роль пословиц и поговорок в жизни человека
Проект «Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?»
Тема: Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?
Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно! Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто всѐ может сделать один».
Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки, какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время, употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследование на тему: «Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?».
Объект исследования: Пословицы и поговорки
Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок в жизни человека
Цель исследования: определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, интереса к данному жанру фольклора.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.
3. Провести анализ и сделать выводы. Приготовить презентацию работы.
4. Составить собственный сборник пословиц и поговорок для младшеклассников.
Гипотеза: Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни. Они содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности.
Ожидаемые результаты: В результате изучения литературы и проведѐнного исследования мы узнаем, нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.
-анализ и синтез, обобщение;
— опрос учеников, взрослых;
Основная часть Глава I. Обзор литературы, информации из Интернета Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Сейчас XXI век – век новых современных технологий. Все умеют пользоваться современными техническими достижениями. Не представляем, как обойтись без компьютеров и сотовых телефонов. А от наших прадедушек и прабабушек нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество – фольклор. До сих пор мы с интересом читаем сказки, скороговорки, прибаутки, песенки-заклички, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки появились задолго до того, как возникла письменность. Это чудо фольклор передавалось из уст в уста, из века в век. А впервые появились на Руси в XII веке. Некоторые дошли до нас в произведениях древних рукописей литературы X- XII веков, таких как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Мы изучали их на уроках литературы. Лишь со II половины XIII века пословицы и поговорки стали печататься. Вот сколько лет жили эти прекрасные произведения искусства! И от нас зависит, будут ли они жить дальше. В настоящее время известны имена таких составителей сборников, словарей с пословицами и поговорками, как И.М.Снегирѐв, Ф.И. Буслаев, А.Н.Афанасьев. Но самым известным среди них – непревзойдѐнный В.И. Даль. Мы узнали о нѐм на уроках литературы. Он всю жизнь посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок. Собирал их по всей России. (рис.1) Нам интересно читать их и в толковом словаре Ожегова, с которым мы работаем на уроках.
рис.1
Поговорки: Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего). После дождичка в четверг (То есть никогда). Цыплят по осени считают (о результатах работы надо судить толь ко по еѐ окончании). Как с гуся вода. (Ничего не делается, всѐ сходит благополучно). Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например: О труде.
О Родине.
Поговорки создают яркие портреты людей:
— Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)
— Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)
— У него денег куры не клюют. ( О богатом).
— Гол, как осиновый кол. (О бедном).
— Идѐт, словно пава. ( О походке).
— Волосы на себе рвѐт.
— На стенку лезет. ( Испытывает переживание, страх).
— Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).
— Душа – потѐмки. (О скрытном человеке).
— В голове ума палата. (Об умном).
— В голове реденько засеяно. (О глупом).
— они – украшение нашей речи;
— содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности;
— содержат в себе мудрость;
— поднимают настроение, вызывают улыбку;
— прославляют или осуждают; предостерегают;
— развивают чувство познания красоты русского языка;
— развивают нравственные качества личности;
— дают оценку явлений действительности.
Для того чтобы выяснить, употребляются ли в нашей современной жизни и вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых нашего посѐлка, какую роль играют, мы провели экспериментальную работу.
На I этапе: 1. Попытались выяснить у учеников нашей школы и взрослых в посѐлке, знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;
2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)
3. Нужны ли они современным людям? Зачем?
5. Какие чаще употребляют?
Результаты занесли в таблицу:
— И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики знают больше, чем взрослые);
— Большинство употребляют их в жизни (когда надо кратко сказать о ситуации);
— Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как не поступать или поступать);
Распространёнными являются: У взрослых:
— Без труда не вынешь рыбку из пруда. 7 раз отмерь – один отрежь. У учеников:
— С кем поведёшься, от того и наберёшься.
C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный час.
1. Беседа из истории пословиц и поговорок.
2. Виды пословиц и поговорок.
После классного часа заполнили анкету: 1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках.
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни?
Ребята сказали, что заинтересовались работой. И теперь все считают, что пословицы и поговорки не только нужны в жизни, но и любимы. Их обязательно будут употреблять. Они будут передаваться поколениям и не забудутся.
Сделали свой иллюстрированный сборник пословиц и поговорок (40 листов, с расшифровкой их значения) на темы: о труде; об учении и уме; о дружбе.
Заключение. Выводы. Рекомендации.
Таким образом, изучив данную тему в литературе, Интернете и проведя опрос и анкетирование, мы узнали: какие бывают пословицы и поговорки (о труде, о Родине, об учении, дружбе, матери и многие другие), какой смысл содержат в себе, употребляются ли они в современное время, какова их роль.
Гипотеза о том, что пословицы и поговорки нужны и употребляются в современное время, подтвердилась. Пословицы и поговорки проверены временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют. Они интересны, так как кратко выражают суть, украшают нашу речь. Они содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности.
Наши рекомендации в стихотворной форме:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Ведь с ней и горе, не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте помнить их, друзья!
В дальнейшем мы планируем создать сборник пословиц и поговорок для учеников начальных классов и на другие темы: О Родине, семье, храбрости, силе.
Список используемой литературы
1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы. Волгоград, 1985. – 174с.
2. Ивановская А. День работой весел. «Детская литература», 1986. – 64с.
4. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. «Ювента», 2010 – 96с.
5. Фелицына В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1998 – 187с.
1. www/ poslovica/ ru
2. pogovorki.net/ cat10/
3. www/ infout.ru/material.htm?mid=10755
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Исследовательская работа на тему «Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека»
Роль пословиц и поговорок
в жизни современного человека
Страна «Словения» (литература)
Фамилия, имя, отчество авторов
Бескоровайная Валерия Александровна
Удовиченко Вадим Вячеславович
Территория, населённый пункт
Красноярский край, п. Северо-Енисейский
Наименование образовательного учреждения
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»
Место выполнения работы
МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 2»
Артеменко Людмила Геннадьевна
Глава 1. Обзор литературы, информации из Интернета………………стр.4
Глава 2. Экспериментальная часть
Опрос ребят, взрослых. ……………………….………………………. стр.9
Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.
Объект исследования: Пословицы и поговорки
Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок
определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, стимулирование интереса к данному жанру фольклора.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.
3. Сделать выводы. Приготовить презентацию работы.
4. Составить свой сборник пословиц и поговорок для младшеклассников.
Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни.
Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно! Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто всё может сделать один».
Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки, какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время, употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследование на тему: «Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека».
В результате изучения литературы и проведённого исследования мы узнаем, нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.
Методы, которыми мы пользовались:
— опрос учеников, взрослых; 3
Глава I . Обзор литературы, информации из Интернета.
Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
В настоящее время известны имена таких составителей сборников, словарей с пословицами и поговорками, как И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н.Афанасьев. Но самым известным среди них – непревзойдённый В.И. Даль. Мы узнали о нём на уроках литературы. Он всю жизнь посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок. Собирал их по всей России. Нам интересно читать их и в толковом словаре Ожегова, с которым мы работаем на уроках.
Часто слышишь такую фразу: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Возникает вопрос: «А есть ли различие между ними?»
А как вы, ребята думаете? А в чём это различие?
предложение с моралью и глубоким (словосочетание)
— это заповедь, которой должны высказывания;
(учит, наставляет); можно заменить другим словом
— может состоять из двух частей. или высказыванием, не делима на
части, содержит иронию.
— Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться)
— Красна птица пером, а человек – умом. (О животных судят по внешности, а человека – по труду).
— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай несколько дел сразу, не получишь хороших результатов)
— Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Призывает не торопиться, обдумывать)
— Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего)
— После дождичка в четверг. (То есть никогда)
— Цыплят по осени считают. (О результатах работы надо судить только по её окончании)
— Как с гуся вода. (Ничего не делается, всё сходит благополучно). 5
Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например:
— Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая)
— Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)
— Терпение и труд всё перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)
— Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных местах)
— С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца)
-Родина – мать, умей за неё постоять. (Свою Родину надо защищать как мать). 6
— Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – придёт и решение)
— Грамоте учиться – всегда пригодиться. (Грамотный человек найдёт примененье своим знаниям).
— Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и других людей).
— Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив).
Поговорки создают яркие портреты людей:
— Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)
— Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)
— У него денег куры не клюют. ( О богатом)
— Гол, как осиновый кол. (О бедном)
— Идёт, словно пава. ( О походке)
— Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).
— Душа – потёмки. (О скрытном человеке). 7
— В голове ума палата. (Об умном человеке).
— В голове реденько засеяно. (О глупом).
Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время, потому что
— мы их до сих пор употребляем;
— они – украшение нашей речи;
— содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности; 7
— содержат в себе мудрость;
— поднимают настроение, вызывают улыбку;
— прославляют или осуждают;
— отражают разные стороны жизни;
— развивают чувство познания красоты русского языка;
— развивают нравственные качества личности;
— они интересны, так как кратко выражают суть;
— благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в трудной ситуации или как не надо делать;
— дают оценку явлений действительности.
Для того чтобы выяснить употребляются ли в нашей современной жизни и вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых нашего посёлка, мы провели экспериментальную работу. 8
1. Попытались выяснить у учеников нашей школы и взрослых в посёлке, знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;
2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)
4. Нужны ли они современным людям?
5. Какие чаще употребляют?
Результаты занесли в таблицу:
— И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики знают больше, чем взрослые);
— Большинство употребляют их в жизни (в нужное место);
— Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как поступать);
C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный час.
1. Беседа из истории пословиц и поговорок.
2. Виды пословиц и поговорок.
После классного часа заполнили анкету:
1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках.
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни?
Ребята сказали, что заинтересовались работой. И теперь все
считают, что пословицы и поговорки не только нужны в жизни, но и любимы.
Сделали свой иллюстративный сборник пословиц и поговорок (с расшифровкой их значения) на темы: о труде; об учении и уме; о дружбе.
Заключение. Выводы. Рекомендации.
Таким образом, изучив данную тему в литературе, Интернете и проведя опрос и анкетирование, мы узнали: 10
какие бывают пословицы и поговорки (о труде, о Родине, об учении, дружбе, матери и многие другие), какой смысл содержат в себе, употребляются ли они в современное время,
Гипотеза о том, что пословицы и поговорки нужны и употребляются в современное время, подтвердилась. Пословицы и поговорки проверены временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют. Они интересны, так как кратко выражают суть, украшают нашу речь.
Наши рекомендации в стихотворной форме:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе, не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте помнить их, друзья!
В дальнейшем мы планируем создать сборник для учеников начальных классов и на другие темы: О Родине, семье, храбрости, силе.
Список используемой литературы.
1. Фелицына В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1998
2. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. «Ювента», 2010
3. Розетт. Большой толковый словарь. Москва «Просвещение», 1989
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1990
5. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. Волгоград, 1985
6. Ивановская А. День работой весел. «Детская литература», 1986
«Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ
и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Тема исследовательской работы:
«Роль пословиц и поговорок в жизни
Исследователь: Костенко Софья
Ученица 2 Б класса МБОУ СОШ №1
Руководитель: Исмагилова Л.В
Учитель начальных классов
Когда мы пишем самостоятельные и контрольные работы по математике в
тетради на печатной основе, нам предлагают прочитать эпиграф (девиз) к
работе. Он обычно в форме пословицы или поговорки. Это так интересно!
Всегда хочется выполнить то, что советуют. Например: «Тот господин, кто
всѐ может сделать один».
Мы захотели подробнее узнать, какие бывают пословицы и поговорки,
какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время,
употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели
исследование на тему: «Какова роль пословиц и поговорок в жизни
Объект исследования: Пословицы и поговорки
Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок в жизни человека
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ№1
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме.
3. Провести анализ и сделать выводы. Приготовить презентацию работы.
4. Составить собственный сборник пословиц и поговорок для младших школьников.
Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни. Они
содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов
В результате изучения литературы и проведѐнного исследования мы узнаем,
нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их
сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас.
Методы, которыми мы пользовались:
-анализ и синтез, обобщение;
— опрос учеников, взрослых;
Глава I. Обзор литературы, информации из Интернета
Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
Сейчас 21 век – век новых современных технологий.
Мы не представляем, как обойтись без компьютеров и сотовых телефонов. А от наших прадедушек и прабабушек нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество – фольклор. До сих пор мы с интересом читаем сказки, скороговорки, прибаутки, песенки-заклички, пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки появились задолго до того, как возникла письменность. Это чудо фольклор передавалось из уст в уста, из века в век. А
впервые появились на Руси в 12 веке. Некоторые дошли до нас в произведениях древних рукописей литературы 10- 12 веков.
Лишь со 2 половины 13 века пословицы и поговорки стали печататься. Вот сколько лет жили эти прекрасные произведения искусства! И от нас зависит, будут ли они жить дальше.
В настоящее время известны имена таких составителей сборников,
словарей с пословицами и поговорками, как И.М.Снегир ѐ в, Ф.И. Буслаев,
А.Н.Афанасьев. Но самым известным среди них – непревзойд ѐ нный В.И.
Даль. Он всю жизнь посвятил
собиранию пословиц и поговорок. Собирал их по всей
Нам интересно читать их и в толковом словаре Ожегова. (Рис 1)
Часто слышишь такую фразу: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.
Возникает вопрос: «А есть ли различие между ними?»
А как вы, ребята думаете? А в ч ѐ м это различие?
-это целое законченное предложение с моралью и глубоким смыслом ;
— это меткое красноречивое выражение (словосочетание) ;
— не оставляет законченного высказывания ;
— это коротенькая притча (учит,наставляет) ;
-может состоять из двух частей ;
-она как реплика, которую можно заменить другим словом или высказыванием, не делима на части, содержит иронию ;
— Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться) (рис.2)
— Красна птица пером, а человек – умом. (О животных судят по внешности, а
человека – по труду).
— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай
несколько дел сразу, не получишь хороших результатов) (рис.3)
— Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Призывает не торопиться, обдумывать)
— Семеро одного не ждут. (Группа людей не должна ждать опаздывающего)
— После дождичка в четверг. (То есть никогда)
— Цыплят по осени считают. (О результатах работы надо судить только по е ѐ
— Как с гуся вода. (Ничего не делается, вс ѐ сходит благополучно).
Пословицы и поговорки настолько разнообразны. Народ придумал их на все случаи жизни. Их можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и многие другие. Например:
— Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая)
— Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)
— Терпение и труд вс ѐ перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)
— Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных
— С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца) (рис.7)
-Родина – мать, умей за не ѐ постоять. (Свою Родину надо защищать как мать).
— Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – прид ѐ т и
-Грамоте учиться – всегда пригодиться. (Грамотный человек найд ѐ т
примененье своим знаниям).
— Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и
— Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив).
Поговорки создают яркие портреты людей
— Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом)
— Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности)
— У него денег куры не клюют. ( О богатом) (рис.9)
— Гол, как осиновый кол. (О бедном) (рис.10)
— Ид ѐ т, словно пава. ( О походке)
(О душевном состоянии).
— Душа нараспашку. (Об открытом характере человека).
— Душа – пот ѐ мки. (О скрытном человеке).
— В голове ума палата. (Об умном) (рис.11)
— В голове реденько засеяно. (О глупом) (рис.12)
Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время,
— мы их до сих пор употребляем;
— они – украшение нашей речи;
— содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности;
— содержат в себе мудрость;
— поднимают настроение, вызывают улыбку;
— прославляют или осуждают; предостерегают;
— развивают чувство познания красоты русского языка;
— развивают нравственные качества личности;
— они интересны, так как кратко выражают суть;
— благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в
трудной ситуации или как не надо делать;
Для того чтобы выяснить, употребляются ли в нашей современной жизни и
вызывают ли интерес пословицы и поговорки у ребят и взрослых,
какую роль играют, мы провели экспериментальную работу.
1. Попытались выяснить у учеников начальной школы и родителей,
знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры;
2. Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет)
4. Нужны ли они современным людям? Зачем?
5. Какие чаще употребляют?
Результаты занесли в таблицу:
— И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики
знают больше, чем взрослые);
— Большинство употребляют их в жизни (когда надо кратко сказать о
— Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в
жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как
не поступать или поступать);
Распростран ѐ нными являются:
C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный
1. Беседа из истории пословиц и поговорок.
2. Виды пословиц и поговорок.
3. Игры на тему. После классного часа заполнили анкету:
1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках.
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни?
Таким образом, изучив данную тему в литературе, в интернете и проведя
опрос и анкетирование, мы узнали:
Какие бывают пословицы и поговорки (о труде, о Родине, об учении, дружбе,
матери и многие другие)
Какой смысл содержат в себе, употребляются ли
они в современное время, какова их роль.
Гипотеза о том, что пословицы и поговорки нужны и употребляются в
современное время, подтвердилась. Пословицы и поговорки проверены
временем. Они воспитывают: учат, как поступать, направляют.
Они интересны, так как кратко выражают суть, украшают нашу речь. Они
содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов
Наши рекомендации в стихотворной форме:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе, не беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте помнить их, друзья!
В дальнейшем мы планируем создать сборник пословиц и поговорок для
учеников начальных классов и на другие темы: О Родине, семье, храбрости,
Список используемой литературы :
1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы. Волгоград, 1985. – 174с.
2. Ивановская А. День работой весел. «Детская литература», 1986. – 64с.
4. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. «Ювента», 2010 – 96с.
5. Фелицына В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1998 – 187с.