от правды, реальные факты от фейков, позволяет видеть мотивы человека, написавшего какой-то текст или читающего лекцию, помогает распознавать приёмы манипуляции.

Что же это за глубинная память, открывшаяся людям на церемониях аутентичных шаманов? Первый слой памяти – твоя личная история, начиная с раннего детства и даже с утробы матери. Второй слой – история твоей семьи, включая умерших предков. Третий слой бессознательного – история твоего народа. Четвёртый – история человечества. Это не финал. Но о следующих слоях написать сложнее. Даже до третьего слоя в ясном сознании дойти трудно. Нужно успевать перерабатывать большие объемы информации на высокой скорости.

Подлинная информация не приходит откуда-то извне. Она живёт в нас. В нашем теле, в крови, в генах. В своих неосознаваемых ощущениях мы имеем это всё в любую секунду нашей жизни. Через специальную технологию, которую за тысячи лет практики разработали малые народы в Амазонии и некоторые малые народы в Мексике, можно прочитать то, что буквально записано в нас. Это бывает болезненно. К этому нужно быть готовым. Очень важно попасть к мастерам, которые знают эту шаманскую технологию целиком. Таких очень мало. Нужно твёрдое осознанное решение погрузиться в себя. Это как принять эликсир правды. Но правды, прежде всего, для самого себя.

Вначале открывается много правды о нашей собственной жизни. Это тоже бывает болезненно. Никто из нас не святой и не является воплощённым совершенством. Всегда есть, что осознать и исправить. Затем будет слой памяти, связанный с нашей семьёй. Могут всплыть тяжёлые моменты. Но мы в силах многое изменить, включая следы на генетическом уровне. Я убеждён в этом. И видел тому впечатляющие доказательства. А если вам открывается информация с третьего и четвёртого слоя, значит, вы можете влиять и на эти масштабы. Для сознания нет пределов.

В моём видении шаманские церемонии – это такой способ ускоренного прохождения процесса психической эволюции. Вначале ты лечишь своё собственное я. А дальше сознание расширяется до всё больших масштабов, и ты начинаешь понимать, что и это всё имеет отношение к тебе. Мы несём ответственность не только за себя, но и за весь мир, который нам доступен в нашем восприятии. Чем больше человеку дано узнать, тем больше ответственности вместе с этим знанием он получает.

Всегда можно попробовать уснуть, забыться, уйти с головой в мелкие проблемы, чтобы снизить уровень ответственности, чтобы кто-то другой взвалил это всё на себя. Но стоит ли это делать? Или всё-таки лучше стать частью процессов, ускоряющих эволюцию психики и развивающих общество? Для меня кажется логичным стараться сделать мир лучше. Ведь мы в этом мире живём!

Источник

Д.А. Гринин. Проблема ценности детских воспоминаний. («Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции. ») (ЕГЭ по русскому)

Гранин в своем тексте говорит о том, что старые вещи – это не просто “ненужные пни”, мешающие человеку жить в настоящем, это отдельная жизнь, которая может помочь ему ощутить тепло и радость прошлых лет.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор уверен, что, несмотря на безвозвратность вещей, они должны быть в человеческой памяти и сердце. Потому что самым родным и счастливым является прошлое, прошлое, которое для каждого человека было и будет особенным.

Гранин убежден, что с прошлым не стоит окончательно прощаться, потому что оно пробуждает в нас “добро, нежность, радость и восторг”.

Я согласна с позицией автора. Так, например, в рассказе Чехова “Тоска” извозчик Иона постоянно погружался в воспоминания о сыне. Конечно, с одной стороны, это мешало ему работать, но, с другой стороны, он находил в себе силы жить только благодаря этим самым воспоминаниям. Я думаю, что даже при жизни сына Иона его так не любил, так не боготворил, как после его смерти. Только потеря сына научила Иона ценить жизнь, любовь, настоящее и прошлое. Так и в рассказе Бунина “Темные аллеи” демонстрируется значимость прошлого. В этом произведении главный герой признается своей возлюбленной, что для него воспоминания об их отношениях дороже, чем все происходящее с ними сейчас. Ведь мужчина чувствует тепло, которым веяло из прошлого, тепло, которого нет в настоящем, возможно, как и самих чувств.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id36297

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *